Подготовка лётного состава ВВС Японии
Полковник В. Самсонов
Командование японских ВВС, подчеркивается в зарубежной печати, связывает
дальнейшее повышение боевых возможностей авиационных частей и подразделений не
только с развитием оружия и военной техники, но и с совершенствованием системы
подготовки летного состава, отличающейся наибольшей сложностью в
организационно-методическом отношении.
Подготовка летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной
авиации ВВС Японии осуществляется в учебных заведениях и боевых авиационных
частях. Она включает три основных этапа: обучение курсантов технике
пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов; освоение
техники пилотирования и боевого применения истребителей, военно-транспортных
самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС; совершенствование боевой
выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы.
Продолжительность обучения в военном авиационном учебном заведении с момента
зачисления и до присвоения первичного офицерского звания лейтенант составляет
пять лет и три месяца. В учебные заведения ВВС принимаются юноши в возрасте от
18 лет до 21 года, имеющие среднее образование.
Наиболее важным и определяющим качество прохождения последующих этапов
подготовки летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной
авиации, по оценке командующего учебным авиационным командованием
генерал-лейтенанта X. Абэ, изложенной в газете «Винг», является первый этап -
обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения
учебно-боевых самолетов. Он включает отбор кандидатов, теоретическую подготовку
курсантов, начальное летное обучение и основной курс летного обучения.
Первоначальный отбор кандидатов для летного обучения осуществляется офицерами
префектурных вербовочных пунктов (всего 50 пунктов). Он включает рассмотрение
заявлений, знакомство с анкетными данными кандидатов, прохождение медицинской
комиссии. Успешно завершившие данный этап кандидаты сдают вступительные экзамены
и проходят тестирование на профессиональную пригодность. Те из них, кто хорошо
сдал экзамены и прошел тестирование, становятся курсантами учебного авиационного
командования (УАК) ВВС Японии. Ежегодный набор курсантов для летного обучения
составляет около 100 человек, из них до 80 - выпускники средних школ, остальные
- выпускники гражданских институтов и военного колледжа, изъявившие желание
стать военными летчиками.
Учебное авиационное командование функционирует с 1959 года. В 1988 году в рамках
реорганизации ВВС оно было переформировано. Организационно в УАК, штаб которого
расположен на авиабазе Хамамацу, входят следующие основные учебные части и
учреждения, осуществляющие подготовку летного состава: отряд теоретической
подготовки, три учебных авиационных крыла (11, 12 и 13 уакр), два истребительных
авиакрыла (1 и 4 иакр), а также соответствующая учебно-материальная база. Общая
численность постоянного личного состава УАК около 8000 человек.
В
отряде теоретической подготовки на авиабазе Бофу проводится теоретическая и
техническая подготовка курсантов перед началом летного обучения. Они изучают
аэродинамику, авиатехнику, документы, регламентирующие выполнение полетов,
средства связи и радиотехнического обеспечения, получают и закрепляют навыки в
работе с оборудованием кабины самолета в ходе комплексных тренировочных занятий.
Численность постоянного состава отряда 40 человек. Продолжительность обучения в
нем два года.
По
завершении теоретического обучения курсанты переводятся на первый курс
начального летного обучения (на поршневых самолетах). Его продолжительность
составляет восемь месяцев, программа включает 368 ч (16 учебных тем) наземной
подготовки, 120 ч командно-штабной подготовки, 70 ч налета на самолетах Т-3 (см.
цветную вклейку), а также 40 ч тренировок на тренажерах.
Обучение осуществляется в 11-м и 12-м учебных авиационных крыльях на авиабазах
Сидзухама и Бофу соответственно. Крылья оснащены учебными поршневыми самолетами
Т-3 (до 25 в каждом), тренажерами и другим необходимым оборудованием. Общая
численность постоянного состава (преподаватели, летчики-инструкторы, инженеры,
техники и т. д.) одного авиакрыла 400-450 человек, курсантов 40-50.
Летно-инструкторский состав имеет значительный опыт работы в боевых и учебных
частях. Минимальный общий налет инструктора 1500 ч, средний - 3500 ч. За одним
летчиком-инструктором на период обучения закрепляется не более двух курсантов.
Согласно программе налет при отработке техники пилотирования распределяется
следующим образом: полеты по кругу, простой и сложный пилотаж в зоне-41,5 ч;
групповая слетанность в составе пары-12 ч; самолетовождение по маршруту - 11ч;
пилотирование по приборам - 3,5 ч; полеты ночью - 2 ч.
Освоение курсантом техники пилотирования осуществляется по принципу «от простого
к сложному» и начинается с отработки взлета, полета по кругу, посадки, простого
пилотажа в зоне. Оценка навыков пилотирования самолета производится по
пятибалльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично и
превосходно. Вывозной налет курсанта перед первым самостоятельным вылетом
составляет 13-17 ч, 45 взлетов и посадок (всего 17 -19 заправок). На проверку
перед первым самостоятельным вылетом его представляет командир звена, разрешение
на самостоятельный вылет дает командир эскадрильи после личной проверки техники
пилотирования курсанта, который должен как минимум в двух полетах подряд
выполнить все элементы полета по кругу на оценку не ниже чем удовлетворительно.
К технике пилотирования курсантов предъявляются довольно жесткие требования,
необходимость которых, по мнению командира 11 уакр полковника Т. Уриу,
обусловлена «соображениями обеспечения безопасности полетов и достижения
высокого профессионализма будущих летчиков». В этой связи количество курсантов,
отчисленных из-за профессиональной непригодности, довольно велико- 15-20 проц.
После окончания первого курса начального летного обучения подготовка курсантов
осуществляется в соответствии с их желанием и проявленными профессиональными
способностями по программам подготовки летчиков истребительной и
военно-транспортной авиации, а также вертолетчиков. Эти программы отличаются
друг от друга.
Программа подготовки летчиков-истребителей начинается со второго курса
начального обучения (на реактивных самолетах). Продолжительность обучения здесь
составляет 6,5 месяца, программа подготовки включает 321 ч (15 учебных тем)
наземной подготовки, 173 ч командно-штабной подготовки, 85 ч налета на учебных
реактивных самолетах Т-1 (см. цветную вклейку), а также 15 ч комплексных
тренировок на тренажере С-11. Общий налет курсанта на самолетах Т-1
распределяется следующим образом: отработка взлета и посадки, техники
пилотирования по кругу, простого и сложного пилотажа в зоне - 38 ч; отработка
групповой слетанности в составе пары и звена - 20 ч; самолетовождение по
маршруту - 9 ч 40 мин; отработка техники пилотирования по приборам - 17 ч 20
мин.
Вывозной налет перед самостоятельным вылетом установлен в 12-13 ч (40 взлетов и
посадок). Обучение по программе второго курса осуществляется в 13-м учебном
авиакрыле на авиабазе Асия. В нем имеется около 50 учебных реактивных самолетов
Т-1. Общая численность постоянного личного состава крыла 350 человек, в том
числе 40 летчиков-инструкторов, средний налет которых на всех типах самолетов
3750 ч. В ходе обучения до 10 проц. курсантов отчисляется из-за профессиональной
непригодности. Всего за 31 год существования 13 уакр в нем было подготовлено
около 2700 курсантов, а общий налет крыла за 15 лет достиг 120 тыс. ч.
Завершив начальное летное обучение на поршневых и реактивных самолетах с общим
налетом 155 ч, курсанты переходят к основному курсу летного обучения.
Ответственность за организацию и проведение обучения курсантов по этому курсу
возложена на 1-е истребительное авиакрыло (авиабаза Хамамацу). В настоящее время
оно переоснащается новыми учебными реактивными самолетами Т-4 (см. цветную
вклейку) национальной разработки. Одна из двух имеющихся в крыле учебных
авиаэскадрилий уже получила 20 таких машин и приступила к подготовке на них
курсантов, другая продолжает обучение курсантов на самолетах Т-33
Программа основного курса летного обучения (пока одинаковая для обеих
авиаэскадрилий крыла) рассчитана на 6,5 месяца. Она предусматривает общий налет
каждым курсантом 100 ч, наземную подготовку (240 ч) и занятия по
командно-штабным дисциплинам (161 ч). В соответствии с программой налет
распределяется следующим образом: отработка взлета, техники пилотирования по
кругу, посадки, простого и сложного пилотажа в зоне - 29 ч; групповая
слетанность в составе нары (звена) - 30 ч; самолетовождение по маршруту-15 ч;
отработка техники пилотирования по приборам - 20,8 ч; отработка техники
пилотирования ночью - 5,2 ч.
Вывозной налет перед самостоятельным вылетом составляет 8-10 ч(восемь заправок).
До 10 проц. курсантов, не освоивших технику пилотирования в рамках
установленного программой количества вывозных полетов, отчисляются. Выпускникам
основного курса летного обучения присваивается квалификация летчика и вручаются
соответствующие нагрудные знаки.
Целью второго этапа летной подготовки курсантов является освоение техники
пилотирования и боевого применения самолетов, находящихся на вооружении ВВС.
Поэтому были организованы курс боевой подготовки на сверхзвуковых реактивных
учебно-боевых самолетах Т-2 и курсы переучивания на боевые самолеты F-15J (см.
цветную вклейку) и F-4EJ.
Куре боевой подготовки на самолетах Т-2 проводится на авиабазе Мацусима в 4-м
истребительном авиакрыле, укомплектованном летчиками-инструкторами со
значительным опытом полетов на боевых самолетах F-104, F-4E, F-15 и F-1, а также
учебно-боевых и учебных. В составе крыла имеются две авиаэскадрильи (21 и 22 уаэ),
в которых насчитывается 55 самолетов Т-2, десять Т-33, два тренажера самолета
Т-2 и другое оборудование. Курс боевой подготовки на самолете Т-2 рассчитан на
десять месяцев. Программа предусматривает общий налет курсанта 140 ч, который
распределяется таким образом: взлет, посадка, техника пилотирования по кругу,
простой и сложный пилотаж - 26 ч; групповая слетанность в составе пары (звена)
-32 ч; техника пилотирования по приборам - 19 ч; самолетовождение - 10 ч;
перехват воздушных целей -17 ч 20 мин; воздушные бои в составе пары (звена) - 19
ч 50 мин; стрельба и бомбометание по наземным и морским целям - 2 ч 30 мин,
стрельба по воздушным целям -12 ч 10 мин и зачетное упражнение - 1 ч 10 мин.
Перед самостоятельным вылетом курсант совершает десять вывозных полетов с
инструктором, в дальнейшем по каждому новому виду подготовки выполняются
контрольные полеты. Самостоятельные тренировочные полеты составляют примерно 70
проц. общего налета. При этом у обучаемых вырабатываются устойчивые навыки
пилотирования и боевого применения самолетов Т-2. Характерная особенность
подготовки - участие курсантов по мере приобретения ими опыта в совместных с
летчиками боевых частей летно-тактических тренировках по отработке ведения
воздушных боев с разнотипными истребителями.
После завершения курса боевой подготовки на самолетах Т-2 курсанты имеют общий
налет 395-400 ч и им присваивается воинское звание фельдфебель. Лучшие из них
направляются на авиабазу Ньютабару в 5-е истребительное авиакрыло для
переучивания на самолеты F-15J и F-4EJ. Другая часть проходит летную практику в
тактических истребительных авиаэскадрильях боевого авиационного командования,
оснащенных самолетами F-1 (боевой вариант Т-2).
Как указывается в японских авиационных журналах, ответственность за переучивание
курсантов на боевые самолеты F-15J и F-4EJ несет командир 5 иакр. Теоретическое
и практическое переучивание осуществляется в 202 иаэ ПВО (самолеты F-15J) и 301
иаэ ПВО (F-4EJ), которые наряду, с выполнением этой задачи привлекаются к
боевому дежурству. В ходе его курсанты отрабатывают все основные элементы
техники пилотирования и боевого применения самолетов F-15J и F-4EJ.
Программа переучивания на самолеты F-15J рассчитана на 17 недель. Она включает
теоретическую подготовку, тренировки на тренажерах TF-15 (280 ч) и полеты (30
ч). Перед самостоятельным вылетом курсант выполняет восемь вывозных полетов с
инструктором. Всего в 202 иаэ насчитывается 26 летчиков, из них 20
летчиков-инструкторов. За инструктором на период обучения закрепляется только
один курсант.
Переучивание на самолеты F-4EJ осуществляется в 301 иаэ ПВО в течение 15 недель
(за это время налет курсанта составляет 30 ч). Программа теоретической
подготовки и тренировок на тренажерах рассчитана на 260 учебных часов.
Подготовка летчиков самолетов военно-транспортной авиации и вертолетов
осуществляется в 403-й авиаэскадрилье транспортного авиационного крыла на
авиабазе Михо и в учебной эскадрилье поисково-спасательного авиакрыла на
авиабазе Еомаки. Характерно, что большая часть этих летчиков готовится путем
переучивания бывших летчиков-истребителей на военно-транспортные самолеты и
вертолеты, а около половины проходят обучение в качестве курсантов. Последние
так же, как и будущие летчики-истребители, вначале обучаются в отряде
теоретической подготовки (два года) и на первом курсе начального летного
обучения (восемь месяцев, самолеты Т-3). Затем они последовательно осваивают
технику пилотирования на учебно-тренировочном самолете Т-34 и учебном
военно-транспортном В-65. После этого будущие летчики военно-транспортной
авиации проходят подготовку на самолетах YS-11 и С-1, а вертолетов - на
вертолетах S-62.
Перед присвоением офицерского звания лейтенант все курсанты, завершившие
переучивание и летную практику в частях, направляются на четырехмесячные
командно-штабные курсы летного состава при офицерском кандидатском училище в г.
Нара. После окончания курсов они распределяются по боевым авиационным частям, в
которых осуществляется дальнейшая их подготовка согласно планам и программам,
разрабатываемым командованием ВВС Японии.
Совершенствование боевой выучки летного состава авиационных частей во время
прохождения службы осуществляется в процессе боевой подготовки. Основой высокой
профессиональной и боевой выучки летного состава считается индивидуальная
подготовка летчиков. Исходя из этого, в японских ВВС разработан и реализуется
план увеличения ежегодного налета летчиков истребительной авиации в период с
1986 по 1996 год. В соответствии с ним общий налет летчиков намечено увеличивать
на 3,5 ч в год и к 1996-му довести его до 180 ч, что будет соответствовать
действующим в настоящее время в ВВС стран НАТО нормативам. Согласно данным
зарубежной печати, в 1989 году средний налет летчика-истребителя японских ВВС
составил 157 ч (самолеты F-15, F-4) и 155 ч (F-1) против 146 и 144 ч в 1986-м.
Совершенствование боевой выучки летного состава осуществляется в соответствии со
специальными программами боевой подготовки ВВС, которые предусматривают
последовательную отработку элементов боевого применения одиночно, в составе
пары, звена, эскадрильи и крыла. Программы разрабатывает штаб ВВС Японии во
взаимодействии со штабом 5 ВА ВВС США (авиабаза Йокота). Высшей формой боевой
подготовки летного состава являются летно-тактические учения и тренировки,
проводимые как самостоятельно, так и совместно с авиацией США, дислоцирующейся в
западной части Тихого океана.
К
наиболее крупным мероприятиям боевой подготовки японских ВВС относятся итоговые
учения военно-воздушных сил, японо-американские летно-тактические учения «Коуп
норт» и по программе ДАКТ, а также совместные учения поискаво-спасательных
подразделений. Кроме того, систематически организуются японо-американские
летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в
условиях радиоэлектронного противодействия, а также еженедельные тренировки
экипажей истребительной авиации, в районах о-вов Окинава и Хоккайдо. Ежегодно в
ВВС Японии проводится значительное количество других мероприятий боевой
подготовки в масштабе авиакрыльев, авиационных направлений, среди которых важное
место занимают летно-тактические учения-соревнования авиаподразделений боевого
авиационного командования и транспортного авиакрыла.
По
мнению японских авиационных экспертов, система подготовки летного состава ВВС
страны, охватывающая все этапы становления летчиков, обеспечивает высокий
уровень их индивидуальной и групповой боевой выучки. Командование предпринимает
шаги по дальнейшему повышению эффективности этой системы. В частности,
поступление на вооружение нового учебного реактивного самолета Т-4 и тренажера
TF-4, по оценкам экспертов, позволит не только поднять качество подготовки
курсантов, но и сократить сроки обучения, а также сэкономить часть ассигнованных
на это средств. К середине 90-х годов планируется перевооружить на Т-4 все
учебные авиакрылья, оснащенные в настоящее время самолетами Т-1 и Т-33, и тем
самым использовать для обучения вместо четырех типов самолетов (Т-3, Т-1, Т-33 и
Т-2) три: Т-3, Т-4 и Т-2. Японские специалисты предполагают сократить общий
налет курсантов с 395 до 300 ч, программа будет включать 70 ч налета на Т-3, 150
ч на Т-4 и 80 ч на Т-2. По их мнению, рост эффективности обучения
обусловливается широкими возможностями учебного самолета Т-4, обеспечивающими
выработку у курсантов без каких-либо промежуточных этапов навыков, необходимых
для пилотирования учебно-боевых и боевых самолетов. Кроме того, значительное
место в их подготовке займут тренажеры TF-4.
Зарубежное военное обозрение №5 1990 С. 31-35 |