Производство обычных боеприпасов в США
Подполковник-инженер А.Старков
В
стремлении к установлению диктата над другими государствами мира силы войны и
агрессии США в широких масштабах продолжают осуществлять выпуск современных
видов и систем вооружений, а также проводить научно-технические работы по
созданию новых образцов оружия и боевой техники.
Большое внимание в Соединенных Штатах уделяется разработке, производству и
закупкам современных боеприпасов, что подтверждается огромными денежными
средствами, которые затрачиваются на эти цели. Например, большой расход
боеприпасов в ходе агрессии в Юго-Восточной Азии и стремление командования
вооруженных сил восполнить их запасы привели к тому, что в 1967/68 финансовом
году стоимость изготовленных обычных боеприпасов составила более 9 млрд.
долларов (третье место после стоимости продукции авиаракетно-космической и
радиоэлектронной отраслей военной промышленности).
В
настоящее время производственную базу отрасли промышленности, занятой выпуском
обычных боеприпасов, составляют около 250 государственных и частных предприятий,
в том числе 36 крупных государственных центров, на которых имеются 250
технологических линий. Государственные снаряжательные и сборочные заводы
рассматриваются военным руководством как собственность сухопутных войск и ВМС
США. 25 крупных государственных заводов сданы в аренду частным фирмам, которые
организовали на них производство боеприпасов по заказам министерства обороны.
По
целевому назначению крупные государственные предприятия распределяются следующим
образом: сборка н снаряжение боеприпасов (19 заводов), производство ВВ и порохов
(8), производство металлических компонентов боеприпасов (7), производство
стрелковых боеприпасов (2), изготовление опытных образцов и совершенствование
технологии производства боеприпасов (2 завода). На большинстве предприятий
частных фирм налажен выпуск металлических компонентов боеприпасов, взрывателей,
ВВ и порохов.
Таблица 1
Стоимость обычных боеприпасов, вылущенных в 1965/66 -1970 /71 финансовых
годах (млн. долларов) |
Финансовые годы |
Артиллерийские выстрелы, УР НУР. мины, торпеды,
ручные гранаты. ВВ и пороха |
Боеприпасы для оружия калибров до 30 мм |
Всего |
1965/66 |
4669,4 |
467.8 |
5137,2 |
1966/67 |
7523,6 |
583,8 |
8107.4 |
1967/68 |
8111,1 |
610,0 |
9021,1 |
1968/69 |
8239,4 |
651.1 |
8890,5 |
1969/70 |
6297.3 |
530,3 |
6827.6 |
197071 |
3251.3 |
387.7 |
5639,0 |
С
целью обеспечения потребностей войск в боеприпасах в годы боевых действии во
Вьетнаме министерство обороны закупало у частных американских фирм для своих
заводов значительное количество сырья и материалов. Так, с 1967 по 1970 год
ежегодно закупалось примерно 1,7 млн. т снарядной стали, более 200 тыс. т
сплавов и полуфабрикатов из меди. 100-150 тыс. т цинка, около 100 тыс. т свинца,
70-80 тыс. т алюминия, свыше 10 тыс. т магния и т.д. Стоимость продукции,
выпущенной заводами этой отрасли (включая производство УР. ПУР и торпед) в
11965/66-1970/71 финансовых годах, показана в табл. 1.
Как отмечается в иностранной печати, в настоящее время предприятия по
изготовлению боеприпасов работают с большой недогрузкой. Ряд государственных
заводов выведен в резерв, а на некоторых действующих предприятиях часть
производственных мощностей законсервирована. Тем не менее выпуск боеприпасов в
США в количественном и стоимостном выражении находится на более высоком уровне
по сравнению с другими капиталистическими странами.
Главными заказчиками боеприпасов, взрывчатых веществ и порохов является
министерство армии, которое осуществляет закупки указанной продукции через
командование материального снабжения армии (AMC- Army Material Command). В 1973
году этим командованием был создан новый единый орган - управление вооружении (ARMCOM
- Army Armament Command), который занимается разработкой, закупками и снабжением
сухопутных войск всеми видами артиллерийско-стрелкового вооружения, ядерными,
химическими и обычными боеприпасами,
В министерстве ВМС вопросами закупок и снабжения боеприпасами ведает управление
материально-технического обеспечения, а в министерстве ВВС эти функции выполняет
командование систем оружия.
Таблица 2
Данные о закупках некоторых видов боеприпасов в 1964/65 - 1967/68
финансовых годах (млн. долларов) |
Виды боеприпасов |
Финансовые годы |
1964/65 |
1965/66 |
1966/67 |
1967/68 |
Артиллерийские снаряды калибра 30 - 125 мм |
91 |
549 |
507 |
760 |
Авиационные бомбы |
96 |
507 |
601 |
850 |
Неуправляемые ракеты |
90 |
177 |
224 |
245 |
Взрыватели |
61 |
252 |
222 |
371 |
Пиротехнические |
12 |
64 |
85 |
78 |
ВВ |
37 |
127 |
87 |
35 |
Другие боеприпасы |
208 |
549 |
522 |
537 |
итого |
595 |
2225 |
2248 |
2876 |
Данные о закупках некоторых видов боеприпасов в 1961/65-1967/68 финансовых годах
в стоимостном выражении приведены в табл. 2.
Значительные затраты на приобретение боеприпасов отмечались в 1967-1968 годах.
Это было связано с расширением агрессии в Юго-Восточной Азии. По сообщениям
американской прессы, в 1967 году войска США во Вьетнаме расходовали в среднем за
месяц 1 млн. артиллерийских снарядов, 700 тыс. мин. 100 млн. патронов для
стрелкового оружия, 36 тыс. крупнокалиберных снарядов морской артиллерии, 50
тыс. т авиационных бомб и бомбовых кассет. Только в феврале 1967 года
американская авиация сбросила во время варварских налетов на территорию ДРВ 61,7
тыс. т авиационных бомб и бомбовых кассет (максимальный месячный расход бомб
авиацией США во время второй мировой войны доставил в Европе 72,5 тыс. т, в зоне
Тихого океана 26,3 тыс. т, а в войне в Корее 15,4 тыс. т).
Самый большой расход боеприпасов за всю войну во Вьетнаме был в 1968 году, когда
сухопутные войска США за февраль израсходовали 120 тыс. т артиллерийских и
минометных выстрелов, противотанковых и противопехотных мин. патронов для
стрелкового оружия и неуправляемых ракет. Авиация в весенний период 1968 года
расходовала в среднем 117 тыс. т боеприпасов в месяц.
После 1968/69 финансового года наметился процесс сокращения производства и
закупок боеприпасов, который продолжался до 1971/72 финансового года, когда
министерство обороны вновь увеличило закупки обычных боеприпасов. В 1972 году
только за 2,5 месяца войны во Вьетнаме (апрель, май и половина нюня) на одни
лишь боеприпасы было затрачено более 400 млн. долларов. В июне 1972 года
Пентагоном было заказано: около 17 млн. снарядов калибра 105 мм, 4,4 млн.
снарядов калибра 155 мм, 2,2 млн НУР калибра 70 мм, 29 млн. выстрелов для 40-мм
гранатометов и т. д.
В
связи с большим расходом боеприпасов во Вьетнаме в 1972 году и необходимостью
пополнения их мобилизационных запасов, министерство обороны запросило у
конгресса дополнительные ассигнования на закупку обычных боеприпасов на 1972/73
финансовый год в размере 900 млн, долларов. Общие ассигнования на эти цели в
1972/73 финансовом году составили около 3 млрд. долларов.
Всего с 1967/68 по 1972/73 финансовый год министерство обороны израсходовало на
закупку боеприпасов 21 млрд. долларов.
Руководство Пентагона постоянно заботится о повышении готовности этой отрасли
промышленности к расширению в случае необходимости производства боеприпасов в
соответствии с программой, разработанной в 1951 году.
В
соответствии с этой программой, как сообщалось в иностранной печати, в 1969 году
был утвержден план реконструкции и модернизации государственных арсеналов и
заводов, находящихся в ведении министерства армии. На выполнение плана, который
рассчитан па 12 лет (1970- 1981 годы), планируется выделить около 3,9 млрд.
долларов.
Из
этой суммы 202 млн. долларов намечается израсходовать на реконструкцию восьми
заводов по производству металлических компонентов боеприпасов (корпуса
артиллерийских снарядов, авиационных бомб и бомбовых кассет, НУР,
противопехотных и противотанковых мин, ручных гранат, а также гильзы для
артиллерийских выстрелов и т. д.). В процессе реконструкции этих заводов должна
быть произведена замена технологического оборудования с учетом массового
производства новых образцов боеприпасов.
2,1 млрд. долларов министерство обороны предполагает затратить на реконструкцию
11 государственных заводов по производству взрывчатых веществ и порохов. При
реконструкции четырех заводов этой группы намечено строительство 30 новых
технологических линий для производства взрывчатых веществ и порохов.
1,1 млрд. долларов предусмотрено израсходовать на модернизацию 10 сборочных и
снаряжательных заводов боеприпасов.
На
модернизацию двух заводов по производству патронов для стрелкового оружия
выделяется 374 млн. долларов.
Одновременно с реконструкцией заводов предусматривается периодически
возобновлять производство боеприпасов, взрывчатых веществ и порохов на резервных
заводах, обновлять техническую документацию, стандартизировать производство
отдельных деталей и узлов боеприпасов, выполнять работы по выявлению и
устранению узких мест данной отрасли военной промышленности и т. д.
В
планах создания более эффективных средств уничтожения живой силы, боевой техники
и военных объектов командование вооруженных сил важное значение придает
разработкам новых и усовершенствованию уже находящихся на вооружении образцов
боеприпасов, постоянно увеличивая расходы на эти цели. Если в 1967/68 финансовом
году ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в
области создания новых обычных боеприпасов составили 68 млн. долларов, то в
1971/72 финансовом году этот показатель достиг цифры 120 млн. долларов, то есть
возрос почти в 2 раза.
Существенное влияние на разработку боеприпасов различных типов оказало ведение
американским империализмом агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. Министерство
обороны США на протяжении нескольких лет испытывало там в боевой обстановке
новые образцы вооружения, боевой техники и различные боеприпасы.
Для резкого повышения эффективности огня стрелкового оружия в США перешли к
созданию принципиально новых патронов для стрелкового оружия. Так, за последние
годы появились многопульные патроны и патроны со стреловидными убойными
элементами. В 1964 году на вооружение сухопутных войск был принят 7,62-мм
двухпульиый патрон Ml98. Стрельбу этими патронами можно вести из стрелкового
оружия всех образцов, пригодных под 7,62-мм патрон НАТО. В 1966 году фирма
"Винчестер" разработала трехпульный 7,62-мм патрон на базе гильзы 7,62-мм
патрона НАТО.
По
сообщениям иностранной печати, во время испытаний 5,56-мм индивидуального оружия
специального назначения по проекту SPIW использовались патроны, снаряженные 25
стрелами, выстреливаемыми одновременно с начальной скоростью 1300 м/с.
В
течение продолжительного времени на Пикатинском, Франкфордском и Рок-Айлендском
арсеналах ведутся исследовательские работы по созданию новых материалов для
изготовления патронов для стрелкового оружия и артиллерийских выстрелов. В ряде
патентов предлагаются конструкции гильз с пластмассовым корпусом и металлическим
основанием, полностью изготовленных из пластмасс, гильз, сгораемых в процессе
выстрела, а также безгильзовых патронов и реактивных пуль для стрелкового
оружия. По мнению иностранных специалистов, преимущество безгильзовых патронов
по сравнению с обычными состоит в том, что при одинаковых баллистических
характеристиках они позволяют уменьшить вес на 45-53 проц., объем на 29-35 проц.
и стоимость на 5-25 лроц.
Сгораемые Гильзы для артиллерийских выстрелов, как указывалось в зарубежной
печати, обладают высокой эффективностью стрельбы, и их изготовление является
экономически выгодным. Например, латунная гильза для 105-мм артиллерийского
выстрела весом 6 кг стоит 13.5 доллара, а сгораемая гильза с металлическим
поддоном при весе 1,67 кг - всего 4,25 доллара. Стальная гильза для 155-мм
выстрела весит 5,75 кг и стоит 8.7 доллара, а сгораемая гильза весом 2 кг - 5,5
доллара.
В
США широко ведутся работы по созданию активно-реактивных снарядов, которые, как
считают зарубежные специалисты, откроют новые возможности повышения
эффективности огня ствольной артиллерии. Так, использование активно-реактивных
снарядов для 155-мм гаубицы позволяет увеличить дальность стрельбы с 24 до 30
км. Правда, их стоимость на 20-30 проц. выше стоимости обычных боеприпасов.
По
сообщению американской печати, успешное применение американской авиацией в
Юго-Восточной Азии авиабомб с лазерными системами наведения ускорило создание
артиллерийских снарядов и ПТУРС с лазерными головками самонаведения. В 1972 году
министерство армии заключило контракт с фирмами "Орландо" и "Тексас инструмент"
на продолжение НИОКР в этой области. На начальном этапе разработки фирмам было
ассигновано 8 млн долларов, а в 1972/73 финансовом году - 7,3 млн. долларов. В
первую очередь предполагается оснастить лазерной системой наведения 155-мм
активно-реактивные снаряды ХМ549.
В
настоящее время научно-исследовательскими центрами министерства обороны и
частных фирм продолжается разработка авиационных бомб с лазерными и
телевизионными системами наведения. Первые образцы указанных бомб применялись
авиацией США в Юго-Восточной Азии. Однако ввиду меньшей стоимости чаще
использовались лазерные бомбы. По данным американской прессы, если стоимость
обычной 3000-фунтовой (1200 кг) бомбы 1800 долларов, то такой же по весу бомбы с
лазерной системой наведения-4600 долларов, а с телевизионной-18000 долларов.
В
данной статье приведены лишь некоторые сведения о состоянии производства
современных обычных боеприпасов, о мерах, принимаемых министерством обороны по
повышению готовности этой отрасли военной промышленности к расширению
производства, а также о разработках новых образцов патронов, снарядов,
авиационных бомб и т. д. Тем не менее изложенные данные свидетельствуют о том,
что руководство Пентагона отводит указанным вопросам важное место в общей
системе подготовки к развязыванию новой войны.
Зарубежное военное обозрение №1 1975
С.100-104 |