Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2017, 10:24

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Состояние и перспективы развития флотов стран НАТО часть 1
HTML clipboard

Состояние и перспективы развития флотов стран НАТО часть 1 (часть 2)

Капитан 1 ранга В. Афанасьев

В результате настойчивых усилий СССР и других стран социалистического содружества, а также соответствующих ответных шагов США и их партнеров по Североатлантическому союзу удалось снизить военную напряженность, добиться позитивных результатов в области сокращения ядерных вооружений. Положительные сдвиги наметились в уменьшении военного противостояния в Европе, где развиваются процессы, ведущие к росту взаимного доверия и создающие предпосылки для достижения мер в области разоружения. Однако ясно просматриваются и другие тенденции. Усилия США и их союзников направлены на уклонение от переговоров по вооружениям, в которых государства блока НАТО имеют преимущество.

Особенно большие усилия Соединенные Штаты предпринимают для того, чтобы не допустить переговоров о сокращении военно-морских сил, их вооружений, избежать контроля за деятельностью флотов. На океанских и морских просторах продолжается ничем не ограничиваемая гонка вооружений: на подводных лодках и надводных кораблях сосредоточен огромный разрушительный потенциал ядерного и обычного оружия.

Форсированное наращивание США и НАТО мощи флотов, резкое повышение их активности ведут к росту военной опасности, делают Мировой океан местом, где возможность возникновения конфликтных ситуаций с применением оружия становится наиболее вероятной.

Вот почему проблема разоружения на морях и океанах становится неотъемлемым фактором развития отношений между Востоком и Западом в целом. По мере развития процесса сокращения стратегических наступательных вооружений, вооруженных сил и вооружений в Европе, расширения и углубления мер контроля за военной деятельностью сухопутных войск вопросы ограничения и сокращения морских вооружений, распространения мер доверия на деятельность военно-морских сил выдвигаются на первый план. Они становятся все более дестабилизирующим международную обстановку фактором - как в глобальном, так и в региональном масштабе.

В данной статье, подготовленной по материалам иностранной печати, проводится краткий анализ корабельного состава ВМС США и их партнеров по НАТО, рассматриваются перспективы его развития.

Военно-морские силы США - наиболее современные и самые крупные в капиталистическом мире - являются одним из основных инструментов давления, с помощью которого Вашингтон обеспечивает проведение политики "с позиции силы". Они занимают особое место в вооруженных силах страны, считаются одним из наиболее мощных их видов и, обладая универсальностью, высокой мобильностью и разнообразными средствами поражения, предназначены не для обороны, а в первую очередь для ведения активных наступательных операций в любом районе земного шара.

Стратеги Пентагона возлагают на ВМС решение следующих основных задач: завоевание и удержание господства на море, нанесение ракетно-ядерных ударов по объектам на территории противника и борьба с его ПЛАРБ, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, проведение морских десантных операций, обеспечение стратегических перебросок морем войск, вооружения и предметов материально-технического снабжения, оказание военно-политического давления на независимые государства путем демонстрации силы.

Военное руководство страны всегда придавало и придает особое значение ВМС. Подтверждением этого могут служить данные по бюджетам военно-морских сил за последние годы (табл. 1), а также планы строительства кораблей и судов флота в 1990-1994 финансовых годах (табл. 2).

По данным справочника по корабельному составу "Джейн", на начало 1990 года военно-морские силы США насчитывали более 460 кораблей основных классов (включая 44 корабля экстренного резерва), более 200 катеров (патрульных, десантных и тральщиков), свыше 80 вспомогательных судов различного назначения и 130 судов командования морских перевозок. Кроме того, в военное время флоту передается 250 сторожевых кораблей, катеров и вспомогательных судов береговой охраны. На вооружении авиации флота и морской пехоты находится примерно 5000 самолетов и вертолетов, половина из них - боевые. Численность личного состава ВМС около 800 тыс. человек, из них 196 тыс. в морской пехоте.

В соответствии с решаемыми задачами американский флот подразделяется на подводные ракетно-ядерные силы (атомные ракетные подводные лодки - ПЛАРБ) и силы общего назначения (атомные многоцелевые подводные лодки - ПЛА, дизельные подводные лодки, надводные корабли, вспомогательные суда).

Атомные ракетные подводные лодки, являющиеся важнейшим компонентом стратегических наступательных сил США, в которые также входят межконтинентальные баллистические ракеты и стратегическая авиация, занимают особое место в структуре флота. Повышенная скрытность боевого использования обеспечивает им высокие живучесть и неуязвимость в условиях активного противодействия противника. В сочетании с большой ударной мощью и высокой точностью стрельбы баллистических ракет это позволяет подводным ракетно-ядерным силам быть эффективным средством ядерного нападения не только в первом, но и в последующих ударах.

Как сообщает зарубежная пресса, Соединенные Штаты располагают 36 ПЛАРБ (десять типа "Огайо" и 26 - "Лафайет"), причем более половины из них постоянно находится на боевом патрулировании в различных районах Мирового океана в полной готовности к нанесению с различных направлений ядерных ударов по объектам на территории СССР и других стран социалистического содружества. На этих лодках размещены 656 пусковых установок для баллистических ракет "Трайдент-1", "Трайдент-2" и "Посейдон".

По расчетам западных военных специалистов, общая численность ядерных боеголовок на американских ПЛАРБ после принятия на вооружение ракет "Трайдент-2" (об этом см. ниже) достигнет 5936 единиц, что составит почти 50 проц. стратегического ядерного арсенала США.

Новейшими атомными ракетными подводными лодками американского флота являются ПЛАРБ типа "Огайо". При их создании использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей. Они имеют следующие основные характеристики: надводное водоизмещение 16600 т, подводное 18700 т; длина 170,7 м, ширина 12,8 м, осадка 10,8 м; мощность ядерной энергетической установки (водо-водяной реактор типа S8G) 60000 л. с; скорость подводного хода 25 уз; вооружение - 24 пусковые установки для баллистических ракет "Трайдент-1" или "Трайдент-2".

Строительство этих лодок ведется с 1979 года, головная SSBN726 "Огайо" вступила в строй в 1981-м. Первые восемь ПЛАРБ вооружены баллистическими ракетами "Трайдент-1" с дальностью стрельбы до 7400 км. Данная ракета имеет разделяющуюся головную часть (РГЧ) типа МИРВ с восемью боеголовками индивидуального наведения мощностью по 100 кт, точность стрельбы (круговое вероятное отклонение - КВО) составляет 450 м.

Баллистическая ракета "Трайдент-2" в настоящее время проходит испытания, принятие ее на вооружение намечено на весну текущего года. Эта ракета превосходит "Трайдент-1" по дальности стрельбы (в зарубежной печати указываются цифры 11000 и 12000 км) и точности (КВО -120 м). РГЧ "Трайдент-2" типа МИРВ содержит 13 боеголовок по 100 кт или восемь по 475 кт.

Баллистическими ракетами "Трайдент-2" будут оснащаться все подводные лодки типа "Огайо", начиная с SSBN734 "Теннесси",- девятой ПЛАРБ в серии. Кроме того, в ходе капитальных ремонтов первых восьми лодок типа "Огайо" они заменят ракеты "Трайдент-1".

По данным иностранной прессы, США намерены построить до 24 ПЛАРБ типа "Огайо", планируемый темп строительства - один корабль в год. С передачей этих лодок ВМС устаревающие атомные ракетные подводные лодки типа "Лафайет" с ракетами "Посейдон" будут выводиться из боевого состава флота.

ПЛАРБ типа "Лафайет" находятся в строю более 20 лет (с 1963-1967 годов), но, тем не менее, срок их службы в результате проведенных капитальных ремонтов и модернизационных работ продлен до середины или конца 90-х годов. В 1978-1982 годах 12 лодок этого типа были переоборудованы под ракеты "Трайдент-1" (количество пусковых установок осталось прежним - 16). На остальных ПЛАРБ сохранились ракеты "Посейдон" (на каждой лодке 16 ракет с дальностью стрельбы 4600 км, их разделяющаяся головная часть включает десять боеголовок типа МИРВ по 100 кт, КВО - 450 м).

Американская печать сообщает, что США, чтобы остаться в рамках Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, после ввода в боевой состав очередной ПЛАРБ типа "Огайо" предполагают вывести из строя в 1990 году лодку SSBN626 "Даниэл Уэбстер" типа "Лафайет" с ракетами "Посейдон".

Особое место в ВМС общего назначения занимают подводные лодки. По состоянию на начало этого года их численность достигла 101 единицы, в том числе 100 атомных многоцелевых (44 типа "Лос-Анджелес", 37 - "Стёрджен", 12 - "Пермит", три - "Скипджек", две - "Этен Аллен", а также "Гленард П. Липскомб" и "Нарвал") и одна дизельная (типа "Барбел").

Атомные многоцелевые подводные лодки, обладающие большой скрытностью, практически неограниченной дальностью плавания, значительной автономностью (зависит лишь от физического состояния экипажа), высокой скоростью хода (в подводном положении 30 уз и более) и глубиной погружения от 300 до 450 м, имеющие на вооружении современные системы ракетного (ПКР "Гарпун", ПЛУР САБРОК, крылатые ракеты "Томагавк"), торпедного и минного оружия, способны не только вести борьбу с надводным и подводным противником, но и наносить удары (часть лодок) крылатыми ракетами по его береговым объектам.

Наиболее современными и боеспособными лодками флота считаются ПЛА типа "Лос-Анджелес" (рис. 1). Их подводное водоизмещение 6900 т, длина 109,7 м, ширина 10,1 м, осадка 9,9 м, мощность ядерной энергетической установки (водо-водяной реактор типа S6G) 35 000 л. с, подводная скорость хода свыше 30 уз, глубина погружения до 450 м. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, которые могут использоваться для стрельбы торпедами, крылатыми ракетами "Томагавк", ПКР "Гарпун", ПЛУР САБРОК, а также для постановки мин. ПЛА SSN719 "Провиденс" и последующие лодки оснащаются, помимо торпедных аппаратов, установкой вертикального пуска для крылатых ракет "Томагавк".

Строительство этих лодок ведется с 1972 года, головная SSN688 "Лос-Анджелес" передана ВМС в 1976-м. Ранее планировалось построить 68 таких ПЛА, однако в связи с решением начать строительство серии атомных многоцелевых подводных лодок нового типа "Сивулф" их количество было сокращено до 62. Ввод в строй последних ПЛА намечен на 1993-1994 годы.

Одну из лодок типа "Лос-Анджелес" - SSN691 "Мемфис" предполагается вывести из состава регулярных сил и использовать в качестве опытовой.

Намеченные к строительству ПЛА нового типа "Сивулф" (30 единиц в серии) будут иметь более высокие тактико-технические характеристики, чем американские лодки других типов. Судя по материалам западной прессы, они станут самыми малошумными в ВМС США и наилучшим образом приспособленными для действий в арктических условиях. Их подводное водоизмещение составит более 9000 т, вооружение - восемь 762-мм торпедных аппаратов для стрельбы торпедами, ПКР "Гарпун", крылатыми ракетами "Томагавк", ПЛУР "Си Ланс" (разрабатывается на замену ПЛУР САБРОК), а также для постановки мин. Контракт на строительство головной ПЛА SSN21 "Сивулф" был заключен в январе 1989 года, в 1991-1994 годах намечается финансировать постройку еще 11 лодок.

Авианосцы - важнейший элемент американских ВМС общего назначения, ударная сила флота во всеобщей ядерной и ограниченных войнах с применением и без применения ядерного оружия, главный инструмент достижения в мирное время политических целей путем демонстрации военно-морской мощи. Их роль и значение определяются прежде всего мобильностью, широким диапазоном огневых возможностей, достаточно высокой боевой устойчивостью, значительной автономностью. Они представляют собой единственную универсальную систему оружия на море, способную эффективно действовать в любой точке Мирового океана и, применяя обычное или ядерное оружие, уничтожать воздушные, надводные и подводные цели, наносить удары по береговым объектам.

По данным иностранной печати, в боевом составе ВМС США насчитывается 15 многоцелевых авианосцев: пять атомных ("Энтерпрайз" и четыре типа "Честер У. Нимитц", рис. 2), а также десять с обычными энергетическими установками (четыре типа "Китти Хок", четыре - "Форрестол" и два - "Мидуэй"). В резерве флота находятся CVA31 "Бон Омм Ричард" (1944 года постройки), CV34 "Орискани" (1950), CVS20 "Беннингтон" (1944) и CVS12 "Хорнет" (1943). Авианосец AVT16 "Лексингтон" (1943) используется в качестве учебного корабля для подготовки летчиков авианосной авиации.

В 90-е годы Пентагон планирует поддерживать количественный состав боеготовых авианосцев на уровне 15 единиц и при этом осуществлять их качественное совершенствование. К настоящему моменту практически завершена постройка корабля CVN72 "Авраам Линкольн" типа "Честер У. Нимитц" - пятого в серии, ввод его в боевой состав намечен на начало текущего года. Он должен заменить авианосец CV43 "Корал Си" постройки конца 40-х годов, который будет переклассифицирован в учебный корабль и займет место AVT16 "Лексингтон".

Ввод в боевой состав ВМС авианосца CVN73 "Джордж Вашингтон" (шестого корабля типа "Честер У. Нимитц") ожидается в конце 1991 - начале 1992 года. В это же время предполагается вывести из строя CV41 "Мидуэй", построенный в 1945 году. Окончание строительства CVN74 "Джон К. Стеннис" и CVN75 "Юнайтед Стейтс" (седьмой и восьмой корабли типа "Честер У. Нимитц") запланировано на 1996 и 1998 годы. Они заменят авианосцы типа "Форрестол".

Наряду с интенсивным строительством кораблей данного класса в США продолжается модернизация и расширенный ремонт (программа SLEP) авианосцев, длительное время находящихся в строю (кроме CV41 "Мидуэй" и CV43 "Корал Си", которые намечается вывести из состава регулярных сил в начале 90-х годов), с целью продления срока их службы до 45 лет и более. В соответствии с программой SLEP уже завершены работы на авианосцах CV60 "Саратога", CV59 "Форрестол" и CV62 "Индепенденс". Выход из ремонта CV63 "Китти Хок" запланирован на февраль 1991 года. Затем переоборудование пройдут CV64 "Констеллейшн" (1990-1993), CV61 "Рэнджер" (1993-1996), CV66 "Америка" и CV67 "Джон Ф. Кеннеди" (1999-2002).

Современный авианосец - это самый крупный надводный корабль (водоизмещение до 100000 т), основную мощь которого составляет палубная авиация: штурмовая (штурмовики А-6Е "Интрудер" и А-7Е "Корсар-2"), истребительная (истребители F-14 "Томкэт"), истребительно-штурмовая (истребители-штурмовики F/A-18 "Хорнет"), противолодочная (самолеты S-3A и В "Викинг", вертолеты SH-3D и Н "Си Кинг"), разведывательная (самолеты-разведчики RF-14A "Томкэт"). На его борту имеются также самолеты ДРЛО и управления (Е-2С "Хокай"), РЭБ (ЕА-6В "Проулер") и заправщики (KA-6D "Интрудер"). На таком плавучем аэродроме размещается около 90 самолетов и вертолетов (одно авиационное крыло), около половины из них - носители ядерного оружия.

Судя по материалам западной печати, в составе авианосной авиации находится свыше 1300 боевых самолетов и вертолетов, сведенных в 15 авиакрыльев, два из которых находятся в резерве.

Другим классом наиболее крупных надводных кораблей в американском флоте являются линейные корабли (четыре единицы: ВВ61 "Айова" - головной в серии, ВВ62 "Нью-Джерси", ВВ63 "Миссури" и ВВ64 "Висконсин"). Они были построены в 1943-1944 годах, участвовали в боевых действиях на Тихом океане во время второй мировой войны и в агрессивной войне в Корее (1950-1953). В период 1954-1958 годов была проведена их консервация. Однако линкору ВВ62 "Нью-Джерси" пришлось участвовать еще в одной войне - в агрессии против Вьетнама (1968-1969), затем он вновь был законсервирован.

В 1981 году конгресс США, принимая очередную программу эскалации вооружений, выдвинутую администрацией Рейгана, наряду с финансированием строительства ПЛАРБ типа "Огайо", стратегического бомбардировщика В-1 и межконтинентальных ракет MX санкционировал выделение средств на расконсервацию и модернизацию "Нью-Джерси" и в целом одобрил возвращение в строй всех четырех линейных кораблей. Причину такого поворота в судьбе линкоров иностранные военные специалисты объясняют стремлением Пентагона достичь "полного превосходства" над Советским ВМФ.

Работы по расконсервации, модернизации и переоборудованию линейных кораблей были завершены в 1989 году (ВМС был передан последний корабль ВВ64 "Висконсин", рис. 3). В результате их вооружение стало включать: восемь четырехконтейнерных защищенных пусковых установок для крылатых ракет "Томагавк" трех модификаций (для поражения наземных целей - с ядерной боевой частью мощностью 200 кт при дальности полета до 2500 км и обычной БЧ при 1250 км; для поражения надводных кораблей - с осколочно-фугасной 64 при 550 км); четыре четырех-контейнерные пусковые установки для ПКР "Гарпун"; три 406-мм трехорудийные и шесть 127-мм двухорудийных башенных артустановок, четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан-Фаланкс", три противолодочных вертолета.

Командованием ВМС США предусматривается применение линейных кораблей в качестве ядра самостоятельных ракетных ударных групп. Они могут решать задачи огневой поддержки сил десанта, завоевания господства в отдельных районах морских ТВД, защиты морских коммуникаций, а также наносить удары крылатыми ракетами по вторым эшелонам и резервам сухопутных войск противника. В мирное время линкоры активно привлекаются для демонстрации мощи американского флота.

Важное место в составе ВМС общего назначения занимают такие классы кораблей, как крейсера, эскадренные миноносцы и фрегаты. Они призваны вести борьбу с воздушным и подводным противником (прежде всего в составе корабельного охранения авианосцев, линкоров, десантных кораблей, конвоев), с его надводными силами, а также решать задачи огневой поддержки морских десантов и сухопутных войск на приморских направлениях.

В американском регулярном флоте на начало этого года насчитывалось 42 крейсера УРО, в том числе девять атомных (четыре типа "Вирджиния", два - "Калифорния", а также "Тракстан", "Бейнбридж" и "Лонг Бич") и 33 с обычными энергетическими установками (15 типа "Тикондерога", девять - "Белкнап" и девять - "Леги").

Атомные крейсера УРО начали поступать на флот в 1961 году (CGN9 "Лонг Бич"), последний - CGN41 "Арканзас" типа "Вирджиния" - был передан флоту в 1980 году. Они оснащены ПКРК "Гарпун", ЗРК "Тартар" "ли "Терьер" (ЗУР "Стандарт"), ПЛРК АСРОК, 127-мм артустановками (кроме CGN25 "Бейнбридж"), 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" и 324-мм торпедными аппаратами. CGN35 "Тракстан" имеет также противолодочный вертолет. Кроме того, на кораблях типа "Вирджиния" и CGN9 "Лонг Бич" установлены по две четырехконтейнерные защищенные пусковые установки для крылатых ракет "Томагавк". Дальнейшее строительство атомных крейсеров пока не планируется.

Новейшими кораблями класса крейсер являются крейсера УРО типа "Тикондерога", оснащенные многофункциональной боевой системой "Иджис"*. Их строительство ведется с 1980 года. Всего намечено иметь 27 таких кораблей, в различных стадиях постройки находятся семь, закладка очередных трех планируется на текущий год, а последних двух - на 1991-й. Вооружение данных крейсеров УРО включает: две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР "Гарпун" (на всех кораблях); две универсальные пусковые установки с двумя направляющими для ЗУР "Стандарт" и ПЛУР АСРОК (на CG47 - 51); установка вертикального пуска для ЗУР "Стандарт", крылатых ракет "Томагавк" и ПЛУР АСРОК (на CG52 и всех последующих, боезапас 122 ракеты); две 127-мм одноорудийные артустановки; два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан-Фаланкс"; два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата; два противолодочных вертолета.

Класс эскадренных миноносцев в американском флоте представлен кораблями четырех типов: "Кидд" (четыре единицы, 1981-1982 годов постройки), "Кунц" (девять, 1959-1961), "Чарлз Ф. Адамс" (23, 1960-1964) и "Спрюенс" (31, 1975-1983).

Первые три типа кораблей - эскадренные миноносцы УРО. Они оснащены ракетным зенитным (ЗУР "Стандарт"), противокорабельным (ПКР "Гарпун") и противолодочным (ПЛУР АСРОК) оружием, одной-двумя 127-мм артустановками, двумя 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" и двумя противолодочными вертолетами (ЗАК и вертолеты только на ЭМ УРО типа "Кидд"), двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами и предназначены, как и крейсера УРО, для решения преимущественно задач противовоздушной обороны корабельных соединений и групп.

Эскадренные миноносцы УРО типов "Кунц" и "Чарлз Ф. Адамс" находятся в строю почти 30 лет и не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям. С целью их замены в США осуществляется программа строительства 29 эсминцев УРО нового типа "Орли Бёрк", оснащенных многофункциональной боевой системой "Иджис". Их стандартное водоизмещение 6625 т, полное 8400 т, длина 153,6 м, ширина 20,4 м, осадка 9,1 м; мощность главной энергетической установки 100000 л. с; наибольшая скорость хода 30 уз; дальность плавания 5000 миль при скорости 20 уз; вооружение - две установки вертикального пуска для крылатых ракет "Томагавк", ЗУР "Стандарт" и ПЛУР АСРОК (боезапас: 29 ракет для носовой установки и 61 для кормовой), две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР "Гарпун", 127-мм одноорудийная артустановка, два 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс", два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, взлетно-посадочная площадка для вертолета. Экипаж 303 человека, из них 23 офицера.

В настоящее время pG51 "Орли Бёрк" - головной корабль в серии - достраивается на плаву, ввод его в строй намечен на начало 1991 года. Второй эсминец pG52 "Джон Барри" будет спущен на воду в середине этого года и передан ВМС в конце 1991-го. Закладка третьего (pG53 "Джон Пол Джонс") планируется на апрель текущего года, а ввод в боевой состав флота - на середину 1992-го. В соответствии с кораблестроительной программой на 1990-1994 годы предусматривается ежегодно выделять средства на постройку пяти таких эсминцев.

Эскадренные миноносцы типа "Спрюенс" являются универсальными боевыми кораблями, но ориентированы они в первую очередь на решение противолодочных задач. С целью усиления ударных возможностей эсминцы дополнительно вооружаются крылатыми ракетами "Томагавк". На семи кораблях было установлено по две четырехконтейнерных защищенных пусковых установки для крылатых ракет "Томагавк", остальные эскадренные миноносцы оборудуются установками вертикального пуска для крылатых ракет "Томагавк" и ПЛУР АСРОК (боезапас 61 ракета). Строительство новых эскадренных миноносцев в ВМС США пока что не планируется.

Фрегаты - самый многочисленный класс боевых надводных кораблей. Они предназначены главным образом для противолодочной обороны корабельных соединений и групп флота. В регулярных ВМС насчитывается 35 фрегатов УРО (все типа "Оливер X. Перри"), а также 41 фрегат (38 типа "Нокс", два - "Бронштейн" и "Гловер"). В экстренном резерве состоят 16 фрегатов УРО типа "Оливер X. Перри" и восемь типа "Нокс".

Наиболее современными и боеспособными кораблями являются фрегаты УРО типа "Оливер X. Перри" (рис. 4), поступление которых на флот началось в конце 1977 года. Всего был построен 51 такой корабль, последний (FFG61 "Ингрэхэм") был введен в строй в середине прошлого года. Фрегаты УРО типа "Оливер X. Перри" вооружены универсальной пусковой установкой с одной направляющей для ЗУР "Стандарт" и ПКР "Гарпун" (боекомплект 40 ракет), 76-мм одноорудийной артустановкой и 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс", двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами и двумя противолодочными вертолетами.

 Командование ВМС США придает большое значение развитию амфибийных сил, предназначенных для переброски морем и высадки на необорудованное побережье соединений и частей морской пехоты при сильном противодействии противника. В составе этих сил насчитывается 64 десантных корабля и транспорта, в том числе: два штабных (типа "Блю Ридж") и шесть универсальных ("Уосп" и пять типа "Тарава") десантных кораблей, семь десантных вертолетоносцев ("Иводзима"), 15 де-сантно-вертолетных кораблей-доков (два - "Релей" и 13 - "Остин"), 18 танкодесантных кораблей ("Ньюпорт"), 11 десантных транспортов-доков (шесть - "Уидби Айленд" и пять - "Энкоридж"), а также пять десантных грузовых транспортов ("Чарлстон"). Кроме того, два корабля типа "Ньюпорт" находятся в экстренном резерве, а три типа "С. Каунти", восемь - "Томастон" в один - "Чарлстон" - в консервации. По свидетельству иностранной печати, существующие амфибийные силы флота могут доставить и десантировать на берег одновременно до 1,15 экспедиционной дивизии морской пехоты.

В настоящее время реализуется программа наращивания их мощи прежде всего путем ввода в строй новых десантных кораблей, транспортов и высадочных катеров. С завершением ее во второй половине 90-х годов ВМС должны располагать таким количеством десантных кораблей и судов (до 74 единиц), которого будет достаточно для обеспечения одновременной переброски через океан и десантирования экспедиционной дивизии и экспедиционной бригады морской пехоты.

В соответствии с кораблестроительной программой сейчас в постройке находятся универсальные десантные корабли (УДК) типа "Уосп", десантные транспорты-доки типа "Уидби Айленд" и десантные катера на воздушной подушке типа LCAC.

Корабли типа "Уосп" спроектированы на базе УДК "Тарава", но имеют лучшие характеристики. При незначительно отличающихся размерениях и примерно равном водоизмещении (40500 т против 39 300 т) каждый может нести свыше 40 вертолетов и самолетов "Харриер" (на УДК "Тарава" до 30 летательных аппаратов) и три десантных катера на воздушной подушке типа LCAC вместо одного. Численность кораблей в серии твердо не определена, но в зарубежной печати называется цифра 11. Головной корабль LHD1 "Уосп" (рис. 5) передан флоту в мае 1989 года. В различных стадиях постройки находятся еще три УДК. Финансирование строительства пятого и шестого корабля запланировано на 1992 и 1993 годы.

Десантные транспорты-доки типа "Уидби Айленд" - новейшие корабли данного класса. Строительство их ведется с 1981 года, головной LSD41 "Уидби Айленд" передан флоту в 1985-м, строятся еще три, в том числе LSD49 - корабль новой модификации (грузовой вариант). Согласно кораблестроительной программе на 1990-1994 годы намечается ежегодно выделять средства на постройку одного корабля.

Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC являются наиболее современными высадочными плавучими средствами. Их высокая скорость хода (до 50 уз) и значительная дальность плавания (300 миль при скорости 35 уз) позволяют удалить районы стоянки и маневрирования десантных кораблей на 30 миль и более от берега, что снижает их уязвимость от огневых средств и минного оружия противника, а также существенно увеличить темпы высадки морских десантов. В настоящее время флоту передано около 15 катеров на воздушной подушке, общее их количество в серии может составить от 90 до 130 единиц.

Минно-тральные силы американских ВМС представлены 21 океанским тральщиком (19 типа "Агрессив" постройки 1954-1956 годов и два - "Экме", 1957-1958), шестью тральщиками - искателями мин нового типа "Авенджер" (1987- 1989), семью катерами-тральщиками, а также четырьмя эскадрильями вертолетов-тральщиков. В регулярном флоте числятся три океанских тральщика типа "Агрессив", все шесть тральщиков-искателей мин типа "Авенджер" (см. цветную вклейку) и семь катеров-тральщиков, две эскадрильи вертолетов-тральщиков. Остальные минно-тральные корабли состоят в экстренном резерве флота, а эскадрильи вертолетов-тральщиков - в резерве авиации ВМС.

Для повышения боевых возможностей морского компонента минно-тральных сил ведется строительство тральщиков-искателей мин новых типов "Авенджер" (14 единиц в серии) и "Оспрей" (17). В настоящее время в различных стадиях постройки находятся пять кораблей типа "Авенджер" (средства на строительство трех последних намечено выделить в этом году) и три - "Оспрей".

Тральщики-искатели мин типа "Оспрей" разработаны на базе проекта итальянского тральщика-искателя мин "Леричи". МНС51 "Оспрей" - головной в серии - был заложен в 1988 году, ввод его в строй намечен на 1991-й. В прошлом году была финансирована постройка еще двух кораблей этого типа, а в 1990-1993-м планируется ассигновать средства на строительство остальных 14 единиц.

Совершенствование воздушного компонента минно-тральных сил осуществляется путем замены вертолетов-тральщиков RH-53D "Си Стэльен" постройки 60-х годов новыми машинами МН-53Е "Си Дрэгон", обладающими большими возможностями в выполнении тральных работ. Командование ВМС намерено приобрести 44 такие машины.

Новым классом патрульных кораблей в американском флоте являются малые ракетные корабли на подводных крыльях типа "Пегас" (шесть единиц, 1977-1982 годы постройки). Их водоизмещение 240 т, наибольшая скорость хода до 50 уз, дальность плавания при скорости 40 уз 700 миль, вооружение - две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР "Гарпун", 76-мм одноорудийная артустановка. Они включены в состав специально сформированной эскадры (ВМБ Ки-Уэст, штат Флорида) и используются для патрулирования и несения дозорной службы.

Командование американских ВМС большое внимание уделяет также развитию вспомогательного флота, суда и транспорта которого призваны выполнять задачи боевого и тылового обеспечения и обслуживания корабельных соединений и групп в ходе их боевой и повседневной деятельности.

По данным зарубежной печати, в 1993-1994 годах планируется финансировать постройку трех транспортов спецоружия и боеприпасов типа АЕ36. Дополнительно к двум строящимся быстроходным универсальным транспортам снабжения типа АОЕ6 в 1990-1994 годах намечается выделить средства на постройку еще пяти. Кроме того, продолжается строительство танкеров типа "Генри Кайзер" для командования морских перевозок (КМП) с темпом два судна в год. Предполагается иметь 17 таких танкеров.

Среди судов боевого обеспечения особое место занимают суда дальнего гидроакустического наблюдения. Они оснащены буксируемой гидроакустической системой SURTASS и предназначены для обнаружения подводных лодок в океанских районах за пределами зоны действия стационарной системы дальнего гидроакустического наблюдения СОСУС. В составе ВМС имеется 17 таких судов (все типа "Сталворт", входят в КМП), 18-е - последнее в серии - будет передано флоту весной этого года. В апреле 1988 года было заложено судно дальнего гидроакустического наблюдения T-AGOS19 "Викториес" катамаранного типа - головной в серии (в различных стадиях постройки находятся еще три), которое будет передано флоту в этом году, остальные - в 1991-м. Последующие шесть судов (начиная с T-AGOS23), постройку которых предусматривается финансировать в 1990-1994 годах, будут иметь большие размерения и водоизмещение (5370 т против 3380 т), а также улучшенные характеристики.

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (24.10.2008) | Автор: Капитан 1 ранга В. Афанасьев

Просмотров: 4456 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz