О создании подразделения базовых патрульных
самолётов НАТО
Капитан 1 ранга Ю. Кравченко
В
последнее время на страницах зарубежной печати развернулась дискуссия о
целесообразности создания в рамках НАТО на постоянной основе многонационального
подразделения самолетов базовой патрульной авиации (NATO Maritime Patrol
Aviation Force).
Предлагается сформировать эскадрилью базовых патрульных самолетов, подчиненную
верховному главнокомандующему ОВС НАТО на Атлантике и финансируемую за счет
стран - участниц блока, авиация которых привлекается для патрулирования
акватории Северной Атлантики (Канада, ФРГ, Нидерланды, Норвегия, Великобритания
и США]. Возможно, что к финансовому обеспечению проекта будут привлечены и
другие государства - Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Португалия,
Испания и Франция.
Североатлантический союз имеет опыт создания подобных формирований. Так, с
января 1968 года действует постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике {Standing
Naval Force Atlantic-STANAVFOR-LANT), а с июня 1982-го - командование АВАКС НАТО
(NATO Airborne Early War-ning Force Command - NAEWFC).
Для того чтобы исключить трудности, связанные с эксплуатацией разнотипных
самолетов, предполагается выбрать для этой цели какой-то один образец
авиационной техники. Это могут быть нидерландские базовые патрульные самолеты
Р-ЗС «Орион» (13 единиц) или же 12 новых ма-шин Р-7А (проект LRAACAJ*,
которые намерена приобрести Западная Германия. Самолеты будут собственностью
НАТО и в своем обозначении иметь индекс N, например NP-3C «Орион». Последний
вариант (самолеты Р-7А) позволит, по мнению некоторых военных специалистов,
улучшить в ФРГ финансирование других программ, а натовскую эскадрилью
укомплектовать новейшей авиационной техникой.
В качестве основной оперативной авиабазы называются такие, как Махрихениш и
Кинлосс (Великобритания), Фалькенбург (Нидерланды), Овар (Португалия), а
передовыми авиабазами могут явиться Андёйя (Норвегия), Кефлавик (Исландия] и
Лагенс (Азорские о-ва).
Однако представитель НАТО заявил, что вопрос о создании на постоянной основе
многонационального подразделения самолетов БПА на официальном уровне еще не
обсуждался и каких-либо конкретных планов на этот счет не существует.
* Подробнее о новом перспективном базовом
патрульном самолете Р-7А см.; Зарубежное военное обозрение. - 1989. - №12.- С
61-63, 66. - Ред.
Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.58 |