Взаимодействие гражданской обороны с вооружёнными силами в
странах НАТО
Полковник В. Емельянов
В общих планах подготовки Североатлантического блока к войне значительное
место занимают вопросы организации и укрепления гражданской обороны (ГО). При
этом как в рамках блока, так и в национальном масштабе важная роль отводится
вопросам взаимодействия органов ГО с вооруженными силами.
Необходимость такого взаимодействия диктуется тем, что вероятность массовых
разрушений, относительная ограниченность технических средств и подготовленных
кадров в гражданской обороне, отсутствие в ряде стран формирований ГО потребуют
для выполнения некоторых задач (прежде всего по ликвидации последствий
применения оружия массового поражения) привлечения воинских частей и
подразделений. В свою очередь вооруженные силы в отдельных случаях будут
нуждаться в помощи со стороны органов ГО.
Как подчеркивается в западной прессе, совместные действия органов
гражданской обороны и вооруженных сил приобретают важное значение и в мирных
условиях: при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных
производственных аварий, особенно на предприятиях, где используются ядерные и
химические компоненты, а также при решении разнообразных задач, возложенных на
ГО (содержание специальных систем связи, разработка проектов защитных
сооружений, организация материально-технического обеспечения, подготовка кадров
и т. п.).
Судя по сообщениям иностранной печати, взаимодействие органов ГО с
вооруженными силами в той или иной степени организуется во всех странах блока.
Оно имеет свои особенности, регламентируется соответствующими законодательными
актами и в наибольшей степени проявляется там, где система гражданской обороны
развита слабо или же где нет специальных формирований ГО.
В
Соединенных Штатах такое сотрудничество (рис. 1) начало складываться в
60-е годы, когда ответственность за организацию гражданской обороны в стране
была возложена на министра обороны, а затем на министра армии. Это
обстоятельство весьма положительно сказалось на совместной деятельности,
поскольку в руках военных властей было сосредоточено общее руководство ГО в
стране, разработка всех основополагающих документов в этой области и контроль за
их реализацией.
Рис. 1. Организация взаимодействия ГО США с вооруженными силами
Основным документом, регламентирующим вопросы военной поддержки ГО, служит
наставление армии США "Военная помощь гражданской обороне" FM 20-10. В
соответствии с ним на вооруженные силы возлагается обязанность непосредственно
участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных национальной программой ГО. В
наставлении подчеркивается, что регулярные войска и резервные формирования, а
также материалы, оборудование, транспорт, инженерная техника и другие ресурсы
вооруженных сил привлекаются для оказания помощи местным властям в проведении
мероприятий ГО в чрезвычайных условиях.
Общая ответственность за организацию военной поддержки ГО возложена на
командующего сухопутными войсками на континентальной части США. Он отвечает за
эффективное использование в интересах ГО не только собственных сил и средств, но
и сил, выделяемых другими видами вооруженных сил.
При планировании и организации военной поддержки гражданской обороны
предусматривается, что воинские части и подразделения усиливают силы ГО, но не
заменяют их. Помощь гражданской обороне должна оказываться войсками не в ущерб
выполнению последними своих основных задач. По этому поводу в наставлении FM
20-10 прямо говорится, что передача в штатах ответственности за ГО военным
властям совершенно исключается, так как это было бы не только непосильно для
них, но и противоречило бы их основному предназначению.
Согласно мнению американских специалистов, вооруженные силы способны
оказывать органам гражданской обороны весьма эффективную помощь в решении ею
задач, поскольку они хорошо подготовлены к действиям в чрезвычайных условиях,
имеют в своем составе подразделения (инженерные, медицинские, связи и военной
полиции), оснащенные разнообразной техникой и транспортом. Очень важным
считается и то обстоятельство, что сам факт появления воинских частей и
подразделений в очагах поражения или в районах стихийных бедствий оказывает
благоприятное моральное воздействие на население и способствует поддержанию там
порядка.
Как отмечается в наставлении FM 20-10, для оказания военной поддержки
органам ГО в графствах, городах, населенных пунктах наиболее пригодными по своей
организации и возможностям являются бригады, батальоны и роты сухопутных войск,
которые в случае необходимости могут быть усилены специальными подразделениями.
Для восстановления особо важных объектов планируется привлекать
инженерно-строительные части и подразделения-Корабли и суда ВМС
предусматривается использовать для эвакуации больных и раненых из прибрежных
районов и доставки при обратных рейсах продуктов питания, медикаментов и
предметов первой необходимости. На транспортных самолетах ВВС намечается
перебрасывать предметы первой необходимости, а также специализированную технику
в районы, подвергшиеся ядерному удару. Легкие самолеты ВВС, самолеты и вертолеты
армейской авиации предполагается применять преимущественно для разведки очагов
поражения, ведения радиационной разведки зон радиоактивного заражения и
транспортировки некоторых грузов.
Все задачи военной поддержки гражданской обороны наставлением FM 20-10
подразделяются на 11 категорий. К категории А относятся такие работы, как
расчистка завалов на улицах и дорогах, железнодорожных узлах, в морских и речных
портах, аэропортах, в местах размещения укрытий и убежищ, восстановление
наиболее важных промышленных предприятий, аварийно-спасательные работы,
эвакуация населения из очагов поражения. Под категорию В подпадает
восстановление предприятий связи, транспорта, энерго-, водо- и газоснабжения и
других жизненно важных объектов. Категория С предусматривает обезвреживание
неразорвавшихся боеприпасов. Оказание помощи пострадавшим гражданским лицам,
снабжение медикаментами, осуществление медицинского контроля за состоянием
здоровья населения и принятие необходимых мер по предотвращению распространения
инфекционных заболеваний выделено в категорию D.
Категория Е включает сбор, опознание и учет погибших и тяжелораненых, вынос
последних из очагов ядерного поражения. Контроль радиационной обстановки и
определение границ зараженных районов относятся к категории F, регулирование
движения на дорогах - G, оказание помощи в снабжении и производстве продуктов
питания для населения - Н, оценка ущерба на важнейших хозяйственных и
промышленных объектах - I, обеспечение непрерывности связи местных органов
гражданской обороны с вышестоящими штабами - J, ликвидация пожаров - К. Для
выполнения задач военной поддержки категорий А, В и от F до К рекомендуется
использовать части и подразделения инженерных войск, категорий А, от F до J -
подразделения бронетанковых войск и артиллерийские подразделения, категорий F,
G, H, J - разведывательные, категорий F, G, Н - медицинские, категорий A, F, G,
Н - подразделения военной полиции.
По мнению специалистов ГО США, классификация основных задач военной
поддержки гражданской обороны должна облегчить работу местных органов власти и
органов ГО при составлении и подаче заявок на использование в интересах
гражданской обороны воинских частей и подразделений и обеспечить более
эффективное их применение.
В
Великобритании взаимодействие органов ГО с вооруженными силами (рис. 2)
начало формироваться с середины 50-х годов, когда было принято решение,
обязывающее последних оказывать местным органам власти помощь в планировании и
проведении мероприятий по гражданской обороне. Впоследствии это решение было
закреплено в циркуляре (Armed Forces in War, Es 11/1974), в соответствии с
которым предусматривается использовать часть вооруженных сил, в первую очередь
подразделения территориальных войск, входящие в состав организованного резерва
сухопутных войск.
К основным задачам, которые предусматривается решать совместно с
вооруженными силами, относятся следующие: проведение аварийно-спасательных и
восстановительных работ, эвакуация пострадавших из очагов поражения, тушение
пожаров, оказание помощи полиции в поддержании порядка и пресечении действий,
мешающих проведению военно-экономической мобилизации, регулирование движения на
дорогах, охрана важных объектов и другие.
Рис. 2. Организация взаимодействия ГО, вооруженных сил и полиции
Великобритании
Для оказания помощи ГО, помимо территориальных войск, могут выделяться
специальные части и подразделения регулярных войск, в первую очередь
инженерно-саперные, военно-транспортные, военно-медицинские, подразделения
армейской авиации, военной полиции.
Как отмечается в английской печати, в условиях мирного времени штабы
вооруженных сил участвуют в разработке планов ГО как на общенациональном, так и
на региональном уровне и совместно с местными органами власти определяют задачи
и конкретные обязанности воинских частей и подразделений в осуществлении
мероприятий ГО в чрезвычайных условиях, В интересах повышения эффективности
взаимодействия формирований гражданской обороны с подразделениями вооруженных
сил округа ГО созданы в тех же границах, что и военные.
В мирное время конкретное проявление сотрудничество ГО Великобритании с
вооруженными силами находит в совместно организованных учениях. Как правило, их
основная цель - проверка готовности всей системы ГО к действиям в чрезвычайных
условиях.
Особое внимание в ходе учений уделяется вопросам перевода страны с мирного
положения на военное, задействования резервных систем и органов управления,
защиты наиболее важных объектов и населения от ядерных взрывов и их последствий,
оценки нанесенного ущерба по результатам условных ядерных ударов.
Большое значение взаимодействию органов ГО с вооруженными силами придается в
Федеративной Республике Германии. Так, в "Белой книге бундесвера" за 1985 год
федеральное правительство указывало: "Гражданская оборона - неотъемлемая часть
"совместной обороны". Ее значение должно еще прочнее войти в сознание
общественности. Политическую ответственность за "совместную оборону" несет
федеральное правительство ФРГ. Задачи вооруженных сил и гражданской обороны
утверждаются политическим руководством, вопросы взаимодействия тщательно
согласовываются".
Как подчеркивается в иностранной прессе, взаимодействие ГО с вооруженными
силами в Западной Германии имеет иную направленность, чем в США, Великобритании
и ряде других стран Европы. Оно организуется в интересах не столько ГО, сколько
вооруженных сил - предусматривается их поддержка со стороны органов и сил
гражданской обороны. Это объясняется тем, что в состав ГО ФРГ включено
значительное число добровольных союзов и организаций, а также силы и средства
служб защиты от катастроф, технической вспомогательной, противопожарной,
санитарной, связи и других. Они способны самостоятельно выполнять задачи ГО без
поддержки со стороны вооруженных сил.
Правовую основу взаимодействия ГО и вооруженных сил в этой стране составляют
главным образом так называемые "чрезвычайные законы", или законы на период
чрезвычайного положения, принятые бундестагом в дополнение к конституции ФРГ. В
"Белой книге бундесвера" (1983) одна из задач гражданской обороны определяется
как проведение мероприятий, направленных на повышение боеспособности и
обеспечение оперативной свободы действий вооруженных сил.
Свобода оперативного маневра частей и подразделений, по мнению
западногерманских специалистов, будет в значительной мере определяться наличием
и состоянием средств связи, налаженной организацией воинских перевозок,
поддержанием порядка и безопасности в тыловых районах и т. п. Именно по таким
направлениям гражданская оборона может оказать вооруженным силам существенную
помощь.
Помимо оказания помощи в перечисленных сферах, силы и средства ГО ФРГ будут
привлекаться для устройства заграждений, вывода из строя или разрушения объектов
при отступлении войск, а также участвовать в создании других элементов
оперативного оборудования ТВД. Силы гражданской обороны планируется использовать
и в борьбе с диверсионными группами, для нейтрализации забастовок, против
"подрывных элементов". Кроме того, органам ГО отводится ряд задач при
организации "психологической обороны" страны. Они же привлекаются для подготовки
специалистов медико-санитарной и технических служб согласно мобилизационным
планам.
В
Дании и Норвегии, а также во Франции, Бельгии и Нидерландах системы
гражданской обороны располагают хорошо подготовленными средствами, имеющимися в
достаточном количестве. Взаимодействие между ГО и вооруженными силами
организуется там в интересах обеих сторон. В соответствии с законодательными
актами вооруженные силы данных стран в случае необходимости обязаны оказывать
органам гражданской обороны широкую поддержку в ее мероприятиях. Прежде всего
это касается организации связи и оповещения, эвакуации населения,
аварийно-спасательных и восстановительных работ и т. п. В мирное время такие
вопросы отрабатываются на совместно организованных учениях, что также является
одной из форм взаимодействия.
В свою очередь, силы гражданской обороны указанных стран могут
использоваться и в интересах вооруженных сил. Особенно наглядно это
просматривается в Дании и Норвегии, где гражданская оборона считается составной
частью так называемой "тотальной обороны". Силы и средства ГО в этих странах
предусматривается использовать в качестве резерва, за счет которого при
необходимости можно восполнять потери войск в живой силе или проводить
мероприятия по обеспечению боевых действий вооруженных сил (военные перевозки,
содержание и восстановление коммуникаций, спасательные работы на военных
объектах и другие).
В штабах всех уровней гражданской обороны и вооруженных сил разрабатываются
соответствующие планы взаимодействия, которые для органов ГО являются отправным
документом при составлении оперативных планов. Во Франции, например, с целью
более эффективного руководства деятельностью органов ГО в условиях чрезвычайной
обстановки существует специальный план, получивший название ORSEC (Organisation
des Secours - план организации помощи). В соответствии с ним для ликвидации
последствий наиболее крупных бедствий и катастроф будут привлекаться не только
местные формирования ГО, но и расположенные в этих районах части и подразделения
вооруженных сил, а также формирования гражданской обороны соседних
департаментов.
За последние годы повышенное внимание взаимодействию гражданской обороны и
вооруженных сил уделяется со стороны военно-политического руководства Италии.
Одной из причин этого послужило значительное по своим масштабам землетрясение в
ноябре 1980 года, в зоне действия которого оказалось около 7 млн. человек.
Площадь бедствия превысила 26 тыс. км2. Силы национальной службы гражданской
защиты (в мирное время оказывает помощь населению при стихийных бедствиях, в
случае войны полностью войдет в ГО) оказались неспособными самостоятельно
провести аварийно-спасательные и восстановительные работы и оказать помощь
пострадавшему населению. Поэтому для их поддержки в район землетрясения были
срочно направлены подразделения вооруженных сил с необходимой техникой и
материальными средствами. Для координации действий военных и гражданских
формирований по ликвидации последствий землетрясения были образованы центр
координационной помощи, три оперативных центра зон и 18 оперативных центров
секторов.
Совместные работы по ликвидации последствий землетрясения показали, что
командование вооруженных сил может оперативно и в сравнительно короткие сроки
проводить переброску живой силы и техники из различных районов Италии в зоны
поражения с использованием авто- и авиатранспортных средств.
Так, по сообщению итальянской печати, через 5 ч после землетрясения в зонах
поражения находились воинские подразделения численностью до 2 тыс. человек,
через 24 ч - свыше 6 тыс., а через неделю - 40 тыс. Одновременно было
переброшено 2,5 тыс. единиц автотранспортной техники, 210 специальных средств,
около 100 перевязочных пунктов, 390 полевых кухонь, развернуто семь полевых
госпиталей, восемь хлебопекарен, около 250 радио- и радиорелейных станций,
доставлено 2 млн. продовольственных пайков, до 2,5 тыс. палаток и свыше 70 тыс.
одеял. В зоне землетрясения было задействовано 20 самолетов и 88 вертолетов.
Подразделения вооруженных сил помогали в проведении аварийно-спасательных и
восстановительных работ, в поиске и спасении пострадавших, транспортировке
раненых, снабжении населения продовольствием и средствами первой необходимости,
оказывали первую медицинскую помощь на местах и т. д.
С учетом опыта, полученного в ходе сотрудничества с органами ГО и местными
властями при землетрясении, было признано, что из числа подразделений
вооруженных сил могут создаваться: подвижные колонны первой помощи, формируемые
на базе инженерно-саперных частей (каждая состоит из двух спасательных и одной
транспортной роты); смешанные отряды усиления (один при штабе военного округа),
включающие роты штабную, дорожных машин, спасения, в том числе и на воде, и
взвод первой медицинской помощи; отряды (центры) материально-технического
обеспечения. Для переброски этих сил предусматривается использовать
подразделения вертолетов. Кроме того, для оказания оперативной помощи населению
было признано необходимым создать "силы быстрого применения". В их состав
предусматривается включать части и подразделения территориальной обороны, а
также ВВС и ВМС. Организационно подразделения входят в соединения и части видов
вооруженных сил, а во время чрезвычайной обстановки (или же на период учений)
переходят в оперативное подчинение командования мобильных сил, на штаб которых
возлагается планирование использования выделяемых подразделений и обучение их
способам проведения аварийно-спасательных работ. В октябре 1984 года эти силы
впервые участвовали в учении "Калабрия-84".
В
Турции совместные действия гражданской обороны и вооруженных сил в мирное
и военное время регламентированы разработанной министерствами обороны и
внутренних дел "Инструкцией о порядке взаимодействия воинских частей и местных
органов власти по организации ГО". Согласно ее положениям на войсковые штабы
возлагаются задачи по оказанию помощи в планировании мероприятий по ГО,
проведении эвакуации населения, а также в организации и выполнении
аварийно-спасательных и восстановительных работ. Вопросы организации
взаимодействия регулярно отрабатываются на учениях вооруженных сил, для участия
в которых привлекаются органы и формирования гражданской обороны.
Органы гражданской обороны
Греции строят свою работу в тесном контакте с
генеральным штабом национальной обороны и главными штабами видов вооруженных
сил. При возникновении чрезвычайной обстановки вооруженные силы обязаны помогать
гражданской обороне в формировании подвижных специализированных подразделений,
их оснащении, в проведении эвакуации. В целях обучения личного состава органов
управления и формирований ГО в стране 2 раза в год проводятся учения типа
"Политическая мобилизация". В их ходе отрабатывается организация взаимодействия
между органами вооруженных сил, полиции, административного управления и
гражданской обороны. Формирования ГО тренируются в оказании помощи населению в
условиях применения оружия массового поражения, ликвидации последствий
различного рода аварий и катастроф.
Большое внимание, по данным западной прессы, уделяется вопросам
взаимодействия с вооруженными силами в системе гражданской обороны Испании,
которая практически находится в стадии становления, ее силы и средства развиты
слабо. Объединение усилий ГО и вооруженных сил планируется в основном на период
возникновения кризисной ситуации, когда сил и средств, находящихся или
выделенных в распоряжение органов гражданской обороны, окажется недостаточно для
решения стоящих перед ними задач. Запрос на требуемые воинские подразделения
направляется губернаторами провинций командующим соответствующих военных
округов.
Решение о предоставлении необходимого контингента воинских частей и
подразделений в распоряжение органов ГО принимает в каждом отдельном случае
командующий военным округом (в масштабе всей страны - начальник главного штаба
сухопутных войск) в зависимости от характера предстоящих мероприятий и их
объема. Обычно выделяемая группа сил должна состоять из трех звеньев:
руководства, подразделений, предназначенных для выполнения основных работ, и
вспомогательных служб. Руководителем группы может быть назначен дивизионный
генерал. Ему подчиняются два заместителя, один обеспечивает действия
инженерно-саперных подразделений и рабочих команд, а другой - деятельность
тыловых подразделений.
Руководитель группы, как правило, поддерживает тесный контакт с гражданскими
властями на тот случай, если понадобится провести широкую мобилизацию
гражданского населения для организации спасательных работ, привлечь из
государственных или частных источников медикаменты, транспортные средства,
инструменты, одежду, продукты питания, а также использовать некоторые помещения
под убежища, госпитали и т. п. При руководителе группы создается штаб с
передовым командным пунктом.
В
Португалии для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ,
кроме добровольных формирований ГО, намечается привлекать войсковые части и
подразделения. С целью оказания помощи наиболее пострадавшим районам страны
планируется использовать подвижные колонны, укомплектованные военнослужащими.
В целом, как считают зарубежные специалисты, в планах военных приготовлений
блока НАТО вопросам взаимодействия органов гражданской обороны стран-участниц с
вооруженными силами отводится значительное место. Оно организуется в
национальных рамках и в основном планируется на период кризисных ситуаций.
Зарубежное военное обозрение №4 1990 |