Перевооруженне базовой патрульной авиации ВМС Японии
Перевооруженне базовой патрульной авиации ВМС Японии
Капитан 1 ранга Ю.Юрин
Командование ВМС Японии уделяет большое внимание перевооружению базовой патрульной авиации (БПА), являющейся важным средством ведения разведки на море и борьбы с подводными лодками, самолетами Р-ЗС "Орион", производство которых налажено по американским лицензиям фирмой "Кавасаки дзюкогё".
В настоящее время в боевом составе морской авиации насчитывается пять (1, 2, 4, 5, 31-е) авиакрыльев БПА, включающих семь патрульных эскадрилий (с 1-й по 6-ю и 31-я). Кроме того, в отдельной испытательной патрульной авиаэскадрилье (51 опаэ) и двух учебных (203 и 205 уаэ) также имеются базовые патрульные самолеты. Общее количество самолетов БПА составляет около 100 единиц (32 Р-ЗС, 58 P-2J "Нептун", 8 PS-1 "Шин Мейва"). Каждый самолет имеет на борту по 4 - 12 торпед типов 73, Мк44 и 46 или от 4 до 16 157-кг глубинных бомб типа 67 и шесть - восемь НАР калибров 127 и 55 мм, а также поисковые РЛС, магнитные обнаружители и радиогидроакустические буи. Патрульные самолеты Р-ЗС способны нести, кроме того, до четырех противокорабельных ракет "Гарпун" вместо части типового комплекта противолодочного оружия. Руководство японских ВМС считает P-2J и PS-1 устаревшимми и наметило программу их поэтапной замены самолетами Р-ЗС новой модификации.
К концу 1986 финансового года (начался 1 апреля) размещены заказы на постройку 60 самолетов Р-ЗС. Из них в авиационные части ВМС уже поставлено 32 машины, тем самым было в основном завершено перевооружение четырех боевых авиаэскадрилий (3 и 6 паэ 4 акр, авиабаза Ацуги; 2 и 4 паэ 2 акр, Хатиноэ), в каждой из которых семь - девять самолетов Р-ЗС. Кроме того, в составе 51 опаэ имеется три таких самолета. Оставшиеся 28 машин (находятся в различных стадиях производства) планируется поставить в авиационные части ВМС в ближайшие три финансовых года. Указанная авиационная техника будет поступать в 1-ю (авиабаза Каноя), 5-ю (Наха) и 205-ю (Симоса) авиаэскадрильи.
Текущей пятилетней программой строительства ВМС предусмотрено выделить дополнительные ассигнования на закупку еще 40 самолетов Р-ЗС, поставку которых в авиационные части намечено осуществлять в 1990 - 1993 годах. Так, на следующий финансовый год уже запрошены средства для приобретения очередных 9 машин. Общее число закупленных самолетов составит не менее 100 единиц. Бортовые номера японских самолетов Р-ЗС 5001 - 5100 (поступивших в части: 5001 - 5032). Средняя стоимость одного самолета для японских ВМС, по данным иностранной прессы, равна 11,119 млрд. иен, поэтому 100 таких машин обойдутся японским налогоплательщикам в астрономическую сумму - более 1,1 трлн. иен.
По сообщениям зарубежной печати, к апрелю 1994 года в составе БПА с учетом списания устаревших образцов предусмотрено иметь 100 патрульных самолетов (94 Р-ЗС и 6 P-2J), организационно сведенных в десять боевых эскадрилий. При этом на авиабазах Ацуги, Каноя, Наха и Хатиноэ предполагается разместить по две эскадрильи (18 - 20 Р-ЗС) и по одной на Симоса (девять-десять Р-ЗС) и Ивакуни (шесть P-2J и три-четыре Р-ЗС).
В настоящее время в самолетном парке БПА Японии количество современных патрульных самолетов Р-ЗС "Орион" превысило численность аналогичных образцов в таких ведущих странах НАТО, как Великобритания и Франция. В ближайшие годы морская авиация страны будет активно обновляться и, как считают западные военные специалисты, по количеству базовых патрульных самолетов Р-ЗС японские ВМС прочно займут второе место в капиталистическом мире. К середине 90-х годов парк современных самолетов БПА Японии составит около 50 проц. американского. Немаловажным является то обстоятельство, что японские самолеты Р-ЗС способны нести противокорабельные ракеты "Гарпун", ведется также разработка перспективной ПКР, создаваемой на базе экспериментальной XSSM-1. За семь-восемь лет общее число противокорабельных ракет, которые способны принять на борт все самолеты БПА одновременно, намечено увеличить почти в 3 раза (до 400 единиц). По мнению иностранных военных специалистов, при сохранении общей численности самолетного парка за счет качественного его совершенствования боевые возможности японской БПА в первой половине 90-х годов могут возрасти в 2 - 3 раза.