Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2024, 01:00

Главная » Статьи » Архив по годам » 1975

Силы и средства противоминной обороны

 Силы и средства противоминной обороны

Капитан 1 ранга А. Иваницкий
Капитан 1 ранга-инженер А. Громов

Командования ВМС США и других стран НАТО считают, что в будущей войне на море широкое применение найдет минное оружие, которое они планируют активно использовать для осуществления своих агрессивных замыслов. Вместе с тем в странах - участницах Североатлантического блока большое внимание уделяется совершенствованию сил и средств противоминной обороны.

Под противоминной обороной иностранные военно-морские специалисты понимают систему мероприятий, направленных на снижение потерь от мин подводных лодок, надводных кораблей и торговых судов, К ним они относят: организацию противоминного наблюдения путем оборудования береговых и плавучих радиолокационных, гидроакустических и визуальных постов наблюдения; специальное оборудование районов, в которых наиболее вероятна постановка мин противником (уложенные на дне индикаторные петли, специальные кабели, сети и т.п.); проведение минной разведки, которая включает разведывательное траление, визуальную аэроразведку мин и аэрофоторазведку; проводку кораблей за тралами и форсирование минных заграждении; поиск и уничтожение обнаруженных мин всеми возможными способами; активную защиту кораблей и судов от мин за счет использования ложных целей и различного рода охранителей; пассивную защиту кораблей и судов путем снижения их физических полей и повышения взрывостойкости; выбор наиболее благоприятных с точки зрения предотвращения подрыва на минах курсов перехода и режимов движения, а также соответствующее использование гидрологических факторов.

Задачи противоминной обороны распределяются между странами НАТО следующим образом. Большинство стран обеспечивает противоминную оборону в своих территориальных водах, на прилегающих к побережью коммуникациях, непосредственно в районах баз и портов и на подходах к ним. Флоты США, Великобритании и частично Франции, кроме этого, обеспечивают противоминную оборону соединении кораблей на переходе морем и в районах возможной высадки десанта.

Как утверждается в зарубежной печати, военные специалисты США и других стран НАТО на основе опыта второй мировой войны, войн в Корее и Юго-Восточной Азии считают, что до сих пор еще не создано универсальное средство, которое обеспечило бы эффективную борьбу с неконтактными минами. Поэтому они пришли к выводу о необходимости комплексного использования всех перечисленных выше мероприятий, уделяя основное внимание совершенствованию носителей активных средств борьбы - противоминных кораблей и вертолетов-тральщиков.

Корабли противоминной обороны. В составе флотов капиталистических государств имеются противоминные корабли многих типов. В странах НАТО они относятся к числу боевых и выделены в специальную группу миннотральных кораблей. В настоящее время в состав ВМС капиталистических государств входят противоминные корабли следующих подклассов: морские, эскадренные, базовые и рейдовые тральщики, катера-тральщики, радиоуправляемые катера-тральщики, тральщики-искатели мин, корабли управления и поддержки тральных сил, прорыватели минных заграждений.

В США и Великобритании серийная постройка тральщиков велась в основном в 1932-1956 годах, в Канаде, Нидерландах и Бельгии - в 1953-1958 годах, в Италии, ФРГ и Швеции-в 1958-196З годах, во Франции и Японии продолжается до сих пор. Сокращение строительства кораблей-тральщиков в капиталистических странах в последнее время объясняется тем, что традиционные средства борьбы с минами становятся практически неэффективными, а использование в минах высокочувствительных взрывателей резко увеличивает опасность подрыва кораблей-тральщиков при тралении, и это заставляет искать новые методы и средства решения проблемы борьбы с минами.

В США командование ВМС в начале 70-х годов приняло решение значительно сократить численность кораблей-тральщиков в составе миннотральных сил. По данным зарубежной прессы, на 1973-1974 годы предусматривалось иметь 9 морских тральщиков в качестве кораблей первой линии и 26 морских и базовых тральщиков в составе резервного флота, а на 1975 год в составе регулярных ВМС США планируется иметь только 3 морских тральщика. В резерв были выведены корабли поддержки тральных сил и прорыватель минных заграждений MSS-1.

Вместе с тем для поддержания миннотральных сил на должном уровне в 1973 году военно-морское командование разработало пятилетнюю программу их развития, согласно которой значительное внимание уделяется вертолетным средствам траления. Одновременно предусматривается установить оптимальное соотношение вертолетного парка и корабельного состава миннотральных сил и разработать новый многоцелевой корабль. Этот корабль должен сочетать в себе характеристики и оборудование, присущие современным тральщикам - искателям мин и кораблям радиоэлектронной разведки и противодействия. Изучается также возможность использовать для траления корабли на воздушной подушке и подводных крыльях. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области ведутся уже несколько лет.

При ведении агрессивной воины в Юго-Восточной Азии ВМС США использовали для траления донных и якорных мин на реках и мелководье десантные катера типа LCM-6, переоборудованные в речные тральщики. Кроме того, для траления мин па малых глубинах (0,5- 10 м) были построены радиоуправляемые катера-тральщики. Водоизмещение такого катера 2,5 т. длина 4 м, ширина 1,7 м, осадка 0,15 м. На нем установлен подвесной мотор мощностью 50 л. с. Катер имеет несложное радиоприемное устройство с исполнительными механизмами для управления на расстоянии скоростью и курсом, оснащен магнитным и акустическим тралами.

Магнитный трал выполнен в виде намагниченной герметичной стальной трубы, внутренняя полость которой заполнена пенопластом. Длина трала 9 м, диаметр 0,4 м, вес 600 кг.
Акустические тралы бывают двух типов. Один представляет собой герметичный буй (длина 1,6 м и диаметр около 0,3 м), внутри которого помещены два металлических стержня. По длине буя приварено винтовое ребро, обеспечивающее вращение буя при буксировке, в результате чего металлические стержни ударяются о его стенки и друг о друга, создавая акустическое поле. Другой трал выполнен из двух подвижных и двух неподвижных труб, закрепленных между двумя стенками в одной плоскости. Он крепится к поддерживающему буйку и при буксировке располагается перпендикулярно набегающему потоку воды. Акустическое поле создастся за счет соударений подвижных и неподвижных труб. Диаметр неподвижных труб 70 мм, подвижных 50 мм, вес трала около 60 кг.

Магнитный и акустический тралы буксируются за катером на 30-мм пеньковом тросе длиной 60 м. Расстояние между ними при буксировке около 2 м. Траление осуществляется на скорости 2-10 узлов.

В Великобритании миннотральные силы ВМС насчитывают 44 устаревших базовых и рейдовых тральщика, В 1973 году англичане построили экспериментальный тральщик - искатель мин "Уилтон" (стандартное водоизмещение 500 т, длина 46,7 м, ширина 8,8 м, максимальная скорость хода 16 узлов). Корпус корабля изготовлен из однослойного стеклопластика толщиной 32 мм. Стоимость строительства составила 2 млн. фунтов стерлингов, что примерно на 45 проц. выше, чем стоимость такого же корабля с корпусом из дерева или алюминиевых сплавов. Однако опыт эксплуатации за рубежом малых судов и катеров с корпусами из стеклопластика показывает, что их ремонтные расходы на 20 проц. меньше, чем кораблей с деревянными или металлическими корпусами. Специалисты компании "Воспер торникрафт", строившей тральщик "Уилтон", подсчитали, что эксплуатационные затраты в течение 15 лет на этот тральщик и тральщик с корпусом из дерева или алюминиевых сплавов будут одинаковыми.

Как сообщалось в зарубежной печати, эта компания по заданию ВМС Великобритании разработала на базе тральщика "Уилтон" новый тральщик - искатель мин (проект 47). Этот корабль будет иметь водоизмещение 180 т, длину 47 м, ширину 9,8 м, осадку 3 м, наибольшую скорость хода 16 узлов; вооружение: система ЗУРО "Смвулф" ближнего действия и два 20мм зенитных автомата фирмы "Испано-Сюиза", На нем предполагается установить два винта регулируемого шага и два подруливающих устройства (активные винты Плейгера) для обеспечения маневрирования на скоростях хода менее 6 узлов. Тральщик будет иметь два самоходных радиоуправляемых катера-катамарана (длина 4 м, ширина 2 м), каждый из которых несет подводный буксируемый аппарат для доставки к обнаруженной мине подрывного заряда. Для поиска и классификации мин на тральщике планируется установить гидролокатор типа 193М. Строительство головного корабля проекта 47 намечается начать в 1975 году.

Рассматривая перспективы модернизации сил противоминной обороны, английские военно-морские специалисты отмечают, что полная замена находящихся в составе флота тральщиков на такое же число кораблей с корпусом из стеклопластика затруднительна по финансовым соображениям. Поэтому изыскиваются другие возможности поддержания на должном уровне миннотральных сил флота, в частности за счет использования в будущем катеров-тральщиков на воздушной подушке. В иностранной печати сообщалось, что в 1973 году испытывался в качестве тральщика катер типа BH-7, результаты были положительными.

Во Франции в 1973 году вступил в строй последний из серии в пять кораблей тральщик - искатель мин типа "Сирее" (полное водоизмещение 510 т, длина 46,5 м, ширина 8,9 м, осадка 2,5 м). Дизельная энергетическая установка мощностью 1800 л. с. обеспечивает наибольшую скорость хода 15 узлов, дальность плавания около 3000 миль. На этих тральщиках установлена гидролокационно-телевизионная система поиска и уничтожения донных неконтактных мин РАР-104. В нее входят: гидроакустическая станция (ГАС) поиска и классификации мин DUBM-20, 1-2 подводных управляемых по проводам самоходных  аппарата для опознавания мин и доставки к ним подрывного заряда, телевизионный приемник, пульт управления самоходным аппаратом (средняя скорость хода 5 узлов, емкость аккумуляторных батарей обеспечивает непрерывную работу в течение 20 мин, аппарат может удаляться от тральщика на расстояние до 500 м).

В 1975 году намечается приступить к строительству серии тральщиков - искателей мин нового типа, а также создать в составе ВМС эскадрилью вертолетов-тральщиков

В ФРГ состав миннотральных сил ВМС в течение многих лет остается почти без изменении. В 1968-1969 годах два базовых тральщика типа "Ландау" были переоборудованы в тральщики - искатели мин. В дальнейшем намечается переоборудовать еще 10 кораблей этого типа.

В Италии планируется построить экспериментальный тральщик-искатель мин по типу английского тральщика "Уилтон" или французского типа "Сирее".
В Японии и ряде других капиталистических стран ведется строительство небольших серий базовых и рейдовых тральщиков по устаревшим проектам.

Таким образом, в настоящее время в капиталистических странах не ведется крупносерийное строительство кораблей-тральщиков. Однако разрабатываются проекты противоминных кораблей (тральщиков - искателей мин), оснащенных системами противоминного оружия, обеспечивающими поиск и уничтожение донных неконтактных мин независимо от типов применяемых в них взрывателей. Как сообщалось в зарубежной печати, в большинстве капиталистических стран предусматривается на случаи воины использовать в качестве тральщиков малые гражданские суда, главным образом рыболовные.

Средства вертолетного траления в настоящее время пока имеются только в ВМС США. В конце 60-х годов там утвердилась концепция, согласно которой основная тяжесть в борьбе с минами посредством траления должна быть переложена с кораблей-тральщиков на вертолеты. Эта концепция базируется на том, что вертолеты по сравнению с кораблями обладают большей маневренностью, могут вести траление на большой скорости, меньше подвержены опасности подрыва на минах и могут быть при необходимости быстро переброшены в удаленные районы на военно-транспортных самолетах.

По данным иностранной печати, траление мин вертолетами в Южно-Китайском море (у берегов ДРВ) и в Суэцком канале оказалось более экономичным, чем кораблями. Так, траление у берегов ДРВ вертолетами-тральщиками CH-54А "Си Стэльен" обошлось, по подсчетам американских специалистов, в шесть раз дешевле, чем если бы использовались корабли-тральщики. Однако вертолетный способ траления мин, по их мнению, имеет некоторые недостатки: Зависимость вертолетов от метеорологических условий и степени освещенности, необходимость более надежного навигационного обеспечения, недостаточная энерговооруженность вертолетов-тральщиков, которая не позволяет им тралить мины, выставленные на больших глубинах.

Впервые вертолеты для обнаружения мин были применены в ВМС США в ходе воины в Корее, а в качестве тральщиков-в 1953 году. В 1965 году на вооружение кораблей управления и поддержки минно-тральных сил "Кэтскилл" и "Озарк" поступили вертолеты-тральщики RH-3D, которые для поиска и уничтожения мин использовали телевизионную аппаратуру "Тортл" и различные типы контактных тралов, В 1968 году в качестве вертолета-тральщика испытывался транспортно-десантный вертолет СН-53А "Си Стэльен", а в 1971 году в ВМС США была сформирована эскадрилья НМ-12 вертолетов-тральщиков, укомплектованная этими вертолетами.

В 1973 году на вооружение начали поступать специализированные вертолеты-тральщики RH-53D, способные использовать как существующие, так и перспективные контактные и неконтактные тралы. Новые вертолеты оборудованы: автоматической системой управления, которая обеспечивает удержание соответствующего угла отклонения кабель-троса, высоты, курса и скорости полета вертолета; водонепроницаемыми уплотнениями, обеспечивающими герметичность кабины в случае посадки на воду; специальными помещениями для контактных и акустических тралов. Вертолеты могут нести два дополнительных топливных бака, которые подвешиваются снаружи кабины, что позволяет увеличить время траления до 4,5 ч. Вертолеты СН-53А и CH-53D используют вертолетные тралы Мк103, Мк104, Мк105 и Мк106.

Контактный трал Мк10З (рис, 2) - двусторонний, разработан на базе корабельного контактного трала типа "Оропеза", Тралящие части оснащаются патронами с гидростатическими предохранительными устройствами, обеспечивающими безопасность обращения с ними в кабине вертолета и при постановке трала. Ведущий и поддерживающие буи сделаны из пенопласта.

Электромагнитный трал Мк105 (рис. 3) - электродный, представляет собой двухпонтонный плотик, снабженный подводными крыльями. На площадке плотика установлен газотурбогенератор, питающий контур трала и электрогидравлический привод подводных крыльев. Трал буксируется с помощью 19-жильного кабель-буксира, по которому с вертолета передаются команды на пуск и остановку  газотурбогенератора, опускание и подъем подводных крыльев, а также команды, связанные с режимом работы трала. Внутри кабеля-буксира имеется шланг для пополнения топливного бака газотурбогенератора с вертолета. Вес и габариты трала Мк105 не позволяют разместить его в кабине вертолета, поэтому он хранится на борту корабля и принимается вертолетом перед тралением (рис. 4).

Рис, 3. Вертолетный электромагнитный трал Мк103
Рис. 4. Буксировка электромагнитного трала Мк105 вертолетом
Рис. 5 Вертолетный акустический трал Mk104

Акустический трал Mk104 (рис. 5) представляет собой излучатель, внутри которого помещен поворотный диск, приводимый во вращение при буксировке трала от вала водяной турбинки. Излучатель и вся оснастка трала Мк104 транспортируются в кабине вертолета. На постановку трала затрачивается около 6 мин. Комбинация из тралов Мк105 и Мк104 образует трал, получивший обозначение Мк106

Американские военно-морские специалисты, изучая опыт учений и боевого траления в водах ДРВ и Суэцком канале, пришли к выводу, что вертолеты-тральщики при буксировке тралов со скоростью до 20 узлов на высоте 40 -45 м не могут маневрировать для уклонения от атак самолетов противника или других его средств поражения. Поэтому для обеспечения траления в водах противника перед высадкой десанта необходимы заблаговременная нейтрализация района высадки, обеспечение превосходства в воздухе, выделение патрульных сил (кораблей, самолетов или вертолетов огневой поддержки) на время траления, прикрытие района траления дымовыми завесами, соответствующий выбор времени суток и метеорологических условий с учетом повышения скрытности траления.

Вертолеты-тральщики базируются на корабли десантных сил - десантные вертоле-тоносцы или десантные вертолетные корабли-доки. Кораблями специальной постройки для этой цели ВЛ\С США не располагают.
По данным иностранной печати, вертолеты-тральщики в ближайшем будущем поступят также на вооружение ВМС Великобритании. Франции, ФРГ, Италии, Японии и некоторых других стран. В связи с этим специалисты ВМС стран НАТО считают необходимым продолжать работы по совершенствованию техники и методов вертолетного траления мин с учетом опыта, накопленного в ВМС США.

Зарубежное военное обозрение №1 1975 С.78-84
  

Категория: 1975 | Добавил: pentagonus (15.08.2011) | Автор: Капитан 1 ранга А. Иваницкий
Просмотров: 4467 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz