Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 22:46

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Элементы военной инфраструктуры Египта

Элементы военной инфраструктуры Египта

Полковник А. Горносталев

Египт - Арабская Республика Египет (АРЕ) - государство, расположенное на северо-востоке Африки и Синайском п-ове в Азии. Страна занимает выгодноэ стратегическое положение, находясь на пересечении международных морских и воздушных путей сообщения, связывающих европейские и американские государства с азиатскими и африканскими.

В планах США и НАТО по усилению их_ влияния на Ближнем Востоке Египту отводится важное место. В настоящее время продолжается его дальнейшее втягивание в орбиту американских военно-политических интересов. В марте 1988 года обе стороны подписали соглашение, в соответствии с которым египтяне имеют статус «союзника США вне НАТО», как и Израиль. Получая от американцев значительную военную и экономическую помощь, АРЕ взамен предоставляет свою территорию и военные объекты для использования объединенным центральным командованием вооруженных сил США. Египетские воинские формирования принимают активное участие в совместных учениях типа «Брайт стар» с частями и подразделениями США. Вместе с тем, оставаясь тесно связанным с Западом, Египет расширяет торгово-экономическое сотрудничество, научные и культурные связи с Советским Союзом.

Арабская Республика Египет в 1984 году возобновила членство в Организации Исламская конференция, а после обще-арабского совещания в верхах в Аммане (1987) почти все арабские государства восстановили с ней дипломатические отношения. Укреплению позиций АРЕ в арабском мире послужило создание в феврале 1989 года Арабского совета сотрудничества, куда, кроме нее, вошли Иордания, Ирак и Йеменская Республика, Однако страна, обремененная социально-экономическими проблемами и растерявшая былой политический потенциал, так и не смогла пока занять свое прежнее место бесспорного лидера арабского мира.

Позиция Египта в ближневосточном урегулировании основывается на том,, что кратчайшим путем к миру является созыв международной конференции под эгидой ООН с участием пяти постоянных членов Совета Безопасности и всех заинтересованных сторон, включая на равноправной основе и Организацию освобождения Палестины.

Располагаясь на южном побережье Средиземного моря, Египет (территория свыше 1001 тыс. км2) с востока омывается водами Красного моря и его заливами - Суэцким и Акаба. На западе он граничит с Ливией (1150 км), на юге - с Суданом (1273 км), а на северо-востоке - с Израилем (255 км) и территорией, выделенной ООН в 1947 году для создания арабского государства (11 км, рис. 1). Общая протяженность морской границы около 2,5 тыс. км, сухопутной - 2,7 тыс. км. С севера на юг страна протянулась на 1024 км, с запада на восток - на 1240 км.

Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Египта

Территорию Египта по характеру рельефа условно можно разделить на четыре района: долину и дельту р. Нил, Ливийскую пустыню, Аравийскую пустыню и Синайский п-ов. Долина р. Нил - это огромный густонаселенный оазис со множеством оросительных каналов. Дельта (площадь свыше 22 тыс. км2), пересеченная многочисленными рукавами и протоками, в большинстве мест заболочена. К западу от долины р. Нил находится Ливийская пустыня. Здесь труднопроходимая безводная местность: на юге - песчаная, с барханами, на севере - глинистая и каменистая. Между долиной Нила и Красным морем расположена Аравийская пустыня, представляющая собой каменистое плоскогорье (300-700 м над уровнем моря). Приморская часть плоскогорья с высотами до 2187 м круто обрывается к побережью. Синайский п-ов - пустынная область, полого опускающаяся к побережью Средиземного моря. Его южная часть занята каменистыми горными массивами. Здесь находится наиболее высокая точка страны - гора Катерин (2637 м). В центральной части полуострова расположены перевалы Митла и Гидди. Пустыни занимают до 96 проц. территории страны. Ширина «полос жизни» вдоль Нила колеблется от 1 км возле Асуана до 25 км в районе Каира. К полезным площадям относятся оазисы Сива, Эль-Файюм, Фарафра, Дахла, Баха-рия и Эль-Харга, а также морское побережье. Берега Средиземноморья обрывистые, с участками сыпучих песков, солончаков и вади. Они изрезаны слабо и большей частью окаймлены дюнами и песчаными косами. Сильнее всего расчленено Красноморское побережье, вдоль которого простирается множество островков и коралловых рифов. Наличие гор вдоль побережья Красного моря делает его малодоступным для судов и кораблей, подходы к побережью удобны лишь в районах портов.

Рис. 2. Самолеты «Альфа Джет» на аэродроме Бильбейс
Рис, 3. Общий вид судоверфи в Порт-Саиде

Египет беден водными ресурсами. Практически единственным источником водоснабжения служит р. Нил - одна из самых длинных в мире (протяженность 6671 км, площадь бассейна 2870 тыс. км2). Сток реки регулируется системой плотин, в том числе Асуанской, построенной при экономической и технической помощи СССР (1971). Ее длина 3830 м, ширина по дну 980 м, а по гребню, где проходит шоссе, 40 м, высота 111 м. Асуанская ГЭС производит около 10 млрд. кВт-ч электроэнергии в год. Выше плотины находится водохранилище (оз. Насер), имеющее длину 500 км и ширину 10 км, Другие наиболее крупные плотины расположены в районе городов Асьют, Кена и Наг-Хаммади, а также в дельте реки. Нил судоходен и используется как важная транспортная артерия. Общая протяженность речных путей совместно с каналами достигает 3400 км. Преобладающее направление грузопотока по р. Нил - от Асуана до Каира, а проводка судов от Александрии до Каира осуществляется по четырем каналам.

Развитию инфраструктуры в Египте, в том числе ее военным элементам, уделяется значительное внимание. Для этой цели используется финансовая и техническая помощь США и других западных стран. Пятилетним планом (1987-1992) предусматривается приоритет в развитии путей сообщения, транспортных средств и связи.

Автомобильные дороги. Основным видом транспорта в Египте является автомобильный. На его долю приходится свыше 50 проц. всего грузооборота. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 49 тыс. км, из них свыше половины с твердым покрытием. Наиболее густая сеть дорог в долине Нила, зоне Суэцкого канала и на побережье Средиземного моря. На остальной части дороги преимущественно грунтовые. Они связывают оазисы, мелкие населенные пункты, пересекают магистральные маршруты, В малодоступных и труднопроходимых местах важная роль отводится караванным путям и тропам. Все автомобильные дороги в зависимости от их значимости находятся в ведении либо центральной власти, либо губернаторств.

Ширина проезжей части дорог с твердым покрытием обычно 6-8 м (на отдельных участках 10-12 м), благодаря чему обеспечивается движение автомашин со скоростью до 100-120 км/ч и пропускная способность 5-11 тыс. автотранспортных средств в сутки. Дороги, проложенные в пустынях, подвержены песчаным заносам, что затрудняет движение.

К основным автомобильным магистралям с твердым покрытием относятся: Каир - Бенха - Танта - Даманхур - Александрия, Каир - Суэц, Каир - Исмаилия - Порт-Саид, Каир - Бени-Суэйф - Эль-Файюм, Каир - Бени-Суэйф - Эль-Минья - Асьют - Кена - Асуан, Суэц - Рас-Гариб - Эль-Кусейр - Халаиб, а также маршруты вдоль Суэцкого канала и на Синайском п-ове. Автострада между Каиром и Александрией имеет ширину до 28 м. На ее отдельных участках подготовлены взлетно-посадочные полосы, используемые в качестве запасных аэродромов. Вдоль автомагистралей установлено значительное количество автозаправочных станций. Через р. Нил в районах Бени-Суэйф, Асьют, Абу-Тиг, Сохаг, Кена, Идфу, Асуан сооружены автодорожные мосты, а в населенных пунктах Дахшур, Наг-Хаммади, Иена, Асуанская плотина, Бенха и Танта построены совмещенные авто- и железнодорожные мосты. Кроме того, через Нил действует свыше 30 паромных переправ. Важное значение для автотранспортного сообщения с Синайским п-овом имеет расположенный в 14 км севернее г. Суэц тоннель «Ахмед Хамди» под Суэцким каналом (открыт в 1980 году).- Его общая длина 4500 м (1600 м проходит под Суэцким каналом на глубине 37 м), диаметр 10,4 м. Пропускная способность тоннеля 1000 автомобилей в час в каждом направлении.

В последние годы в АРЕ построено и реконструировано несколько дорог, в частности шоссе Асуан - Рас-Банас, Асуан - Вади-Хальфа (Судан), Александрия - Мерса-Матрух - Эс-Саллум; Мерса-Матрух - оазис Сива и другие.

Автопарк Египта насчитывает свыше 1,5 млн. единиц транспортных средств.

Железнодорожная сеть, по оценке иностранных специалистов, развита удовлетворительно, требует существенной модернизации и играет второстепенную роль в грузовых перевозках (около 15 проц.). Протяженность железнодорожных магистралей (ширина колеи 1435 мм) составляет 5350 км, из них только один участок дороги Каир - Хелуан длиной 25 км электрифицирован. Кроме того, имеется свыше 2000 км узкоколейных железных дорог. По территории страны железные дороги распределены неравномерно. Они проходят в основном в долине Нила и по побережью Средиземного моря. Средняя скорость движения поездов достигает 50 км/ч.

Железнодорожные маршруты связывают Каир с городами Александрия, Асуан, Ис-маилия, Порт-Саид, Суэц. Проложена также дорога Рафах (Израиль) - Исмаилия - Бенха - Александрия - Мерса-Матрух - Эс-Саллум. Наиболее крупными железнодорожными станциями являются Каир, Александрия, Исмаилия, Суэц. В настоящее время главное внимание уделяется модернизации существующих железных дорог и замене подвижного состава. Ежегодно в стране обновляется до 250 км железнодорожных путей. В последнее время построены или реконструированы участки дорог Порт-Саид - Эль-Мансура, Александрия - Итиай-эль-Баруд, Каир - Кальюб, Сохаг - Наг-Хаммади, Эль-Мансура - Думьят (Дамиетта), Кена - Бур-Сафага, Каир - Порт-Саид. Кроме того, намечается проложить новые линии Каир - Александрия, Асуан - Вади-Хальфа с целью связать железнодорожные сети Египта и Судана.

Железнодорожный парк Египта насчитывает свыше 810 локомотивов (в том числе более 50 электровозов), 19 тыс. грузовых вагонов и свыше 3 тыс. пассажирских. Обновление подвижного состава идет в основном за счет капитального ремонта и закупок в зарубежных странах.

Для такой страны, как АРЕ, с выгодным географическим положением, значительной зависимостью экономики от импорта различных товаров, а также при практическом отсутствии других путей вывоза нефти морской транспорт играет важную роль. На его долю приходится более 80 проц. внешнеторговых перевозок, которые к 2000 году планируется увеличить до 80 млн. т. В связи с этим правительство обращает особое внимание на дальнейшее развитие морского транспорта и портового хозяйства. Программа модернизации и строительства новых портов реализуется с учетом использования их как гражданскими судами, так и в интересах обеспечения действий кораблей своих ВМС, а также США и других стран НАТО. В настоящее время для обеспечения морских перевозок в Египте построено около 30 портов (табл. 1) и нефтяных терминалов (портов). Наиболее крупные из них Александрия, Порт-Саид, Мерса-Матрух, Думьят, Бур-Сафага, Суэц, Эль-Дихейла, Абу-Кир, Шарм-эш-Шейх. Некоторые сведения об основных портах, нефтяных терминалах и ВМВ приводятся ниже.

Александрия - один из важных портов общего назначения и главная военно-морская база флота страны - расположена в западной части дельты Нила. Здесь имеются две гавани с 90 причалами, часть которых используется кораблями ВМС. Порт соединен с морем двумя фарватерами длиной 2 км и 1,6 км, шириной 220 м и 92 м соответственно. На его территории есть сухие доки и слипы, склады, складские площадки, холодильник, грузоподъемные машины. Здесь же размещается штаб египетских ВМС.

После завершения работ по модернизации порта его грузооборот в 1989 году достиг 31,5 млн. т. В перспективе намечается дальнейшее развитие Александрийского порта: будет расширена и углублена акватория, увеличено количество причалов и установлено современное навигационное оборудование.

В 6 км западнее Александрии выполнены основные работы по сооружению нового порта Эль-Дихейла. Он должен взять на себя часть функций Александрийского порта по обработке крупнотоннажных судов и контейнеровозов. Вход в него осуществляется по фарватеру длиной 3,5 км и глубиной 20 м. К 2000 году намечается причальный фронт порта увеличить до 11,5 км и подготовить площадки для хранения грузов (4 млн. м2). Предполагается, что в начале нового столетия порты Эль-Дихейла и Александрия будут обрабатывать 40 млн. т грузов в год.

Порт-Саид - крупный морской порт и военно-морская база у северного входа в Суэцкий канал, на стыке Африканского и Азиатского континентов. Порт имеет несколько бассейнов с рейдовыми причалами (около 40) и швартовыми бочками, куда проложены нефтепроводы. Здесь построены складские помещения, площадки для открытого складирования грузов и резервуары для ГСМ. Для производства погрузочно-разгрузочных работ используется свыше 25 кранов различной грузоподъемности. Действует судоремонтный завод, где выполняются работы по корпусу, ремонт механизмов и радиоэлектронного оборудования. Производственные мощности судоверфи (рис. 3) позволяют строить несколько крупных морских судов в год. Грузооборот порта достиг 5 млн. т в год.

Мерса-Мзтрух находится в северо-западной части страны в одноименной гавани на Средиземном море. Кроме выполнения функций порта, используется также для базирования египетских ВМС. С целью расширения ВМБ ведется строительство дополнительных глубоководных причалов и создаются условия для материально-технического обеспечения кораблей. Ежегодный грузооборот 1,2 млн. т.

Порт Думьят (в дельте Нила) соединен с морем фарватером протяженностью 11 км, шириной 300 м и глубиной до 15 м. К настоящему времени завершена первая очередь его строительства. В гавани сооружены два волнореза длиной 1400 и 560 м, 14 причалов, диспетчерская, складские помещения, резервуары для ГСМ, установлено навигационное оборудование. В соответствии с планом полностью закончить работы намечено к 2000 году. Ожидается, что причальный фронт достигнет 7 км, а грузооборот превысит 6,5 млн. т в год. Для своевременного вывоза грузов во внутренние районы страны в районе порта проложены новые автомобильные и железные дороги. По оценке западных специалистов, Думьят станет крупнейшим перевалочным узлом международных контейнерных перевозок.

Бур-Сафага - порт и военно-морская база на западном побережье Красного моря, В последние годы проводилась его реконструкция. Построены причалы и выполнены дноуглубительные работы. В порту можно пополнить запасы жидкого топлива, пресной воды и продовольствия. Планируется, что к 1995 году годовой грузооборот возрастет до 2,7 млн. т.

Порт Суэц (у южного входа в Суэцкий канал) оборудован причалами (всего 17), в том числе для базирования кораблей и катеров египетских ВМС, На его территории созданы склады, открытые площадки для хранения грузов и резервуары с топливом. Судоремонтные производственные мощности позволяют ремонтировать корпуса судов, двигательные установки, навигационную и радиолокационную аппаратуру. Грузооборот порта составляет 6,7 млн. т а год.

Таблица 1 Краткая характеристика основных портов Египта
Название порта Координаты Длина причалов, км Глубина, у причалов, м
с. ш. в. д.
Александрия (ГВМБ) 31°11' 29°32' 26 15
Береннка (ПБ ВМС) 23 56 35 29 0,7 6
Бур-Сафага СВМБ) 26 44 33 56 0,6 10
Думьят 31 23 31 48 3,35 14,5
Мерса-Матрух (ПБ ВМС) 31 22 27 14 1.0 9
Порт-Саид (ВМБ) 31 15 32 18 15,0 14
Рас-Шаратиб 28 45 44 12 0,86 22
Рас-Бадран 28 56 33 08 0,6 35
Рас-Гариб 28 21 33 07 0,1 9
Рас-Шукейр 28 08 33 17 0.8 17
Сиди-Крейр 31 06 29 37 - 23
Суэц (ПБ ВМС) 29 58 32 33 10 12,2
Шарм-эш-Шейх (ПБ ВМС) 27 51 34 17 0,5 10
Эль-Аламейн 30 59 28 52 0,1 -
Эль-Дихейла 30 08 29 49 1,71 16
Эль-Кусейр 26 06 34 17 0,82 -

Крупные рейдовые нефтяные терминалы оборудованы в районах Айн-Сухна, Сиди-Крейр, Рас-Гариб, Эль-Алзмейн, Рзс-Шу-кейр, Судр, Эль-Гурдака. Для внутренних перевозок грузов используются небольшие порты: Абу-Гусун, Абу-Зенима, Абу-Рудайс, Атака, Айюк-Муса, Эс-Саллум, Эт-Тур, Эль-Мекс и другие.

Среди водных путей Египта одним из наиболее важных является Суэцкий канал, занимающий первое место в мире среди других морских каналов по объему перевозок. Его длина 161 км, 36 км из которых проходят по фарватеру в озерах, ширина 120-319 м. Судоходство осуществляется круглосуточно со скоростью 13- 14 км/ч. Ежесуточно по каналу проходит около 80 судов под флагами разных стран. После реконструкции он способен пропускать суда дедвейтом до 150 тыс. т, осадкой до 15 м. В балласте могут проходить супертанкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. т. Кроме того, канал служит одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. Например, в 1987/88 финансовом году эта сумма составила более 1 млрд. долларов. Канал позволяет проводить корабли ВМС США и других стран, в том числе азизчосцы, из Средиземного моря в Индийский океан и обратно.

Морской флот Египта на начало 1990 года насчитывал свыше 140 судов (водоизмещением 1000 брутто per. т и более) общим дедвейтом приблизительно 1,68 млн. т.

По оценке западных специалистов, порты, ВМБ и пункты базирования обеспечивают Египту своевременную обработку, снабжение и ремонт судов, базирование и рассредоточение кораблей национальных ВМС. Они также частично используются в интересах объединенного центрального командования вооруженных сил США.

Воздушный транспорт широко применяется для перевозок пассажиров и срочных грузов. Самолеты гражданской авиации перевозят в год около 3 млн. пассажиров. Международными авиалиниями Египет связан с большинством стран мира.

Для обеспечения воздушных перевозок и базирования самолетов военно-воздушных сил в АРЕ создана довольно развитая аэродромная сеть, насчитывающая свыше 90 аэродромов (табл. 2). Расположены они неравномерно - в основном в долине и дельте Нила и частично в западных районах. Многие из них используются египетскими ВВС (рис. 2), а в последнее время такие аэродромы, как Каир (западный), Каир (международный), Бени-Суэйф, Асу-ан, Иншас-эр-Рамль в интересах ОЦК вооруженных сил США.

Крупные аэродромы оснащены современным радионавигационным и светотехническим оборудованием, имеют от одной до четырех ВПП с твердым покрытием, групповые и одиночные стоянки, ангары и железобетонные укрытия для самолётов, склады боеприпасов и ГСМ. Технические средства большинства из них могут обеспечить регламентные работы и текущий ремонт самолетов. Египетское военно-политическое руководство постоянно уделяет внимание совершенствованию аэродромной сети при технической и финансовой помощи западных стран. В частности, введен в строй новый аэродром Нузха вблизи Александрии, а также открыт второй пассажирский терминал в международном аэропорту Каира. Кроме того, планируется построить аэродромы вдоль побережья Средиземного моря и на западе страны в приграничных с Ливией районах, провести реконструкцию существующих аэродромов на Синайском п-ове.

Гражданский воздушный флот Египта насчитывает около 80 самолетов (Боинг 707, 737, 747, 767, аэробусы А-300В, ДС-10 и другие). Перевозки внутри страны и на международных линиях осуществляются в основном авиакомпанией «Иджипт эйр» и частично «Эйр Синай».

Система трубопроводов используется для транспортировки нефти от мест добычи к местам их переработки или в нефте-экспортные порты, а также для подачи готовых нефтепродуктов и газа в промышленные центры и для обеспечения нефтепродуктами вооруженных сил. Действуют нефтепроводы Айн-Сухна - Каир, Айн-Сухна - Сиди-Крейр, Суэц - Каир, Рас-Гариб - Эль-Минья, Бур-Сафага - Суэц, Судр - Абу-Зенима, Суэц - Исмаилия, Абу-Гарадик - Эль-Аламейн, Бур-Сафага - Кена и другие. В конце 1986 года на западе страны вступил в эксплуатацию новый нефтепровод, связавший три небольших месторождения со средиземноморским портом Эль-Аламейн. Его пропускная способность свыше 12 тыс. т нефти в сутки.

Газ для промышленности и населения подается по газопроводам Рас-Шукейр - Суэц - Исмаилия - Порт-Саид, Абу-Гарадик - Хелуан и Эль-Маади - Кафр-эз-Зайят.

Части и подразделения вооруженных сил, расположенные в районе городов Суэц, Каир, Танта, Эль-Мекс, Рас-Гариб, обеспечиваются горючим по нефтепродук-топроводам.

Трубопроводами с потребителями связаны также установки по опреснению морской воды. Общая протяженность трубопроводов в Египте превышает 3 тыс. км.

В АРЕ действует разветвленная система телеграфно-телефонной связи, которая охватывает все крупные города и наиболее важные районы. Основу гражданской и военной связи составляют подземные кабельные и воздушные линии общей протяженностью более 9,5 тыс. км, а также радиорелейная и тропосферная связь. Кроме того, в городах Каир и Эль-Маади функционируют наземные станции спутниковой системы связи ИНТЕЛСАТ и ИНМАРСАТ общей расчетной емкостью свыше 780 каналов.

Сейчас во внешнеполитическом курсе Египта наблюдается стремление к ослаблению зависимости от США, выходу из изоляции в арабском мире, сотрудничеству с СССР. Тем не менее сильные связи с США и их союзниками по Североатлантическому блоку, в том числе и в военной области, сохраняются. В стране продолжают развиваться военное производство и военная инфраструктура в интересах как своих вооруженных сил, так и государств, входящих в НАТО.

Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.68-74

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (06.10.2008) | Автор: Полковник А. Горносталев
Просмотров: 4685 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz