HTML clipboard
Военно-воздушные силы США часть 2 (часть 1)
Полковник В. Гребешков
Состав основных командований ВВС. Состав боевых и
резервных командований ВВС неоднороден и зависит от характера решаемых
задач. Элементами их организационной структуры являются воздушные
армии, авиационные дивизии и крылья, крылья МБР, авиационные группы и
эскадрильи, а также наземные части и подразделения обеспечения.
Воздушная армия является оперативным объединением основного
авиационного командования и по своему составу крайне неоднородна. Она
может включать несколько авиационных дивизий и крыльев, а также крыльев
МБР (в САК) в различных сочетаниях.
Авиационная дивизия является тактическим соединением,
объединяющим несколько авиакрыльев (как правило, одного рода авиации).
В авиадивизии САК могут входить крылья МБР.
Крыло МБР - это основная часть стратегических наступательных сил, которое состоит из эскадрилий МБР.
Авиационное крыло является основной тактической частью ВВС. В
него входят несколько эскадрилий обычно одного рода авиации и наземные
подразделения обеспечения.
Авиационная группа считается тактической частью, включающей одну авиационную эскадрилью и наземные подразделения обеспечения.
Авиационная эскадрилья - основное тактическое подразделение
одного рода авиации регулярных ВВС и резервных компонентов. Может
входить в состав крыла либо действовать самостоятельно. Вооружена, как
правило, однотипными самолетами, штатное количество которых приведено
ниже и зависит от рода авиации и типа самолетов.
Типы самолетов |
Количество |
В-1 |
16 |
В-52 |
13, 14, 15, 16 или 19 |
FB-111 |
8 или 11 |
КС-10 |
19 |
КС-135 |
13-25 |
F-4 |
12 или 24 |
F-15 |
15, 18 или 24 |
F-16 |
18 или 24 |
F-111 |
12, 18 или 24 |
А-10 |
18 или 24 |
RF-4 |
18 |
С-5 |
17 или 18 |
С-141 |
От 12 до 17 |
С-130 |
8, 10, 16 или 19 |
АС-130 |
10 |
Стратегическое авиационное командование (штаб на
авиабазе Оффут) объединяет стратегические силы наземного базирования и
стратегическую авиацию. По целевому назначению оно вместе с атомными
ракетными подводными лодками входит в стратегические наступательные
силы. В этой связи основным предназначением САК является нанесение
ракетно-ядерных ударов по важнейшим военным и промышленным объектам в
глубоком тылу противника. Кроме того, в его задачи входят: авиационная
поддержка войск на ТВД обычными средствами, участие в боевых действиях
на море совместно с ВМС, обеспечение дозаправки топливом в полете
военных самолетов США и их союзников, ведение стратегической воздушной
разведки.
Организационно САК состоит из двух воздушных армий (8-й и
15-й), одной (1-й) отдельной воздушно-космической дивизии и
значительного количества частей вспомогательного назначения.
Воздушные армии САК включают авиационные дивизии, являющиеся
по составу разнородными. В смешанных дивизиях (их шесть) одно крыло МБР
и одно авиационное крыло. Кроме того, в САК имеется одна дивизия
средних бомбардировщиков FB-111 (два авиакрыла) и одна дивизия
самолетов-разведчиков (три авиакрыла). На передовых авиабазах могут
развертываться стратегические авиакрылья, не имеющие постоянного
боевого состава.
В крыле МБР
"Минитмен" может быть три-четыре эскадрильи по 50 ПУ в каждой (всего в крыле 150-200 ПУ).
Тяжелобомбардировочное авиационное крыло имеет одну-две
тяжелобомбардировочные эскадрильи, одну-две заправочные авиационные
эскадрильи, группу аэродромного обслуживания и подразделения
материально-технического обеспечения.
Тяжелобомбардировочная эскадрилья состоит из пяти звеньев (по три самолета в каждом).
Среднебомбардировочное крыло состоит из двух эскадрилий
средних бомбардировщиков, заправщиков, а также из эскадрилий и других
подразделений аэродромного и материально-технического обеспечения.
8-я воздушная армия (штаб в Барксдейл, штат Луизиана)
объединяет три авиационные дивизии, в том числе: 7-ю (авиабаза
Рамштейн, ФРГ), 42-ю (Гранд-Форкс, Северная Дакота) и 45-ю (Пис,
Нью-Гэмпшир).
15-я воздушная армия (штаб в Марч, Калифорния) включает
четыре авиадивизии, в том числе: 3-ю (авиабаза Хикам, Гавайские о-ва),
12-ю (Элсворт, Южная Дакота), 14-ю (Бил, Калифорния), 57-ю (Майнот,
Северная Дакота).
1-я отдельная воздушно-космическая дивизия (штаб в
Ванденберг, Калифорния) обеспечивает учебно-боевую деятельность частей
МБР и контроль за ходом и состоянием их боевой подготовки. Со стартовых
позиций 1 вкд крылья МБР проводят учебно-боевые пуски ракет в район
акватории Тихого океана.
По данным иностранной печати, всего в боевом составе САК
имеется около 116 тыс. человек (в том числе 101 тыс. военнослужащих и
до 15 тыс. гражданских лиц), 1000 пусковых установок МБР: 500 МБР "Минитмен-3" (каждая из которых имеет по три боеголовки), 450 МБР
"Минитмен-2" (по одной боеголовке), а также 50 МБР MX (по десять
боеголовок индивидуального наведения мощностью 600 кт каждая),
обладающих, по оценке специалистов, высокой точностью стрельбы; 422
бомбардировщика (263 тяжелых В-52 и 97 В-1В, а также 62 средних FB-111,
специально предназначенных для действий в Европе), около 70
стратегических самолетов-разведчиков U-2, TR-1, RC-135, воздушные
командные пункты ЕС-135 и 653 самолета-заправщика КС-135 и КС-10
(включая имеющиеся в подразделениях резервных компонентов ВВС,
приписанных к САК).
Космическое командование имеет штаб на авиабазе
Петерсон (штат Колорадо). Наряду с программами наращивания
стратегических ядерных вооружений США приступили к милитаризации
космического пространства. С конца 50-х годов на военно-космические
программы было израсходовано около 100 млрд. долларов, а с 80-х годов
эти вопросы рассматривались на самом высоком уровне для выбора наиболее
перспективных путей уничтожения целей в космосе и из космоса (в
атмосфере и на земле).
Возрастающие темпы создания космических вооружений в США
отразились и на структуре органов, призванных непосредственно
заниматься подготовкой, войны в космосе. Одним из них явилось
космическое командование ВВС, образованное в сентябре 1982 года. В 1983
году в военно-морских силах США было создано космическое командование
ВМС, а в 1985-м на базе космических командований этих видов вооруженных
сил - объединенное космическое командование вооруженных сил США, в
которое позже вошло космическое командование сухопутных войск,
организованное в 1988 году.
Космическое командование ВВС, являющееся одним из основных
командований военно-воздушных сил, предназначено для разработки
способов ведения боевых действий в космосе и тактико-технических
требований по созданию соответствующих космических средств. Оно
организует деятельность переданных в его ведение космических систем и
принимает участие в обеспечении воздушно-космической обороны
Североамериканского континента. Его командующий одновременно
возглавляет объединенное (коалиционное) американо-канадское
командование воздушно-космической обороны Североамериканского
континента (НОРАД).
Космическому командованию ВВС переданы все системы
предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического
пространства, ряд наземных постов спутниковой связи, пункты управления
и обработки данных от искусственных спутников Земли (связных,
навигационных, метеорологических) и некоторые другие объекты.
В состав командования входят центр воздушно-космической
обороны, расположенный на авиабазе Петерсон, и дислоцированное на этой
же авиабазе 1-е космическое крыло из шести эскадрилий предупреждения о
ракетно-ядерном ударе (6-я, Отис, штат Массачусетс; 7-я, Бил,
Калифорния; 8-я, Тудфеллоу, Техас; 9-я, Робинс, Джорджия; 12-я, Туле,
Гренландия; 13-я, Клир, Аляска) и четырех эскадрилий контроля
космического пространства (16-я, Шемия, Алеутские о-ва; 17-я,
Сан-Мигель, Филиппины; 19-я, Диярбакыр, Турция; 20-я, Эглин, штат
Флорида). Кроме того, в него входят 2-я (Бакли, штат Колорадо) и 5-я
(Наррангер, Австралия) эскадрильи космической связи, а также ряд других
подразделений.
В последующем в космическое командование ВВС планируется
передать сооруженный на авиабазе Ванденберг (штат Калифорния)
стартово-посадочный комплекс пилотируемых космических кораблей "Шаттл" для обеспечения возможности использования этой системы в
военных целях.
В космическом командовании более 6 тыс. человек, в том числе
5 тыс. военнослужащих и 1200 гражданских лиц. По завершении
формирования численность личного состава командования превысит 10 тыс.
человек.
Тактическое авиационное командование (штаб на авиабазе
Ланглей, штат Вирджиния) является одним из основных в американских ВВС.
Его части и подразделения, по взглядам руководства Пентагона, считаются
мобильным стратегическим резервом сил общего назначения,
предназначенным для ведения боевых действий на заморских ТВД, усиления
существующих или развертывания там новых авиационных группировок. Часть
входящих в ТАК сил привлекается для решения задач ПВО
Североамериканского континента.
Всего в тактическом авиационном командовании имеется более
107 тыс. человек (96 тыс. военнослужащих, свыше 11 тыс. гражданских
лиц) и около 2600 самолетов различных типов (кроме того, к ТАК
приписаны 1400 самолетов, находящихся в подразделениях организованного
резерва ВВС).
В состав тактического авиационного командования входят 1, 9 и
12-я воздушные армии (ВА), центр боевого использования тактической
авиации, центр боевого применения оружия тактических истребителей и
28-я авиационная дивизия (в нее входят 552-е крыло АВАКС, эскадрильи
ПВО и РЭБ).
1 ВА (сформирована в 1986 году) объединяет входящие в ТАК
следующие силы и средства: две дивизии ПВО (24-я, Гриффис, штат
Нью-Йорк, и 25-я, Мак-Корд, Вашингтон), учебно-испытательный центр и
силы Исландской зоны ПВО. В составе дивизий ПВО и сил Исландской зоны
находятся истребительные эскадрильи, вооруженные самолетами F-15.
9 ВА объединяет десять крыльев, в том числе восемь
тактических истребительных, одно учебно-тренировочное и одно -
управления авиацией.
12 ВА объединяет пять авиационных дивизий (831-я, Джорджия,
штат Калифорния; 832-я, Льюк, Аризона; 833-я, Холломэн, Ныо-Мексико;
836-я, Девис-Монтан, Аризона, и 830-я, зона Панамского канала), а также
четыре тактических истребительных и одно тактическое разведывательное
авиакрыло.
В тактические и истребительные авиационные крылья воздушных
армий обычно входит по три авиационных эскадрильи (в некоторых могут
быть учебно-тренировочные эскадрильи). В составе крыла имеются, кроме
того, эскадрильи инженерно-авиационной службы, материально-технического
обеспечения, авиационный госпиталь и другие наземные подразделения. В
крыле может насчитываться до 4 тыс. человек.
Тактическое разведывательное крыло включает одну-две авиационные эскадрильи, а также наземные подразделения обеспечения.
Центр боевого использования тактической авиации (Эглин,
Флорида) занимается обобщением опыта боевых действий авиации, вырабатывает
мероприятия, направленные на совершенствование органов управления, организацию
взаимодействия с другими родами ВВС и видами вооруженных сил. Вопросы применения
тактической авиации проверяются в ходе комплексных учений штабов, командных
пунктов, центров управления ВВС и сухопутных войск (их кодовое наименование "Блю флэг").
Центр боевого применения оружия тактических истребителей
(Неллис, штат Невада) включает специально оборудованный полигон Неллис,
учебную тактическую группу "Ред флэг" и авиационное крыло боевого
применения тактических истребителей и их вооружения.
Первоначальная задача центра - выработка рекомендаций,
направленных на улучшение качества боевой подготовки и повышение уровня
боеготовности частей ТАК.
Важнейшей функцией центра является проведение учений под
условным наименованием "Ред флэг" (восемь-десять ежегодно). К ним
привлекаются штабы, части и подразделения ТАК, САК и других
командований ВВС США, а также авиации ВМС и морской пехоты. Обстановка
на учениях максимально приближена к боевой. Авиационные подразделения
отрабатывают свои задачи в условиях противодействия сильной системы ПВО "противника", в составе которой имеются ЗРК, ЗА и
истребители-перехватчики (в воздушных боях за противника выступают
специально созданные эскадрильи).
28-я авиационная дивизия включает 552-е авиационное крыло
АВАКС (три боевые и одна учебно-тренировочная эскадрилья, всего 34
самолета Е-3), а также эскадрильи ВКП и РЭБ, вооруженные самолетами
ЕС-135 и ЕС-130. Основной задачей дивизии является обеспечение боевых
действий авиационных группировок на различных ТВД, управление
действиями тактических истребителей при выполнении ими боевых задач.
Как отмечается в иностранной прессе, в системе управления вооруженными
силами на ТВД самолет Е-3 может выполнять роль воздушного командного
пункта, или центра непосредственной авиационной поддержки сухопутных
войск, или поста обнаружения, оповещения и управления. В мирное время
часть самолетов крыла (группами по две - четыре машины) находится на
заморских территориях, а остающиеся на континентальной части США
привлекаются к решению задач ПВО Североамериканского континента.
Западные военные специалисты подчеркивают, что ТАК ВВС США
является важной частью американских сил общего назначения. В его
составе содержатся крупные подготовленные резервы тактических
истребителей, разведчиков и самолетов специального назначения,
способных к быстрому развертыванию в различных районах земного шара.
Военно-транспортное авиационное командование (штаб на
авиабазе Скотт, штат Иллинойс) несет ответственность за обеспечение
перебросок войск и грузов в глобальном масштабе и в рамках ТВД,
выброску и высадку воздушных десантов, эвакуацию раненых, доставку
средств МТО в заданные районы, ведение поисково-спасательных операций,
обеспечение диверсионных действий и решение других специальных задач.
Кроме того, на ВТАК возложено метеорологическое обеспечение всех видов
вооруженных сил страны, а также выполнение кино- и фотосъемок различных
учений, летных испытаний, боевых действий и других важных мероприятий в
вооруженных силах США.
Организационно ВТАК включает три ВА (21, 22 и 23-ю) и две
службы (метеорологическую и кинофотографическую). Основные авиационные
транспортные средства сосредоточены в 21-й и 22-й воздушных армиях в
составе отдельных транспортных авиационных крыльев и авиакрыльев
дивизионного подчинения. Как входящие в дивизии, так и отдельные
авиакрылья обычно имеют две-три эскадрильи тактических (С-130) или
стратегических (С-5А и С-141) военно-транспортных самолетов (16- 18
единиц в каждой). Всего в составе ВТАК имеется около 89 тыс. человек
(75 тыс. военнослужащих, 14 тыс. гражданских лиц), 390 тяжелых и 700
средних транспортных самолетов. Самолеты этого командования ежегодно
перевозят сотни тысяч тонн различных грузов и большое число
военнослужащих. Кроме того, значительная часть авиационных средств
находится в приписанных к ВТАК подразделениях организованного резерва
ВВС.
21 ВА включает две авиационные дивизии (76-ю и 322-ю), три стратегических и одно тактическое транспортное авиакрыло.
22 ВА имеет в своем составе три стратегических и два
тактических транспортных авиакрыла. Кроме того, в нее входит 834-я
авиадивизия (авиабаза Хикам, Гавайские о-ва), которая имеет задачей
организацию взаимодействия между командованием ВВС США в зоне Тихого
океана и ВТАК.
23 ВА была сформирована в 1983 году. В отличие от 21-й и 22-й
она предназначена для решения особых задач - организации и проведения
так называемых специальных и поисково-спасательных операций. Поэтому в
нее были переданы из тактической авиации силы и средства специального
назначения, а также 375-е транспортно-медицинское авиакрыло и ранее
подчинявшаяся непосредственно штабу ВТАК поисково-спасательная служба
(в зарубежной печати она часто называется воздушно-космической службой
поиска и спасения, штаб находится на авиабазе Скотт). Эта служба
создана для проведения операций по поиску и спасению терпящих бедствие
экипажей различных летательных аппаратов (космических кораблей,
самолетов, вертолетов и т. д.) как в мирное, так и в военное время. В
последнем случае предполагается вести эти работы и на территории,
занятой войсками противника.
Метеорологическая служба ведает сбором, обработкой и анализом
данных о состоянии погоды и ее прогнозированием в интересах ВВС и
других видов вооруженных сил страны. Наземные посты, а также летные
подразделения, занимающиеся сбором, обработкой и передачей
метеорологических данных, размещаются более чем в 300 пунктах земного
шара. Они оснащены соответствующими приборами, оборудованием и
аппаратурой.
Кинофотографическая служба обслуживает основные командования
ВВС и учреждения центрального подчинения необходимыми техническими
средствами объективного контроля всех видов деятельности
военно-воздушных сил.
На многих заморских промежуточных и конечных авиабазах ВВС
США дислоцируются наземные подразделения ВТАК, которые осуществляют
обслуживание, разгрузку и погрузку, а также мелкий ремонт прибывающих
военно-транспортных и других американских самолетов.
Командование ВВС США в Европейской зоне (штаб на
авиабазе Рамштейн, ФРГ) представляет собой крупное объединение
тактической авиации, способное как самостоятельно, так и совместно с
ВВС союзников по блоку НАТО решать задачи в современных условиях. В
рамках командования, как отмечается в иностранной прессе, уже в мирное
время сосредоточено до 35 проц. всего боевого состава тактической
авиации регулярных ВВС США. Значительную часть его самолетного парка
составляют самолеты - носители ядерного оружия F-16, F-111 и F-4.
Военно-воздушные силы США в Европе - это часть объединенных ВВС НАТО и
основа их ударной мощи. Командующий ВВС США в Европейской зоне
одновременно является и командующим объединенными ВВС НАТО на
Центрально-Европейском ТВД.
Организационно командование ВВС США в Европейской зоне
состоит из трех ВА (3, 16 и 17-й), в которые входят восемь тактических
истребительных и одно разведывательное авиакрыло, органы управления,
части и подразделения обеспечения. Развернутые в Европе части крылатых
ракет наземного базирования также входят в эти воздушные армии.
Состав воздушных армий неоднороден. Согласно оценке западных
военных специалистов, наиболее сильные из них 3 и 17 ВА. Они
предназначены для действий на Центрально-Европейском ТВД совместно с
соединениями и частями ВВС Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландов,
а также канадскими авиационными подразделениями, находящимися в ФРГ.
Все они организационно сведены во 2-е и 4-е объединенные тактические
авиационные командования (ОТАК) ВВС НАТО.
В общей сложности на вооружении частей и подразделений
командования ВВС США в Европе имеется более 650 боевых самолетов. Кроме
того, в него входят так называемые части "двойного базирования",
дислоцирующиеся на Североамериканском континенте. Численность личного
состава командования 63 тыс. военнослужащих и более 10 тыс. гражданских
лиц.
Помимо этого, деятельность группировки поддерживается частями
и подразделениями из других командований американских военно-воздушных
сил, таких, как стратегическое, военно-транспортное, связи,
безопасности и РЭБ. Они содержат в Европе в общей сложности более* 27
тыс. человек и значительное количество различной техники.
В чрезвычайный период командование ВВС США планирует
существенное наращивание своей европейской группировки путем переброски
из США в Европу в течение 10 сут до 60 эскадрилий тактической авиации
(1800 самолетов).
Командование ВВС США в зоне Тихого океана (штаб на
авиабазе Хикам, Гавайские о-ва) - одно из основных в военно-воздушных
силах. Одновременно оно является авиационным компонентом объединенного
командования вооруженных сил США в этой зоне. Сфера его
"ответственности" охватывает до 40 проц. территории всего земного
шара от Западного побережья США до Восточного побережья Африки и от
Арктики до Антарктиды.
В рамках этого командования развернута вторая по значимости
группировка тактической авиации американских военно-воздушных сил на
заморских территориях, насчитывающая более 46 тыс. человек личного
состава, более 370 тактических истребителей и разведчиков, большое
количество подразделений обеспечения.
Командование ВВС США в зоне Тихого океана имеет три ВА (5, 7
и 13-ю), одну отдельную авиационную дивизию (326-ю), а также
региональное командование ВВС в зоне Аляски.
В случае необходимости группировка тактической авиации в зоне
Тихого океана может быть существенно усилена за счет частей
тактического авиационного командования и резервных компонентов ВВС,
базирующихся на континентальной части США. Отмечается, в частности, что
в ходе войны в Юго-Восточной Азии в 70-х годах в составе командования
ВВС США в зоне Тихого океана было до 1880 самолетов и 174 500 человек.
Командования обеспечения ВВС предназначены для обеспечения нормального функционирования ВВС, как в мирное, так и в военное время.
Командование тыла ВВС организует снабжение других
командований ВВС боеприпасами, расходными материалами, запасными
частями, осуществляет заводской ремонт и модернизацию самолетов,
создает и содержит запасы авиационной техники и средств МТО,
необходимые на военное время.
Основной его задачей является обеспечение высокого уровня
технической готовности всех систем авиационного вооружения. В его
составе насчитывается более 91 тыс. человек (90 проц. из них -
гражданские лица).
Командование связи отвечает за строительство объектов
связи, установку на них оборудования, повседневную эксплуатацию и
ремонт авиационных систем связи и ближней навигации в интересах всех
командований ВВС. В нем насчитывается 54 тыс. человек (в том числе
около 8 тыс. гражданских лиц), которые обеспечивают функционирование
почти 400 объектов связи, расположенных на территории как США, так и
иностранных государств.
Командование разработки систем вооружения ведет
научные исследования и разработки систем оружия и боевой техники ВВС,
определяет пути совершенствования имеющихся и создания новых образцов,
размещает заказы в промышленности и обеспечивает их приемку.
Численность его личного состава превышает 54 тыс. человек, из них более
половины - гражданские лица.
Командование безопасности и РЭВ предназначено для
ведения радио- и радиотехнической разведки, обеспечения скрытности
работы сетей связи ВВС и разработки способов ведения радиоэлектронной
борьбы. Его части и подразделения (крылья, группы и эскадрильи)
размещены как в США, так и на территориях Великобритании, ФРГ,
Западного Берлина, Италии, Греции, Турции, Японии и других государств,
расположенных вокруг СССР. Численность личного состава более 13 тыс.
человек (в том числе около 1300 гражданских лиц).
Командование подготовки кадров включает службу набора
добровольцев и все учебные заведения ВВС (кроме академии ВВС, имеющей
права самостоятельного командования). Оно отвечает за подготовку кадров
по всем специальностям и для всех командований ВВС США, а также для
некоторых государств-союзников. Численность личного состава около 71
тыс. человек. В частях и учреждениях командования находится до 1500
самолетов Т-37, Т-38, Т-41. Кроме того, оно располагает большим
количеством наземных тренажеров различного назначения.
* * *
Развитие ВВС. Руководство США, считая ВВС одним из важнейших
видов вооруженных сил, постоянно совершенствует их. Пентагон
предпринимает огромные усилия, направленные на разработку новых и
повышение боевой эффективности существующих систем оружия, дальнейшую
отработку систем управления и связи, поддержание авиационных соединений
и частей в высокой степени боевой готовности.
В САК ВВС США эти усилия сосредоточены на существенном
наращивании мощи МБР и совершенствовании возможностей стратегической
бомбардировочной авиации.
Являющиеся средством нанесения первого ядерного удара, МБР
"Минитмен" и MX уже имеющимся в настоящее время составом способны
одновременно поднять 2450 ядерных боеголовок мощностью от 0,33 до 1,5
Мт каждая. Введенные сравнительно недавно в боевой состав САК ракеты MX
предназначаются для нанесения "разоружающего удара". Каждая из
них по своим способностям поражения высокозащищенных объектов
равноценна восьми-десяти МБР "Минитмен-3" с боеголовками Мк12.
В ближайшие годы все ракеты MX, находящиеся сейчас в шахтных
пусковых установках, планируется разместить на мобильных
железнодорожных платформах. Одновременно с развертыванием МБР MX в мобильном
варианте утверждена программа создания еще одной (легкой) межконтинентальной
баллистической ракеты "Миджитмен", имеющей
моноблочную головную часть мощностью около 500 кт. В соответствии с
этой программой Пентагон заключил около 30 контрактов с ведущими
фирмами-разработчиками. Начало поступления МБР "Миджитмен" на
вооружение ВВС отнесено на 1992 год, всего планируется развернуть 500
таких ракет.
В стратегической бомбардировочной авиации, являющейся другой
составной частью стратегической "триады" США, также проводятся
мероприятия по повышению ее ударной мощи. В частности, кроме оснащения
ударными ракетами СРЭМ (по 20 единиц на каждом самолете В-52 и по шесть
единиц на FB-111; см. цветную вклейку), бомбардировщики В-52
переоборудуются под стратегические крылатые ракеты АЛСМ-В (но 12, а в
последующем по 20 единиц на самолет). Шесть эскадрилий (98 B-52G) уже
имеются в боевом составе, еще шесть (95 В-52Н) намечается ввести в
строй в начале 90-х годов. Такими же ракетами (по 22 единицы) оснащены
бомбардировщики В-1В.
Предусмотрен выпуск КР воздушного базирования АСМ второго
поколения, имеющих увеличенную дальность стрельбы. Всего планируется
изготовить до 1500 таких ракет.
Помимо этого, Пентагон разработал планы создания и закупок до
1600 сверхзвуковых ударных ракет СРЭМ-2 для стратегических
бомбардировщиков.
Расширяются масштабы разработки более современного стратегического
бомбардировщика В-2 (см. цветную вклейку) с использованием технологии "стелт", предназначенного для замены
бомбардировщиков В-52 и в дополнение к В-1В (всего намечается выпустить
более 130 самолетов). Самолет В-2. по расчетам специалистов Пентагона,
трудно обнаружить с помощью современных средств ПВО, и поэтому он может
быть использован для нанесения внезапного ядерного удара.
В тактической авиации продолжаются мероприятия по
перевооружению частей современными тактическими истребителями F-15E и
F-16C и D (ежегодно закупается 186 единиц), а с середины 80-х годов -
перспективными истребителями ATF (всего по предварительным планам
предполагается построить 746 таких самолетов). Большое внимание
уделяется широкомасштабному оснащению авиационных частей высокоточным
управляемым оружием класса "воздух - воздух" (УР AMRAAM) и
"воздух-земля" (УР "Мейверик" с тепловизионной системой
наведения, противорадиолокационные УР HARM, управляемые бомбы и т. д.).
Одновременно проводятся мероприятия по комплексному развитию средств
разведки и РЭБ, систем управления, целеуказания и навигации.
Во ВТАК в связи с возрастающими потребностями в воздушных
перебросках администрация США проводит мероприятия по резкому повышению
возможностей авиационных транспортных средств. Долгосрочной программой
их развития предусматривается, что к концу 90-х годов общие возможности
авиационных средств по переброске грузов должны возрасти более чем в 2
раза и главным образом за счет развития самолетного парка.
Западная пресса отмечала, что в целях повышения возможностей
авиации по переброске войск и грузов все имеющиеся в ВВС США самолеты
С-141 и С-5А модернизированы. Закуплены и поступили в ВВС 50 самолетов
С-5В. В настоящее время ведется полномасштабная разработка нового
военно-транспортного самолета С-17. Планируется, что с начала 1991 года
и до конца 90-х годов в боевой состав ВВС должно поступить 210
самолетов этого типа. В соответствии с требованиями ВВС С-17 будет
иметь большую полезную нагрузку и дальность полета, а также возможность
выполнять взлеты и посадки с укороченных ВПП. Последнее, по заключению
военных экспертов, позволит перебрасывать личный состав, оружие,
военную технику и предметы МТО непосредственно в район боевых действий,
исключив тем самым необходимость посадки тяжелых стратегических
самолетов на промежуточных базах для перегрузки грузов на тактические
транспортные самолеты или на наземные виды транспорта.
Проводятся и другие мероприятия, направленные па дальнейшее наращивание боевой мощи ВВС.
Зарубежное военное обозрение №2 1990 С. |