Элементы военной инфраструктуры Египта
Полковник А. Горносталев
Египт - Арабская Республика Египет (АРЕ) - государство, расположенное на
северо-востоке Африки и Синайском п-ове в Азии. Страна занимает выгодноэ
стратегическое положение, находясь на пересечении международных морских и
воздушных путей сообщения, связывающих европейские и американские государства с
азиатскими и африканскими.
В
планах США и НАТО по усилению их_ влияния на Ближнем Востоке Египту отводится
важное место. В настоящее время продолжается его дальнейшее втягивание в орбиту
американских военно-политических интересов. В марте 1988 года обе стороны
подписали соглашение, в соответствии с которым египтяне имеют статус «союзника
США вне НАТО», как и Израиль. Получая от американцев значительную военную и
экономическую помощь, АРЕ взамен предоставляет свою территорию и военные объекты
для использования объединенным центральным командованием вооруженных сил США.
Египетские воинские формирования принимают активное участие в совместных учениях
типа «Брайт стар» с частями и подразделениями США. Вместе с тем, оставаясь тесно
связанным с Западом, Египет расширяет торгово-экономическое сотрудничество,
научные и культурные связи с Советским Союзом.
Арабская Республика Египет в 1984 году возобновила членство в Организации
Исламская конференция, а после обще-арабского совещания в верхах в Аммане (1987)
почти все арабские государства восстановили с ней дипломатические отношения.
Укреплению позиций АРЕ в арабском мире послужило создание в феврале 1989 года
Арабского совета сотрудничества, куда, кроме нее, вошли Иордания, Ирак и
Йеменская Республика, Однако страна, обремененная социально-экономическими
проблемами и растерявшая былой политический потенциал, так и не смогла пока
занять свое прежнее место бесспорного лидера арабского мира.
Позиция Египта в ближневосточном урегулировании основывается на том,, что
кратчайшим путем к миру является созыв международной конференции под эгидой ООН
с участием пяти постоянных членов Совета Безопасности и всех заинтересованных
сторон, включая на равноправной основе и Организацию освобождения Палестины.
Располагаясь на южном побережье Средиземного моря, Египет (территория свыше 1001
тыс. км2) с востока омывается водами Красного моря и его заливами - Суэцким и
Акаба. На западе он граничит с Ливией (1150 км), на юге - с Суданом (1273 км), а
на северо-востоке - с Израилем (255 км) и территорией, выделенной ООН в 1947
году для создания арабского государства (11 км, рис. 1). Общая протяженность
морской границы около 2,5 тыс. км, сухопутной - 2,7 тыс. км. С севера на юг
страна протянулась на 1024 км, с запада на восток - на 1240 км.
|
Рис. 1. Основные элементы
инфраструктуры Египта |
Территорию Египта по характеру рельефа условно можно разделить на четыре района:
долину и дельту р. Нил, Ливийскую пустыню, Аравийскую пустыню и Синайский п-ов.
Долина р. Нил - это огромный густонаселенный оазис со множеством оросительных
каналов. Дельта (площадь свыше 22 тыс. км2), пересеченная многочисленными
рукавами и протоками, в большинстве мест заболочена. К западу от долины р. Нил
находится Ливийская пустыня. Здесь труднопроходимая безводная местность: на юге
- песчаная, с барханами, на севере - глинистая и каменистая. Между долиной Нила
и Красным морем расположена Аравийская пустыня, представляющая собой каменистое
плоскогорье (300-700 м над уровнем моря). Приморская часть плоскогорья с
высотами до 2187 м круто обрывается к побережью. Синайский п-ов - пустынная
область, полого опускающаяся к побережью Средиземного моря. Его южная часть
занята каменистыми горными массивами. Здесь находится наиболее высокая точка
страны - гора Катерин (2637 м). В центральной части полуострова расположены
перевалы Митла и Гидди. Пустыни занимают до 96 проц. территории страны. Ширина
«полос жизни» вдоль Нила колеблется от 1 км возле Асуана до 25 км в районе
Каира. К полезным площадям относятся оазисы Сива, Эль-Файюм, Фарафра, Дахла,
Баха-рия и Эль-Харга, а также морское побережье. Берега Средиземноморья
обрывистые, с участками сыпучих песков, солончаков и вади. Они изрезаны слабо и
большей частью окаймлены дюнами и песчаными косами. Сильнее всего расчленено
Красноморское побережье, вдоль которого простирается множество островков и
коралловых рифов. Наличие гор вдоль побережья Красного моря делает его
малодоступным для судов и кораблей, подходы к побережью удобны лишь в районах
портов.
