Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 09:21

Главная » Статьи » Архив по годам » 1987

Французский ЗРК "Мистраль"

Французский ЗРК "Мистраль"

Полковник В.Викторов

Судя по сообщениям иностранной печати, в последние годы командования армий капиталистических стран, прежде всего входящих в агрессивный блок НАТО, учитывая опыт локальных войн и учений, все большее внимание уделяют усилению войсковой ПВО, разработке новых средств борьбы с авиацией, выполняющей 6оевые полеты на малых и предельно малых высотах. Для надежной защиты войск от низколетящих самолетов и боевых вертолетов необходимы, как отмечается в зарубежной прессе, не только зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, способные решать задачи ПВО крупных группировок войск, но и средства, осуществляющие непосредственное прикрытие подразделений. К последним прежде всего относятся переносные зенитные ракетные комплексы (ЗРК), которые в настоящее время в большом количестве поступают на вооружение сухопутных войск капиталистических стран.
Одним из перспективных переносных ЗРК, по мнению иностранных специалистов, является французский комплекс "Мистраль", разработка которого ведется с 1980 года фирмой "Матра". При его создании учитывались недостатки ЗРК других капиталистических государств ("Ред Ай", "Блоупайп", "Стингер", RRS-70) и возросшие требования современного высокоманевренного боя. Как заявляют специалисты фирмы, ЗРК "Мистраль" способен поражать самолеты, летящие со скоростью 1500 км/ч, на высотах до 3000 м и дальностях 0,5-6 км. Они также подчеркивают, что им удалось повысить вероятность поражения цели, снизить время реакции комплекса, а также его стоимость. По данным зарубежной прессы, разработано несколько вариантов ЗРК: переносной, возимый, воздушного и морского базирования. Все они имеют единую стандартную ракету и систему наведения. Командование вооруженных сил Франции планирует заказать около 1000 комплексов и 10 тыс. ЗУР.
Основным элементом переносного ЗРК "Мистраль" является ЗУР, находящаяся в герметическом транспортно - пусковом контейнере (ТПК). Масса ракеты 17 кг, диаметр 90 мм, длина 1,8 м. Она состоит из корпуса, инфракрасной головки самонаведения (ГСН), электронной аппаратуры наведения, электрических, серводвигателей для управления рулями, термохимической батареи, взрывателя, боевой части, маршевого и сбрасываемого стартового двигателей, а также устройства самоликвидации.


Рис. 1. Зенитная управляемая ракета комплекса "Мистраль"

Ракета (рис. 1) выполнена по аэродинамической схеме "утка", что обеспечивает ей высокие маневренные качества, позволяющие выдерживать восьмикратные перегрузки и получать довольно высокую точность наведения на конечном участке полета. Инфракрасная головка самонаведения помещена внутри пирамидального обтекателя. Такая его форма имеет преимущество перед обычной сферической, так как снижает лобовое сопротивление. Как считают французские специалисты, благодаря этому увеличивается средняя скорость ракеты, медленнее снижается ее скорость в конце активного участка траектории, повышается маневренность на конечном участке наведения. В ГСН использовано приемное устройство мозаичного типа, выполненное на арсениде индия, что значительно повышает возможности по обнаружению и захвату целей с уменьшенным ИК излучением, а также позволяет отличить полезный сигнал от ложного (солнце, ярко освещенные облака, ИК ловушки и т. д.). Как отмечается в иностранной печати, использование мозаичного (многоэлементного) приемного устройства в сочетании с соответствующей цифровой системой обработки сигнала обеспечивает достаточно надежную защиту от всех известных ИК ловушек и значительно повышает чувствительность ГСН. Кроме того, для достижения высокой чувствительности применяется охлаждение приемного устройства (баллон с хладоагеном крепится к пусковому механизму).
ГСН способна захватывать и сопровождать инфракрасные сигналы от реактивного самолета, находящегося на дальности более 6 км, а легкого вертолета, оснащенного устройствами для снижения ИК излучения, - на дальности более 4 км даже на встречных курсах.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты (масса 3 кг) содержит готовые вольфрамовые шарообразные поражающие элементы. БЧ снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Выбор последнего (с механизмом точного отсчета дистанции) позволил, по мнению разработчиков, избежать преждевременного подрыва боевой части вследствие воздействия помех, излучаемых местными предметами, деревьями и т. д. Расчетная величина ошибки по дальности составляет около 1 м. В ходе полигонных испытании подрыв боевой части на таком расстоянии от воздушных целей приводил к их поражению.


Рис. 2. Двигательная установка ЗУР "Мистраль": 1 - стартовый двигатель; 2 - маршевый двигатель.

Требования по сокращению массы и размеров двигателя, а также порядка его функционирования и обеспечения нужной надежности привели разработчиков к необходимости отказаться от традиционной конструкции двигателя для ЗУР в пользу более сложной технологии его исполнения, в частности использования композиционных материалов. Двигательная установка ЗУР "Мистраль" (рис. 2) состоит из двух двигателей: стартового и маршевого. Первый размешен в сопловой чисти маршевого двигателя. Во время движения ракеты в ТПК он сообщает ей начальную скорость 40 м/с. Стартовый двигатель снабжен несколькими соплами, обеспечивающими вращение ракеты (10 об/с) для стабилизации ее а полете. Раскрытие аэродинамических рулей и плоскостей стабилизатора происходит при выходе ракеты из пускового контейнера.
На безопасном для оператора расстоянии (около 15 м) стартовый двигатель отбрасывается и включается маршевый, сообщающий ракете максимальную скорость М-2,6. Благодаря такой большой скорости она достигает вертолет, зависший на расстоянии 4 км от места пуска, за 6 с, что не дает ему возможности не только применить свое оружие, но и укрыться за естественными складками местности.
Для удобства наведения и пуска ЗУР оператор использует треногу с сиденьем, на которой монтируется ТПК и вся необходимая аппаратура. С помощью соответствующих механизмов обеспечивается разворот и необходимый угол возвышения для стрельбы практически в любом направлении. При транспортировке переносного ЗРК "Мистраль" он делится на две части (масса каждой около ?0 кг): ТПК с ракетой и тренога с прицельными приспособлениями и электронным блоком.
При разработке данного ЗРК особое внимание уделялось сокращению времени на его развертывание и перезаряжание. По данным проведенных испытании на установку ТПК на треногу и приведение комплекса в боевое положение требуется около 1 мин, на включение ГСН (раскрутка гироскопа и охлаждение ИК датчика) необходимо 2 с. Среднее время реакции (от включения пусковой цепи до старта ракеты) составляет около 5 с при отсутствии данных внешнего целеуказания и 3 с при наличии таких данных. На перезаряжание требуется около 30 с.
Прицельное устройство состоит из коллиматора и телескопического прицела. Пользуясь показаниями коллиматора, оператор может учитывать вертикальные и горизонтальные углы упреждения. Переносной ЗРК "Мистраль" планируется оснастить аппаратурой опознавания "свой - чужой" и тепловизионным устройством для обеспечения стрельбы в ночных условиях.
Пусковой механизм включает в свой состав следующие элементы: аккумуляторную батарею для питания электрических цепей, баллон с хладоагентом, коммутирующее устройство, обеспечивающее необходимую последовательность прохождения команд и сигналов, индикатор со звуковым и вибрационным устройством, срабатывающим при захвате сигналов от цели головкой самонаведения ракеты.
По сообщениям зарубежной прессы, полигонные испытания переносного ЗРК "Мистраль" проводились с конца 1983-го по 1986 год. Начало поступления его в сухопутные войска Франции намечено на текущий год. В интересах обеспечения ПВО танковых и механизированных частей и подразделений от ударов с воздуха, прежде всего защиты от боевых вертолетов с ПТУР, разработан самоходный вариант этого ЗРК на базе колесного (4X4) бронетранспортера VAB (см. цветную вклейку). На вращающейся башне смонтированы две пусковые установки (по три ракеты) и РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей. В корпусе машины размещены еще шесть ЗУР в ТПК. Для французских сухопутных войск планируется поставить около 100 таких самоходных ЗРК и 2500 ракет. В настоящее время завершается разработка вертолетного варианта ЗРК "Мистраль" в качестве оружия класса "воздух - воздух" для борьбы прежде всего с боевыми вертолетами противника.
Корабельный вариант комплекса, названный "Садрал", предназначен для установки на катерах и кораблях до фрегата включительно. Он имеет стабилизированную пусковую установку с шестью ракетами и дополнительно оснащен инфракрасной и телевизионной аппаратурой обнаружения и сопровождения воздушных целей.

Зарубежное военное обозрение 04'1987

Категория: 1987 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 1527 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz