Автоматизация обмена информацией между
Пентагоном и подрядчиками
Б.
Вогатов
Стремительное нарастание объема бумажной документации как средства накопления
информации явилось в 80-е годы одной из наиболее острых проблем управления
военным сектором экономики США, которая затрагивала в равной степени
государственные учреждения и частные фирмы. Прогнозы о сокращении физического
объема документации за счет массового внедрения ЭВМ не подтвердились. Бумага
по-прежнему остается основным носителем данных; прирост ее производства
сохраняется на уровне 5-7 проц. в год. Ежедневно американские компании
производят около 600 млн. компьютерных распечаток, 234 млн. фотокопий, 76 млн.
деловых писем.
Несостоятельность прогнозов была обусловлена недооценкой ряда факторов. Наиболее
значимыми из них специалисты считают следующие: рост числа занятых в
управленческом аппарате, устоявшиеся методы работы, удобство использования
информации на бумажных носителях ввиду ее надежности, долговечности и
наглядности, широкое распространение средств обработки текста,
высокопроизводительных печатающих и копировальных устройств, текстовых
процессоров.
Проблема эффективного управления документопотоками является характерной и для
министерства обороны США. Как сообщается в американской печати, доля затрат на
документацию в общей стоимости некоторых военных программ достигает 27 проц. С
начала 80-х годов Пентагон ведет активный поиск путей сокращения использования
бумаги во всех звеньях управления, основываясь на передовом опыте некоторых
американских компаний-подрядчиков (в частности, «Нортроп»). Одним из направлений
работ в этой области стал переход к электронному обмену данными в процессе
взаимодействия органов министерства обороны с компаниями, выполняющими военные
заказы.
Необходимость коренных изменений практики взаимоотношений Пентагона с его
подрядчиками была продиктована, кроме того, серьезными недостатками,
выявившимися в системе закупок оружия и военной техники. Получившие в начале
80-х годов широкую огласку случаи искусственного завышения производственных
расходов и цен, жалобы со стороны военно-промышленных фирм на чрезмерное
усложнение порядка заключения и сопровождения контрактов, значительное
удорожание по сравнению с первоначальными проектами многих систем оружия,
увеличение сроков их производства и недостаточно высокое качество заставили
высший эшелон военно-политического руководства предпринять ряд шагов,
направленных на преобразование действующей в министерстве обороны системы
закупок оружия и боевой техники.
В
1984 году институту оборонных исследований было поручено изучить перспективы
усовершенствования процесса закупок на основе более широкого применения
электронно-вычислительной техники. Подготовленные им рекомендации легли в основу
программы создания автоматизированной системы (АС) закупок и
материально-технического обеспечения (МТО) - Computer-aided Acquisition and
Logistic Support, официально объявленной министерством обороны в 1985 году. Ее
осуществление предполагает перенос всей информации по разработке, производству и
обслуживанию систем оружия на машиночитаемые носители.. 6 настоящее время работы
находятся на начальном этапе. Реализация программы рассчитана на срок не менее
десяти лет и потребует многомиллиардных расходов. В интересах разработки АС
закупок и МТО из военного бюджета в середине 80-х годов выделялось около 200
млн. долларов в год. Предусматривается, что суммарные затраты министерства
обороны США на систему составят около 5 млрд. долларов. Дальнейшее ее
развертывание потребует значительных капиталовложений также от военных
подрядчиков и субподрядчиков. Совокупные расходы по реализации концепции и
созданию соответствующего оборудования к 2000 году, по оценкам экспертов, могут
достичь 45 млрд. долларов.
Создание АС закупок и МТО намечено проводить в два этапа. На первом этапе
(продлится до 1992 года) главное внимание уделяется унификации обмена
информацией, записанной на магнитных лентах или передаваемой по компьютерным
сетям, между промышленными фирмами - подрядчиками министерства обороны, базами
технических данных и автоматизированными системами издания технических
наставлений. Кроме того, предусматривается проведение демонстрационных испытаний
оборудования, которые намечены на 1990 год. Для этого были выбраны следующие
виды боевой техники: штурмовик ВМС А-12, атомная многоцелевая подводная лодка
типа SSN21 «Си Вулф», вертолет сухопутных войск LHX, перспективный истребитель
ВВС ATF, самолет с вертикальным и коротким взлетом и посадкой V-22 «Оспрей».
Так, в конце 1988 - начале 1989 года в целях опробования АС закупок и МТО
чертежи подводной лодки «Си Вулф» были переданы в цифровой форме из центра по
руководству программой ее создания на верфь, где она строится. Аналогичные
испытания по автоматизированному обмену данными проводились фирмой «Макдон-нелл
Дуглас» согласно заказу ВВС США. В частности, передавался текст технического
руководства для самолета F-15E, включающий 130 страниц, крупномасштабные таблицы
и сложные графики. В феврале 1989 года фирма «Нортроп» завершила сборку по
«безбумажной» технологии центральной и хвостовой частей самолета F/A-18 «Хорнет».
Техническая документация, переведенная на микрофиши, заменила 16 тыс. страниц
текста на бумажных носителях. Согласно новой технологии сеть ЭВМ управляет всем
процессом подготовки производства, его хода и контроля качества продукции.
Широкое использование ЭВМ позволяет собрать за 15 мин такой объем информации, на
который в прошлом затрачивалось 2 ч.
На
первом этапе разрабатывается документация, представляющая собой комплекс
стандартов, регламентирующих процедуры обмена данными. Среди них стандарты
передачи текстовых данных SGML, растровой графики CCITT, обмена данными между
графическими терминалами и базами данных IGES. Вместе они составляют стандарт
министерства обороны MIL-STD-1840A.
Указанные стандарты являются специализированными военными, но широко
используются и в гражданских отраслях промышленности, что существенно облегчает
переход к ним в массовом масштабе. Их введение имеет целью обеспечить передачу
технических чертежей и наставлений по сетям ЭВМ от фирм-подрядчиков в органы
министерства обороны, а также предоставить последним возможность доступа в
реальном масштабе времени к базам данных подрядчиков для проведения анализа
вариантов решения задач материально-технического обеспечения вооруженных сил. В
дальнейшем предусматривается разработать документы, содержащие дополнительные
новые стандарты и регламентирующие новые области применения АС закупок и МТО.
Все стандарты, связанные с этой системой, планируется утвердить к 1992 году,
когда ее использование в контрактах станет общепринятой практикой.
Осуществление второго этапа намечено на 1991-1995 годы. В этот период будет
введен стандарт обмена технологическими данными об изделиях - PDES, который
рассматривается как краеугольный камень технической политики министерства
обороны в области использования АС закупок и МТО. Являясь более простым и лучше
приспособленным для реальной производственной деятельности, PDES придет на смену
стандарту IGES. Он послужит основой для создания интегрированной системы,
которая позволит работать в диалоговом режиме с базой данных коллективного
пользования по военным проектам. Ввод и обновление данных будут выполнять, как
правило, подрядчики. Право доступа к указанной системе получат центральные
органы министерства обороны, его подрядчики и субподрядчики, а также все части
вооруженных сил, включая расположенные за пределами Соединенных Штатов, которые
используют оружие и военную технику, полученные с помощью АС закупок и МТО.
Программа создания данной системы осуществляется с учетом требований эталонной
модели взаимодействия открытых систем ЭМВОС (Open Systems Interconnection),
разработанной Международной организацией по стандартизации. В рамках ЭМВОС
предполагается создать весь комплекс информационных технологий, что позволит в
итоге объединить организационно и технически множество специализированных ЭВМ,
функционировавших ранее обособленно, в единую вычислительную систему. Благодаря
переходу к ЭМВОС станет возможным совместно применять пакеты прикладных
программ, базы данных, интерфейсы пользователя, обмениваться данными и проводить
телеконференции с помощью сетей ЭВМ.
ЭМВОС имеет семь уровней - соответственно функциям, которые на них реализуются:
физический (предназначен для передачи сигналов через физическую среду,
соединяющую абонентов информационно-вычислительной сети), канальный (для
организации каналов связи между абонентами), сетевой (для распределения по
маршрутам сообщений в сети), транспортный (для установления и поддержания
соединения между главными вычислительными машинами сети), сеансовый (для
обеспечения соединений между конкретными парами прикладных процессов),
представительный (для преобразования данных, связанных с определением форматов,
кодов и структур данных, выдаваемых на сеансовый уровень и обратно) и прикладной
(для обеспечения взаимодействия между прикладными процессами, управляемыми
абонентами вычислительной сети). Для каждого уровня разрабатываются
стандартизированные протоколы. Согласно программе АС закупок и МТО
автоматизируются функции, соответствующие шестому и седьмому (высшим) уровням
ЭМВОС.
Для координации намеченных работ в министерстве обороны создан отдел по
разработке концепции АС закупок и МТО. С ним, а также с другими учреждениями
Пентагона тесно сотрудничает специальная комиссия по этой системе, занимающаяся
изучением технических проблем, связанных с ее разработкой. В состав комиссии
входят представители промышленных фирм, которые заинтересованы в реализации
данной концепции.
Среди других организационных мероприятий следует отметить образование
консорциума PDES. Его членами стали 14 авиакосмических и ряд фирм из других
отраслей промышленности (вступительный взнос каждой из них составил 300 тыс.
долларов). Перед консорциумом стоит задача разработать требования к процедурам
обмена технологическими данными об изделиях между министерством обороны и его
подрядчиками согласно стандарту PDES. К деятельности консорциума подключается
министерство торговли, которое, используя силы своего института стандартов и
техники, образовало рабочую группу по стандартам АС закупок и МТО. В 1988 году
создан специальный комитет, отвечающий за выполнение программы ускоренной
адаптации к работе с данной системой сотрудников фирм, выполняющих субподрядные
заказы по контрактам министерства обороны.
Программа создания АС закупок и МТО носит всеобщий характер. Она предполагает
применение новых принципов обработки информации во всем массиве документации по
контракту - от предварительных вариантов инженерных чертежей до договоров на
поставку готовой продукции. Использование системы предусматривается на всех
этапах жизненного цикла оружия (от создания до завершения эксплуатации). Как
заявил заместитель министра обороны В. Тафт, «автоматизированная система закупок
и материально-технического обеспечения является лишь одним из наиболее важных
усовершенствований в данной области, обладающим наибольшим потенциалом по
сравнению со всеми другими мерами, когда-либо предпринимавшимися министерством
обороны».
В
августе 1988 года В. Тафт утвердил меморандум по программе создания АС закупок и
МТО. В нем предписывалось распространить использование системы на все виды
оружия, исследования по которым начались 1 октября 1988 года. Одновременно
заместитель министра обороны сделал запрос в соответствующие инстанции о
возможности перевода на магнитные носители документации по тем видам оружия и
военной техники, которые уже находятся на стадии эксплуатации. Задача перехода в
ближайшее время к автоматизированной системе закупок и материально-технического
обеспечения поставлена также перед всеми подрядчиками министерства обороны, в
противном случае контракты с ними заключаться не будут.
Значительные усилия по автоматизации документооборота в рамках АС закупок и МТО
предпринимаются видами вооруженных сил. Так, в министерстве ВМС ведутся работы
по созданию информационно-поисковой системы, в которой информация хранится на
оптических дисках. Предполагаемая стоимость проекта от 300 до 500 млн. долларов.
Министерство ВВС заключило контракт (оценивается в 80 млн. долларов) с фирмой
«Ксерокс» на поставку автоматизированной системы обработки технической
документации по бомбардировщику В-1 (в нынешнем виде она занимает более 1 млрд.
страниц). В целом на создание системы автоматизированного обмена данными оно
намечает затратить 520 млн. долларов.
Аналогичные работы, на которые ассигновано 500 млн. долларов, организованы на
конкурсной основе министерством армии и рассчитаны на 14 лет. В конкурсе
принимают участие фирмы «Би-Ди-Эм», «Компьютер сайнсиз», «Ти-Ар-Дабл Ю» и
«Ксерокс федерал системз юнит». Конечная цель работ - интеграция всех
информационных систем министерства армии с одновременным переводом данных по
системам оружия на электронные и оптические носители. На первом этапе (его
продолжительность составит два года) будет произведен окончательный выбор
исполнителя, который в 22-месячный срок разработает программное обеспечение и
предоставит необходимую для проекта вычислительную технику. За следующие пять
лет система будет развернута в полном масштабе, еще пять лет отведено на ее
сопровождение.
Целенаправленную работу в области создания систем обмена информацией без
использования бумажных носителей ведут также дружественные США страны. Такого
рода система, совместимая с АС закупок и МТО, уже действует в министерстве
обороны Швеции. Принципы данной системы реализуются в программе создания нового
истребителя, выполняемой совместно с европейскими странами.
В
целом подрядчики Пентагона проявляют заинтересованность в использовании АС
закупок и МТО. Она получила широкую поддержку со стороны основных его
подрядчиков, однако для ее полномасштабной реализации должны быть разрешены
некоторые вопросы. Так, субподрядчики еще недостаточно информированы как о самой
системе, так и о ее значении для промышленности. Головные подрядчики испытывают
тревогу относительно дальнейшего финансирования программы в условиях сокращения
бюджета министерства обороны. Ожидается, что эта проблема будет разрешена за
счет включения расходов на АС закупок и МТО в общую стоимость программ закупок
тех или иных систем оружия и военной техники. Остается невыясненным вопрос о
компенсации подрядчикам затрат на инвестиции в данную систему, который возникает
из-за того, что экономия средств в результате ее применения практически не
скажется до момента закупки оружия и военной техники и начала их технического
обслуживания.
Подрядчиков беспокоит вопрос сохранения в тайне промышленной информации,
передаваемой в распоряжение министерства обороны через АС закупок и МТО. В
случае прекращения контракта вся информация» хранящаяся в базах данных, остается
в полном распоряжении Пентагона. Для защиты прав на интеллектуальную
собственность подрядчиков потребуется осуществление дополнительных мер по
переподготовке и повышению квалификации персонала, использующего эту систему.
Последовательное осуществление программы создания автоматизированной системы
обещает принести значительный эффект. Будет ликвидирована основная масса
технической документации, составляющая миллиарды страниц (сейчас, например,
общая масса инструкций по использованию систем оружия крейсера типа «Тикондерога»
составляет 26 т, что соответствует 1/400 его водоизмещения и «увеличивает осадку
на 3 дюйма». Дополнительная экономия будет достигнута, в частности, за счет
легкости обновления информации и исключения ее дублирования.
В
настоящее время возможности министерства обороны по обработке, распространению и
поиску информации уже перестали соответствовать ее нарастающему объему. Так,
только рассылка наставлений по ремонту авиационной техники министерством ВВС
занимает около 20 месяцев, в то время как данные по вносимым в них изменениям
поступают от подрядчиков ежегодно, В результате на любой фиксированный момент
времени 1/4 информации, содержащейся в наставлениях по использованию военной
техники, оценивается как не соответствующая действительности.
АС
закупок и МТО в этих условиях рассматривается как основное средство преодоления
последствий избытка потоков информации, обрабатываемых в органах министерства
обороны. По оценкам иностранных специалистов, она сократит на 20 проц. ежегодные
расходы на обработку технической информации по оружию и военной технике, которые
сейчас достигают 5 млрд. долларов. Производительность труда благодаря применению
автоматизированной системы повысится на 20-30 проц. Е 2000 году на электронную
форму записи планируется перевести 15 проц. документов министерства обороны,
хранимых в настоящее время на бумажных носителях.
Считается, что стандартизация процессов электронного обмена данными
положительным образом скажется на эффективности деятельности подрядчиков за счет
установления прямых связей с заказчиками вооружений. В конечном счете эффект от
выполнения программы создания АС закупок и МТО выразится в повышении качества,
надежности, ремонтопригодности оружия, которым оснащаются вооруженные силы США,
а также в облегчении его боевого использования и обслуживания. Кроме того,
ожидается значительное ускорение процесса разработки новых систем оружия.
Непосредственной целью, на которую ориентирована АС закупок и МТО, является
усовершенствование системы документооборота в министерстве обороны США. Однако
не менее значимыми представляются побочные последствия, которые она будет иметь
в случае успешной реализации.
Прежде всего повсеместное внедрение систем автоматизированного обмена данными,
по оценкам иностранной печати, существенно повысит конкурентоспособность
американской промышленности вследствие улучшения технико-экономических
характеристик производства и более полного удовлетворения запросов потребителей.
Переход к автоматизированному обмену данными и его унификация позволят
преодолеть информационные и организационные барьеры не только между Пентагоном и
его подрядчиками, но и между подрядчиками и субподрядчиками, а также между
отделениями самих фирм. В частности, интеграция проектных работ и производства
может резко сократить цикл создания новой продукции.
Министерство обороны выступает в области автоматизации обмена информацией в
качестве инициатора преобразований, которые нашли полную поддержку многих
крупнейших американских фирм, оценивших потенциальные возможности АС закупок и
МТО. Концерны «Крайслер», «Форд мотор» и «Дженерал моторз» предупреждали своих
субподрядчиков, что если к лету 1989 года они не будут располагать средствами
автоматизированного обмена данными, то деловое сотрудничество с ними вряд ли
будет продолжено. Для мелких же фирм переход к реализации новых принципов
обработки документации во многом облегчит проводимая под руководством
министерства обороны стандартизация документооборота, которая в перспективе,
видимо, сыграет положительную роль в передаче технологии из военного сектора в
гражданский.
Внедряемая система позволит повысить эффективность контроля за финансовой
деятельностью подрядчиков Пентагона. Это в первую очередь скажется на
действенности проверок соответствия представляемых смет реальным
производственным расходам. Специалисты министерства обороны США считают, что из
каждых 100 млрд. долларов, ассигнуемых ежегодно, от 30 до 50 млрд. может быть
сэкономлено за счет более строгого финансового контроля над военными
корпорациями.
Кроме того, благодаря переходу к принципиально новым формам обмена данными и
применению их в массовом масштабе обеспечивается высокая степень скрытности
разработки систем оружия. Поэтому АС закупок и МТО рассматривается
военно-политическим руководством США как средство достижения информационного
превосходства над СССР вследствие резкого ограничения публикации данных о
разработке новых систем оружия (как о направлениях работ, так и об их
масштабах).
Автоматизация документооборота в системе управления военным сектором экономики
США кардинальным образом изменит практику закупок оружия и военной техники,
обеспечения их эксплуатации, а также поможет значительно улучшить их качество.
Важнейшим результатом создания автоматизированной системы может стать
значительная экономия времени и средств, необходимых для реализации
военно-технической политики США.
Зарубежное военное обозрение №5 1990 С.61-65 |