Развитие средств войсковой ПВО армии США
Полковник А. Толин, кандидат военных наук
Возникновение в 40-е годы и последующее бурное развитие реактивной авиации,
сопровождающееся ростом скоростей и высот полета боевых самолетов, привело к
резкому снижению эффективности стрельбы ствольной зенитной артиллерии и
обусловило потребность в новом оружии для успешного ведения ПВО. Таким оружием
стали зенитные ракетные комплексы (ЗРК). В сухопутных войсках США в начале 60-х
годов они были представлены комплексами «Найк-Геркулес» и «Хок» с максимальными
дальностями стрельбы 145 и 35 км соответственно.
Появление ЗРК, оказавшихся, по мнению зарубежных военных специалистов,
эффективным средством борьбы на средних и больших высотах как с дозвуковыми, так
и со сверхзвуковыми целями, вынудило авиацию спуститься на малые высоты.
Использование этих высот для полетов боевых самолетов позволило наряду с
решением задачи нанесения ударов по наземным целям осуществлять прорыв ПВО, не
располагавшей средствами борьбы с низколетящими целями (НЛЦ). По мере
совершенствования самолетов, предназначенных для полетов на малых высотах, и их
бортового оборудования, обеспечивающего такие полеты, проблема борьбы с НЛЦ
превратилась в одну из актуальных проблем ПВО и не утратила своего значения до
настоящего времени. В США попытка создания высокоэффективного средства борьбы с
НЛЦ была предпринята в начале 60-х годов, когда началось финансирование
программы разработки всепогодного ЗРК «Маулер».
По
заявлениям руководителей программы, этот комплекс благодаря размещению на одном
самоходном шасси всех его элементов (РЛС, ИК устройства обнаружения цели,
пусковой установки с 12 ракетами) и автоматизации процессов подготовки к
стрельбе и ее ведения должен был обеспечить возможность автономного решения
задачи борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах, обладать высокой
огневой производительностью и отличаться малым временем перевода из походного
положения в боевое. Однако американским специалистам не удалось добиться
удовлетворения таких высоких требований при приемлемых для развертывания
производства значениях стоимости ЗРК «Маулер». В результате в 1965 году
программа была закрыта.
Руководство Пентагона, обеспокоенное наметившимся отставанием в создании средств
борьбы с НЛЦ от западноевропейских стран, приступивших к этому времени к
разработке мобильных ЗРК ближнего действия «Тайгеркэт», «Рапира», «Кроталь»,
«Роланд-1 и -2», «Индиго», приняло решение о выполнении программ разработки
самоходного ЗРК «Чапарэл» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» в
самоходном и буксируемом вариантах (рис. 1). Указанные средства борьбы с НЛЦ
создавались на базе управляемых ракет «Сайдвин-дер-1С» класса «воздух - воздух»
с ИК головкой самонаведения (ГСН) и авиационной автоматической 20-мм
шестиствольной пушкой М61А1 с вращающимся блоком стволов. Использование при
разработке средств ПВО уже проверенного авиационного вооружения обеспечило, по
мнению американских специалистов, успех в выполнении программ и позволило в 1969
году приступить к производству ЗРК «Чапарэл» и зенитных самоходных установок
М163 «Вулкан» и формированию в пехотных, механизированных и бронетанковых
дивизиях сухопутных войск штатных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».
Необходимым средством борьбы с НЛЦ американские военные специалисты считают
также переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Первым комплексом этого
типа в вооруженных силах западных государств стал ПЗРК «Ред Ай», принятый на
вооружение сухопутных войск США в 1965 году.
Завершение в начале 70-х годов программ приобретения ЗРК «Чапарэл», зенитных
артиллерийских установок М163 и М167 «Вулкан», а также ПЗРК «Ред Ай» явилось, по
оценке командования сухопутных войск США, важным этапом развития ПВО в
направлении повышения ее возможностей по борьбе с НЛЦ. Однако, несмотря на
модернизацию ЗРК «Чапарэл» и замену комплекса «Ред Ай» принятым на вооружение в
1981 году ПЗРК «Стингер» (рис. 2), в настоящее время в США критически относятся
к возможностям войсковой ПВО по борьбе с современными средствами воздушного
нападения, действующими с малых высот. В планах модернизации войсковой ПВО,
начавшейся в 1987 году по программе ФААДС (FAADS - Forward Area Air Defense
System), руководство министерства обороны США делает ставку на оснащение
сухопутных войск средствами, обладающими по сравнению с состоящими на вооружении
образцами качественно новыми характеристиками.
|
Рис. 1. Самоходная 20-мм
шестиствольная зенитная установка М163
«Вулкан» |
|
Рис, 2. Переносной ЗРК «Стингер |
Модернизации войсковой ПВО по программе ФААДС предшествовали работы по созданию
средств борьбы с НЛЦ, которые финансировались министерством обороны еще в 70-е
годы. Так, возросшие к тому времени возможности боевых самолетов совершать
полеты на малых высотах (в том числе в сложных метеоусловиях),
продемонстрированные в ходе локальных войн, с одной стороны, и успехи
западноевропейских стран
в разработке всепогодных ЗРК ближнего действия - с другой, обусловили, как
считают зарубежные военные специалисты, принятие в 1975 году решения о создании
американского варианта франко-западногерманского комплекса «Роланд-2». На
основании результатов сравнительной оценки ему было отдано предпочтение перед
ЗРК «Кроталь» (Франция) и «Рапира» (Великобритания). Однако, затратив на НИОКР
около 300 млн) долларов, руководители программы в 1981 году вынуждены были
отказаться от ее продолжения, ссылаясь на сложности в достижении соответствия
ряда характеристик подсистем ЗРК американским стандартам и неприемлемо высокой
стоимости производстве, комплекса в США. В 1963 году 27 выпущенных к этому
времени серийных образцов ЗРК с 595 ракетами были переданы для оснащения одного
из зенитных дивизионов национальной гвардии, но уже в 1988-м из-за высокой
стоимости эксплуатации они стали заменяться ЗРК «Чапарэл».
Другой программой, с успешным выполнением которой руководство министерства
обороны во второй половине 70-х годов связывало надежды на решение проблемы
борьбы с НЛЦ (в том числе в сложных метеоусловиях), была программа ДИВАД (DIVAD
- Division Air Defense). Она предусматривала создание всепогодной ЗСУ в качестве
основного средства ПВО пехотных, механизированных и бронетанковых дивизий и
последую-щее производство 618 таких установок. Однако выбранная в результате
конкурса и разработанная фирмой «Форд азроспейс» 40-мм спаренная ЗСУ «Сержант
Йорк» не была принята на вооружение. В качестве причины закрытие программы ДИВАД
в 1985 году в материалах зарубежной печати указывалось, что с оснащением боевых
вертолетов противотанковыми управляемыми ракетами с дальностью стрельбы б км ЗСУ
«Сержант Йорк» (дальность стрельбы 4 км) стала неспособной решать возлагаемую на
нее задачу борьбы с вертолетами. В ряде публикаций, касающихся причин закрытия
этой программы, которая обошлась США в 1,8 млрд. долларов (расходы на НИОКР и
подготовку к развёртыванию производства), наряду с упоминанием конструктивных
недостатков и несоответствия требованиям некоторых характеристик (эффективность
стрельбы, время реакции, надежность, стоимость) отмечается недоверие к
результатам испытаний ЗСУ «Сержант Йорк», представленным фирмой «Форд азроспейс»
представителям Пентагона.
Программа ФААДС, объявленная в 1985 году, предусматривает создание средств,
которые в войсковой ПВО должны занять место, ранее отводившееся ЗСУ «Сержант
Йорк». Она является комплексной и способна, по мнению командования армии США,
повлиять на возможности сухопутных войск по решению задачи борьбы с НЛЦ
различных типов (в первую очередь с боевыми вертолетами), а в отдельных случаях
- по поражению бронетанковой техники. Программа состоит из пяти частей, в ходе
реализации которых предполагается разработка следующих средств:
- ракетного комплекса типа NLOS (Non Line-Of-Sight) с максимальной дальностью
стрельбы не менее 10 км для поражения воздушных целей и танков, находящихся вне
зоны прямой видимости;
- комплекса типа LOS-F (Line-Of-Sight-Forward) с комбинированным ракетным и
артиллерийским вооружением для поражения целей в зоне прямой видимости на
дальностях 6-8 км. Он предназначается для обороны частей и подразделений,
находящихся во время боевых действий в непосредственном соприкосновении С
противником;
- ЗРК типа LOS-R (Li-ne-Of-Sight-Rear) для поражения воздушных целей в зоне
прямой видимости. Он предназначается для обороны объектов в тыловом районе
дивизии;
- системы обнаружения воздушных целей и управления средствами ПВО дивизии FAAD
С2I (FAAD Command, Control and Intelligence), ее средств обнаружения наземного и
воздушного базирования, а также средств обработки, передачи данных и связи;
- противовертолетных снарядов, укомплектованных радиовзрывателями, для
артиллерийского вооружения танков и боевых машин пехоты.
Предусматривается также оснащение вертолетов АН-64А «Апач» и OH-58D «Кайова» ЗУР
«Стингер», подвешиваемыми в специальных контейнерах, что позволит использовать
указанные вертолеты для борьбы с вертолетами и в некоторой степени с
низколетящими самолетами.
В качестве средств ПВО типов NLOS, LOS-F и LOS-R командованием сухопутных войск
США по результатам конкурсных испытаний было отдано предпочтение соответственно
комплексам FOG-M (Fiberoptic - Guided-Missile), АДАТС (ADATS - Air Defense
Anti-Tank System) и «Авенджер». В ходе конкурса оценивались и другие комплексы
(приводятся в соответствии с перечисленными выше типами):
- ЗРК AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) на основе управляемой
ракеты класса «воздух - воздух»;
- ЗРК «Либерти», представляющий собой модификацию комплексов «Кроталь» и
«Шахиня» (Франция); «Либерти-2», в разработке которого участвовала американская
фирма ЛТВ; «Паледин-2» и «Пала-дин-3», созданные на основе ЗУР «Роланд-2» и
«Роланд-3» французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мес-сершмитт -
Бельков - Блом» совместно с американской компанией «Хьюз»; самоходный вариант
английского ЗРК «Рапира». Все эти ЗРК наряду с ракетным вооружением были
оснащены зенитными автоматическими пушками калибров 20-25 мм;
- комплекс «Сеттер» с ЗУР «Стингер» и контейнером неуправляемых реактивных
снарядов «Спайк».
Ракетный комплекс FOG-M предназначен для поражения воздушных целей (в первую
очередь вертолетов), совершающих полеты на предельно малых и малых высотах с
использованием маскирующих свойств рельефа и других особенностей местности, а
также для борьбы с танками. Максимальная дальность стрельбы по воздушным и
наземным целям согласно тактико-техническим требованиям должна быть не менее 10
км.
В состав FOG-M входят ракета, пусковая установка пакетного типа и аппаратура
наведения с пультом оператора. Судя по сообщениям в зарубежной печати,
предусматриваются два варианта конструктивного исполнения комплекса: на базе
многоцелевого автомобиля высокой проходимости М988 «Хаммер» с шестью ракетами на
ПУ для легких дивизий (рис. 3) и на базе гусеничного самоходного шасси
реактивной системы залпового огня MLRS с 24 ракетами для «тяжелых» дивизий.
Сухопутным войскам США планируется поставить 118 и 285 комплексов в первом и
втором вариантах исполнения соответственно, а также 16 550 ракет. Их стоимость
составит 2,9 млрд. долларов.
Работы по созданию комплекса FOG-M в декабре 1988 года перешли в стадию
полномасштабной разработки, которая в соответствии с условиями контракта должна
быть завершена через 3,5 года, а развертывание серийного производства ожидается
после выполнения программы испытаний во второй половине 1993 года.
Разработчиками комплекса после конкурсной оценки предложенных проектов выбраны
фирмы «Боинг» (комплекс в целом и станция наведения) и «Хьюз» (ракета).
Ключевым, как считают иностранные военные специалисты, элементом комплекса FOG-M,
определяющим его возможности по поражению целей вне зоны прямой видимости,
является ракета (рис.4), для наведения которой используется волоконно-оптический
кабель. Ее масса около 45 кг, длина 1,5 м, диаметр 0,15 м. Ракета оснащена
стартовым и маршевым твердотопливными ракетными двигателями, которые размещены
тандем-но в средней части корпуса и имеют общие сопла, установленные под углом к
ее продольной оси. Впереди двигателей находится боевая часть, а за ними
последовательно расположены источник энергоснабжения, блок бортовой аппаратуры
управления полетом, катушка с волоконно-оптическим кабелем, аэродинамические
управляемые поверхности и их приводы.
|
Рис. 3. Ракетный комплекс FOG-M на
базе автомобиля М988 «Хаммер» |
|
Рис. 4. Ракета комплекса
FOG-M |
|
Рис. 5. Усовершенствованная
комбинированная головка ракеты комплекса
FOG-M |
|
Рис. 6. Многоцелевой ракетный
комплекс АДАТС |
|
Рис. 7. РЛС AN/TPQ-36A, созданная
американской фирмой «Хьюз» |
Управляющие поверхности и четыре промежуточных крыла, установленных вблизи
центра масс ракеты, выполнены складывающимися. В носовом отсеке находится
телевизионная камера, с помощью которой изображение местности перед летящей
ракетой передается по волоконно-оптическому кабелю на самоходную пусковую
установку, где оно воспроизводится на экране пульта управления оператора.
Последний осуществляет поиск воздушной или наземной цели с последующим
наведением на нее ракеты. Команды управления, передаваемые по
волоконно-оптическому кабелю на борт ракеты, вырабатываются цифровым
устройством.
Ракета запускается вертикально, а затем совершает горизонтальный полет.
Наряду с описанной выше телевизионной камерой фирма «Хьюз» ведет разработку
усовершенствованной комбинированной головки с телевизионным и тепловизионным
каналами (рис. 5). В фокальной плоскости оптической системы этой головки
планируется установить приемник ИК излучения матричного типа. Матрица из 65 536
детекторов (256 X 256) выполнена на гибридном кристалле силицида платины.
Приемник охлаждается жидким азотом. Зарубежные специалисты считают, что ракета,
оснащенная усовершенствованной головкой, будет обладать более высокой скоростью
полета, а максимальная дальность стрельбы комплекса FOG-M превысит 15 км.
Многоцелевой ракетный комплекс АДАТС предназначен для борьбы с низколетящими
воздушными (в том числе высокоскоростными) и наземными бронированными целями.
Судя по сообщениям западной печати, он способен поражать воздушные цели на
дальностях от 1 до 8 км и высотах до 6 км. Максимальная дальность стрельбы по
наземным бронецелям 6 км.
В
состав комплекса АДАТС входят: восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах
(два пакета по четыре ЗУР), смонтированных на башне кругового вращения; РЛС
обнаружения воздушных целей; оптико-электронный блок сопровождения цели и
наведения ракеты; ЭВМ; органы управления и индикации, а также другое
оборудование. В башне установлена 25-мм автоматическая пушка, а справа на крыше
находится 12,7-мм пулемет. Модульная конструкция комплекса позволяет монтировать
его на гусеничных и колесных шасси машин различных типов. Так, первые два
опытных образца АДАТС были созданы на базе американского гусеничного
бронетранспортера М113А2, а вариант комплекса, участвовавший в конкурсе по
программе ФААДС, выполнен на базе боевой разведывательной машины МЗ «Брэдли»
(рис. 6). Боевой расчет комплекса включает командира экипажа, оператора и
механика-водителя.
Ракета имеет длину 2,05 м, диаметр 152 мм и стартовую массу 51 кг. Она выполнена
по нормальной аэродинамической схеме и оснащена твердотопливным двигателем. За
время работы двигателя (3-4 с) скорость полета ЗУР достигает своего
максимального значения, соответствующего числу М=3. Ракета снаряжена
кумулятивно-осколочной боевой частью (масса 12,5 кг) и взрывателями двух типов:
неконтактным и контактным. Последний используется при стрельбе по наземным
целям. На хвостовом оперении ЗУР установлены два приемника лазерного излучения.
Ракеты в заводских условиях помещаются в герметичные ТПК, в которых
осуществляется их хранение и транспортировка.
25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» и 12,7-мм пулемет включены в состав
комплекса АДАТС в соответствии с требованиями, предъявляемыми командованием
сухопутных войск США к средствам ПВО типа LOS-F.
Импульсно - доплеровская РЛС предназначена для обнаружения и сопровождения
воздушных целей на дальностях до 24 км. Антенная система РЛС формирует
двухлучевую (в угломестной плоскости) диаграмму направленности. Передатчик
работает в диапазоне частот 8-12 ГГц. Наличие в составе аппаратуры станции
цифрового процессора обеспечивает одновременное сопровождение до шести целей.
РЛС сопряжена с аппаратурой опознавания «свой - чужой».
Оптико-электронный блок сопровождения цели и наведения ракеты состоит из
телевизионного и тепловизионного устройств сопровождения, лазерного дальномера
(на кристалле иттриево - алюминиевого граната с примесью неодима), устройства
наведения с лазером на двуокиси углерода (длина волны 10,6 мкм), четырех ИК
гониометров. Все эти средства установлены на гиростабилизированном основании в
передней части башни.
Устройства сопровождения обоих типов имеют широкое и узкое поля зрения
(телевизионное - 4 и 0,9°, тепловизионное - 9 и 3,2°) и могут использоваться при
слежении как за воздушными, так и за наземными целями. Телевизионное устройство,
обладающее большей разрешающей способностью, применяется, как правило, в светлое
время суток при благоприятных метеоусловиях, а тепловизионное (диапазон длин
волн 8-12 мкм), разработанное фирмой «Мартин Мариэтта» на основе системы ночного
видения боевого вертолета АН-64А «Апач», - при сопровождении воздушных целей не
только в темное время суток, но и в сложных метеоусловиях.
Боевая работа комплекса АДАТС происходит следующим образом. РЛС осуществляет
поиск целей, данные об обнаруженных и опознанных целях поступают в ЭВМ для
оценки степени их угрозы и определения последовательности обстрела. Башня
поворачивается в направлении выбранной для обстрела цели, и оператор производит
ее захват телевизионным или тепловизионным устройством сопровождения (в
зависимости от условий видимости). Одновременно с этим измеряется дальность до
цели с помощью лазерного дальномера.
При входе цели в зону поражения комплекса производится пуск ракеты, наведение
которой разделяется на два этапа. На первом осуществляется вывод ЗУР на линию
визирования цели. При этом координаты ракеты, измеренные с помощью ИК
гониометров, сравниваются с параметрами расчетной траектории, введенными в
запоминающее устройство ЭВМ. Последняя вырабатывает команды, которые в виде
лазерного излучения (с временной модуляцией), создаваемого устройством
наведения, передаются на борт ракеты.
На
втором этапе наведения (после прекращения работы двигателя) лазерный луч с
пространственной модуляцией фокусируется на цели. Приемники лазерного излучения,
установленные на хвостовом оперении ракеты, производят измерения значений
отклонения последней от оси луча. Бортовое вычислительное устройство преобразует
их в команды управления рулями, при отработке которых ракета удерживается в
центре лазерного луча, наводимого на цель.
Согласно сведениям зарубежной печати, сухопутным войскам США планируется
поставить 566 комплексов АДАТС и свыше 10 тыс. ракет к ним. Стоимость программы,
включая расходы на разработку, составит 6 млрд. долларов.
ЗРК «Авенджер» (см. цветную вклейку) предназначен для поражения воздушных целей
на дальностях от 0,5 до 5,5 км и высотах от 30 до 3800 м. Комплекс создан фирмой
«Боинг» с использованием ЗУР «Стингер» фирмы «Дженерал дайнэмикс». В своем
составе он имеет ПУ (два пакета по четыре ракеты в транспортно-пусковых
контейнерах, 12,7-мм пулемет, оптическое и тепловизионное устройства обнаружения
и сопровождения целей, лазерный даль-номер, ЭВМ, аппаратуру опознавания «свой-чужой»
AN/PPX-3B, органы управления и индикации, связные радиостанции AN/PRC-77 и AN/VRC-47
(в перспективе их планируется заменить станцией AN/VRC-91). Эти средства (за
исключением ПУ и пулемета) размещаются внутри кабины, где оборудовано рабочее
место оператора. Кабина, установленная на гиростабилизированном основании,
монтируется на автомобиле высокой проходимости М988 «Хаммер». Наличие
гиростабилизированного основания дает возможность вести стрельбу в движении.
Так, в 1984 году во время испытаний комплекса воздушная цель была поражена при
скорости его движения 32 км/ч, ЗРК «Авенджер» аэротранспортабелен. На самолетах
СИЗО и С-141 могут перевозиться три и шесть комплексов соответственно.
Предусматривается также транспортировка данного ЗРК вертолетами UH-60 «Блэк Хок»
и СН-47 «Чинук» (на внешней подвеске).
В
комплексе «Авенджер» применена последняя модификация ЗУР «Стингер», имеющая
обозначение FIM-92B, с ГСН POST (Passive Optical Seeker Technology), работающей
в ИК и ультрафиолетовом диапазонах. По своим характеристикам и конструктивному
исполнению она аналогична ракете FIM-92А базовой модели. Стартовая масса ЗУР 9,5
кг, длина 1,52 м, диаметр 70 мм. Максимальная скорость полета ракеты
соответствует числу М = 2,2. 12,7-мм пулемет предназначен в основном для ведения
огня по наземным целям.
Наличие оптического и тепловизионного (диапазон длин волн 8-12 мкм) устройств
обнаружения и сопровождения, работающих совместно с лазерным дальномером (на
двуокиси углерода), позволяет оператору осуществлять слежение за целью в
автоматическом режиме, чем обеспечиваются благоприятные условия для ее поражения
на максимально возможной дальности.
Производство ЗРК «Авенджер» началось в 1988 году. Потребности сухопутных войск и
морской пехоты оцениваются в 1207 и 275 комплексов соответственно, однако в
первые пять лет они будут поставляться только сухопутным войскам в количестве
273 единиц.
Система обнаружения воздушных целей и управления средствами ПВО дивизии FAAD С21
должна, по мнению американских военных специалистов, обеспечивать оповещение
зенитных подразделений за время, не превышающее 12 с, и позволять решать не
более чем за 60 с задачу целераспределения и доведения команд. Важнейшим
требованием, предъявляемым к системе, является способность функционирования в
сложной помеховой обстановке.
В
систему FAAD С21 войдут: оперативный центр управления ПВО, расположенный на
командном пункте зенитного дивизиона; пункты управления зенитных батарей и
взводов; средства обнаружения воздушных целей, средства передачи данных и связи.
Аппаратура управления
включает автоматизированные рабочие места командиров расчетов и операторов,
средства отображения информации и ЭВМ. Разработка системы ведется компанией ТРВ
(головной разработчик) совместно с фирмами «Хьюз» и «Форд аэроспейс». По
контракту (стоимостью 58,1 млн. дол-ларов) она уже приступила к разработке
математического обеспечения системы.
В
качестве средств обнаружения воздушных целей в системе FAAD С21 планируется
использовать средства активного и пассивного типов наземного и воздушного
базирования, однако до настоящего времени выбор конкретных образцов еще не
сделан. Среди наземных РЛС обнаружения, потребность сухопутных войск в которых
оценивается 127 станциями, предпочтение отдавалось РЛС AN/TPQ-36A (рис. 7),
разработанной фирмой «Хьюз» для норвежского варианта ЗРК «Усовершенствованный
Хок», однако контракт на ее производство еще не заключен.
В качестве средств передачи данных и связи в системе FAAD С21 планируется
использовать:
- терминалы объединенной тактической системы распределения информации и связи
ДЖИТИДС - для обмена данными с самолетами ДРЛО и управления системы АВАКС и
вышестоящими командными пунктами ПВО;
- терминалы армейской системы распределения данных ADDS (Army Data Distribution
System) - для обмена информацией между элементами низшего уровня системы ФААДС.
В ее состав будут входить система определения местоположения, опознавания и
передачи данных PLRS (Position Location Reporting System) и аппаратура системы
ДЖИТИДС класса 2М;
- радиостанции УКВ диапазона, созданные по программе SINCGARS-V, - для
обеспечения средств ПВО каналами связи, обладающими высокой помехозащищенностью
и скрытностью работы.
Американские военные специалисты считают, что развертывание системы FAAD С21 с
совершенными средствами обнаружения (сначала наземного, а затем и воздушного
базирования) и средствами передачи данных и связи, позволяющими осуществлять
обмен информацией между элементами системы и получать данные от других АСУ ПВО
(в первую очередь системы АВАКС), обеспечит эффективное боевое применение
подразделений зенитных ракетных комплексов FOG-M, АДАТС и «Авенджер». По их
мнению, наличие на вооружении этих средств борьбы с НЛЦ в дополнение к
находящимся в сухопутных войсках ЗРК большой дальности «Пэтриот» и средней
дальности «Усовершенствованный Хок» даст возможность получить систему ПВО,
способную успешно бороться с воздушными целями во всем диапазоне высот их полета
- от предельно малых до больших.
Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.21-27 |