Капитан 2 ранга С.Усов, капитан 3 ранга А.Колпаков
Опыт второй мировой войны, последующих локальных войн и вооруженных конфликтов показал, что массированное использование противником мин на подходах и во внутренних водах ВМБ в значительной степени затрудняет выход подводных лодок и надводных кораблей в море. Он становится возможным лишь после траления фарватеров и осуществляется в виде проводки за тралом . Поэтому командования ВМС стран агрессивного блока НАТО наряду с подготовкой к применению минного оружия уделяют большое внимание развитию сил и средств, способов и методов борьбы с минами, в частности тралам.
Для траления якорных мин, выставленных на различных глубинах от поверхности воды и снабженных как контактными, так и неконтактными взрывателями, применяются контактные тралы всевозможных конструкций, отвечающие определенным требованиям. Они же предназначены для борьбы с плавающими, дрейфующими на заданном углублении контактными и неконтактными минами, а также с минными защитниками всех типов.
Современные контактные тралы представляют собой сложные гидродинамические комплексы, включающие активную (тралящую) часть, оснащенную резаками или подрывными патронами, углубитель, отводитель и защитные устройства. Существуют конструкции углубителей, удерживающих трал на заданном углублении как от поверхности воды, так и ото дна. Обычно используются отводители решетчатого или планерного типа.
На вооружении ВМС стран НАТО состоят следующие тралы: быстроходные параванного типа, тихоходные с большой шириной захвата, придонные и сетевые.
Быстроходные тралы параванного типа предназначены в основном для разведывательного траления и проводки кораблей. Они состоят из двух тралящих частей длиной около 550 м, изготовленных из стального оцинкованного троса, двух параванов, углубителя, буксира, резаков, регулирующего устройства, двух оттяжек и двух буев-обозначителей. Скорость буксировки трала до 26 уз, ширина зоны траления около 150 м (при полной скорости) и глубина траления 6 - 18 м (в зависимости от установки прибора углубления паравана). Принцип действия быстроходного трала основан на перетирании затраленного минрепа мины тралящей частью или перерезании его резаком.
Тихоходные контактные тралы предназначены для уничтожения минных заграждений и проводки кораблей за ними. Ширина зоны траления до 650 м, глубина траления 10 - 150 м, (скорость буксировки 6 - 12 уз (в зависимости от глубины траления и тяговых возможностей корабля). Тралящая часть длиной 550 - 850 м изготавливается из специального четырехпрядного троса диаметром до 20 мм. Тралы бывают обычными и маломагнитными.
Наиболее распространенными корабельными контактными тралами а ВМС США и других стран агрессивного блока НАТО являются американский "Оропеза" и английский типа А (у них множество модификаций, отличающихся в основном размерами отдельных элементов). Это позволяет использовать тралы одного типа с кораблей, имеющих разные тяговые характеристики (морские, базовые, рейдовые тральщики и катера тральщики). Так, в ВМС США на вооружении морских тральщиков находятся тралы "Оропеза" Мк1, Мк2 и МкЗ, базовых - Мк4 и рейдовых - Мк5 и Мк5С Из их элементов и узлов могут комплектоваться одинарный односторонний, одинарный двусторонний и парный тралы. У некоторых из них тралящей частью служит цепь, а не трос, что утяжеляет трал, но повышает его живучесть Схема траления якорных мин тралом "Оропеза" показана на рис. 1. Основные тактико-технические характеристики наиболее распространенных контактных тралов, находящихся на вооружении тральщиков ВМС США, Великобритании и Японии, приведены а таблице.
Придонный трал, буксируемый двумя тральщиками, составляется из элементов тралов "Opoпеза" и А. Для этого на концах тралящих частей закрепляются цепные смычки, соединенные между собой вертлюгами. На вооружении находятся также придонные тралы специальной конструкции, которые буксируются, как правило двумя кораблями на малых скорости" (4-6 уз) с углублением до 90 м.
Сетевые тралы представляют собой закрепленные на специальном каркасе сети, которые при буксировке захватывают находящиеся на поверхности и небольшом углублении сорванные с якорей и специальные плавающие мины. В ВМС США имеются также сетевые тралы для затрагивания мин, лежащих на твердом грунте на глубинах до 42 м.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТАКТНЫХ ТРАЛОВ
Наименование (страна)
Ширина захвата, м
Наибольшее углубление, м
Скорость буксировки, уз
Носители
"Оропеза" Мк1 (США)
До 600
100
6-12
Морские тральщики
"Оропеза" Мк4 (Великобритания)
240-320
40
6-12
Морские и базовые тральщики
"Оропеза" Мк5 (США, Великобритания)
240-320
27
4-8
Рейдовые тральщики
Мк103 (США)
50
30
25
Вертолеты
Мод 53 (Япония)
300
До 60
8
Базовые тральщики
Во время агрессивной войны во Вьетнаме ВМС США использовали донные контактные тралы в виде кошки со специальными приспособлениями для траления заиленных донных мин и обрыва проводов, ведущих к управляемым минам.
На базе корабельного контактного трала "Оропеза" разработан вертолетный контактный трал Мк103, все элементы которого выполнены из немагнитного материала Тралящая часть снабжена механическими и взрывными резаками. Ведущие и поддерживающие буч изготовлены из пенопласта. Трал выставляется с помощью лебедки, расположенной на вертолете, и может быть передан в воздухе другому вертолету.
В настоящее время в ВМС США разрабатываются глубоководные контактные тралы (их углубление составит несколько сот метров) для вооружения морских и эскадренных тральщиков. Одновременно создаются отводители и углубители, обеспечивающие погружение тралящих частей и их разведение на необходимую ширину. Глубоководные тралы разрабатываются также в Великобритании и Японии.
В ВМС Великобритании для глубоководного траления создан и принят на вооружение глубоководный парный контактный трал WS Мк9. Его главная особенность состоит в наличии единого буксировочного троса для углубителя и тралящей части, что позволяет удерживать тралящую часть на большой глубине. Для управления ходом на глубине путем изменения длины буксировочного троса с помощью тральной лебедки разработала автоматизированная система контроля, основанная на тензометрических измерениях. В качестве активных элементов трала применяются резаки и подрывные патроны, устанавливаемые на расстоянии 90 м один от другого. WS Мк9 состоит на вооружении новых тральщиков типа "Риверс" ВМС Великобритании. Схема буксировки этого трала показана на рис. 2.
Основными активными элементами контактных тралов, воздействующими на минреп мины, являются резаки, которые делятся на механические и взрывные. В тралах, служащих для обозначения или непосредственного уничтожения под водой якорных мин, вместо резаков используются пропускающие сигнализирующие либо пропускающие взрывные устройства.
Наиболее старым типом механических резаков, повсеместно применявшихся в первой и второй мировых войнах, является резак с ножами, размещенными в челюстях, где затраленный минреп перерезается или в крайнем случае обрывается. Однако такой резак не способен перерезать цепные минрепы, и, кроме того, возможно заклинивание минрепа в челюстях, что может привести к обрыву тралящей части. Поэтому в настоящее время в контактных тралах ВМС США и стран блока НАТО используются механические резаки перерезающие тросовый или цепней минреп механическим элементом (ножом), приводимым в действие пороховыми газами пиропатрона.
Рис. 3 Общий вид резака DM191 ВМС ФРГ
На рис. 3 показан взрывной резак DM 19А1, применяющийся в контактных тралах ВМС ФРГ. Устанавливаемый в резаке фигурный заряд взрывчатого вещества способен перебивать стальной пруток диаметром до 26 мм, а также может разрушать не только тросовый минреп, но и цепной со звеньями, изготовленными из стального прутка диаметром до 20 мм с распорками. Максимальная рабочая глубина использования резака 300 м, в стадии разработки находится модификация резака для глубин до 700 м. Дальнейшее совершенствование контактных тралов, по данным зарубежной печати, осуществляется в следующих направлениях: увеличение глубины хода тралящих частей, их облегчение, повышение скорости постановки и выборки, а также уменьшение численности обслуживающего персонала.
Создаются новые образцы тросов, углубителей и отводителей, существенно снижающие сопротивление буксируемой части трала.