Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 02.07.2025, 01:22

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО

Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО

Полковник В. Емельянов

Вопросам организации и укрепления гражданской обороны (ГО) капиталистических государств, в первую очередь стран - участниц Североатлантического союза, отводится значительное место в общих планах подготовки милитаристских кругов в ведению войны. В мероприятиях по ГО, проводимых государствами - членами блока НАТО, серьезное внимание уделяется оповещению как одному из важнейших элементов гражданской обороны.

Хотя большинство стран НАТО располагает хорошо развитыми системами оповещения, в рамках Североатлантического союза в целом такой единой, сопряженной системы нет. Все мероприятия по созданию и совершенствованию данных систем осуществляются в национальном масштабе, но координируются комитетом гражданской обороны, входящим в главный комитет НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области. В составе комитета ГО имеется группа, вырабатывающая рекомендации и общие положения по вопросам совершенствования и поддержания в постоянной готовности систем оповещения в отдельных странах.

Эти системы, как правило, включают общенациональные и региональные (в округах, штатах, землях, провинциях и т. п.) центры оповещения, а также пункты и посты оповещения. Центры оповещения чаще всего размещаются в оборудованных в противоатомном отношении подземных или заглубленных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Пункты и посты оповещения обычно создаются в государственных и общественных учреждениях с круглосуточным режимом работы (полицейских участках, пожарных депо, помещениях местных радиостанций, узлах связи и других). Первичную информацию национальные (иногда и региональные) центры оповещения получают от соответствующих органов ПВО НАТО. Наиболее совершенные и развитые системы оповещения развернуты в США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии.

Основные задачи, возлагаемые на эти системы ГО, сводятся к предупреждению населения и обеспечению всех министерств, ведомств и соответствующих лиц в пределах их полномочий своевременной информацией о кризисе в международной обстановке, начале войны, об угрозе воздушного нападения и радиоактивного заражения местности, сбору сведений о ядерных взрывах, обеспечению гражданских (а в некоторых государствах и военных) органов, а также соответствующих организаций сопредельных стран НАТО данными о характере ядерных взрывов, направлениях движения радиоактивных облаков и уровнях радиации и о возможных стихийных бедствиях, промышленных катастрофах и авариях.

В некоторых системах ГО для информации населения и органов государственной власти применяется не одна, а несколько систем оповещения, использующих различные технические средства и имеющих существенные особенности.

Как подчеркивается в американской печати, посредством системы оповещения гражданской обороны Соединенных Штатов можно передавать информацию в любой момент времени через специально оборудованные оконечные пункты и посты оповещения, размещенные во всех штатах. Ее основу составляет национальная система оповещения NAWAS (National Warning System), которая обслуживает континентальную часть территории страны, включая Аляску, и является самой мощной и разветвленной частью всей системы оповещения ГО.

Национальная система оповещения ГО США включает два национальных центра оповещения (главный и вспомогательный), десять пунктов оповещения в округах ГО, 50 основных и 50 дублирующих пунктов в штатах, а также свыше 3000 оконечных постов. Число последних планируется довести до 5800, главным образом за счет подключения к NAWAS постов оповещения национальной службы погоды NWS (National Weather Service). Передача команд в те районы, которые непосредственно не обслуживаются системой NAWAS, производится ретрансляцией сигналов, получаемых пунктами оповещения штатов, по линиям системы связи ГО. Для этой цели штаты используют радиосвязь служб безопасности, полиции, дорож-но-патрульной, другие ретрансляционные сети, а также телефонную и телетайпную связь. Как правило, к этим сетям подключены средства радиосвязи шерифов графств для передачи сигналов оповещения в зонах их ответственности.
Главный центр оповещения NAWAS входит в состав командного пункта объединенного командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД), расположенного в районе г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Вспомогательный центр оповещения находится в районе г. Олни (штат Мэриленд). Основной задачей первого является передача сигнала тревоги в случае нанесения по территории США ракетно-ядерного удара, второго - обобщение данных о ядерных взрывах и оценка ущерба, причиненного стране. Итоговые данные докладываются военно-политическому руководству страны, а также сообщаются федеральным и местным органам власти для принятия соответствующих решений.

Сигнал о ракетно-ядерном ударе с национального центра оповещения передается на связанные между собой пункты оповещения округов ГО, далее - на пункты оповещения штатов, входящих в данный округ, и на местные посты оповещения ГО, в задачу которых входит доведение полученных сигналов непосредственно до всего населения. Следует отметить, что пункты оповещения штатов также имеют выходы на национальные центры оповещения и на пункты оповещения других округов ГО. Большинство первых расположено в сооружениях, имеющих коэффициент ослабления радиации не менее 100. Основным средством доведения сигналов тревоги до населения являются сирены. Там, где это возможно, используются телефоны, световые и различные звуковые сигналы.

В системе гражданской обороны США приняты следующие сигналы предупреждения и оповещения населения. Сигнал предупреждения о нападении, означающий начало войны, представляет собой звук меняющегося тона или нарастающий звук, длящийся 3-5 мин. Сигнал «внимание» или «тревога» - протяжный звук постоянного тона продолжительностью 3-5 мин. Он применяется только в местном масштабе для оповещения населения о стихийных бедствиях. В этом случае население ожидает сообщения важных, чрезвычайных сведений.
По мнению американских специалистов ГО, передача сигналов тревоги с помощью звуковой сигнализации - наиболее простое, но недостаточно эффективное средство. Поэтому ведутся поиски более совершенных способов передачи сигналов тревоги или текстов чрезвычайной информации населению в любое время суток.

В конце 60-х годов в целях совершенствования системы национального оповещения в США были начаты работы по созданию автоматизированной системы радиооповещения DIDS (Decision Information Distribution System). В случае полного развертывания она должна была включать две радиостанции управления, десять передающих радиостанций и до 50 тыс. оконечных автоматических приемных устройств, находящихся в различных пунктах страны. К середине 70-х годов были завершены работы по вводу в строй ее первой очереди, включающей передающую радиостанцию в районе г. Эджвуд (штат Мэриленд) и '400 оконечных приемных устройств на территории десяти восточных штатов с населением около 50 млн. человек. Однако, как сообщалось в американской прессе, в начале 80-х годов дальнейшее развитие DIDS было законсервировано.

Помимо нее, в США создана и функционирует система радиовещания и телевидения на период чрезвычайного положения EBS (Emergency Broadcast System), объединяющая свыше 3 тыс. широковещательных радио- и телевизионных станций. Ее основное назначение - обеспечить президента и правительство страны, а также правительства штатов и местные органы власти дополнительными средствами связи, которые давали бы им возможность в угрожаемый период при объявлении чрезвычайной обстановки и в последующий период доводить различные сообщения до населения.

В гражданской обороне Канады, по сведениям иностранной печати, действует единая национальная система оповещения ГО NSAWS (National Survival Attack Warning System), которая подчинена соответствующим органам НОРАД и вооруженных сил страны по предупреждению и передаче сигналов тревог и степеней боевой готовности. Она включает центр предупреждения об угрозе нападения (Attack Warning Center) в Норт-Бей (расположен совместно с командным пунктом одного из районов НОРАД), федеральный центр оповещения (Federal Warning Center) в местечке Карп (40 км юго-западнее г. Оттава), запасной центр оповещения в Кэмп-Борден (все в провинции Онтарио), региональные центры оповещения Западного и Восточного районов ГО и десять центров оповещения провинций (Provincial Warning Center).

Основным источником информации о воздушно-космической обстановке для федерального центра оповещения является центр предупреждения об угрозе нападения в Норт-Бей. Анализируя получаемые с него данные, федеральный центр информирует премьер-министра страны и в соответствии с его указаниями доводит сведения до региональных и провинциальных центров оповещения. Для обеспечения связи между Федеральным, региональными и провинциальными центрами оповещения используются каналы специальной сети связи CFWRS (Canadian Forces Warning and Reporting System), которая обслуживается личным составом командования связи вооруженных сил Канады.

Для повышения живучести и обеспечения децентрализации управления в условиях чрезвычайной обстановки NSAWS разделена на две самостоятельные сети. Западная сеть охватывает все округа гражданской обороны Западного района ГО, подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения. Основным звеном в данной сети является региональный центр оповещения в Шайло (провинция Манитоба). Восточная охватывает все округа гралгданской обороны Восточного района ГО и также подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения. Ключевым элементом в ней считается региональный центр оповещения в Валкартье (провинция Квебек).
Оповещение населения об угрозе воздушно-космического нападения осуществляется провинциальными центрами оповещения. Для подачи сигнала тревоги используются сирены, установленные во всех населенных пунктах. Они приводятся в действие централизованно с командных пунктов округов ГО. Связь провинциальных центров оповещения с зональными муниципальными пунктами оповещения осуществляется посредством различных линий и средств связи, принадлежащих вооруженным силам страны, через гражданские общегосударственные, радиосети полиции, пожарной службы, госпиталей, частных фирм и т. д.

Как подчеркивается в западной прессе, среди стран НАТО Центральной Европы гражданская оборона Федеративной Республики Германии имеет наиболее развитую систему оповещения. Она объединяет национальный центр оповещения, центры оповещения десяти округов оповещения (один в каждом), дополнительные центры оповещения в городах Бремен и Гамбург, а также около 25 тыс. рассредоточенных по населенным пунктам постов оповещения и более 12 тыс. аналогичных постов на военных и военно-промышленных объектах (рис. 1).
Национальный центр оповещения организован в подвальной части здания министерства внутренних дел страны (Бонн). В нем постоянно находится дежурная смена из десяти операторов. Там же функционирует пункт сбора донесений, предназначенный для обработки и обобщения данных о ядерных взрывах на территории ФРГ и соседних с нею стран, прогнозирования радиационной и другой обстановки и доведения результатов прогнозирования до соответствующих инстанций.

Рис. 1. Схема функционирования системы оповещения гражданской обороны ФРГ (в пределах одного округа оповещения)

Центры оповещения округов размещаются в оборудованных в противоатомном отношении железобетонных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Все они оснащены автономными источниками энерго- и водоснабжения, обеспечены необходимыми запасами продуктов питания и медикаментов, рассчитанными на работу в режиме полной изоляции в течение 30 сут.

Рис. 2. Электрическая сирена обычной мощности Рис. 3. Электрическая сирена повышенной мощности, по эффективности действия равноценная 25 обычным сиренам
Рис. 4. Схема функционирования службы оповещения в системе ГО Великобритании

Посты оповещения в населенных пунктах, как правило, создаются в помещениях местных радиостанций или на узлах телефонно-телеграфной связи. Там же находятся пульты управления средствами наружного и внутреннего оповещения: сиренами, ревунами, световыми табло, зуммерами и т. п. Всего на территории ФРГ установлено свыше 70 тыс. наружных сирен, в том числе 450 повышенной мощности (рис. 2 и 3). Количество сирен постоянно наращивается, и, по сведениям западногерманской печати, к середине 90-х годов их число составит 82 тыс., включая 550 повышенной мощности.

Функционирование системы оповещения ГО ФРГ контролируется в ходе учений, а также плановых проверок. Западногерманские специалисты подчеркивают ее высокую надежность и быстроту прохождения сигнала оповещения (с момента подачи сигнала с национального центра оповещения до включения сирен и других сигнализаторов на местах проходит не более 2 мин). При необходимости сигналы тревог или другая чрезвычайная информация могут быть доведены до населения с помощью радио. В этом случае сигналы передаются по подземным кабельным линиям с национального центра оповещения на радиоцентры Мюнхена и Кёльна, которые ретранслируют их на все радиостанции и местные радиостудии страны, а последние по местным радиовещательным сетям доводят сигналы до населения.

В Великобритании гражданская оборона располагает развитой и эффективной системой оповещения населения UKWMO (United Kingdom Warning and Monitoring Organisation). Она, как один из наиболее важных элементов ГО, практически не претерпела существенных изменений и сохранила свою структуру после крупной реорганизации гражданской обороны в 1968 году. Ее основу составляют 250 контрольных пунктов оповещения, расположенные при наиболее крупных полицейских участках. Сигналы об угрозе воздушного нападения на контрольные пункты оповещения поступают от средств дальнего обнаружения США и НАТО через оперативный центр Атлантической зоны ПВО НАТО (рис. 4). С контрольных пунктов оповещения сигнал тревоги доводится до пунктов оповещения (около 22 тыс.). созданных при пожарных депо, полицейских участках, частях береговой охраны, частях и подразделениях вооруженных сил, крупных больницах и госпиталях, предприятиях и учреждениях с круглосуточным режимом работы, а также на объекты корпуса наблюдения и оповещения, являющегося составной частью системы оповещения.

Непосредственное оповещение населения осуществляется с помощью громкоговорителей, электрических, пневматических и ручных сирен, включаемых как на местах, так и дистанционно с контрольных пунктов оповещения. Сигналы тревоги дублируются также широковещательной радиостанцией Би-би-си. Как отмечается в английской печати, по нормативам, принятым в службе наблюдения и оповещения ГО Великобритании, сигнал тревоги должен доводиться до населения в течение 4 мин.

Сравнительно развитой системой оповещения располагает гражданская оборона Франции. Она включает национальный центр оповещения ГО, расположенный совместно с оперативным центром зоны ПВО (г. Таверни, примерно 50 км северо-западнее Парижа), центры оповещения в зонах обороны (совмещены с оперативными центрами секторов ПВО) и пункты оповещения, рассредоточенные по всей территории страны.
Сигналы тревоги доводятся до населения с помощью радиосредств, телевидения и 16 тыс. сирен, из которых 3,5 тыс. - автоматические, включаемые по радиосигналу. Право объявления тревоги принадлежит премьер-министру страны, а в его отсутствие - министру внутренних дел. В военное время ответственность за оповещение населения возлагается на руководителей службы оповещения при оперативном центре ГО, штабах ГО департаментов и местных органах ГО.

Развитые системы оповещения имеют службы гражданской обороны Дании, Норвегии, Бельгии и Нидерландов. Так, в Дании сигналы тревоги поступают в систему оповещения от оперативного центра Датского сектора ПВО НАТО (г. Каруп) и семи постов наблюдения и оповещения ПВО. Они доводятся до штабов округа и районов ГО, а от них непосредственно до населения при помощи стационарных (около 700) и подвижных сирен, а также мегафонов, церковных колоколов и т. д. Каждую среду в 12.00 по местному времени в стране производится проверка стационарных сирен.

В Норвегии, так же как и в Дании, система оповещения ГО сопряжена с системой ПВО. Сигналы тревоги в систему оповещения поступают от оперативных цент- , ров Северной1 зоны ПВО НАТО, где находятся и представители органов ГО для организации взаимодействия. Основным средством доведения сигналов до населения являются сирены (около 1800 единиц). С их помощью, как сообщается в норвежской печати, может быть оповещено 90 проц. городского и 2 проц. сельского населения..

Предусматривается также использование радио и телевидения, а в сельской местности - церковных колоколов.

В Бельгии и Нидерландах центры оповещения ГО сопряжены с оперативными центрами Центральной зоны ПВО НАТО. В Бельгии система оповещения ГО включает национальный центр оповещения, девять центров оповещения в провинциях, 27 местных пунктов оповещения, 150 постов оповещения и около 1500 сирен, проверка которых проводится каждый первый четверг месяца в 12.30. Кроме того, для оповещения населения предусматривается применять радио и телевидение. В Нидерландах сигнал тревоги от органов ПВО поступает в штабы округов ГО, а затем на пункты управления штабов районов ГО, с которых производится непосредственное включение сирен (до 3000 штук). Проверка сирен производится ежемесячно в каждый первый понедельник с 12.00 до 12.15 путем включения их на неполную мощность.

В таких странах НАТО, как Италия, Греция, Португалия, Испания и Турция, гражданская оборона располагает различными по своей структуре и эффективности системами оповещения. Так, в Турции территория разделена на два сектора оповещения ГО, соответствующих секторам системы ПВО НАТО: Восточный (его. центр - г. Диярбакыр) и Западный (г. Эскишехир). Помимо национального центра оповещения (г. Анкара) и двух центров секторов, пункты оповещения созданы при 33 центрах и постах управления ПВО. Из национального центра сигналы тревоги передаются штабам ГО административных единиц бёльге, затем губерний (илов), уездов и крупных городов. В Италии центры оповещения находятся при оперативном центре зоны ПВО НАТО, двух оперативных центрах секторов ПВО, 17 центрах и постах управления и оповещения подсекторов ПВО. В Греции оповещение населения в системе ГО осуществляет главное управление гражданской обороны через районные и местные пункты оповещения (соответственно 75 и около 1950). Первичный сигнал тревоги на пункты оповещения поступает из оперативных секторов (Северного и Южного) ПВО НАТО. Сигнал дублируется по. радио и телевидению.

В Испании для оповещения населения об угрозе применения оружия массового поражения предусматривается использовать в основном государственные средства информации - радио и телевидение, а в Португалии, помимо таких же средств, и сирены.

В целом, по оценке западных специалистов, гражданская оборона большинства стран НАТО располагает развитыми системами оповещения, посредством которых руководство ГО этих стран может в условиях чрезвычайной обстановки оперативно информировать население об опасности.

Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.59-65

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (16.08.2008) | Автор: Полковник В. Емельянов
Просмотров: 100448 | Комментарии: 617 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 6041 2 3 ... 60 61 »
604 LeotaQualf  
0
It's really a great and helpful piece of information. I'm satisfied that you simply shared this useful information with us. Please stay us up to date like this. Thank you for sharing.

603 Dannyblubs  
0
http://moskva-top.ru продвижение сайтов Москва

602 Zacharyobsef  
0
I am the new one I finally registered

601 FortpravaMic  
0
Помощь в оформлении водительских прав

600 fxbrokerssa  
0
Za Forex trgovce: strategije, manualni-ručni-manuelni i automatizirani trgovinski-trgovački sustavi, indikatori-pokazatelji, roboti, signali. https://currency-trading-brokers.com/forex-comparisons-ratings-reviews-croatia.html

599 ThomasJus  
0
Vitamin B3 performs the same function - a function to enhance metabolism, redox reactions, stimulation of the liver, pancreas, acid exchanges. Deficiency of this substance threatens the development of anemia, increased nervousness, rate of thiamin 1,3 - 2, 6 milligrams need to eat products made from wheat, oats and rye. You can not ignore the beets,
http://www.file24.tk/diflucan-ativan.html
http://www.file24.tk/buy-generid-diflucan.html
http://www.file24.tk/phentrimine-375-100.html
http://www.file24.tk/yeast-infection-sex-diflucan-dosage.html
http://www.file24.tk/diflucan-150-mg-tablet.html

598 Refendonee  
0
рожковая кофеварка принцип работы
кофеварка miele сva4060 схема встройки
нк кофеварка эспрессо delonghi bar 14f
инструкция кофеварка мулинекс
кофеварка делонги е400
krups кофеварка инструкция
кофеварка сименс с капсулами

597 Indedegaids  
0
sex

596 Nevefueftot  
0
http://allopityu.ru

595 Leitenantnika  
0
Что же касается старожилы Linage 2, то здесь стилиста (в особенности начинающего, который с трудом ориентируется в особенностях эпиляционного процесса) ожидает большой неприятный сюрприз: баланс сил персонажей весьма сомнителен. На некоторых серверах более востребованы физики, то есть воины, способные в контактном бою с физически сильным противником вызвать его основную агрессию на себя (умение «скраб»), а на других соответственно больше востребованы маги. Другими словами, выбрал не тот класс персонажа — пролетел. Успел его прокачать? Пролетел.

1-10 11-20 21-30 ... 591-600 601-604
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2025 | Используются технологии uCoz