В соответствии с общим курсом военно-политического руководства Великобритании, направленным на дальнейшее наращивание военных приготовлений, командование военно-воздушных сил страны наряду с оснащением частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, а также с проведением других мероприятий уделяет повышенное внимание подготовке высококвалифицированных летных кадров.
Как сообщается в зарубежной печати, учебные заведения ВВС Великобритании комплектуются в основном кандидатами, прошедшими первоначальную летную подготовку в авиационном кадетском корпусе. Последний представляет собой широко разветвленную по всей стране организацию ВВС и предназначен для обучения молодежи теоретическим аспектам, авиации, а также практическому выполнению полетов. В составе этого корпуса имеется около 6000 офицеров и унтер-офицеров ВВС и до 34000 кадетов в возрасте от 13 до 20 лет. В нем насчитывается 13 авиационных звеньев, оснащенных поршневыми учебно-тренировочными самолетами <Чипмунк> и <Буллдог>, а также 27 планерных школ.
Те из кадетов, кто желает служить в ВВС, зачисляются в высшие гражданские учебные заведения, для чего министерство обороны Великобритании резервирует места в них и выделяет необходимые средства. Студенты, годные к летной работе, без отрыва от учебы проходят летную подготовку на самолетах <Буллдог> в так называемых университетских эскадрильях. Всего в стране имеется 16 таких эскадрилий, которые обеспечивают обучение студентов 46 университетов по различным авиационным специальностям, в том числе и летным. Кроме того, в них проходят подготовку в течение двух лет члены добровольного резерва. Ежегодно в этих подразделениях обучается более 700 человек.
К моменту окончания учебного заведения студенты завершают и курс летной подготовки. Средний общий налет на каждого составляет 95 ч, из которых 48 ч затрачивается на отработку техники пилотирования, 18,5 ч - на вывозные и контрольные полеты, 10 ч - на полеты по приборам, 9 ч - на самолетовождение, 6 ч - на групповую слетанность и 3,5 ч - на полеты на малых высотах.
По свидетельству иностранной прессы, в связи с нехваткой кандидатов с высшим образованием командование ВВС вынуждено принимать определенный процент слушателей с более низким образовательным цензом, в основном из числа лиц, состоящих в добровольном резерве при университетских эскадрильях и имеющих налет не менее 30 ч на поршневом учебно-тренировочном самолете <Буллдог> (рис. 1). Эта категория кандидатов перед зачислением в учебные заведения ВВС направляется в эскадрилью по отбору летного состава (аэродром Свиндерби). Там они проходят дополнительную программу летной подготовки (15 ч, учебный самолет <Чипмунк>). В ходе ее производится отсев неперспективных слушателей, который достигает 25 проц. кандидатов, приступивших к полетам.
Вопросами комплектования учебных заведений ВВС занимается центр по отбору молодежи в г. Биггин Хилл. Он подчинен штабу командования тыла, координирующему работу центра и определяющему его задачи.
По прибытии в центр кандидаты в течение четырех дней проходят медицинскую комиссию, тестирование с целью выявления их способностей и уровня их общего развития. Тесты включают также проверку знаний элементарной математики и способностей по распределению внимания и координации движений. Кандидаты, успешно справившиеся с ними, разбиваются на группы по шесть человек, которые формируются для определения их личных способностей к действиям в качестве командира. Они решают различные вводные по управлению группой поочередно или по самостоятельным действиям под наблюдением членов приемной комиссии.
Зачисленных кандидатов центр распределяет следующим образом: тех, кому необходимо получить высшее образование, направляют на учебу в университеты, а имеющих среднее и высшее образование, ранее отобранных для службы в ВВС, - в учебный центр общевойсковой и специальной подготовки авиационного колледжа в г. Крануэлл. Этот колледж является основным учебным заведением, обеспечивающим ВВС летным и инженерным составом. х
После прохождения общевойсковой и теоретической авиационной подготовки (отсев на этом этапе обучения достигает 16 проц., причем это главным образом обучаемые, не проявившие качеств, необходимых офицерам ВВС) слушатели направляются в летные школы. Их учебная программа состоит из курсов основной и повышенной подготовки, боевого применения и переучивания на конкретные типы боевых самолетов и вертолетов.
Курс основной летной подготовки для слушателей, имеющих высшее образование, рассчитан на 31 неделю. За это время каждый из них в среднем должен налетать 77 ч на реактивном учебном самолете <Джет Провост-Т.5> (рис, 2). Для слушателей, имеющих среднее образование и не завершивших полностью первоначальной летной подготовки, этот курс продолжается 37 недель. Он включает занятия на наземном тренажере (24 ч) и 97 ч налета на самолете <Джет Провост-Т.З> или его улучшенном варианте - <Джет Провост-Т.5>.
Летная подготовка слушателей осуществляется в учебных эскадрильях авиационного колледжа и летных школ N> 1 (аэродром Чёч Фентон) и № 7 (Линтон-на-Озе). После прохождения этого курса предусмотрен отсев не более 20 проц. обучаемых.
Закончившие курс слушатели с учетом их индивидуальных способностей и потребностей ВВС в летных кадрах для различных родов авиации разделяются на три группы: № 1 - летчики реактивных истребителей (<Фантом>, <Торнадо>, <Ягуар>, <Харриер> и т. д.), № 2 - летчики многомоторных тяжелых самолетов (<Ним-род>, <Геркулес> и другие), №3 - летчики вертолетов.
Курс повышенной летной подготовки для каждой группы делится на два этапа. Первый этап для группы № 1 (15 недель) включает 5 ч занятий на тренажере и 58 ч налета на самолете <Джет Провост-Т.5>. Слушателям, прошедшим основную подготовку на самолете <Джет Провост-Т.З>, выделяется дополнительно 3 ч для переучивания на <Джет Провост-Т.5>. По требованию командования ВВС страны отсев на этом этапе не должен превышать 3 проц.
Второй этап продолжается 24 недели. Обучение осуществляется в летной школе № 4 (самолет <Хок-T.l>, аэродром Валли). Программа обучения включает наземную подготовку, тренировку на тренажерах и летную подготовку.
Наземная подготовка (230 ч) проводится в течение восьми недель перед началом практических полетов и в ходе полетов перед каждым новым видом подготовки. В процессе ее слушатели изучают инструкцию по технике пилотирования и эксплуатации самолета, порядок выполнения полетов, аэродинамику, самолетовождение, радиосвязь, авиационную медицину, метеорологию, средства спасения, вооружение и тактику. На отработку действий летчика по выполнению различных этапов полета отводится до 40 ч тренировок в кабине самолета.
В ходе наземной и летной подготовки широко используются тренажеры. Программа тренировки летчиков на них предусматривает выработку навыков, необходимых для выполнения полетов, и включает 16 упражнений. Общий <налет> на тренажерах составляет 20 ч, но для отдельных слушателей он может быть увеличен до 25 ч и более.
Программа летной подготовки рассчитана на шесть месяцев и предусматривает средний налет на слушателя 85 ч, из них более 50 проц. отводится на самостоятельные полеты. В ходе обучения летный состав отрабатывает полеты по кругу, в зону на простой и сложный пилотаж (40 ч), по приборам в закрытой кабине (10 ч), самолетовождение (8 ч), полеты ночью (10 ч), групповую слетанность (10 ч) и другие задачи (7 ч).
После успешного окончания второго этапа слушатели группы JM1 1 получают летную квалификацию <крыло> и направляются в центры боевого применения, а часть из них, примерно до 5 проц., - в центральную летную школу подготовки инструкторов (аэродром Лиминг). Отсев слушателей на этом этапе не должен превышать 25 проц. Обучаемые, не проявившие необходимых качеств, предъявляемых к летчику тактической истребительной авиации, могут быть переведены в группу № 2 или 3 либо отчислены.
Первый этап курса повышенной летной подготовки для группы № 2 (восемь недель) включает 9 ч занятий на тренажере и 27 ч налета на самолете <Джет Провост-Т.З>.
Второй этап занимает 20 недель, в течение которых каждому слушателю отводится 45 ч занятий на тренажере и 45 ч налета на самолете <Джетстрим>. Летчики обучаются в летной школе № 3 (аэродром Лиминг), а штурманы - в школе № 6 (Финнингли). Кроме того, последняя совместно с технической школой в г. Тонклиф занимается подготовкой бортинженеров и операторов бортового оборудования.
Отсев слушателей в ходе прохождения курса не должен превышать 12 проц. Отчисленные могут продолжать обучение по программе группы № 3 или в школах подготовки наземного обслуживающего персонала.
Первый этап курса повышенной летной подготовки для группы № 3 рассчитан на 17 недель, каждый слушатель должен налетать 76 ч на вертолетах <Газель> (рис. 3). Обучение проводится в летной школе № 2 (аэродром Шо-берн).
Второй этап длится 11 недель (налет 50 ч на вертолетах <Уэс-секс>).
При прохождении полного курса согласно требованиям командования ВВС отсев слушателей не должен превышать 4 проц.
Слушатели, отобранные для полетов на вертолетах поисково-спасательной службы, проходят дополнительную подготовку на аэродроме Валли. В ходе ее они отрабатывают действия по поиску и спасению экипажей, потерпевших аварии в горной местности и над морем (налет 10 ч).
После завершения курса повышенной летной подготовки выпускники групп jsf° 2 и 3 получают летную квалификацию <крыло> и направляются в учебно-боевые подразделения для переучивания на боевую технику, на которой им придется летать в строевых частях. Курс боевого применения предназначен только для слушателей группы № 1, которые будут служить в тактической истребительной авиации и ПВО. Он рассчитан на 18 недель (17 ч занятий на тренажере и 57 ч налета на учебно-боевом самолете <Хок>, рис. 4) и проводится в учебных центрах боевого применения № 1 (аэродром Вроуди ) и № 2 (Чайвинор). Допустимый отсев при этом составляет 13 проц. После прохождения курса летчики направляются для переучивания на боевые самолеты в учебно-боевые эскадрильи, вооруженные соответствующей авиационной техникой.
Подготовка инструкторов для учебных частей и подразделений ВВС осуществляется в центральной летной школе. В ней имеется семь авиационных эскадрилий: четыре расположены на аэродроме Лиминг (две оснащены самолетами <Джет Провост>, одна - <Буллдог>, а эскадрилья стандартизации и оценки обучения использует самолеты трех вышеуказанных), одна эскадрилья - на аэродроме Валли (самолеты <Хок>), одна - на аэродроме Шоубери (вертолеты <Газель>) и одна - в Сиерстон (планеры). Центральной летной школе подчинена также эскадрилья высшего пилотажа (показательная) <Ред Эрроуз> (самолеты <Хок>, аэродром Кембл).
Полный курс летчика-инструктора длится 26 недель, в течение которых уровень его мастерства доводится до категории В2 (общий налет при этом составляет 100 ч на самолетах и 65 ч на вертолетах). Программа обучения предусматривает подготовку слушателей как в методическом отношении, так и летную, включая полеты в сложных метеорологических условиях и ночью.
После завершения подготовки инструкторы имеют право работать в летных школах, авиационном колледже, а также в специальной эскадрилье восстановления утраченных навыков (входит в состав летной школы № 4).
Входе практической деятельности и при достижении налета 250 ч (в качестве инструктора) летчик может повысить свою квалификацию до категории В1.
При штабе центральной летной школы имеется инспекторская группа, в которую входит 21 человек: десять занимаются проверкой хода и результатов основной летной подготовки, четыре - повышенной и семь - других видов обучения. Кроме того, инспектора определяют уровень классности летного состава, разрабатывают новые положения методики обучения летчиков.
Курсы переучивания на конкретные типы боевых самолетов (вертолетов) различаются по продолжительности обучения и количеству часов налета, которые зависят от степени сложности авиационной техники.
Курс переучивания для летного состава группы №1 на самолет <Ягуар> длится 20 недель (налет 71 ч), <Харриер> - 27 (75 ч), <Фантом> - 18 (55 ч), <Буканир> - 24 недели (56 ч).
Подготовка летного состава к полетам на новых тактических истребителях <Торнадо> имеет некоторые особенности. Его обучение осуществляется на аэродроме Коттесмор в объединенном учебном центре переучивания экипажей военной авиации трех стран: Великобритании, ФРГ и Италии (рис. 5). Пока его курсы укомплектовываются опытными летчиками из строевых частей. В дальнейшем здесь пре^ ^усматривается переучивать также выпускников летных школ.
Продолжительность переучивания на самолет <Торнадо> составляет 12 недель (налет 40 ч). Перед самостоятельным вылетом летчик совершает девять полетов с инструктором, из них три в зону, два на групповую слетанность, два на отработку действий в особых случаях, два по приборам и один проверочный в зону. Последующие девять полетов летчик выполняет со штурманом-инструктором, а затем еще девять - в составе учебного экипажа (то есть со штурманом, переучивающимся на этот самолет).
Из 27 вышеуказанных полетов шесть выполняется в зону (для отработки техники пилотирования и действий в особых случаях, изучения поведения самолета при изменении геометрии крыла, построения захода на посадку), четыре - на групповую слетанность в сомкнутом строю, три - на самолетовождение на малых высотах и с огибанием рельефа местности, два - пилотирование по приборам, два - ночью (на технику пилотирования, полет по кругу и самолетовождение) и десять - на боевое применение (два ночью).
Для подготовки штурманов (операторов) отводится 22 полета, из них 13 контрольных и девять самостоятельных в составе учебного экипажа. Норма налета на обучающегося 28 ч, из них почти 50 проц. отводится на полеты на малых высотах (до 100 м).
Боевое применение самолетов <Торнадо> отрабатывается в специальном центре на аэродроме Хонингтон (налет летчика составляет 32 ч, штурмана - 29,5 ч). При этом на самостоятельные полеты летчику отводится 15 ч, а штурману - 14,5 ч (в составе учебных экипажей). В ходе их, как отмечает зарубежная печать, экипажи самолетов <Торнадо> обучаются боевому применению обычных и ядерных авиационных бомб, управляемых и неуправляемых ракет, а также ведению огня по наземным и воздушным целям из пушек. Как указывают западные специалисты, основными способами бомбометания ядерными авиабомбами с самолетов <Торнадо> являются: бомбометание с кабрирования (бомбами свободного падения) и горизонтального полета (бомбами с тормозным устройством).
Курс переучивания для летчиков группы №2 на самолет <Канберра> составляет десять недель (налет 50 ч), <Нимрод> - 23 (96 ч), <Шэкл-тон> - 14 (178 ч), <Виктор> - 18 (52 ч), <Андовер> - семь (48 ч), <Девон> - семь (40 ч), <Геркулес> - 19 (58 ч), HS-125 - 11 (26 ч), VC.10 - 19 (75 ч). По указанию министерства обороны страны отсев на этом этапе ограничен 2 проц.
Курс переучивания летчиков группы N° 3 рассчитан для вертолета <Уирлуинд> на четыре недели (налет 20 ч), <Си Кинг> - 12 (62 ч), <Пума> - восемь (48 ч), <Уэссекс> - восемь недель (35 ч).
Судя по сообщениям зарубежной прессы, при подготовке летного состава в учебно-боевых эскадрильях широко используются летные, штурманские, стрелковые и другие специальные виды тренажеров. В зависимости от типа самолета и вида подготовки <налет> на них на каждого обучаемого 25-50 ч.
В целом подготовка летчика (включая обучение в высшем гражданском учебном заведении) занимает 5-5,5 лет. За этот период налет обучаемого из группы № 1 составляет 335-375 ч, № 2 - 210-348 ч, № 3 - 243-305 ч (в зависимости от типа летательного аппарата).
Английская военная печать отмечает, что подготовка летного состава является одной из наиболее длительных и дорогих форм обучения. Особенно это касается экипажей современных боевых самолетов главным образом из-за высокой стоимости материальной части и больших расходов, связанных с ее эксплуатацией. Так, на обучение летчика до получения им квалификации <крыло> затрачивается более 0,5 млн. фунтов стерлингов. Расходы же на его обучение боевому применению самолета и оружия, включая переучивание (до прихода в строевую часть), составляют примерно 1,7 млн. фунтов стерлингов.
Однако в связи с некомплектом летного состава в боевой авиации (достигает 10-13 проц.) командование ВВС Великобритании намерено предпринять следующие меры для ликвидации неукомплектованности частей и повышения эффективности систем отбора и подготовки летчиков: модернизировать самолетный парк учебных подразделений ВВС; усовершенствовать программы подготовки слушателей ВВС; увеличить набор кандидатов на конкурсные экзамены в учебные заведения ВВС; улучшить систему конкурсных испытаний кандидатов с учетом опыта других стран; усилить пропаганду с целью привлечь желающих служить в ВВС; увеличить количество и улучшить качество тренажеров для подготовки летного состава и т. д.