Проект военного бюджета США на 1991 финансовый год
Подполковник В. Ефремов, кандидат экономических наук;
старший лейтенант А. Краснов
Военный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств,
находящихся в распоряжении правительства и официально предназначенных для
финансирования военных приготовлений и ведения вооруженной борьбы. В США военный
бюджет состоит из финансовых средств, выделяемых по программе «Национальная
оборона». Она включает бюджет министерства обороны, средства на военные
программы министерства энергетики (разработка и производство ядерного оружия),
федерального управления по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА),
министерства транспорта (программа «Силы боевого резерва судов морских
перевозок») и ряда других ведомств.
В
апреле 1989 года администрация Дж. Буша представила на рассмотрение конгресса
проект военного бюджета на 1990 и 1991 финансовые годы. После обсуждения был
утвержден бюджет на 1990 финансовый год (начался 1 октября 1989 года) и
предварительно рассмотрена бюджетная заявка на 1991-й. Ассигнования1
по программе «Национальная оборона» на 1990 финансовый год были утверждены
конгрессом в размере 301,6 млрд. долларов (увеличение на 0,7 проц. по сравнению
с предыдущим годом), а расходы2 - 296,3
млрд. (сокращение на 2,4 проц.). По сравнению с уровнем 1989 финансового года
ассигнования Пентагону на 1990 финансовый год (291,4 млрд. долларов) возросли на
0,6 млрд. долларов (0,2 проц.), а его расходы (286,8 млрд. долларов) уменьшились
на 8,1 млрд. (2,7 проц.), однако в постоянных ценах ассигнования и расходы ниже
показателей предыдущего года на 2,7 и 5,6 проц. соответственно.
Проект федерального бюджета США на 1991 финансовый год был представлен
администрацией конгрессу в конце января 1990 года. Поступления в государственную
казну планируются в размере 1170,2 млрд. долларов, расходы - 1233,3 млрд. Таким
образом, дефицит федерального бюджета может уменьшиться почти вдвое и составит
63,1 млрд. долларов, что на 0,9 млрд. долларов ниже лимита, предусмотренного
законом Грэма-Радмена-Холлингса «О сбалансированном бюджете и контроле над его
дефицитом». В соответствии с этим законом администрация планирует сбалансировать
бюджет к 1993 году (в прошлом году конкретная дата ликвидации дефицита
федерального бюджета не предусматривалась).
Основной упор в проекте федерального бюджета США сделан на «капиталовложения в
будущее». В бюджете предлагаются налоговые льготы для стимулирования
долговременных капиталовложений и сбережений, высокие уровни ассигнований на
НИОЕР, космические программы, образование и программу «Хед старт»
(ориентированную на помощь малолетним в бедных семьях), крупные капиталовложения
в развитие гражданской авиации, резкое увеличение расходов на борьбу с
наркоманией. В то же время предусматривается выделение значительных финансовых
средств на военные цели. Ассигнования по программе «Национальная оборона» на
1991 финансовый год планируются в сумме 306,9 млрд. долларов (годовой прирост
1,8 проц.), расходы - 303,3 млрд. (2,4 проц.). В постоянных ценах расходы
военного бюджета в 1991 финансовом году снизятся по сравнению с 1990-м на 1,7
проц., ассигнования - на 2,1 проц.
Показатели уровня милитаризации федерального бюджета и экономики в целом в 1991
финансовом году будут несколько ниже, чем в предыдущем: доля военного бюджета в
валовом национальном продукте - 5,1 проц. (5,4 проц. в 1990-м), в федеральном
бюджете - 24,6 проц. (24,8 проц.).
Заявка администрации по ассигнованиям министерству обороны на 1991 финансовый
год составляет 295,1 млрд. долларов (годовой прирост - 1,3 проц.), расходы
оцениваются в 292,1 млрд. долларов (1,8 проц.). По сравнению с 1990 финансовым
годом планируется снижение ассигнований и расходов Пентагона в постоянных ценах
на 2,6 и 2,3 проц. соответственно.
Основная часть военного бюджета (около 97 проц.) - это финансовые средства,
направляемые министерству обороны и предназначенные непосредственно на
техническое оснащение видов вооруженных сил и обеспечение их повседневной
деятельности. Поэтому анализ структуры бюджета военного ведомства позволяет
оценить содержание и направленность строительства вооруженных сил.
Таблица 1 Распределение
бюджетных ассигнований министерству
обороны США по видам вооружённых сил (в
млрд. долларов) |
Виды вооруженных сил
|
Финансовые годы |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991* |
Сухопутные войска |
74,0 |
75,8 |
78,1 |
77,6 |
75,8 |
Военно-морские силы |
93.5 |
100,3 |
97,7 |
99,6 |
99,5 |
Военно-воздушные силы |
91.6 |
88,3 |
94,7 |
92,9 |
94,8 |
Управления и ведомства министерства
обороны |
20,4 |
19,4 |
20,3 |
21,3 |
25,0 |
Всего |
279,5 |
283,8 |
290,8 |
291,4 |
295,1 |
* Заявка администрации |
Таблица 2 Распределение
бюджетных ассигнований министерству
обороны США по целевому назначению (в
млрд. долларов) |
Бюджетные
статьи |
Финансовые годы |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991* |
Содержание
военнослужащих |
74,0 |
76,6 |
78,5 |
78,5 |
79,1 |
Боевая подготовка и
материально-техническое обеспечение
войск |
79,6 |
81,6 |
86,2 |
86,8 |
90.1 |
Закупки оружия и военной
техники |
80,2 |
80,1 |
79,4 |
82,6 |
77,9 |
НИОКР |
35,6 |
36,5 |
37,5 |
36,8 |
38,0 |
Строительство военных
объектов |
5,1 |
5,3 |
5,7 |
5,3 |
5,6 |
Жилищное обеспечение
военнослужащих |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3.2 |
3,5 |
Прочие (включая
компенсационные поступления) |
1,9 |
0,5 |
0,2 |
- 1,8 |
0,9 |
Всего |
279,5 |
283,8 |
290,8 |
291,4 |
295,1 |
*Заявка администрации. |
Как сообщает зарубежная печать, структура бюджета министерства обороны по видам
вооруженных сил довольно стабильна и имеет следующий вид. ВМС предназначается
33,7 проц. ассигнований, ВВС - 32,1 проц., сухопутным войскам - 25,7 проц. По
сравнению с 1990 финансовым годом в абсолютном выражении планируется уменьшение
ассигнований сухопутным войскам на 2,3 проц. Ассигнования ВМС практически не
изменятся, ВВС - возрастут на 2 проц. (табл. 1). Отличительной чертой проекта
бюджета на 1991 финансовый год является значительный рост (на 17,4 проц.)
финансовых средств, выделяемых управлениям и ведомствам министерства обороны для
обеспечения решения общих задач, в том числе для реализации программы СОИ.
Структура бюджетов видов вооруженных сил, как и в прошлые годы, имеет свои
особенности, обусловленные спецификой решаемых ими задач, численностью и боевым
составом. Выделение наибольшей доли ассигнований в 1991 финансовом году на
содержание военнослужащих, а также на боевую подготовку и МТО войск характерно
для бюджета министерства армии - 40 и 35 проц. соответственно, в то время как по
бюджету ВВС и ВМС удельный вес каждой из этих статей не превышает 23- 27 проц. В
бюджетах ВВС и ВМС на первом месте неизменно находится статья «Закупки оружия и
военной техники» (33 и 34 проц. соответственно). В ассигнованиях сухопутным
войскам доля этой статьи оценивается в 14 проц.
Особенностью распределения ассигнований министерству обороны по целевому
назначению (по бюджетным статьям) в 1991 финансовом году является сокращение в
абсолютном и относительном выражении средств, выделяемых на закупки оружия и
военной техники (табл. 2). На данные цели запрошено 77,9 млрд. долларов (26,4
проц. всех ассигнований), что на 4,7 млрд. (на 5,7 проц.) меньше, чем в текущем
году. Ассигнования на закупки оружия и военной техники уменьшатся для сухопутных
войск на 3,9 млрд. долларов и ВМС на 1,5 млрд., а для ВВС несколько возрастут-
на 0,5 млрд.
На
закупки оружия и военной техники для сухопутных войск США запрашивается 10,5
млрд. долларов. Средства предполагается направить на приобретение 225 танков
М1А1 «Абрамс» (747,3 млн. долларов), 600 ВМП М2 «Брэдли» и БРМ МЗ (687,9 млн.).
Следует отметить, что будет закуплено меньше танков М1А1 (в 1990 финансовом году
было выделено 1278,2 млн. долларов на 481 танк) в связи с завершением программы
их приобретения для сухопутных войск США.
Планируется снизить ассигнования на закупки армейской авиации, что прежде всего
связано с завершением поставок в войска вертолета огневой поддержки АН-64А «Апач».
Вместе с тем предусматривается продолжить закупки многоцелевых вертолетов UH-60A
«Блэк Хок» (72 единицы, 469,3 млн. долларов). На оснащение сухопутных войск
ракетным оружием администрация намерена ассигновать 2,6 млрд. долларов: 883,2
млн. - на приобретение 817 ракет для ЗРК «Пэтриот», 252,4 млн.- 6922 переносных
ЗРК «Стингер», 187,2 млн. - на производство 318 тактических ракет АТАКМС.
На
закупки оружия и военной техники военно-воздушных сил в 1991 финансовом году
планируется выделить 31,1 млрд. долларов, что составит 39,9 проц. всех
финансовых средств Пентагона, запрашиваемых на эти цели. Около 50 проц. данной
суммы (14,2 млрд. долларов) предназначается для приобретения авиационной
техники. Предусматривается закупить пять стратегических бомбардировщиков В-2А «Стелт»
(3,8 млрд. долларов), 36 истребителей F-15 D и Е «Игл» (1,7 млрд.), 150
истребителей F-16 С и D «Файтинг Фалкон» (2,9 млрд.) и шесть транспортных
самолетов С-17А (2,1 млрд.). Большое внимание министерство ВВС уделяет
модернизации авиационной техники. На эти цели намечается ассигновать 1,8 млрд.
долларов. Наиболее крупными программами в этой области являются модернизация
стратегических бомбардировщиков В-1В и В-52 (134,1 и 109,6 млн. долларов), а
также самолетов-заправщиков КС-135 (631,9 млн.).
Ассигнования на приобретение ракетно-космической техники предполагается
увеличить в 1991 финансовом году до 9 млрд. долларов (6,6 млрд. в 1990-м), что в
первую очередь связано с ростом финансовых средств по программе МБР MX (2 млрд.
долларов по сравнению с 0,8 млрд. в 1990 финансовом году). В 1991 финансовом
году намечено закупить 12 МБР (по программе MX), кроме того, 100 крылатых ракет
воздушного базирования АСМ (488,6 млн. долларов), 1250 УР класса «воздух -
воздух» AMRAAM (915,5 млн.), 120 противорадио локационных ракет HARM
(38,6 млн.). Более 50 проц. (4,6 млрд. долларов) ассигнований на
ракетно-космическую технику ВВС предполагается направить на закупки космической
техники: двух ракет-носителей (208,6 млн. долларов), одного ИСЗ спутниковой
системы метеорологического обеспечения DMSP (Defense Meteorological Satellite
Program, 147,8 млн.) и ИСЗ системы раннего предупреждения о запусках
баллистических ракет по программе DSP (Defense Support Program, 326,2 млн.), а
также для реализации ряда секретных программ.
Особое внимание командование ВВС уделяет радиоэлектронным средствам управления,
связи, разведки и РЭБ. На эти цели планируется ассигновать 1,7 млрд. долларов.
Военно-морским силам на закупки оружия и военной техники предусматривается
выделить 33,5 млрд. долларов, что составит около 43,0 проц. всех ассигнований
министерству обороны на эти цели. На программы строительства боевых кораблей и
вспомогательных судов планируется выделить 11,2 млрд. долларов. За счет этих
средств предполагается заказать 27 боевых кораблей и вспомогательных судов,
провести модернизацию состоящих на вооружении кораблей. ВМС намечают заказать
одну ПЛАРВ типа «Огайо» (1,4 млрд. долларов), две ШГА - «Си Вулф» (3,5 млрд.),
пять эсминцев УРО - «Орли Бёрк» (3,6 млрд.). В связи с завершением программы
приобретения в 1991 финансовом году будет прекращено финансирование
строительства ПЛА типа «Лос-Анджелес».
В
1991 финансовом году планируется закупить ракетное оружие для оснащения палубной
авиации и кораблей (всего на сумму 4,8 млрд. долларов), в частности: для ПЛАРБ
типа «Огайо» - 52 БР «Трайдент-2» (1,5 млрд. долларов), 600 крылатых ракет
«Томагавк» (836,8 млн.), 215 противокорабельных ракет «Гарпун» (244,3 млн.),
1320 противорадиолокационных ракет HARM (341 млн.).
На
авиационную технику для ВМС в 1991 финансовом году запрашивается 9,8 млрд.
долларов, в том числе на производство 24 штурмовиков AV-8B «Харриер» (534,8
млн.), 12 истребителей F-14 А и D «Томкэт» (996,9 млн.), 66 самолетов F/A-18
«Хорнет» (2123,3 млн.), а также палубного штурмовика А-12 (финансирование
засекречено). Предусматривается также приобрести три самолета РЭБ ЕА-6В «Проулер»
(372,4 млн. долларов), шесть самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай» (411
млн.). Значительные средства предполагается направить на оснащение ВМС
вертолетной техникой: 24 противолодочными вертолетами SH-60 В и F (456,2 млн.
долларов), 23 транспортно-десантными вертолетами СН-53Е «Супер Стэльен» (459,5
млн.).
Управлениям и ведомствам министерства обороны планируется ассигновать около 2,8
млрд. долларов на закупки радиоэлектронных систем управления, связи и разведки,
а также другого оборудования и имущества.
Сокращение общей суммы ассигнований по данной статье приведет к изменению
системы приоритетов в структуре ассигнований министерству обороны по целевому
назначению. Статья «Закупки оружия и военной техники» переместится со второго
места на третье, а статья «Содержание военнослужащих» соответственно с третьего
на второе.
На
первом месте по объему финансирования в 1991 финансовом году, как и в предыдущие
годы, статья «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск».
Ассигнования на нее увеличатся на 3,8 проц. и достигнут 90,1 млрд. долларов, а
ее доля в бюджете Пентагона составит 30,5 проц. Приоритет данной статьи
свидетельствует о той важной роли, которую военное руководство отводит
поддержанию высокого уровня боеготовности вооруженных сил. Выделенные средства
позволят установить следующие нормы пробега, налета и плавания: для экипажей
бронетанковой техники - 800 миль (1287 км) в год, летчиков армейской авиации -
14,5 летных часа в месяц, морской авиации - 25, тактической авиации ВВС - 19,5,
для моряков - 50,5 сут в квартал в открытом море.
Изменения в уровне финансирования бюджетной статьи «Содержание военнослужащих» в
1991 финансовом году по сравнению с предыдущим годом обусловлено влиянием двух
факторов: предполагаемым сокращением численности вооруженных сил США и
увеличением окладов военнослужащим. Планируется сократить регулярные вооруженные
силы на 37 тыс. человек: сухопутные войска - на 16 тыс., ВВС - 15 тыс., ВМС-6
тыс. Численность национальной гвардии и резервов вооруженных сил будет уменьшена
на 3 тыс. Проектом военного бюджета предусматривается роет денежного содержания
военнослужащих на 3,5 проц. В итоге сумма ассигнований на содержание
военнослужащих (основной оклад и различные надбавки, продовольственно-вещевое
довольствие, перевозки военнослужащих и их багажа) в 1991 финансовом году
оцениваются в 79,1 млрд. долларов (прирост за год на 0,8 проц.). 'Удельный вес
этой статьи в бюджете министерства обороны в последние годы стабилен и
составляет 26-27 проц.
Ожидается, что ассигнования на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) возрастут в 1991 финансовом году на 3,3
проц. и достигнут 38 млрд. долларов. Удельный вес данной статьи в последние годы
устойчиво составляет около 13 проц. ассигнований Пентагону. В их распределении
по видам вооруженных сил сохраняется тенденция возрастания доли управлений и
ведомств министерства обороны и сухопутных войск при уменьшении удельного веса
ВВС и ВМС. Проектом бюджета на 1991 финансовый год предусмотрено небольшое
сокращение по сравнению с предыдущим годом ассигнований на НИОКР ВВС и ВМС (на
3,2 и 2,9 проц. соответственно), в то время как объем финансирования НИОКР в
интересах сухопутных войск увеличится на 11,1 проц., а управлений и ведомств
министерства обороны - на 15,5 проц. В целом первое место по ассигнованиям
по-прежнему будут занимать ВВС (34,7 проц.), однако на второе выдвигаются
управления и ведомства министерства обороны (25,5 проц.), на третьем месте - ВМС
(23,9 проц.), на четвертом - сухопутные войска (15,8 проц.).
Наибольшие суммы, как и в предыдущие годы, планируется направить на проведение
НИОКР по тактическим программам. Объем финансирования этих программ сохранится
на уровне текущего года и оценивается в 13,5 млрд. долларов, или 35,5 проц. всех
ассигнований на НИОКР. Наиболее дорогостоящими программами в рамках данного
программного комплекса являются разработки многоцелевого истребителя ATF (1
млрд. долларов), многоцелевого вертолета LHX (0,5 млрд.), военно-транспортного
самолета С-17А (0,5 млрд.).
В
то же время приоритет по темпам финансирования по-прежнему имеет программный
комплекс «Разработки перспективных технологий», главным образом вследствие
значительного объема финансовых средств, выделяемых на программу СОИ (4,5 млрд.
долларов). Всего на разработки перспективных технологий запрашивается 6,3 млрд.
долларов (16,6 проц. всех ассигнований), что на 6,8 проц. больше, чем в текущем
году.
Уровень финансирования стратегических программ существенно не изменится (прирост
за год 3,7 проц.) и составит 5,6 млрд. долларов. Удельный вес стратегических
программ по сравнению с предыдущими годами сократится до 14,7 проц. Значительные
средства в рамках данного программного комплекса предполагается выделить на
разработки стратегического бомбардировщика В-2А «Стелт» (1,6 млрд. долларов),
спутниковой системы связи «Милстар» (0,8 млрд.), разработку и модернизацию МБР
(0,8 млрд.).
Относительное значение других программных комплексов довольно стабильно: на
развитие научно-технической базы направляется около 9 проц. ассигнований
министерству обороны на НИОКР, разработку и модернизацию систем управления,
связи и разведки - 12-13 проц., обеспечение решения общих задач - 11-12 проц.
На
строительство военных объектов запрошено 5,6 млрд. долларов (годовой прирост 5,7
проц.), что составляет 1,9 проц. всех ассигнований Пентагону. Средства по данной
статье предназначены для обеспечения проектирования, сооружения, реконструкции и
капитального ремонта объектов военной инфраструктуры, а также для приобретения
земельных участков.
Ассигнования на жилищное обеспечение военнослужащих предусмотрены в сумме 3,5
млрд. долларов (годовой прирост 9,4 проц.). Основная часть этих средств пойдет
на строительство (приобретение) 1249 новых домов и реконструкцию более 106 600
старых, а также на текущий и капитальный ремонт, эксплуатацию, оплату аренды и
страхования жилого фонда.
На
программу охраны окружающей среды по различным статьям бюджета министерства
обороны планируется выделить 1,5 млрд. долларов (за предыдущие пять лет - 2,7
млрд.). Данная программа включает установку оборудования, контролирующего
загрязненность воздуха от котельных, а также очистку воды и замену асбеста
другими строительным материалами.
Руководство министерства обороны уделяет значительное внимание повышению
эффективности использования финансовых средств. В первую' очередь это касается
приобретения оружия и военной техники. За счет проводимых в этих целях
мероприятий в предстоящие пять лет планируется сэкономить 39 млрд. долларов.
В
отличие от бюджета министерства обороны по министерству энергетики предусмотрено
резкое расширение объемов финансирования военной программы, предназначенной для
обеспечения разработки и производства ядерного оружия. Ассигнования министерству
энергетики на эти цели оцениваются в 1991 финансовом году в 11 млрд. долларов,
расходы - 10,4 млрд., что на 13,4 и 16,9 проц. соответственно больше, чем в
текущем году. В реальном исчислении прирост составит 8,4 и 11,7 проц.
соответственно.
Ассигнования на военные программы министерства энергетики в 1991 финансовом году
будут направлены на разработку, испытание и производство ядерного оружия (4,7
млрд. долларов), производство ядерных материалов (2,4 млрд.), разработку ядерных
реакторов для ВМС (0,7 млрд.) и новых реакторов для наработки трития (0,4
млрд.), а также на проведение мероприятий, связанных с захоронением
радиоактивных отходов и соблюдением режима секретности (0,1 млрд. долларов).
На
.исследования и разработки по программе СОИ в рамках военных программ
министерства энергетики в 1991 финансовом году предусмотрено выделить 0,2 млрд.
долларов.
Кроме того, заявка администрации по военным программам министерства энергетики
на 1991 финансовый год включает 2,4 млрд. долларов на реализацию пятилетнего
плана по восстановлению окружающей среды и утилизации отходов военных объектов.
Согласно этому плану будет проведена модернизация существующих объектов в
соответствии с требованиями федеральных и местных властей по охране окружающей
среды, безопасности здоровья и ликвидация загрязнения среды от их предыдущей
деятельности.
На
подготовку системы государственного управления к действиям в условиях
чрезвычайной обстановки, гражданскую оборону и другие военные программы по линии
ФЕМА намечается выделить 314 млн. долларов.
На
программу «Силы боеготового резерва судов морских перевозок» запрошено 225 млн.
долларов. Данная программа существует с 1989 года и направлена на развитие
резервного флота, суда которого могут быть задействованы в военное время в
основном в качестве спасательных. Средства, выделяемые на программу, проходят по
бюджету министерства транспорта, в частности управления морских перевозок. Они
направляются как на приобретение новых судов, так и на приведение в состояние
готовности части судов, имеющихся в составе резерва флота национальной обороны.
Предполагается, что к 1994 году силы боеготового резерва судов морских перевозок
будут включать 142 судна.
Ассигнования и расходы других ведомств в рамках военного бюджета в соответствии
с бюджетной заявкой составят 0,2 млрд. долларов.
Помимо военного бюджета, часть затрат военного характера проходит по гражданским
разделам федерального бюджета. По мнению американских специалистов, в первую
очередь к ним относятся программы военной помощи иностранным государствам,
финансируемые из фондов президента3, и
бюджет НАСА, так как результаты деятельности в области аэронавтики и
исследования космического пространства широко используются в военных целях.
Ассигнования и расходы на военную помощь в 1991 финансовом году планируются в
размере 4,8 млрд. долларов. Основная часть этих средств направляется на
программу «Финансирование экспортных продаж оружия». В соответствии с данной
программой оказываются помощь иностранным государствам для закупок в США оружия
и военной техники, услуги по обучению личного состава, строительству военных
объектов. В 1991 финансовом году по этой программе помощь будет оказана
полностью на безвозмездной основе (в 1990-м безвозмездная помощь составляет 91
проц. средств, выделенных по этой программе). Основными странами - получателями
военной помощи США по программе «Финансирование экспортных продаж оружия»
останутся Израиль, АРЕ, Турция, Пакистан и Филиппины.
На
программу «Подготовка иностранного военного персонала» в 1991 финансовом году
предполагается выделить более 50 млн. долларов. В соответствии с этой программой
в США ежегодно проходят обучение около 6 тыс. человек.
На
деятельность НАСА на 1991 финансовый год запрашивается 15,2 млрд. долларов
(увеличение по сравнению с 1990-м на 23,6 проц.). Это наибольший прирост объемов
финансирования федеральных министерств и ведомств.
В
бюджете НАСА самой крупной является статья «Исследования и разработки»- 7,1
млрд. долларов (на 36,5 проц. больше, чем в 1990-м), или 46,7 проц. всех
ассигнований НАСА, запрашиваемых на 1991 финансовый год (в 1990-м - 42.3 проц.).
Такой значительный рост средств, предназначенных для исследований и разработок
НАСА, вызван в первую очередь увеличением ассигнований на создание
долговременной орбитальной станции «Фридом», которая будет иметь
военно-прикладное значение. На эти цели в 1991 финансовом году запрашиваются
ассигнования в размере 2,6 млрд. долларов (в 1990-м -1,9 млрд.), что составляет
36,6 проц. ассигнований НАСА по данной статье.
На
разработку воздушно-космического самолета NASP, которая проводится совместно с
министерством обороны, в 1991 финансовом году планируется выделить по линии НАСА
119 млн. долларов (в 1990-м - 59 млн.).
Ассигнования по статье «Космические полеты, управление ими, средства передачи
данных» также увеличатся в 1991 финансовом году по сравнению с 1990-м и составят
5,4 млрд. долларов, однако удельный вес их в бюджете НАСА снизится с 37.4 до
35,5 проц. Предусмотрено завершение в течение 1991 года строительства новой
орбитальной ступени многоразового транспортного космического корабля (МТКК) «Шаттл»
(«Колумбия» взамен потерпевшего в 1987 году катастрофу «Челленджера»),
продолжение работ по созданию усовершенствованного твердотопливного двигателя (ASRM),
модернизации МТКК с целью увеличения длительности пребывания на орбите до 14-16
дней. На 1991 год планируется десять полетов МТКК «Шаттл» (в 1990-м - девять) и
предполагается, что к середине 90-х годов будет производиться до 14 полетов
ежегодно.
В
целом, несмотря на замедление темпов финансирования военных приготовлений в
последние годы, выделение финансовых средств на военные цели, предусмотренное
проектом федерального бюджета, обеспечит выполнение всех основных военных
программ по поддержанию и повышению боевой готовности вооруженных сил США.
1 Ассигнования - это утверждаемый конгрессом
объем финансовых средств, в пределах которого министерства и ведомства могут
заключать контракты и осуществлять платежи в текущем и последующих годах Сумма
ассигнований ограничивает объем финансовых обязательств, которые министерства
(ведомства) могут принимать на себя в 1ечение периода времени, определенного в
соответствующих законах об ассигнованиях.
2 Расходы - это сумма денежных средств,
которая фактически затрачивается в данном финансовом году для оплаты принятых
финансовых обязательств как прошлых лет. так и текущего года
3 Подробнее о фондах президента США см.:
Зарубежное военное обозрение. -1990. - № 7. - С. 89-90. - Ред.
Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.59-65 |