Аэродромная сеть европейских стран НАТО
Полковник А. Алексеев
Аэродромная сеть европейских стран НАТО,
предназначенная для базирования, а также обеспечения повседневной и боевой
деятельности мощной группировки военно-воздушных сил блока в Западной Европе,
является одним из важнейших компонентов его инфраструктуры. Это определяет
постоянное внимание руководства НАТО к развитию и совершенствованию
военно-воздушных баз и запасных аэродромов, выработке единых требований к ним,
финансированию расходов по их содержанию, эксплуатации и проведению строительных
и ремонтных работ.
От степени развитости, подготовленности и защищенности
аэродромов во многом зависит выполнение ряда задач, стоящих перед тактической и
военно-транспортной авиацией. Именно поэтому военные специалисты НАТО с 50-х
годов проделали большую работу по планированию аэродромной сети и созданию
необходимых систем наземного оборудования, запасов материально-технических
средств, оружия, боеприпасов и ГСМ, что позволяет обеспечивать и поддерживать
высокую боевую готовность авиационных частей и подразделений, а также гибкость и
надежность оперативного управления ими.
Типовые требования и принятые в НАТО применительно к
европейским ТВД стандарты определяют взаимное расположение и размеры отдельных
сооружений, наличие надежного радионавигационного и связного оборудования,
организацию охраны и обороны, проведение мероприятий по защищенности и
маскировке наиболее уязвимых элементов аэродромов, самолетного парка и личного
состава.
Авиабазы и военные аэродромы должны иметь взлетно-посадочную
полосу (ВПП) с капитальным покрытием длиной 2400-3000 м и шириной 30-45 м,
рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолетов, полуподземные или
подземные склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, защищенные укрытия
для авиационной техники и личного состава, командно-диспетчерский пункт,
ремонтные мастерские, другие вспомогательные технические и служебные здания
(рис. 1). Покрытие ВПП (бетон и асфальтобетон) рассчитывается на эксплуатацию в
течение десяти лет без капитального ремонта. Его толщина зависит от максимальной
взлетной массы самолета, вида шасси и давления в пневматиках (взлетная масса
истребителя может достигать 30 т, а транспортного самолета - 120 т). Главная
рулежная дорожка (ее размер 2440х23 м), как правило, параллельна ВПП и при
необходимости может использоваться в качестве резервной взлетно-посадочной
полосы.
Схема авиабазы Брайз-Нортон (Великобритания): 1 - взлетно-посадочная полоса;
2 - полоса безопасности; 3 - одиночные стоянки самолетов; 4 - ангары; 5 -
рулежные дорожки; 6 - групповые стоянки; 7 - склад боеприпасов; 8 - склад ГСМ; 9
- пункт заправки ГСМ; 10 - военный городок; 11 - комплекс административных и
служебных зданий; 12 - технические службы; 13 - населенный пункт Картертон
Стоянки для самолетов тактической авиации строятся
одиночными, рядом с ними возводятся специальные железобетонные укрытия (рис. 2),
представляющие собой сооружения в виде арки (длина 30 м, ширина средней части 15
м, высота 8 м). Конструкция такого укрытия обеспечивает защиту находящегося в
нем самолета от поражения ракетами класса "воздух-земля", воздействия ударной
волны и осколков авиабомбы весом до 250 кг, разорвавшейся в непосредственной
близости, а также от напалма. В укрытии может запускаться двигатель самолета и
осуществляться его самостоятельное выруливание.
Укрытие усиленного типа для самолетов тактической авиации
Для военно-транспортных самолетов сооружаются групповые
стоянки и ангары. На аэродромах гражданской авиации групповые стоянки
оборудуются в двух-трех местах. К ним примыкают ангары, здание аэровокзала и
другие технические и служебные здания.
Хранилища боеприпасов и ГСМ представляют собой заглубленные
железобетонные бункеры (емкости). Количество и типы заскладированных боеприпасов
(авиабомб, снарядов, ракет и т. д.) определяются задачами, поставленными перед
базирующейся на аэродроме частью. Для централизованного и бесперебойного
снабжения горючим многие авиабазы подключены к сети магистральных военных
трубопроводов.
На аэродромах устанавливается современное радионавигационное,
светотехническое и связное оборудование, которое позволяет совершать полеты в
сложных метеорологических условиях и ночью. Ближнюю навигацию и посадку
самолетов обеспечивают станции ТАКАН, ВОР, ИЛС и некоторые другие.
С помощью станции ТАКАН (TACAN - Tactical Air Navigation) на
борту самолета определяются его полярные координаты (пеленг и азимут),
осуществляется двусторонняя связь с наземным диспетчерским пунктом и
производится инструментальная посадка самолета. Диапазон рабочих частот 960-1215
МГц, дальность действия 370 км.
Всенаправленный радиомаяк ВОР (VOR - Very High Frequency
Omnidirectional Range) предназначен для вывода самолетов на аэродромы и
навигации их на рейсовых трассах. Дальность его действия превышает 200 км.
Курсоглиссадная система посадки ИЛС (ILS - Instrumental
Landing System) является основной для всех военных и гражданских самолетов. Она
включает курсовой, глиссадный и три маркерных маяка. Дальность действия этой
системы до 45 км. Различные ее модификации обеспечивают посадку самолетов при
видимости 200-360 м и высоте облачности 30 м.
Ремонт и техническое обслуживание отдельных узлов и агрегатов
самолетов проводятся в ангарах и специальных мастерских. Полезная площадь одного
ангара составляет примерно 520 м2.
Территория авиабазы по периметру огораживается колючей
проволокой или сеточным забором. Площадь среднего аэродрома 4-5 км2. Его охрана
возложена на стационарные посты и подвижные патрули. На некоторых авиабазах
проводятся маскировочные мероприятия, которые включают окраску отдельных
сооружений под цвет окружающей местности, посадку деревьев, установку
камуфляжных сеток, подготовку ложных объектов (рис. 3).
Маскировка самолетов на одиночных стоянках с использованием камуфляжных сеток
В зависимости от оснащенности все аэродромы стран НАТО
делятся на четыре класса:
- первый - имеют современное радионавигационное оборудование, обеспечивающее
полеты авиации в любых метеорологических условиях, все необходимые средства для
технического обслуживания, ремонта самолетов и проведения регламентных работ;
- второй - перечисленным выше оборудованием располагают в меньшей степени; взлет
и посадка самолетов на них зависят от погодных условий;
- третий - в большинстве свеем принимают авиацию только днем в простых
метеорологических условиях при хорошей видимости;
- четвертый - стационарного оборудования не имеют.
По оперативному предназначению аэродромы НАТО подразделяются
на аэродромы постоянного и временного базирования. Первые располагают
необходимыми средствами обслуживания авиационной техники и обеспечения
повседневной деятельности частей и подразделений ВВС и подготовлены главным
образом для размещения двух-трех эскадрилий. Вторые (запасные) такими средствами
располагают в меньшей степени. На каждом из них при ведении боевых действий
планируется размещать не более одной авиаэскадрильи. При перебазировании авиации
на запасные аэродромы там предусматривается развертывать мобильные комплекты
навигационного оборудования, перебрасываемые с основных авиабаз.
В настоящее время, по сведениям иностранной печати, в
европейских странах НАТО насчитывается до 1600 аэродромов различных классов и
посадочных площадок. Однако из этого количества для базирования боевой и
военно-транспортной авиации пригодно около 550 аэродромов (капитальные ВПП
длиной 1800 м и более), суммарная оперативная емкость которых составляет
10500-11000 самолетов (из расчета одна авиаэскадрилья в составе 18-20 самолетов
на аэродром).
220 наиболее крупных и хорошо оборудованных аэродромов
построены по программам развития инфраструктуры НАТО. О состоянии аэродромной
сети в отдельных странах блока свидетельствуют следующие данные.
На территории Великобритании в настоящее время функционирует
около 230 аэродромов различных классов (30 имеют грунтовые ВПП), Для
использования современной авиацией пригодны 125 (поддерживаются в хорошем
техническом состоянии). Краткая характеристика некоторые из них дана в табл.1.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АЭРОДРОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Название аэродрома | Координаты | Основная ВПП |
Покрытие |
с. ш. | в. д. | размеры, м | посадочный курс, град |
Аппер-Хейфорд | 51°56' | 01°15'* | 2920х60 | 90-270 | Асфальт |
Бедфорд | 52 14 | 00 28* | 3200х90 | 90-270 | Бетон |
Бентуотерс | 52 08 | 01 26 | 2727х45 | 70-250 | Асфальт |
Боскомб Даун | 51 10 | 01 44* | 3200х90 | 60-240 | То же |
Брайз-Нортон | 51 45 | 01 35* | 3050х60 | 80-260 | То же |
Везерсфилд | 51 58 | 00 30 | 2800х45 | 100-280 | Бетон |
Вудбридж | 52 05 | 01 24 | 2750х45 | 90-270 | Асфальт |
Гринэм-Коммон | 51 23 | 01 17* | 3050х60 | 110-290 | То же |
Кинлосс | 57 39 | 03 34* | 2311х46 | 80-260 | Асфальт |
Колтисхолл | 52 45 | 01 22 | 2286х46 | 40-220 | То же |
Конингсби | 53 06 | 00 10* | 2750х60 | 80-260 | Бетон |
Коттесмор | 52 44 | 00 39* | 2750х60 | 40-220 | То же |
Лейкенхит | 52 25 | 00 34 | 2750х45 | 60-240 | Асфальт |
Лондон (Хитроу) | 51 28 | 00 27* | 3850х90 | 100-280 | То же |
Лондон (Гатуик) | 5109 | 00 11* | 3100х45 | 80-260 | Бетон |
Лоссимут | 57 42 | 03 20* | 2738х46 | 50-230 | Асфальт |
Льючарс | 56 22 | 02 52* | 2654х46 | 90-270 | То же |
Марем | 52 39 | 00 34 | 2800х90 | 60-240 | Бетон |
Махрихениш | 55 26 | 05 41* | 3050х45 | 120-300 | То же |
Милденхолл | 52 22 | 00 29 | 2800х60 | 110-290 | Асфальт |
Олконбери | 52 22 | 00 13* | 2750х60 | 120-300 | То же |
Престуик | 55 30 | 04 35* | 3000х45 | 130-310 | Бетон |
Сент-Моган | 50 26 | 05 00* | 2743х90 | 130-310 | Асфальт |
Скалторп | 52 51 | 00 46 | 2750х90 | 60-240 | То же |
Сторновей | 58 13 | 06 20* | 2400х45 | 170-350 | Асфальтобетон |
Уайтон | 52 21 | 00 06* | 2750х60 | 80-260 | Асфальт |
Уиттеринг | 52 36 | 00 28* | 2750х60 | 80-260 | То же |
Уоддингтон | 53 10 | 00 31* | 2750х60 | 30-210 | То же |
Фарнборо | 51 17 | 00 46* | 2400х46 | 70-250 | Бетон |
Финнингли | 53 28 | 00 59* | 2750х60 | 20-200 | То же |
Фэрфорд | 51 41 | 0147* | 3050х60 | 100-280 | Асфальт |
Хонингтон | 52 21 | 00 46 | 2750х60 | 90-270 | То же |
* Западная долгота (з. д.).
Большинство аэродромов расположено на юго-востоке и юге страны; в горных районах
Шотландии, Уэльсе и в Северной Ирландии их значительно меньше.
Военно-воздушным силам США принадлежат десять авиабаз: Аппер-Хейфорд, Бентуотерс,
Везерсфилд, Вудбридж, Гринэм-Коммон, Лейкенхит, Милденхолл, Олконбери, Скалторп
и Фэрфорд. На аэродромах Аппер-Хейфорд и Лейкенхит базируются самолеты-носители
ядерного оружия из состава 3 ВА, штаб которой находится в Милденхолл.
В распоряжении командования национальных ВВС имеется до 75 аэродромов, часть из
них постоянно используется для базирования боевой, военно-транспортной и
вспомогательной авиации.
Крупнейшими гражданскими аэропортами являются Лондон (Хитроу и Гатуик),
Бирмингем, Бристоль, Глазго, Йорк, Линкольн, Ланкастер и Нортгемптон. Для
управления воздушным движением в районах аэродромов установлены обзорные и
диспетчерские радиолокационные станции AR-1, SR-787, S-511, AN/FPN-47, AN/CPN-18.
Мероприятиями по совершенствованию аэродромной сети предусматриваются удлинение
взлетно-посадочных полос, замена их покрытия, строительство укрытий для
самолетов, установка нового радионавигационного оборудования.
В целом, по оценке западных специалистов, аэродромная сеть Великобритании
удовлетворяет потребности командования английских ВВС и объединенных ВВС НАТО в
рассредоточенном базировании авиационных частей и подразделений их обслуживания.
Аэродромная сеть ФРГ включает около 500 аэродромов и посадочных площадок, 64 из
которых имеют капитальные ВПП длиной более 1800 м, а 22 подготовлены на
отдельных участках автомобильных дорог в качестве запасных аэродромов (рис. 4).
В распоряжении командования НАТО в мирное время находится 47 аэродромов. По
национальной принадлежности они распределяются следующим образом: ВВС США -
восемь, Великобритании - четыре, Канады - два и ФРГ - 33. Крупнейшими
американскими авиабазами на территории ФРГ являются Битбург, Висбаден, Зембах,
Рамштейн, Рейн-Майн, Хан, Цвайбрюккен и Шпангдалем (табл. 2). Два аэродрома (Гибельштадт
и Китцинген), имеющие капитальные ВПП длиной до 2200 м, используются армейской
авиацией США и в случае необходимости могут принимать тактические истребители.
Военно-воздушным силам Великобритании принадлежат авиабазы Брюгген, Вильденрат,
Гютерсло и Лаарбрух, а ВВС Канады - Золинген и Лар.
Посадка самолета тактической авиации на участок автомобильной дороги,
подготовленный в качестве запасного аэродрома
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АЭРОДРОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ФРГ
Название аэродрома | Координаты | Основная ВПП | Покрытие |
с. ш. | в. д. | размеры, м | посадочный курс, град |
Авиабазы США |
Битбург | 49°57' | 06°34' | 2500х45 | 60-240 | Асфальт |
Висбаден | 50 03 | 08 20 | 2130х35 | 80-260 | То же |
Зембах | 49 30 | 07 52 | 2400х45 | 70-250 | Бетон |
Рамштейн | 49 26 | 07 36 | 2440х45 | 90-270 | То же |
Рейн-Майн | 50 02 | 08 34 | 4590х60 | 70-250 | То же |
Хан | 49 57 | 07 16 | 2440х45 | 40-220 | Асфальт |
Цвайбркжкен | 49 13 | 07 24 | 2400х45 | 30-210 | Асфальтобетон |
Шпангдалем | 49 59 | 06 42 | 3050х45 | 50X230 | Бетон |
Авиабазы Великобритании |
Брюгген | 51 12 | 06 08 | 2490х45 | 90-270 | Асфальт |
Вильденрат | 51 07 | 06 13 | 2500х46 | 90-270 | То же |
Гютерсло | 51 55 | 08 18 | 2250х46 | 90-270 | То же |
Лаарбрух | 51 36 | 06 08 | 2440х46 | 100-280 | Бетон |
Авиабазы Канады |
Золинген | 48 47 | 08 05 | 2470х46 | 40-220 | Асфальт |
Лар | 48 22 | 07 50 | 2440x45 | 30-210 | То же |
Аэродромы ФРГ |
Альхорн | 52 52 | 08 14 | 2700х45 | 90-270 | Бетон |
Бремгартен | 47 54 | 07 37 | 2470х45 | 60-240 | То же |
Бюхель | 50 10 | 07 04 | 2500х45 | 30-210 | Асфальт |
Витмунд | 53 33 | 07 40 | 2440х40 | 80-260 | То же |
Гамбург | 53 38 | 10 00 | 3650х46 | 160X340 | Бетон |
Ганновер | 52 28 | 09 41 | 2700х45 | 90-270 | То же |
Евер | 53 32 | 07 53 | 2500х30 | 110-290 | То же |
Кауфбейрен | 47 52 | 10 37 | 1830х35 | 20-200 | Асфальтобетон |
Кёльн (Бонн) | 50 52 | 07 09 | 3800х60 | 140-320 | Бетон |
Ландсберг | 48 04 | 10 54 | 2070х30 | 70-250 | То же |
Лейпгейм | 48 26 | 10 14 | 1950х30 | 70-250 | То же |
Лек | 54 48 | 08 57 | 2440х30 | 120-300 | То же |
Лехфельд | 48 11 | 10 52 | 2440х30 | 30-210 | То же |
Мемминген | 47 59 | 10 14 | 2400х30 | 60-240 | То же |
Нейбург | 48 43 | 11 13 | 2440х30 | 90-270 | То же |
Нервених | 50 50 | 06 40 | 2440х45 | 70-250 | То же |
Нейбиберг | 48 04 | 11 38 | 2440х30 | 70-250 | Асфальт |
Нордхольц | 53 46 | 08 39 | 2440х45 | 80-260 | Бетон |
Ольденбург | 53 11 | 08 10 | 2120х45 | 100-280 | Асфальт |
Пфердсфельд | 49 51 | 07 36 | 2440х45 | 90-270 | Бетон |
Фасберг | 52 55 | 10 11 | 2440х30 | 90-270 | Асфальтобетон |
Фрейзинг* | 48 21 | 11 47 | 4000х- | 90-270 | - |
Фюрстенфельдбрукк | 48 12 | 11 16 | 2745х45 | 90-270 | Бетон |
Хон | 54 19 | 09 33 | 2440х30 | 80-260 | То же |
Хопстен | 52 20 | 07 33 | 2440х30 | 10-190 | - |
Хузум | 54 31 | 09 09 | 2440х30 | 40-220 | Асфальт |
Шлезвиг | 54 27 | 09 31 | 2440х30 | 50-230 | То же |
Штутгарт | 48 41 | 09 13 | 2550х50 | 80-260 | Бетон |
Эггебек | 54 38 | 09 21 | 2440х30 | 10-190 | То же |
Эрдинг | 48 19 | 11 57 | 2500х30 | 80-260 | - |
* В стадии строительства.
Наибольшее количество хорошо оборудованных аэродромов эксплуатируются
западногерманской авиацией. К ним относятся Альхорн, Бремгартен, Бюхель, Витмунд,
Евер, Кауфбейрен, Кёльн, Ландсберг, Лейпгейм, Лек, Лехфельд, Мемминген, Нейбург,
Нервених, Оберпфаффенхофен, Ольденбург, Пфердсфельд, Фюрстенфельдбрукк, Хон,
Хузум, Шлезвиг, Эггебек, Эрдинг и некоторые другие.
Самолеты ДРЛО и управления командования АВАКС НАТО используют основную
оперативную базу в Гейленкирхен.
В географическом отношении аэродромы на территории ФРГ размещены неравномерно.
Большинство расположено в западной и южной частях страны, где и базируется
основная группировка боевой авиации. В приграничных с ГДР и ЧССР районах
находятся небольшие по размерам аэродромы, на которых дислоцируются
подразделения армейской авиации США и ФРГ.
Увеличение количества аэродромов рассредоточения авиации предусматривается за
счет дооборудования многочисленных аэродромов с короткими ВПП (1200-1700 м). С
этой целью на них предполагается удлинять концевые участки ВПП, устанавливать
аэрофинишеры и аварийные барьеры обеспечения безопасной посадки.
В ФРГ все авиабазы на дальних подступах прикрыты подразделениями ЗРК
"Найк-Геркулес", "Пэтриот" и "Усовершенствованный Хок", несущими боевое
дежурство на стационарных позициях. Для защиты от низколетящих целей на
авиабазах подготовлены позиции и установлены батареи зенитно-ракетных комплексов
ближнего радиуса действия, таких, как "Чапарэл", "Рапира", "Роланд-3", а также ЗСУ
"Вулкан" и 20-мм
спаренных зенитных пушек (рис. 5).
В последние годы совершенствование аэродромов базирования тактической авиации
осуществлялось путем создания укрытий для самолетов, коллективных убежищ для
защиты личного состава от химического оружия, строительства ангаров, боксов для
опробования двигателей, технических зданий, расширения емкости складов
боеприпасов и ГСМ, В настоящее время в юго-восточной части ФРГ в районе Фрейзинг
(30 км северо-восточнее Мюнхена) ведется строительство нового крупного
аэропорта, длина взлетно-посадочной полосы будет достигать 4000 м.
Как считает командование НАТО, аэродромная сеть на территории ФРГ развита
хорошо, обеспечивает потребности объединенных ВВС блока в рассредоточенном
базировании авиации и позволяет принимать части усиления с Американского
континента.
Аэродромная сеть Франции, по опубликованным в иностранной печати сведениям,
насчитывает около 410 аэродромов, гидроаэродромов и посадочных площадок. Из
этого количества для базирования и рассредоточения боевой и военно-транспортной
авиации пригодными считаются 110 (имеют ВПП длиной свыше 1800 м, соответствующее
навигационное оборудование и средства аэродромного обслуживания). Их оперативная
емкость составляет 2000 самолетов (из расчета базирования одна эскадрилья на
аэродром).
Основными авиабазами стратегической авиации (табл. 3) являются Авор, Истр, Казо,
Мон-де-Марсан и Сен-Дизье. Для рассредоточения авиации САК могут использоваться
аэродромы Крей, Карита, Люксей, Мериньяк и Эпинуа. Тактическая, транспортная
авиация и авиация ПВО может базироваться на аэродромах Бельфор, Бретеньи,
Бруа-ле-Пем, Виллакубле-Велизи, Гренобль, Дамблен, Дижон, Коньяк, Люр, Мериньяк,
Мец, Мирекур, Нанси, Орлеан, Реймс, Тур, Туль, Страсбур, Эврё, Эпинуа, Этен и
других.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АЭРОДРОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ
Название аэродрома | Координаты | Основная ВПП |
Покрытие |
с. ш. | в. д. | размеры, м | посадочный курс, град |
Авор | 46°03' | 02°38' | 3500х45 | 65-245 |
Асфальт |
Бельфор | 47 39 | 07 01 | 2840х45 | 40-220 |
Бетон |
Бретеньи | 48 36 | 02 20 | 3000х100 | 50-230 |
Асфальт |
Гарон (Ним) | 43 46 | 04 25 | 2450х45 | 180-360 |
Бетон |
Гренобль | 45 22 | 05 20 | 3050х45 | 90-270 |
Асфальт |
Дижон | 47 16 | 05 05 | 2400х45 | 180-360 |
То же |
Истр | 43 31 | 04 56 | 3815х60 | 180-340 |
Бетон |
Казо | 44 32 | 01 08* | 2400x45 | 60-240 |
Асфальт |
Крей | 49 15 | 02 31 | 2400х50 | 70-250 |
Бетон |
Ландивизьо | 48 32 | 04 09* | 2700х45 | 80-260 |
То же |
Ланн-Бигуэ | 47 46 | 03 26* | 2230х45 | 80-260 |
То же |
Лилль (Лестен) | 50 34 | 03 05 | 2825х45 | 80-260 |
То же |
Лион (Сатола) | 45 44 | 05 05 | 4000х45 | 180-360 |
Асфальт |
Люксей (Сан-Совер) | 47 47 | 06 22 | 2400х45 | 120-300 |
Бетон |
Люр (Мальбуан) | 47 42 | 06 33 | 2400х45 | 40-220 |
То же |
Марсель (Мариньян) | 43 26 | 05 13 | 3500х45 | 140-320 |
То же |
Мариньн-ле-Гран | 48 40 | 03 50 | 2700х45 | 110-290 |
То же |
Мервиль | 50 37 | 02 39 | 2400х45 | 40-220 |
То же |
Мериньяк (Бордо) | 44 50 | 00 42* | 3100х45 | 50-230 |
То же |
Мец (Фрескати) | 49 04 | 06 08 | 2400х45 | 10-190 |
То же |
Мон-де-Марсан | 43 55 | 00 30* | 3200х80 | 90-270 |
То же |
Мюлуз | 47 35 | 07 32 | 3900х60 | 160-340 |
То же |
Нанси | 48 35 | 05 57 | 2400х45 | 20-200 |
Асфальт |
Ницца | 43 40 | 07 13 | 2950х60 | 50-230 |
То же |
Ньерньи (Камбре) | 50 08 | 03 16 | 2400х50 | 150-330 |
Асфальт |
Ольна (Клермон-Ферран) | 45 47 | 03 10 | 3015x45 | 90-270 |
То же |
Орлеан (Вриси) | 47 59 | 01 46 | 2400х80 | 70-250 |
Бетон |
Ле-Бурже (Париж) | 48 58 | 02 27 | 3000х45 | 70-250 |
То же |
Орли (Париж) | 48 43 | 02 23 | 3650х45 | 80-260 |
То же |
Шарль де Голль (Париж) | 49 01 | 02 33 | 3615х45 | 100-280 |
То же |
Реймс (Шампань) | 49 19 | 04 03 | 2480х50 | 70-250 |
Асфальт |
Сен-Дизьё | 48 38 | 04 55 | 2400x45 | 120-300 |
То же |
Страсбур | 48 32 | 07 38 | 2400х45 | 50-230 |
Бетон |
Тарб (Лурд) | 43 11 | 00 00 | 3000х45 | 30-210 |
Асфальт |
Туль | 48 47 | 05 59 | 2400х45 | 40-220 |
Бетон |
Тур (Сен-Симфориен) | 47 26 | 00 43 | 2400х45 | 20-200 |
Асфальт |
Эврё (Фовиль) | 49 02 | 01 13 | 2900х45 | 40-220 |
Бетон |
Эпинуа (Камбре) | 50 13 | 03 09 | 2500х50 | 100-280 |
Асфальт |
Этен | 49 14 | 05 41 | 2400х45 | 20-200 |
То же |
Эпиналь (Мирекур) | 48 19 | 06 04 | 2700х45 | 90-270 |
То же |
* Западная долгота (з. д.).
Командование морской авиации располагает шестью аэродромами: Гарон, Йер,
Ланвеок-Пульмик, Ландивизьо, Ланн-Бигуэ и Сен-Мандрие.
Крупные аэропорты находятся в районах городов Париж, Лион, Тулуза, Мюлуз, Тарб,
Марсель, Ницца. Всего самолетами гражданской (в том числе спортивной) авиации
используются около 300 аэродромов, 50 проц. из которых имеют ВПП с капитальным
покрытием.
20 мм спаренная зенитная пушка, предназначенная для борьбы с низколетящими
целями, на подготовленной огневой позиции
Для управления воздушным движением в районах аэродромов установлены обзорные и
диспетчерские радиолокационные станции национального производства ER-720, CR-3,
THD-1021 и -1098. Максимальная дальность действия обзорных РЛС достигает 360 км,
а диспетчерских - 150 км.
Аэродромы распределены равномерно по всей территории страны, их сеть хорошо
развита и продолжает совершенствоваться.
Аэродромная сеть Италии включает 125 аэродромов и посадочных площадок. Размеры и
класс оборудования 50 из них позволяют принимать самолеты боевой и транспортной
авиации.
Часть наиболее крупных аэродромов была передана в распоряжение командования
НАТО, в том числе: Бриндизи, Виллафранка, Геди, Граццанисе, Гроссето, Джоя,
Истрана, Камери, Кальяри, Милан, Пиза, Римини, Тревизо, Чампино, Червия.
Американская авиация использует три аэродрома (Авиано, Коподикино и Сигонела).
Важное значение имеют аэродромы, расположенные в районах городов Рим, Неаполь,
Милан, Верона, Удине и на о-вах Сицилия и Сардиния.
Самолеты ДРЛО и управления командования АВАКС НАТО постоянно используют
оперативную базу Трапани.
В ходе мероприятий по совершенствованию аэродромной сети обновляются покрытия
взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, расширяются стоянки самолетов,
ведется строительство ангаров, укрытий, технических и вспомогательных
сооружений, заменяется устаревшее радионавигационное оборудование. В частности,
на аэродроме Пантеллерия идут работы по удлинению ВПП на 1000 м (до 2300 м),
строительству стоянок, ангаров и рулежных дорожек. Начата реконструкция
аэродрома Кротоне, на который в 1991 году намечается передислоцировать из
Испании 401-е тактическое авиакрыло ВВС США. Аэродром будет иметь ВПП размером
3000х45 м, РД - 3000х22 м, стоянки общей площадью 2 тыс. м2 для 72 самолетов
F-16. В жилых и служебных зданиях планируется разместить около 7 тыс. человек
(325 офицеров, 3180 рядовых, 425 служащих и до 2,5 тыс. членов семей).
По мнению командования НАТО, аэродромная сеть Италии способна обеспечивать
рассредоточенное базирование дислоцирующейся здесь группировки ВВС и позволяет
принимать самолеты для ее усиления с других театров военных действий.
На территории Бельгии имеются 24 аэродрома с капитальным покрытием ВПП и 10 с
грунтовым. Из этого количества 17 аэродромов пригодны для использования
современной авиацией. При рассредоточенном базировании частей ВВС их оперативная
емкость может составлять 300-340 самолетов. В распоряжении командования
национальных ВВС находятся наиболее оборудованные авиабазы: Бовешен, Брюстем,
Бьерсе, Велде, Кляйн-Брогель, Зурсел, Коксзйде, Мелсбрук, Сент-Юбер, Сютендал,
Урсел, Флоренн, Шиэвр. К числу крупных аэропортов относятся Брюссель, Вевелгем,
Остенде и Шарлеруа.
Для обеспечения непрерывного снабжения топливом несколько авиабаз подключено к
системе трубопроводов НАТО.
Аэродромы страны поддерживаются в хорошем техническом состоянии, отвечают
потребностям национальных военно-воздушных сил и могут принять несколько
эскадрилий усиления, которые планируется перебрасывать с Американского
континента при обострении обстановки в Европе.
Аэродромная сеть Нидерландов включает 30 аэродромов, 15 из которых пригодны для
базирования и рассредоточения боевой авиации. Национальными ВВС постоянно
используются пять аэродромов: Волкел, Гилзе-Рейен, Леуварден, Твенте и Эйндховен.
В распоряжении военно-воздушных сил США имеется авиабаза Сустерберг, где
дислоцируется эскадрилья ПВО (24 самолета F-15). На всех указанных аэродромах
для защиты авиации построены железобетонные арочные укрытия. Помимо военных
авиабаз, для рассредоточения авиации планируется использовать столичный аэропорт
Схипхол и аэропорт Роттердам.
На территории Норвегии имеются около 60 аэродромов, в том числе 45 с
капитальными взлетно-посадочными полосами. Однако только 20 из них могут
использоваться современной авиацией. В распоряжении командования НАТО выделены
аэродромы Аннейя, Банак, Бардуфосс, Буде, Вернес, Листа, Рюгге, Сула, Торп,
Флесланн и Эрланн, причем все они оборудованы укрытиями усиленного типа.
Аэродромы равномерно размещены по всей территории Норвегии. Нового строительства
не ведется.
Аэродромная сеть Дании насчитывает 24 аэродрома, из которых 16 с капитальными
ВПП и восемь с грунтовыми. Для базирования и рассредоточения боевой и
транспортной авиации пригодны 11 аэродромов. Их общая оперативная емкость
составляет 220 самолетов (из расчета базирования 20 самолетов на аэродром).
В распоряжении командования объединенных ВВС находятся аэродромы Вандель,
Верлесе, Каруп, Каструп, Ольборг, Скрюструп и Тирструп.
По оценке командования ВВС Дании, аэродромная сеть удовлетворяет потребности
военно-воздушных сил в базировании авиации. Новые аэродромы не строятся,
проводятся отдельные мероприятия по дооборудованию имеющихся.
Аэродромная сеть Португалии (рис. 6)* включает 30 аэродромов, 11 из которых с
капитальными ВПП длиной свыше 1800 м. Кроме того, на Азорских о-вах построены
три крупных аэродрома, являющихся промежуточными пунктами при перебросках с
Американского континента различных авиационных частей и подразделений.
Основные аэродромы на территориях Испании и Португалии
На территории страны аэродромы размещены в основном вдоль западного
побережья с
наибольшей плотностью в районе столицы.
В мирное время командованию объединенных ВВС НАТО переданы аэродромы Бежа,
Монтижу, Ота и Овар. Авиабаза Лагенс, находящаяся на Азорских о-вах, принадлежит
ВВС США и используется ими.
Военно-воздушные силы Португалии базируются на аэродромах Ота, Монте-Реал,
Монтижу, Синтра и Танкуш. Аэродром Бежа - учебно-тренировочная база ВВС ФРГ.
Нового аэродромного строительства на территории Португалии не ведется.
Проводятся работы по дооборудованию только некоторых аэродромов.
На территории Испании (см. рис. 6) создана достаточно развитая аэродромная сеть,
включающая 75 аэродромов различных классов. Около 30 из них имеют капитальные
ВПП длиной свыше 1800 м и используются военной, а также гражданской авиацией. На
принадлежащих Испании Канарских о-вах находятся пять аэродромов с ВПП длиной от
2400 до 3000 м. Военно-воздушные силы Испании в настоящее время базируются на
аэродромах Валенсия, Вальядолид, Альбасете (Лос-Льянос), Морон-де-Фронтера,
Сарагоса, Торрехон, Талавера-ла-Реаль, Херес-де-ла-Фронтера. Наиболее важными
аэродромами гражданской авиации являются Барахас (Мадрид), Аликанте, Барселона,
Бильбао, Ивиса, Малага, Менорка, Пальма, Реус, Саламанка и Севилья.
На территории страны аэродромы расположены равномерно. Их количество и
оборудование удовлетворяют потребностям национальных ВВС. Новых аэродромов за
последние годы не строилось.
Аэродромная сеть Греции (рис. 7), по мнению командования НАТО, развита хорошо
Она включает около 70 аэродромов, 50 проц. из которых могут использоваться
современной военной и гражданской авиацией.
Аэродромная сеть Греции
Для объединенных ВВС НАТО выделены 15 аэродромов, на семи из них (Андравида,
Араксос, Лариса, Неа-Анхиалос, Салоники, Суда и Танагра) постоянно базируется
боевая авиация.
Аэродромы размещены равномерно по всей территории страны и на островах в
Эгейском море (Лемнос, Скирос, Митилини, Самос, Кос, Тира, Родос). На о. Крит
имеются четыре крупных аэродрома (Суда, Ираклион, Кастели и Тимбекион).
Американская авиабаза Элликикон (Афины) является основным центром обеспечения
воздушных перебросок войск и военных грузов, прибывающих в Грецию и страны
Ближнего Востока из США, На базе дислоцируется 7206-я группа поддержки ВВС США,
на которую возложены задачи тылового обеспечения войск и функционирования базы.
Совершенствование аэродромной сети Греции ведется по пути замены устаревшего
оборудования, строительства укрытий для авиационной техники. ангаров,
технических и служебных зданий, обновления покрытий ВПП, рулежных дорожек,
расширения и увеличения стоянок самолетов.
В целом, по оценке иностранных специалистов, в западноевропейских
странах-участницах блока НАТО создана хорошо развитая сеть авиабаз, аэродромов и
посадочных площадок, которая позволяет командованию НАТО базировать на
Европейском театре войны мощную группировку боевой авиации, размещать части и
подразделения ВВС с Американского континента для ее усиления, а также принимать
самолеты военно-транспортной авиации США при осуществлении ею крупномасштабных
перебросок войск, боевой техники и различных грузов.
* Схемы основных аэродромов других стран НАТО см.: Зарубежное военное обозрение.
- 1984. - № 1. -. С. 64-65. - Ред.
Зарубежное военное обозрение №1 |