Атомные многоцелевые подводные лодки
Капитан 1 ранга В. Кипов
Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру решаемых
задач, составу вооружения и типу энергетической установки подразделяются на
ПЛАРБ - атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, ПЛА - атомные
многоцелевые и дизельные. В данной статье рассматриваются атомные многоцелевые
подводные лодки ВМС стран НАТО (общее количество - около 120 ПЛА), их состояние
и перспективы развития.
По
взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть возложен широкий
круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде всего ПЛАРБ, в районах
боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных; кораблей и
транспортов; борьба (совместно с надводными кораблями и авиацией) за завоевание
и удержание господства на море; организация рубежей в узкостях с целью
воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие в
блокадных действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морских
коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановка мин,
ведение разведки, высадка разведывательно-диверсионных групп.
На
современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива рассчитан на
дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10 - 13 годам службы
без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной энергетической установки (ЯЭУ)
позволяет обеспечить не только движение ПЛА, но и действие разнообразных систем
оружия, бортового оборудования, средств жизнеобеспечения и обнаружения, а также
электронных приборов.
|
Рис. 1. Подводная лодка типа
«Лос-Анджелес» |
|
Рис. 2. Размещение УВП Мк45 для
ракет «Томагавк» на лодках типа
«Лос-Анджелес» (верхние крышки шахт
открыты) |
В
иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической мобильностью
и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку Мирового океана.
При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том или ином районе,
поскольку их основное тактическое свойство - скрытность. Это качество является
одним из основных преимуществ стороны, обладающей атомными подводными лодками.
Например, появление английских ПЛА в Южной Атлантике в период
англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и последующее торпедирование
крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины фактически сковало их надводные силы,
и борьба с английской эскадрой продолжалась в основном самолетами берегового
базирования. Особое значение стратегическая мобильность ПЛА приобретает для
американских ВМС, которые в соответствии с положениями наступательной «морской
стратегии»1 намерены использовать их в
районах, находящихся на значительном удалении от своих баз и непосредственно
примыкающих к территории Советского Союза.
Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных условиях
освоить новые районы, где противник имеет преимущество в надводных и воздушных
силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие корабли и суда (в частности,
в Баренцевом, Карском, Охотском морях), в том числе, подо льдом. Благодаря новым
возможностям ПЛА меняются взгляды на их роль и место в составе оперативных
формирований.
В
зарубежной прессе отмечается, что ПЛА присущи следующие качества: скрытность
действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при сохранении
инициативы в отношении объекта удара; большая автономность, или способность
выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного состава в течение
60 - 90 сут при сохранении высокой боеготовности; значительные ударные
возможности по уничтожению не только морских целей, но и береговых объектов.
Основные характеристики лодок приведены в таблице.
США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в 1952
году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с использованием ядерной
энергетической установки состоялся в начале 1955 года. За 35 лет, прошедших с
той поры, в США построено около 120 ПЛА. Из них две («Скорпион» и «Трешер»)
погибли, десять выведены из состава флота, пять переданы в резерв. Подкласс
многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудован н ы м и ПЛАРБ типа «Этен
Аллен», которые используются в интересах сил специальных операций. Сейчас в
боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.
Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составляют
ПЛА типов «Стёрджен» (37 единиц, построены в 1967 - 1975 годах) и «Лос-Анджелес»
(46 единиц). Последние являются наиболее современными, их поступление в состав
флота, начавшееся во второй половине 70-х годов, продолжается и в настоящее
время со средним темпом три-четыре лодки в год (см. цветную вклейку). Головной
корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй в конце 1976
года (к середине текущего года построено еще 45
единиц). В различных стадиях строительства находятся еще 16 ПЛА этого типа.
Стоимость одной ПЛА около 700 млн. долларов (в ценах 1987 финансового года).
В
соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести месяцев в году
проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой подготовке, на
переходах и в составе передовых группировок. В это же время они могут совершить
один-два длительных автономных похода продолжительностью до двух месяцев каждый.
Для поддержания высокого уровня боевой готовности командование ВМС стремится
повысить коэффициент оперативного использования ПЛА при снижении расходов на их
содержание и сохранении уровня безопасности эксплуатации. Так, еще в 1973 году
принята программа SEOC, согласно которой оперативный цикл (период между
капитальными ремонтами) для ПЛА типов «Пёрмит» и последующих был увеличен с 43
до 70 месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стёрджен» и
«Лос-Анджелес» (рис. 1) достиг 84 месяцев. В результате в течение всего
жизненного цикла на 17 - 19 проц. сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и
соответственно увеличивается время пребывания в боеготовом состоянии. Для второй
подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700 - 718) предполагается вместо ранее
запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены активной зоны
ядерного реактора) провести модернизационные работы.
В
связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется аналитический
контроль за техническим состоянием основных систем, а выявленные неполадки
устраняются в ходе ограниченных ремонтов.
При модернизации атомных подводных лодок командование американских ВМС исходит
из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в водах,
контролируемых противником. Поэтому ПЛА должны быть способны противостоять
любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37 кораблей типа «Стёрджен»,
в ходе которой намечается повысить их боевые возможности, а затем постепенно
начать выводить их из боевого состава (в период 1997 - 2005 годов). Большую
часть работ по модернизации предусматривается провести в ходе плановых ремонтов;
устанавливать гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управления
стрельбой Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние
достижения в области снижения шумности, повышения безопасности плавания,
ремонтопригодности аппаратуры. Все лодки типа «Стёрджен» будут оснащаться КР
«Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод. 5 ADCAP. Основные
направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как существующих, так и
строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с 32-го корабля - SSN719 «Провиденс»
- установкой вертикального пуска (УЗП) Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк»
(рис. 2); монтаж бортовой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ)
AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751 «Сан Хуан»; дооборудование для
подледного плавания в Арктике, в том числе усиление ограждения выдвижных
устройств, применение носовых заваливающихся горизонтальных рулей (с SSN751),
установка дополнительных гидроакустических средств, устройств для постановки
мин; снижение шумности ядерной энергетической установки; применение
противогидроакустических покрытий и ГАС с протяженными буксируемыми антеннами.
Кроме того, повышение боевых возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми
ракетами «Томагавк» и ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод. 5
ADCAP, а также новыми или модернизированными ПЛУР.
ТТХ ПЛА |
Тип подводной лодки - кол-во в строю
(запланировано в серии), бортовые №
находящихся в строю (строящихся и
планируемых к постройке), годы
строительства серии |
Водо-измещение, т: надводное |
Главные разме-рения, м: длина ширина
осадка |
Тип,
мощность энергетической установки, л. с. |
Экипаж, человек (в т. ч. офицеров) |
Вооружение1 |
подводное |
скорость
подводного (надводного) хода, уз |
США |
«Сивулф» - 0(29) (SSN21
- * ), 1995 -* |
*
9150 |
99,4
12,9
10,9 |
S6W,
60 000
35 (20) |
130 (12) |
762-мм ТА - 8, до 50 КР
«Томагавк», Мк48, ПЛУР и ПКР «Гарпун» |
«Лос-Анджелес» - 46 (62)
SSN 688-725, 750-757, (758 - 773),
1976-1994 |
6000
6900 |
109,7
10,1
9,9 |
S6G,
35 000
30 (20) |
133 (13) |
533-мм ТА Мк67 - 4, 26
торпед Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части
торпед могут загружаться 8 КР «Томагавк»
(при отсутствии УВП) и 4-6 ПКР «Гарпун»,
УВП Мк45 для 12 КР «Томагавк» (на SSN719
и последующих) |
«Стёрджен» - 37,
SSN637-639. 646-653, 660- 670. 672-684,
686, 687, 1967-1975 |
4460
4960 |
89
9,7
8,8 |
S5W,
15 000
30 (20) |
107 (12) |
533-мм ТА МкбЗ - 4, 23
торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части
торпед могут загружаться 8 КР «Томагавк»
и 4 ПКР «Гарпун» |
«Пёрмит» - 122
SSN594-596, 603-607,612- 615, 621,
1962-1968 |
3750
300 |
84,9
9,6
8,7 |
S5W,
15 000
30 (20) |
127 (13) |
533-мм ТА МкбЗ - 4, 24
торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части
торпед могут загружаться 4 ПКР «Гарпун» |
«Гленард П. Липскомб» -
1, SSN685, 1974 |
5813
6480 |
111,3
9,7
9,5 |
S5WA,
ок.15000
23 (20) |
129 (14) |
533-мм ТА МкбЗ - 4, 16
торпед Мк48, ПЛУР САБРОК, 4 ПКР «Гарпун» |
«Нарвал» - 1, SSN671,
1969 |
5284
5830 |
95,9
11,5
8,2 |
S5G,
17 000
25 (20) |
129(13) |
533-мм ТА - 4, 16 торпед
Мк48 и 4 ПКР «Гарпун» |
«Этен Аллен»3
- 2», SSN609, 611, 1962 |
6955
7880 |
125
10,1
9,8 |
S5W,
15 000
30 (20) |
126-132
(12) |
533-мм ТА - 4, 8 торпед |
Великобритания |
«Вэлиант» - 5, S102,
103, 46 48, 50, 1966-1971 |
4300
4800 |
86,9
10,1
8,4 |
PWR-1,
15 000 28 (18) |
116(13) |
533-мм ТА -
6. 32 торпеды Мк24 «Тайгерфиш», вместо
части торпед могут загружаться ПКР
«Гарпун» 533-мм ТА - 5, 25 торпед Мк24 «Тайгерфиш».
вместо части торпед могут загружаться
ПКР «Гарпун» |
«Свифтшур» - 6, S126,
108,109, 104-106, 1973-1981 |
4400
4900 |
82,9
9,8
8,5 |
PWR-1,
15 000 30 (18) |
116 (13) |
«Трафальгар» - 6 (7).
S107, 87, 88, 90-92 (93), 1983-1991 |
4200
5208 |
85,4
9,8
8,5 |
PWR-1,
15 000 32(.) |
97(12) |
533-мм ТА -5, 25 торпед
Мк24 «Тайгерфиш». вместо части торпед
могут загружаться ПКР «Гарпун» |
Франция |
«Рубис» - 4 (8) S601 -
604 (605 - 608). 1983 - 1995 |
2385
2670 |
72,1
7,6
6,4 |
CAS-48. 9500
25(.) |
66(9) |
533-мм ТА - 4, 18 торпед
L5 или F17, вместо части торпед могут
загружаться ПКР «Эк-зосет» (SM-39):
возможен прием на борт до 32 мин |
1 Условные
сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР -
крылатая ракета, ПКР -
противокорабельная ракета, ПЛУР -
противолодочная управляемая ракета УВП -
установка вертикального пуска.
2 ПЛА
SSN603 «Поллак» выведена в резерв в
январе 1989 года.
3 Бывшие
ПЛАРБ, переоборудованные в атомные
многоцелевые подводные лодки. |
С
1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си Ланс»2.
Однако при обсуждении бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США
объявило о замораживании работ по этой программе, поскольку устранение вскрытых
на испытаниях опытных образцов технических проблем требует дополнительно около 1
млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается, что ВМС в
настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си Ланс». В
частности, ожидается, что можно использовать технологические новшества,
применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или VLA) для
модернизации ПЛУР САБРОК.
Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию кораблей типа
«Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА нового поколения «Сивулф».
В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на завершение исследований по
корпусу и бортовым системам вооружения новой ПЛА, а также 258 млн. долларов на
закупку компонентов длительного изготовления. В 1989 году заключен контракт на
строительство головного корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен
на 1995-й. Постройку второй и третьей лодок предполагается финансировать в 1991
году, а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная
стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.
|
Рис. 3. ПЛА SSN611 «Джон Маршалл»
(на верхней палубе видны фундаменты для
крепления специальных контейнеров DOS)
включая сферическую антенну диаметром
7,3 м. |
|
Рис. 4. Контейнер DDS: 1 -
декомпрессионная камера; 2 - шлюзовая
камера; 3 - внутренняя дверь; 4 -
основное помещение (ангар); 5 - наружная
дверь; 6 - основание под фундамент на
верхней палубе ПЛА; 7 - подводное
средство доставки боевых пловцов; 8 -
стыковочный узел для соединения с
комингсом аварийно-спасательного люка
лодки; 9 - переходной люк в
декомпрессионную камеру |
При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться
качественного скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых, это
относится к уровню первичного и вторичного акустических полей, ходовым и
маневренным качествам и глубине погружения. Кроме того, новая ПЛА будет
приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличивается боекомплект (50
единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины)' Подводное водоизмещение составит
9 150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9 м. Как сообщается в
зарубежной печати, перечисленные выше и другие характеристики корабля,
опубликованные во время работы над проектом, не являются окончательными и по
ходу строительства могут изменяться.
Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа
«Лос-Анджелес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной
величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что
способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности ЯЭУ
и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении гидролокационных
сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних помещений, уменьшается
радиус циркуляции и повышается маневренность. При выборе диаметра корпуса
учитывались ограничения, связанные с необходимостью выполнения доковых работ, а
также с глубинами в акваториях военно-морских баз и пунктов базирования лодок.
Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется
изготавливать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти на
новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя (волнореза) в
нижней части ограждения выдвижных устройств и новая форма кормового оперения,
которое включает шесть, а не четыре элемента. Увеличение более чем на 2 тыс. т
водоизмещения данных кораблей по сравнению с существующими лодками типа
«Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты НИОКР по созданию перспективных
гидроакустических средств, объединению всего электронного оборудования в единую
АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS3),
применению дополнительных мер по обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости
ее оборудования. Глубину погружения предполагается увеличить до 600 м, а
скорость хода - до 35 уз. Основное вооружение сосуществующих американских
лодках, они размещаются побортно под углом 10°. Количество ТА возрастает с
четырех до восьми, их диаметр впервые в американской практике достигнет 762 мм
(вместо 533 мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ стрельбы
самовыходом торпед, а также зарезервировать габариты для вероятного увеличения
калибра торпед в будущем. Кроме тоставят КР «Томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды
Мк48 мод. 5, новые или модернизированные ПЛУР.
В
результате рассмотрения нескольких вариантов проекта ПЛА разработчики отказались
от намеченного на начальном этапе проектирования расположения торпедных
аппаратов (ТА) в носовой части параллельно диаметральной плоскости. Как и на го,
из этих ТА можно выпускать необитаемые подводные аппараты, позволяющие расширить
боевые возможности ПЛА по обнаружению целей, распознаванию миноподобных
объектов, определению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое
расположение торпедных аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет или
исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода, но
одновременно позволяет в носовой оконечности размещать крупноразмерные
акустические антенны ГАК,
Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они стали в
полном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое для боевых
действий в различных условиях. За счет использования более совершенных средств
связи они могут действовать совместно с надводными кораблями в составе
тактических групп. ПЛА будут привлекаться для нанесения ударов по береговым
объектам крылатыми ракетами, осуществления минных постановок, ведения
противолодочных действий подо льдом.
В
энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать новый
водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных
ходах (максимальная мощность 60 тыс. л. с). При изготовлении активной зоны
применяются улучшенные материалы и топливо. В состав ГЭУ с частичным
вспомогательным электродвижением на малошумном ходу войдут турбогенераторы,
насосы и другие механизмы с уменьшенными габаритами. Традиционный гребной винт
будет заменен низкооборотным многолопастным винтом в насадке (pump-jet).
Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА, приспособленные для
переброски подводных диверсантов. В 1983 - 1985 годах две лодки типа «Этен
Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл», рис. 3) переоборудованы в
транспортно-десантные. На них имеются помещения для личного состава
подразделений сил специальных операций (так называемые команды SEAL), в которых
можно разместить до 65 десантников с оружием и снаряжением. На верхней палубе
установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилиндрической формы (DDS-Dry
Deck Shelter), имеющих шлюзовую и декомпрессионную камеры (рис. 4) и служащих
для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа «Стёрджен»
устанавливается один такой контейнер (переоборудование прошла SSN684 «Кавелла»,
планируется произвести еще пять контейнеров для пяти других кораблей данного
типа).
1 Подробнее об этом см: Зарубежное военное
обозрение. - 1986. - № 11. - С.49-53. - Ред.
2 Подробнее о противолодочной ракете «Си
Ланс» см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 7. - С 56 - 58. - Ред.
3 Подробнее об этой программе см.:
Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С. 55. - Ред.
(Продолжение следует)
Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.53-58 |