Основные трубопроводы на территории Франции
Полковник И. Данильченко кандидат технических наук;
подполковник С. Никитин
По своему географическому положению Франция находится в тылу
государств-участников НАТО, занимающих "передовую линию" по отношению к странам
социалистического содружества. Наличие на ее территории высокоразвитой
инфраструктуры и возможность играть роль перевалочной базы вооружения и
материальных средств, которые предусматривается поставлять из-за океана в случае
развязывания войны, позволяют военно-политическому руководству блока
рассматривать Францию в качестве опорного района материально-технического
обеспечения войск. Страны - члены Североатлантического союза одобрили принцип
международного взаимодействия в данной области. В соответствии с ним "каждое
государство НАТО предоставляет всем другим государствам союза максимально
возможную помощь по вопросам тылового обеспечения... Союзные командования должны
нести ответственность за оказание содействия и создание государствам и органам
НАТО благоприятных условий в области тылового обеспечения".
Одним из важных видов материальных средств в обеспечении боевых действий
объединенных вооруженных сил блока считается горючее. Ведущая роль в его
транспортировке, как отмечают зарубежные специалисты, принадлежит
трубопроводному транспорту. Это обусловлено целым рядом его преимуществ: высокой
степенью защищенности от воздействия противника, скрытностью подачи больших
объемов нефтепродуктов, более низким по сравнению с другими наземными видами
транспорта капитальными и эксплуатационными затратами.
На территории Франции имеется хорошо развитая сеть трубопроводов. В
зависимости от того, какие продукты транспортируются, трубопроводы
подразделяются на нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы.
Основные нефтепроводы (табл. 1) соединяют порты выгрузки и районы добычи
нефти с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и являются важным элементом
военной инфраструктуры блока НАТО. При необходимости их могут использовать для
подачи и нефтепродуктов войскам. Например, по трубопроводу Лавера - Маноск
регулярно осуществляется последовательная перекачка нефти и нефтепродуктов. Для
предохранения последних от загрязнения нефтепровод очищают от воды, осадков
парафина и битума, пропуская по трубам специальные скребки.
Таблица 1. Основные нефтепроводы Франции
Нефтепровод |
Длина. км |
Диаметр труб, мм |
Произво- дительность, млн. т в год |
Антифер-Гавр |
26 |
1067 |
26,12 |
Гавр-Валансьен (совладелец - НАТО) |
249 |
305 |
0,70 |
Гавр-Гонфревиль-д'Орше |
11* |
407 и 864 |
26,90 |
Гавр - Гран-Пюи |
251 |
508 |
15,67 |
Гавр - Пор-Жером |
34 |
660 |
15,79 |
Гавр - Пор-Жером |
34 |
254 |
- |
Гавр-Гравеншон |
34 |
356 |
4,64 |
Гавр - Ле-Пти-Курон |
77 |
406 |
5,69 |
Гуанот-Бергантон |
48 |
152 |
- |
Донж - Верн-сюр Сеш |
93 |
305 |
1,92 |
Казаукс-Каудос |
19 |
254 |
- |
Лавера - Ла-Мед |
8* |
407 и 864 |
26, 90 |
Лавера - Маноск (нефть и нефтепродукты) |
108 |
508 |
11,61 |
Ле-Вердон - Пойак |
52 |
457 |
6,38 |
Мелен - Гран-Пюи |
24 |
152 |
0,70 |
Оберхоффен - Кларенталь |
109 |
305, 406 |
4,64 |
Оконкур - Оберхоффен |
143 |
457 |
5,80 |
Парантис-Амбес |
93 |
305 |
- |
Сен-Кантен - Фалавьер |
26 |
407 |
8,71 |
Фосс-Берре |
26* |
508 |
13,93 |
ФОСС-Лион-Страсбур-Карлсруэ |
782 |
864 |
- |
Фосс-Лион-Оберхоффен-Модер (район Страсбура) |
714 |
1016 |
- |
Фосс-Лион |
206 |
610 |
- |
* Проложены две нити труб |
Наиболее мощной системой нефтепроводов считается Южно-Европейская (рис. 1).
Она представляет собой две параллельные линии от Фос до района Страсбура с
выходом в район Карлсруэ (ФРГ). На участке от Фос до Лиона проложена еще одна
линия, от которой построено несколько отводов. На данном участке имеются три
насосные станции (в том числе в Фос), столько же между городами Лион и Страсбур
(в том числе в районе г. Лион и г. Безансон). Южно-Европейская система была
сооружена в основном для подачи импортируемой нефти из района Марселя к НПЗ на
северо-востоке Франции и в ФРГ. Следует отметить, что в последние годы объем
перекачки нефти по рассматриваемым трубопроводам сократился из-за снижения
импорта этого сырья Францией и увеличения поставок нефти в ФРГ с морских
месторождений в Северном море.
