Опознавательные знаки и обозначения самолётов и вертолётов ВВС Испании
Полковник В. Кондратьев
На
всех самолетах и вертолетах ВВС Испании имеются знаки государственной
принадлежности, цифровые и буквенно-цифровые обозначения, эмблемы авиационных
частей и подразделений. С их помощью можно определить принадлежность
летательного аппарата к ВВС Испании и конкретно к той или иной части, а также
его тип и основное предназначение.
Таблица 1 Основные
буквенные коды, обозначающие главное
предназначение летательных аппаратов ВВС
Испании |
Буква |
Ключевое слово, от
которого она взята |
Главное предназначение
летательного аппарата |
А |
Ataque |
Ударный: штурмовик,
истребитель-бомбардировщик |
С |
Caza |
Истребитель,
истребитель-перехватчик |
D |
|
Поиска и спасения
(поисково-спасательный) |
Е |
Escuela |
Учебный, учебно-боевой,
учебно-тренировочный |
Н |
Helicoptero |
Вертолет |
К |
|
Танкер,
самолет-заправщик |
M |
Medida |
Специальный, оснащенный
аппаратурой для калибровки наземных
радиотехнических систем |
P |
Patrulla |
Патрульный, базовый
патрульный |
R |
Reconocimiento |
Разведывательный |
Т |
Transporte |
Транспортный |
U |
Utilario |
Вспомогательный, общего
назначения |
X |
|
Экспериментальный,
опытный, испытательный |
Главный знак национальной принадлежности представляет собой круг диаметром 50-60
см (его размеры и расположение зависят от размеров и компоновки летательного
аппарата). Внешнее кольцо красного цвета, среднее - желтого, круг в центре -
красного. Знак наносится на оба борта фюзеляжа (ближе к хвостовой части) и на
консоли крыла. Кроме того, на всех испанских военных самолетах (как правило, на
руле поворота) и вертолетах имеется белый четырехугольник с двумя диагоналями
черного цвета. Повторяя конфигурацию руля, он может занимать его часть или всю
поверхность.
Таблица 2
Буквенно-цифрововые обозначения одних и
тех же самолётов и вертолётов, принятые
в ВВС Испании и в НАТО |
ВВС Испании |
НАТО |
А.9 |
F-5A |
АЕ.9 |
F-5B |
АР.9 |
RF-5A |
C.11 |
«Мираж-ЗЕ» |
СЕ. 11 |
«Мираж-ЗD» |
С 12 |
F-4C «Фантом-2» |
CR 12 |
RF-4C «Фантом-2» |
С.14 |
«Мираж-F.1A» |
СЕ.14 |
«Мираж-F.1B» |
С.15 |
F-18A«Хорнет» |
СЕ.15 |
F-18B «Хорнет» |
D.3A, D.3B |
CASA212 |
Е.18 |
РА-31 «Пайпер» |
Е.19 |
РА-23 «Пайпер» |
Е.20 |
В.55 «Бич» |
Е.24А |
F-33C |
Е.25 |
С-101 «Авиоджет» (CASA 101) |
Е.26 |
Т-35 «Тамиз» |
НЕ.7, НЕ.7А |
Белл 47 |
ТН.19 |
«Пума-БА.330» |
НЕ 20 |
Хьюз Н. 269 |
ТН.21 |
«Супер Пума-АS.332 Р» |
ТК.10 |
КС-130Н |
МТ.12 |
С-212 «Авиокар» (оснащенный
аппаратурой для калибровки наземных
систем) |
Р.ЗА |
Р-ЗА «Орион» |
Р.З |
Р-ЗВ «Орион» |
Т.9 |
DHC.4 |
Т.10 |
С-130Н |
Т.12В, Т.12С |
С-212 «Авиокар» |
Т 17 |
В.707 |
Т 19С |
CN.235 |
U9 |
CASA 127 |
UD.13 |
CL-215 «Канадзо» |
Цифровое обозначение (высота цифр примерно равна диаметру круглого знака
национальной принадлежности) обычно наносится черной краской и состоит из двух
групп цифр: первая (три цифры) обозначает номер авиационной части и
подразделения, а вторая (две) - бортовой номер самолета (вертолета). При этом
первые две цифры первой группы обозначают номер авиационного крыла (группы), а
все три - номер эскадрильи. Например, цифровое сочетание 211-16 свидетельствует
о том, что данный самолет состоит на вооружении 211-й эскадрильи 21-го
авиакрыла, а его бортовой номер - 16. Таким же образом можно расшифровать
обозначение самолета С.101 «Авиоджет» (см. цветную вклейку). Он принадлежит
412-й учебной авиаэскадрилье 41-й учебной авиационной группы, его бортовой номер
- 39. В 1977 году в Испании была принята новая, несколько отличающаяся от старой
система цифровых обозначений. В соответствии с ней первая группа состоит из двух
цифр, обозначающих номер авиационной части (крыла, группы), а вторая, как и
прежде, является бортовым номером. В то же время было принято решение об
изменении бортовых номеров, чтобы они отражали назначение самолетов
(вертолетов). В частности, решено, что самолеты (вертолеты) основного назначения
данной части должны иметь бортовые номера 01 - 49, разведывательные - 50-69,
учебно-боевые - 70-89, вспомогательные - 90- 99. Однако, как сообщает западная
пресса, новая система пока принята не во всех частях и поэтому встречаются
самолеты (вертолеты) со старыми обозначениями.
В
1979 году в Испании была принята собственная буквенно-цифровая система
классификации летательных аппаратов военной авиации, Она состоит--, из трех
групп: буквенной (одна или две буквы) и двух цифровых (как правило, две цифры в
каждой).
Буквенная фактически является кодом, обозначающим класс и основное
предназначение летательного аппарата. Например, буквой А обозначается ударный
самолет: штурмовик или истребитель-бомбардировщик. Основные буквенные коды,
используемые в BSC Испании, приведены в табл. 1. Например, сочетание букв СЕ
говорит о том, что это учебно-боевой истребитель, CR - самолет-разведчик,
созданный на базе истребителя, XT - испытательный самолет на базе транспортной
машины (самолет-лаборатория), ТМ - транспортный самолет, оснащенный аппаратурой
для калибровки наземных радиотехнических систем, и т. д.
Следом за буквенным кодом стоит первая цифровая группа, указывающая порядковый
номер самолета данного типа (по его предназначению). Отсчет номеров типов
самолетов начинается с периода гражданской войны в Испании (конец 30-х годов).
Например, состоящий в настоящее время на вооружении ВВС страны новый истребитель
F-18A «Хорнет» является 15-м по счету самолетом данного предназначения (начиная
с указанной выше «точки отсчета»), и поэтому он обозначается С.15, а его
учебно-боевой вариант (двухместный F-18B) - СЕ.15. Подробнее об этом указано в
табл. 2.
Вторая цифровая группа представляет собой просто порядковый номер самолета
(вертолета) данного типа. Поэтому она может состоять из двух-трех цифр в
зависимости от количества поступивших на вооружение военно-воздушных сил таких
летательных аппаратов.
|
Вертолет UH-1H
«Ирокез» из состава 78-го учебного
авиационного крыла (вертолетное училище)
ВВС Испании. Его бортовой номер 53. Об
этом свидетельствует цифровое
обозначение, нанесенное на его хвостовой
балке |
Буквенно-цифровые обозначения наносятся на киль самолетов и на удобные места
хвостовой части вертолетов. Они пишутся, как правило, черной краской и имеют
небольшие размеры. Так, буквенно-цифровое обозначение Е.25-70 на самолете С.101
«Авиоджет», представленном на цветной вклейке, свидетельствует о том, что это
учебно-тренировочный самолет (буква Е), его порядковый номер - 25, а номер в
серии - 70.
Кроме того, на самолетах и вертолетах испанских ВВС на бортах передней части
фюзеляжа (на воздухозаборниках двигателей) или на килях есть эмблемы частей и
подразделений (авиакрыльев, групп, эскадрилий, училищ, школ и т. д.). Они
представляют собой изображения животных, птиц, мифических персонажей и другие
символы.
Как свидетельствует зарубежная печать, в военной авиации Испании существует
традиционная система камуфляжного покрытия самолетов и вертолетов. Она
соотносится с характером основных боевых задач и условиями, в которых их
придется решать. Однако практически все учебные самолеты и вертолеты отличаются
от боевых машин наличием окрашенных яркими красками (оранжевой или красной)
больших участков фюзеляжа, например носовой и хвостовой его частей, а также
законцовок консолей крыла.
.
Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.39-40 |