HTML clipboard
Заграждения на автомобильных дорогах часть 2 (часть 1)
Полковник И. Поляков, доктор технических наук; подполковник
В. Ильенко
В первой части статьи говорилось о некоторых способах
ограничения подвижности войск. Ниже, на основе материалов открытой
зарубежной печати, продолжается их рассмотрение.
Многообразие задач по инженерному обеспечению боевых действий
и сравнительно ограниченные возможности инженерных частей и
подразделений по установке заграждений вынуждают командования армий
стран НАТО привлекать для этого все рода войск. Сообщалось, например,
что в американских бронетанковых и механизированных частях создаются
возимые комплекты мин и приспособлений для их установки, в которые
входят противотанковые мины М21 с взрывателем М616 (из расчета две мины
на пять солдат, а в пехотных - одна на десять). Ставится вопрос об
увеличении количества возимых мин до 15-20 штук на боевую машину.
Данные инженерные средства используются, прежде всего, для быстрого
создания заграждений, прикрывающих позиции и районы расположения частей
и подразделений.
На дорогах с узкой проезжей частью рекомендуется устраивать
минные шлагбаумы, состоящие из четырех-шести противотанковых мин,
связанных отрезками троса или укрепленных на доске и надвигаемых
наблюдателем на проезжую часть дороги при появлении на ней танков и
другой техники противника.
В вооруженных силах ФРГ разработан и принят на вооружение
комплект средств, с помощью которого расчет из двух человек за 5-10 мин
способен оборудовать минный шлагбаум на дорогах с шириной проезжей
части до 8 м. Количество средств в подобных комплектах заранее точно не
регламентируется, а определяется в подразделениях в зависимости от
наиболее часто встречающейся ширины проезжей части дорог в полосе
планируемых действий. Так, для применения на главных дорогах в комплект
входит восемь тележек под мины, а для второстепенных - пять. Связанные
между собой тросами тележки и два анкерных кола укладываются в ящик
размером 500х500х500 мм. Противотанковые мины перевозятся в заводской
упаковке. Схема оборудования минного шлагбаума представлена на рис. 1.
Устраивать минные шлагбаумы с использованием упомянутого выше
комплекта рекомендуется в местах, где движение техники вне места его
установки маловероятно, например у моста, в дефиле. В этом случае на
обочине дороги, на той стороне моста, с которой возможно приближение
противника, устанавливаются вплотную друг к другу соединенные тросом
тележки, а на них укладываются мины (рис. 2). Затем тележки с минами
маскируются. Крайняя (первая) тросом соединена с первым анкерным колом.
Другой трос, прикрепленный к последней в связке тележке,
перебрасывается через проезжую часть дороги, огибает второй анкерный
кол и протягивается в окоп расчета, которой будет приводить его в
действие. Окоп для расчета (как правило, на двух человек) отрывается на
обочине дороги или в стороне от нее на расстоянии 150-200 м от моста,
откуда хорошо видны подступы к мосту и тележки с минами.
В сторону противника выносится и устанавливается столб-метка
(вешка) на удалении, позволяющем расчету надвигать шлагбаум за время
преодоления этого расстояния танком. Ориентировочно оно равно 20 м
(соответствует 2-3 с, то есть времени, необходимому для закрытия
шлагбаума из восьми мин одним человеком). К концу подходящего к окопу
металлического троса привязывается Отрезок каната из растительных или
синтетических волокон, чтобы предотвратить травмы рук солдата,
закрывающего шлагбаум, и сделать более удобным перемещение троса. Для
прикрытия заграждения в расчет рекомендуется назначать гранатометчика с
ручным противотанковым гранатометом.
При появлении на дороге танка или другой машины расчет
изготавливается к стрельбе из гранатомета и надвижке минного шлагбаума.
Как только машина поравняется со столбом-меткой, один из номеров
расчета, потянув за канат, выдвигает мины на тележках на проезжую часть
дороги. Танк или машина наезжает на одну из мин и подрывается. Если
все-таки танк остановится перед шлагбаумом, то его поражает
гранатометчик. Проведенные за рубежом испытания показали достаточно
высокую эффективность данного заграждения по сравнению с минными
шлагбаумами, подготавливаемыми войсками без использования тележек.
Последние приводить в действие с расстояния свыше 70 м одному человеку
крайне затруднительно. Кроме того, требуется большее время - 12, 6 и 4
с соответственно для шлагбаумов, состоящих из восьми, шести и пяти
противотанковых мин.
Считается также оправданным разрушение в тылу противника
дорог в местах, где объезд заграждения затруднен или невозможен, с
помощью тактической авиации. Для этого могут использоваться как
фугасные авиабомбы, так и специальные авиационные средства,
предназначенные для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов
(например, французская бомба "Дюрандаль", принятая на вооружение во
многих странах НАТО), а также управляемые авиабомбы и некоторые типы
управляемых ракет.
В тех случаях, когда взрывом участка дороги могут быть
повреждены другие объекты, устраивать заграждения в таких местах
планируется с помощью невзрывных средств. К невзрывным заграждениям,
создаваемым на дорогах, относятся проволочные заграждения, лесные,
каменные, каменно-грунтовые и грунтовые завалы, обледененные скаты,
дорожные барьеры, надолбы разных конструкций, рвы и канавы, затопление
и заболачивание дорог.
На проезжей части могут устраиваться надолбы из стальных
двутавровых или железобетонных столбов. Надолбы над поверхностью дороги
обычно возвышаются на 1,4 м и располагаются в шахматном порядке (на
расстоянии друг от друга 1,5 м) как минимум в два ряда. Колодцы для
такого заграждения на дороге могут подготавливаться заранее и
закрываться крышками.
Изготовленные из металла или железобетона ежи без их
заглубления в проезжую часть дорог с достаточно прочной дорожной
одеждой менее эффективны, чем надолбы. Ежи рекомендуется устанавливать
на обочинах в пределах полосы отвода, где удается избежать их
скольжения, а также на бродах (рис. 3). Они могут заранее завозиться к
местам планируемой установки и складироваться, а устанавливаться с
использованием средств механизации или при необходимости вручную (рис.
4).
На дорогах, в местах развертывания постов регулирования
движения и комендантской службы из различных материалов и элементов
конструкций могут строиться баррикады (рис. 5) и проволочные заборы
(рис. 6), исключающие проезд техники по дороге.
Достаточными заградительными свойствами обладают дорожные
барьеры (рис. 7), устраиваемые в виде стенок различной конструкции.
Проход, который остается между частями одной стенки или двумя стенками,
возведенными со смещением относительно оси дороги с различных ее сторон
и перекрывающими проезжую часть не менее чем наполовину с каждой
стороны, подготавливается к быстрому закрытию его металлическими ежами
либо минированию. По обеим сторонам барьера на полосе отвода
устанавливаются ежи, отрываются средствами механизации или иными
способами рвы (рис. 8), устраиваются проволочные заграждения в виде
спирали Бруно (рис. 9) либо многорядного забора из колючей проволоки на
высоких (примерно 2 м) кольях (рис. 10). На лесных дорогах, по которым
движение гусеничной техники маловероятно или невозможно, а также на
тропах рекомендуется устраивать многорядные заграждения из колючей
проволоки на низких (высотой 25-30 см) кольях.
На лесных дорогах с полосой отвода, не превышающей высоты
деревьев, могут широко использоваться лесные завалы. Для сокращения
времени на их устройство считается оправданным применение взрывчатых
веществ. Наиболее удобным средством в данном случае является пластичное
ВВ, из которого можно легко изготовить удлиненные заряды необходимых
размеров и быстро закрепить их на стволах деревьев. В американской
армии при устройстве лесных завалов широко применяется пастообразное
ВВ. Кроме того, эффективными считаются эластичные удлиненные
кумулятивные заряды, которые не только легко крепятся к деревьям,
подлежащим валке, но и позволяют значительно сократить расход ВВ. Как
правило, завалы, созданные с помощью ВВ, имеют высокую плотность (более
100 деревьев на 100 м дороги). Зарубежные военные специалисты отмечают,
что правильно подготовленные лесные завалы обладают достаточно высокими
заградительными свойствами, хотя их устройство требует больших
трудозатрат. Определенное представление об этом дает рис. 11, на
котором изображены завалы, создававшиеся в Юго-Восточной Азии.
В горной местности, а также на участках дорог, проходящих в
глубоких выемках, удобно создавать каменные, грунтокаменные и грунтовые
завалы.
При ведении боевых действий в зимних условиях считается, что
затруднение продвижения противника можно обеспечить путем намораживания
льда на спусках, подъемах и крутых поворотах дорог, а в местах, удобных
для оборудования ледяных переправ, необходимо разрушать ледяной покров
взрывами групп зарядов, помещаемых под лед.
В последнее время в армиях НАТО приняты на вооружение
средства и системы дистанционного минирования. Однако в военной печати
подчеркивается, что на сегодняшний день отсутствует достаточный опыт их
боевого применения, не выработаны эффективные способы действий
инженерных частей и подразделений, оснащенных новой техникой.
Поэтому из случайно в ходе многочисленных войсковых учений в
Европе этим вопросам уделяется самое пристальное внимание. Отмечая
некоторые положительные моменты дистанционного минирования, военные
эксперты вместе с тем указывают и на многие недостатки, присущие
дистанционно устанавливаемым заграждениям, в частности, на дорогах.
Основным из них является высокая обнаруживаемость мин на местности,
особенно на проезжей части дороги. Стремясь исключить этот и другие
недостатки, американские инженеры разработали мину BLU-101/B,
содержащую два боевых элемента, которые выстреливаются при срабатывании
акустического датчика цели и поражают цель сверху. По их мнению,
применение таких мин может коренным образом повлиять на эффективность
создаваемых заграждений на путях движения войск. Некоторые участки
автомобильных дорог могут использоваться противником в качестве
взлетно-посадочных полос для высадки воздушных десантов посадочным
способом. Над такими участками рекомендуется устраивать
противодесантные заграждения в виде шестов высотой примерно 6 м,
устанавливаемых по обеим сторонам проезжей части дороги и соединяемых
поверху стальными тросами диаметром 12 мм (рис. 12). В некоторых
случаях (несмотря на опасность для гражданского населения) не
исключается возможность создания водных заграждений на путях движения
войск как перед войсками противника (обычно силами инженерных войск),
так и в глубине его оперативного и боевого построения (средствами
тактической авиации, ракетных войск, артиллерии и
разведывательно-диверсионными подразделениями). Данные заграждения
планируется создавать путем разрушения гидротехнических сооружений
хозяйственного назначения или устройства завалов и плотин,
перегораживающих русла рек. В результате подобных мероприятий могут
возникать волны прорыва различной высоты, способные разрушать
водопропускные сооружения на путях движения с одновременным затоплением
участков местности.
|
Рис. 7. Дорожный
барьер |
|
Рис. 8. Попытка
преодолеть ров на танке |
|
Рис. 9. Заграждение в
виде спирали Бруно на дороге в лесу |
|
Рис. 10. Многорядный
забор из колючей проволоки на высоких
кольях |
|
Рис. 11
Противодесантные завалы |
|
Рис. 12.
Противодесантное заграждение |
Большие мессы воды могут размывать дороги, а в зонах
затопления даже после ее спада из-за переувлажнения грунтов и
оставшейся в по/мах воды отдельные участки местности у дорог могут на
время (от нескольких часов до нескольких суток) стать труднопроходимыми
для войск. В таких случаях требуется строительство новых путей или
восстановление старых со значительными затратами сил, средств, а
главное, времени.
Вместе с тем западные военные инженеры подчеркивают, что
хорошо спланированной и своевременно созданной системой заграждений
можно добиться существенного повышения боевой эффективности своего
оружия за счет снижения маневренности войск противника.
В результате проведенных исследований, испытаний и учений
различного масштаба в странах НАТО отработаны способы быстрого
устройства заграждений на дорогах, при которых требуется минимальный
расход сил и средств. Кроме того, установлено, что наибольшая
результативность заграждений достигается - приведением их в полную
готовность сразу же после беспрепятственного пропуска разведки
противника, решительным уничтожением сосредоточенных перед заграждением
сил и средств противника.
Заграждения на путях движения войск подготавливаются, как
правило, инженерными войсками, а содержание, охрана, оборона и
приведение их с действие возлагаются на боевые подразделения сухопутных
и территориальных войск. Поэтому в настоящее время в планы боевой
подготовки всех родов войск вооруженных сил стран НАТО включено
обучение личного состава умению обращаться с основными образцами
табельных противотанковых и противопехотных мин армий, как своей, так и
союзников, а также вероятного противника. Солдаты и сержанты
приобретают навыки правильно устанавливать мины в различных условиях
местности, а офицеры - правильно выбирать места и способы установки
заграждений, вести отчетную документацию.
Мероприятия НАТО по заблаговременной подготовке заграждений
на дорогах, включая создание сети складов инженерных боеприпасов и
имущества, также в основном завершены. В то же время это означает, как
признают западные специалисты, что работы по совершенствованию
планируемой единой системы заграждений, в которую включены и
заграждения на дорогах, не прекратились. Наоборот, создаются новые
средства для устройства заграждений на дорогах, отрабатываются
соответствующие организационные вопросы. В военных изданиях имеются
сообщения о создании и применении новых стандартных зарядов, по форме и
способам крепления в большей степени соответствующих широко
распространенным разрушаемым конструкциям. Испытываются новые
удлиненные заряды, проверяется возможность использования жидких и
пастообразных быстротвердеющих ВВ, разрабатываются приборы,
обеспечивающие дистанционный подрыв зарядов.
Кроме того, систематически уточняются планы устройства
заграждений, боевая документация на каждое из них. Идет постоянный
поиск новых форм взаимодействия, согласования планов, создания
заграждений и быстрой их передачи национальным вооруженным силам в
рамках НАТО при совместных боевых действиях и смене войск одной страны
войсками другой.
Все это говорит о постоянном и неослабевающем внимании
военного руководства НАТО к проблеме создания заграждений на путях
движения войск.
Зарубежное военное обозрение №3 1990 С |