HTML clipboard
HTML clipboard
Состояние и перспективы развития флотов стран НАТО часть 2
(часть 1)Капитан 1 ранга В. Афанасьев
Великобритания имеет крупнейшие в Западной Европе
военно-морские силы, которым традиционно отводится важная роль в
проведении политики правящих кругов страны. Они насчитывают 147 боевых
кораблей (четыре атомные ракетные, 16 атомных многоцелевых и 12
дизельных подводных лодок, три легких авианосца, 13 эскадренных
миноносцев УРО, 33 фрегата УРО, два фрегата, девять десантных, 41
минно-тральный и 14 патрульных кораблей), пять сторожевых и 48
десантных катеров, а также около 220 вспомогательных судов и катеров. В
авиации ВМС 46 самолетов "Си Харриер", 220 вертолетов
(противолодочных, ДРЛО, транспортно-десантных, учебно-тренировочных и
других) и около 110 учебно-тренировочных и вспомогательных самолетов. В
интересах флота, кроме того, используется более 30 самолетов базовой
патрульной авиации, входящей в ВВС. Численность личного состава ВМС
65,5 тыс. человек, в том числе 7,7 тыс. в морской пехоте.
Атомные ракетные подводные лодки (четыре типа
"Резолюшн", постройка 1967-1969 годов) - единственный компонент
стратегических ядерных сил страны. В 1982-1988 годах в соответствии с
программой "Шевалин" было произведено их перевооружение ракетами "Поларис-А3ТК" с разделяющейся головной частью типа МИРВ (шесть
боеголовок индивидуального наведения мощностью по 40-50 кт).
Правительство М. Тэтчер, отвергая возможность подключения
страны к ядерному разоружению, твердо придерживается курса наращивания
военной мощи, прежде всего ракетно-ядерной. С этой целью в середине
90-х годов намечено заменить уже устаревшие атомные ракетные подводные
лодки типа "Резолюшн" ПЛАРБ нового поколения, оснащенными
баллистическими ракетами "Трайдент-2". Планируется построить
четыре подводные лодки, две из них (головная S05 "Вэнгард" и S06 "Викториос") уже строятся, финансирование строительства двух
других ПЛАРБ, возможно, будет осуществлено в этом году. Подводное
водоизмещение лодок типа "Вэнгард" 15000 т; длина 148,3 м, ширина
12,8 м, осадка 12 м; ядерная энергетическая установка мощностью 27500
л. с. (реактор PWR-2) позволяет развивать скорость до 25 уз; вооружение
- 16 американских баллистических ракет "Трайдент-2" с
разделяющимися головными частями типа МИРВ английской разработки и
производства (8-14 боеголовок индивидуального наведения) и дальностью
стрельбы до 11000 км, торпеды. Ввод в строй S05 "Вэнгард" намечен
на 1994 год.
Атомные многоцелевые подводные лодки в английских ВМС
представлены следующими типами: "Трафальгар" (пять единиц,
постройка 1983-1989 годов), "Свифтшур" (шесть, 1973-1981) и "Вэлиант" (пять, 1966-1971). В различных стадиях постройки
находятся две ПЛА типа "Трафальгар", ввод их в боевой состав
состоится в этом году и следующем. С 1987 года ведется разработка
атомной подводной лодки нового типа SSN20. По своим размерениям и
водоизмещению она подобна ПЛА "Трафальгар", но ее ядерная
энергетическая установка будет однотипна с ЯЭУ ПЛАРБ "Вэнгард".
Кроме того, она должна иметь усиленный корпус, приспособленный для
плавания во льдах Арктики. Заказ на строительство головной лодки
предполагается разместить в 1993 году.
Находящиеся в боевом составе флота дизельные подводные лодки
типа "Оберон" (11 единиц) уже устарели (срок их службы составляет
от 27 до 22 лет), и для их замены поступают лодки нового поколения типа "Апхолдер". Головная ПЛ S40
"Апхолдер" (рис. 1) передана
ВМС в 1989 году, очередные три лодки войдут в строй в 1990, 1991 и 1993
годах. Затем намечается разместить заказы на постройку еще пяти ПЛ.
Подводное водоизмещение ПЛ 2455 т; длина 70,3 м, ширина 7,6 м, осадка
5,5 м; дальность плавания под РДП со скоростью 8 уз 8000 миль;
вооружение - шесть 533-мм торпедных аппаратов для стрельбы ПКР "Гарпун" и торпедами, а также для постановки мин. Экипаж 44
человека, из них семь офицеров.
Наиболее крупными кораблями флота являются легкие авианосцы
R05 "Инвинсибл" (построен в 1980 году), R06 "Илластриес"
(1982) и R07 "Арк Ройял" (1985). Они способны принять на борт и
обеспечить нормальное функционирование восьми самолетов "Си
Харриер", девяти противолодочных вертолетов "Си Кинг" и трех
вертолетов ДРЛО "Си Кинг-AEW.2". При необходимости состав
авиагруппы может варьироваться. В 1988 году завершилась модернизация
R05 "Инвинсибл", в ходе которой угол наклона рампы был увеличен с
7 до 12°, установлены три ЗАК "Голкипер", новые системы
управления оружием, связи, РЛС и ГАС.
Работы по модернизации на авианосце R06
"Илластриес"
намечается провести в 1991-1993 годах. В результате корабль будет
вооружен четырьмя ЗРК "Си Вулф" и тремя ЗАК "Голкипер",
будет также увеличен угол наклона рампы до 12°. В будущем
предполагается и остальные авианосцы вооружить ЗРК "Си Вулф".
Класс эскадренных миноносцев представлен современными кораблями УРО
типа "Шеффилд" (12 единиц, рис. 2) и эсминцем УРО D23 "Бристоль". Дальнейшее строительство кораблей этого класса пока
не предусматривается.
Наиболее многочисленным классом кораблей английского флота
являются фрегаты (35 единиц: шесть типа "Амазон", 14 - "Бродсуорд" и 15 - "Линдер"). Из общего количества фрегатов
33 - корабли УРО. Завершено строительство серии фрегатов УРО типа "Бродсуорд" - 14-й (последний) корабль в серии - F87
"Чатам" - передан флоту в ноябре прошлого года.
С 1985 года ведется постройка фрегатов УРО типа
"Норфолк". Головной корабль F230 "Норфолк" в конце 1989
года введен в строй, очередной фрегат будет передан ВМС в текущем году,
последующие два - в 1991-м, пятый и шестой - в 1992-м и седьмой - в
1993 году. Всего намечается построить 16 таких фрегатов. Их полное
водоизмещение 4200 т, длина 133 м, наибольшая скорость хода 28 уз,
дальность плавания 7800 миль при 15 уз, вооружение: две
четырехконтей-нерные пусковые установки ПКР "Гарпун", установка
вертикального пуска для ЗУР "Си Вулф", одноорудийная 114-мм
артустановка, две 30-мм спаренные артустановки, два 324-мм двухтрубных
торпедных аппарата, два вертолета. Экипаж 146 человек, из них 12
офицеров.
Большое внимание уделяется развитию минно-тральных сил, в
боевой состав которых в 1989 году вошли два тральщика - искателя мин:
М41 "Куорн" - 13-й (последний) корабль в серии типа "Брекон" и М101 "Сэндаун" - головной в новой серии
(предположительно) из 20 единиц. В 1991 году планируется передать флоту
два тральщика - искателя мин типа "Сэндаун", а в 1992-м и 1993-м
- еще по одному. Кроме того, в этом году предполагается разместить
дополнительный заказ на строительство трех тральщиков типа "Ривер".
Английские ВМС располагают двумя десантно-вертолетными
кораблями-доками типа "Феарлес" (постройка 1965 и 1967 годов),
пятью танкодесантными кораблями - четыре типа "Сэр Бидайвер"
(1967-1968) и "Сэр Гэлахэд" (1987), двумя десантными кораблями
типа "Арденнэ" (1977-1978). Постройка кораблей этого класса в
ближайшее время не предусматривается.
Федеративная Республика Германия располагает
достаточно мощными военно-морскими силами. По состоянию на начало этого
года они насчитывают 111 боевых кораблей (24 дизельные подводные лодки,
семь эскадренных миноносцев УРО, семь фрегатов УРО, пять корветов, 20
малых десантных и 55 минно-тральных кораблей), 40 ракетных и 28
десантных катеров, а также более 120 вспомогательных судов и катеров.
Авиация ВМС включает около 190 самолетов и вертолетов. Численность
личного состава военно-морских сил 36 тыс. человек.
Подводные силы флота представлены лодками проектов 206 (18
единиц, постройка 1973-1975 годов) и 205 (шесть, 1966-1969). 12
подводных лодок проекта 206 проходят капитальный ремонт, в ходе
которого они модернизируются с целью продления срока службы до 2000
года, а возможно, и далее. Шесть лодок уже прошли модернизацию, работы
на других шести будут завершены в 1992 году. Модернизированные ПЛ
получают обозначение 206А. Подводные лодки проекта 205, а также
оставшиеся шесть ПЛ проекта 206 модернизации не подлежат. Они будут
заменяться лодками нового проекта 212 по мере поступления последних в
ВМС. Предполагается построить 12 таких ПЛ (водоизмещение 1200 т).
Первые семь единиц намечается заказать в 1990 году и ввести в строй во
второй половине 90-х годов.
В марте этого года планируется передать ВМС фрегат УРО F214
"Любек" - восьмой (последний в серии) корабль типа "Бремен". Затем в ФРГ развернется строительство фрегатов УРО
нового проекта 123 (четыре корабля в серии) для замены в 1994-1996
годах эскадренных миноносцев УРО типа "Гамбург", срок службы
которых к тому времени достигнет 30 лет. Фрегаты УРО проекта 123 будут
иметь водоизмещение порядка 4300 т, вооружение - противокорабельные
ракеты "Экзосет" или "Гарпун", установка вертикального
пуска для ЗУР "Стандарт", две пусковые установки ЗУР ближнего
действия RAM21, 76-мм артустановка, два 324-мм трехтрубных торпедных
аппарата, два вертолета.
В конце 90-х годов эскадренные миноносцы УРО типа
"Лютьенс" (три, постройка 1969-1970 годов) предполагается
заменить новыми кораблями. Ими могут стать фрегаты УРО разрабатываемых
в настоящее время проектов: западногерманского - 124 или совместной
разработки ряда стран НАТО - NFR90.
Командование флота уделяет большое внимание совершенствованию
минно-тральных сил: на вооружение поступают новые корабли, выводятся из
строя устаревшие. Продолжается строительство быстроходных тральщиков
нового проекта 343 (десять единиц в серии), которые должны заменить
устаревшие базовые тральщики типа "Шютце" постройки 1959-1963
годов. Корабли проекта 343 могут производить тральные работы,
осуществлять постановку мин (принимают на борт до 60 мин) и
использоваться в качестве кораблей управления минно-тральной системы "Тройка". В прошлом году ВМС было передано три таких тральщика, в
этом в строй войдут еще пять, а в 1991-м - последние два.
После завершения программы строительства тральщиков проекта
343 планируется приступить к постройке десяти тральщиков-искателей мин
нового проекта 332 (заказ на их строительство был размещен в 1988
году). Тральщики-искатели мин данного проекта способны вести поиск и
уничтожение мин, использоваться как корабли управления минно-тральной
системы "Тройка", осуществлять постановку мин. По данным
иностранной печати, возможное их количество в серии - 20. К середине
90-х годов они должны заменить тральщики-искатели мин типа "Линдау" постройки 1958-1960 годов.
Класс ракетных катеров западногерманских ВМС представлен 10
ракетными катерами проекта 143А (постройка 1982-1984 годов, рис. 3), 20
- проекта 148 (1972-1975) и 10 - проекта 143 (1976-1977). В середине
90-х годов намечается модернизация ракетных катеров проекта 143, в ходе
которой вероятно оснащение их ЗРК RAM.
Франция. Военно-морские силы страны располагают 121
боевым кораблем (шесть атомных ракетных, четыре атомные многоцелевые и
14 дизельных подводных лодок, Два авианосца, крейсер-вертолетоносец и
крейсер УРО, 14 эскадренных миноносцев УРО, два эскадренных миноносца,
23 фрегата УРО и один фрегат, 18 десантных, 21 чинно-тральный и 14
патрульных кораблей) и 32 десантными катерами, а также 197
вспомогательными судами и катерами. В морской авиации около 150 боевых
самолетов и 38 боевых вертолетов. Численность личного состава ВМС 66
тыс. человек.
Ударной силой флота являются атомные ракетные подводные лодки
- пять типа "Редутабль" (постройка 1971-1980 годов) и одна типа "Энфлексибль" (1985, рис. 4), организационно входящие в состав
стратегического морского командования. ПЛАРБ S614 "Тоннан", S613 "Эндомтабль" и S615
"Энфлексибль" вооружены баллистическими
ракетами М4 (на каждой лодке 16) с дальностью стрельбы до 4500 км,
имеющими разделяющуюся головную часть типа МИРВ (шесть боеголовок
индивидуального наведения по 150 кт**). Остальные лодки оснащены
ракетами М20 (также по 16) с дальностью стрельбы 3200 км и моноблочной
головной частью мощностью 1 Мт. Данные ракеты снимаются с вооружения и
заменяются на М4. В настоящее время проходит перевооружение ПЛАРБ S612 "Террибль", срок окончания работ в августе 1991 года. К 1992 или
1993 году будет переоборудована под ракеты М4 S610 "Фудройянт".
Перевооружение S611 "Редутабль" (головной) не планируется, в 1997
году ее предполагается вывести из боевого состава флота.
По данным зарубежной прессы, во Франции разрабатывается
баллистическая ракета М45 с дальностью стрельбы до 5000 км как
промежуточное звено между ракетами М4 и М5. Ею в середине 90-х годов
намечается вооружать строящиеся для замены существующих ПЛАРБ атомные
ракетные подводные лодки нового типа "Триумфан" (шесть единиц в
серии) до принятия на вооружение в 1999 году ракеты М5. Головная ПЛАРБ "Триумфан" уже заложена, передача ее флоту ожидается в 1994 году.
Подводное водоизмещение лодки 14 200 т, длина 138 м, мощность ядерной
энергетической установки (реактор типа К15) 41000 л. с, скорость хода в
подводном положении 25 уз, вооружение - 16 баллистических ракет М45
(первоначально), а затем М5 с дальностью стрельбы 11000 км,
противокорабельные ракеты "Экзосет" и торпеды. Экипаж 110
человек. С принятием на вооружение ракеты М45 ею будет оснащена также
ПЛАРБ S615 "Энфлексибль".
Командование французских ВМС уделяет большое внимание
развитию атомных многоцелевых подводных лодок. Продолжается
строительство ПЛА типа "Рубис" (проект SNA72). В различных
стадиях постройки находятся пятая, шестая и седьмая ПЛА этого типа.
Пятая и последующие лодки представляют улучшенный вариант проекта. Они
должны иметь несколько большее водоизмещение (4000 т) и дополнительно к
торпедным аппаратам оборудованы установкой вертикального пуска для
противокорабельных ракет.
По мере поступления на флот атомных подводных лодок типа
"Рубис" дизельные ПЛ типа "Дафнэ" (девять единиц) будут
выводиться из боевого состава. Что касается дизельных подводных лодок
типа "Агоста" (четыре единицы), то они останутся в составе флота
до 2002-2003 годов. Строительство дизельных ПЛ пока не
предусматривается.
Наряду с совершенствованием подводных сил развивается и
надводный флот. В апреле 1989 года на судоверфи в г. Брест был заложен
первый в стране атомный авианосец R91 "Шарль де Голль" (рис. 5).
Его полное водоизмещение 36 000 т; длина корпуса 238 м (полетной палубы
261,5 м), ширина корпуса 31,8 м (полетной палубы 64,4 м), осадка 8,5 м;
мощность ядерной энергетической установки (два реактора типа К15) 82000
л. с, скорость хода 28 уз; вооружение - до 40 самолетов и вертолетов,
несколько установок вертикального пуска для ЗУР, две пусковые установки
ЗРК "Садрал". Экипаж 1150 человек, а также 550 человек летного и
летно-технического состава. Ввод атомного авианосца запланирован на
1996 год, после чего авианосец R98 "Клемансо" (см. цветную
вклейку) будет выведен из боевого состава флота. Предполагается
построить также второй атомный авианосец. Заказ на его строительство,
возможно, будет размещен в 1991 или 1992 году. С передачей его ВМС
авианосец R99 "Фош" будет выведен из боевого состава. В текущем году намечается передать флоту эскадренный миноносец
УРО D646 "Латуш Тревиль" - седьмой (последний в серии) корабль
типа "Жорж Леги". Эсминцы этого типа останутся в боевом составе
флота до 2004-2014 годов. Продолжается строительство эскадренного
миноносца УРО D615 "Жан Барт" типа "Кассар", ввод его в
строй запланирован на 1991 год. Постройка третьего и четвертого
кораблей этого типа отложена до тех пор, пока не будет создана
установка вертикального пуска для ЗУР "Астер". Срок службы D614 "Кассар" и D615
"Жан Барт" определен 2013 и 2015 годами. В
1988 году были размещены заказы на строительство фрегатов УРО новых
типов: "Лафайет" (три) и "Флореаль" (шесть). Первые имеют
полное водоизмещение 3200 т, длину 119 м, мощность главной
энергетической установки (четыре дизеля) 20000 л. с; скорость хода до
25 уз, дальность плавания 7000 миль при скорости 15 уз, вооружение -
восемь пусковых установок для ПКР "Экзосет", восьмизарядная
пусковая установка ЗРК "Наваль Кроталь", одноорудийная 100-мм и
две 20-мм артустановки, два 12,7-мм пулемета, вертолет. Экипаж 156
человек. У фрегатов УРО типа "Флореаль" несколько меньшее
водоизмещение (2850 т), длина (93,5 м), мощность главной энергетической
установки (8000 л. с.) и менее мощное вооружение (четыре пусковые
установки для ПКР "Экзосет", две пусковые установки ЗРК "Садрал", одноорудийная 100-мм и две 20-мм артустановки,
вертолет). Передача ВМС головных кораблей обоих типов намечена на 1990
год (F800 "Флореаль") и 1994-й ("Лафайет"), однако
сообщений об их закладке в иностранной печати не проходило. С вводом в
боевой состав кораблей УРО типа "Флореаль" предусматривается
постепенный вывод из строя фрегатов УРО типа "Коммандан Ривьер".
Большое внимание уделяется развитию амфибийных и
минно-тральных сил. Ведется постройка десантно-вертолетного
корабля-дока L9011 "Фудр" - головного в серии из трех единиц. Его
полное водоизмещение 11800 т, десантовместимость 470 человек и 1800 т
различных грузов, четыре вертолета и до десяти десантных катеров. Ввод
в строй L9011 "Фудр" планируется в 1991 году. Строительство
второго и третьего кораблей пока отложено.
Минно-тральные силы пополняются тральщиками-искателями мин
типа "Эридан" (проект "Трипартит", десять единиц в серии).
Флоту уже передано девять кораблей, ввод в боевой состав десятого
ожидается в этом году. Осуществляется постройка тральщиков - искателей
мин нового типа "Нарвик" (проект ВАМО, десять единиц в серии).
Средства на строительство шести кораблей уже выделены (1987-1989 годы)
или будут выделены в 1990-1991 годах, а финансирование постройки
последующих четырех намечено на 1992-й. Эти тральщики-искатели мин
будут катамаранного типа. Их водоизмещение 870 т, длина 52 м, скорость
хода до 15 уз, дальность плавания 5000 миль при скорости 10 уз,
вооружение - 40-мм артустановка, два 12,7-мм пулемета, два
противоминных подводных аппарата РАР-104, акустический и магнитный
тралы. Передача флоту М651 "Нарвик" намечена на 1992 год. С
вводом кораблей этого типа в состав ВМС устаревшие тральщики-искатели
мин типа "Агрессив" будут выводиться из строя.
Италия имеет достаточно сбалансированные ВМС: 73
боевых корабля (десять дизельных подводных лодок, легкий авианосец,
крейсер-вертолетоносец и два крейсера УРО, четыре эскадренных миноносца
УРО, 12 фрегатов УРО, три фрегата, 12 корветов, два десантных и 26
минно-тральных кораблей), семь ракетных катеров на подводных крыльях, а
также около 120 вспомогательных судов и катеров. В морской авиации 18
самолетов и 98 вертолетов. Численность личного состава ВМС 45 тыс.
человек.
Подводные силы представлены лодками типов
"Тоти"
(четыре, постройка 1968-1969 годов), "Сауро" (четыре, 1979-1982,
рис. 6) и "Сальваторе Пелоци" (две, 1988-1989). Подводные лодки
типа "Сальваторе Пелоци" представляют собой улучшенный вариант
лодок "Сауро". Они имеют более совершенное радиоэлектронное
оборудование, обсуждается вопрос о вооружении их противокорабельными
ракетами "Гарпун". В настоящее время еще две лодки этого типа
находятся в постройке, передача их флоту намечена на 1993 год. В
соответствии с планами развития ВМС предусматривается строительство
подводных лодок нового проекта S90, которые во второй половине 90-х
годов должны заменить устаревшие ПЛ типа "Тоти". Их подводное
водоизмещение около 2500 т, глубина погружения 400 м, вооружение -
шесть 533-мм торпедных аппаратов для стрельбы противокорабельными
ракетами и торпедами. Новейшим кораблем флота является легкий авианосец С551
"Джузеппе Гарибальди". Его вооружение: до 16 вертолетов и
самолетов с вертикальным или коротким взлетом и посадкой, четыре ПУ ПКР "Отомат", две восьмизарядные пусковые установки ЗРК
"Альбатрос", три 40-мм двухствольные артустановки, два 324-мм
трехтрубных торпедных аппарата. Экипаж 550 человек. Кроме того, имеется
230 человек летного и технического состава авиагруппы. Предполагается
построить еще один такой корабль для замены во второй половине 90-х
годов крейсера-вертолетоносца С550 "Витторио Венето" постройки
1969 года.
Класс эскадренных миноносцев, представленный эсминцами УРО
типов "Аудаче" (два, постройка 1972 года) и "Импавидо"
(два, 1963 и 1964), пополнится в 1992 году двумя строящимися кораблями
УРО нового типа "Анимосо". Они заменят эскадренные миноносцы УРО
типа "Импавидо".
Фрегаты в итальянском флоте - это корабли УРО типов
"Маэстрале" (восемь, постройка 1982-1985 годов) и "Лупо"
(четыре, 1977-1980), а также корабли с обычным артиллерийским
вооружением F594 "Фазан" типа "Бергамини" (1962) и типа "Альпино" (два, 1968). Строительство новых фрегатов пока не
планируется.
В текущем году предусматривается передать флоту три корвета
типа "Минерва" и один - "Кассиопея". В 1991 году будет
введен в строй еще один корабль типа "Минерва". В дальнейшем
предполагается построить еще четыре корвета типа "Кассиопея".
Амфибийные силы флота располагают двумя десантно-вертолетными
кораблями-доками типа "Сан-Джорджо" 1987 и 1988 годов постройки,
способными принять на борт 400 морских пехотинцев, а также 30 танков
или до пяти транспортно-десантных вертолетов.
Новейшими кораблями минно-тральных сил являются
тральщики-искатели мин типа "Лериче" (четыре, постройка 1985
года). Строительство их продолжается. В 1991 году шесть тральщиков
должны войти в строй.
Канада. В составе военно-морских сил имеется 22 боевых
корабля основного класса (три дизельные подводные лодки, четыре
эскадренных миноносца и 15 фрегатов), два минно-тральных и шесть
патрульных кораблей, а также 40 вспомогательных судов и катеров. В
интересах флота используются 33 базовых патрульных самолета и 32
противолодочных вертолета, организационно входящих в ВВС. Численность
личного состава ВМС 13300 человек.
Находящиеся в строю подводные лодки являются однотипными с
английскими ПЛ "Оберон" и строились в Великобритании в середине
60-х годов. В 1980-1986 годах они прошли модернизацию, в результате
чего срок их службы был продлен до середины 90-х годов. Намечавшаяся
ранее долгосрочная программа создания к 2005-2010 годам атомного
подводного флота из 10-12 ПЛА и ввода в строй головной лодки в 1996
году не утверждена. Вновь рассматривается вопрос о строительстве
дизельных подводных лодок. В качестве вероятных прототипов будущей ПЛ
могут быть проекты существующих подводных лодок (английские,
западногерманские, шведские и другие).
С целью повышения боевых возможностей эскадренных миноносцев
с 1987 года проводится их переоборудование и модернизация. Работы уже
завершены на эсминце "Элтонкуин". До 1992 года - срок окончания
программы модернизации - будут переоборудованы последовательно
оставшиеся корабли этого класса "Ирокез", "Атабаскан" и "Гурон". В ходе модернизации эсминцы получат следующее
вооружение: установку вертикального пуска для ЗУР "Стандарт",
76-мм артустановку, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс "Вулкан-Фаланкс", два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, два
вертолета. Ожидается, что срок их службы будет продлен до 2000-2004
годов.
Фрегаты - самый многочисленный класс кораблей канадских ВМС.
Они находятся в строю длительное время, устарели, и поэтому в 1980-1985
годах была проведена их модернизация с целью повышения боевых
возможностей и продления срока службы. Намечается оставить в боевом
составе флота корабли типов "Аннаполис" (два) до 1994-1996 годов, "Маккензи" (четыре) - 1990-1993 и
"Рестигуш" (четыре) -
1991-1994-го. Фрегаты типа "Сент-Лорент" (пять) будут выводиться
из строя с поступлением на флот фрегатов УРО нового типа "Галифакс". Строительство последних ведется с 1987 года, ввод в
боевой состав ВМС головного корабля "Галифакс" намечен на этот
год. Его полное водоизмещение 4750 т, длина 134,1 м, ширина 16,4 м,
осадка 4,6 м, мощность главной энергетической установки (две газовые
турбины LM2500) 50000 л. с, наибольшая скорость хода 29 уз, дальность
плавания 7100 миль при скорости 15 уз, вооружение - две
четырехконтейнерные пусковые установки ИКР "Гарпун", установка
вертикального пуска для ЗУР "Си Спарроу", одноорудийная 57-мм
артустановка, 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс", два 324-мм двухтрубных
торпедных аппарата, вертолет. Планируется построить 12 фрегатов УРО
этого типа, причем в 1990 году, помимо головного, флоту будут переданы
еще два корабля. Завершение строительства серии намечено на 1996 год.
Существенным недостатком канадских ВМС, по мнению зарубежных
военных специалистов, является отсутствие в их составе минно-тральных
сил. С целью исправления создавшегося положения предполагается
построить 12 минно-тральных кораблей с поставкой флоту в 1993-1996
годах. Их водоизмещение примерно 900 т, длина 60 м, скорость хода 15-18
уз, вооружение: 40-мм артустановка, два 12,7-мм пулемета, аппаратура
для поиска и уничтожения мин, различные тралы. В настоящее время, кроме
того, уже переоборудованы в минные тральщики два судна снабжения типа "Антикости".
Численность корабельного состава остальных европейских стран
НАТО приведена в таблице, а перспективы их развития рассматриваются
ниже.
Бельгия. Завершается строительство серии (десять
единиц) тральщиков-искателей мин типа "Астер" (проект "Трипартит"). В различных стадиях постройки находятся три корабля
(два намечено ввести в строй в этом году, а третий-десятый по счету и
последний в серии - в 1991 году). В настоящее время изучается
возможность создания минно-трального корабля следующего поколения,
способного осуществлять поиск заглубленных в ил мин, не поддающихся
обнаружению нынешними средствами миноискания. Разработка проекта,
возможно, будет вестись совместно с Нидерландами и Португалией.
Предполагается, что каждая страна построит десять таких тральщиков.
Проводятся также модернизационные работы на фрегатах УРО.
Находящиеся на их вооружении торпеды L5 заменяются Мк46 мод. 5. Кроме
того, на эти корабли планируется установить зенитные артиллерийские
комплексы "Голкипер".
Нидерланды. Продолжается строительство подводных лодок
типа "Вальрус". После пожара в 1986 году на S802 "Вальрус"
первой лодкой этого типа, переданной ВМС в 1989 году, стала S803 "Зеелев". Последующие ПЛ будут введены в строй в 1991-1993 годах.
Устаревшие типа "Потвис" постройки 1961-1965 годов будут
выведены. На базе ПЛ типа "Вальрус" намечается создать подводную
лодку нового проекта под названием "Морей".
В соответствии с планами развития ВМС фрегаты УРО типа
"Тромп" останутся в строю До конца 90-х годов (их предполагается
заменить разрабатываемым сейчас фрегатом НАТО NFR90). Шесть фрегатов
УРО типа "Кортенаэр" (десять в серии, постройка 1978-1983 годов,
рис. 7) намечается модернизировать в 1992-1996 годах, оставшиеся четыре
корабля будут выведены в резерв в 90-х годах.
В 1990 году ВМС пополнятся двумя фрегатами УРО нового типа
"Карел Доорман" (F827 "Карел Доорман" и F829 "Виллем ван
дер Заан"), в различных стадиях постройки находятся еще пять
кораблей. Их полное водоизмещение 3320 т; длина 122,3 м, ширина 14,4 м,
осадка 4,3 м; двухвальная комбинированная дизель-газотурбинная
установка (две газовые турбины мощностью по 24000 л. с. и два дизеля по
4000 л. с.) позволяет развивать скорость хода до 30 уз; дальность
плавания 5000 миль с экономической скоростью 18 уз; вооружение - две
четырехконтейнерные пусковые установки для ИКР "Гарпун",
установка вертикального пуска для ЗУР "Си Спарроу", одноорудийная
76-мм артустановка, 30-мм ЗАК "Голкипер", две 20-мм одноствольные
артустановки, два 324-мм двухтрубных торпедных аппарата, вертолет. С
вводом в строй первых кораблей типа "Карел Доорман" устаревшие
фрегаты УРО типа "Ван Спейк" будут выводиться из состава флота.
В прошлом году было завершено строительство серии
тральщиков-искателей мин типа "Алкмаар" (15 единиц). В настоящее
время прорабатывается вопрос о разработке совместно с Бельгией
минно-трального корабля нового поколения, оснащенного современными
средствами миноискания, позволяющими проводить поиск заглубленных в ил
мин. Намечается построить десять таких кораблей. Они заменят базовые
тральщики типа "Доккум".
Норвегия. Командование ВМС осуществляет широкую
программу обновления и модернизации корабельного состава. На верфях ФРГ
ведется строительство подводных лодок проекта 210 (шесть единиц в
серии). Головная лодка S300 "Ула" была передана флоту в 1989
году, остальные войдут в строй в текущем, а также 1991 и 1992 годах.
Подводное водоизмещение этих ПЛ 1150 т; длина 59 м, ширина 5,4 м,
осадка 4,6 м; наибольшая подводная скорость 23 уз, надводная 11 уз;
дальность плавания 5000 миль при скорости 8 уз (под РДП); вооружение -
восемь 533-мм торпедных аппаратов. Глубина погружения 250 м. Экипаж
18-20 человек, в том числе три офицера. Подводные лодки типа "Ула" заменят в первую очередь лодки типа
"Коббен" (четыре
единицы), которые не предполагается модернизировать. Другие шесть ПЛ
этого типа уже проходят модернизацию (работы на последней должны быть
выполнены к апрелю 1992 года).
К февралю 1991 года намечено завершить модернизационные
работы на фрегатах УРО типа "Осло". Они оборудуются ГАС с
буксируемой антенной переменной глубины погружения, другим современным
радиоэлектронным оборудованием. Кроме того, кормовая 76-мм артустановка
заменяется 40-мм.
В текущем году планируется приступить к модернизации ракетных
катеров типов "Сторм" и "Снёгг" (будет усовершенствована
система управления огнем).
Имеются также планы строительства новых минно-тральных
кораблей (шести тральщиков и четырех тральщиков-искателей мин). Они
будут иметь водоизмещение до 360 т, длину 54,5 м, ширину 13 м, осадку
2,3 м, скорость хода до 20 уз, вооружение - 40-мм артустановка, тралы
различных видов. Тральщики-искатели мин, кроме того, предусматривается
оснастить двумя противоминными подводными аппаратами РАР-104. Постройка
кораблей данной серии должна быть завершена в 1996 году. Они заменят
базовые тральщики типа "Сауда".
Дания. Завершается капитальный ремонт и модернизация
трех подводных лодок типа "Коббен", закупленных в Норвегии
(получили наименования S322 "Тумлерен", S323 "Селен" и S324 "Спрингерен"), ПЛ S322
"Тумлерен" передана флоту в конце
прошлого года, позднее войдут в строй остальные. С вводом их в боевой
состав ВМС будут выведены в резерв лодки типа "Дельфинен" (две,
постройка 1959-1964 годов).
Ведется строительство четырех фрегатов проекта
"Стандарт
флекс 2000", призванных осуществлять патрулирование зон рыболовства
в Северном море, в районе Фарерских о-вов и у берегов Гренландии. Их
полное водоизмещение 2700 т; длина 104 м, ширина 14,4 м, осадка 6 м;
мощность главной энергетической установки (четыре дизеля) 12000 л. с;
наибольшая скорость хода 20 уз; дальность плавания 8300 миль при
скорости 18 уз; вооружение - одноорудийная 76-мм артустановка, одна или
две 20-мм одноствольные артустановки, вертолет. Экипаж 60 человек.
Головной корабль намечается передать флоту в этом году, последующие
будут вводиться в строй с интервалом в один год. Фрегаты этого проекта
заменят фрегаты типа "Хвидбьёрнен" постройки начала 60-х годов.
Продолжается строительство многоцелевых боевых катеров
проекта "Стандарт флекс 300" водоизмещением 300 т. Из 16 единиц,
предполагаемых к постройке, два уже переданы флоту и пять строятся.
Особенностью этих катеров является то, что на базе единого стандартного
корпуса предусмотрена возможность размещения на них различного
вооружения (в модульном исполнении) в зависимости от решаемых задач:
артиллерийского, ракетного, минно-трального. Время, затрачиваемое на
переоснащение, составляет 24-48 ч. Первые семь катеров (последний из
них предусматривается передать флоту в 1992 году) будут использоваться
в качестве патрульных и минно-тральных кораблей. Последующие девять
катеров получат наряду с артиллерийским ракетное оружие.
К 1992 году намечается также завершить модернизацию минных
заградителей типа "Фальстер" с целью продления срока их службы до
2000 года.
Греция. В соответствии с греко-западногерманским
соглашением для ВМС Греции будут построены четыре фрегата УРО проекта
МЕКО200: один в г. Гамбург (ввод в строй запланирован на 1992 год) и
три на национальных судоверфях, возможно, в г. Скараманга, при
технической помощи специалистов ФРГ (окончание строительства в 1996
году).
С 1988 года ведется постройка ракетных катеров проекта
"Оспрей 55" (возможное количество в серии - десять единиц). В
настоящее время заложены два катера, передача флоту головного намечена
на середину этого года. Они будут иметь водоизмещение 475 т и вооружены
ПКР "Гарпун".
В различных стадиях строительства находятся пять
танкодесантных кораблей водоизмещением по 4400 т. Ввод в боевой состав
флота головного должен быть осенью текущего года.
Наряду с постройкой новых кораблей осуществляется
модернизация находящихся в строю. Так, в ходе очередных
модернизационных работ предусматривается подв |