Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 17:18

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Военная промышленность и экспорт оружия Бразилии

Военная промышленность и экспорт оружия Бразилии

В.Андреев

Своеобразие межимпериалистических противоречий нынешнего периода, как отмечалось в Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии, состоит и в том. что в ближайшие десятилетия может сложиться иная их конфигурация, заявят о себе новые капиталистические "центры силы". Одним из таких "центров силы", пика еще регионального масштаба, в настоящее время становится Бразилия, которая в 1985 году занимала восьмое место в капиталистическом мире по объему валового внутреннею продукта (220 млрд. долларов) и шестое место в мире по численности населения (132 млн. человек). На ее долю приходится около 40 проц. промышленной продукции стран Латинской Америки.
Ускоренное экономическое развитие страны в 70-х годах, обусловленное широким привлечением иностранного капитала, амбициозные военно-политические планы военных правительств, выдвинувших лозунг "Бразилия - великая держава в 2000 году!", способствовали созданию многоотраслевого военного сектора в экономике. Вместе с тем рост производства вооружения в Бразилии был бы невозможен без сотрудничества с ведущими капиталистическими державами.
Коренная перестройка военной промышленности Бразилии, представленной до конца 60-х годов отдельными предприятиями по производству артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов, а также ремонтными заводами, была вызвана курсом военно-политического руководства на достижение высокого уровня самообеспеченности вооруженных сил оружием собственного производства. Этот процесс ускорился после 1977 года, когда по политическим соображениям было расторгнуто военное соглашение с США.
В настоящее время, по оценкам бразильских и зарубежных военных специалистов, в Бразилии выполнением военных заказов занято более 350 фирм, на которых работает свыше 100 тыс. человек, а объем военной продукции, выпускаемой за год, в денежном исчислении составляет несколько миллиардов долларов. В стране производятся ракеты, современные истребители и легкие штурмовики, учебные и военно-транспортные самолеты, легкие вертолеты, танки, САУ, БРМ и Б'ТР, боевые корабли и катера, различные вилы артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов. Объем экспорта бразильского вооружения более чем в 30 стран мира в 1985 году, по различным оценкам, колебался от 700 млн. до 2 млрд. долларов.
Ассигнования на военные цели в Бразилии в течение последних десяти лет поддерживаются на сравнительно невысоком уровне: 7-8 проц. общих расходов по госбюджету. В то же время государство принимает активное участие в Финансировании военной промышленности. При этом используются такие экономические рычаги, как снижение либо полная отмена налогов, таможенных пошлин на импорт сырья и оборудования, обеспечение кредитов от государственных финансовых организаций, установление льготного режима экспорта военной продукции. Основное внимание в развитии военного производства на современном этапе, в отличие от ряда других развивающихся стран (Аргентины, Египта и других), уделяется широкому привлечению частного сектора.
Общее руководство производством вооружения в стране осуществляется тремя министерствами видов вооруженных сил (армии, ВВС и ВМС), которые имеют соответствующие управления военной промышленности. Основные направления военно-промышленного развития разрабатывают управление военной промышленности генерального штаба и совет национальной безопасности при президенте республики. Указанные министерства контролируют военную промышленность через государственные компании в основных отраслях: ИМБЕЛ ("Индустрия ди материал белику ду Бразил", производит артиллерийско-стрелковое вооружение, боеприпасы, средства связи), ЭМБРАЭР ("Эмпреза бразилейра ди аэронаутика", выпускает авиационную технику), АМРЖ ("Арсенал де марина ду Рио-де-Жанейро", ведет строительство и ремонт боевых кораблей). Эти компании, кроме производства вооружения, призваны выступать в качестве организаторов развития военной промышленности в стране, привлекая в качестве субподрядчиков по военным заказам частные фирмы. В то же время по мере развития частных военно-промышленных компаний происходит процесс передачи государственных предприятий в руки частного капитала с целью повышения их рентабельности и уменьшения государственных расходов.
Важную роль, в подготовки кадров для военной промышленности и проведении НИОКР в этой области играют учебные и исследовательские организации военных министерств, специальные конструкторские бюро частных компаний, высшие учебные заведения страны. Во всех видах вооруженных сил созданы научно-исследовательские и учебные центры: технологический центр армии (ТЦА) в составе двух НИИ и испытательного полигона, аэрокосмический технический центр (АКГЦ) ВВС, куда входит четыре НИИ, испытательный полигон и инженерно-конструкторский центр ВМС (ЭНЖЕПРОН).
Финансирование военных НИОКР осуществляется в рамках национальной программы развитии науки и техники, а также программ исследований частных фирм. В 1985 году расходы на военные НИОКР составили 63 млн. долларов, или -4 проц. всех бюджетных расходов на научно - исследовательскую деятельность, что, по мнению западных специалистов, явно недостаточно для осуществления крупномасштабных проектов в области ракетостроения, радиоэлектроники, современных систем вооружения. В то же время значительные средства расходуются на эти цели частными военно-промышленными фирмами. Например, расходы компании ЭНЖЕСА только по разработке среднего танка EE-T1 "Озорио" составили 53 млн. долларов. В отдельных случаях иностранные клиенты., заинтересованные в поставке им современного вооружения, оплачивают их разработку. По сообщениям зарубежной печати, Ирак полностью оплатил разработку и испытания новой унифицированной РСЗО "Астрос-2", которая в настоящее время поставляется в эту страну. В приобретении лицензий на ее производство заинтересованы Япония, Швейцария и Саудовская Аравия.
Научно-исследовательские центры военных министерств и исследовательские отделы военно-промышленных фирм привлекают к работе квалифицированных специалистов: в АКТЦ работает около 4,5 тис. инженеров и техников, в компании ЭМБРАЭР более 1,8 тыс. Однако и Бразилии ощущается дефицит инженерно-технических работников пи многим специальностям, что вызывает необходимость прибегать к услугам иностранных специалистов, идти на осуществление совместных проектов с крупными военно-промышленными фирмами Запада. Примерами подобного сотрудничества являются испытание брони для бразильских БТР и танков, ракетных двигателей в ФРГ, проектирование западногерманской фирмой малого противолодочного корабля для ВМС Бразилии, разработка итальянскими компаниями "Аэриталиа" и "Аэрмакки" совместно с ЭМБРАЭР легкого тактического истребителя АМХ. Большое значение в дальнейшем расширении военно-технического сотрудничества имеет подписание в 1984 году "меморандума о взаимопонимании" с США в военно-экономической области и заключение в рамках этого документа соглашения с командованием американских ВВС об обмене научными и техническими кадрами.
Достигнутый уровень развития научной и конструкторской базы позволяет в ряде отраслей военной промышленности (автобронетанковой, авиационной, кораблестроительной') создавать отдельные узлы и компоненты современных образцов военной техники. Например, в иностранной печати отмечаются достижения Бразилии в создании новых ракетных топлив, брони и специальной подвески типа "бумеранг" для колесных БТР В то же время практически любой образец выпускаемого вооружения разрабатывается с учетом использования иностранных технических решении, максимального применения стандартных узлов и деталей и, как правило, соответствует стандартам стран НАТО.
Основными перспективными проектами являются: создание ракеты-носителя и искусственного спутника Земли, оперативно-тактических ракет, нового поколения ПТУР, ЗУР и ПКР, разработка различного навигационного оборудования и РЛС для ВВС и ВМС, систем спутниковой связи, перспективных образцов стрелкового вооружения и боеприпасов. По сообщениям зарубежной печати, в институте ядерных исследований в г. Сан-Паулу начато создание ядерного реактора для ПЛА водоизмещением 2700 т на базе дизельной подводной лодки проекта ТР-1400.
Дальнейшему развитию военных НИОКР, по мнению иностранных специалисток, будет способствовать быстрое развитие фундаментальных исследований в гражданских высших учебных заведениях и расширение военно-промышленного сотрудничества с ведущими капиталистическими государствами.
Основные отрасли военной промышленности Бразилии сложились к середине 70-х годов.
Авиастроение представлено четырьмя компаниями, выпускающими конечную военную продукцию, и более чем 250 субподрядчиками. Это государственная компания ЭМБРАЭР - ведущий производитель авиационной техники, контролируемая ею авиастроительная фирма "Нейва", частная компания "Аэротек" и смешанная вертолетостроительная фирма ХЕЛИБРАЗ (45 проц, акций принадлежит французской фирме "Аэроспасьяль"). На предприятиях компании ЭМБРАЭР, расположенных в г. Сан-Жозе-дус-Кампус (штат Сан-Паулу), занято около 7,5 тыс. человек. Здесь с 1983 года производятся учебно-тренировочные самолеты ЕМВ-312 "Тукано" (в ВВС Бразилии имеют обозначение Т-27), а с 1985-го - военно-транспортные самолеты ЕМВ-120 "Бразилиа" с двумя турбовинтовыми двигателями. В 1988 году в стране планируется начать серийное производство легкого тактического истребителя АМХ "Центауро". Общая стоимость начатой в 1980 году совместно с итальянскими фирмами разработки опытного образца этого истребителя составила 600 млн. долларов, в том числе на долю Бразилии пришлось 200 млн. ЭМБРАЭР будет производит!) около 30 проц. деталей и узлов самолета (по стоимости), получая остальные узлы и компоненты из Италии. На начальном этане производства бразильские предприятия будут изготавливать детали плоскостей и хвостового оперения самолета, отдельные узлы гидравлической и электрической систем. В перспективе при освоении выпуска двигателя доля национального производства может достигнуть 70-80 проц. Бразильские ВВС разместили заказ на 79 самолетов, итальянские - на 187. Планируемые экспортные заказы оцениваются в 1 тыс. самолетов. В последние годы темп производства составляет шесть-семь самолетов "Тукано" и два-три самолета "Бразилиа" в месяц. Компания ЭМБРАЭР имеет заказы на 376 самолетов "Тукано", которые, кроме бразильских ВВС, поставляются Великобритании, закупившей лицензию на их производство, Ираку, Египту, Гондурасу и Венесуэле.
Всего со времени основания компании в 1969 году выпущено более 2500 самолетов различных типов, главным образом легких, в том числе в 1983 году - 187. В настоящее время программа производства легких самолетов различного назначения по лицензии американской фирмы "Пайпер" передана компании "Нейва", которая выпускает пять-шесть типов. Степень зависимости производства от поставок комплектующих деталей и узлов из-за рубежа (двигатели, навигационная аппаратура и т. д.) по основным миделям составляет около 40 проц. стоимости самолета.
Компания "Аэротек", которая также находится в г. Сан-Жозе-дус-Кампус, специализируется на производстве учебных самолетов для начальной подготовки летчиков (перспективная модель Т-17 "Тангара"), а также выпускает комплектующие детали и узлы для компании ЭМБРАЭР.
Компания ХЕЛИБРАЗ, основанная в 1977 гиду, выпускает по французской лицензии две модели легких вертолетов НВ-315В "Гавьяо" (".Лама") и НВ-350 "Эскило" ("Экюрей"). Сборка их осуществляется из поставляемых французскими фирмами узлов и деталей (только 5 проц. производится на месте). Программа рассчитана на выпуск 230 вертолетов. Ежегодно собирается 20-30 единиц. В перспективе планируется создание новой фирмы по выпуску тяжелых вертолетов с опорой на национальное производство при участии одной из ведущих фирм Запада.
В современных условиях бразильская авиационная промышленность в значительной степени зависит от поставок комплектующих узлов из-за рубежа. С целью снижения этой зависимости рассматриваются вопросы о налаживании производства реактивных и турбовинтовых двигателей национальной компанией "Сельма", о расширении производства в стране радиоэлектронного авиационного оборудования.
Благодаря быстрому развитию авиастроительной промышленности около 80 проц. самолетного парка ВВС составляют машины собственного производства.
Производство ракетного оружия в Бразилии началось с середины 70-х годов, когда на заводе компании ИМБЕЛ в г. Жуис-ди-Фора по лицензии ФРГ был развернут выпуск ПТРК "Кобра". В настоящее время ведущим производителем ракетной техники является частная компания АВИАБРАЗ, продукция которой включает унифицированную РСЗО "Астрос-2" с ракетами калибров 127, 180 и 300 мм (дальность стрельбы соответственно 32, 42 и 70 км). Выпускаются также неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 70 мм и система обнаружения низколетящих целей ФИЛА (на базе аналогичной установки "Скайгард" швейцарской фирмы "Контравес"), Начало производства системы "Астрос-2" привело к резкому увеличению численности занятых (с 400 человек в 1979 году до 4 тыс. в 1985-м) и росту объема продаж компании (преимущественно на внешнем рынке, главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока).
Ряд компаний, которые не специализируются на выпуске ракетной техники, производят НАР калибров 37, 70, 127 мм. К ним относятся КЭВ (основная продукция - взрывчатые вещества и боеприпасы) и "Васконселос" (точная оптика и механические устройства). Последняя выбрана министерством ВВС в качестве главного подрядчика па поставку ВВС управляемых ракет МАА-1 "Пиранья" класса "воздух - воздух" (аналог американской АIМ-9 "Сайдвиндер"). Первая предсерийная партия ракет изготовлена в начале 1985 года.
Значительные усилия прилагаются Бразилией по осуществлению космической программы, главной целью которой является создание до 1990 года собственной ракеты-носителя для выводи на орбиту искусственного спутника Земли. Работы осуществляются путем развития программы "Зонда" (метеорологические исследовательские ракеты). В 1985 году ракета типа "Зонда-4" подняла полезный груз весом 500 кг на высоту 616 км. Все пуски ракет осуществляются с испытательного полигона ВВС в Баррейра-ду-Инферну (17 км от г. Натал, штат Риу-Гранди-ду-Норти). Ведется строительство нового ракетного полигона близ населенного пункта Алкантара (штат Мараньян). Разработки космических ракет-носителей преследуют и военные цели, поскольку в заявлениях военно-политического руководства страны неоднократно подчеркивалось стремление иметь собственную баллистическую ракету. По данным зарубежной печати, в 1985 году были заключены соглашения с КНР и гоминьдановским режимом на Тайване об обмене технологией в области ракетостроения, по которым Бразилия получит технологию производства систем управления и наведения ракет от Тайваня и технологию производства жидкотопливных ракетных двигателей от Китая в обмен на технологию производства твердотопливных двигателей.
В ближайшие годы возможен серийный выпуск новых систем ракетного оружия: ПКРК "Барракуда" (дальность стрельбы 70 км) и современный ПТРК (аналог ПТРК "Милан"), разрабатываемые в научно-исследовательских центрах министерств ВМС и армии.
Производство автобронетанковой техники в Бразилии базируется на развитом автомобилестроении: объем выпуска автомобилей в стране превышает 1 млн. штук в год. В 1970 году частная компания ЭНЖЕСА начала производить колесный бронеавтомобиль ЕЕ-9 "Каскавел", а с 1973 года - колесный БТР ЕЕ-11 "Уруту". В настоящее время эта компания, по оценке зарубежных экспертов, является крупнейшим в капиталистическом мире производителем колесных бронированных машин. Программа производства, кроме ЕЕ-9 и ЕЕ-11. включает также легкую колесную (4 X 4) БРМ ЕЕ-3 "Жарарака", военные автомобили ЕЕ-15, -25 и -50 (грузоподъемностью (сответственно 1,5; 2,5 и 5 т), а также "джипы". С 1986 года начат серийный выпуск среднего танка ЕЕ-Т1 "Озорно", который разрабатывался с учетом требований заказчиков из стран Ближнего и Среднего Востока, являющихся основными покупателями продукции компании. Объем заказов, по заявлению руководства компании, составляет 1200-1300 единиц, в том числе 150 для вооруженных сил Бразилии. Текущий выпуск БТР и БРМ составляет около 60 машин в месяц. Всего же было изготовлено свыше 5 тыс. бронированных машин, большая часть которых экспортирована.
Перспективными образцами, проходящими в настоящее время полевые испытания, являются: колесная (6X6) БРМ ЕЕ-18 "Сукури" (вместо ЕЕ-17, которая не пошла в серию), предназначенная для борьбы с бронированными целями и оказания огневой поддержки пехотным подразделениям, 155-мм САУ и артиллерийский тягач ЕЕ-Т4. Кроме автобронетанковой техники, компания на своих заводах в городах Сан-Жозе-дус-Кампус и Салвадор (штат Баия) производит 90-мм танковые пушки по лицензии бельгийской фирмы "Коккериль", боеприпасы, аппаратуру радиосвязи и электрооборудование.
Другой военно-промышленной фирмой, специализирующейся в области бронетанковой техники, является частная компания "Бернардини" (г. Сан-Паулу), которая начала свою деятельность с модернизации находившихся на вооружении сухопутных войск устаревших американских танков М3А1 и М41 (после этого они получили обозначении Х-1А1 и М41В). Усовершенствования включали установку дизельного двигателя, новой башни и электрооборудования, а также усиление бронезащиты Позже фирма перешла к выпуску легких танков Х-1А2 "Каркара" На базе модернизированного шасси американского танка М3А1 изготовлялись танковые мостоукладчики, минные тралы, БРЭМ, пусковые установки для НУР Х40. В 1984 году "Бернардини" подготовила для войсковых испытаний десять образцов среднего танка МВ-3 "Тамойо", проект которого был разработан в ТЦА. С конца 1985 года начато его серийное производство. Планируемый темп выпуска 50 машин и гол. По оценкам бразильских специалистов, около 100 танков будет заказано для собственных вооруженных сил и до 500 машин экспортировано в развивающиеся страны.
Быстрый рост производства бронетанковой техники в Бразилии привел к появлению новых производителей: компания "Мото-Песас", поставляющая детали подвески для "Бернардини", по заказу министерства армии приступила к модернизации американских БТР М113, а по собственной инициативе изготовила опытный образец БТР "Чарруа".
Кораблестроение Бразилии в настоящее время динамично развивается в связи с принятием в 1985 году новой десятилетней программы модернизации ВМС, которая оценивается в 1,4 млрд. долларов и рассчитана на строительство 12 корветов УРО типа "Инаума" (малых противолодочных кораблей водоизмещением 1900 т), трех подводных лодок проекта TP-1400 по лицензии ФРГ и 16 патрульных кораблей водоизмещением 400 т для охраны 200-милыюй экономической зоны.
Основным центром по строительству кораблей для ВМС страны являются военно-морские верфи министерства ВМС -- АМРЖ, расположенные в г. Рио-де-Жанейро. Их оборудование, например сухой док размером 250X36 м, позволяет строить корабли водоизмещением более 75 тыс. т. В начале 70-х годов здесь осуществлялось строительство по лицензии Великобритании двух фрегатов УГО типа "Нитерои". В 1985 году был спущен на воду первый корвет УРО типа "Инаума", второй находится в стадии строительства. Заказ еще на два корабля этой серии размещен на частной верфи Веролме (г. Ангра-дус-Рейс). На АМРЖ строятся также учебные корабли на базе фрегата УРО типа "Нитерои", сторожевые корабли тина "Ро-раима" (один поставлен в 1985 году Парагваю), буксиры и другие вспомогательные суда. С 1988 года предполагается начать постройку первой подводной лодки проекта ТР-1400.
Кроме верфи АМРЖ, строительством сторожевых катеров занимается частная верфь "Мак-Ларен". а танкеров и транспортных судов - верфи крупных частных компаний "Исикавадзима ду Бразил" и "Веролме" (все расположены в г. Рио-де-Жанейро).
Особенностью развития отрасли является большая зависимость от поставок из развитых капиталистических государств судовых турбин большой мощности, сложного навигационною оборудования и вооружения для строящихся кораблей. По мнению зарубежных экспертов, такая зависимость в обозримой перспективе не будет преодолена, хотя в производстве небольших кораблей и вспомогательных судов для ВМС страны уже достигнут высокий уровень самообеспеченности.
Производство артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов сосредоточено на предприятиях государственных компаний ИМБЕЛ и АМРЖ, а также частных компаний "Таурус", "Амадео Росси", "Компаниа бразилейра де картушос", "Компаниа эксплосивос де Вальпараиба" и ряде других, выпускающих в основном стрелковое оружие и боеприпасы.
Номенклатура продукции компании ИМБЕЛ включает 7,62- и 5,56-мм винтовки (по бельгийской лицензии и бразильской разработке), пулеметы калибра 7,62 мм, пистолеты, ПТРК "Кобра", а также различные виды боеприпасов, порохов и взрывчатых веществ, "Идроар" - минометы (60 и 82 мм), безоткатные орудия (58 и 106 мм), огнеметы и зажигательные смеси, а компании КБК, КЭВ, "Таурус", "Амадео Росси" - сотни тысяч единиц стрелкового оружия, крупные партии боеприпасов, а также различные виды гранат, мин и бомб. Производство боеприпасов для ВМС сосредоточено на АМРЖ (компания "Фи").
В настоящее время отрасль практически полностью удовлетворяет потребности вооруженных сил страны в основных видах вооружения и боеприпасов, а также взрывчатых веществах и пороках. Бразилия является крупным поставщиком стрелкового оружия и боеприпасов как в развивающиеся, так и в развитые капиталистические государства. Компания "Таурус", например, имеет свой сборочный завод в США. Перспективы развития производства артиллерийско-стрелкового вооружения в стране связаны с освоением выпуска танковых пушек калибров 105 и 120 мм (ЭНЖЕСА), 155-м.м САУ (ЭНЖЕСА, "Веролме"), зенитных орудий калибров 20 и 40 мм, новых моделей оружия собственной разработки и современных боеприпасов.
Радиоэлектронная промышленность Бразилии в последние пядь лет растет быстрыми темпами, благодаря чему в стране налажен выпуск отдельных видов специального оборудования для вооруженных сил. Производится (как национальными бразильскими предприятиями, так и филиалами иностранных фирм) аппаратура радиосвязи, приборы управления артиллерийским огнем, относительно несложные РЛС и отдельные приборы бортовой радиоэлектронной аппаратуры.
Основными компаниями, выполняющими заказы военных министерств, являются: "Пролого" (бортовая радиоэлектронная аппаратура, приборы управления артиллерийским огнем), "Васконселос" (тепловизионные приборы и прицелы), СИТЕЛТРА (радиостанции, системы связи). ЭЛЕБРА (РЛС), ЦСЕ (лазерные дальномеры и прицелы). АБЦ (волоконно-оптичсские системы связи). Крупнейшая в стране электронная компания "Кобра", созданная при участи вооруженных сил, производит микрокомпьютеры.
Перспективы развития отрасли связываются с расширением космических исследований и созданием первого бразильского ИСЗ, совершенствованием системы ПВО страны (развертывание первой такой системы, обеспечивающей прикрытие важных административно-промышленных объектов юго-востока Бразилии, осуществлено в 1985 году), разработкой современных вооружений. Правительство заинтересовано в быстром развитии радиоэлектронной промышленности, особенно в области выпуска ЭВМ. В связи с этим в 1984 году был принят специальный закон, закрывающий бразильский рынок для продукции иностранных электронных компаний. Этот шаг вызвал отрицательную реакцию со стороны американской администрации.
В настоящее время военная промышленность Бразилии развивается ускоренными темпами благодаря постоянному (с 1975 года) расширению экспортных продаж вооружения. Основными причинами роста экспорта оружии являются прежде всего государственная политика стимулирования продал; промышленной продукции за рубеж, относительно низкие, то есть конкурентоспособные цены, простота и надежность поставляемой военной техники, короткие сроки выполнения заказов, готовность продавать (и в дальнейшем обслуживать) вооружение любому иностранному заказчику вне зависимости от его политической ориентации (кроме ЮАР и Кубы).
Доля военных поставок в общем объеме экспорта составляет около 3 проц. и достигла в 1985 году 700 млн. долларов. Встречающаяся в некоторых иностранных изданиях цифра 2,5 млрд. может рассматриваться лишь как объем заказов, поскольку не подтверждается данными о поставляемом вооружении.
В 80-х годах Бразилия поставляла вооружение более чем в 30 стран мира, причем около 50 проц. приходилось на государства Ближнего и Среднего Востока. Особое значение для расширения экспорта оружия в этот регион будет иметь заключенное в 1984 году соглашение о военно-экономическом сотрудничестве с Саудовской Аравией, объем продаж в рамках которого, по оценкам зарубежных источников, составит 1 млрд. долларов. Саудовская Аравия заинтересована в получении бразильских танков, БТР, РСЗО, учебных самолетов. В настоящее время в Египте собираются из бразильских узлов и деталей 120 учебно-боевых самолетов ЕМВ-312 "Тукано", из них 80 будут поставлены Ираку. Крупным потребителем бразильского оружия стала Иордания, закупившая в 1986 году большое количество бронетанковой техники.
Всего с 1975 года Бразилия экспортировала более 500 самолетов различных типов, около 5 тыс. БТР и БРМ, свыше 20 РСЗО "Астрос-2" и значительные партии НАР, большое количество стрелкового оружия и боеприпасов, мин, гранат и бомб, военных автомобилей, а также около 20 сторожевых катеров. На современном этапе развития ведущие бразильские военно-промышленные фирмы продают не только готовые образцы военной техники, но и военную технологию, что позволяет им успешно конкурировать с крупными военными фирмами Запада. Для увеличения объема экспорта оружия министерство иностранных дел выпустило каталог на пяти языках, в котором представлены образцы бразильской военной продукции. Этот каталог распространяется через дипломатические представительства Бразилии в других странах.
Западные специалисты полагают, чти в перспективе, судя но имеющимся заказам, основу бразильского экспорта вооружения будет по-прежнему составлять авиационная и автобронетанковая техника. В то же время, видимо, возрастет и доля поставляемого на экспорт ракетного оружия, главным образом РСЗО и НАР.
Особенности развития бразильской военной промышленности, определяемые узостью внутреннею рынка и относительно высоким по сравнению с другими развивающимися странами уровнем научных исследований в военной области, будут и в дальнейшем в значительной степени ориентировать военное производство на внешние рынки, поскольку в условиях острого финансовою кризиса, переживаемого Бразилией (внешний долг в 1985 году составил 101 млрд. долларов), возможности внутреннего финансирования ограниченны. В ходе военных приготовлений большое внимание в. стране no-прежнему будет уделяться использованию производственной и научной базы филиалов иностранных компаний, действующих в Бразилии, а также расширению военно-промышленного сотрудничества с развитыми капиталистическими государствами.

Зарубежное военное обозрение 04'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 3438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz