Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 22:54

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Взаимодействие гражданской обороны с вооружёнными силами в странах НАТО

Взаимодействие гражданской обороны с вооружёнными силами в странах НАТО

Полковник В. Емельянов

В общих планах подготовки Североатлантического блока к войне значительное место занимают вопросы организации и укрепления гражданской обороны (ГО). При этом как в рамках блока, так и в национальном масштабе важная роль отводится вопросам взаимодействия органов ГО с вооруженными силами.

Необходимость такого взаимодействия диктуется тем, что вероятность массовых разрушений, относительная ограниченность технических средств и подготовленных кадров в гражданской обороне, отсутствие в ряде стран формирований ГО потребуют для выполнения некоторых задач (прежде всего по ликвидации последствий применения оружия массового поражения) привлечения воинских частей и подразделений. В свою очередь вооруженные силы в отдельных случаях будут нуждаться в помощи со стороны органов ГО.

Как подчеркивается в западной прессе, совместные действия органов гражданской обороны и вооруженных сил приобретают важное значение и в мирных условиях: при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий, особенно на предприятиях, где используются ядерные и химические компоненты, а также при решении разнообразных задач, возложенных на ГО (содержание специальных систем связи, разработка проектов защитных сооружений, организация материально-технического обеспечения, подготовка кадров и т. п.).

Судя по сообщениям иностранной печати, взаимодействие органов ГО с вооруженными силами в той или иной степени организуется во всех странах блока. Оно имеет свои особенности, регламентируется соответствующими законодательными актами и в наибольшей степени проявляется там, где система гражданской обороны развита слабо или же где нет специальных формирований ГО.

В Соединенных Штатах такое сотрудничество (рис. 1) начало складываться в 60-е годы, когда ответственность за организацию гражданской обороны в стране была возложена на министра обороны, а затем на министра армии. Это обстоятельство весьма положительно сказалось на совместной деятельности, поскольку в руках военных властей было сосредоточено общее руководство ГО в стране, разработка всех основополагающих документов в этой области и контроль за их реализацией.


Рис. 1. Организация взаимодействия ГО США с вооруженными силами

Основным документом, регламентирующим вопросы военной поддержки ГО, служит наставление армии США "Военная помощь гражданской обороне" FM 20-10. В соответствии с ним на вооруженные силы возлагается обязанность непосредственно участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных национальной программой ГО. В наставлении подчеркивается, что регулярные войска и резервные формирования, а также материалы, оборудование, транспорт, инженерная техника и другие ресурсы вооруженных сил привлекаются для оказания помощи местным властям в проведении мероприятий ГО в чрезвычайных условиях.

Общая ответственность за организацию военной поддержки ГО возложена на командующего сухопутными войсками на континентальной части США. Он отвечает за эффективное использование в интересах ГО не только собственных сил и средств, но и сил, выделяемых другими видами вооруженных сил.

При планировании и организации военной поддержки гражданской обороны предусматривается, что воинские части и подразделения усиливают силы ГО, но не заменяют их. Помощь гражданской обороне должна оказываться войсками не в ущерб выполнению последними своих основных задач. По этому поводу в наставлении FM 20-10 прямо говорится, что передача в штатах ответственности за ГО военным властям совершенно исключается, так как это было бы не только непосильно для них, но и противоречило бы их основному предназначению.

Согласно мнению американских специалистов, вооруженные силы способны оказывать органам гражданской обороны весьма эффективную помощь в решении ею задач, поскольку они хорошо подготовлены к действиям в чрезвычайных условиях, имеют в своем составе подразделения (инженерные, медицинские, связи и военной полиции), оснащенные разнообразной техникой и транспортом. Очень важным считается и то обстоятельство, что сам факт появления воинских частей и подразделений в очагах поражения или в районах стихийных бедствий оказывает благоприятное моральное воздействие на население и способствует поддержанию там порядка.

Как отмечается в наставлении FM 20-10, для оказания военной поддержки органам ГО в графствах, городах, населенных пунктах наиболее пригодными по своей организации и возможностям являются бригады, батальоны и роты сухопутных войск, которые в случае необходимости могут быть усилены специальными подразделениями. Для восстановления особо важных объектов планируется привлекать инженерно-строительные части и подразделения-Корабли и суда ВМС предусматривается использовать для эвакуации больных и раненых из прибрежных районов и доставки при обратных рейсах продуктов питания, медикаментов и предметов первой необходимости. На транспортных самолетах ВВС намечается перебрасывать предметы первой необходимости, а также специализированную технику в районы, подвергшиеся ядерному удару. Легкие самолеты ВВС, самолеты и вертолеты армейской авиации предполагается применять преимущественно для разведки очагов поражения, ведения радиационной разведки зон радиоактивного заражения и транспортировки некоторых грузов.

Все задачи военной поддержки гражданской обороны наставлением FM 20-10 подразделяются на 11 категорий. К категории А относятся такие работы, как расчистка завалов на улицах и дорогах, железнодорожных узлах, в морских и речных портах, аэропортах, в местах размещения укрытий и убежищ, восстановление наиболее важных промышленных предприятий, аварийно-спасательные работы, эвакуация населения из очагов поражения. Под категорию В подпадает восстановление предприятий связи, транспорта, энерго-, водо- и газоснабжения и других жизненно важных объектов. Категория С предусматривает обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов. Оказание помощи пострадавшим гражданским лицам, снабжение медикаментами, осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья населения и принятие необходимых мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний выделено в категорию D.

Категория Е включает сбор, опознание и учет погибших и тяжелораненых, вынос последних из очагов ядерного поражения. Контроль радиационной обстановки и определение границ зараженных районов относятся к категории F, регулирование движения на дорогах - G, оказание помощи в снабжении и производстве продуктов питания для населения - Н, оценка ущерба на важнейших хозяйственных и промышленных объектах - I, обеспечение непрерывности связи местных органов гражданской обороны с вышестоящими штабами - J, ликвидация пожаров - К. Для выполнения задач военной поддержки категорий А, В и от F до К рекомендуется использовать части и подразделения инженерных войск, категорий А, от F до J - подразделения бронетанковых войск и артиллерийские подразделения, категорий F, G, H, J - разведывательные, категорий F, G, Н - медицинские, категорий A, F, G, Н - подразделения военной полиции.

По мнению специалистов ГО США, классификация основных задач военной поддержки гражданской обороны должна облегчить работу местных органов власти и органов ГО при составлении и подаче заявок на использование в интересах гражданской обороны воинских частей и подразделений и обеспечить более эффективное их применение.

В Великобритании взаимодействие органов ГО с вооруженными силами (рис. 2) начало формироваться с середины 50-х годов, когда было принято решение, обязывающее последних оказывать местным органам власти помощь в планировании и проведении мероприятий по гражданской обороне. Впоследствии это решение было закреплено в циркуляре (Armed Forces in War, Es 11/1974), в соответствии с которым предусматривается использовать часть вооруженных сил, в первую очередь подразделения территориальных войск, входящие в состав организованного резерва сухопутных войск.

К основным задачам, которые предусматривается решать совместно с вооруженными силами, относятся следующие: проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ, эвакуация пострадавших из очагов поражения, тушение пожаров, оказание помощи полиции в поддержании порядка и пресечении действий, мешающих проведению военно-экономической мобилизации, регулирование движения на дорогах, охрана важных объектов и другие.


Рис. 2. Организация взаимодействия ГО, вооруженных сил и полиции Великобритании

Для оказания помощи ГО, помимо территориальных войск, могут выделяться специальные части и подразделения регулярных войск, в первую очередь инженерно-саперные, военно-транспортные, военно-медицинские, подразделения армейской авиации, военной полиции.

Как отмечается в английской печати, в условиях мирного времени штабы вооруженных сил участвуют в разработке планов ГО как на общенациональном, так и на региональном уровне и совместно с местными органами власти определяют задачи и конкретные обязанности воинских частей и подразделений в осуществлении мероприятий ГО в чрезвычайных условиях, В интересах повышения эффективности взаимодействия формирований гражданской обороны с подразделениями вооруженных сил округа ГО созданы в тех же границах, что и военные.

В мирное время конкретное проявление сотрудничество ГО Великобритании с вооруженными силами находит в совместно организованных учениях. Как правило, их основная цель - проверка готовности всей системы ГО к действиям в чрезвычайных условиях.

Особое внимание в ходе учений уделяется вопросам перевода страны с мирного положения на военное, задействования резервных систем и органов управления, защиты наиболее важных объектов и населения от ядерных взрывов и их последствий, оценки нанесенного ущерба по результатам условных ядерных ударов.

Большое значение взаимодействию органов ГО с вооруженными силами придается в Федеративной Республике Германии. Так, в "Белой книге бундесвера" за 1985 год федеральное правительство указывало: "Гражданская оборона - неотъемлемая часть "совместной обороны". Ее значение должно еще прочнее войти в сознание общественности. Политическую ответственность за "совместную оборону" несет федеральное правительство ФРГ. Задачи вооруженных сил и гражданской обороны утверждаются политическим руководством, вопросы взаимодействия тщательно согласовываются".

Как подчеркивается в иностранной прессе, взаимодействие ГО с вооруженными силами в Западной Германии имеет иную направленность, чем в США, Великобритании и ряде других стран Европы. Оно организуется в интересах не столько ГО, сколько вооруженных сил - предусматривается их поддержка со стороны органов и сил гражданской обороны. Это объясняется тем, что в состав ГО ФРГ включено значительное число добровольных союзов и организаций, а также силы и средства служб защиты от катастроф, технической вспомогательной, противопожарной, санитарной, связи и других. Они способны самостоятельно выполнять задачи ГО без поддержки со стороны вооруженных сил.

Правовую основу взаимодействия ГО и вооруженных сил в этой стране составляют главным образом так называемые "чрезвычайные законы", или законы на период чрезвычайного положения, принятые бундестагом в дополнение к конституции ФРГ. В "Белой книге бундесвера" (1983) одна из задач гражданской обороны определяется как проведение мероприятий, направленных на повышение боеспособности и обеспечение оперативной свободы действий вооруженных сил.

Свобода оперативного маневра частей и подразделений, по мнению западногерманских специалистов, будет в значительной мере определяться наличием и состоянием средств связи, налаженной организацией воинских перевозок, поддержанием порядка и безопасности в тыловых районах и т. п. Именно по таким направлениям гражданская оборона может оказать вооруженным силам существенную помощь.

Помимо оказания помощи в перечисленных сферах, силы и средства ГО ФРГ будут привлекаться для устройства заграждений, вывода из строя или разрушения объектов при отступлении войск, а также участвовать в создании других элементов оперативного оборудования ТВД. Силы гражданской обороны планируется использовать и в борьбе с диверсионными группами, для нейтрализации забастовок, против "подрывных элементов". Кроме того, органам ГО отводится ряд задач при организации "психологической обороны" страны. Они же привлекаются для подготовки специалистов медико-санитарной и технических служб согласно мобилизационным планам.

В Дании и Норвегии, а также во Франции, Бельгии и Нидерландах системы гражданской обороны располагают хорошо подготовленными средствами, имеющимися в достаточном количестве. Взаимодействие между ГО и вооруженными силами организуется там в интересах обеих сторон. В соответствии с законодательными актами вооруженные силы данных стран в случае необходимости обязаны оказывать органам гражданской обороны широкую поддержку в ее мероприятиях. Прежде всего это касается организации связи и оповещения, эвакуации населения, аварийно-спасательных и восстановительных работ и т. п. В мирное время такие вопросы отрабатываются на совместно организованных учениях, что также является одной из форм взаимодействия.

В свою очередь, силы гражданской обороны указанных стран могут использоваться и в интересах вооруженных сил. Особенно наглядно это просматривается в Дании и Норвегии, где гражданская оборона считается составной частью так называемой "тотальной обороны". Силы и средства ГО в этих странах предусматривается использовать в качестве резерва, за счет которого при необходимости можно восполнять потери войск в живой силе или проводить мероприятия по обеспечению боевых действий вооруженных сил (военные перевозки, содержание и восстановление коммуникаций, спасательные работы на военных объектах и другие).

В штабах всех уровней гражданской обороны и вооруженных сил разрабатываются соответствующие планы взаимодействия, которые для органов ГО являются отправным документом при составлении оперативных планов. Во Франции, например, с целью более эффективного руководства деятельностью органов ГО в условиях чрезвычайной обстановки существует специальный план, получивший название ORSEC (Organisation des Secours - план организации помощи). В соответствии с ним для ликвидации последствий наиболее крупных бедствий и катастроф будут привлекаться не только местные формирования ГО, но и расположенные в этих районах части и подразделения вооруженных сил, а также формирования гражданской обороны соседних департаментов.

За последние годы повышенное внимание взаимодействию гражданской обороны и вооруженных сил уделяется со стороны военно-политического руководства Италии. Одной из причин этого послужило значительное по своим масштабам землетрясение в ноябре 1980 года, в зоне действия которого оказалось около 7 млн. человек. Площадь бедствия превысила 26 тыс. км2. Силы национальной службы гражданской защиты (в мирное время оказывает помощь населению при стихийных бедствиях, в случае войны полностью войдет в ГО) оказались неспособными самостоятельно провести аварийно-спасательные и восстановительные работы и оказать помощь пострадавшему населению. Поэтому для их поддержки в район землетрясения были срочно направлены подразделения вооруженных сил с необходимой техникой и материальными средствами. Для координации действий военных и гражданских формирований по ликвидации последствий землетрясения были образованы центр координационной помощи, три оперативных центра зон и 18 оперативных центров секторов.

Совместные работы по ликвидации последствий землетрясения показали, что командование вооруженных сил может оперативно и в сравнительно короткие сроки проводить переброску живой силы и техники из различных районов Италии в зоны поражения с использованием авто- и авиатранспортных средств.

Так, по сообщению итальянской печати, через 5 ч после землетрясения в зонах поражения находились воинские подразделения численностью до 2 тыс. человек, через 24 ч - свыше 6 тыс., а через неделю - 40 тыс. Одновременно было переброшено 2,5 тыс. единиц автотранспортной техники, 210 специальных средств, около 100 перевязочных пунктов, 390 полевых кухонь, развернуто семь полевых госпиталей, восемь хлебопекарен, около 250 радио- и радиорелейных станций, доставлено 2 млн. продовольственных пайков, до 2,5 тыс. палаток и свыше 70 тыс. одеял. В зоне землетрясения было задействовано 20 самолетов и 88 вертолетов.

Подразделения вооруженных сил помогали в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ, в поиске и спасении пострадавших, транспортировке раненых, снабжении населения продовольствием и средствами первой необходимости, оказывали первую медицинскую помощь на местах и т. д.

С учетом опыта, полученного в ходе сотрудничества с органами ГО и местными властями при землетрясении, было признано, что из числа подразделений вооруженных сил могут создаваться: подвижные колонны первой помощи, формируемые на базе инженерно-саперных частей (каждая состоит из двух спасательных и одной транспортной роты); смешанные отряды усиления (один при штабе военного округа), включающие роты штабную, дорожных машин, спасения, в том числе и на воде, и взвод первой медицинской помощи; отряды (центры) материально-технического обеспечения. Для переброски этих сил предусматривается использовать подразделения вертолетов. Кроме того, для оказания оперативной помощи населению было признано необходимым создать "силы быстрого применения". В их состав предусматривается включать части и подразделения территориальной обороны, а также ВВС и ВМС. Организационно подразделения входят в соединения и части видов вооруженных сил, а во время чрезвычайной обстановки (или же на период учений) переходят в оперативное подчинение командования мобильных сил, на штаб которых возлагается планирование использования выделяемых подразделений и обучение их способам проведения аварийно-спасательных работ. В октябре 1984 года эти силы впервые участвовали в учении "Калабрия-84".

В Турции совместные действия гражданской обороны и вооруженных сил в мирное и военное время регламентированы разработанной министерствами обороны и внутренних дел "Инструкцией о порядке взаимодействия воинских частей и местных органов власти по организации ГО". Согласно ее положениям на войсковые штабы возлагаются задачи по оказанию помощи в планировании мероприятий по ГО, проведении эвакуации населения, а также в организации и выполнении аварийно-спасательных и восстановительных работ. Вопросы организации взаимодействия регулярно отрабатываются на учениях вооруженных сил, для участия в которых привлекаются органы и формирования гражданской обороны.

Органы гражданской обороны Греции строят свою работу в тесном контакте с генеральным штабом национальной обороны и главными штабами видов вооруженных сил. При возникновении чрезвычайной обстановки вооруженные силы обязаны помогать гражданской обороне в формировании подвижных специализированных подразделений, их оснащении, в проведении эвакуации. В целях обучения личного состава органов управления и формирований ГО в стране 2 раза в год проводятся учения типа "Политическая мобилизация". В их ходе отрабатывается организация взаимодействия между органами вооруженных сил, полиции, административного управления и гражданской обороны. Формирования ГО тренируются в оказании помощи населению в условиях применения оружия массового поражения, ликвидации последствий различного рода аварий и катастроф.

Большое внимание, по данным западной прессы, уделяется вопросам взаимодействия с вооруженными силами в системе гражданской обороны Испании, которая практически находится в стадии становления, ее силы и средства развиты слабо. Объединение усилий ГО и вооруженных сил планируется в основном на период возникновения кризисной ситуации, когда сил и средств, находящихся или выделенных в распоряжение органов гражданской обороны, окажется недостаточно для решения стоящих перед ними задач. Запрос на требуемые воинские подразделения направляется губернаторами провинций командующим соответствующих военных округов.

Решение о предоставлении необходимого контингента воинских частей и подразделений в распоряжение органов ГО принимает в каждом отдельном случае командующий военным округом (в масштабе всей страны - начальник главного штаба сухопутных войск) в зависимости от характера предстоящих мероприятий и их объема. Обычно выделяемая группа сил должна состоять из трех звеньев: руководства, подразделений, предназначенных для выполнения основных работ, и вспомогательных служб. Руководителем группы может быть назначен дивизионный генерал. Ему подчиняются два заместителя, один обеспечивает действия инженерно-саперных подразделений и рабочих команд, а другой - деятельность тыловых подразделений.

Руководитель группы, как правило, поддерживает тесный контакт с гражданскими властями на тот случай, если понадобится провести широкую мобилизацию гражданского населения для организации спасательных работ, привлечь из государственных или частных источников медикаменты, транспортные средства, инструменты, одежду, продукты питания, а также использовать некоторые помещения под убежища, госпитали и т. п. При руководителе группы создается штаб с передовым командным пунктом.

В Португалии для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, кроме добровольных формирований ГО, намечается привлекать войсковые части и подразделения. С целью оказания помощи наиболее пострадавшим районам страны планируется использовать подвижные колонны, укомплектованные военнослужащими.

В целом, как считают зарубежные специалисты, в планах военных приготовлений блока НАТО вопросам взаимодействия органов гражданской обороны стран-участниц с вооруженными силами отводится значительное место. Оно организуется в национальных рамках и в основном планируется на период кризисных ситуаций.

Зарубежное военное обозрение №4 1990

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (03.10.2008) | Автор: Полковник В. Емельянов
Просмотров: 7965 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz