Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 28.11.2024, 19:30

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Автомобильные дороги ФРГ

Автомобильные дороги ФРГ

Полковник И. Поляков, доктор технических наук:
подполковник В. Ильенко

ФРГ относится к числу ведущих стран блока НАТО в Западной Европе. Бундесвер составляет основу вооруженных сил Североатлантического союза в Европе. На территории ФРГ дислоцируются также войска США, Англии, Франции, Бельгии и Нидерландов. В планах руководства блока Западной Германии придается большое значение. Считается, что в случае войны она превратится в важный театр военных действий. Исходя из этого, как в НАТО, так и в правительственных и военных кругах ФРГ уделяется особое внимание совершенствованию оперативного оборудования территории страны.

Одним из основных элементов оперативного оборудования ТВД являются наземные пути сообщения, включающие автомобильные и железные дороги, военные трубо- и нефтепроводы. Командование НАТО считает, что без достаточно развитой и подготовленной сети наземных коммуникаций трудно скрытно провести мобилизацию, сосредоточение, развертывание и перегруппировку, а также снабжение войск, эвакуацию населения и материальных ценностей, обеспечить устойчивое функционирование экономики. Плотность (то есть средняя суммарная протяженность на 100 км2 территории) путей сообщения оказывает влияние на оперативное построение, маневренные возможности войск и размах операций.

Рис. 1. Поперечные профили и конструкции дорожных одежд (А - автострад; Б - федеральных дорог; В - земельных; Г - общинных; Д - сельских): 1 - разделительная полоса; 2 - обочина; 3 - проезжая часть; 4 - остановочная полоса; 5 - земляное полотно; 6, 7 и 8 - верхний, средний и нижний слои асфальтобетонного покрытия; 9 - щебень, обработанный битумом; 10 - грунтоцемент; 11 - естественное основание; 12 - бетонная стяжка; 13 - щебень (в левой части рисунка размеры даны в метрах, в правой - в сантиметрах)
Рис. 2. Типовые поперечные профили европейских дорог (А - двухполосные; Б - трехполосные; В - четырехполосные; Г -. четырех, и более полосные, все размеры в метрах)
Рис. 3. Схемы основных пересечений и примыканий автострад на разных уровнях: ромб (А); ромб с распределительными кольцами (Б); неполный клеверный лист (В); разрезанный ромб (Г); неполный клеверный лист при отсутствии возможности устройства съездов вдоль магистрали (Д); разрезанный ромб с соединительными путями (В); неполный клеверный лист с дополнительными съездами (Ж); примыкание по типу трубы (3); примыкание с разделительным кольцом (И)

В западноевропейских странах - участницах блока НАТО проводятся широкомасштабные практические мероприятия по созданию и реконструкции разветвленной сети дорог различного назначения, повышению их пропускной способности и живучести, обновлению парка транспортных средств, совершенствованию управления их движением в мирное время и на период боевых действий. Особое значение такие мероприятия приобретают в ФРГ, что связано с ее военно-экономической мощью и центральным географическим положением в Европе. Наряду с развитием железнодорожной сети, морского и внутреннего судоходства, а также системы магистральных и местных трубопроводов принимаются активные меры по расширению сети автомобильных дорог. Страна располагает развитой дорожной сетью. По плотности (свыше 105 км) дороги распределены приблизительно равномерно по всей территории страны.

Наиболее плотно автодороги построены в промышленных центрах ФРГ: Рейнско-Рурском районе, Баварии и в районе городов Гамбург, Бремен и Ганновер. Общая протяженность автодорог всех типов составляет около 490 тыс. км. Это позволяет, по мнению западногерманских военных специалистов, осуществлять комбинированные интенсивные перевозки в любых направлениях с высокой пропускной (провозной) способностью, а значит, обеспечивать подготовку и проведение крупных боевых операций с применением большого количества войск и боевой техники. Внутренние грузовые перевозки по видам транспорта в середине 80-х годов распределялись следующим образом (в проц.): автомобильный - около 80, железнодорожный - свыше 10, водный - около 8, трубопроводный - 2.

Постоянно совершенствуется структура современного парка транспортных средств при наращивании выпуска преимущественно большегрузных машин, прицепов и полуприцепов. Автомобильный парк в настоящее время насчитывает свыше 26,5 млн. машин, из которых 24,7 млн. - легковые. При планировании воинских перевозок учитывается также, что живучесть автомагистралей значительно выше, чем железных дорог, а трудозатраты на их восстановление сравнительно невелики.

В соответствии с принятым в ФРГ делением по роли в хозяйственной деятельности автомобильные дороги делятся на классифицированные (автомагистрали - класс А, дороги федерального значения - В, земельные - L, общинные - К) и неклассифицированные (дороги в пределах городских кварталов, сельские). Поперечные профили дорог и конструкции дорожных одежд, устраиваемых на них, приведены на рис.1. Часть автомобильных дорог ФРГ входит в систему международных европейских (Е) дорог. К ним относятся все автострады и ряд дорог федерального значения.

Опыт эксплуатации дорог показал, что действительная интенсивность движения не всегда соответствовала прогнозируемой, а следовательно, строение поперечных профилей часто не удовлетворяло реальным потребностям. Специалисты ФРГ считают, что даже при нынешнем уровне интенсивности движения дороги, особенно автомагистрали, входящие в сеть европейских, перегружены. Поэтому в стране в первую очередь проводят реконструкцию (в соответствии с типовыми профилями, учитывающими фактическую интенсивность движения) дорог, входящих в сеть европейских. Принимается во внимание и тот факт, что на европейских дорогах допустимая осевая нагрузка равна 11 т, а в ФРГ - 10 т.

Автомагистрали (автобаны) в Германии начали строить с середины 20-х годов. В настоящее время Западная Германия обладает широкой их сетью - около 100 автобанов. Наиболее сильно они развиты в центральной части ФРГ в районе городов Дуйсбург, Эссен, Дортмунд, Дюссельдорф, Кёльн и Бонн, а также в районе Франкфурт-на-Майне - Висбаден - Мангейм. На севере и юге их несколько меньше. Имеющиеся дороги обеспечивают быстрое транспортное сообщение между городами различных районов. Некоторые из них являются составными частями европейских дорог и связывают ФРГ со многими странами Западной Европы, в том числе и Скандинавией.

Рис. 4. Типовая конструкция дорожного тоннеля в ФРГ
Рис 5. Посадка самолета военно-транспортной авиации ФРГ на участке автострады с путепроводом
Рис. 6. Участок автострады вблизи заправочной станции оборудованный под полевой аэродром
Рис. 7. Оборудование взлетно-посадочной полосы на автостраде без снятия защитного ограждения с разделительной полосы

Автомагистрали представляют собой автодороги высокого класса с бетонным и асфальтобетонным покрытием. Они не имеют пересечений в одной плоскости с другими автодорогами, не проходят непосредственно через населенные пункты и поэтому позволяют осуществлять движение автотранспорта с высокими скоростями. Автобаны всех типов обеспечивают проезд по ним практически любой техники, в том числе автопоездов, грузовых и легковых автомобилей, гусеничной техники. Современные автомагистрали в ФРГ в зависимости от допустимой расчетной скорости и других параметров, влияющих на нее, делятся на четыре класса (см. таблицу). Их профили приведены на рис. 2. При интенсивности движения более 7500 автомобилей в сутки дорогу оборудуют разделительной полосой шириной 5-12 м. 8 последнее время наметилась тенденция отказа от создания автострад с разделительной полосой. Вместо этого сооружают две параллельные дороги для одностороннего движения. Пересечения и примыкания на автострадах устраивают обычно на разных уровнях (рис. 3). Развязки на одном уровне, как правило, кольцевые, встречаются лишь на автострадах старой постройки. В среднем примыкания расположены через 7-10 км, а при обслуживании местного движения на удалении около 0,5 км. Повороты на развязках устраивают с радиусом не менее 40-50 м. Продольные уклоны не превышают 5 проц. На пересечениях в двух уровнях разность отметок высот проезжих частей пересекающихся дорог составляет обычно 5 м.

В предгорных районах автобаны на большом протяжении проходят в тоннелях. Полная ширина автодорожных тоннелей 11,7 м (поперечное сечение одного из них показано на рис. 4). Часто встречаются путепроводы различных конструкций.

На автомагистралях создают широкую сеть пунктов, предназначенных для обслуживания пассажиров, водителей и автомобилей, там имеется связь, предусматривается медицинская и техническая помощь. Распространены автозаправочные станции, располагаемые по обе стороны дороги. Ширина подъездов к ним не менее 6 м. Площадь станций обычно около 5000 м2, а емкость хранилищ топлива до 100 т.

Проектная скорость передвижения легковых автомобилей по автобанам достигает на равнинной местности 140 км/ч, а в гористой - 100-120 км/ч. Для грузовых автомашин с грузом и автобусов с пассажирами установлена меньшая максимальная скорость. Однако в действительности скорости движения на автострадах не ограничены и составляют 160-180 км/ч для легковых и 120-130 км/ч для грузовых автомашин. При движении по автобанам максимально допустимая длина автотранспорта должна быть не более 18 м, ширина - до 2,5 м, а максимально допустимая общая масса - до 38 т. По мнению западных специалистов, состояние покрытия позволяет осуществлять передвижение по дорогам автотранспорту любого типа, в том числе и военной технике, как колесной, так и гусеничной.

Хотя автострады играют важную роль в экономической и других областях деятельности страны, большая часть грузов (свыше половины) перевозится по федеральным дорогам, доля которых по протяженности составляет 8,3 проц. классифицированных магистралей. Средняя интенсивность движения по ним во второй половине 80-х годов составляла 7700 автомобилей в сутки, отмечается тенденция ее быстрого роста. В некоторых местах федеральные автодороги пересекаются между собой и с местными дорогами на одном уровне, на некоторых участках не имеют ограждений, разделяющих движение на два потока. Состояние дорожного покрытия позволяет осуществлять передвижение по ним автотранспорту любого типа, в том числе и военной технике. Имеется много искусственных сооружений, хотя зачастую и старой постройки.
Земельные дороги имеют две - четыре полосы движения при ширине каждой от 2,75 до 3,7 м, соответственно допускаются скорости движения от 40 до 100 км/ч. Размеры транспортных средств (расчетные) не должны превышать 2,5 м в ширину и 4 м в высоту.

Близки к характеристикам земельных дорог аналогичные показатели и общинных дорог. Протяженность последних примерно такая же.
В ФРГ большое количество сельских дорог, которые возводятся с различными покрытиями, в том числе из асфальтобетона и цементобетона (толщина 14 см).

Земляное полотно сельских дорог часто устраивается без кюветов. В сельских населенных пунктах наиболее распространены улицы шириной 10 м, под которыми размещаются подземные коммуникации. Предусмотрены также водосборные колодцы.

Как и в других странах Западной Европы, в ФРГ продолжает существовать тенденция роста парка транспортных средств и увеличения единичной массы транспортного средства. В связи с этим специалисты подсчитали, что в стране необходимо перестраивать значительное количество мостов и путепроводов и реконструировать часть дорог. Поэтому в 80-е годы основное внимание уделялось реконструкции дорог и строительству обходов населенных пунктов.

Содержание, текущий и капитальный ремонт дорог выполняет эксплуатационная служба, которой подчинены дорожно-эксплуатационные участки. Эксплуатационная служба ответственна также и за обеспечение бесперебойного движения: защита дорог от снежных заносов, расчистка снега, борьба с гололедицей. Подобные работы делятся на три степени срочности в зависимости от интенсивности движения. Степень А при интенсивности движения свыше 2 тыс. машин за 16 ч, В - от 1 тыс. до 2 тыс. машин за то же время, С- все остальные дороги. При степени срочности А движение должно восстанавливаться через 2 ч, при степени В - через 3 ч с момента возникновения связанных с погодой препятствий. На дорогах со степенью С работы начинаются после завершения мероприятий на дорогах со срочностью А и В.

Командование бундесвера уделяет значительное внимание организации перевозок наземным транспортом в мирное и военное время. При этом оно координирует свои усилия с соответствующими органами НАТО, в первую очередь с подразделениями совета
НАТО и комитета военного планирования.

Совету НАТО подчинены постоянные комитеты и рабочие группы. Ведущую роль играет главный комитет по разработке чрезвычайных планов в гражданской области. При возникновении сложной обстановки планами НАТО (в рамках главного комитета) предусматривается создание органов военного времени с задачей мобилизации ресурсов и обеспечения перевозок в интересах блока морским, наземным и воздушным транспортом. Кроме того, при всех штабах ОВС НАТО в Европе сформированы транспортные отделы.

Специалисты ФРГ, исследуя варианты использования автомобильных дорог в начальный период войны, пришли к выводу, что в течение суток из приграничной полосы глубиной примерно 100 км, где сосредоточено около четверти экономического потенциала страны и треть населения, необходимо эвакуировать 6 млн. жителей и 2 млн. автомобилей. В эту же полосу для боевого развертывания должно быть введено около 15 тыс. гусеничных и 300 тыс. колесных военных машин. Для обеспечения выдвижения такого количества войск необходимо использовать в течение 1 сут 13 дорог, а для эвакуации - в течение 2 сут 35 дорог. Реально в полосе выдвижения (примерно 900 км по фронту) имеется около 50 дорог с твердым покрытием.

Рис. 8. Элементы полевого аэродрома, оборудованного на автостраде: 1 - стоянка вертолетов; 2 - проходящая под автострадой второстепенная дорога; 3 - РЛС; 4 - метеопост; 5 - стоянка самолетов; 6 - пункт управления полетами

В соответствии с планам НАТО по подготовке автомобильного транспорта к войне все дороги ФРГ разделены на гражданские и военные. Обе эти сети служат основой при планировании мероприятий военными и гражданскими органами управления на случай войны. По сети военных дорог (а это преимущественно дороги, приспособленные к передвижению танков) намечается переброска войск. По главным гражданским дорогам предполагается осуществлять преимущественно крупномасштабные гражданские перевозки.

Сеть военных дорог насчитывает около 22 тыс. км, что, по оценкам зарубежных экспертов, достаточно для удовлетворения потребностей вооруженных сил. При выборе базовой сети военных дорог во внимание принимаются такие соображения, как отсутствие густонаселенных и плотно застроенных районов, достаточная грузоподъёмность мостов, минимальное число пересечений с основными магистралями гражданской сети.

В течение 10-15 последних лет проделана значительная работа по приведению дорог к определенному стандарту и улучшению транспортных связей с другими странами с учетом их использования в военных целях. Как сообщается в иностранной печати, основные магистрали, выводящие к восточным границам ФРГ, включены в систему стратегических коммуникаций НАТО. К важнейшим из них относятся следующие. Фронтальные: Эмден - Бремен - Люнебург, Энсхеде (Нидерланды) - Оснабрюк - Ганновер - Магдебург (ГДР), Трир - Кобленц - Айзенах (ГДР), Карлсруэ - Нюрнберг - Вайден, Фрайбург - Ульм - Мюнхен- Пассау. Рокадные: Любек - Гамбург - Ганновер - Кассель - Вюрцбург - Мюнхен - Розенхайм, Ольденбург - Оснабрюк - Франкфурт-на-Майне - Мангейм - Ульм - Кемптен, Трир - Саарбрюккен - Карлсруэ - Фрайбург. Большая роль в обеспечении военных перевозок отводится скоростным автомагистралям, важнейшие из которых следующие. С запада на восток проходят: Хайде - Гамбург - Бойценбург (ГДР), Райне - Линден - Ганновер - Брауншвейг, Дортмунд - Кассель, Саарбрюккен Мангейм - Нюрнберг - Пльзень (ЧССР), Карлсруэ- Штутгарт - Мюнхен - Зальцбург. С севера на юг проложены: Киль - Гамбург - Ганновер - Кассель - Вюрцбург - Ульм - Фюссен, Вильгельмсхафен - Ольденбург - Мюнстер - Кёльн - Висбаден - Мангейм - Карлсруэ - Фрайбург - Базель (Швейцария).

Основные характеристики автострад ФРГ в зависимости от класса
Класс автострады Расчетная скорость движения, км/ч Минимальные радиусы кривых в плане, м* Максимальные продольные уклоны, проц.
1 160 2000 (1000) 4
2 140 1200 (600) 5
3 120 800 (400) 6
4 100 500 (250) 6,5
* В скобках приведены допустимые радиусы кривых в сложных условиях

Принимая во внимание важность рассредоточения авиации, особенно в начальный период войны, командование НАТО обращает особое внимание на оборудование запасных аэродромов на автомобильных дорогах. Для их устройства считаются пригодными прямолинейные участки автострад и федеральных дорог длиной 2-2,5 км с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. В некоторых случаях длина взлетно-посадочной полосы для тактической авиации может быть и меньшей. При этом предполагается, что взлет самолетов будет осуществляться с неполной боевой нагрузкой. Для армейской авиации могут выбираться участки дорог более низкого качества. В настоящее время командованием НАТО и отдельных стран блока уже определены такие участки дорог, на учениях опробованы возможности их использования тактической и транспортной авиацией {рис. 5).

Участок дорог для полевого аэродрома выбирают, как правило, вблизи автозаправочных станций (рис. 6), з местах, где имеются разветвления проезжей части или площадки отдыха. На таких участках не должно быть зеленых насаждений или высоких ограждений между разделительными полосами и на обочинах (рис. 7). Для обеспечения безопасности полетов уже в мирное время выбранные участки могут ограждаться заборами, исключающими проникновение на ВПП домашних и диких животных. Имеется опыт оборудования участков автомобильных дорог съемными ограждениями на разделительной полосе. Типовое размещение элементов полевого аэродрома на дороге показано на рис. 8.

Разработаны мобильные комплекты радио-, радиотехнического, светотехнического и другого оборудования для подготовки и обеспечения функционирования полевых аэродромов на дорогах, а также отработаны приемы их быстрого применения. В ВВС ФРГ в данные комплекты включены мобильные пункты управления полетами, ремонтно - восстановительные мастерские, средства прикрытия аэродромов от ударов с воздуха, комплекты средств маскировки, сигнальных огней. Западногерманские военные инженеры полагают, что с их помощью аэродром может быть оборудован менее чем за 2 ч. Для этого личный состав и оборудование доставляются к месту полевого аэродрома на транспортных самолетах. На одном из учений на автостраду двумя самолетами С-130Н был доставлен парашютным способом десантный взвод с техникой для обеспечения охраны и обороны будущего аэродрома и организации приема других транспортных самолетов с имуществом и личным составом подразделений управления, обеспечения и обслуживания полетов. Оборудование аэродрома, включая организацию системы ПВО, заняло около 2 ч.

Военно-политическое руководство ФРГ по-прежнему большое внимание уделяет транспортному обеспечению действий войск. Для решения связанных с этим проблем созданы специальные органы, планирующие и организующие все виды перевозок. В их распоряжении имеются необходимая, постоянно развиваемая транспортная инфраструктура и средства передвижения.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.65-71

Content-Disposition: form-data; name="edttmessage" 3
Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (03.07.2008) | Автор: Полковник И. Поляков
Просмотров: 8675 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz