Авиационная техника Сил специаль
Авиационная техника Сил специальных операций США
Полковник П. Иванов
Обеспечение действий американских сил специальных операций (ССО),
касающееся вопросов заброски в тыл противника разведывательно-диверсионных
групп, оказания им огневой поддержки с воздуха, доставки военных грузов и
эвакуации после выполнения задания, ведения противопартиэанской борьбы, участия
в поисково-спасательных операциях и т. д., возложено на силы специальных
операций ВВС и
160-ю специальную авиационную группу ССО сухопутных войск.
Организационно части и подразделения сил специальных операций
ВВС США сведены в 23-ю воздушную армию военно-транспортного авиационного
командования ВВС (авиабаза Херлберт Филд). Основными структурными элементами
этих сил являются три авиакрыла специального назначения: 1-е (авиабаза Херлберт
Филд), 39-е (Рейн-Майн, ФРГ) и 353-е (Кларк, Филиппины). На их вооружении
находятся транспортно-десантные самолеты, самолеты-штурмовики и вертолеты
(характеристики образцов, на базе которых они созданы, приведены в таблице).
Характеристики базовых
образцов авиационной техники сил
специальных операций |
Наименование, год окончания разработки |
Масса, кг, пустого |
max
скорость, км/ч |
Практический
потолок, м |
Дальность
полета, км |
Длина |
Диаметр
несущего винта (размах крыла), м |
max
взлетная |
на высоте, м |
Высота |
Самолёты |
С-130Н «Геркулес». 1964 |
34 685
70 130 |
600
- |
10 050 |
7 870* |
29.79
11,66 |
(40,41) |
V-22 «Оспрей», 1989 |
14 460
24 950 (при укороченном взлете) |
555
на оптимальной высоте |
7 900 |
3 330 (с грузом 9070 иг
и при укороченном взлете) |
17.47 (фюзеляж)
6,35 (вертикальное положение двигателей)
|
11,58 |
Вертолёты |
MD 500. 1968 |
655
1 360 |
250
1500 |
4 900 |
515 |
9.4**
2.49** |
8.03 |
MD 530. 1982 |
710
1 405 |
250
1500 |
4 900 |
440 |
9.78**
2.44** |
8,33 |
OH-58D. 1981 |
1 280
2 040 |
235
1 200 |
3 650 |
555 |
12.85**
3.9*** |
10,67 |
UH-60A. 1976 |
4 820
9 180 |
295
0 |
5 800 |
1630**** |
19,76**
3,76 ** |
16,36 |
CH-47D. 1979 |
10 180
22 680 |
290
0 |
3 900***** |
185****** |
30.18**
5,68** |
18,29 |
НН-53С, 1968 |
10 690
19 050 |
315
0 |
6 200 |
870 |
26,9**
7,6** |
22,02 |
* С грузом
7080 кг и подвесными топливными баками.
** С вращающимися винтами.
***До верха втулки несущего винта.
**** С двумя дополнительными топливными
баками.
*****С одним работающим двигателем.
****** Радиус действия с грузом 6500 кг
в кабине. |
Транспортно - десантный самолет МС-130Е «Комбат Талон»,
разработанный на базе военно-транспортного самолета С-130Е «Геркулес», состоит
на вооружении сил специальных операций ВВС США еще со времен американской
агрессии во Вьетнаме. Всего, по данным иностранной печати, к началу 1990 года их
насчитывалось 14 единиц. Оснащение самолета специальным радиоэлектронным
оборудованием позволяет ему решать боевые задачи ночью и в сложных
метеоусловиях. При этом основным фактором, повышающим вероятность скрытного
проникновения МС-130Е на территорию противника, является возможность выполнения
им полетов на малых высотах в режиме следования рельефу местности и облета
препятствий. Для чего используется прежде всего бортовая РЛС AN/APQ-122. Другие
элементы радиоэлектронного оборудования - инерциальная навигационная система,
доплеровская навигационная РЛС, аппаратура связи и станция РЭБ AN/ALQ-172.
Самолет МС-130Е оснащен системой, обеспечивающей десантирование грузов массой до
1000 кг с малых высот (около 75 м) при скоростях полета до 510 км/ч.
Десантирование производится автоматически с использованием данных
инерциальной навигационной системы. За несколько сот метров до расчетной точки
она включает механизм, выталкивающий груз через задний люк. В результате
скорость груза уменьшается до величины, когда становится возможным раскрытие
парашютной системы, на которой и производится дальнейшее его снижение.
Особенностью самолета является то, что он оснащен так называемой системой
Фултона, разработанной еще в 60-х годах. Она рассчитана на спасение диверсантов
и грузов без посадки самолета. В ее состав входят V-образный захват,
расположенный на носовой части фюзеляжа, лебедка и сбрасываемый контейнер. В
последнем содержится небольшой надувной аэростат, баллон со сжатым гелием и
нейлоновый трос с привязной системой. После наполнения аэростата газом диверсант
отпускает его, и он поднимается вверх на всю длину троса (около 140 м).
Привязная система закрепляется на теле спасаемого. Затем летчик на небольшой
скорости направляет самолет таким образом, чтобы привязной трос попал в
V-образный захват несколько ниже аэростата, который отделяется, а диверсант,
поднятый тросом с земли, втягивается на борт самолета. В связи с тем что такой
способ спасения считается не совсем безопасным из-за возможного травмирования,
то его планируется использовать только в экстремальных случаях.
|
Рис. 1 Самолет МС-130Н «Комбат Талон-2» |
|
Рис. 2. Компоновочная схема самолета AC-130U «Спектр»: 1- обтекатель антенны
РЛС; 2 - кабина летчиков; 3 - радиоэлектронное оборудование; 4 - рабочее место
наблюдателя; 5 - место отдыха членов экипажа; 6 - центр управления боевым
применением; 7 - боеприпасы к 40- и 105-мм пушкам; 8 - 105-мм пушка; 9 - 40-мм
пушка; 10 - телевизионная станция, работающая при низких уровнях освещенности;
11 - боеприпасы к 25-мм пушке; 12 - 25-мм пушка; 13 - И К станция переднего
обзора
а также выбрасыватель противорадиолокационных отражателей и инфракрасных
ловушек. |
В иностранной печати отмечается, что при использовании модернизированной системы
Фултона можно будет производить одновременное спасение подобным образом до шести
человек или груз массой до 680 кг.
Транспортно - десантный самолет М С - 130 Н «Комбат Та-лон-2» (рис. 1) создан
путем модернизации самолета С-130Н «Геркулес» с целью повышения боевых
возможностей сил специальных операций. Он оснащен системой дозаправки топливом в
воздухе, взрывобезопасными топливными баками, системой десантирования с
малых-высот при больших скоростях полета и новым радиоэлектронным оборудованием.
В состав последнего входят:
- Четыре многофункциональных электронно-лучевых индикатора (по два на летчика).
Еще четыре устанавливаются на рабочих местах штурмана и офицера управления
средствами РЭБ.
- РЛС AN/APQ-170 фирмы «Эмерсон электрик», обеспечивающая полет самолета в
режиме следования рельефу местности и облета препятствий. Станция может также
работать в режимах картографирования местности с высокой разрешающей
способностью и вести разведку погоды. Она имеет два частотных канала,
используемых обособленно для выполнения различных задач. В аварийной же ситуации
их решение может обеспечиваться каждым из каналов.
- Инфракрасная станция AN/AAQ-15 фирмы «Тексас инструментс», обеспечивающая
обзор пространства перед самолетом в секторе ±90° от его продольной оси. Ее
приемное устройство устанавливается в носовом обтекателе самолета.
- Две инерциальные навигационные системы.
- Аппаратура спутниковой радионавигационной системы НАВСТАР (в перспективе).
- Средства РЭБ, включающие станцию постановки активных помех AN/ALQ-172,
приемник AN/ALR-69 фирмы «Литтон индастриз», предупреждающий экипаж самолета об
облучении его сигналами РЛС противника,
- Две ЭВМ АР-102 (ее усовершенствованный вариант используется на американском
стратегическом бомбардировщике В-1В). Как отмечается в зарубежной печати, АР-102
является первой самолетной ЭВМ, построенной на базе сверхбольших интегральных
микросхем, что уменьшает ее габариты и массу при одновременном повышении
надежности. Сообщается также, что в случае выхода из строя одной из ЭВМ
оставшаяся может решать весь комплекс задач. В целом использование таких ЭВМ
обеспечивает повышение степени автоматизации процесса управления машиной и его
системами.
Экипаж самолета пять человек (два летчика, бортинженер, штурман и офицер
управления средствами РЭБ). Масса пустого самолета (по сравнению с С-130Н)
возросла примерно на 4000 кг и составляет около 40,4 т, а длина увеличилась
почти на 0,9 м (за счет установки носового обтекателя РЛС) и достигает 30,8 м.
МС-130Н может транспортировать 40 полностью экипированных десантников или 63
солдата fC-130H - соответственно
64 и 90 человек). По оценкам западных специалистов, основные тактико-технические
характеристики особых изменений не претерпели.
Предполагалось, что летные испытания самолета МС-130Н, начавшиеся осенью 1988
года, закончатся через три месяца. Однако в ходе первых полетов выявились
недоработки бортовой РЛС AN/APQ-170. В результате было принято решение срок
испытаний продлить до 19 месяцев (при использовании в них пяти самолетов).
В целом американские специалисты считают, что вся программа закупок 24 самолетов
МС-130Н обойдется примерно в 1,3 млрд. долларов (стоимость одной машины около 50
млн.). Завершение поставок в части ВВС США ожидается в 1991
году.
Самолеты - штурмовики АС-130А,Н и U «Ганшип», по свидетельству западной прессы,
предназначены для огневой поддержки разведывательно-диверсионных групп, изоляции
района боевых действий, защиты авиабаз, наблюдения и разведки, управления и
контроля в тактическом звене. Модификации АС-130А и Н состоят на вооружении
более 15 лет, a AC-130U только разрабатывается. Базой для создания этих машин
послужили
военно-транспортные самолеты С-130А и Н «Геркулес», которые прошли
соответствующую модернизацию - оснащение требуемым поисковым и
прицельно-навигационным оборудованием, а также вооружением.
Самолет АС-130А считается в настоящее время устаревшим. Десять таких машин
состоят на вооружении резервных подразделений ВВС и базируются на авиабазе Эглин
(США, штат Флорида). На них установлены две 40-мм пушки, две 20-мм
шестиствольные пушки «Вулкан» и два 7,62-мм пулемета (все это размещено по
левому борту фюзеляжа). Для поиска и обнаружения наземных целей АС-130А оснащен
инфракрасной станцией переднего обзора и телекамерой, работающей при низких
уровнях освещенности.
Самолет АС-130Н «С п е к т р» является промежуточным вариантом машин серии «Ганшип».
От АС-130А он отличается прежде всего более мощным вооружением, состоящим из
одной 105-мм, одной 40-мм и двух шестиствольных 20-мм пушек «Вулкан» (пулеметов
нет). Все пушки так же, как и на АС-130А, размещаются по левому борту. Как
отмечается в иностранной печати, опытный стрелок может вести огонь из 105-мм
пушки с темпом 9 выстр./мин, а из 40-мм пушки - 100 выстр./мин. Максимальная
скорострельность пушки
«Вулкан» 6000 выстр./мин. Огонь ведется в основном при выполнении самолетом
виража с левым креном, благодаря чему обеспечивается наибольшая точность
стрельбы.
Считается, что при отсутствии истребителей и незначительном количестве зенитных
средств противника применение самолетов АС-130Н может быть весьма эффективным.
40-мм пушка может использоваться в основном для поражения подвижных целей типа
боевых машин, а 105-мм - для нанесения ударов по стационарным целям.
Радиоэлектронное оборудование самолета, кроме ИК станции переднего обзора и
телекамеры (как на АС-130А), включает лазерный дальномер и станцию сопровождения
радиомаяка, устанавливаемого диверсантом в районе местонахождения наземной цели.
Для увеличения дальности и продолжительности полета АС-130Н оснащен системой
дозаправки топливом в воздухе. С целью дальнейшего повышения
эффективности боевого
применения этих самолетов к 1992 финансовому году планируется модернизировать их
радиоэлектронное оборудование путем установки новой ЭВМ управления оружием,
усовершенствованной навигационной системы и средств обнаружения.
Десять самолетов
АС-130Н состоят на вооружении 16-й эскадрильи 1-го авиакрыла специального
назначения. Как свидетельствует зарубежная пресса, именно они принимали участие
в боевых действиях на Гренаде и в Панаме для поддержки сухопутных
войск, совершая вылеты с передовых авиабаз на о. Барбадос и Ховард (зона
Панамского канала).
В начале 90-х годов самолеты АС-130А планируется снять с вооружения, а AC-13QH
перевести в резерв.
Самолеты АС-130U «Спектр» (рис. 2) разрабатываются фирмой «Рокуэлл интернэшнл»
по контракту, заключенному с ВВС США в 1987 году. От предыдущих модификаций он
будет отличаться повышенными боевыми возможностями, обусловленными более
совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Всего к началу 1993
года планируется поставить 12 самолетов AC-130U, которые заменят в регулярных
ВВС АС-130Н. Как и предыдущие модификации, AC-130U будет создан путем
переоборудования военно-транспортного самолета С-130Н «Геркулес». Западные
специалисты считают, что он будет представлять собой высокоинтегрированную
боевую систему, обеспечивающую не только эффективное огневое воздействие на противника, но и
обладающую повышенной живучестью.
Вооружение AC-130U будет включать пятиствольную 25-мм пушку (боезапас 3000
патронов, скорострельность 6000 выстр./мин), 40-мм пушку (256 снарядов) и 105-мм
(98 снарядов). Все пушки подвижные, поэтому летчику нет необходимости строго
выдерживать траекторию самолета для обеспечения требуемой точности стрельбы. При
этом отмечается, что, несмотря на большую массу самой 25-мм пушки (по сравнению
с 20-мм пушкой «Вулкан») и ее боеприпасов, она обеспечивает повышенную начальную
скорость снарядов, благодаря чему достигается увеличение дальности и точности
стрельбы.
В состав радиоэлектронного оборудования самолета входят:
- Многофункциональная РЛС AN/APG-70 (модифицированный вариант РЛС истребителя
F-15), работающая в режимах картографирования местности, обнаружения и
сопровождения подвижных целей, работы с радиомаяком и разведки погоды, а также
используемая для решения навигационных задач. Высокая разрешающая способность
РЛС при обзоре земной поверхности достигается применением синтезированной
апертуры антенны, расположенной на левой стороне носовой части самолета.
- Инфракрасная станция переднего обзора.
- Телевизионная система, работающая при низких уровнях освещения.
- Оптико-электронный индикатор летчика с отображением обстановки на фоне
лобового стекла.
- Средства РЭБ, система предупреждения экипажа самолета о пуске по нему ракет,
выбрасыватели противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек.
- Инерциальная навигационная система.
- Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
Считается, что такой комплект прицельно-навигационного и радиоэлектронного оборудования значительно повысит боевые возможности
AC-130U, в том числе при выполнении им боевых задач в сложных метеоусловиях и
ночью.
Самолет AC-130U оборудуется системами дозаправки топливом в воздухе и
встроенного контроля, а также съемной броневой защитой, которая устанавливается
при подготовке к выполнению особо опасных заданий. По оценке американских
специалистов, за счет применения перспективных высокопрочных композиционных
материалов на основе волокон бора и углерода, а также путем использования
кевлара масса брони может быть снижена примерно на 900 кг (по сравнению с
металлической броней).
Для обеспечения хорошей работоспособности членов экипажа в длительном полете в
звукоизолированном отсеке за кабиной летчиков имеются места отдыха.
Экипаж самолета 13 человек, из них два летчика, штурман, четыре оператора
радиоэлектронных средств, два наблюдателя, офицер управления огнем и три
стрелка. Пятеро из них (операторы и офицер управления огнем) размещаются в
центре управления боевым применением - бронированной звукоизолированной кабине в
средней части фюзеляжа. Здесь установлены пять индикаторов, на которых
отображается информация различных радиоэлектронных подсистем (радиолокационной,
телевизионной, инфракрасной, навигационной и радиоэлектронной борьбы).
Размещение индикаторов в виде буквы П позволяет каждому из находящихся в центре
управления членов экипажа наблюдать со своего рабочего места за любым
индикатором, благодаря чему значительно снижается необходимость ведения
переговоров. При нахождении самолета в зоне боевых действий общее целеуказание
производится офицером управления огнем. Оба наблюдателя,
один из которых размещен в передней, а другой - в хвостовой части самолета,
отвечают за визуальное обнаружение возможной атаки справа по курсу самолета и
предупреждение о ней других членов экипажа.
Первый самолет С-130Н «Геркулес» был передан фирме «Рокуэлл интернэшнл» для
переоборудования его в AC-130U осенью 1988 года. Летные испытания качнутся в
1990 году, и, как ожидается, самолет поступит на вооружение 1-го авиакрыла
специального назначения в конце 1991 года. Поставку всех 12 самолетов AC-130U
планируется завершить к концу 1992 года.
|
Рис. 3. Вертолет МН-53Н |
|
Рис. 4. Вертолет AH-6F. |
|
Рис. 5. Рисунок вертолета МН-47Е |
|
Рис. 6. Рисунок вертолета МН-60К |
Тяжелый транспортно - десантный вертолет МН-53Н
«Пэйв Лоу» (рис. 3) фирмы «Сикорский» является модификацией
поисково-спасательного вертолета НН-53С. В отличие от базовой машины он
оборудован системой дозаправки топливом в воздухе, РЛС, обеспечивающей полет на
малых высотах (около 30 м) в режиме следования рельефу местности и облета
препятствий, инфракрасной станцией переднего обзора, доплеровской навигационной
РЛС и индикатором с движущейся картой.
Двигатели вертолета оснащены защитными устройствами от попадания посторонних
предметов. Стандартным вооружением являются три пулемета, размещаемые в проемах
дверей.
Для увеличения дальности полета на МН-53Н могут подвешиваться два дополнительных
топливных бака емкостью по 2460 л. Тем не менее считается, что для обеспечения
требуемой
дальности полета он должен как минимум один раз дозаправляться топливом в
воздухе от самолета-заправщика КС-130 (высота полета при дозаправке 150 м). В
составе 1-го авиакрыла специального назначения имеется восемь вертолетов МН-53Н.
Кроме того, силам специальных операций ВВС планируется поставить еще 33
вертолета типа MH-53J, которые будут созданы путем переоборудования
поисково-спасательных машин НН-53В и С (модификации вертолета МН-53А). MH-53J
оснащается улучшенным
приборным и радиоэлектронным оборудованием, включающим инерциальную
навигационную систему, объединенную в комплекс с аппаратурой спутниковой
навигационной системы НАВСТАР. По оценке американских специалистов, нагрузка на
экипаж этого вертолета, выполняющего полет на малой высоте (30 м) в сложных
метеоусловиях, должна быть значительно ниже, чем на экипаж МН-53Н.
Войсковые испытания вертолет M.H-53J проходил в 1988 году, а поставки в войска
начались в 1989-м.
В перспективе вертолеты серии MH-53J, возможно, будут заменены самолетами с
поворотными двигателями V-22 «Оспрей». Они считаются приемлемыми
для решения задач сил специальных операций, поскольку являются летательными
аппаратами вертикального или короткого взлета и посадки, имеют достаточно
большой радиус действия и могут базироваться на кораблях. Летные испытания двух
опытных образцов самолета V-22 начались в 1989 году.
160-я специальная авиационная группа ССО сухопутных войск (Форт-Кэмпбелл,
штат Кентукки) была сформирована в 1982 году и больше известна под названием «ночные охотники». Ее девиз
- «смерть поджидает ночью». На вооружении
«ночных охотников» состоят вертолеты различных типов.
Легкие многоцелевые вертолеты МН-6Е и МН - 6F созданы соответственно на базе
вертолетов серий MD500 и MD530. В отличие от МН-6Е на MH-6F установлен более
мощный двигатель. Обэ машины оснащены ИК станциями переднего обзора,
расположенными под передней частью корпуса, и двумя многофункциональными
индикаторами (в кабине экипажа).
Вертолеты огневой поддержки AH-6F и АН-6G (созданы на базе вертолетов
соответственно серий MD500 и MD530, рис. 4) имеют обычное приборное
оборудование, ИК станция на них отсутствует. Их вооружение может включать
пулеметы калибра 7,62 или 12,7 мм, неуправляемые авиационные ракеты (НАР)
калибра 70 мм, УР «Стингер» класса «воздух - воздух», ПТУР «Toy». Всего, по
данным зарубежной печати, «ночные охотники» имеют 17 вертолетов МН-6Е и F, а
также 12 AH-6F и G.
Для переброски на значительные расстояния подразделений сил специальных операций
сухопутных войск США используется около 30 транспортно-десантных вертолетов
МН-60А «Блэк Хок» и 15 вертолетов MH-47D «Чинук». На
МН-60А установлены ИК станция переднего обзора, аппаратура радионавигационной
системы «Омега», многофункциональные индикаторы, дополнительные топливные баки и
шестиствольный пулемет «Мичиган» калибра 7,62 мм. MH-47D является единственным
вертолетом из состоящих на вооружении сухопутных войск, который оснащен системой
дозаправки топливом в воздухе. Помимо ИК станции и пулемета «Миниган», в состав
его оборудования входит РЛС разведки погоды.
В начале 1988 года на вооружение 160-й специальной авиационной группы начал поступать вертолет ОН-58Р фирмы «Белл». Он
представляет собой модифицированный вариант вертолета ОН-58А «Кайова» и
отличается от него прежде всего вооружением, в состав которого могут входить УР
«Стингер» (класса «воздух - воздух») и «Хелл-файр» («воздух - земля»), НАР
калибра 70 мм и 12,7-мм пулемет. Для обнаружения, опознавания и измерения
дальности до целей используется оптико-электронный прицел, установленный над
втулкой несущего винта. По сообщениям зарубежной печати, в связи с модернизацией
максимальная взлетная масса вертолета увеличилась до 2500 кг.
Планами дальнейшего повышения возможностей авиационного компонента сил
специальных операций сухопутных войск США предусматривается оснащение их
транспортно-десантными вертолетами, способными глубоко проникать на территорию
противника ночью и в сложных метеоусловиях. В соответствии с требованиями они
должны обеспечивать выполнение задачи с вероятностью 0,9 при полете в течение 5
ч и радиусе действия более 550 км. Реализация этих планов началась в 1986 году, когда было принято решение создать при минимальных затратах, на базе
существующих машин две модификации вертолетов, удовлетворяющих заданным
требованиям. Ими должны стать МН-47Е «Чинук» и МН-60К «Блэк Хок». Вертолет
МН-47Е (рис. 5) создается фирмой «Боинг вертол» на базе CH-47D по контракту,
заключенному в конце 1987 года. Планами модификации предусматривается его
оснащение двигателями T55-L-714
(фирмы «Лайкоминг»} мощностью по 4100 л. с. вместо двигателей T55-L-712 по 3750
л. с. Считается, что новые двигатели улучшат высотные характеристики вертолета,
а также повысят его возможности при полете в условиях жаркого климата. Кроме
того, по сравнению с базовой машиной новый вертолет будет иметь почти вдвое
больший запас топлива (7800 л), размещаемый в увеличенных фюзеляжных спонсонах
(продольные околофюзеляжные приливы), МН-47Е оснащается также системой
дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник находится с правой стороны
передней части фюзеляжа). Помимо этого, на вертолете увеличено число сидений (до
44); в комплект оборудования входят спасательная лебедка и кислородная система, действующая по принципу «молекулярных сит». Для облегчения
загрузки на полу установлен роликовый конвейер. Для наружной транспортировки
груза сохраняются три узла подвески (как на CH-47D). Передний и задний узлы
рассчитаны на 7700 кг, а центральный - на 11 800 кг. При одновременной подвеске
на передний и задний крюки общая масса груза может составить 11 350 кг.
Максимальная взлетная масса МН-47Е сохранится на уровне 24 500 кг.
Вооружение будет состоять из двух 12,7-мм пулеметов, установленных в проемах
задних дверей по обоим бортам фюзеляжа. Вертолет будет оснащен, кроме того,
средствами радиоэлектронной борьбы, выбрасывателями противорадиолокационных
отражателей и ИК ловушек, а также станцией предупреждения экипажа об облучении
вертолета сигналами РЛС противника.
Комплексная система радиоэлектронного оборудования, создаваемая фирмой IBM,
будет одинаковой как на вертолете МН-47Е, так и на МН-60К. В ее состав войдут
средства связи, навигации и' обеспечения живучести вертолетов, необходимые для
успешного решения возлагаемых на них
задач. При этом система должна обеспечивать точную навигацию и возможность
полета на малых высотах в сложных метеоусловиях при пониженной нагрузке на
экипаж. В системе радиоэлектронного оборудования используется мультиплексная
сеть распределения данных на сдвоенной шине военного стандарта 1553 В и цифровые
процессоры АР-102 фирмы IBM. Для отображения информации в кабине летчиков
планируется установить четыре многофункциональных электронно-лучевых индикатора
(два цветных и два черно-белых).
Кроме перечисленных
элементов, в состав бортового оборудования войдут ИК станция переднего обзора AN/AAQ-15
и многофункциональная РЛС, обеспечивающая полет в режиме следования рельефу
местности на высоте до 30 м (AN/APQ-174 для МН-47Е и AN/APQ-168 для МН-60К).
Разработчиком обеих РЛС является фирма «Тексас инструменте». Математическое
обеспечение работы всего комплекса радиоэлектронного оборудования позволит
автоматизировать многие элементы процессов связи, навигации и управления,
предупреждения об опасности и контроля
функциональной надежности бортовых систем.
Летные испытания опытного образца МН-47Е начались в июне 1990 года. По плану
общая продолжительность этих испытаний составит 1200 ч. Затем он будет передан
для проведения войсковых испытаний. Первоначальным планом предусмотрена закупка
16 вертолетов с последующим приобретением еще 34.
Вертолет МH-60К (рис. 6) создается фирмой «Сикорский» на базе транспортного
вертолета UH-60A «Блэк Хок» по контракту с сухопутными войсками США,
заключенному в январе 1988 года. Ожидается, что опытный образец этой машины
совершит свой первый полет в 1990 году. Первоначально планируется закупить 22
таких вертолета, а затем еще 33.
Вертолет МН-60К так же, как и МН-47Е, будет иметь увеличенный запас топлива,
размещаемый во внутрифюзеляжных баках общей емкостью 1360 л и в двух подвесных
емкостью по 440 или 870 л. Его предусматривается оборудовать системой дозаправки
топливом в воздухе. Силовая установка останется неизменной и будет состоять из
двух турбовальных двигателей T700-GE-701C мощностью по 1950 л. с. (фирмы «Дженерал
электрик»). Двигатели оснащаются устройствами снижения уровня ИК излучения.
Вооружение вертолета
будет включать два пулемета калибра 12,7 мм, возможна также подвеска УР
«Стингер» класса «воздух- воздух».
Для обеспечения базирования вертолета МН--60К на кораблях или переброски его с
помощью военно-транспортных самолетов он будет иметь несущий винт со
складывающимися лопастями и складывающуюся хвостовую балку. Комплекс
радиоэлектронного и прицельно-навигационного оборудования вертолета МН-60К, как
сказано выше, будет в основном аналогичен оборудованию вертолета МН-47Е.
Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.38-44 |