Английский танк "Челленджер"
Полковник Е.Викторов
В
ходе милитаристских приготовлений, активно проводимых правящими кругами
Великобритании, значительное внимание уделяется внедрению в войска современных
видов оружия и военной техники. По сообщениям иностранной прессы, с конца 1982
года в стране началось производство первых серийных образцов нового английского
основного боевого танка "Челленджер". Как сообщала западная печать,
первоначально министерство обороны заказало около 250 единиц для оснащения одной
из четырех бронетанковых дивизий Британской Рейнской армии в период до 1986
года, а в дальнейшем планируется закупить еще до 200 таких машин с тем, чтобы в
конце 80-х годов они составили примерно половину танкового парка английских
сухопутных войск.
Танк "Челленджер" создан на базе танка "Шир-2", который был разработан для
Ирана, и представляет собой усовершенствованный вариант основного боевого танка
"Чифтен", находящегося на вооружении сухопутных войск Великобритании уже почти
20 лет (всего насчитывается около 900 машин).
В
иностранной печати отмечается, что "Челленджер", по основным боевым
характеристикам значительно превосходящий танк "Чифтен", особенно в плане
защищенности и подвижности, имеет классическую компоновку. Корпус и башня
выполнены из многослойной брони "чобхэм". Боевой вес около 60 т, экипаж четыре
человека. На борта навешены стальные экраны, снижающие воздействие кумулятивных
боеприпасов. Для защиты экипажа от оружия массового поражения танк оснащен
фильтровентиляционной установкой.
В
передней части корпуса находится отделение управления, в центре которого
размещено место механика-водителя. С целью увеличения угла наклона верхнего
броневого листа корпуса и соответственно снижения высоты танка механик-водитель
в положении "по-боевому" занимает положение полулежа. Для наблюдения днем он
имеет широкоугольный смотровой прибор, заменяемый в темное время суток
инфракрасным бесподсветочным прибором. Рядом с местом механика-водителя
расположена часть боекомплекта.
В
боевом отделении танка размещены основное вооружение, большая часть
боекомплекта, элементы системы управления огнем, места командира и наводчика
(справа от пушки), а также заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение
находится в кормовой части корпуса.
В
башне танка установлена 120-мм нарезная пушка L11A5, представляющая собой
усовершенствованный вариант орудия танка "Чифтен". Ствол пушки изготовлен из
высококачественной стали, полученной способом электрошлакового переплава, что
позволило повысить давление в канале до 6400 кг/см2. Разработчики отмечают, что
применение данного способа также существенно повышает предел усталостной
прочности ствола. Трещины на нем, возникающие от воздействия высоких рабочих
нагрузок, увеличиваются втрое медленнее, чем на стволе, изготовленном из обычной
стали, а это соответственно удлиняет срок его службы.
Ствол пушки несколько укорочен с целью лучшего ее уравновешивания при стрельбе с
ходу. На нем есть эжекционное устройство и теплоизоляционный кожух. Применена
новая конструкция затвора для обеспечения более надежной обтюрации. Заряжание
пушки раздельное. В боекомплект (52 выстрела) входят бронебойные подкалиберные
(оперенные или стабилизируемые вращением), кумулятивные, бронебойно-фугасные и
дымовые снаряды, а также снаряды с готовыми убойными элементами. Бронебойный
подкалиберный оперенный снаряд имеет сердечник, изготовленный из сплава
вольфрама. На него навинчен отделяемый поддон, который состоит из трех частей,
скрепленных найлоновыми кольцами. Переднее кольцо служит для фиксации снаряда в
стволе, а заднее выполняет роль обтюратора. На конец сердечника навинчено
оперение. Начальная скорость данного снаряда 1500 м/с. В настоящее время
разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд, у которого
сердечник будет выполнен из сплава обедненного урана, что, по мнению английских
специалистов, обеспечит большую пробивную способность, чем у упомянутого
образца.
Заряды к выстрелам хранятся в боеукладках-контейнерах, имеющих "рубашку" с
жидкостью, уменьшающей вероятность возгорания и взрыва боеприпасов при пожаре
внутри танка. Гильзы зарядов сгорающие.
На
танке "Челленджер" применена автоматизированная система управления огнем,
включающая лазерный прицел-дальномер на иттриево-алюминиевом гранате с
применением неодима и электронный баллистический вычислитель. Наводчик имеет два
прицела: дневной перископический с десятикратным увеличением и вспомогательный
телескопический. Для действий в темное время суток пока еще используется ночной
канал оптического прицела, но в ближайшее время должна завершиться разработка
тепловизионного прицела. На пульте управления наводчика расположены
переключатель выбора оружия (пушка или спаренный с ней 7,62-мм пулемет) и типа
боеприпаса, двухпозиционный переключатель управления лазерным дальномером,
тумблер ввода сигналов от баллистического вычислителя. В последний поступает
информация о дальности до цели и ее угловой скорости, а также о скорости ветра,
атмосферном давлении, температуре воздуха, угле крена оси цапф пушки.
Система стабилизации обеспечивает плавное наведение ствола со скоростью от 0,01
до 6 град/с в вертикальной плоскости и от 0,01 до 24 град/с в горизонтальной. В
поле зрения прицела наводчика отображаются все необходимые для стрельбы данные.
Выверка прицела (без выхода членов экипажа) осуществляется с помощью
установленного на башне коллиматора и отражающего зеркала, закрепленного на
конце ствола пушки у дульного среза.
Командир пользуется прицелом (со стабилизированным полем зрения), который связан
с прицелом наводчика. В его башенке есть восемь перископических смотровых
приборов, обеспечивающих круговой обзор. На случай подсветки танка лазерным
лучом предусмотрен соответствующий индикатор, сигнализирующий о лазерном
облучении, У командира имеется почти такой же, на" у наводчика, пульт
управления. В определенных случаях он может брать управление оружием на себя и
вести огонь по выбранной цели.
Вспомогательное вооружение танка включает два 7,62-мм пулемета, один из которых
спарен с пушкой, а второй (зенитный) установлен над люком командирской башенки.
Боекомплект 4000 патронов, По обеим сторонам лобовой части башни размещены
пятиствольные гранатометы для постановки дымовых завес.
Используемый на танке "Челленджер" 12-цилиндровый V-образный четырехтактный
дизельный двигатель 12V-1200 "Кондор" с турбонаддувом (мощностью 1200 л. с.)
выполнен в одном блоке с трансмиссией. Это существенно облегчает полевой ремонт,
поскольку для демонтажа силового блока требуется всего около 45 мин. Для его
перевозки может служить бронированная ремонтно-эвакуационная машина ARRV Мк7,
созданная на базе танка "Чифтен" и оборудованная подъемным краном
грузоподъемностью 6,5 т.
Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 (37 л. с.),
связанный с генератором, который используется для подзарядки аккумуляторных
батарей и обогрева их перед пуском основного двигателя при низких температурах,
а также для питания электроприводов наведения пушки и потребителей системы
управления огнем при неработающем основном двигателе.
Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, которая включает два
горизонтально расположенных радиатора, расширительный бачок и три вентилятора
(два из них предназначены для охлаждения основного двигателя, а третий -
вспомогательного). Радиаторы могут легко переводиться в вертикальное положение
для удобства осмотра и технического обслуживания. Система охлаждения
обеспечивает работу двигателя в режиме максимальной мощности при температуре
окружающего воздуха до 52°С.
На
танке Челленджер применена трансмиссия ТН-37 с гидротрансформатором и
планетарной коробкой передач, обеспечивающей четыре передачи переднего хода и
три заднего. Гидротрансформатор включается блокировочным фрикционом и служит для
преобразования крутящего момента только на первых передачах. На остальных он
работает как гидромуфта, сохраняя постоянность потока мощности при переключении
передач. Отмечается, что гидрообъемная передача в приводе механизма поворота
позволяет достаточно плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне.
Трансмиссия (система управления механо-электро-гидравлическая) работает в режиме
автоматического или ручного управления. В первом режиме передачи включаются с
помощью электромагнитных клапанов в зависимости от дорожных условий. Поворот
осуществляется посредством двух рычагов. В трансмиссии применены остановочные
тормоза с дисками, работающими в масле и имеющими металлокерамические накладки.
Хотя во время испытаний при движении по шоссе танк "Челленджер" достигал
скорости 70 км/ч, максимальной для него считается 56 км/ч. Запас хода около 500
км.
Ходовая часть включает шесть опорных и четыре поддерживающих катка на каждую
сторону, ведущие колеса и гусеницы с металлическим шарниром и резиновыми
прокладками траков. Опорные катки сдвоенные, с резиновыми шинами, объемными
алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Подвеска гидропневматическая. Она
обеспечивает большой динамический ход катков (до 340 мм). Роль упругого элемента
в ней играет газ, а жидкость (масло) уплотняет его: протекая через отверстия и
клапаны, она создает амортизирующий эффект.
В
зарубежной печати сообщалось, что в ходе всесторонних эксплуатационных и
войсковых испытаний опытных и первых серийных образцов танка "Челленджер" была
показана достаточно высокая надежность его основных элементов и узлов. По
подвижности на пересеченной местности этот танк не уступал легкому
разведывательному танку "Скорпион". Ожидается, что "Челленджер", кроме поставок
в сухопутные войска Великобритании, будет производиться на экспорт.
Зарубежное военное обозрение №8 1984
Другие материалы по теме
|