Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО
Полковник В. Емельянов
Вопросам организации и укрепления гражданской обороны (ГО) капиталистических
государств, в первую очередь стран - участниц Североатлантического союза,
отводится значительное место в общих планах подготовки милитаристских кругов в
ведению войны. В мероприятиях по ГО, проводимых государствами - членами блока
НАТО, серьезное внимание уделяется оповещению как одному из важнейших элементов
гражданской обороны.
Хотя большинство стран НАТО располагает хорошо развитыми системами оповещения, в
рамках Североатлантического союза в целом такой единой, сопряженной системы нет.
Все мероприятия по созданию и совершенствованию данных систем осуществляются в
национальном масштабе, но координируются комитетом гражданской обороны, входящим
в главный комитет НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области.
В составе комитета ГО имеется группа, вырабатывающая рекомендации и общие
положения по вопросам совершенствования и поддержания в постоянной готовности
систем оповещения в отдельных странах.
Эти системы, как правило, включают общенациональные и региональные (в округах,
штатах, землях, провинциях и т. п.) центры оповещения, а также пункты и посты
оповещения. Центры оповещения чаще всего размещаются в оборудованных в
противоатомном отношении подземных или заглубленных сооружениях, вынесенных за
пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Пункты и
посты оповещения обычно создаются в государственных и общественных учреждениях с
круглосуточным режимом работы (полицейских участках, пожарных депо, помещениях
местных радиостанций, узлах связи и других). Первичную информацию национальные
(иногда и региональные) центры оповещения получают от соответствующих органов
ПВО НАТО. Наиболее совершенные и развитые системы оповещения развернуты в США,
Канаде, ФРГ, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии.
Основные задачи, возлагаемые на эти системы ГО, сводятся к предупреждению
населения и обеспечению всех министерств, ведомств и соответствующих лиц в
пределах их полномочий своевременной информацией о кризисе в международной
обстановке, начале войны, об угрозе воздушного нападения и радиоактивного
заражения местности, сбору сведений о ядерных взрывах, обеспечению гражданских
(а в некоторых государствах и военных) органов, а также соответствующих
организаций сопредельных стран НАТО данными о характере ядерных взрывов,
направлениях движения радиоактивных облаков и уровнях радиации и о возможных
стихийных бедствиях, промышленных катастрофах и авариях.
В
некоторых системах ГО для информации населения и органов государственной власти
применяется не одна, а несколько систем оповещения, использующих различные
технические средства и имеющих существенные особенности.
Как подчеркивается в американской печати, посредством системы оповещения
гражданской обороны Соединенных Штатов можно передавать информацию в
любой момент времени через специально оборудованные оконечные пункты и посты
оповещения, размещенные во всех штатах. Ее основу составляет национальная
система оповещения NAWAS (National Warning System), которая обслуживает
континентальную часть территории страны, включая Аляску, и является самой мощной
и разветвленной частью всей системы оповещения ГО.
Национальная система оповещения ГО США включает два национальных центра
оповещения (главный и вспомогательный), десять пунктов оповещения в округах ГО,
50 основных и 50 дублирующих пунктов в штатах, а также свыше 3000 оконечных
постов. Число последних планируется довести до 5800, главным образом за счет
подключения к NAWAS постов оповещения национальной службы погоды NWS (National
Weather Service). Передача команд в те районы, которые непосредственно не
обслуживаются системой NAWAS, производится ретрансляцией сигналов, получаемых
пунктами оповещения штатов, по линиям системы связи ГО. Для этой цели штаты
используют радиосвязь служб безопасности, полиции, дорож-но-патрульной, другие
ретрансляционные сети, а также телефонную и телетайпную связь. Как правило, к
этим сетям подключены средства радиосвязи шерифов графств для передачи сигналов
оповещения в зонах их ответственности.
Главный центр оповещения NAWAS входит в состав командного пункта объединенного
командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД), расположенного в районе
г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Вспомогательный центр оповещения находится
в районе г. Олни (штат Мэриленд). Основной задачей первого является передача
сигнала тревоги в случае нанесения по территории США ракетно-ядерного удара,
второго - обобщение данных о ядерных взрывах и оценка ущерба, причиненного
стране. Итоговые данные докладываются военно-политическому руководству страны, а
также сообщаются федеральным и местным органам власти для принятия
соответствующих решений.
Сигнал о ракетно-ядерном ударе с национального центра оповещения передается на
связанные между собой пункты оповещения округов ГО, далее - на пункты оповещения
штатов, входящих в данный округ, и на местные посты оповещения ГО, в задачу
которых входит доведение полученных сигналов непосредственно до всего населения.
Следует отметить, что пункты оповещения штатов также имеют выходы на
национальные центры оповещения и на пункты оповещения других округов ГО.
Большинство первых расположено в сооружениях, имеющих коэффициент ослабления
радиации не менее 100. Основным средством доведения сигналов тревоги до
населения являются сирены. Там, где это возможно, используются телефоны,
световые и различные звуковые сигналы.
В
системе гражданской обороны США приняты следующие сигналы предупреждения и
оповещения населения. Сигнал предупреждения о нападении, означающий начало
войны, представляет собой звук меняющегося тона или нарастающий звук, длящийся
3-5 мин. Сигнал «внимание» или «тревога» - протяжный звук постоянного тона
продолжительностью 3-5 мин. Он применяется только в местном масштабе для
оповещения населения о стихийных бедствиях. В этом случае население ожидает
сообщения важных, чрезвычайных сведений.
По мнению американских специалистов ГО, передача сигналов тревоги с помощью
звуковой сигнализации - наиболее простое, но недостаточно эффективное средство.
Поэтому ведутся поиски более совершенных способов передачи сигналов тревоги или
текстов чрезвычайной информации населению в любое время суток.
В
конце 60-х годов в целях совершенствования системы национального оповещения в
США были начаты работы по созданию автоматизированной системы радиооповещения
DIDS (Decision Information Distribution System). В случае полного развертывания
она должна была включать две радиостанции управления, десять передающих
радиостанций и до 50 тыс. оконечных автоматических приемных устройств,
находящихся в различных пунктах страны. К середине 70-х годов были завершены
работы по вводу в строй ее первой очереди, включающей передающую радиостанцию в
районе г. Эджвуд (штат Мэриленд) и '400 оконечных приемных устройств на
территории десяти восточных штатов с населением около 50 млн. человек. Однако,
как сообщалось в американской прессе, в начале 80-х годов дальнейшее развитие
DIDS было законсервировано.
Помимо нее, в США создана и функционирует система радиовещания и телевидения на
период чрезвычайного положения EBS (Emergency Broadcast System), объединяющая
свыше 3 тыс. широковещательных радио- и телевизионных станций. Ее основное
назначение - обеспечить президента и правительство страны, а также правительства
штатов и местные органы власти дополнительными средствами связи, которые давали
бы им возможность в угрожаемый период при объявлении чрезвычайной обстановки и в
последующий период доводить различные сообщения до населения.
В
гражданской обороне Канады, по сведениям иностранной печати, действует
единая национальная система оповещения ГО NSAWS (National Survival Attack
Warning System), которая подчинена соответствующим органам НОРАД и вооруженных
сил страны по предупреждению и передаче сигналов тревог и степеней боевой
готовности. Она включает центр предупреждения об угрозе нападения (Attack
Warning Center) в Норт-Бей (расположен совместно с командным пунктом одного из
районов НОРАД), федеральный центр оповещения (Federal Warning Center) в местечке
Карп (40 км юго-западнее г. Оттава), запасной центр оповещения в Кэмп-Борден
(все в провинции Онтарио), региональные центры оповещения Западного и Восточного
районов ГО и десять центров оповещения провинций (Provincial Warning Center).
Основным источником информации о воздушно-космической обстановке для
федерального центра оповещения является центр предупреждения об угрозе нападения
в Норт-Бей. Анализируя получаемые с него данные, федеральный центр информирует
премьер-министра страны и в соответствии с его указаниями доводит сведения до
региональных и провинциальных центров оповещения. Для обеспечения связи между
Федеральным, региональными и провинциальными центрами оповещения используются
каналы специальной сети связи CFWRS (Canadian Forces Warning and Reporting
System), которая обслуживается личным составом командования связи вооруженных
сил Канады.
Для повышения живучести и обеспечения децентрализации управления в условиях
чрезвычайной обстановки NSAWS разделена на две самостоятельные сети. Западная
сеть охватывает все округа гражданской обороны Западного района ГО, подключена к
основному и запасному федеральным центрам оповещения. Основным звеном в данной
сети является региональный центр оповещения в Шайло (провинция Манитоба).
Восточная охватывает все округа гралгданской обороны Восточного района ГО и
также подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения.
Ключевым элементом в ней считается региональный центр оповещения в Валкартье
(провинция Квебек).
Оповещение населения об угрозе воздушно-космического нападения осуществляется
провинциальными центрами оповещения. Для подачи сигнала тревоги используются
сирены, установленные во всех населенных пунктах. Они приводятся в действие
централизованно с командных пунктов округов ГО. Связь провинциальных центров
оповещения с зональными муниципальными пунктами оповещения осуществляется
посредством различных линий и средств связи, принадлежащих вооруженным силам
страны, через гражданские общегосударственные, радиосети полиции, пожарной
службы, госпиталей, частных фирм и т. д.
Как подчеркивается в западной прессе, среди стран НАТО Центральной Европы
гражданская оборона Федеративной Республики Германии имеет наиболее
развитую систему оповещения. Она объединяет национальный центр оповещения,
центры оповещения десяти округов оповещения (один в каждом), дополнительные
центры оповещения в городах Бремен и Гамбург, а также около 25 тыс.
рассредоточенных по населенным пунктам постов оповещения и более 12 тыс.
аналогичных постов на военных и военно-промышленных объектах (рис. 1).
Национальный центр оповещения организован в подвальной части здания министерства
внутренних дел страны (Бонн). В нем постоянно находится дежурная смена из десяти
операторов. Там же функционирует пункт сбора донесений, предназначенный для
обработки и обобщения данных о ядерных взрывах на территории ФРГ и соседних с
нею стран, прогнозирования радиационной и другой обстановки и доведения
результатов прогнозирования до соответствующих инстанций.
|
Рис. 1. Схема функционирования
системы оповещения гражданской обороны
ФРГ (в пределах одного округа
оповещения) |
Центры оповещения округов размещаются в оборудованных в противоатомном отношении
железобетонных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других
вероятных объектов ядерного удара. Все они оснащены автономными источниками
энерго- и водоснабжения, обеспечены необходимыми запасами продуктов питания и
медикаментов, рассчитанными на работу в режиме полной изоляции в течение 30 сут.
|
|
Рис. 2. Электрическая
сирена обычной мощности |
Рис. 3. Электрическая
сирена повышенной мощности, по
эффективности действия равноценная 25
обычным сиренам |
|
Рис. 4.
Схема функционирования службы оповещения
в системе ГО Великобритании |
Посты оповещения в населенных пунктах, как правило, создаются в помещениях
местных радиостанций или на узлах телефонно-телеграфной связи. Там же находятся
пульты управления средствами наружного и внутреннего оповещения: сиренами,
ревунами, световыми табло, зуммерами и т. п. Всего на территории ФРГ установлено
свыше 70 тыс. наружных сирен, в том числе 450 повышенной мощности (рис. 2 и 3).
Количество сирен постоянно наращивается, и, по сведениям западногерманской
печати, к середине 90-х годов их число составит 82 тыс., включая 550 повышенной
мощности.
Функционирование системы оповещения ГО ФРГ контролируется в ходе учений, а также
плановых проверок. Западногерманские специалисты подчеркивают ее высокую
надежность и быстроту прохождения сигнала оповещения (с момента подачи сигнала с
национального центра оповещения до включения сирен и других сигнализаторов на
местах проходит не более 2 мин). При необходимости сигналы тревог или другая
чрезвычайная информация могут быть доведены до населения с помощью радио. В этом
случае сигналы передаются по подземным кабельным линиям с национального центра
оповещения на радиоцентры Мюнхена и Кёльна, которые ретранслируют их на все
радиостанции и местные радиостудии страны, а последние по местным
радиовещательным сетям доводят сигналы до населения.
В
Великобритании гражданская оборона располагает развитой и эффективной
системой оповещения населения UKWMO (United Kingdom Warning and Monitoring
Organisation). Она, как один из наиболее важных элементов ГО, практически не
претерпела существенных изменений и сохранила свою структуру после крупной
реорганизации гражданской обороны в 1968 году. Ее основу составляют 250
контрольных пунктов оповещения, расположенные при наиболее крупных полицейских
участках. Сигналы об угрозе воздушного нападения на контрольные пункты
оповещения поступают от средств дальнего обнаружения США и НАТО через
оперативный центр Атлантической зоны ПВО НАТО (рис. 4). С контрольных пунктов
оповещения сигнал тревоги доводится до пунктов оповещения (около 22 тыс.).
созданных при пожарных депо, полицейских участках, частях береговой охраны,
частях и подразделениях вооруженных сил, крупных больницах и госпиталях,
предприятиях и учреждениях с круглосуточным режимом работы, а также на объекты
корпуса наблюдения и оповещения, являющегося составной частью системы
оповещения.
Непосредственное оповещение населения осуществляется с помощью
громкоговорителей, электрических, пневматических и ручных сирен, включаемых как
на местах, так и дистанционно с контрольных пунктов оповещения. Сигналы тревоги
дублируются также широковещательной радиостанцией Би-би-си. Как отмечается в
английской печати, по нормативам, принятым в службе наблюдения и оповещения ГО
Великобритании, сигнал тревоги должен доводиться до населения в течение 4 мин.
Сравнительно развитой системой оповещения располагает гражданская оборона
Франции. Она включает национальный центр оповещения ГО, расположенный
совместно с оперативным центром зоны ПВО (г. Таверни, примерно 50 км
северо-западнее Парижа), центры оповещения в зонах обороны (совмещены с
оперативными центрами секторов ПВО) и пункты оповещения, рассредоточенные по
всей территории страны.
Сигналы тревоги доводятся до населения с помощью радиосредств, телевидения и 16
тыс. сирен, из которых 3,5 тыс. - автоматические, включаемые по радиосигналу.
Право объявления тревоги принадлежит премьер-министру страны, а в его отсутствие
- министру внутренних дел. В военное время ответственность за оповещение
населения возлагается на руководителей службы оповещения при оперативном центре
ГО, штабах ГО департаментов и местных органах ГО.
Развитые системы оповещения имеют службы гражданской обороны Дании, Норвегии,
Бельгии и Нидерландов. Так, в Дании сигналы тревоги поступают в систему
оповещения от оперативного центра Датского сектора ПВО НАТО (г. Каруп) и семи
постов наблюдения и оповещения ПВО. Они доводятся до штабов округа и районов ГО,
а от них непосредственно до населения при помощи стационарных (около 700) и
подвижных сирен, а также мегафонов, церковных колоколов и т. д. Каждую среду в
12.00 по местному времени в стране производится проверка стационарных сирен.
В
Норвегии, так же как и в Дании, система оповещения ГО сопряжена с
системой ПВО. Сигналы тревоги в систему оповещения поступают от оперативных
цент- , ров Северной1 зоны ПВО НАТО, где находятся и представители органов ГО
для организации взаимодействия. Основным средством доведения сигналов до
населения являются сирены (около 1800 единиц). С их помощью, как сообщается в
норвежской печати, может быть оповещено 90 проц. городского и 2 проц. сельского
населения..
Предусматривается также использование радио и телевидения, а в сельской
местности - церковных колоколов.
В
Бельгии и Нидерландах центры оповещения ГО сопряжены с
оперативными центрами Центральной зоны ПВО НАТО. В Бельгии система оповещения ГО
включает национальный центр оповещения, девять центров оповещения в провинциях,
27 местных пунктов оповещения, 150 постов оповещения и около 1500 сирен,
проверка которых проводится каждый первый четверг месяца в 12.30. Кроме того,
для оповещения населения предусматривается применять радио и телевидение. В
Нидерландах сигнал тревоги от органов ПВО поступает в штабы округов ГО, а затем
на пункты управления штабов районов ГО, с которых производится непосредственное
включение сирен (до 3000 штук). Проверка сирен производится ежемесячно в каждый
первый понедельник с 12.00 до 12.15 путем включения их на неполную мощность.
В
таких странах НАТО, как Италия, Греция, Португалия, Испания и Турция,
гражданская оборона располагает различными по своей структуре и эффективности
системами оповещения. Так, в Турции территория разделена на два сектора
оповещения ГО, соответствующих секторам системы ПВО НАТО: Восточный (его. центр
- г. Диярбакыр) и Западный (г. Эскишехир). Помимо национального центра
оповещения (г. Анкара) и двух центров секторов, пункты оповещения созданы при 33
центрах и постах управления ПВО. Из национального центра сигналы тревоги
передаются штабам ГО административных единиц бёльге, затем губерний (илов),
уездов и крупных городов. В Италии центры оповещения находятся при оперативном
центре зоны ПВО НАТО, двух оперативных центрах секторов ПВО, 17 центрах и постах
управления и оповещения подсекторов ПВО. В Греции оповещение населения в системе
ГО осуществляет главное управление гражданской обороны через районные и местные
пункты оповещения (соответственно 75 и около 1950). Первичный сигнал тревоги на
пункты оповещения поступает из оперативных секторов (Северного и Южного) ПВО
НАТО. Сигнал дублируется по. радио и телевидению.
В
Испании для оповещения населения об угрозе применения оружия массового
поражения предусматривается использовать в основном государственные средства
информации - радио и телевидение, а в Португалии, помимо таких же средств, и
сирены.
В
целом, по оценке западных специалистов, гражданская оборона большинства стран
НАТО располагает развитыми системами оповещения, посредством которых руководство
ГО этих стран может в условиях чрезвычайной обстановки оперативно информировать
население об опасности.
Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.59-65 |