|
Рис. 2. Самолеты «Альфа Джет» на
аэродроме Бильбейс |
|
Рис, 3. Общий вид судоверфи в
Порт-Саиде |
Египет беден водными ресурсами. Практически единственным источником
водоснабжения служит р. Нил - одна из самых длинных в мире (протяженность 6671
км, площадь бассейна 2870 тыс. км2). Сток реки регулируется системой плотин, в
том числе Асуанской, построенной при экономической и технической помощи СССР
(1971). Ее длина 3830 м, ширина по дну 980 м, а по гребню, где проходит шоссе,
40 м, высота 111 м. Асуанская ГЭС производит около 10 млрд. кВт-ч электроэнергии
в год. Выше плотины находится водохранилище (оз. Насер), имеющее длину 500 км и
ширину 10 км, Другие наиболее крупные плотины расположены в районе городов Асьют,
Кена и Наг-Хаммади, а также в дельте реки. Нил судоходен и используется как
важная транспортная артерия. Общая протяженность речных путей совместно с
каналами достигает 3400 км. Преобладающее направление грузопотока по р. Нил - от
Асуана до Каира, а проводка судов от Александрии до Каира осуществляется по
четырем каналам.
Развитию инфраструктуры в Египте, в том числе ее военным элементам, уделяется
значительное внимание. Для этой цели используется финансовая и техническая
помощь США и других западных стран. Пятилетним планом (1987-1992)
предусматривается приоритет в развитии путей сообщения, транспортных средств и
связи.
Автомобильные дороги. Основным видом транспорта в Египте является
автомобильный. На его долю приходится свыше 50 проц. всего грузооборота. Общая
протяженность автомобильных дорог составляет более 49 тыс. км, из них свыше
половины с твердым покрытием. Наиболее густая сеть дорог в долине Нила, зоне
Суэцкого канала и на побережье Средиземного моря. На остальной части дороги
преимущественно грунтовые. Они связывают оазисы, мелкие населенные пункты,
пересекают магистральные маршруты, В малодоступных и труднопроходимых местах
важная роль отводится караванным путям и тропам. Все автомобильные дороги в
зависимости от их значимости находятся в ведении либо центральной власти, либо
губернаторств.
Ширина проезжей части дорог с твердым покрытием обычно 6-8 м (на отдельных
участках 10-12 м), благодаря чему обеспечивается движение автомашин со скоростью
до 100-120 км/ч и пропускная способность 5-11 тыс. автотранспортных средств в
сутки. Дороги, проложенные в пустынях, подвержены песчаным заносам, что
затрудняет движение.
К
основным автомобильным магистралям с твердым покрытием относятся: Каир - Бенха -
Танта - Даманхур - Александрия, Каир - Суэц, Каир - Исмаилия - Порт-Саид, Каир -
Бени-Суэйф - Эль-Файюм, Каир - Бени-Суэйф - Эль-Минья - Асьют - Кена - Асуан,
Суэц - Рас-Гариб - Эль-Кусейр - Халаиб, а также маршруты вдоль Суэцкого канала и
на Синайском п-ове. Автострада между Каиром и Александрией имеет ширину до 28 м.
На ее отдельных участках подготовлены взлетно-посадочные полосы, используемые в
качестве запасных аэродромов. Вдоль автомагистралей установлено значительное
количество автозаправочных станций. Через р. Нил в районах Бени-Суэйф, Асьют,
Абу-Тиг, Сохаг, Кена, Идфу, Асуан сооружены автодорожные мосты, а в населенных
пунктах Дахшур, Наг-Хаммади, Иена, Асуанская плотина, Бенха и Танта построены
совмещенные авто- и железнодорожные мосты. Кроме того, через Нил действует свыше
30 паромных переправ. Важное значение для автотранспортного сообщения с
Синайским п-овом имеет расположенный в 14 км севернее г. Суэц тоннель «Ахмед
Хамди» под Суэцким каналом (открыт в 1980 году).- Его общая длина 4500 м (1600 м
проходит под Суэцким каналом на глубине 37 м), диаметр 10,4 м. Пропускная
способность тоннеля 1000 автомобилей в час в каждом направлении.
В
последние годы в АРЕ построено и реконструировано несколько дорог, в частности
шоссе Асуан - Рас-Банас, Асуан - Вади-Хальфа (Судан), Александрия - Мерса-Матрух
- Эс-Саллум; Мерса-Матрух - оазис Сива и другие.
Автопарк Египта насчитывает свыше 1,5 млн. единиц транспортных средств.
Железнодорожная сеть, по оценке иностранных специалистов, развита
удовлетворительно, требует существенной модернизации и играет второстепенную
роль в грузовых перевозках (около 15 проц.). Протяженность железнодорожных
магистралей (ширина колеи 1435 мм) составляет 5350 км, из них только один
участок дороги Каир - Хелуан длиной 25 км электрифицирован. Кроме того, имеется
свыше 2000 км узкоколейных железных дорог. По территории страны железные дороги
распределены неравномерно. Они проходят в основном в долине Нила и по побережью
Средиземного моря. Средняя скорость движения поездов достигает 50 км/ч.
Железнодорожные маршруты связывают Каир с городами Александрия, Асуан, Ис-маилия,
Порт-Саид, Суэц. Проложена также дорога Рафах (Израиль) - Исмаилия - Бенха -
Александрия - Мерса-Матрух - Эс-Саллум. Наиболее крупными железнодорожными
станциями являются Каир, Александрия, Исмаилия, Суэц. В настоящее время главное
внимание уделяется модернизации существующих железных дорог и замене подвижного
состава. Ежегодно в стране обновляется до 250 км железнодорожных путей. В
последнее время построены или реконструированы участки дорог Порт-Саид -
Эль-Мансура, Александрия - Итиай-эль-Баруд, Каир - Кальюб, Сохаг - Наг-Хаммади,
Эль-Мансура - Думьят (Дамиетта), Кена - Бур-Сафага, Каир - Порт-Саид. Кроме
того, намечается проложить новые линии Каир - Александрия, Асуан - Вади-Хальфа с
целью связать железнодорожные сети Египта и Судана.
Железнодорожный парк Египта насчитывает свыше 810 локомотивов (в том числе более
50 электровозов), 19 тыс. грузовых вагонов и свыше 3 тыс. пассажирских.
Обновление подвижного состава идет в основном за счет капитального ремонта и
закупок в зарубежных странах.
Для такой страны, как АРЕ, с выгодным географическим положением, значительной
зависимостью экономики от импорта различных товаров, а также при практическом
отсутствии других путей вывоза нефти морской транспорт играет важную роль. На
его долю приходится более 80 проц. внешнеторговых перевозок, которые к 2000 году
планируется увеличить до 80 млн. т. В связи с этим правительство обращает особое
внимание на дальнейшее развитие морского транспорта и портового хозяйства.
Программа модернизации и строительства новых портов реализуется с учетом
использования их как гражданскими судами, так и в интересах обеспечения действий
кораблей своих ВМС, а также США и других стран НАТО. В настоящее время для
обеспечения морских перевозок в Египте построено около 30 портов (табл. 1) и
нефтяных терминалов (портов). Наиболее крупные из них Александрия, Порт-Саид,
Мерса-Матрух, Думьят, Бур-Сафага, Суэц, Эль-Дихейла, Абу-Кир, Шарм-эш-Шейх.
Некоторые сведения об основных портах, нефтяных терминалах и ВМВ приводятся
ниже.
Александрия - один из важных портов общего назначения и главная
военно-морская база флота страны - расположена в западной части дельты Нила.
Здесь имеются две гавани с 90 причалами, часть которых используется кораблями
ВМС. Порт соединен с морем двумя фарватерами длиной 2 км и 1,6 км, шириной 220 м
и 92 м соответственно. На его территории есть сухие доки и слипы, склады,
складские площадки, холодильник, грузоподъемные машины. Здесь же размещается
штаб египетских ВМС.
После завершения работ по модернизации порта его грузооборот в 1989 году достиг
31,5 млн. т. В перспективе намечается дальнейшее развитие Александрийского
порта: будет расширена и углублена акватория, увеличено количество причалов и
установлено современное навигационное оборудование.
В
6 км западнее Александрии выполнены основные работы по сооружению нового порта
Эль-Дихейла. Он должен взять на себя часть функций Александрийского порта по
обработке крупнотоннажных судов и контейнеровозов. Вход в него осуществляется по
фарватеру длиной 3,5 км и глубиной 20 м. К 2000 году намечается причальный фронт
порта увеличить до 11,5 км и подготовить площадки для хранения грузов (4 млн.
м2). Предполагается, что в начале нового столетия порты Эль-Дихейла и
Александрия будут обрабатывать 40 млн. т грузов в год.
Порт-Саид - крупный морской порт и военно-морская база у северного входа
в Суэцкий канал, на стыке Африканского и Азиатского континентов. Порт имеет
несколько бассейнов с рейдовыми причалами (около 40) и швартовыми бочками, куда
проложены нефтепроводы. Здесь построены складские помещения, площадки для
открытого складирования грузов и резервуары для ГСМ. Для производства
погрузочно-разгрузочных работ используется свыше 25 кранов различной
грузоподъемности. Действует судоремонтный завод, где выполняются работы по
корпусу, ремонт механизмов и радиоэлектронного оборудования. Производственные
мощности судоверфи (рис. 3) позволяют строить несколько крупных морских судов в
год. Грузооборот порта достиг 5 млн. т в год.
Мерса-Мзтрух находится в северо-западной части страны в одноименной
гавани на Средиземном море. Кроме выполнения функций порта, используется также
для базирования египетских ВМС. С целью расширения ВМБ ведется строительство
дополнительных глубоководных причалов и создаются условия для
материально-технического обеспечения кораблей. Ежегодный грузооборот 1,2 млн. т.
Порт Думьят (в дельте Нила) соединен с морем фарватером протяженностью 11
км, шириной 300 м и глубиной до 15 м. К настоящему времени завершена первая
очередь его строительства. В гавани сооружены два волнореза длиной 1400 и 560 м,
14 причалов, диспетчерская, складские помещения, резервуары для ГСМ, установлено
навигационное оборудование. В соответствии с планом полностью закончить работы
намечено к 2000 году. Ожидается, что причальный фронт достигнет 7 км, а
грузооборот превысит 6,5 млн. т в год. Для своевременного вывоза грузов во
внутренние районы страны в районе порта проложены новые автомобильные и железные
дороги. По оценке западных специалистов, Думьят станет крупнейшим перевалочным
узлом международных контейнерных перевозок.
Бур-Сафага - порт и военно-морская база на западном побережье Красного
моря, В последние годы проводилась его реконструкция. Построены причалы и
выполнены дноуглубительные работы. В порту можно пополнить запасы жидкого
топлива, пресной воды и продовольствия. Планируется, что к 1995 году годовой
грузооборот возрастет до 2,7 млн. т.
Порт Суэц (у южного входа в Суэцкий канал) оборудован причалами (всего
17), в том числе для базирования кораблей и катеров египетских ВМС, На его
территории созданы склады, открытые площадки для хранения грузов и резервуары с
топливом. Судоремонтные производственные мощности позволяют ремонтировать
корпуса судов, двигательные установки, навигационную и радиолокационную
аппаратуру. Грузооборот порта составляет 6,7 млн. т а год.
Таблица 1 Краткая характеристика
основных портов Египта |
Название порта |
Координаты |
Длина причалов, км
|
Глубина, у причалов, м |
с. ш. |
в. д. |
Александрия (ГВМБ) |
31°11' |
29°32' |
26 |
15 |
Береннка (ПБ ВМС) |
23 56 |
35 29 |
0,7 |
6 |
Бур-Сафага СВМБ) |
26 44 |
33 56 |
0,6 |
10 |
Думьят |
31 23 |
31 48 |
3,35 |
14,5 |
Мерса-Матрух (ПБ ВМС) |
31 22 |
27 14 |
1.0 |
9 |
Порт-Саид (ВМБ) |
31 15 |
32 18 |
15,0 |
14 |
Рас-Шаратиб |
28 45 |
44 12 |
0,86 |
22 |
Рас-Бадран |
28 56 |
33 08 |
0,6 |
35 |
Рас-Гариб |
28 21 |
33 07 |
0,1 |
9 |
Рас-Шукейр |
28 08 |
33 17 |
0.8 |
17 |
Сиди-Крейр |
31 06 |
29 37 |
- |
23 |
Суэц
(ПБ ВМС) |
29 58 |
32 33 |
10 |
12,2 |
Шарм-эш-Шейх (ПБ ВМС) |
27 51 |
34 17 |
0,5 |
10 |
Эль-Аламейн |
30 59 |
28 52 |
0,1 |
- |
Эль-Дихейла |
30 08 |
29 49 |
1,71 |
16 |
Эль-Кусейр |
26 06 |
34 17 |
0,82 |
- |
Крупные рейдовые нефтяные терминалы оборудованы в районах Айн-Сухна, Сиди-Крейр,
Рас-Гариб, Эль-Алзмейн, Рзс-Шу-кейр, Судр, Эль-Гурдака. Для внутренних перевозок
грузов используются небольшие порты: Абу-Гусун, Абу-Зенима, Абу-Рудайс, Атака,
Айюк-Муса, Эс-Саллум, Эт-Тур, Эль-Мекс и другие.
Среди водных путей Египта одним из наиболее важных является Суэцкий канал,
занимающий первое место в мире среди других морских каналов по объему перевозок.
Его длина 161 км, 36 км из которых проходят по фарватеру в озерах, ширина
120-319 м. Судоходство осуществляется круглосуточно со скоростью 13- 14 км/ч.
Ежесуточно по каналу проходит около 80 судов под флагами разных стран. После
реконструкции он способен пропускать суда дедвейтом до 150 тыс. т, осадкой до 15
м. В балласте могут проходить супертанкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. т.
Кроме того, канал служит одним из основных источников валютных поступлений в
египетскую казну. Например, в 1987/88 финансовом году эта сумма составила более
1 млрд. долларов. Канал позволяет проводить корабли ВМС США и других стран, в
том числе азизчосцы, из Средиземного моря в Индийский океан и обратно.
Морской флот Египта на начало 1990 года насчитывал свыше 140 судов
(водоизмещением 1000 брутто per. т и более) общим дедвейтом приблизительно 1,68
млн. т.
По
оценке западных специалистов, порты, ВМБ и пункты базирования обеспечивают
Египту своевременную обработку, снабжение и ремонт судов, базирование и
рассредоточение кораблей национальных ВМС. Они также частично используются в
интересах объединенного центрального командования вооруженных сил США.
Воздушный транспорт широко применяется для перевозок пассажиров и срочных
грузов. Самолеты гражданской авиации перевозят в год около 3 млн. пассажиров.
Международными авиалиниями Египет связан с большинством стран мира.
Для обеспечения воздушных перевозок и базирования самолетов военно-воздушных сил
в АРЕ создана довольно развитая аэродромная сеть, насчитывающая свыше 90
аэродромов (табл. 2). Расположены они неравномерно - в основном в долине и
дельте Нила и частично в западных районах. Многие из них используются
египетскими ВВС (рис. 2), а в последнее время такие аэродромы, как Каир
(западный), Каир (международный), Бени-Суэйф, Асу-ан, Иншас-эр-Рамль в интересах
ОЦК вооруженных сил США.
Крупные аэродромы оснащены современным радионавигационным и светотехническим
оборудованием, имеют от одной до четырех ВПП с твердым покрытием, групповые и
одиночные стоянки, ангары и железобетонные укрытия для самолётов, склады
боеприпасов и ГСМ. Технические средства большинства из них могут обеспечить
регламентные работы и текущий ремонт самолетов. Египетское военно-политическое
руководство постоянно уделяет внимание совершенствованию аэродромной сети при
технической и финансовой помощи западных стран. В частности, введен в строй
новый аэродром Нузха вблизи Александрии, а также открыт второй пассажирский
терминал в международном аэропорту Каира. Кроме того, планируется построить
аэродромы вдоль побережья Средиземного моря и на западе страны в приграничных с
Ливией районах, провести реконструкцию существующих аэродромов на Синайском
п-ове.
Гражданский воздушный флот Египта насчитывает около 80 самолетов (Боинг 707,
737, 747, 767, аэробусы А-300В, ДС-10 и другие). Перевозки внутри страны и на
международных линиях осуществляются в основном авиакомпанией «Иджипт эйр» и
частично «Эйр Синай».
Система трубопроводов используется для транспортировки нефти от мест
добычи к местам их переработки или в нефте-экспортные порты, а также для подачи
готовых нефтепродуктов и газа в промышленные центры и для обеспечения
нефтепродуктами вооруженных сил. Действуют нефтепроводы Айн-Сухна - Каир,
Айн-Сухна - Сиди-Крейр, Суэц - Каир, Рас-Гариб - Эль-Минья, Бур-Сафага - Суэц,
Судр - Абу-Зенима, Суэц - Исмаилия, Абу-Гарадик - Эль-Аламейн, Бур-Сафага - Кена
и другие. В конце 1986 года на западе страны вступил в эксплуатацию новый
нефтепровод, связавший три небольших месторождения со средиземноморским портом
Эль-Аламейн. Его пропускная способность свыше 12 тыс. т нефти в сутки.
Газ для промышленности и населения подается по газопроводам Рас-Шукейр - Суэц -
Исмаилия - Порт-Саид, Абу-Гарадик - Хелуан и Эль-Маади - Кафр-эз-Зайят.
Части и подразделения вооруженных сил, расположенные в районе городов Суэц,
Каир, Танта, Эль-Мекс, Рас-Гариб, обеспечиваются горючим по
нефтепродук-топроводам.
Трубопроводами с потребителями связаны также установки по опреснению морской
воды. Общая протяженность трубопроводов в Египте превышает 3 тыс. км.
В
АРЕ действует разветвленная система телеграфно-телефонной связи, которая
охватывает все крупные города и наиболее важные районы. Основу гражданской и
военной связи составляют подземные кабельные и воздушные линии общей
протяженностью более 9,5 тыс. км, а также радиорелейная и тропосферная связь.
Кроме того, в городах Каир и Эль-Маади функционируют наземные станции
спутниковой системы связи ИНТЕЛСАТ и ИНМАРСАТ общей расчетной емкостью свыше 780
каналов.
Сейчас во внешнеполитическом курсе Египта наблюдается стремление к ослаблению
зависимости от США, выходу из изоляции в арабском мире, сотрудничеству с СССР.
Тем не менее сильные связи с США и их союзниками по Североатлантическому блоку,
в том числе и в военной области, сохраняются. В стране продолжают развиваться
военное производство и военная инфраструктура в интересах как своих вооруженных
сил, так и государств, входящих в НАТО.
Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.68-74 |