Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 15.05.2024, 19:40

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Социальная защищённость военнослужащих Франции
Социальная защищённость военнослужащих Франции

В. Дякин, кандидат экономических наук

При выработке мер по социальной защищенности военнослужащих французские специалисты исходят из того, что всестороннее» обеспечение прав солдат и офицеров имеет большое значение для укрепления воинской дисциплины, улучшения морально-психологического состояния личного состава, а значит, и повышения боевой готовности и боеспособности войск. Кроме того, эти меры содействуют росту авторитета армии среди населения, престижа и привлекательности военной службы.

Социальная защищенность военнослужащих - понятие комплексное. Французские военные эксперты включают в него две главные стороны, существующие в конкретных институционных рамках: политико-правовую и материальную. Основная трудность ее обеспечения состоит в том, что предоставление прав воинам как полноправным и инициативным членам общества не должно нарушать порядок и организованность в вооруженных силах, ослаблять дисциплину и ответственность каждого, кто вступил в их ряды.

В настоящее время во Франции преобладает тенденция к тому, чтобы военнослужащих в определенной степени уравнять в правах с другими гражданами, по возможности снять с солдат и офицеров ограничения и запреты, оправдываемые в прошлом спецификой военной функции государства, требованиями воинской дисциплины и т. д. Это отчетливо прослеживается в основных положениях документов, регламентирующих воинскую службу. Характерны изменения, внесенные в статус военнослужащих и дисциплинарный устав вооруженных сил Франции (приняты соответственно в 1972 и 1975 годах). Так, в 1982 году в последний были включены записи о «правах обращения и протеста».

Согласно новым введениям каждый военнослужащий получил возможность лично обращаться к вышестоящим командирам или в руководящие военные органы, минуя промежуточные звенья. В праве на жалобу, признававшемся и ранее, появилось следующее дополнение: любое решение, принятое по конкретному лицу, в том числе мера его наказания, может при необходимости оспариваться, вплоть до обращения к министру обороны, если в нижестоящих инстанциях к существу дела отнеслись без должного внимания.

Усовершенствованные правила не обязывают солдат, набранных по призыву (призывников)1, находиться в казарме, когда это не вызывается служебными интересами, позволяют им каждый вечер покидать место расположения части в штатской одежде и возвращаться в удобное для них время суток до начала исполнения своих обязанностей. В конце каждой недели призывники могут увольняться на 24, 48 или 72 ч. В месяц должно предоставляться не менее трех таких увольнений. Если они не использованы, то к Отпуску добавляется 5 сут в качестве компенсации. В течение всего срока службы (12 месяцев) солдаты имеют право на получение отпуска, продолжительность которого 16 дней, причем тем, кто до службы освоил сельскохозяйственные специальности, прибавляется 10 дней. Отпускное время они выбирают между третьим и одиннадцатым месяцами службы и могут разбить его на несколько периодов.

Изменения, внесенные в дисциплинарный устав в 1982 году, предписывают также создать в каждом полку четыре комиссии, избираемые соответствующими категориями кадровых военнослужащих, для наблюдения за качеством питания, планированием работы клуба, поступлением в части печатных изданий, состоянием территории, соблюдением гигиенических требований со стороны солдат и профилактических мер против распространения болезней.

Важное значение имела отмена так называемых строгих арестов, являвшихся наиболее суровым наказанием для военнослужащих, совершивших очень серьезные или тяжкие проступки2. Для офицера это означало полную изоляцию от подразделения с содержанием в закрытом помещении, а для унтер-офицеров и рядовых - нахождение в одиночной камере с отработкой хозяйственных нарядов. Новыми правилами предусматривалось за проступки, подлежащие уголовному наказанию (отказ подчиниться приказу, дезертирство), введение так называемого периода изоляции, который может составлять до половины срока наложенного ареста. В соответствии с дисциплинарным уставом арест налагается за один или несколько серьезных проступков. При этом наказанный несет службу в обычных условиях, но ему запрещено в свободное время покидать свою часть или место, определенное командиром. Кроме того, он не может претендовать на увольнение. Продолжительность ареста определяется в сутках.

Представители кадрового состава действительной службы по статусу военнослужащих не могут вступать в ассоциации политического характере. Они также лишены права На забастовку и организацию своих профсоюзов. В то же время им предоставлена возможность входить в общества взаимопомощи, семейные и родительские ассоциации, союзы совладельцев и т. д., а также создавать их. О выполнении в этих организациях ответственной работы, например функций председателя, казначея или члена административного совета, офицер обязан доложить военному руководству. Министр обороны может приказать офицеру либо сложить с себя такие полномочия, если они несовместимы с выполнением служебных обязанностей, либо выйти из состава данного органа (в особых случаях).

Призывникам в период службы разрешается сохранять членство в профсоюзе, культурной или политической организации. При этом, как подчеркивается в статье 10 дисциплинарного устава, «необходимо уважать нейтралитет вооруженных сил», то есть воздерживаться от любой политической или профсоюзной деятельности в это время.

Французские военнослужащие участвуют в выборах и могут быть избраны в различные органы власти. Например, командующие округами имеют право баллотироваться на должности муниципальных и общих советников, а также членов парламента в том округе, где осуществляют свои полномочия более шести месяцев.

В апреле 1982 года были упразднены постоянные трибуналы вооруженных сил (в военное время их деятельность может возобновиться). Главный смысл этой меры состоял в том, чтобы привести военное правосудие в соответствие с общим правом.

Французский парламент одобрил закон, по которому военнослужащие, совершившие преступления военного характера, подлежат специализированному гражданскому суду присяжных, состоящему в основном из профессиональных представителей судебных органов. Проступки, относящиеся к юрисдикции общего характера, рассматриваются в специализированных отделениях судов высшей инстанции, принадлежащих к апелляционным судам. Вместе с тем были сохранены три постоянных военных трибунала для войск, находящихся в ФРГ и на заморских территориях Франции. Данное исключение объясняется тем, что отмена названных трибуналов потребовала бы проведения специальных переговоров с теми странами, на территории которых дислоцируются эти войска и которые заключили с Францией соответствующие соглашения и конвенции.

В декабре 1986 года во Франции была создана федерация, занимающаяся переходом военнослужащих к частному предпринимательству, образован, фонд помощи желающим, а в штабах видов вооруженных сил организованы специальные отделы.

С 1 апреля 1987 года военнослужащие получают денежное пособие на оплату арендованной жилой площади. Ежегодно на это выделяется более 50 млн. франков. Местные военно-административные органы активизировали поиск жилья, особенно в крупных городах, где его недостаточно. В том же году реорганизованы отделы по вопросам военной службы (имеются в штабе вооруженных сил и в штабах видов вооруженных сил), они приближены к штабам военных округов и регионов, а также к основным центрам занятости гражданского населения. Отделы располагают информацией о наличии вакантных должностей с указанием перспектив продвижения по службе и доводят ее до заинтересованных лиц.

С 1988 года продлено действие положения о возможности выхода на пенсию офицеров, потерявших перспективы роста, с повышением воинского звания на одну ступень. Приняты также решения об улучшении условий проживания военнослужащих в гарнизонах, сокращении территориальных перемещений, увеличении пособий семьям погибших и умерших.

Разрабатывается положение о выплате денежной компенсации резервистам за период их призыва в вооруженные силы. Советы и отделы по вопросам военной службы стремятся добиться признания дипломов военных учебных заведений в гражданском секторе. Кроме того, планируется организовать обучение военнослужащих гражданским профессиям во время прохождения службы, а также предоставлять увольняющимся в запас дополнительные социальные льготы.

Главным органом, занимающимся проблемами социальной защищенности военнослужащих, является высший совет военной администрации (консультативно-совещательный орган в министерстве обороны). В его компетенцию входят вопросы, связанные с условиями жизни, прохождением службы, набором, подготовкой, социальным обеспечением, устройством на работу после увольнения в запас и т. д. Он вправе выдвигать предложения по изменению воинских уставов, возраста выхода на пенсию, денежного довольствия, а также по .совершенствованию взаимоотношений. Сессии совета проходят под председательством министра обороны.

В декабре 1986 года в министерстве обороны Франции было создано управление по военной службе и социальным отношениям. Цель этого управления - разработать такую политику касательно личного состава, которая бы учитывала изменения в обществе и вооруженных силах. Управление включает следующие основные отделы: личного состава; прогнозирования и исследований в области гражданского персонала, руководства и подготовки гражданских кадров; профессиональной мобильности; изучения социальных проблем обороны. Руководит им генеральный секретарь министерства обороны по административным вопросам.

Глубокий социальный кризис, охвативший французские вооруженные силы в конце 80-х годов и сопровождавшийся острым недовольством военнослужащих, поставил под вопрос существовавшие привычные организационные структуры, потребовал углубления демократии в войсках. Он явился следствием серьезных ошибок военно-политического руководства, долгое время делавшего акцент на техническое переоснащение частей, что вызывало замедление темпов роста расходов на содержание личного состава. В ходе конфликта выдвигались требования повысить денежное довольствие, сократить служебное время, пересмотреть устаревшие уставы, ликвидировать фактическое бесправие военнослужащих, предоставить им прямой доступ (а не через вышестоящие органы) к информационным системам и средствам связи.

Правительство было вынуждено признать справедливость многих требований. Премьер-министр страны М. Рокар, выступая 7 сентября 1989 года на открытии 42-й сессии института высших исследований национальной обороны, заявил, что военнослужащие должны иметь возможность высказывать свое мнение. Соблюдение воинской дисциплины никоим образом не исключает обмен информацией, который будет осуществляться в формах, определенных по согласованию с министром обороны.

Кроме того, правительству пришлось принять решение об изменении состава и принципов комплектования высшего совета военной администрации в целях «сквозного взаимодействия и согласования структур, повышения ответственности на всех уровнях». Он был расширен за счет представителей высших военных советов видов вооруженных сил, военной жандармерии, генеральной делегации по вооружению, медико-санитарной службы и службы ГСМ. Считается, что перенос акцента на указанные органы позволяет лучше учитывать потребности отдельных категорий личного состава. Французские специалисты считают целесообразным создание внутри военной организации специальных институционных рамок, позволяющих открыто обсуждать и заблаговременно выявлять проблемы на уровне полка (корабля).

В профессиональной подготовке упор был сделан, в частности, на освоение молодежью новых технологий, а также на облегчение перехода уволенных в запас к гражданской жизни. Сейчас тем, кто использует в армии ранее полученную специальность, выдаются по окончании военной службы сертификаты о профессиональной практике. Благодаря договоренности, достигнутой министерством обороны с другими ведомствами, эти сертификаты имеют силу при поступлении в государственные учреждения и на предприятия. В вооруженных силах расширена сеть учебных пунктов по повышению общеобразовательного уровня призывников и обучению военнослужащих иностранным языкам с применением новых педагогических методов.

Меры, связанные с улучшением условий прохождения военной службы, касаются распределения новобранцев по видам вооруженных сил. Основное внимание акцентируется на том, чтобы люди направлялись в части с учетом их места жительства или личных пожеланий. Возникающие при этом вопросы решаются с помощью ЭВМ. В результате в 3 ч езды от дома служит 60 проц. призывников, в 1ч - 20 проц.

Одновременно проводились мероприятия по улучшению материального положения личного состава. С начала 80-х годов денежное довольствие начислялось в зависимости от срока службы, специальности, образования и сложности выполняемой работы. Специальная надбавка выдавалась военнослужащим в период проведения маневров или учений вне части при их продолжительности свыше 36 ч. Ныне для добровольцев сверхсрочной службы предусмотрена возможность бесплатного пребывания с семьей в центрах отдыха вооруженных сил. Призывникам и добровольцам предоставлено право бесплатного посещения государственных музеев. Тем, кто столкнулся с трудностями при возвращении на свои рабочие места после увольнения в запас, разрешается обращаться в министерство обороны с просьбой о содействии, а также о покрытии судебных расходов в случае необходимости.

1 В статье речь идет только об этой категории военнослужащих И не затрагиваются Вопросы социальной защищенности рядовых и унтер-офицеров, служащих по контракту.

2 В перечне наказаний офицеров, унтер-офицеров и рядовых для них предусмотрены: предупреждение, выговор, неувольнение из расположения части, домашний арест, арест е содержанием на гауптвахте.

Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.10-13

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (20.08.2008) | Автор: В. Дякин, к.т.н.
Просмотров: 3240 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz