Скоростные железнодорожные линии в Западной
Европе
Полковник В. Элин
Страны Западной Европы имеют достаточно развитую сеть стальных магистралей. Так,
плотность железных дорог (то есть средняя суммарная протяженность в километрах
на 100 км2 территории) в ФРГ составляет около 11,3, во Франции - 6,4, в
Великобритании - 6,9, Италии - 5,3, Нидерландах - 7,0, Бельгии - 12,5. Однако в
80-х годах грузопотоки на них стали уменьшаться. Например, объем международных
перевозок по железным дорогам ежегодно сокращался примерно на 1 проц., в то
время как аналогичный показатель для воздушного транспорта возрос за тот же
период почти на 70 проц.
В
последнее время в зарубежной печати появились прогнозы о том, что из-за
значительной интенсивности воздушного движения, в первую очередь в районах
аэропортов, в 90-е годы тенденция к опережающему росту авиаперевозок изменится и
роль железнодорожного транспорта начнет возрастать. Кроме того, существенный
фактор, повлиявший на этот процесс, - развитие скоростных железнодорожных линий,
строительству которых уделяется все большее внимание. Во Франции они уже взяли
на себя часть перевозок с автомобильных и воздушных магистралей. В частности, на
участке Париж - Лион на скоростные поезда TGV (средняя скорость движения 210
км/ч, максимальная - 270 км/ч) переключено до 40 проц. грузов с авиалиний и
около 25 проц. с автомобильных. Осенью 1989 года открылась первая частная линия
со скоростью движения поездов до 300 км/ч.
К
2000 году должна полностью войти в строй скоростная железная дорога через
тоннель под проливом Ла-Манш (соглашение о сооружении тоннеля заключено в январе
1986 года). Максимальная скорость движения по ней будет почти 290 км/ч. Время
поездки из Лондона в Париж сократится примерно до 3 ч.
В
разных стадиях находится проектирование и строительство скоростных линий в
других западноевропейских странах. В начале 90-х годов в число государств, где
на железнодорожных линиях поезда будут двигаться со скоростью выше 200 км/ч,
войдут ФРГ, Италия, Испания и Бельгия. В ФРГ уже в первые годы следующего
столетия намечается иметь 4 тыс. км железных дорог для скоростных поездов,
обеспечивая им скорость 200-250 км/ч. Важной особенностью является то, что все
национальные линии могут быть объединены в единую европейскую сеть и, в конце
концов, все крупнейшие политические и экономические центры Западной Европы
планируется связать скоростными магистралями.
Большое внимание привлекают поезда на магнитной подушке. Международный
консорциум "Трансрапид интернэшнл", куда входит, в частности, фирма "Тисен
Геншель" (ФРГ), разработал ряд опытных образцов поездов на магнитной подушке. В
его "юбке" устанавливаются электромагниты, при пропускании тока через которые
благодаря силам отталкивания поезд поднимается над рельсами. Боковую
устойчивость ему обеспечивают направляющие электромагниты. Тяга создается с
помощью статоров с трехфазными обмотками, формирующими "бегущее" магнитное поле,
а для исключения энергетических потерь под током находятся лишь те секции
обмоток, над которыми в данный момент находится движущийся поезд. Изменением
силы и частоты трехфазного тока в обмотках регулируется скорость движения
поезда, а при изменении его полярности осуществляется торможение. Линейные
электродвигатели способны разогнать поезд до скорости 500 км/ч.
Строительство путей для поездов на магнитной подушке проектируется с
использованием эстакад специальной формы, которая позволит не снижать скорость
на криволинейных участках, а затраты энергии в расчете на перевозку одного
пассажира на 1 км оцениваются примерно в 2 раза ниже, чем на реактивном
пассажирском самолете. Вместе с тем на развитие подобных транспортных средств
негативно влияют такие моменты, как невозможность их движения по обычным
железнодорожным путям, высокая стоимость строительства опорных эстакад (80-90
проц. общих капиталовложений), особые требования к обеспечению безопасности, к
соблюдению экологических норм.
Но, несмотря на это, ожидается, что уже в середине 90-х годов будет построена
линия длиной 152 км между Гамбургом и Ганновером, которую поезда будут проходить
за 28 мин (масса каждого составляет около 100 т). К началу же следующего
столетия только в ФРГ намечено построить примерно 1000 км путей для поездов на
магнитной подушке "Трансрапид".
Создание скоростных линий имеет не только важное экономическое, но и военное
значение, ибо обеспечивает условия для осуществления быстрых перевозок в
интересах вооруженных сил.
Зарубежное военное обозрение №3 1990 |