Некоторые итоги Фолклендского конфликта
Капитан 2 ранга Ю. Маров,
Капитан 3 ранга А. Бирюсов
Фолклендские (Мальвинские) о-ва для Великобритании играют роль опорного пункта в
политике сохранения влияния страны в Латинской Америке и позволяют
контролировать морские коммуникации, проходящие через Магелланов пролив и пролив
Дрейка. Предполагается также, что этот еще мало исследованный район Южной
Атлантики имеет крупные сырьевые запасы. Пробные бурения дают основания
полагать, что между Фольклендами и Восточным побережьем Южной Америки есть
большие запасы нефти.
Напомним читателям некоторые события англо-аргентинского конфликта.
Правительство Великобритании, всячески затягивая решение вопроса о
территориальных требованиях Аргентины, поставило цель во что бы то ни стало
сохранить за собой право на владение Фолклендскими (Мальвинскими) о-вами и не
предполагало, что Аргентина способна пойти на решительные шаги по установлению
собственного контроля над указанной территорией. При этом английское
правительство, по мнению западных специалистов, рассчитывало на благоприятное
стечение следующих факторов: неустойчивая внутриполитическая, экономическая и
социальная обстановка в Аргентине; поддержка Великобритании со сторона США и
европейских партнеров по блоку НАТО и ЕЭС; невмешательство латиноамериканских
государств в территориальный спор двух стран; сравнительная слабость и
относительно низкий уровень подготовки личного состава аргентинских вооруженных
сил; более высокая выучка личного состава и качественное превосходство боевой
техники своих ВМС.
Поэтому первые военные акции Аргентины (высадка небольшого десанта на о. Южная
Георгия и установление контроля над Фольклендами) правительство Великобритании
не приняло всерьез, полагая, что это очередной демарш аргентинских властей. А
министерства обороны и иностранных Великобритании недооценили действия
Аргентины, хотя они своевременно получили информацию о намерениях последней. В
то же время отмечается, что еще до открытия активных действий Аргентины в
Великобритании на основе полученных раздевательных данных началась реализация
чрезвычайных планов, связанных с использованием вооруженных сил на заморских
территориях. Именно этим обстоятельством военные эксперты объясняют тот факт,
что развертывание английских ВМС и отправление их в Южную Атлантику начались уже
через два дня после появления аргентинцев на островах.
Западные военные эксперты рассматривают вооруженное столкновение двух стран как
локальную войну с участием различных видов вооруженных сил при решающей роли
ВМС. Ее особенность они видят в следующем: ни одна из сторон не объявляла о
состоянии войны с противником; военные действия были ограниченными как по
территории; для населения участвующих в конфликте стран реальной угрозы не
существовало; стороны не ставили своей целью изменить политический статус
противостоящего государства.
Военно-политическое руководство Великобритании делало ставку прежде всего на
военную силу, намереваясь достичь победы в кратчайшие сроки. Быстрое завершение
кампании было ему крайне необходимо для того, чтобы мировое общественное мнение
не выступило единым фронтом в поддержку Аргентины и какая-либо третья сторона не
вмешалась в конфликт, а также из-за суровых климатических условий и большой
удаленности района боевых действий от территории Великобритании.
В
иностранной печати в связи с событиями в Южной Атлантике важное место
по-прежнему отводится рассмотрению итогов конфликта на всех его этапах: дается
оценка мероприятий по развертыванию вооруженных сил Великобритании в удаленном
районе, организации управления и боевого обеспечения всех видов обороны
корабельных соединений на переходе морем и в районе конфликта, анализируются
сильные и слабые стороны десантной операции и в целом боевых действий. Кратко
эти итоги сводятся к следующему. Мобилизационные мероприятия проводились в
соответствии с решением военно-политического руководства Великобритании, в
частности, в короткие сроки был частично мобилизован торговый флот. Как
сообщалось в "Белой книге: уроки фолклендской кампании, всего привлекалось 45
гражданских судов, прошедших дооборудование. Они пользовались для перевозок
личного состава, боевой техники, средств материально-технического обеспечения, а
также в качестве буксиров, плавмастерских и госпиталей. Кроме того, из резерва в
состав флота были введены 44 корабля и 22 вспомогательных судна. Боевая техника,
выделенная экспедиционным силам, переоборудовалась с учетом предстоящих задач.
Так, на контейнеровозах было сделано по две взлетно-посадочных площадки для
самолетов с вертикальным взлетом и вертолетов, на некоторые суда были
установлены системы оружия контейнерного типа. Все необходимые подготовительные
работы выполнены в предельно сжатые сроки и с достаточно высоким качеством, что
продемонстрировало значительные возможности кораблестроительной, судоремонтной и
других отраслей промышленности Великобритании по переводу предприятий на военные
рельсы.
Призыв резервистов проводился в ограниченном масштабе. Например, из резерва ВМС
привлекалось около 300 человек, были прекращены отпуска лишь определенной
категории личного состава флота. Командование вооруженных сил Великобритании
предусматривало призвать на военную службу дополнительное количество резервистов
в том случае, если боевые действия примут затяжной характер и будут
сопровождаться большими потерями в людях. Вместе с кадровым плавсоставом
резервистами частично доукомплектовали гражданские экипажи коммерческих судов.
Успех мобилизационных мероприятий, осуществлявшихся в экстремальных условиях,
был достигнут, как считают зарубежные специалисты, благодаря отработанному
взаимодействию штабов видов вооруженных сил с управлениями торгового флота,
тыловыми и транспортными органами министерства обороны. Для обеспечения
нормальной деятельности экспедиционных сил в короткие сроки были созданы
трехмесячные запасы материально-технических средств.
Развертывание вооруженных сил Великобритании и выдвижение их в Южную Атлантику
началось 27 марта 1982 года и осуществлялось тремя эшелонами. Первый составили
корабли и суда, находившиеся в местах, наиболее приближенных к району боевых
действий. В дальнейшем были сформированы и направлены туда второй (18 апреля) и
третий (10 мая) эшелоны. Прибытие последних кораблей и судов в Южную Атлантику
закончилось 16 июня. Таким образом, мероприятия по развертыванию сил. судя по
сообщениям западной прессы, продолжались, около 80 сут. За это время в район
Фолклендов было переброшено до 50 боевых кораблей и свыше 40 вспомогательных
судов. На их борту находилось 40 самолетов "Си Харриер" и "Харриер-GR.3", а
также более 130 вертолетов. Общее соотношение сил сторон, развернутых к началу
военных действий, составляло: корабли основных классов - 1:1 и самолеты - 1:7 в
пользу Аргентины; пусковые установки ПКР зенитные пакеты на кораблях - 7:1 в
пользу Великобритании.
Английские военные эксперты отмечают, что проведенные командованием
Великобритании в сжатые сроки мероприятия по развертыванию экспедиционных сил в
Южной Атлантике не позволили аргентинским войскам достаточно закрепиться на
островах полностью осуществить необходимые переброски материально-технических
средств с материка и качественно подготовить личный состав к отражению ударов
соединений и частей противника.
Развертывание английского флота в короткие сроки стало возможным благодаря
отсутствию противодействия со стороны ВМС и ВВС Аргентины. За счет привлечения
большого числа вспомогательных судов он смог непрерывно действовать в районе
Фолклендских (Мальвинских) о-вов в течение всего конфликта. В зарубежной прессе
подчеркивается также важное значение того, что суда гражданских ведомств были в
постоянной готовности к передаче под. контроль ВМС.
Управление и связь, по мнению иностранных специалистов, способствовали
достаточно успешному руководству войсками и силами флота на большом расстоянии.
В период обострения обстановки в Великобритании был создан специальный (так
называемый кризисный) комитет, в который вошли ряд министров и начальник штаба
обороны, а во главе его стала Я. Тэтчер. В обязанности этого комитета входила
координация всех политических, дипломатических и военных усилий во время
конфликта, а также разработка директивных указаний командующим видами
вооруженных сил относительно деятельности экспедиционных сил в районе конфликта.
Общее руководство операций в Южной Атлантике осуществлял командующий флотом, а
непосредственное - командующий 1-й Флотилией надводных кораблей, принявший
командование специально созданным оперативным соединением, и командир 3-й
бригады морской пехоты. Такая организация управления, как отмечает иностранная
печать, позволила своевременно реагировать на любые события в районе конфликта.
В печати обращается внимание на предоставленную командующему оперативным
соединением широкую самостоятельность действий. Ему была дана лишь общая
установка: захват островов при минимуме потерь. Однако определение конкретных
сроков начала операции оставалось за правительством Великобритании.
Основным и наиболее надежным каналом, по которому осуществлялось руководство
экспедиционными силами, была спутниковая связь. Как отмечают военные эксперты,
несмотря на огромный поток информации, важные донесения передавались оперативно.
По заявлению представителей министерства обороны Великобритании, рассматриваемая
война была "полезной с точки зрения приобретения опыта руководства войсками,
ведущими боевые действия на большом удалении от метрополии".
Разведка, как важный вид боевого обеспечения, сыграла существенную роль в
англо-аргентинском конфликте. Зарубежные военные специалисты видят причину
успеха Великобритании в достаточно организованном обеспечении
военно-политического руководства страны и командования экспедиционных сил
разведывательной информацией и в. осуществлении комплекса мер по введению
правительства Аргентины в заблуждение. При этом в западной прессе подчеркивается
большое значение американских, разведывательных данных, передававшихся
правительству Великобритании, без которых оно не смогло бы так быстро провести
первичные мероприятия, а командование вооруженных сил - эффективно влиять на ход
боевых действий. Особую роль в обеспечении необходимой информацией сыграли
разведывательные спутники, а также авиация США. находившаяся на патрулировании в
Юго-Западной Атлантике. Американская разведка передавала английскому
командованию данные о составе и дислокации частей и подразделений Аргентины на
островах, координаты боевых кораблей, информацию о системах оружия, состоящих на
вооружении аргентинских войск. Эти сведения дополнялись информацией от
собственных сил и средств разведки, развернутых в зонах боевых действий.
Сообщалось, что не только участки высадки, но и маршруты движения на суше
предварительно обследовались группами разведки, которые высаживались
заблаговременно с подводных лодок, вертолетов и т. д.
Мероприятиями по дезинформации занимались все основные органы управления, а
также соединения и части. Так, для введения аргентинских войск в заблуждение
военно-политическое руководство Великобритании разработало специальный план. В
нем определялись задачи по их дезинформации для органов печати, радио и
телевидения, вводилась строгая военная цензура, устанавливался режим радиообмена
и уточнялись другие вопросы. В иностранной печати отмечается, что благодаря этим
мерам английскому командованию удалось ограниченными силами, в короткие сроки и
при незначительных потерях достичь поставленных целей.
Боевые действия флота. Командование вооруженных сил Великобритании в разрешении
конфликта военными средствами сделали ставку на широкое применение сил флота,
полагая, что успех операции по захвату островов будет зависеть прежде всего от
исхода сражений на море. С этой целью в оперативную эскадру были включены
корабли практически всех классов: атомные подводные лодки, противолодочные
авианосцы с самолетами и противолодочными вертолетами на борту, эскадренные
миноносцы УРО, фрегаты УРО и другие.
Переход кораблей Великобритании к району боевых действий осуществлялся в
походных ордерах со всеми видами боевого обеспечения. Ожидалось, что
аргентинские ВМС окажут противодействие оперативной эскадре еще на подходе к
Фолклендским (Мальвинским) о-вам, поэтому в район островов заранее были
направлены две атомные торпедные подводные лодки, которые сыграли значительную
роль в блокировании деятельности противника. После потопления крейсера "Генерал
Бельграно" (первое в истории боевое применение атомной торпедной подводной лодки
1) аргентинский флот практически не выходил за пределы своих территориальных
вод. Это позволило английским экспедиционным силам в короткие сроки решать
задачу по блокаде островов.
При примерном равенстве численного состава кораблей обеих сторон английская
оперативная эскадра имела качественное превосходство, располагала большей
ударной мощью, обладала значительными возможностями обеспечения противолодочной
обороны: эффективной ПВО (на больших и средних высотах), налаженной системой МТО.
Зарубежные специалисты отмечают некоторые особенности применения противолодочных
авианосцев "Гермес" и "Инвисибл" на переходе морем в Южную Атлантику и в районе
боевых действии. Так, на первом этапе они использовались в качестве флагманских
кораблей авианосных поисково-ударных групп, а в районе островов действовали в
ударном варианте, имея на борту лишь самолеты "Си Харриер". Таким образом, были
подтверждены взгляды ряда английских экспертов на предназначение кораблей этого
класса и направленность их боевой подготовки как многоцелевых, способных решать
задачи оперативно-тактического масштаба (борьба с подводными лодками, завоевание
господства в воздухе, поддержка и воздушное прикрытие сил десанта).
Корабли класса эскадренный миноносец-фрегат решали в конфликте свойственные им
задачи. Они обеспечивали противолодочную и противовоздушную оборону оперативной
эскадры и десантно-высадочных средств в момент высадки десанта, оказывали
огневую поддержку подразделениям сухопутных войск и морской пехоты при ведении
боевых действий на островах, участвовали в других мероприятиях.
Как сообщается в иностранной печати, аргентинские ВМС имели ряд значительных
преимуществ (близость своих баз, возможность поддерживать силы флота тактической
авиацией как с материка, так и с аэродромов на островах), однако в полной мере
их не использовали. Ожидавшееся генеральное сражение на море не состоялось, лишь
отдельные корабли ВМС Аргентины участвовали в операции, а боевые действия на
море приняли вид противоборства аргентинской авиации с силами флота и авиацией
Великобритании.
Боевые действия авиации. По оценкам иностранных специалистов, важную роль в
англо-аргентинском конфликте сыграли авиация и ракетное оружие, которые обеими
сторонами применялись с максимальной эффективностью, причем существенное влияние
на исход воздушных боев оказало качественное превосходство оружия и боевой
техники. Английские части были оснащены современными самолетами "Си Харриер" и "Харриер",
в то время как аргентинские войска располагали самолетами устаревших
конструкций, за исключением шести "Супер-Этандар", вооруженных ракетами "Экзосет".
В
ходн конфликта самолеты и вертолеты Великобритании, налегав в общей сложности
23725 ч, совершили 12725 самилето-вылетов: "Си Харриер" (28 машин) - около 1200,
а "Харриер" (14) - до 150. Летчики самолетов "Си Харриер" выполняли до шести
вылетов в день, продолжительность каждого полета составляла примерно 1,5 ч. В
авиационных подразделениях ежесуточно 95 проц. самолетов находилось в полной
боевой готовности, что позволило осуществить почти все плановые боевые вылеты.
Эффективность английской авиации в воздушных боях, по оценкам иностранных
специалистов, была обусловлена также высота уровнем подготовки летчиков, четким
взаимодействием боевых кораблей и самолетов (часто последние наводились на цели
по данным корабельных РЛС). Наряду с этим иностранные специалисты отмечают и
профессионализм аргентинских летчиков, которые на машинах устаревших конструкций
вели активные боевые действия на пределе их боевого радиуса. Для прорыва ПВО
оперативного соединения ВМС противника они совершали полеты по нескольким
маршрутам, пролеты через районы патрулирования кораблей радиолакационного дозора
на малых высотах, выходы в атаку с нескольких направлений, а также применяли
демонстративные действия.
В
ходе конфликта английское командование использовало вертолеты семи типов (около
200 единиц). Они выполняли различные задачи: противолодочная оборона кораблей и
судов экспедиционных сил, нанесение ударов по надводным и наземным целям
противника, ведение разведки, высадка и прием на борт
разведывательно-диверсионных групп, переброска личного состава десантных
подразделении, оружия и военной техники, а также средств
материально-технического обеспечения. Интенсивность эксплуатации вертолетов
более чем в 3 раза превысила нормативы, установленные для мирного времени. Как
сообщается в иностранной печати, в ходе десантной операции важную роль сыграли
вертолеты корабельного базирования, каждый из которых имел налет до 370 ч, что
равно годовому налету в обычных условиях.
Английская авиация широко применяла дозаправки топливом в воздухе. Всего за
кампанию было осуществлено около 600 дозаправок, причем в шести случаях
неудачно. Отмечается, что аргентинские ВВС также пытались организовать
дозаправку своих самолетов топливом в воздухе, но из-за сложных
метеорологических условий, особенно плохой видимости, она не всегда удавалась.
Учитывая, что главную угрозу для экспедиционных сил Великобритании представляла
базовая патрульная авиация, английское командование струилось удерживать свои
корабельные группировки на пределе ее досягаемости.
Непосредственно в боевой обстановке был проверен ряд образцов ракетного оружия.
Наиболее эффективными, по оценке зарубежных экспертов, явились ПКР "Экзосет"
французского производства, которыми были вооружены аргентинские самолеты. Из
пяти выпущенных ракет двумя были потоплены две цели (эскадренный миноносец УРО
"Шеффилд" и контейнеровоз "Атлантик конвейер"). Однако в дальнейшем они
оказались менее эффективными из-за противодействия средств РЭБ и ЗУР "Си-вулф".
Прошли испытания в боевых условиях и показали якобы достаточно высокую
эффективность ракеты "Си Скьюа" класса "воздух - корабль", состоящие на
вооружении английских палубных вертолетов "Линкс" (четырьмя ракетами были
потоплены два сторожевых корабля), УР "Сайдвиндер" класса :"воздух - воздух" (24
из 27 поразили цели), а также ЗУР "Си Дарт", "Сивулф" и "Рапира".
Морские десантные операции, как вновь подтвердил англо-аргентинский конфликт,
являются специфической формой перенесения боевых действий на территорию занятую
противником, и в не выгодный для него район. Как считают западные специалисты,
они отличаются решительностью целей, внезапностью проведения, быстротой
достижения результата, наступательным характером.
Главными особенностями таких операций в Южной Атлетике западные специалисты
считают непродолжительность подготовки сил десанта, широкое использование
разведывательно-диверсионных групп, детальное планирование, тщательный учет
слабых сторон противника, обоснованный выбор места и времени высадки. Для
обеспечения внезапности на участках высадки демонстративных десантов проводилась
интенсивная авиационная и огневая подготовка, а затем на не защищенное в
противодесантном отношении побережье были высажены крупные десанты (тактический
воздушной и морской; всего около 5 тыс. человек), причем в кратчайшие сроки
(примерно 5 ч) и практически без потерь в личном составе и военной технике.
Зарубежные военные специалисты отмечают, что морская десантная операция была
организована по классическому варианту, отрабатываемому в последние годы на
учениях ОВС НАТО (с учетом географических и климатических условий).
Развертывание сил производилось в темное время суток под прикрытием авианосной
группы и кораблей огневой поддержки. Высадка осуществлялась несколькими волнами
на четырех участках, после чего немедленно начиналось закрепление плацдарма и
готовились посадочные площадки для самолетов "Харриер".В последующие 2 суток
английские войска расширяли плацдарм, создавали тыловые пункты снабжения и
перебрасывали подкрепление. При наступлении на Порт-Стэнли, где находилась
основная группировка войск Аргентины, англичане применили тактику поэтапного
захвата позиций и вели оттуда массированный артиллерийский и минометный огонь по
противнику. Важную роль в повышении наступательных возможностей английских
частей сыграла высадка вертолетных десантов в глубину обороны войск
противостоящей стороны непосредственно с транспортных судов. Затем подразделения
совершали марш в пешем порядке.
В
целях поддержания высокой боеспособности английские части и подразделения
находились на передовой в течение 2 сут, после чего их отводили в тыл на отдых,
а на их место выдвигались подразделения из резерва. В то же время аргентинское
командование в ходе ведения боевых действий никакой подмены личного состава не
производило.
В
западной печати отмечалось, что некоторые подразделения 5-й английской
мотопехотной бригады показали слабую физическую подготовку и плохую выносливость
(не смогли совершить 80-км марш в пешем строю). Недостаточно эффективно была
организована обеими сторонами разведка в тактическом звене. В частности, по
оценкам английских разведорганов, в Пуэрто-Дарвин находилось 500 аргентинцев,
фактически же там было 1800, всего насчитывалось 12 тыс. защитников острова, а
не 8-9 тыс., как доносила разведка. Аргентинский гарнизон в Порт-Стэнли не
следил за выдвижением из Сан-Карлоса английских частей, не сделал попыток
нанести по ним упреждающие удары, хотя для этого были возможности. Практически
не использовались ими приборы ночного видения, оставались на складах большие
запасы оружия, боеприпасы и снаряжение, пока они не попали в руки англичан.
Тыловое обеспечение операции экспедиционных сил в Южной Атлантике явилось одной
из важнейших задач ВМС Великобритании и, как отмечалось в иностранной печати, по
организации существенно отличалось от обычно отрабатываемого в ходе учений ОВС
НАТО. Б частности, это нашло свое отражение в создании передового пункта
тылового обеспечения на о. Вознесения. Кроме того, к перевозке войск и воинских
грузов привлекались гражданские суда, реквизированные или зафрахтованные у
коммерческого флота. Переход их морем осуществлялся как в составе конвоев, так и
одиночными кораблями и судами на высоких скоростях хода с противолодочным
маневрированием и соблюдением режима радиомолчания.
Для переброски предметов материально-технического обеспечения наряду с судами
привлекались самолеты военно-транспортной и гражданской авиации. Отмечается, что
авиацией грузы доставлялись в основном до о. Вознесения. В последующем перевоз
их непосредственно в район боевых действий осуществлялся вспомогательными
судами.
В ходе кампании было выполнено около 2000 операций по пополнению корабельных
запасов в море, из них до 1500 по передаче топлива танкерами.
Общие итоги фолклендского кризиса, по оценкам иностранных специалистов, сводятся
к следующему.
Военно-морские силы Великобритании и других капиталистических государств как в
настоящее время, так и в ближайшей перспективе будут надежным инструментом для
демонстрации и непосредственного применения военной силы за пределами своей
территории, в тон числе и в районах, находящихся на больших расстояниях. Важное
место в достижении экспансионистских целей британского империализма отводится
передовым стационарным базам и пунктам базирования, приближенным к району
возможных конфликтов. В этой связи подчеркивается, что без наличия базы на о.
Вознесения Великобритания не смогла бы успешно вести боевые действия столь
отдаленном от нее районе Южной Атлантики.
Подобному уроку придает особо важное значение Пентагон, который создал и
содержит в высокой боевой готовности "силы быстрого развертывания". Соединенные
Штаты ускорили поиск новых баз для этих сил в различных районах мира.
Считается, что командованию вооруженных сил Великобритании удалось в реальных
условиях осуществить крупномасштабную проверку системы подвижного снабжения
кораблей и вспомогательных судов в открытом море с широким привлечением
гражданских судов. Соотношение боевых кораблей и вспомогательных судов в
оперативном соединении составляло примерно 1:1, что позволило обеспечить силы
флота всем необходимым.
Иностранные военные специалисты считают перспективным использование гражданских
судов с системами оружия контейнерного типа. По их мнению, следует учитывать
опыт быстрого дооборудования крупных транспортных судов в авианесущие корабли,
обеспечивающие деятельность самолетов с вертикальным взлетом и вертолетов.
Командование ВМС Великобритании уже заказало почти 120 комплектов такой системы
для оснащения торговых судов вертолетами, в связи с чем пересмотрены требования
к строительству коммерческого флота.
Конфликт, по мнению английского командования, подтвердил, что для успешного
проведения операции, аналогичной фолклендской, корабельное соединение должно
иметь надежную систему ПВО, включающую авиационные средства дальнего обнаружения
низколетящих целей. Только при наличии таких средств обороняющаяся сторона будет
в состоянии быстро поднять в воздух свои истребители для перехвата
приближающихся самолетов противника еще до того, как они выйдут на рубеж пуска
ракет, и привести в боевую готовность другие средства ПВО.
Из
опыта боевого применения противолодочных авианосцев с самолетами "Си Харриер" на
борту сделан вывод, что их использование целесообразно лишь в том случае, когда
они находятся в пределах радиуса действия своей береговой авиации или входят в
состав оперативного соединения совместно с многоцелевым авианосцем, на котором
базируются самолеты ДРЛО и истребители-перезватчики с большим радиусом действия.
Командование ВМС Великобритании считает, что в ходе боевых действий кораблей
класса эсминец-фрегат продемонстрировали достаточно большую боевую
эффективность, особенно при решении задач ПЛО и ПВО корабельных соединений.
Высокая эффективность корабельной артиллерии для нанесения ударов по береговым
объектам и недостаточно высокая ее мощность. Одного 114-мм орудия недостаточно,
особенно при оказании огневой поддержки силам десанта.
Повышенное внимание противопожарной безопасности при строительстве новых
кораблей. Сейчас изучается возможность изменения конструкции и увеличение
количества водонепроницаемых дверей и спасательных люков, принимаются меры по
улучшению размещения топливных баков уменьшению количества легковоспламеняющихся
материалов, совешенствованию ППО и индивидуальных средств защиты.
Повышенное
внимание уделяется слаженности действий экипажа при отработке вопросов борьбы за
живучесть кораблей и судов.
Следует обеспечить более эффективную защиту вертолетов от переносных ЗРК и
расширить их возможности при действии в ночное время и сложных метеоусловиях.
|