В определенных метеорологических условиях на различных частях конструкций и оборудования самолета (летательного аппарата) может образовываться и откладываться лед - происходит обледенение. Оно увеличивает массу самолета, искажает профиль крыла и оперения, ухудшает устойчивость и управляемость, нарушает работу навигационных приборов, приводит к другим отрицательным последствиям. Дня предотвращения образования льда или для его удаления используются различные способы, в том числе при нахождении самолета на земле - покрытие его поверхности специальными жидкостями, замерзающими лишь при достаточно низких температурах.
Научно-исследовательским институтом ВВС Великобритании (Фарнборо) разработана в качестве антиобледенителя пенообразующая жидкость на основе глицерина. Оказалось, что такая жидкость дает устойчивую пену, которая может не разрушаться (по данным лабораторных испытаний) в течение нескольких недель. Добавление метилцеллюлозы способствует повышению стабильности и придает пене эластичность.
Эксперименты показали, что использование пены (исследовались различные соотношения глицерина и воды, разные способы получения пены) дает ряд преимуществ. Она сохраняется гораздо дольше, чем обычные жидкости, не стекает с вертикальных поверхностей, одинаково хорошо удерживается на чистых или замасленных участках, легко наносится на поверхность (даже толстыми слоями) с помощью обычного оборудования для мойки самолетов. Вместе с тем пена легко срывается с поверхностей, когда самолет движется по рулежной дорожке на взлет, в то время как обычные вязкие жидкости, оставаясь на кромках крыла, ухудшают их аэродинамические характеристики.
Преимущества пены также хорошо проявляются в условиях, когда идет снег. Смешиваясь с ним, обычная антиобледенительная жидкость может настолько изменить концентрацию, что фактически перестает выполнять свои функции, замерзает, и ее очень трудно потом удалить с поверхности. Пористая же структура пены обеспечивает ей сохранение необходимых свойств продолжительное время и тем самым предотвращает контакт льда с обшивкой самолета.
Испытания пены при температуре -15°С (большинство случаев обледенения приходится на температуры воздуха от 0 до 10 С) показали, что глицерино-водные пены были так же эффективны, как и специальная вязкая непенящаяся антиобледенительная жидкость AL-34, а обеспечивали полное удаление льда с металлических поверхностей потоком воздуха. Кроме того, применение пены оказалось экономически более выгодным и вызывало меньшее загрязнение окружающей среды.
Английские специалисты считают, что антиобледенители этого типа могут получить распространение не только в авиации, но и на автомобильном транспорте.