Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 18.12.2024, 14:13

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Боевые порядки тактической авиации часть 1

Боевые порядки тактической авиации часть 1 (часть 2)
(по опыту локальных войн)

Полковник В. Кириллов, кандидат военных наук

Наиболее подвижным элементом тактики авиации, по мнению иностранных военных специалистов, изучавших опыт локальных войн, являются боевые порядки, под которыми понимается размещение самолетов (групп самолетов) в воздухе для совместного выполнения боевой задачи.

Развитие боевых порядков, изменение их структуры тесно связаны с техническим прогрессом и постоянным усложнением условий ведения боевых действий. Быстрый рост поражающих возможностей авиационного оружия при повышении огневой мощи средств ПВО, противодействие которых приходится преодолевать в различных условиях обстановки, вынуждает вести постоянный поиск оптимальных вариантов размещения самолетов в воздухе и определения необходимого наряда сил для выполнения боевой задачи.

В этом процессе, подчеркивается в зарубежной печати, усматриваются следующие основные тенденции: уменьшение количественного состава ударных групп, увеличение наряда вспомогательных сил, появление групп нового тактического назначения, повышение требований к управлению, разработка нестандартных боевых порядков.

Уменьшение количественного состава ударных групп объясняется тремя причинами - стремлением действовать преимущественно на малых высотах; необходимостью повышения маневренности группы; оснащением ударных самолетов высокоточным оружием, обладающим большой поражающей способностью.

Стремление действовать на малых высотах четко обозначилось еще в войне во Вьетнаме. Тогда американская авиация встретила сильное противодействие со стороны нового средства ПВО - зенитных управляемых ракет. Попытки продолжать налеты на наиболее благоприятных для самолетовождения и бомбометания средних высотах обернулись ростом боевых потерь. Назрело вынужденное решение: снизиться на малые высоты и, используя естественную маскировку, уменьшить дальность обнаружения самолетов радиолокационными станциями противника. Меры по уменьшению уязвимости воплотились в так называемой "тактике уклонения", которую летный состав начал осваивать уже в ходе боевых действий.

Первые тренировочные полеты на малой высоте над горной местностью Таиланда показали неприспособленность самолетов и неподготовленность экипажей к их выполнению. Самолеты не были оснащены оборудованием, обеспечивающим автоматический полет на малых и предельно малых высотах с большой скоростью, их экипажи при пилотировании испытывали непомерное физическое напряжение. Радиовысотомеры давали искаженные показания при огибании рельефа местности, летчики были вынуждены определять расстояние до земли на глаз. Внимания на выдерживание места в строю не оставалось, а чрезмерное сближение с соседним самолетом грозило катастрофой. За 20 мин полета на малой высоте "выдыхались" даже самые опытные пилоты. Следовало сделать выбор: или сократить количество связей, контролируемых летчиком в полете, или оставить безопасность на угрожаемом уровне.

Предпочтение было отдано сохранению безопасности. Американские тактические истребители стали летать парами, растянутыми в длинную колонну. Ведущий контролировал высоту, а ведомый, державшийся с превышением,- интервал и дистанцию. Временные интервалы между парами достигали 2 мин, поэтому растянулось время нанесения удара. Внезапности при выходе на цель удавалось достичь только первым парам, остальные попадали под прицельный огонь зенитной артиллерии, успевавшей изготовиться к стрельбе уже к подходу следующей пары. Для снижения потерь необходимо было уменьшить число, боевых самолетов в ударной группе, причем поражающие возможности боевого порядка заметно снижались. Это могло быть компенсировано только повышением точности применения средств поражения.

Теоретические расчеты американских специалистов показали, что при бомбометании уменьшение кругового вероятного отклонения (КВО) на 25 проц. сокращает наряд самолетов наполовину. Сопоставляя такие данные, как стоимость оружия, расход боевого ресурса и уровень подготовки летного состава, они сделали вывод о том, что ориентиром на пути повышения эффективности ударов может служить круговое вероятное отклонение, равное 30 м. С помощью мер по повышению огневой выучки летного состава, усовершенствованию способов прицеливания и атак КВО удалось уменьшить лишь до 90 м. Дальнейшие попытки улучшить точность атак с применением бомб свободного падения и неуправляемых ракет не увенчались успехом. Тормозом становилось оружие, исчерпавшее свои возможности.

Американские эксперты, оценивавшие достигнутые результаты по критерию "стоимость/эффективность", пришли к заключению, что ущерб, наносившийся одной типовой цели, был намного меньше затрат на вылет (с учетом потерь самолетов от огня средств ПВО). Это послужило толчком к разработке новых управляемых средств поражения - бомб и ракет "воздух-поверхность" с лазерными, телевизионными и теилоьизионными системами наведения.

Бомбы уже не падали, а направлялись на цель, что позволило уменьшить КВО до 6-16 м, то есть в 5 раз. По данным западной печати, наряд тактических самолетов, назначавшийся для поражения одного типового объекта, сократился в 6 раз. Однако при этом, как подчеркивают зарубежные военные специалисты, стоимость одной управляемой бомбы стала в 5 раз больше стоимости бомбы свободного падения. Во столько же раз боевой самолет нового поколения дороже самолета предшествующего поколения (потеря одного из них приравнивается к потере пяти самолетов, участвовавших в войне во Вьетнаме). В связи с этим намного острее стала проблема сохранения самолетного парка.

Увеличение наряда вспомогательных сил тесно связывается с необходимостью снижения потерь дорогостоящих самолетов, оснащенных высокоточным оружием.

Были приняты меры по обеспечению маскировки этих самолетов путем постановки интенсивных помех радиолокационным средствам противника, в боевом порядке появился новый элемент - группа самолетов РЭБ. При нанесении авиационных ударов самолеты РЭБ занимали зону дежурства в воздухе над своей территорией и осуществляли постановку активных прицельных помех радиолокационным станциям ПВО противника. Их положение в общем построении сил во многом определяло результат воздушного налета. Дальность обнаружения ударной группы РЛС противника зависела от совпадения линии ее пути с направлением "подавляемая РЛС - постановщик помех". И если имелось заметное рассогласование, то предпринимавшиеся меры по маскировке сводились на нет, поскольку самолеты выходили из сектора помех и могли быть обстреляны зенитными средствами.

Помощь в выходе ударной группы на линию "самолет РЭБ - цель" стал оказывать воздушный командный пункт, оборудованный РЛС кругового обзора. Оператор ВКП, наблюдая на экране общей обстановки отметки постановщика помех и бомбардировщиков, регулировал их движение командами по радио. Кроме того, он использовал информацию бортовой станции радиотехнической разведки о местоположении подавляемой РЛС противника. Появился еще один элемент - ВКП, совмещавший в себе функции управления и боевого обеспечения. Оба новых элемента были отнесены зарубежными специалистами к вспомогательным, потому что они не принимали участия в огневом воздействии по заданному объекту, то есть оказывали косвенное влияние на достижение главной цели операции.

Трехэшелонное построение группы огневого подавления средств ПВО (вариант)

Постановка активных помех радиоэлектронным средствам обнаружения противника позволила самолетам ударной группы использовать переменный профиль полета. Четко проявилась также тенденция к смыканию небольших по составу ударных групп на маршруте и рассредоточению их над целью, где уже не удавалось обеспечить их эффективное прикрытие постановщиками помех из зон, и самолеты встречали противодействие зенитной артиллерии и Других средств ПВО, использовавших не только радиолокационный способ наведения средств поражения на цель.

Широкое применение нашли противоракетный и противозенитный маневры. В локальных войнах летный состав отработал маневры для срыва наведения ракеты, выхода из зоны поражения ЗРК (за время полета ЗУР до точки предполагаемой встречи с целью) и ухода от пущенной ракеты. Каждый из этих маневров требовал пространства, которого не хватало в сомкнутых боевых порядках. Более того, в сомкнутом строю одной зенитной ракетой могли быть поражены сразу две воздушные цели. Поэтому чаще всего выдерживался безопасный интервал между самолетами, равный 500 м.

По мере усложнения воздушной обстановки, появления новых средств поражения или обеспечения все шире становилось такое понятие, как тактическое построение, и все дальше отходило оно от старого определения - боевой порядок. Это был уже не полет группой на установленных дистанциях и интервалах, а наиболее целесообразное размещение авиационных групп различного назначения, усилия которых координировались в интересах успешного выполнения боевой задачи. Резко возросла роль организационных решений, от командиров потребовалось умение создавать надежные структуры, устойчивые к воздействию внешних факторов. Взаимодействие между различными частями тактического построения нарушалось при чрезмерном увеличении разделявшей их дистанции. После выхода тактических истребителей за пределы зоны контроля вспомогательных средств, располагавшихся над своей территорией, полет становился автономным. Сразу возникали трудности не только в обеспечении, но и в самолетовождении, прежде всего в точном выходе на цель. Требуемой точности летному составу достичь не удавалось, самостоятельный поиск без наведения часто заканчивался безрезультатно и увеличивал время нахождения самолетов ударной группы в зоне поражения средств ПВО противника. Тогда из опыта второй мировой войны был извлечен такой способ, как "лидирование".

В роли лидера выступал обычно тактический бомбардировщик со штурманом, имеющий более совершенное навигационное оборудование на борту. Он следовал во главе ударной группы. Маневр на конечном этапе полета зависел от степени противодействия объектовой ПВО. Если обстановка позволяла, лидер пролетал над целью и сбрасывал сигнальные средства. Разрыв сигнальной бомбы служил ориентиром для следовавших за ним самолетов ударной группы. Получив резерв времени, они размыкались для захода на обозначенную цель с наивыгоднейшего направления. Включение в боевой порядок этого элемента положительно сказывалось на результатах всего группового полета.

В настоящее время благодаря оснащению самолетов более совершенными навигационными системами опять наметилась тенденция отхода данного способа в прошлое. В описаниях тактических авиационных учений последних лет, помещенных в открытой иностранной печати, упоминание о лидерах не встречается. Однако зарубежные военные специалисты обращают внимание на то, что в учебной обстановке экипажи тактических истребителей чаще всего следуют по знакомым маршрутам к известным им полигонам. На учениях мишени редко перемещаются, тщательно маскируясь от наблюдения с воздуха. Реальная же боевая обстановка будет резко отличаться от создаваемой на полигоне, когда в качестве целей могут назначаться подвижные неконтрастные объекты на большой глубине от линии фронта. В этом случае может возникнуть потребность в лидерах.

В тактическое построение групп различного назначения при нанесении авиационного удара включался еще один новый элемент - группа спасательных средств. В нее входили специально оборудованные спасательные вертолеты, самолеты, главным образом штурмовики, и воздушный командный пункт. Указанные средства строго координировали свои действия с ударным эшелоном, получая по радио необходимую информацию о развитии обстановки. К моменту взлета самолетов ударной группы спасательные вертолеты и воздушный командный пункт занимали заранее назначенные зоны над своей территорией, а штурмовики находились на аэродроме (авианосце) в готовности к немедленному вылету. После приема сигнала бедствия необходимое количество вертолетов выходило из зоны дежурства и следовало в заданный район. Когда летчик покидал поврежденный самолет, автоматически включайся в работу миниатюрный передатчик, прикрепленный к лямке парашюта. Дежурные радиотехнические средства пеленговали место катапультирования, а воздушный командный пункт службы спасения немедленно приводил в действие контролируемые им силы. Прибывшие к указанному району штурмовики изолировали его огнем до подхода спасательных вертолетов. Последние находили летчика, обозначавшего свое местонахождение сигнальными средствами. В режиме висения вертолет поднимал пострадавшего на борт. На обратном маршруте штурмовики прикрывали вертолеты методом непосредственного сопровождения. Взаимодействие группы спасательных средств с другими элементами боевого порядка прекращалось только после посадки всех самолетов, принимавших участие в операции.

Наличие группы спасательных средств укрепляло моральное состояние летного состава. Служба спасения развертывала свои наземные или плавающие средства для облегчения ориентировки, как правило, у береговой черты. И экипажи всех подбитых в воздухе американских и израильских самолетов "тянули" к морю.

Эффективность вспомогательных групп, по оценке зарубежных экспертов, была достаточно высокой, и отсутствие хотя бы одной из них отражалось на результатах выполнения поставленной задачи.

Появление групп нового тактического назначения обусловливалось возросшим влиянием двух взаимосвязанных факторов: повышением боевых возможностей новых средств ПВО противника и связанной с этим необходимостью защиты от них ударных групп.

Пока самолеты при полете над территорией противника встречали противодействие только со стороны зенитной артиллерии и истребителей, структура боевого порядка не отличалась сложностью. Долгие годы держалось трехэлементное построение: ударная группа, группа истребителей непосредственного сопровождения и периодически функционировавшая группа подавления зенитной артиллерии, защищавшей объект удара (чаще всего включалась в состав ударной группы, но действовала с некоторым упреждением относительно ее). Поскольку дальность зрительного обнаружения воздушного противника превышала дальность действия бортового оружия, боевой порядок держался на визуальных связях.

Появление зенитных ракетных комплексов вынудило применить противоракетные маневры и изменить профиль полета. Однако этого оказалось недостаточно для обеспечения неуязвимости боевого порядка. Потребовалось включить в него группы нового тактического назначения. На этапе автономного полета (после снижения до нуля эффективности помехи, поставленной самолетом РЭБ из зоны дежурства) необходимо было маскировать строй с помощью индивидуальных и групповых средств радиопротиводействия. На часть самолетов ударной группы вместо бомб подвешивались передатчики помех. На три тактических истребителя приходился один постановщик помех,

Интервалы и дистанции между самолетами в интересах надежной маскировки снова уменьшались, боевой порядок ударной группы стал более плотным. Метки четырех самолетов на экранах средств обнаружения сливались в одну, поэтому условия захвата воздушной цели противником усложнились. Такая тенденция сохранилась и до настоящего времени. В апреле 1986 года при нападении американской авиации на Ливию к каждому из трех звеньев истребителей-бомбардировщиков F-111E (пятисамолетного состава) подключался один постановщик помех EF-111A, совершавший совместный с ними полет до рубежа размыкания в районе цели. Потом EF-111A выходил из боевого порядка ударной группы и занимал зону дежурства в воздухе на удалении до 60 км от цели.

Как самостоятельный элемент в тактическое построение вошла группа огневого подавления средств ПВО. Она заняла позицию впереди ударной группы. Сначала в ее состав включались тактические истребители. По мере усиления обороны объектов и оснащения ее новыми зенитными ракетными комплексами малой дальности атаки с применением неуправляемого оружия, предполагавшие пролет самолета над целью, стали крайне опасными, хотя иначе заданной степени подавления ПВО достигать уже не удавалось. Повысить неуязвимость групп нового тактического назначения могло только использование самонаводящегося оружия при пуске его за пределами, зоны поражения зенитных средств по методу "пустил-забыл".

Еще в годы войны во Вьетнаме на базе штатного тактического истребителя F-4 "Фантом" был создан самолет огневого подавления средств ПВО "Уайлд Уизл", находящийся в боевом составе до настоящего времени. В комплект его оборудования входила система обнаружения и пеленгования наземных РЛС, а в комплект вооружения - противорадиолокационные ракеты (ПРР) с пассивным наведением на вскрытый источник излучения. Установив направление на работающую РЛС, летчик сближался с ней на дальность 8-16 км, после захвата цели головкой самонаведения производил пуск, а затем немедленно предпринимал маневр с выходом на обратный курс. ПРР следовала к цели самостоятельно. На ракете могли устанавливаться взаимозаменяемые боевые части - две осколочно-фугасные и одна сигнальная. Сигнальная боевая часть снаряжалась белым фосфором. В момент ее подрыва образовывалось белое облако, служившее ориентиром для экипажей самолетов ударной группы.

С поступлением на вооружение ВВС самолетов "Уайлд Уизл" тактическое построение группы огневого подавления средств ПВО стало включать три эшелона, в которые входили самолеты, имеющие соответствующее оборудование и вооружение, выполнявшие согласованные по времени и рубежам задачи (см. рисунок).

Зарубежные военные специалисты отмечают, что рожденная в локальных войнах тактика прорыва, довольно богатая по содержанию, в настоящее время дополняется новыми элементами. Оснащенная усовершенствованными ПРР группа огневого подавления средств ПВО выходит из общего боевого порядка и взаимодействует с ударной группой по времени и рубежам в рамках единого замысла без нарушений информационной связи. Считается, что этот вариант представляет собой уже не боевой порядок как таковой, а тактическое построение групп самолетов различного назначения для совместного выполнения боевой задачи.

Западные военные специалисты, указывая на сложившееся тактическое построение авиации в локальных войнах 80-х годов (группа огневого подавления средств ПВО с дополнительными функциями доразведки, обозначения и целеуказания, ударная группа, группа истребителей непосредственного сопровождения или прикрытия, постановщики помех, группа оценки результатов удара, группа спасательных средств с приданной группой штурмовиков, ВКП), вместе с тем отмечают, что присутствие всех названных элементов в каждом конкретном случае было не обязательным, поскольку все зависело от характера боевой задачи и сложности обстановки, в которой она выполнялась.

Изменения в построении боевых порядков ударных групп истребителей происходили иначе, с учетом специфики выполнявшихся ими задач. Реактивные самолеты второго поколения, которые вели групповые воздушные бои во Вьетнаме, имели ракетное оружие, предназначенное для поражения слабо маневрирующих целей. Ощущалось влияние теории перехвата, господствовавшей на Западе в конце 50-х и начале 60-х годов, в соответствии с которой поразить воздушного противника можно было только атакой на догоне с подсветкой цели бортовой РЛС до момента встречи ракеты с целью. Своевременный и правильно выполненный оборонительный маневр воздушной цели с большой перегрузкой срывал атаку. Поэтому тактика группового боя строилась на стремлении поставить цель в "статичное" положение, то есть создать условия для применения бортового ракетного оружия.

Роль "приманки" выполняла демонстративная группа, которая начинала бой. Ложным маневром она увлекала противника на преследование и "подставляла" его под ракетную атаку ударной группы, скрывавшейся от радиолокационного наблюдения на малой высоте. Усилия первых двух групп наращивала третья - резервная, или свободного маневра, (она же ликвидировала внезапно возникавшую угрозу). Подобный тактический вариант ведения боя требовал точного расчета, строгой координации усилий и тщательного предварительного планирования с розыгрышем ситуаций на земле. Любое рассогласование отдавало инициативу противнику.

Реактивные истребители третьего поколения, участвовавшие в агрессии против Ливана (1982 год), уже имели на вооружении ракеты средней дальности, которые могли применяться при больших перегрузках. Необходимость в демонстративной группе отпала. Однако она передала свои функции разведчикам, взаимодействовавшим с истребителями по времени и рубежам. В боевой порядок попеременно включались группы отсечения (завязки боя), свободного маневра, наращивания усилий и резерва (последняя могла находиться в зоне ожидания или на аэродроме в готовности к взлету). В боевом порядке постоянно сохранялся лишь один элемент - ударная группа, которая не ввязывалась в ближний маневренный бой, поскольку в нем утрачивались преимущества, нового всеракурсного оружия. К этой группе обычно добавлялось не более двух групп другого тактического назначения.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что истребителям редко ставилась, как это было ранее, задача прикрытия. Надобность в подобной функции, как и в самой группе, ее выполнявшей, почти отпала. При дальности действия ракет класса "воздух-воздух", превышающей десятки километров, защитить ударную группу от атаки истребителей противника встречной атакой уже не представлялось возможным. Традиционный принцип "щита и меча", связывающий воедино ведущего и ведомого в паре, остался действенным лишь в ближнем маневренном бою. В то же время, по свидетельству иностранной прессы, ближний бой в последних вооруженных конфликтах еще превалировал над всеракурсным на средних дистанциях. В связи с этим ни один из тактических принципов прошлого не утратил пока своего значения. Боевые порядки истребителей пополнились новыми элементами, не исключавшими полностью старые.

окончание статьи

Зарубежное военное обозрение №2 1990 С.

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (14.10.2008) | Автор: Полковник В. Кириллов к.в.н.
Просмотров: 4710 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz