Тыловое обеспечение механизированной дивизии Сухопутных войск США
Полковник В. Владимиров Всестороннее и бесперебойное тыловое обеспечение войск американское
командование рассматривает в качестве важнейшего фактора, определяющего
в современных условиях возможности успешного ведения боевых действий.
Особое значение придается тылу сухопутных войск, на который в военное
время возлагаются задачи по обеспечению соединений и частей различными
видами довольствия.
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы тылового
обеспечения дивизии как основного типа соединения сухопутных войск, а
также организационно-штатная структура, задачи и возможности
командования тыла механизированной дивизии.
Командование тыла механизированной дивизии включает: штаб и
центр МТО, штабную роту; батальон тылового обеспечения дивизии; три
батальона тылового обеспечения бригад и роту ремонта авиационной
техники. Численность личного состава командования 2903 человека, из
которых 166 офицеров. Его основными задачами являются: прием, хранение
и выдача материальных средств основных видов как штатным, так и
приданным частям и подразделениям дивизии; техническое обслуживание,
ремонт, эвакуация оружия и военной техники; медицинская помощь раненым
и больным, их сортировка, подготовка к транспортировке и эвакуация,
лечение и возвращение в строй.
Различают следующие виды тылового обеспечения войск:
материальное, транспортное, техническое и медицинское. Среди них
главное место отводится материальному обеспечению, которое
предусматривает решение задач по удовлетворению потребностей в оружии и
военной технике, боеприпасах, ГСМ, продовольствии и воде, а также в
техническом, вещевом и другом имуществе.
Согласно принятой в США классификации все материальные средства, являясь предметами снабжения, разделены на десять классов:
I - продовольствие;
II - обмундирование, личное снаряжение, наборы инструментов и казарменное имущество;
III - горюче-смазочные материалы;
IV - строительные материалы для возведения фортификационных сооружений и заграждений;
V - боеприпасы, взрывчатые вещества и пиротехнические средства;
VI - предметы личного обихода (невоенные товары розничной торговли);
VII - оружие и военная техника;
VIII - медикаменты, медицинское имущество и оборудование;
IX - запасные части, необходимые для технического обслуживания и ремонта оружия и военной техники;
X - материалы и оборудование невоенного назначения, не включенные в вышеперечисленные классы.
Материальное обеспечение войск предполагает удовлетворение их
потребностей в предметах снабжения. При планировании процессов
материального обеспечения расчет потребностей войск, например, в
боеприпасах осуществляется на основании норм их расхода на отдельно
взятую систему оружия в сутки (табл. 1). Как подчеркивается в
иностранной печати, потребности механизированной дивизии в боеприпасах
(артиллерийско-минометных, танковых, реактивных, стрелковых) на сутки
боевых действий в зависимости от их интенсивности могут составлять
1200-2500 т.
Таблица 1. Среднесуточные нормы
расхода боеприпасов некоторых систем оружия механизированной
дивизии |
Системы оружия |
В наступлении |
В обороне |
количество выстрелов |
масса боеприпасов, кг |
количество выстрелов |
масса боеприпасов, кг |
155-мм гаубица М109 |
110 |
7000 |
140 |
8900 |
Танковая 105-мм пушка |
25 |
900 |
33 |
1200 |
40-мм подствольный гранатомет М203 |
11 |
55 |
13 |
65 |
ПУ ПТУР "Дракон" |
3 |
100 |
4 |
130 |
ПУ ПТУР "Toy" |
6 |
250 |
7 |
285 |
60-мм миномет |
50 |
285 |
70 |
400 |
81-мм миномет |
45 |
400 |
60 |
530 |
Определение потребностей войск в горюче-смазочных материалах
проводится по каждому виду военной техники и оборудования исходя из
норм их расхода на 100 км пробега или на час работы двигателя. При этом
для гусеничной и колесной техники вводятся соответствующие коэффициенты
для корректировки расхода горючего при работе двигателей на холостом
ходу, передвижении по труднопроходимой и пересеченной местности, а для
армейской авиации учитывается среднесуточное количество
самолето-вылетов и емкость топливных баков. Считается, что в условиях
ведения высокоинтенсивных боевых действий на труднопроходимой местности
двигатель танка М60АЗ в течение суток будет работать в пределах 15,5 ч,
из них на холостом ходу - 4,2, при передвижении по пересеченной
местности - 8,5, труднопроходимой местности - 2,8 ч. При этом расход
горючего на 1 ч работы двигателя будет составлять 7,5, 105 и 135 л
соответственно, а среднесуточная потребность в горючем боевого танка
М60А3 достигает 1500 л. Среднесуточные потребности дивизии - 800 т:
бензин - около 150 т, дизельное топливо - 630 т, авиационное - около
100 т.
Потребности войск в продовольствии и воде определяются на
основании потребления пищи и воды одним военнослужащим в сутки.
Согласно сообщениям иностранной печати, на большинстве театров военных
действий суточная норма американского военнослужащего состоит из двух
пайков, обеспечивающих трехразовое питание: типов Т и MRE (общая масса
3 кг). Среднесуточные потребности в продовольствии механизированной
дивизии штатной численностью 17000 человек составляют до 60 т.
Потребности в воде в первую очередь зависят от региона, в котором
действует дивизия, но средняя норма ее расхода, приходящаяся на одного
военнослужащего в сутки (включает расход воды на личную гигиену,
приготовление пищи, дезактивацию техники, заправку машин, стирку и т.
д.), в районах с умеренным климатом может быть 10-20 л, с жарким
климатом - 20-30, в северных - 15-25, в тропиках - 15-30 л.
Среднесуточное потребление дивизией воды может составлять от 200 м3 (1
м3 равен 1000 л) в районах с умеренным климатом и до 600 м3 в регионах
с жарким климатом.
Решение практических задач по обеспечению войск материальными
средствами командование тыле механизированной дивизии обычно
осуществляет силами и средствами роты снабжения и обслуживания из
состава батальона тылового обеспечения дивизии и рот снабжения (их три
- по числу бригад), выделяемых от каждого батальона тылового
обеспечения бригад.
Рота снабжения и обслуживания, насчитывающая 180 человек (из
них четыре офицера), включает управление роты и три взвода: снабжения;
хранения и распределения ГСМ; продовольственный. В ней имеются
следующие технические средства: два полевых заправочных комплекта,
десять водоочистных установок, 12 сборно-разборных резервуаров для
хранения горючего емкостью по 37,85 м3, один грузовой автомобиль
грузоподъемностью 0,75 т, девять по 1 т и 12 по 5 т, две прицепные
цистерны для подвоза воды емкостью по 1,5 м3, семь полуприцепов
грузоподъемностью по 22,5 т и два по 12 т, 34 полуприцепные цистерны
для подвоза ГСМ емкостью по 19 м3, 32 5-т автотягача, три
автопогрузчика грузоподъемностью по 7,2 т, два по 4,5 т, три по 2,7 т и
три по 1,8 т; два автокрана грузоподъемностью по 7,5 т.
Силы и средства роты, как правило, развертываются в тыловом
районе дивизии на удалении 40-50 км от линии боевого соприкосновения
сторон и предназначаются для получения со складов и выдачи с пунктов
снабжения, которые они сами создают, материальных средств как штатным,
так и приданным частям и подразделениям дивизии, находящимся в данном
районе. Личный состав роты снабжения и обслуживания в сутки
обрабатывает, то есть получает, хранит и ежесуточно выдает частям и
подразделениям дивизии следующие материальные средства: I класса -
общая масса 35,2 т, II - 52,5 т, III (ГСМ в таре) - 9,2 т, IV - 20 т,
VII - 21,5 т. Он же оборудует пункт перевалки и перегрузки (с
транспорта командования тыла армейского корпуса на автотранспортные
средства обеспечиваемых частей и подразделений), доставляя до 135 т
боеприпасов в сутки (V класс предметов снабжения), развертывает два
полевых пункта заправки ГСМ (ежесуточно выдается около 1145 т горючего)
и пять пунктов полевого водоснабжения (на каждом из них постоянно
хранится свыше 22,7 м3 воды; ежесуточная выдача частям и подразделениям
с каждого пункта более 60 м3).
Рота снабжения (67 человек, из них два офицера) состоит из
управления роты и взвода снабжения. Она оснащена грузовыми автомобилями
грузоподъемностью 0,75 т (один), 1 т (три), 2,5 т (два), 5 т (пять),
прицепами грузоподъемностью 1,5 т (четыре), прицепными цистернами
емкостью 1,5 м3 для подвоза воды (две), полуприцепами грузоподъемностью
22,5 т (два), полуприцепными цистернами емкостью 19 м3 для подвоза
горючего (десять), автотягачами (14), автопогрузчиками
грузоподъемностью 2,7 т (пять), 1,8 т (два), автокранами
грузоподъемностью 7,5 т(два).
Силы и средства роты снабжения обычно развертываются в
тыловом районе бригады на удалении 10 км от линии боевого
соприкосновения с противником. Ежесуточно они обрабатывают предметы
снабжения I класса (общей массой 8,7 т), II (13 т), III (в таре, 2,3
т), IV (4,5 т), VII (5,3 т). Рота содержит и выдает свыше 200 т
горючего в сутки и способна развернуть один пункт боепитания (до 270 т
боеприпасов).
Американская военная печать сообщает, что командование тыла
механизированной дивизии в боевых условиях ежесуточно обрабатывает
(получает, содержит, хранит и выдает) материальные средства в следующих
размерах: около 61,3 т продовольствия, 16,1 т ГСМ в таре, более 1750 т
наливных ГСМ, 450 м3 воды и более 160 т других предметов снабжения, а
также около 945 т боеприпасов. С этой целью в полосе дивизии на
удалении 10-50 км от линии соприкосновения с противником его силами и
средствами могут быть развернуты следующие пункты: перевалки и
перегрузки боеприпасов (один), полевые для заправки ГСМ (два),
боепитания (три), продовольственного снабжения (четыре) и полевого
водоснабжения (пять).
Транспортное обеспечение предполагает организацию перевозок
личного состава и воинских грузов. Для выполнения этой задачи из
состава батальона тылового обеспечения дивизии выделяется
автотранспортная рота из 149 человек (из них пять офицеров). Рота
включает управление и три взвода: малых, средних и тяжелых автомобилей.
На ее оснащении находятся автомобили грузоподъемностью 0,75 т (один), 1
т (четыре) и 5 т (37), полуприцепы грузоподъемностью 60 т (24) и 22,5 т
(66), прицепы грузоподъемностью 1,5 т (шесть), прицепные цистерны
емкостью 1,5 м3 для подвоза воды (одна), автотягачи (57).
Для перевозки людей и воинских грузов используются главным
образом 5-т автомобили и автотягачи с полуприцепами. Считается, что при
коэффициенте технической готовности, равном 0,75, из состава роты для
транспортных перевозок может быть выделено 27 5-т грузовых автомобилей,
24 автотягача с полуприцепами грузоподъемностью 22,5 т и 18 автотягачей
с полуприцепами грузоподъемностью 60 т, предназначенными для
транспортировки крупногабаритной военной техники. Силы и средства
автотранспортной роты позволяют за один рейс перевезти более 1000 т
различных грузов. На 18 тягачах с 60-т прицепами рота в состоянии за
один рейс перевезти 445 т грузов и 18 средних танков или столько же
единиц другой подобной техники.
Техническое обеспечение представляет собой важнейшую
составную часть системы тылового обеспечения войск и осуществляется в
целях повышения эффективности использования и эксплуатационной
надежности оружия и военной техники, их эвакуации с поля боя в
соответствующие ремонтные органы, быстрого восстановления и возвращения
в строй. При этом основным принципом организации технического
обеспечения является максимальное приближение ремонтно-эвакуационных
сил и средств к передовым эшелонам войск.
Система ремонта, принятая в сухопутных войсках, подразделяется на три вида: войсковой, полевой и базовый (капитальный).
Войсковой ремонт поврежденных оружия и боевой техники (по
терминологии, принятой в США, ремонт первого и второго эшелонов)
осуществляется в подразделениях и частях (от взвода до бригады
включительно) и заключается в проведении профилактического обслуживания
и текущего ремонта материальной части. Он выполняется силами экипажей
боевых машин, водителями транспортных средств, расчетами систем оружия
и специально подготовленными подразделениями. Войсковой ремонт первого
эшелона осуществляется личным составом, эксплуатирующим военную
технику, а второго - специальными ремонтными группами (командами) в
районах расположения своих частей и подразделений. Временные нормативы
для первого не предусматриваются, а для второго они составляют 2-4
человеко-часа на единицу техники.
Полевой ремонт (третий и четвертый эшелоны), включающий
работы, связанные с заменой или ремонтом вышедших (выведенных) из строя
узлов и агрегатов, дополняет войсковой ремонт. Ремонт третьего эшелона
осуществляется подготовленными специалистами в тыловых районах бригад и
дивизий и связан с заменой неисправных узлов и агрегатов. В
соответствии с установленными нормативами в этом случае требуется от 24
до 50 человеко-часов на единицу техники. Ремонт четвертого эшелона
проводится в полустационарных мастерских, развертываемых в тыловых
районах дивизии и армейского корпуса с целью восстановления сложных
неисправных узлов и агрегатов. На выполнение работ требуется до 96
человеко-часов.
Базовый (капитальный) ремонт относится к пятому эшелону и
проводится в специализированных стационарных мастерских, на ремонтных
заводах и предприятиях с целью полного восстановления или замены
основных узлов и агрегатов, продления эксплуатационного ресурса до 70
проц., а также оснащения боевой техники дополнительным вооружением. На
выполнение капитального ремонта требуется до трех месяцев.
Подразделения технического обеспечения дивизии, как свидетельствует
иностранная военная печать, выполняют работы первого, второго, третьего
и частично четвертого эшелонов ремонта. Поврежденная и вышедшая из
строя военная и другая техника, которая не может быть отремонтирована
силами и средствами командования тыла дивизии, эвакуируется в полустационарные и стационарные ремонтные мастерские командований тыла
армейского корпуса и сухопутных войск, на ТВД, а также на ремонтные
заводы и предприятия в зоне коммуникаций. Для выполнения задач по
ремонту поврежденной техники в составе батальона тылового обеспечения
дивизии имеются три роты: ремонта легкого вооружения, тяжелого и
ракетного. В каждом батальоне тылового обеспечения бригады есть
передовая ремонтная рота. Кроме того, в составе командования тыла
дивизии имеется отдельная рота ремонта авиационной техники, подчиненная
непосредственно помощнику командира дивизии по тылу.
Рота ремонта легкого вооружения насчитывает 277 человек (из
них четыре офицера) и предназначается для ремонта вышедших из строя
радиоэлектронного оборудования, оптических приборов, средств управления
и связи, вычислительной техники и т. д.
Таблица 2. Штатная техника и
вооружение ремонтных подразделений командования тыла
механизированной дивизии |
Техника и вооружение |
Ремонтные роты |
Всего в дивизии |
легкого воору- жения |
тяжелого воору- жения |
ракетного воору- жения |
пере- довая* |
авиаци- онной техники |
Бронетран- спортеры |
- |
2 |
- |
1 |
- |
5 |
Автомобили грузоподъемностью, т: |
0.75 |
2 |
- |
2 |
4 |
2 |
22 |
1 |
7 |
- |
6 |
2 |
13 |
32 |
1,25 |
- |
13 |
- |
10 |
- |
43 |
2,5 |
20 |
23 |
11 |
33 |
9 |
162 |
5,0 |
3 |
7 |
18 |
5 |
2 |
45 |
Полуприцепы грузоподъемностью, т: |
6 |
10 |
1 |
9 |
4 |
1 |
33 |
12 |
14 |
1 |
4 |
4 |
10 |
41 |
22,5 |
9 |
1 |
- |
5 |
11 |
36 |
Прицепы грузоподъемностью, т: |
0,75 |
3 |
- |
- |
5 |
10 |
28 |
1,25 |
5 |
14 |
- |
15 |
- |
64 |
1,5 |
- |
- |
6 |
- |
- |
6 |
Прицепные цистерны для воды емкостью 1,5 м3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Полуприцепные цистерны для ГСМ емкостью 2,5 м3 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Ремонтно-эвакуационные машины |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
14 |
Автокраны |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
6 |
Автотягачи |
41 |
4 |
2 |
14 |
9 |
98 |
Автопогрузчики |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
15 |
Вертолеты UH-60 "Блэк Хок" |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
5.56-мм автоматические винтовки |
227 |
173 |
127 |
159 |
240 |
244 |
7,62-мм пулеметы |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
32 |
11,5-мм пистолеты |
1 |
- |
1 |
3 |
- |
11 |
11,5-мм пистолеты-пулеметы |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
10 |
12,7-мм пулеметы |
4 |
6 |
3 |
4 |
- |
25 |
40-мм гранатометы |
5 |
5 |
4 |
8 |
4 |
42 |
* В составе мд три такие роты (по числу бригад).
|
Рота ремонта тяжелого вооружения (175 человек, из них четыре
офицера) выполняет задачи по ремонту гусеничной и колесной техники,
артиллерийских систем, минометов, инженерного и другого оборудования.
Рота ремонта ракетного вооружения (128 человек, в том числе
четыре офицера) выполняет задачи по ремонту поврежденных и вышедших из
строя ПУ ПТУР, реактивных систем залпового огня, зенитных ракетных
комплексов, а также приборов ночного видения.
Передовая ремонтная рота батальона тылового обеспечения
бригады (164 человека, четыре офицера) осуществляет ремонт оружия и
военной техники, состоящих на вооружении частей и подразделений.
Рота ремонта авиационной техники (256 человек, из них восемь
офицеров) выполняет ремонт бортового оружия и авиационных приборов
вертолетов армейской авиации дивизии.
Оснащенность ремонтных подразделений командования тыла
механизированной дивизии (табл. 2) позволяет ежесуточно выполнять
работы по ремонту поврежденных систем оружия и военной техники общим
объемом свыше 5000 человеко-часов (табл. 3). Ремонт и восстановление
выполняются в тыловых районах дивизии и бригад, где оборудуются сборные
пункты поврежденных машин (СППМ). Бригадные СППМ обычно находятся на
удалении 10-15 км от линии боевого соприкосновения сторон, дивизионные
- 30-60 км. Специалисты, не вошедшие в команды СППМ, как правило,
формируют ремонтные группы в количестве трех и более человек. Основная
задача ремонтных групп состоит в определении вида повреждения и
требуемого объема ремонтных работ, а также в эвакуации на СППМ
невосстанавливаемой на месте военной техники.
Медицинское обеспечение организуется в целях сохранения
боеспособности, оказания медицинской помощи раненым и больным, их
эвакуации, последующего лечения, возвращения в строй, предупреждения
возникновения и распространения эпидемиологических заболеваний.
Для выполнения вышеперечисленных задач командование тыла
механизированной дивизии располагает четырьмя медицинскими ротами: одна
в составе батальона тылового обеспечения дивизии, остальные в
батальонах тылового обеспечения бригад.
Медицинская рота батальона тылового обеспечения дивизии (126
человек, в том числе 19 офицеров) состоит из управления и трех взводов:
санитарного, обработки раненых и эвакуационного. На ее вооружении
находятся грузовые автомобили различного назначения, в том числе и
специально оборудованные (32), санитарные (10), прицепы и полуприцепы
(11), автоцистерны для воды емкостью 1,5 м3 (две) и 3,5 м3 (одна), 118
автоматических винтовок М16А1. Силами и средствами роты в тыловом
районе дивизии обычно развертывается эвакуационно-сортировочный пункт
на 160 койко-мест. Срок пребывания здесь, как правило, не превышает 4
сут. Более длительное лечение осуществляется в корпусных госпиталях.
Штатный транспорт медицинской роты позволяет одновременно эвакуировать
до 80 легкораненых или до 40 тяжелораненых.
Медицинская рота батальона тылового обеспечения бригады (78
человек, в том числе девять офицеров) выполняет задачи по
медико-санитарному обслуживанию личного состава и эвакуации раненых и
больных. Медицинская рота включает управление и два взвода: санитарный
и обработки раненых. На оснащении роты имеется пять бронетранспортеров
и 21 грузовой автомобиль различных грузоподъемности и назначения, пять
санитарных машин, четыре прицепа и две автоцистерны для воды емкостью
по 1,5 м3. Личный состав роты располагает 72 автоматическими винтовками
М16А1. За один рейс силами и средствами роты можно эвакуировать до 40
тяжелораненых или до 20 легкораненых и больных.
Зарубежная военная печать отмечает, что силами и средствами
медицинских подразделений командования тыла дивизии за один рейс 'можно
эвакуировать около 100 тяжелораненых или 200 легкораненых и больных.
Согласно типовой схеме лечебно-эвакуационного обеспечения, принятой в
США, силы и средства медицинской службы также эшелонируются в глубину,
предусматривая последовательное (от 3 до 60 сут) лечение раненых и
больных. Первый эшелон - боевые порядки подразделений. Здесь
медицинскую помощь раненым и больным оказывают обученные санитары.
Второй эшелон включает сортировочно-эвакуационные пункты бригад и
дивизий, обслуживаемые силами и средствами медицинских рот командования
тыла соединения. Предусматривается также хирургическая помощь и
осуществляется подготовка к эвакуации личного состава, нуждающегося в
последующем лечении. Третий эшелон - госпитали, в том числе полевые,
развертываемые и обслуживаемые силами и средствами медицинской бригады
командования тыла корпуса в тыловом районе. Пребывание раненых в
госпиталях не превышает 7 сут. Четвертый эшелон представляет собой, как
правило, стационарные медицинские учреждения, расположенные на
континентальной части США и в дружественных им странах. В эти
учреждения обычно эвакуируются тяжелораненые и больные,
предположительный срок лечения которых превышает 7 сут.
В целом, как считают американские военные специалисты,
система тылового обеспечения механизированной дивизии позволяет ей с
достаточной степенью эффективности вести боевые действия в современных
условиях.
Зарубежное военное обозрение №3 1990 С. |