Производство бронетанковой техники в Италии
В. Березовский
Бронетанковая отрасль военного производства Италии с конца 40-х до начала
60-х годов осуществляла ремонт, обслуживание и модернизацию американских танков
М47, М24, М26, находившихся на вооружении сухопутных войск страны. Затем было
налажено производство ряда образцов бронетанковой техники по американским
лицензиям: бронетранспортеров М113, средних танков М60, самоходных гаубиц M109.
Производство собственной бронетанковой техники получило развитие в 70-е
годы, когда начался выпуск колесных бронемашин типов 6614 и 6616, а по лицензии
ФРГ - танков "Леопард-1". В эти же годы завершились НИОКР по созданию первого со
времен второй мировой войны танка национальной конструкции OF-40*.
В настоящее время бронетанковая отрасль является одной из наиболее важных и
технически передовых в военном производстве страны. По оценке западных военных
специалистов, итальянская бронетанковая техника соответствует требованиям
мировых стандартов; она состоит на вооружении не только национальных вооруженных
сил, но и армий многих других стран.
Ведущими компаниями отрасли являются "ОТО Мелара" и ФИАТ ("Дефенс викл
дивижн"**). Разработка и производство бронетанковой техники происходит в тесной
кооперации этих двух фирм. ФИАТ специализируется на создании двигателей,
трансмиссий, основных элементов шасси танков и бронемашин, а "ОТО Мелара" -
башен, турельных установок, вооружения и корпусов. Электро- и радиоэлектронное
оборудование, приборы, различные узлы, агрегаты и детали для бронетанковой
техники поставляют фирмы-субподрядчики. Для отрасли характерен высокий уровень
территориальной и производственной концентрации.
Производство танков и гусеничных бронемашин сосредоточено на заводе фирмы
"ОТО Мелара" в г. Специя. В 60-е годы здесь осуществлялась сборка 200 танков
М60А1 по лицензии США, с 1975 по 1985 год выполнялся заказ министерства обороны
Италии на поставку 720 танков "Леопард-1" и 164 инженерных машин на их базе (по
лицензии ФРГ). Для экспорта в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока
указанная фирма совместно с компанией ФИАТ разработала средний танк OF-40. В его
конструкции широко использованы узлы, агрегаты и вооружение танка "Леопард-1", в
том числе двигатель и трансмиссия, а также 105-мм пушка. В ходе дальнейшей
разработки появилась модель OF-40 Мк2, которая отличается от оригинала главным
образом более совершенной системой управления огнем. В 1981-1983 годах на заводе
в г. Специя была произведена партия из 36 танков этой модели и три бронированные
ремонтно-эвакуационные машины для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов
(рис. 1).
Рис. 1. Линия по производству танков OF-40 на заводе компании "ОТО Мелара" в
г. Специя
В 1986 году компанией "ОТО Мелара" совместно с ФИАТ по заказу министерства
обороны Италии создан опытный образец танка С-1 "Ариете" (рис. 2), близкого по
своим тактико-техническим характеристикам к западногерманскому танку "Леопард-2"
(который первоначально планировалось закупить для сухопутных войск Италии).
Двигатель и ходозую часть разработала и поставляет компания ФИАТ.
К концу 1989 года было выпущено шесть опытных образцов, которые прошли
заводские и войсковые испытания. В период 1990-1994 годов предполагается
произвести около 300 танков С-1 "Ариете" для замены находящихся на вооружении
сухопутных войск Италии американских танков М60А1.
Производство БТР, БМИ и БРМ в настоящее время серийно осуществляется на двух
предприятиях, между которыми существует четкое разделение функций: гусеничные
БТР, БМП и БРМ - предприятие компании "ОТО Мелара" в г. Специя, колесные - завод
"Ланча" компании ФИАТ в г. Больцано. С 1963 года фирма "ОТО Мелара" изготовила
более 5 тыс. бронетранспортеров М113 (и М113А1), в том числе различные боевые и
транспортные средства на его базе (более 400 самоходных минометов М106 и М125,
200 гусеничных грузовых транспортеров М548, а также командно-штабные машины
М577). В конце 70-х годов на базе БТР М113А1 компанией была разработана БМП
VCC-1 ("Камиллино", рис. 3). Свыше 500 таких машин было поставлено сухопутным
войскам Италии и 200 (модификации VCC-ITUA, оснащенных ПТРК "Toy") - вооруженным
силам Саудовской Аравии. В настоящее время предприятие приступило к серийному
производству новой боевой машины пехоты VCC-80 (рис. 4) национальной разработки
(типа американской БМП М2 "Брэдли"), Компания получила заказ министерства
обороны страны на производство 600 таких БМП до 1995 года.
Рис. 2. Итальянский танк С-1 "Ариете"
Для экспорта в другие страны фирма разработала бронетранспортер С-13 и
семейство бронемашин на его базе. Кроме того, разработан бронированный
автомобиль R2.5 "Горгона", нашедший спрос в ряде стран Ближнего и Среднего
Востока, в частности в Саудовской Аравии, и легкая колесная БРМ R3 "Капрая". Обе
машины используются также войсками карабинеров и итальянской полицией.
Завод "Ланча" в г. Больцано, являясь головным предприятием отделения по
производству военной автобронетанковой техники концерна ФИАТ, с середины 70-х
годов специализируется на производстве колесных бронемашин. Значительным спросом
на международном рынке пользовались разработанные компанией плавающие колесные
бронемашины - БТР типа 6614 (рис. 5) и БРМ типа 6616. Всего было выпущено около
1000 таких машин. Они находятся на вооружении сухопутных войск и полиции Южной
Кореи (частично производились по итальянской лицензии), Ливии, Туниса, Сомали,
Перу, а также войск карабинеров и полиции Италии. В середине 80-х годов компания
разработала серию различных колесных бронемашин для национальных вооруженных
сил, из которых были выбраны две - AVL "Пума" и В-1 "Кентавр". Предполагается,
что к 1994 году в формируемые в настоящее время в сухопутных войсках Италии
легкие бронетанковые бригады поступит около 2000 легких бронемашин "Пума",
серийное производство которых уже начато на заводе в г. Больцано. Колесная
боевая бронированная машина В-1 "Кентавр", оснащенная 105-мм нарезной пушкой,
представляет собой новый вид боевой техники в вооруженных силах Италии (заказано
450 единиц). Она будет поступать на вооружение легких бронетанковых бригад. По
своему предназначению и тактико-техническим характеристикам машина призвана
заменить имеющийся на вооружении устаревший танк М47 американского производства.
Рис. 3. Боевая машина пехоты VCC-1
Возможностями по серийному производству колесных бронемашин обладает еще ряд
итальяских фирм. Об этом свидетельствует покупка компанией "Астра" (г. Пьяченца)
лицензии на выпуск испанского плавающего колесного бронетранспортера VAP-3550
(хотя заказ на его производство со стороны министерства обороны так и не был
получен), а также разработка и опытное производство компаниями СОЧИМИ и АСА (г.
Милан), "Танграм" (г. Генуя), "Феррари энджиниринг" (г. Турин) и другими новых
образцов колесных бронемашин различного назначения.
Производство узлов и деталей, ремонт бронетанковой техники. Одной из
особенностей производства бронетанковой техники Италии является то, что основные
узлы и агрегаты выпускаются на самих сборочных заводах. Компании-субподрядчики
являются в основном поставщиками электротехнического и радиоэлектронного
оборудования. Генераторы, стартеры и другое электрооборудование производит завод
компании "Фаббрика итальяна Маньети Марелли" в г. Крешенцаго. Фирма "Оффичине
Галилео" (завод в г. Кампи-Бизенро) поставляет аппаратуру управления огнем,
"Селения" (г. Рим) - лазерные дальномеры, "Маркони итальяна" (г. Генуя) -
вычислительную аппаратуру и средства связи.
Рис. 4. Боевая машина пехоты VCC-80
Броневой лист для танков и бронемашин производит металлургический завод
компании "Нуова италсидер" в г. Генуя, гусеницы для бронетанковой техники -
такой же завод компании "Тексид" (группа ФИАТ) в г. Авильяна.
Металлообрабатывающий завод "Бреда фучине меридионали" (г. Барри) изготовляет
литые и кованые детали, в том числе отливки для башен танков и БРМ. Заготовки
стволов танковых пушек на завод "ОТО Мелара" поставляет завод тяжелого
машиностроения "Бреда фучине" (г. Милан). Локомотиво- и вагоностроительный завод
"Реджане" (г. Реджонель-Эмилия) специализируется на изготовлении корпусов для
колесных бронеавтомобилей. Узлы и детали ходовой части, элементы трансмиссии
танков, БТР, БМП и БРМ выпускаются на предприятиях компании ФИАТ в городах
Турин, Кивассо и Модена, а также на заводе "Ототразм" (г. Модуньо). Ремонт и
модернизация бронетанковой техники в Италии осуществляются на государственных
военных заводах в городах Болонья, Нола, Монтеккьо-Маджоре, Пьяченца,
Пассо-Коресе, а также на государственной базе хранения и ремонта бронетанковой
техники в Риме.
Рис. 5. Колесный бронетранспортер типа 6614
Таким образом, бронетанковая промышленность Италии располагает значительными
производственными возможностями и научно-технической базой, имеет достаточный
опыт разработки и изготовления современных образцов бронетанковой техники,
способна обеспечить текущие потребности национальных вооруженных сил и выполнять
крупные экспортные заказы.
Зарубежное военное обозрение №4 1990 |