Планы использования дирижаблей в Вооружённых
силах США
Подполковник Ю. Галушко
Командование вооруженных сил США придает важное значение созданию новых
транспортных средств, в том числе носителей разведывательной аппаратуры. В
частности, ведется разработка такого средства, которое сочетало бы в себе уже
проверенные, надежные технические решения и последние достижения науки и
техники.
Как это на первый взгляд ни парадоксально, но наряду с другими проектами
предполагается вернуться к старой и почти забытой «технологии летательного
аппарата легче воздуха», то есть к дирижаблям. В США имеется богатый опыт
создания дирижаблей различных классов. Так, в 1931 - 1935 годах ВМС США
проводили эксперименты с двумя дирижаблями - «Маком» и «Акрон». Эти два
летательных аппарата были снабжены площадками для посадки небольших
истребителей-бипланов, предусматривалась также возможность взлета их во время
полета дирижабля. Испытательные полеты прошли успешно, однако катастрофа
дирижабля «Маком» послужила поводом для отказа от реализации данного проекта.
В
80-х годах были возобновлены работы по созданию дирижаблей на базе новых
технологий. В предварительных конкурсных исследованиях по заказу ВМС США
участвовало несколько фирм. В 1987 году после рассмотрения и оценки их
предложений на дальнейшую разработку дирижабля был заключен контракт на сумму
169 млн. долларов с американской фирмой «Вестингауз» и английской корпорацией «Эршип
индастриз». За основу был выбран проект дирижабля «Сентинел-5000».
Согласно сообщению журнала «Флайт интернэшнл», предусматривается постройка
дирижабля (военное обозначение YEZ-2A) с объемом оболочки около 70 тыс. м3,
который, патрулируя над океаном в течение 2-3 сут без дозаправки и до 30 сут с
дозаправкой и пополнением запасов с кораблей ВМС, будет осуществлять дальнее
радиолокационное обнаружение надводных и воздушных целей, связь и управление.
По
последним данным зарубежной печати, он будет иметь длину 130 м и диаметр 32 м.
Высота полета составит около 3000 м (4300 м максимальная). Трехпалубная гондола
предназначена для размещения экипажа в составе 10-15 человек (в зависимости от
выполняемой задачи). На верхней палубе будут находиться жилые помещения для
экипажа, на средней - пункт управления РЛС, запасы топлива и средства
обеспечения. Еще ниже расположена кабина с органами управления. Все палубы
герметизированы.
Хвостовое нижнее помещение негерметизировано, там намечается установить два
дизельных двигателя мощностью по 1390 кВт. Они обеспечат привод тянущих
воздушных винтов в кольцевых каналах и позволят развивать крейсерскую скорость
полета около 75 км/ч. Кроме того, в хвостовой части гондолы установлен
турбовинтовой двигатель СТ7-9 фирмы «Дженерал электрик» мощностью 1390 кВт для
получения дополнительной тяги в случае кратковременного увеличения скорости
попета до 170 км/ч.
Антенна РЛС расположена над гондолой внутри оболочки дирижабля. Выбор типа РЛС
еще не завершен. Первоначально рассматривалась возможность применения РЛС AN/APS-139
или AN/TPS-63 фирмы «Вестин. гауз», но в настоящее время специалисты ВМС США
изучают вариант установки новой РЛС с крупногабаритной фазированной антенной
решеткой.
По
расчетам американских специалистов, продолжительность полета дирижабля YEZ-2A
без дозаправки топливом в воздухе в случае установки бортовой РЛС типа AN/APS-139
составит около 61 ч, а типа AN/TPS-63 - 77 ч. Его летные испытания должны
начаться в 1992 году.
Учитывая ряд преимуществ дирижаблей, к основным из которых западные эксперты
относят большую продолжительность полета и дешевизну эксплуатации, министерство
обороны США заключило с канадской фирмой «Магнус аэроспейс» контракт на сумму
300 тыс. долларов на исследование проблем использования дирижаблей в военных
целях. Кроме того, на более отдаленную перспективу рассматривается вопрос
создания для вооруженных сил многоцелевого дирижабля. По мнению американских
специалистов, аппарат такого типа смог бы решать следующие задачи: служить
носителем средств наблюдения и разведки, а также воздушной платформой для
базирования беспилотных летательных аппаратов; осуществлять транспортировку
грузов до 50 т на расстояние до 3000 км.
Зарубежное военное обозрение №11 С.41 |