Системе нефтепроводов Франции является наиболее развитой в Европе. Их общая
протяженность вместе с ответвлениями превышает 3700 км, а суммарная
среднесуточная производительность перекачки примерно 1,4 млн. м3. Последний
показатель по направлениям наиболее крупных грузопотоков достигает 240 тыс.
м3/сут.
Районы добычи природного газа, а также порты приема импортируемого продукта
с основными местами его потребления связаны трубопроводами. С их помощью
национальная сеть газопроводов соединена с аналогичными зарубежными системами.
Диаметр труб магистральных линий 508, 610, 720 и 864 мм (от Сен-Назера до Парижа
трубопровод длиной 366 км сооружен из труб диаметром 914 мм). Магистральные
линии соединены трубопроводами меньших диаметров, которые образуют довольно
разветвленную распределительную сеть. Основные месторождения природного газа
расположены на юге Франции в районах Лак, Эр, Тарб. Импортируемый сжиженный газ
морем доставляется главным образом в районы городов Гавр, Сен-Назер и Фос. Газ
также импортируется по трубопроводам из Голландии и СССР. Общая протяженность
магистральных газопроводов страны превышает 20 тыс. км. Газоперекачивающие
станции располагаются друг от друга на удалении примерно 80 км. Газопроводы
представляют большой интерес для военных потребителей Зарубежная печать
сообщает, что при дооборудовании (относительные затраты при этом невелики) они
могут использоваться для подачи по ним светлых нефтепродуктов.
Важное место в доставке нефтепродуктов по стране занимают
нефтепродуктопроводы (табл. 2). Оки соединяют нефтяные порты и
нефтеперерабатывающие заводы с главными районами потребления. Общая
протяженность нефтепродуктопроводов во Франции достигает 2500 км, а суммарная
среднесуточная производительность перекачки находится в пределах 24-60 тыс. м3.
Основные трубопроводы, используемые и планируемые к использованию в военных
целях
Иностранные специалисты выделяют две наиболее важные системы
нефтепродуктопроводов. Система Средиземное море - долина р. Роны построена в
1968 году. Ее длина более 600 км, диаметр труб 254-406 мм. Она оснащена десятью
насосными станциями и связывает нефтеперерабатывающие заводы в районе Марселя с
потребителями в Лионе. Далее идет на Гренобль и через швейцарскую границу к
Женеве. Между Парижем и Гавром построена система трубопроводов, эксплуатируемая
компанией ТРАПИЛ. Ее общая протяженность вместе с соединительными линиями и
отводами около 1200 км, при этом применены трубы диаметром от 254 до 812 мм.
Сооружение данной системы продолжалось с 1953 по 1974 год. Во французской печати
сообщалось, что для наращивания системы планируется построить
нефтепродуктопровод Орлеан-Тур длиной 125 км, уложив 355-мм трубы. Коммерческие
нефтепродуктопроводы имеют довольно разветвленную сеть, используются для
транспортировки нефтепродуктов также и в интересах вооруженных сил. В случае
необходимости по ним может проводиться перекачка нефти.
В мирное время большая часть горючего вооруженным силам Франции и ее
союзников по блоку доставляется по военным нефтепродуктопроводам. Разрабатывая
общую программу развития военной инфраструктуры в Западной Европе, руководство
НАТО вскоре после создания блока особое внимание обратило на необходимость
повышения эффективности обеспечения войск горючим в мирной обстановке и особенно
в условиях ведения боевых действий. С учетом опыта второй мировой войны в
декабре 1952 года было принято решение о создании Центрально-Европейской системы
трубопроводов (ЦЕСТ), которая включала бы аэродромные склады горючего и
связывающую их сеть стационарных подземных нефтепродуктопроводов,
К тому времени не оснащении сухопутных войск США имелись хорошо
зарекомендовавшие себя во время войны полевые сборно-разборные временно
сооружаемые трубопроводы. По первоначальному замыслу создание ЦЕСТ должно было
не только решать вопросы повышения боеготовности, но и снизить расходы на
доставку горючего в районы расположения аэродромов базирования авиации стран
НАТО. С течением времени, когда преимущества ЦЕСТ становились все более
очевидными, она стала применяться для подачи горючего также сухопутным войскам и
за соответствующую плату гражданским организациям. Кроме того, в первично
принятое решение о создании ЦЕСТ дважды вносились существенные дополнения.
Первое из них предусматривало наращивание системы в восточном направлении,
второе относилось к основной концепции пополнения запасов в системе не только за
счет доставки морским путем в танкерах, но и благодаря максимальному
использованию местных ресурсов.
Таблица 2. Основные нефтепродуктопроводы
Нефтепродуктопровод |
Длина, км |
Диаметр труб, мм |
Производи- тельность, млн. т в год |
Берре-Лавера |
35 |
356 |
5,69 |
Берре-Лавера |
24 |
508 |
11,61 |
Верной-Гаргенвиль |
40 |
508 |
- |
Виньи-Митри-Мари |
68 |
559 |
- |
Гавр-Париж |
193 |
508 |
- |
Гавр-Париж |
185 |
254 |
- |
Гаргенвиль-Виньи |
19* |
508 |
- |
Гаргенвиль-Койгнирес |
34 |
508 |
- |
Гонфревиль-д'Орше - Гавр |
11* |
406 |
- |
Гонфревиль-д'Орше - Гавр |
11 |
254, 306 |
- |
Гонфревиль-д'Орше - Гавр |
11 |
203, 254 |
- |
Гонфревиль-д'Орше - Сент Кантен |
183 |
305 |
- |
Гран-Пюи - Григни |
45 |
305 |
- |
Гран-Пюи - Мелен |
27 |
203 |
1,33 |
Койгнирес-Орли |
53 |
508 |
- |
Койгнирес-Орлеан |
105 |
406 |
- |
Ла-Мед - Лавера |
8* |
305 |
15,72 |
Ла-Мед - Лавера |
8 |
406 |
9,29 |
Ле-Пти-Курон - Гавр |
77 |
356 |
3.95 |
Ле-Пти-Курон - Ройен |
8 |
305 |
- |
Орли - Виллинейв-ле-Рой |
5 |
406 |
- |
Париж-Григни |
59 |
254 |
- |
Пойак-Бассенс |
43 |
305 |
4,35 |
Пор-Жером - Верной |
90 |
813 |
- |
Пор-Жером - Гавр |
34 |
254 |
1,33 |
Пор-Жером - Кан |
85 |
508 |
- |
Страсбур-Рейхштедт |
11** |
254, 254 и 305 |
2,61 |
Страсбур-Херрилсгейм |
21* |
254 и 203 |
2,32 |
Фейзин - Лор-сюр-Рон |
16 |
254 |
1,33 |
Фейзин-Сеспаир |
24 |
305 |
- |
Фронтиньян-Сет |
7 |
254, 305 |
3,08 |
Фронтиньян-Сет |
7 |
508 |
17,53 |
Фос (Берре, Лавера)-Лион-район Женевы |
603 |
406 305, 254 |
7,25 |
* Проложены две нити труб.
** Проложены три нити труб |
По сообщениям зарубежной печати, более чем из 11 тыс. км военных
трубопроводов НАТО (в Западной Европе и Турции) на долю ЦЕСТ приходится около
6300 км. Значительная их часть проложена по территории Франции (2500 км
магистральных линий). В ЦЕСТ входят 60 складов горючего вместимостью 1,8 млн.
м3. Перекачку нефтепродуктов осуществляют 110 насосных станций. Основное
перекачиваемое горючее - топливо для реактивных двигателей - подается на 60
военных аэродромов НАТО. Кроме того, ЦЕСТ транспортирует нефтепродукты в
интересах обеспечения сухопутных войск. Для устойчивого управления объектами
ЦЕСТ создана своя система связи. Практикуется аренда государственных и частных
телеграфных линий.
Масштабность системы зарубежная печать иллюстрирует следующими цифрами.
Общие капиталовложения в ценах 1983 года превысили 2,8 млрд. долларов; если с
1962 по 1978 год ежегодный объем перекачки нефтепродуктов составлял 3 млн. т, то
в настоящее время этот показатель превышает 10 млн. т; на складах системы
содержится в качестве резерва для обеспечения ремонтных и
аварийно-восстановительных работ около 300 тыс. т труб, насосов, арматуры и
различных запасных частей; некоторые трубопроводы функционируют почти
безостановочно (свыше 8000 ч в год); общая площадь насосных станций, складов
горючего и пунктов его выдачи примерно 10 км2, непосредственно для линий
трубопроводов отведено более 30 км2, здания и сооружения занимают 50 тыс, м2,
протяженность заграждений и дорог почти одинакова - 100 км.
Система работает достаточно надежно - учтенные потери составляют около 0,1
проц. общего количества выданных нефтепродуктов, что особенно важно в связи с
возросшими требованиями по охране окружающей среды. Высокая степень
автоматизации и механизации основных технологических процессов позволяет
обойтись сравнительно небольшой численностью обслуживающего персонала (до 1500
человек, в том числе 300 - охрана). Нефтепродукты в систему могут подаваться из
портов выгрузки на Средиземноморском и Атлантическом побережьях и от 28
нефтеперерабатывающих заводов (на них приходится около половины производственных
возможностей НПЗ Бельгии, Франции, Нидерландов, ФРГ, Люксембурга, где сооружена
ЦЕСТ), а также почти от всех частных и государственных складов, находящихся
поблизости от нее.
Руководство ЦЕСТ располагает денежными средствами, поступающими за хранение
и транспортировку нефтепродуктов для вооруженных сил, коммерческих организаций и
за выполнение других операций. Эти поступления покрывают приблизительно 70 проц.
общих расходов по эксплуатации системы.
Трубы стационарных нефтепродуктопроводов ЦЕСТ заглублены в грунт на 0,6-1,0
м. Их диаметр в зависимости от плановых загрузок линий находится в пределах от
100 до 350 мм (4-14 дюймов). Производительность перекачки по трубопроводам
диаметром 4, 6, 8, 10, 12 и 14 дюймов составляет в среднем соответственно 60,
110, 220, 450, 530 и 600 м3/ч. На пересечениях трасс трубопроводов с
автомобильными и железными дорогами трубы укладываются в траншеи, облицованные и
покрыть е бетонными плитами, или в защитные сооружения из труб большего
диаметра. Вдоль линий трубопроводов в специальных колодцах установлены задвижки,
чтобы отсекать поврежденные участки труб. Это сокращает потери перекачиваемых
нефтепродуктов и предотвращает загрязнение окружающей среды. Имеются также
колодцы с технологическими обвязками, к которым можно подключать оборудование
для выдачи горючего или полевые сборно-разборные трубопроводы. Рабочее давление
в трубопроводах составляет 75 кгс/см2. Очистка продуктопроводов от отложений и
механических загрязнений производится так же, как и нефтепроводов.
Насосные станции в сети военных трубопроводов бывают, как правило,
заглубленного или полузаглубленного типа. На них предусматривается наличие
нескольких рабочих насосных агрегатов, соединенных последовательно, а также
резервных агрегатов. Насосы приводятся в действие электромоторами, а для
повышения живучести насосных станций в военное время на них устанавливаются
электрогенераторы с приводом от дизельных двигателей. Технологические обвязки
насосных станций позволяют вести перекачку горючего, как в прямом, так и в
обратном направлениях.
На складах горючего ЦЕСТ, сооруженных в конечных пунктах и узлах сети, а
также в районах аэродромов, в основном используются стальные вертикальные
резервуары единичной вместимостью до 5000 м3. Повышение живучести складов
обеспечивается сооружением полузаглубленных и заглубленных резервуаров. В
районах складов сооружены пункты выдачи горючего для автомобильного,
железнодорожного и морского (речного) транспорта.
Магистральные линии нефтепродуктопроводов ЦЕСТ, находящиеся на территории
Франции (см. рис. 1), имеют четыре основных направления. В нефтепродуктопровод
Дюнкерк-Камбре-Шалон-Лангр-Бельфор горючее, подается за счет импортных поставок
в порт Дюнкерк и с расположенных в том же районе нефтеперерабатывающих заводов.
Возможно также получение горючего в пунктах пересечения трассы с другими
линиями.
Ряд нефтепродуктопроводов НАТО берет начало в Гавре: линия, ведущая в Камбре,
нефтепродуктопровод до Парижа с выходом на территорию Бельгии.
Важное значение для обеспечения горючим вооруженных сил США имеет
принадлежащий им нефтепродуктопровод Донж-Мелен-Шалон-Мец, следующий далее в
ФРГ, где дислоцируется основная группировка войск США. Его протяженность около
750 км, диаметр на конечном участке 200 мм. Эксплуатацию трубопровода
осуществляет французская компания ТРАПИЛ. Подача горючего в трубопровод
осуществляется из танкеров, разгружаемых в районе г. Донж, и от расположенных
там же нефтеперерабатывающих заводов. Наконец, еще один важный
нефтепродуктопровод сооружен от Марселя в направлении
Лавера-Лион-Лангр-Нанси-Страсбур с выходом на территорию ФРГ. Его также по
контракту эксплуатирует компания ТРАПИЛ.
Зарубежные военные специалисты положительно оценивают результаты,
достигнутые в сооружении и эксплуатации ЦЕСТ в целом и на территории Франции в
частности. Они считают, что создание такой системы является существенным
примером сотрудничества союзников в области тылового обеспечения и предлагают и
дальше развивать ее, несмотря на то, что на территории Европы уже имеется
разветвленная сеть гражданских нефтепродуктопроводов, которые можно использовать
в военных целях. В настоящее время проводятся мероприятия по подключению
коммерческих нефтепродуктопроводов к ЦЕСТ.
Зарубежное военное обозрение №4 1990 |