Военно-воздушные силы Испании
Полковник В. Кондратьев
Испания занимает важное военно-стратегическое положение в Западной Европе,
поэтому США и их союзники по НАТО всегда стремились расширить военное
сотрудничество с этой страной и втянуть ее в конечном счете в блок. Как
свидетельствует ход событий, эти усилия не пропали зря. Правительство Испании в
70-х годах пошло на развитие двустороннего военного сотрудничества с США,
предоставив им свои военные базы, а затем расширило связи с другими
государствами НАТО: в 1982 году страна стала полноправным членом этого военного
блока и строительство своих вооруженных сил, в том числе и ВВС, подчинила его
интересам.
Ниже на основе данных зарубежной печати приводятся задачи, организация, состав,
боевая подготовка и перспективы развития ВВС Испании.
Задачи, организация и боевой состав. В соответствии со взглядами военного
руководства страны и командования НАТО на испанские ВВС возложено решение
следующих основных боевых задач: завоевание и удержание превосходства в воздухе;
прикрытие важных объектов страны и группировок войск от ударов с воздуха; защита
морских и воздушных коммуникаций в районах Иберийской Атлантики и Западного
Средиземноморья; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным
войскам и силам флота; ведение воздушной разведки; десантирование воздушных
десантов; перевозка по воздуху войск и грузов.
Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет начальник главного штаба
ВВС, который фактически является командующим. Он подчиняется министру обороны и
отвечает за разработку планов оперативного использования соединений и частей
ВВС, организацию и проведение их боевой подготовки, оснащение авиационной
техникой и оружием, материально-техническое обеспечение.
Части и подразделения ВВС распределены по трем военно-воздушным округам (ВВО),
штабы которых находятся в городах Мадрид, Севилья и Сарагоса. Есть также
отдельная воздушная зона Канарских о-вов (штаб в Лас-Пальмас, Канарские о-ва).
Командующие этими округами и отдельной зоной подчиняются начальнику главного
штаба ВВС и отвечают за размещение и материально-техническое обеспечение частей
и подразделений.
На
высшем организационном уровне все силы и средства ВВС страны подразделяются на
три главные группы: авиационную, тыловую и административно-вспомогательную.
Первая группа часто называется военно-воздушной и поэтому иногда по ошибке
ассоциируется с понятием ВВС страны в целом. В ее состав включены практически
все боеготовые авиационные части и подразделения испанских ВВС. По своему
оперативному предназначению они сведены в четыре авиационных командования:
тактическое (ТАК), ПВО, в зоне Канарских о-вов и военно-транспортное.
Во
вторую группу входят учебные заведения с их авиационными частями и
подразделениями, органы тыла и снабжения. Все они сведены в два командования -
учебное и МТО и одно управление (развития инфраструктуры ВВС).
В
третью группу объединены штабы, административные, научно-исследовательские и
прочие организации и учреждения, а также авиационные части и подразделения
центрального подчинения.
В
соответствии с предназначением основные силы и средства ВВС Испании сведены в
пять авиационных командований: тактическое, ПВО, в зоне Канарских о-вов,
транспортное и учебное. Командования отвечают за организацию боевой подготовки
подчиненных частей и подразделений, их боевую готовность, а также за организацию
боевых действий я взаимодействия с другими видами вооруженных сил. Боевой состав
и организация этих командований рассматриваются ниже, а дислокация штабов и
других органов управления, а также основные авиабазы ВВС Испании показаны на
рис. 1.
Тактическое авиационное командование предназначено для оказания
непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и силам флота в
прибрежных районах, нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушной
разведки в тактической глубине обороны противника, наблюдения и целеуказания на
поле боя, воздушного патрулирования и нанесения ударов по морским целям в
акваториях Западного Средиземноморья и Иберийской Атлантики.
Для решения этих задач в командовании имеются три авиационных крыла (21, 22 и
23-е), на вооружении которых состоят около 40 истребителей-бомбардировщиков F-5
различных модификаций и 12 самолетов-разведчиков RF-5A (рис. 2), шесть базовых
патрульных самолетов Р-ЗА «Орион» и семь транспортных С-212 «Авиокар». Кроме
того, командованию подчинена 407-я отдельная авиационная эскадрилья наблюдения,
целеуказания и связи (12 Do-27). Упомянутые выше части и подразделения
дислоцируются на авиабазах Морон (около г. Севилья), Херес (Рота),
Талавера-ла-Реаль и Таблада. В зависимости от обстановки и поставленных задач
ТАК могут быть переданы авиационные части и подразделения из других командований
ВВС страны.
|
Рис. 1. Дислокация штабов и некоторых других органов управления, а также основных авиабаз ВВС Испании |
|
Рис. 2. Самолет-разведчин RF-5A из
состава 211 ибаэ |
|
Рис 3. Истребитель «Мираж-F.IB», состоящий на вооружении 14 иакр |
|
Рис. 4. Поисково-спасательный самолет F-27 (на переднем плане) из
состава 802 аэ и легкий транспортный самолет С-212 из 416 аэ командования ВВС Испании в зоне Канарских о-вов |
|
Рис. 5. Двухместный учебно-боевой самолет F-18B «Хорнет» из 151-й
авиаэскадрильи |
Для непосредственного управления самолетами ТАК в зоне боевых действий при штабе
командования имеется мобильная группа управления. Она укомплектована офицерами
ВВС, прошедшими специальную подготовку в школе авиационной поддержки, хорошо
знающими возможности и тактику своих ВВС, а также вопросы организации и ведения
непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС и взаимодействия с
ними. Эта группа осуществляет контроль за воздушной обстановкой в зоне боевых
действий, управление полетами в ней и наведение самолетов на наземные цели по
заявкам командиров поддерживаемых войск.
Командование ПВО отвечает за прикрытие наиболее важных административных
военных и промышленных центров, группировок войск и сил флота, а также
коммуникаций от нападения с воздуха. В его составе имеются четыре истребительных
авиационных крыла (11, 12, 14 и 15-е), в каждом из которых по две эскадрильи. К
началу 1990 года, как сообщается в зарубежной печати, в этих авиакрыльях
насчитывалось 172 истребителя: 23 «Мираж-ЗЕ и D», 32 F-4C «Фантом-2», 62 «Мираж-F.IE
и В» (рис. 3), 55 F-18A и В «Хорнет», а также четыре самолета-разведчика RF-4C
«Фантом-2».
Кроме истребительной авиации, командованию подчинены наземные органы управления
силами и средствами системы ПВО страны. Общее руководство осуществляет
развернутый на авиабазе Торрехон оперативный центр командования с помощью
автоматизированной системы управления САДА, которая создана с участием
американских фирм и в западной прессе часто называется «Комбат Гранде» (по
программе ее создания).
Территориально силы и средства командования распределены по трем секторам ПВО -
Северному, Центральному и Южному. В каждом из них имеется оперативный центр
сектора, которые развернуты в районах населенных пунктов Инохес, Вильятооас и
Константина. Последние занимаются сбором, обработкой и передачей информации о
воздушной обстановке в вышестоящие органы, управляют всеми имеющимися в зонах их
ответственности силами и средствами ПВО, участвуют в руководстве полетами
авиации. Им подчинены семь центров управления и оповещения, три из которых
совмещены с оперативными центрами, а остальные развернуты вблизи населенных
пунктов Розас, Аликанте, Мотриль, Сольер (Болеарские о-ва), а также отдельные
радиолокационные посты ПВО и РЛС национальной системы управления воздушным
движением.
Расчеты органов системы САДА несут постоянное боевое дежурство. Из числа
активных средств ПВО в состав дежурных сил выделяется, как правило, до шести
истребителей, которые содержатся в различной степени готовности к вылету.
Судя по сообщениям зарубежной печати, кроме решения задач ПВО, авиационные части
и подразделения командования усиленно готовятся к выполнению боевых задач,
связанных с нанесением ударов по наземным и морским целям, а также к ведению
воздушной разведки. Это подтверждается направленностью их боевой подготовки,
составом бортового вооружения и оборудования боевых самолетов. Так, в арсенале
истребителей F-18 «Хорнет», кроме управляемых ракет (УР) AIM-7F «Спарроу» и
AIM-9L «Сайдвиндер», имеются противорадиолокационные и противокорабельные -
AGM-88 HARM и AGM-84 «Гарпун», а также авиационные бомбы различного назначения.
Исходя из этого, западные военные эксперты, подчеркивая разнородность задач,
решаемых командованием ПВО, очень часто называют его боевым.
Командование в зоне Канарских о-вов оперативно подчинено командующему
вооруженными силами страны в зоне и предназначено для прикрытия с воздуха этой
важной перевалочной базы США при переброске войск и военных грузов с
Американского континента в Европу, Средиземноморье и на Ближний Восток, а также
авиационного обеспечения дислоцирующихся в этом районе войск и сил флота. Для
решения указанных задач в составе командования имеются 46-е смешанное
авиационное крыло (смакр) и 802-я отдельная поисково-спасательная эскадрилья. В
46 смакр входят две авиационные эскадрильи: 461-я транспортная (12 С-212 «Авиокар»
и Do-27), 462-я истребительная (23 «Мираж-F. IE и В»). На вооружении 802 аэ
имеются три самолета F-27 и три вертолета AS-332 «Супер Пума», оборудованных для
поиска и спасения экипажей терпящих бедствие самолетов, вертолетов, кораблей и
судов.
Авиационные подразделения командования дислоцируются на авиабазе Гандо (вблизи
г. Лас-Пальмас). При переброске войск и грузов по воздуху с Американского
континента в Европу, Средиземноморье, на Ближний Восток и обратно здесь несут
дежурство базовые патрульные самолеты авиации ВМС США, а также команды
обеспечения перелетов транспортных и боевых самолетов американских ВВС.
Транспортное авиационное командование занимается воздушными перевозками
войск и грузов в интересах всех видов вооруженных сил страны. В него входят три
транспортных авиационных крыла (тракр):
- 31-е (авиабаза Сарагоса), в котором имеются 311-я транспортная эскадрилья
(семь самолетов С-130 «Геркулес») и 312-я транспортно-заправочная (пять КС-130),
а также звено управления (шесть Do-27);
- 35-е (Хетафе), состоящее из трех эскадрилий - 351, 352 и 353-й. На вооружении
первых двух находятся 24 самолета С-212 «Авиокар», третьей - четыре DHC-4A
«Карибу» и два С-207 «Азорс»;
- 37-е (Вилланбула, около г. Вильядолид), в котором 371-я (18 С-7А и В) и 372-я
(12 DHC-4A) эскадрильи.
Экипажи самолетов С-130Н, кроме доставки грузов посадочным способом,
подготовлены к их выброске на парашютах с использованием трех систем: PDS (Platform
Delivery System) - на платформах, CDS (Container Delivery System) - в
контейнерах массой до 1 т каждый, LAPES (Low Altitude Parachute Extraction
System) - с применением парашютной системы для одергивания груза при полете
самолета на предельно малой высоте (около 10 м).
312 аэ была сформирована для обеспечения дозаправки топливом в полете самолетов
«Мираж». В настоящее время перед ней поставлена задача по дозаправке
истребителей F-18 «Хорнет». Кроме того, состоящие на ее вооружении самолеты
КС-130Н регулярно используются для перевозки грузов.
Остальные авиационные части и подразделения командования предназначены для
выполнения основной задачи (воздушные перевозки войск и грузов), но некоторые из
них занимаются решением ряда специфических задач. В частности, 372 аэ уже многие
годы занимается главным образом выброской парашютистов, а имеющиеся в 353 аэ два
самолета С-207 используются для буксировки воздушных мишеней во время тренировок
и практических стрельб истребительной авиации командования ПВО ВВС страны и
расчетов ЗУР и ЗА сухопутных войск.
Учебное авиационное командование занимается подготовкой летного и
технического состава для военной авиации страны. В него входят учебные заведения
ВВС, а также обеспечивающие их деятельность шесть учебных авиационных крыльев (уакр)
и групп (уагр), в составе которых насчитывается 14 эскадрилий.
Основным учебным заведением по подготовке офицеров-летчиков является высшее
авиационное училище в г. Мурсия (в западной печати оно часто называется
академией ВВС). Срок обучения в нем четыре года. Для летной подготовки при
училище имеется 79-е учебное авиационное крыло, в которое входят три эскадрильи:
791-я (24 Т-34А «Ментор» и восемь Т-ЗЗС), 792-я (пять С-212 «Авиокар») и 793-я
(40 С-101 «Авиоджет», в том числе шесть самолетов звена высшего пилотажа
«Орлы»). При этом первая обеспечивает прохождение курса начальной летной, вторая
- штурманской, а третья - основной летной подготовки.
По
окончании училища выпускникам присваивается воинское звание лейтенант и они
направляются для прохождения курса повышенной летной подготовки по конкретным
профилям.
Так, летчики реактивных боевых самолетов завершают свою подготовку в школе
боевого применения истребительной авиации (Талавера-ла-Реаль), оперативно
подчиненной ТАК (сформирована на базе бывшей школы летчиков реактивной авиации
учебного командования). Летную подготовку в этой школе обеспечивает 73-е
учебно-боевое авиационное крыло, имеющее в своем составе две эскадрильи
самолетов F-5 (22 машины).
Экипажи турбовинтовых и поршневых самолетов заканчивают свое обучение в летной
школе транспортной и вспомогательной авиации (Матакан). Прохождение ими курса
повышенной летной подготовки обеспечивают две эскадрильи 74-го учебного
авиакрыла: 744-я (восемь С-212 «Авиокар») и 745-я (12 В.55 «Барон»). Здесь же
развернута школа авиационных диспетчеров и других специалистов службы управления
воздушным движением.
Летчики вертолетов курсы основной и повышенной подготовки проходят в вертолетном
училище (Альмерия), в котором имеется 78-е учебное авиационное крыло. На
вооружении трех его эскадрилий (781, 782 и 783-й) состоит более 30 вертолетов
различных типов, в том числе Белл 47С, Хьюз 269А, АВ-205А и UH-1H «Ирокез».
На
учебное авиационное командование возложены задачи восстановления навыков техники
пилотирования летчиков после длительного перерыва в полетах, а также подготовки
кандидатов в летные и технические училища и школы. Первая решается 41-й учебной
авиационной группой (Матакан). На вооружении двух ее эскадрилий (411-й и 412-й)
имеется около 40 самолетов С-101. Вторую решают школа подготовки резерва (Хетафе)
и авиационные клубы, которые содержатся главным образом за счет бюджета
министерства обороны. В школе имеется 42-я учебная авиагруппа, в трех
эскадрильях которой насчитывается более 30 легких учебно-тренировочных
самолетов.
Подготовка наземных авиационных специалистов производится как в военных, так и в
гражданских учебных заведениях, а также на специальных курсах, организуемых на
базе фирм и предприятий, занимающихся разработкой, производством, ремонтом и
обслуживанием соответствующей авиационной техники и систем оружия.
При закупке самолетов (вертолетов) и авиационного вооружения за рубежом, как
правило, первая партия летного и технического состава ВВС Испании (особенно
группы инструкторов) проходит подготовку в странах, производящих технику и
оружие, или в Испании, но под руководством специалистов из этих государств.
Командование МТО отвечает за снабжение ВВС авиационной техникой и
оружием, материально-техническими средствами обеспечения повседневной и боевой
деятельности частей и подразделений. Кроме того, оно ведает вопросами
обслуживания и ремонта самолетов, вертолетов, наземной техники и систем оружия.
Для решения этих задач в составе командования имеются четыре основных
управления: закупок, снабжения, МТО, обслуживания и ремонта. Им подчинены
соответствующие учреждения, организации, части и подразделения.
Например, управлению обслуживания и ремонта авиационной техники и оружия
подчинены три крыла данного предназначения: 51-е (Куарто-Вьентос), 52-е (Таблада)
и 53-е (Альбасетте).
В
командование МТО входит 54-е авиакрыло, занимающееся летными испытаниями в
процессе выполнения программ по совершенствованию авиационной техники и
разработке нового оборудования и вооружения. Ранее эту задачу выполняла 407-я
испытательная авиаэскадрилья, которая в 1985 году была реорганизована в 44-ю
испытательную авиационную группу, а в 1986 году - в 54-е авиакрыло. Постоянный
состав крыла представлен небольшим количеством специально оборудованных
самолетов С-212, С-101 и некоторых других. Однако в случае необходимости ему
могут быть переданы самолеты и вертолеты из строевых частей и подразделений ВВС
страны.
Авиационные части и подразделения центрального подчинения решают ряд
специфических вспомогательных задач, например, таких, как: перевозка высших
государственных и военных деятелей страны, аэрофотосъемка, тушение пожаров,
выполнение поисково-спасательных операций, обеспечение деятельности штабов
различного уровня и т. д. К их числу относятся две авиационные группы, девять
отдельных авиаэскадрилий и значительное количество более мелких подразделений
отрядов и звеньев.
Перевозкой высокопоставленных лиц занимаются экипажи 45-й авиагруппы (Мадрид), в
составе которой имеются две эскадрильи: 451-я (один DC-8, один Боинг 707) и
452-я (семь «Фалкон-20», два «Фалкон-50» и один «Фалкон-900»).
Тушением пожаров занимается 43-я авиагруппа (431 и 432 аз, 13 самолетов CL-215).
Местом ее постоянной дислокации является авиабаза Торрехон, но в наиболее жаркие
периоды года ее самолеты рассредоточиваются и несут дежурство на аэродромах,
расположенных вблизи пожароопасных районов. Чаще всего такими аэродромами
являются Сантьяго де Компостелла, Пальма, Валенсия и Херес.
Для решения задач по поиску и спасению экипажей терпящих бедствие самолетов,
вертолетов, кораблей и судов, а также других военнослужащих и гражданских лиц в
ВВС Испании имеется три эскадрильи: 801, 802 и 803-я. Как упоминалось выше, 802
аэ, оснащенная самолетами F-27 (рис. 4) и вертолетами AS-332 «Супер Пума»
передана в оперативное подчинение командования ВВС в зоне Канарских о-вов. На
вооружении 801 аэ (аэродром Сан-Сан-Хуан, о. Мальорка) состоят пять самолетов
С-212 и шесть вертолетов AS-332 «Супер Пума», а 803-й (Куарто-Вьентос) - четыре
C-212D и пять SA-319 «Алуэтт-3».
Деятельность штабов ВВС страны обеспечивают отдельные авиационные эскадрильи,
отряды и звенья. Так, к главному штабу ВВС Испании приписаны две эскадрильи
(911-я и 912-я), к штабам военно-воздушных округов - по одной (901, 902 и
903-я), а к штабам более низкого уровня - по звену (как правило, в каждом из них
насчитывается от трех до шести самолетов и вертолетов). На вооружении этих
подразделений имеются самолеты CL-215 и Do-27, а также вертолеты AS-332 и
SA-330.
Боевая подготовка проводится с целью поддержания ВВС в высокой степени
готовности к выполнению возложенных на них задач, а также совершенствования
выучки летного и технического состава, расчетов наземных органов управления и
штабов.
Планы и направленность боевой подготовки конкретных авиационных частей и
подразделений в первую очередь зависят от характера поставленных перед ними
задач. Так, боевые эскадрильи тактического авиационного командования тренируются
главным образом в нанесении ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям,
а подразделения истребителей ПВО готовятся к решению основной задачи - защите
своих войск и объектов тыла от нападения воздушного противника.
Важное место отводится различной) рода маневрам и учениям, в ходе которых
проверяется готовность участвующих в них сил к решению поставленных перед ними
боевых задач, отрабатывается взаимодействие как между ними, так и с сухопутными
войсками и ВМС. В частности, по сообщениям зарубежной печати, в Испании
регулярно проводятся учения сил и средств ПВО под кодовым наименованием «Канарис».
Их основная цель-отработка взаимодействия истребительной авиации, расчетов
управления и оповещения, центров ЗРК сухопутных войск при отражении налета
авиации противника.
Большое внимание уделяется взаимодействию авиации с сухопутными войсками и ВМС в
ходе таких учений, как «Валеро», «Диана» и «Примавера», а также участию
испанских ВВС в совместных учениях с вооруженными силами других стран - членов
блока НАТ0, особенно Франции и США. Например, в 1988 году было проведено
испано-американское учение сил специальных операций «Трабуко-88», в котором
принимали участие разведывательно-диверсионные подразделения и обеспечивающие их
части и подразделения ВВС, сухопутных войск и ВМС обеих стран. В ходе его
отрабатывались задачи по выброске, снабжению и эвакуации отрядов (групп)
специального назначения. Для этого были задействованы военно-транспортные
самолеты и поисково-спасательные вертолеты ВВС Испании.
В
процессе боевой подготовки авиационных частей и подразделений важное место
отводится практическому применению вооружения. Так, экипажи боевой авиации
регулярно выполняют стрельбы из пушек по наземным целям на полигонах
Барденас-Реалес и Кауде, бомбометание на о-вах Колумбретес, стрельбы по
воздушным мишеням в зонах, расположенных южнее населенных пунктов Ибиза и
Теруэль.
По
свидетельству западной прессы, средний годовой налет испанских летчиков
неодинаков. В большей части подразделений он составляет 80-100 ч, а в
эскадрильях, вооруженных истребителями «Мираж-F.l» и F-18 «Хорнет», - 100-120 ч.
Однако, по мнению иностранных военных специалистов, этого вполне достаточно для
поддержания хорошего уровня летной подготовки экипажей. В целом, по их. оценке,
ВВС Испании содержатся в высокой степени боеготовности.
Развитие ВВС Испании осуществляется путем совершенствования самолетного
парка, органов управления, тыла, организационной структуры и системы боевой
подготовки.
Совершенствование самолетного парка идет по трем направлениям: модернизация
состоящих на вооружении самолетов и вертолетов, закупка новой авиационной
техники за рубежом и создание собственных образцов. Примером первого может
служить выполняемая в настоящее время модернизация самолетов F-5, которая
предусматривает усиление некоторых узлов планера, установку нового бортового
оборудования, в том числе лазерных дальномеров, систем отображения информации,
аэрофотоаппаратов и более совершенной навигационной аппаратуры.
Одной из важнейших программ перевооружения испанских ВВС за счет закупок техники
за рубежом является приобретение в США 72 новых тактических истребителей F-18
«Хорнет», из них 12 двухместных учебно-боевых F-18B (рис. 5) и 60 одноместных
боевых F-18A. Поставка F-18B началась в июле 1986 года, а закончилась в 1990-м.
Как сообщалось в западной печати, в дополнение к имеющимся в испанских ВВС
разведывательным самолетам RF-4C (четыре машины) и RF-5A (девять) в США куплено
восемь самолетов RF-4C, которые состояли на вооружении ВВС национальной гвардии.
Все они будут капитально отремонтированы и оснащены более совершенной бортовой
аппаратурой и разведывательным оборудованием.
Для расширения боевых возможностей базовой патрульной авиации планируется снять
с вооружения четыре устаревших самолета Р-ЗА «Орион», а вместо них получить из
Норвегии пять Р-ЗВ. После этого 22 акр предполагается передислоцировать с
авиабазы Херес на авиабазу Морон.
Помимо закупок за рубежом, в Испании ведутся работы по созданию собственных
самолетов и их вооружения. Так, с 1985 года па базе учебного самолета С-101
разрабатывается легкий тактический истребитель. В случае принятия его на
вооружение (после проведения летных испытаний) серийное производство
предполагается начать в 1992 году.
По
заказу ВВС испанская фирма ЭКСПАД разработала авиационную бомбовую кассету
ВМЕ-300. Она снаряжается 180 бомбами малого калибра различного назначения -
бронебойными, осколочными или зажигательными. Сброс кассеты может осуществляться
в широком диапазоне скоростей полета самолета-носителя (400- 1100 км/ч) на
высотах с 30 м. Раскрытие кассеты производится через 1-2 с после сброса, затем
каждая бомба спускается на собственном парашюте. Площадь поражения при сбросе
одной кассеты достигает 10 000 м2.
Одновременно в Испании совершенствуются органы управления. Особое внимание при
этом уделяется развитию автоматизированной системы управления ПВО САДА. Как
сообщается в иностранной печати, после выполнения второго этапа этой программы
(«Комбат Гранде-2») значительно расширены ее возможности по организации
взаимодействия истребительной авиации с ЗРК сухопутных войск и по связи с
системой ПВО НАТО «Нейдж». В настоящее время продолжается третий этап этой
программы - «Комбат Гранде-3». В дополнение к имеющимся радиолокационным постам,
которые оснащены РЛС AN/FPS-113 и радиолокационными высотомерами AN/FPS-90,
разворачиваются новые (с участием американских фирм). Производится дальнейшая
автоматизация этой системы путем внедрения более совершенных ЭВМ, развиваются
линии связи и т. д.
Для расширения возможностей по обнаружению воздушного противника, особенно
самолетов, летящих на предельно малых высотах, рассматривается вопрос о
приобретении в США самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и
управления. Западные военные эксперты, учитывая большую стоимость самолетов Е-ЗЕ
«Сентри», предполагают, что ВВС Испании выберут создаваемый в США самолет Р-ЗАЕ
«Сентинел» или состоящий на вооружении авиации ВМС США Е-2С «Хокай».
Наряду с упомянутыми выше в Испании проводятся и другие мероприятия,
направленные на дальнейшее развитие ВВС. В частности, совершенствуется
инфраструктура, расширяются возможности материально-технической базы по
обслуживанию и ремонту авиационной техники и оружия. Касаясь последнего,
зарубежная пресса отмечает, что в результате осуществления запланированных мер
части и подразделения тыла ВВС Испании смогут, самостоятельно обслуживать до 95
проц. бортового оборудования и аппаратуры таких сложных самолетов, как F-18, а
также до 80 проц. узлов и агрегатов его планера и силовой установки.
В
целом, по оценке натовских экспертов, после выполнения перечисленных программ
боевые возможности и боеготовность испанских ВВС значительно возрастут.
Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.31-38 |