Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2024, 00:21

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Повышение боевой эффективности тактических истребителей
HTML clipboard

Повышение боевой эффективности тактических истребителей

А. Дрожкин, доктор военных наук

Повышение боевой эффективности тактической авиации командования ВВС США и других стран НАТО связывают прежде всего с оснащением ее новейшими современными видами оружия и боевой техники. Исследования в данной области ориентируются на решение следующих задач: резкое улучшение маневренных качеств самолетов, то есть достижение так называемой сверхманевренности; увеличение боевого радиуса действия; обеспечение сверхзвуковой крейсерской скорости, круглосуточности и всепогодности действий; ведение борьбы одновременно с несколькими целями; достижение высокой точности самолетовождения; использование систем автоматизированного комплексного управления самолетом и оружием; повышение живучести самолета; способность осуществлять укороченный взлет и посадку; увеличение надежности и ремонтопригодности.

Главными путями реализации этих требований считаются снижение заметности самолетов в радиолокационном, тепловом и акустическом диапазонах, уменьшение удельной массы и повышение экономичности двигателей, разработка новых образцов вооружения. Иностранные военные специалисты придают большое значение созданию средств «искусственного интеллекта», речевого управления, нашлемных прицелов, электронных карт и так называемых электронных консультантов летчиков. Планируется значительно расширить объем использования в конструкциях самолетов новых материалов.

При разработке новых самолетов (американские истребители F-117A, см. рисунок, и ATF; европейский EFA, французский «Рафаль», см. цветную вклейку) и модернизации состоящих на вооружении (F-15, F-16, «Торнадо», «Мираж-2000» и другие) широко используется современная технология, заметно повышающая их боевые возможности. Потенциальные возможности перспективного американского истребителя F-117A, построенного по технологии «стелт», обеспечивающей внезапность нанесения ударов по противнику, были продемонстрированы в ходе агрессивной акции вооруженных сил США против Панамы в 1989 году

Как сообщает зарубежная военная печать, все новые самолеты задуманы как многоцелевые, но в то же время предусматривается их оптимизация для выполнения какой-либо одной наиболее важной задачи. Например, самолет ATF, планируемый для замены F-15, предназначается прежде всего для завоевания господства в воздухе. По прогнозам западных специалистов, самолеты этого типа будут отличаться от сегодняшних истребителей более высокими экономичностью крейсерского полета на сверхзвуковых скоростях, оснащенностью вооружением, характеристиками маневренности, допустимой перегрузкой (до 9), а также малой эффективной площадью рассеяния. Ожидается, что самолет поступит на вооружение в середине 90-х годов. Всего намечается выпустить около 750 машин.

Особенности подготовки и выполнения боевого вылета на поражение наземных объектов. Изменения в оборудовании и характеристиках перспективных самолетов во многом повлияют на порядок подготовки к полету. Экипаж будет готовиться у терминала с удобным доступом к базе карт. Здесь же будет находиться офицер разведки, прикомандированный к этой авиабазе и отвечающий за ввод информации в запоминающее устройство базы карт. При прокладке маршрута экипаж может использовать участки крупномасштабных карт, рассматривая, выбирая и вводя в базу данных изображения, полученные с помощью разведывательной ИК аппаратуры. Маршрут прокладывается с обходом естественных препятствий, зон поражения средств ПВО, рекомендуется максимально использовать затенения зон обнаружения РЛС рельефом и местными предметами.
Предполагается, что экипаж должен предварительно отработать полет по выбранному маршруту на тренажере, обеспечивающем синтезирование трехмерного изображения пролетаемой местности. Затем все данные по полету будут записываться на кассету и с нее вводиться в бортовую ЭВМ самолета.

После взлета экипаж может воспроизвести на экране знакомую карту, выделить затенения зон обнаружения РЛС или цветное изображение рельефа местности. Все, что располагается выше высоты полета самолета, изображается красным цветом, ниже - зеленым. Зоны поражения средств ПВО будут высвечиваться в реальном масштабе времени. Когда цель обнаружена, необходимые данные вводятся в запоминающее устройство .оружия, применяемого вне зоны поражения средств ПВО противника, прикрывающих ее. Система управления полетом обеспечивает также и автоматический вывод самолета на свой аэродром на маршруте возвращения.

Многие из перечисленных новшеств уже используются. Вот как описывается полет самолета F-15E на выполнение удара по наземной цели в иностранной прессе. При выдерживании профиля полета «большая-малая-большая высота» цель может располагаться на удалении до 1200 км от аэродрома взлета. На самолет было подвешено 12 255-кг бомб Мк82, четыре УР AIM-120A (AMRAAM), три топливных бака (по 2270 л), два контейнера системы ЛАИТИРН. Бомбометание выполнялось с виража без прохода над целью с удаления от нее 1200-5200 м. Для повышения безопасности полета на малой высоте с огибанием рельефа местности на самолете установлена цифровая электродистанционная система управления с трехкратным резервированием. РЛС AN/APG-70 выдает вид пролетаемой местности, а на удалении 16 км от цели способна не только представить изображение местности с разрешением 2,6 м, но и выделить движущиеся объекты. Далее РЛС, работая в режиме с «узким» полем зрения, захватывает объект для нанесения удара, удерживает его и выводит на него самолет до момента сброса бомбы. Благодаря этому время пребывания самолета в зоне поражения средств ПВО противника удалось сократить до 10 с, а при применении перспективных технологий и систем оружия оно, возможно, уменьшится до 5 с.

Из-за противодействия средств ПВО противника полет на части маршрута может выполняться на предельно малой высоте и на максимальной скорости с непрерывным оборонительным маневрированием в условиях сильного радиопротиводействия и маскировки объектов. Это усложняет работу экипажа. Иностранные военные специалисты отмечают, что оперативная память летчика современного самолета загружена до предела, даже несмотря на применение автоматики. Перегрузка памяти летчика, вызванная усложнением обстановки в воздухе и сокращением времени между обнаружением цели и применением против нее средств поражения, выдвинула перед разработчиками ряд новых проблем. Прежде всего встал вопрос, как разгрузить летчика, чтобы он не только замечал и своевременно реагировал на обстановку, но и предвидел ее изменения, опережая противника в активных действиях, мог бы владеть инициативой.

Основным признаком профессиональной зрелости летчика считается его способность предугадывать действия противника. Проведенные на Западе исследования показали, что летчика желательно освободить от рутинных операций при управлении самолетом. Именно поэтому в настоящее время в США ускоренно разрабатывается программа «Пайлот ассошиэйт», или «Электронный консультант летчика» (ЭКЛ), предназначенная для оказания помощи летчику (преимущественно одноместного самолета). В ней использованы методы и системы «искусственного интеллекта». ЭКЛ, не заменяя летчика, повышает его осведомленность об окружающей обстановке и положении самолета.

Система состоит из четырех экспертных подсистем: управления информацией, предоставляемой летчику; оценки обстановки (наземной и воздушной), а также работы бортовых систем; планирования; комплексного управления системами самолета. Оборудование ЭКЛ должно решать следующие задачи:
- Контролировать работу бортовых систем, диагностировать и прогнозировать неисправности, устранять их и компенсировать, реагировать на аварийную ситуацию, выбирать резервные системы.
- Осуществлять навигацию, расчет запаса топлива, уклонение от средств ПВО, выдачу вариантов действий в чрезвычайных ситуациях, изменять и уточнять маршрут и профиль полета. Предполагается также обеспечить сравнение модели плана выполнения боевой задачи с фактическим ее выполнением в реальном масштабе времени н определять на основе этого необходимые действия в складывающейся ситуации.
- Помогать летчику в выборе тактических приемов применения оружия, средств РЭБ, осуществлении боевого опознавания, классификации и выборе целей.
- Принимать участие в оценке обстановки путем корреляции информации о силах противника и своих силах, типе цели, средствах ПВО, рельефе местности, метеообстановке, состоянии своего самолета. Предполагается, например, что от системы ДЖИТИДС летчику на индикатор могут быть выданы данные об обстановке на дальности от 9 до 580 км.
- Облегчать летчику управление самолетом, то есть определять связи между содержанием информации, поступающей от различных источников, осуществлять ее синхронизацию и выбирать необходимые режимы работы систем самолета и его силовой установки.

Система ЭКЛ может устанавливать приоритет данных, отражающих текущую обстановку. Вся ее работа направлена на предоставление летчику возможности для творческого решения тактических задач и своевременного выделения критических факторов из общего потока информации.

Предусматривается, что при возникновении опасной ситуации, например обстреле наземными средствами ПВО или истребителями противника, система начнет выдавать предупреждающие сигналы. Если же реакции на это со стороны летчика не последует, должен начаться отсчет времени до обстрела; при дальнейшем отсутствии мер система самостоятельно начнет восстанавливать безопасную ситуацию.

Таким образом, выбор тактики удара и ведения боя остается прерогативой летчика. ЭКЛ будет лишь оказывать ему помощь в изменении запланированных перед полетом или выборе альтернативных тактических приемов в зависимости от сложившейся ситуации.

Считается необходимым предоставлять каждому летчику праве на внесение индивидуальных изменений в характер работы ЭКЛ в соответствии с его взглядами и опытом. Так, он может выбрать средства связи между собой и системой: речевые ответы, визуальную индикацию либо одновременное использование того и другого или полный отказ от обратной связи. В целом ЭКЛ будет обеспечивать три уровня поддержки: снижение отрицательного влияния обстоятельств, вызванных ограниченной памятью летчика и необходимостью одновременно решать многие задачи; оказание летчику адаптивного вида помощи; усиление восприятия всей системы «летчик- самолет».

По мнению иностранных специалистов, применение «искусственного интеллекта», являющегося основой ЭКЛ, увеличит эффективность использования каждого самолета за время его жизненного цикла, расширит диапазон возможностей экипажа для решения самых разнообразных задач - нанесения ударов по подвижным и стационарным наземным целям, ведения воздушного боя.

При атаке наземных целей считается целесообразным осуществлять полет над территорией противника по максимально непредсказуемому маршруту Только такой прием, как полет в зоне стрельбы ЗРК по кривой, по оценке американских специалистов, может на порядок увеличить живучесть самолета. Однако подобный маневр, выполняемый с учетом вскрытых намерений противника, будет еще более эффективным при использовании ЭКЛ.

Высокого боевого напряжения при атаках наземных целей планируется достичь и путем использования всепогодного бортового прицельно-навигационного оборудования, основу которого составят многофункциональные бортовые РЛС, работающие в режимах «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». В режиме «воздух-поверхность» высокое разрешение предусматривается обеспечить за счет применения синтезированной апертуры антенны. Это позволит тактическому истребителю применительно к метеоусловиям Европы делать до шести вылетов в сутки, в то время как с ИК аппаратурой сегодняшнего дня ЛАНТИРН - два-три.

Некоторые особенности боев. Западные военные эксперты считают, что воздушные бои и в перспективе останутся одной из важнейших форм боевых действий. К традиционным видам боя добавятся воздушные бои на сверхзвуковой скорости с уничтожением не только самолетов, но и выпущенных управляемых ракет всех классов, бои вертолетов с вертолетами и самолетами. Воздушные бои новых самолетов, как считают иностранные специалисты, приобретают черты высокой и оптимизированной маневренности.

Истребители, сближающиеся с воздушными целями по данным самолетов ДРЛО, в ряде случаев не будут включать бортовые РЛС до входа в зону пуска своих ракет. Одновременно ставится задача, чтобы бортовые ИК системы истребителей обнаруживали до 90 проц. целей, оказавшихся в их поле зрения, а разведывательные приемники предупреждали экипаж об облучении самолета лучом лазера любой мощности для немедленного создания помех.

При этом летчик должен располагать большим объемом информации о воздушной и наземной обстановке. Для ее сбора и отображения самолеты будут оснащены новой аппаратурой опознавания, позволяющей в сложной обстановке быстро распознавать самолеты противника, увеличивая возможности средств ДРЛО. Оборудование истребителей перспективными средствами пассивного опознавания обеспечит одновременное ведение боевых действий истребителями и зенитными средствами в одной зоне. В перспективе становится реальной передача функций самолетов ДРЛО искусственным спутникам Земли. Тогда самолеты ДРЛО станут связующим звеном между космическими системами и наземными станциями. Они будут уточнять информацию ИСЗ путем сбора и обобщения данных об обстановке и осуществлять непосредственное управление боевыми действиями. Помимо этого, намечается создать систему ДРЛО с радиолокационной станцией, которая будет работать в дециметровом диапазоне волн и иметь увеличенные мощность и апертуру антенны для повышения дальности обнаружения малозаметных целей (например, крылатых ракет).

Считается также, что одиночный воздушный бой будет вестись реже, чем групповой. Расположение в пространстве своих самолетов и самолетов противника носит в целом случайный характер. Поэтому любой продолжительный маневр будет опасен. В ближнем бою маневры должны быть короткими, непредсказуемыми и неустановившимися. Как и ранее, целесообразно иметь численное преимущество. Но оно уже не играет решающей роли при большой дальности бортовых РЛС, лучшей информированности летчика, применении эффективного оружия и маневренных самолетов.

Хорошей маневренности новых самолетов планируется достичь за счет снижения статической устойчивости самолетов и управления ими с помощью ЭВМ, малой удельной нагрузки на крыло, высокого максимального коэффициента подъемной силы и тяговооруженности более 1. Под хорошей маневренностью понимается способность самолета поддерживать высокую угловую скорость разворота с малой потерей энергии в условиях неустановившегося маневра с максимальной перегрузкой на критическом или закритическом угле атаки.

В 90-х годах, несмотря на ожидаемое принятие на вооружение всеракурсных ракет с автономным наведением, летчику все же необходимо для их пуска разворачивать самолет на противника. Самолет должен также обладать высокой тяговооруженностью для быстрого разгона при отрыве от противника или его догоне. Таким образом, маневренный самолет должен как можно быстрее разворачиваться на противника, выполнять длительные маневры с высокой угловой скоростью при небольшой потере энергии и быстро разгоняться.

В 60-х и 70-х годах маневры в ближнем воздушном бою были основаны на технике сохранения энергии. Тогда ракеты малой и средней дальности пускались на догоне цели, а собственно самолет для выхода в ее заднюю полусферу зачастую терял значительную долю энергии при разворотах с большой перегрузкой. В настоящее время и тем более в перспективе всеракурсные ракеты и возросшие маневренные качества самолетов потребуют выполнения разворотов на предельных угловых скоростях для пуска ракет. Поэтому считается, что летчик должен иметь возможность быстро менять угловые скорости по тангажу, крену и рысканию. Кроме того, управление самолетом по курсу и тангажу путем изменения направления вектора тяги силовой установки на перспективных самолетах позволит использовать в воздушном бою большие углы атаки. Такие возможности уже частично реализованы на самолете AV-8B.

Применение на самолетах в перспективе адаптивного крыла и непосредственного управления аэродинамическими силами существенно повысит их маневренность и позволит реализовать несколько новых нетрадиционных маневров, суть которых заключается в изменении траектории полета без крена, кабрирования и пикирования: Эти маневры увеличивают время прицеливания противника, обеспечивают мгновенный выход из-под его огня или разворот на него. Сохранят свое значение и традиционные виды маневра. Сочетание традиционных и новых видов маневров позволит, по мнению некоторых западных специалистов, с высокой эффективностью атаковать и наземные, и воздушные цели.

Значительный объем информации о воздушной и наземной обстановке, которой будут располагать экипажи перспективных тактических истребителей, современные бортовые средства ее обработки и отображения, наличие на самолетах вооружения с качественно новыми возможностями, по мнению зарубежных специалистов, позволят тактической авиации вести эффективную борьбу с воздушными и наземными целями на больших дальностях и добиться одновременно снижения уровня своих потерь от средств поражения противника.

Зарубежное военное обозрение №11 1990 С. 33-37

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (30.01.2009) | Автор: А. Дрожкин, доктор военных наук
Просмотров: 4861 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz