Фонды президента США
И.
Мельников
Фонды президента представляют собой выделяемые из федерального бюджета и
утверждаемые конгрессом финансовые средства, используемые в процессе оказания
военной и экономической помощи США иностранным государствам. Кроме того, ими
гарантируются сделки по продаже вооружения зарубежным странам, осуществляемые
под контролем президента по государственной линии.
Объем фондов президента ежегодно утверждается конгрессом США по целевым
программам, реализация которых основывается в настоящее время на следующих
законах: «Закон о помощи иностранным государствам» (1961), «Об экспортном
контроле над вооружениями» (1976), «Закон о помощи в целях международной
безопасности и сотрудничестве в области развития» (1981).
В
соответствии с проектом федерального бюджета США на 1991 финансовый год расходы
фондов президента составят 12,2 млрд. долларов, а их доля в федеральном бюджете
- 1 %. (в 1990-м - 9,2 млрд. долларов и 0,8 %. соответственно). Их распределение
по целям и программам показано в таблице.
Расходы на внешнеэкономическую деятельность превысят 99 %. фондов президента.
Кроме того, предусматриваются незначительные суммы на непредвиденные цели для
обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, на совершенствование
системы управления финансами и организацию фонда занятых в сфере услуг.
Средства, выделяемые на внешнеэкономическую деятельность, включают расходы по
программам «Помощь в целях безопасности» (в 1990 году - 63,3 %. фондов
президента, в 1991-м - 67,6%.) и «Международная помощь развитию» (33,8 и 29,8%.
соответственно), международные валютные программы (0,03 и 0,1 %.), программы
продаж оружия иностранным государствам (1,2 и 1,8%.) и специальную помощь
странам Центральной Америки (в 1990 году - 0,9%., в 1991-м расходы на эти цели
не предусматриваются).
Основными компонентами программы «Помощь в целях безопасности» являются три
программы военной помощи США иностранным государствам - «Финансирование
экспортных продаж оружия», «Военная помощь» и «Подготовка иностранного военного
персонала», а также одна экономической помощи - «Фонд экономической поддержки».
Все они направлены на обеспечение политических, военных и экономических
интересов США в мире.
В
соответствии с программами военной помощи предусматривается выделение средств
для закупок в США иностранными государствами оружия и военной техники,
предоставляются услуги по обучению личного состава, военному строительству, а
также организуется подготовка. иностранного военного персонала. Наибольший объем
финансовых средств приходится на «Финансирование экспортных продаж оружия» - 1,9
млрд. долларов в 1990 году, 4,8 млрд. в 1991-м. Начиная с 1991 года помощь в
рамках данной программы будет осуществляться безвозмездно (а 1988-1989-м 8-9 %.
объема ее финансирования составляли кредиты на льготных условиях). Программы
«Военная помощь» и «Подготовка иностранного военного персонала» также являются
безвозмездными.
Средства, расходуемые по программе «Фонд экономической поддержки»,
предназначаются главным образом для развития инфраструктуры стран-получателей
(строительство дорог, портов и других объектов) и покрытия дефицитов платежных
балансов.
По
программе «Международная помощь развитию» из фондов президента финансируется
экономическая помощь США иностранным государствам как на многосторонней, так и
на двусторонней основе.
Экономическая помощь США на многосторонней основе оказывается путем взносов в
международные банки развития (Международный банк реконструкции ч развития,
Международная ассоциация развития, Азиатский банк развития, Африканский банк
развития и другие), международные организации и программы ООН. В 1990 году сумма
данных взносов США составит, по оценкам западных экспертов, 1,6 млрд. долларов,
в 1991-м - 1,7 млрд.
Расходы фондов
президента по целям и программам |
Цели и
программы |
Распределение средств по
финансовым годам*,
млн. долларов (%.) |
1990 |
1991 |
Непредвиденные цели |
73.0(0.8) |
59,8(0,5) |
Совершенствование
системы управления |
1,4(-) |
0,1(-) |
Организация фонда
занятых в сфере услуг |
- |
25.0 (0.2) |
«Помощь в целях
безопасности» |
5801,1(63,3) |
8242,7(67,6) |
В том числе: |
|
|
«Финансирование
экспортных продаж оружия» |
1928,2(21,0) |
4831,9(39,6) |
«Фонд экономической
поддержки» |
3413,8(37,3) |
3339,2(27,4) |
«Военная помощь» |
430,1(4,7) |
181,0(1,5) |
«Подготовка иностранного
военного персонала» |
49,6(0,5) |
50,8(0,4) |
Прочие программы,
включая компенсационные |
-20,6(-0,2) |
-160,2(-1.3) |
«Международная помощь
развитию» |
3099,3(33,8) |
3635,9(29,8) |
В том числе: |
|
|
Помощь на много
сторонней основе |
1568,4(17,1) |
1732.7(14,2) |
Управление
международного развития |
1450,3(15,8) |
1780,7(14,6) |
«Торговля и развитие» |
28,3(0,3) |
30,4(0,2) |
«Корпус мира» |
168,7(1.8) |
180,8(1.5) |
Прочие программы,
включая компенсационные поступления |
-116,4(-1,2) |
-88.7(-0,7) |
Международные валютные
программы |
3,0(-) |
5,0(-) |
Продажа оружия
иностранным государствам |
104,4(1.2) |
219,1(1,8) |
Специальная помощь
странам Центральной Америки |
79,5(0,9) |
- |
Всего |
9161,7(100,0) |
12 187,6(100,0) |
Доля фондов президента в
федеральном бюджете, %. |
0,8 |
1,0 |
* 1990
финансовый год - сумма утверждена
конгрессом. 1991-й - заявка
администрации |
Расходы на программу «Международная помощь развитию» охватывают также часть
программ экономической помощи, осуществляемых в рамках Управления международного
развития: целевые, «Американские школы и больницы за рубежом», «Помощь при
стихийных бедствиях» и другие. В 1990 году на них предполагается выделить 1,5
млрд. долларов, в 1991-м - 1,8 млрд. Кроме того, сюда входят средства,
реализуемые по программам «Корпуса мира», в частности идущие на оплату
американских специалистов, которые направляются в развивающиеся страны, а также
по другим программам экономической помощи. Необходимо отметить, что из фондов
президента в настоящее время финансируются все программы военной помощи и около
73 %. объёма программ экономической помощи США иностранным государствам
(остальная часть средств проходит по бюджетам министерства сельского хозяйства и
госдепартамента). Помимо этого, из его фондов выделяются средства на
международные валютные программы и программы продаж оружия другим странам.
Средства, выделяемые по международным валютным программам в 1990 и 1991
финансовых годах, заметно увеличат квоту США в международном валютном фонде.
Расходы фондов президента по программам продаж оружия связаны с покрытием
разницы между суммой, истраченной правительством США на приобретение оружия и
военной техники у фирм-производителей, и суммой, полученной на конец текущего
финансового года от иностранных государств в качестве оплаты поставок этого
вооружения. Указанные расходы связаны с тем, что при продаже иностранным
государствам американского оружия и военной техники правительство США часто
выступает в качестве посредника, приобретающего у фирмы-производителя ее
продукцию, а затем продающего ее другому государству.
Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.72-74 |