Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тыловою обеспечении.
Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача - оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.
Усилия Великобритании в рамках блока НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе - там содержится основная часть ударных сил блока.
Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метрополии соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.
За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личною состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.
Ниже на основе сведений, опубликованных в иностранной печати, приводятся данные об организации, составе, боевой подготовке и перспективах развития ВВС Великобритании.
Организация и боевой состав. В военно-воздушных силах имеются два боевых командования - ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ, а также командование тыла. Все они непосредственно подчинены начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического Состава.
Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников. Для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и ВМС. Командование включено и структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему OВC НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (I, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделении, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.
1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи тактических истребителей "Торнадо-GR.1" Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
- Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей истребителей "Торнадо-GR.1"; 55 аэ самолетов-заправщиков "Виктор-К.2" и 232-я учебно-боевая эскадрилья ("Внкгюр-К.2").
- Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами "Ягyap-GR.l").
- Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей "Xappиep-GR.3"
- Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами "Геркулес-C.l и 3").
- Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов "Торнадо," (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов- 23 машины).
- Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты "Андовер-C.l", HS-125 и вертолеты "Газель").
- Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты "Андовер-Е.3", которые используются для калибровки радиотехнических средств), "королевское звено" (самолеты "Андовер-СС.2" и вертолеты "Уэссекс-НС.4"; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других ысокопоставленных государственных деятелей и иностранных гостей).
- Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов "Хок" 1-го учебного центра боевого применения.
- Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов "Хок" 2-го учебного центра боевого применения.
- На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23 тактическая истребительная авиационная эскадрилья "Фантом-FGR.2"), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов "Геркулес C.1K" и 1564-е звено вертолетов "Си Kинг-HAR.3", 1310 - е звено вертолетов "Чинук HC.1" (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
- На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов "Уэссекс - HU.2C".
- В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей "Xaрриep-GR.3" и 1563-е звено вертолетов "Пума-HC.1".
Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна - самолетов связи, две - транспортных вертолетов и четыре - ЗУР "Рапира", а именно:
- 3 и 4 аэ тактических истребителей "Xaрриep-GR.3" (авиабаза Гютерсло);
- 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей "Торнадо-GR.1" и "Ягуар-GR.1 " (Брюгген);
- 19 и 92 аэ истребителей ПВО "Фантом- FGR.2" (Вильденрат);
- 60 аэ самолетов связи "Пемброук" (Вильденрат);
- 18 и 230 аэ вертолетов "Чинук-НС.1" и "Пума-НС.1" (Гютерсло);
- 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР "Рапира" (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (НТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.
Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных, частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах, примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.
Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.
Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.
Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) н трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применении (1-й и 2-й), учебном центре "полка наземной обороны", центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетским корпусе.
Летная школа № I (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты "Джет Провост-Т.З и -Т.5". Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.
Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав дли вертолетных частей и подразделений. Она оснащена вертолетами "Газель-НТ.З" и "Уэссекс-НС.2". Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты "Чинук-НС. I" и "Пума-НС.1", авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.
Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов " Xoк-T. 1" . На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.
Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами "Дпмини-Т.1", "Джет Провост-Т.5" и "Джетстрим-Т.1.". Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.
Летная школа № 7 (Черч-Фентон) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов "Джет Провост-Т.З и -Т.5".
Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами "Буллдог-Т. I", "Джет Провост-Т.З и -Т.5" (Скэмнтон), "Хок-Т.1" (Валлей) и вертолетами "Газель-НТ.З" (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа "Ред эррпу", оснащенная самолетами "Хок-Т.1" (Скэмптон).
Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) готовят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радиошкола, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.
Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты "Джет Провост-Т.5") занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Куре обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.
Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных).
Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолета на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолет "Хок" различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действии, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра - 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра - 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые "теневые эскадрильи" предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.
Учебный центр "полка наземной обороны" занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов "Рапира" и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.
Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты "Джет Провост-4".
Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны - так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами "Буллдог-Т. 1" и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Льючарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвеил, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д.
Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационным кадетский корпус. Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее нахотится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами "Чипмупк-Т.10" и "Буллдог-Т.1" , до 30 планерных школ и .других организаций.
Всего, как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардировочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР "Бладхаунд-2" и 72 ПУ ЗУР "Рапира").
Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей "Торнадо-GR.l" и истребителей ПВО "Торнадо-F.2А", более 120 многоцелевых тактических истребителей "Фантом", почти 120 истребителей-бомбардировщиков "Ягуар", 53 тактических истребителя "Харриер" с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.
Развитие ВВС. Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращивание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков "Ягуар" продолжают поступать новые боевые самолеты "Торнадо-GR.l " (всего для ВВП заказано 220 таких машин) которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых действии. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков "Торнадо-GR.l" позволяют им действовать па малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости.
Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса "воздух - земля", в том числе УР "Мейверик", бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L "Сайдвиндер" и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки "Маузер". Самолеты "Торнадо-GR.l" предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противокорабельными ракетами "Си Игл".
Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков "Торнадо и заменить ими истребители "Фантом" и "Лайтнинг". Кроме того, часть упомянутых выше самолетов "Торнадо-GR.l" предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики "Ягуар-CR.l").
В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов "Ягуар" и "Буканир" командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов "Ягуар" и 50 "Буканир". Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет "Си Игл".
В соответствии с соглашением между США и Великобританией на базе самолета "Харриер" ведутся разработки нового тактического истребителя с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, который в английских ВВС получил наименование "Харриер-GR.5". Планируется приобрести 60 таких самолетов и заменить ими "Харриер-GR.3". В отличие от американского AV-8B, имеющего шесть точек подвески оружия, у "Xappnep-GR.5" их восемь (в том числе две для подвески двух УР "Сайдвиндер"). Самолет будет оснащен ИК разведывательной аппаратурой, бортовой системой РЭБ, которая включает приемник предупреждения об облучении самолета РЛС противника и станцию постановки активных помех. В дальнейшем намечается приобрести еще 40 таких самолетов.
В дополнение к развернутому в рамках НАТО командованию ДРЛО и управления (командование АВАКС НАТО), на вооружении которого состоят 18 самолетов Е-3A американского производства, в Великобритании проводятся мероприятия по созданию собственных сил данною предназначения. С этой целью планировалось 11 базовых патрульных самолетов "Нимрод - MR.1" переоборудовать в самолеты ДРЛО и управления "Нимрод -АЕW.3" Однако эти работы сильно затянулись. Английские специалисты не смогли создать требуемую для них бортовую РЛС. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос о приобретении американских самолетов "Е-3А" (шесть-восемь единиц). А пока модернизируются состоящие на вооружении английских ВВС самолеты ДРЛО -"Шэклтон-АЕW.2" с целью продления срока их службы.
Судя по сообщениям зарубежной печати, в связи с выработкой ресурса самолеты-заправщики "Виктор-К.2" к концу 80-х годов подлежат списанию. Поэтому командование ВВС Великобритании приступило к пополнению парка самолетов-заправщиков переоборудованными в танкеры транспортными самолетами VC-10 и "Тристар". Для этого было приобретено 23 пассажирских самолета VC-10 и шесть "Тристар", которые переделываются в заправщики VC-10.K2 (КЗ) и "Тристар-КЗ". Кроме того, и дополнение к шести имеющимся самолетам-заправщикам, сделанным на базе военно-транспортных самолетов С-130 "Геркулес", планируется переоборудовать еще четыре такие машины.
С учетом опыта боевых действий авиации в войне с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов модернизируется и другая авиационная техника, состоящая на вооружении английских ВВС. В частности, на базовых патрульных самолетах "Нимрод - MR.1" устанавливается более совершенное бортовое оборудование. Они оснащаются УР "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух" и противокорабельными ракетами "Гарпун".
Для более далекой перспективы в Великобритании ведутся работы по созданию нового боевого самолета 90-x годов, который можно будет использовать в качестве истребителя ПВО и истребителя-бомбардировщика. Планируется заказать около 250 таких самолетов и заменить ими состоящие на вооружении тактические истребители "Фантом" и "Ягуар".
Одновременно с модернизацией самолетного парка командование ВВС Великобритании прилагает значительные усилия по созданию новых систем авиационного оружия. Разрабатываются управляемые ракеты класса "воздух - воздух", ракетные боеприпасы, авиационные бомбы и т. д. По мере поступления новой техники на вооружение совершенствуется организационная структура ВВС, система боевой подготовки их частей и подразделений. Все это еще раз свидетельствует о твердой приверженности Великобритании агрессивному курсу блока НАТО, о продолжающейся ее подготовке к войне против СССР и других стран социалистического содружества.