Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 01.12.2024, 10:32

Главная » Статьи » Архив по годам » 1984

Действия авиации в англо-аргентийском конфликте

Действия авиации в англо-аргентийском конфликте

Н. Новик, кандидат технических наук

Прошло более двух лет с тех пор, как Лондон развязал военную авантюру в Южной Атлантике для возвращения Фолклендским (Мальвинским) о-вам колониального статуса. Однако военные специалисты многих зарубежных стран продолжают тщательно изучать итоги англо-аргентинского конфликта и делать соответствующие выводы. Результаты прошедших боевых действий учитываются при разработке мер, направленных на повышение боевых возможностей вооруженных сил ведущих капиталистических государств, в основном членов агрессивного империалистического блока НАТО.

Особую роль в конфликте играла авиация. Это положение западные военные эксперты обосновывают двумя главными причинами. С одной стороны, как отмечал журнал "Интернэшнл дефенс ревыо", потопление в начале боевых действий крейсера "Генерал Бельграно" продемонстрировало неготовность ВМС Аргентины к борьбе с подводными лодками и определило в дальнейшем полную боевую пассивность ее кораблей, в том числе и авианосца "Бентисинко де Майо". В связи с этим вся тяжесть борьбы с направленными в Южную Атлантику английскими экспедиционными силами и организация поддержки своих сухопутных войск легли на аргентинскую авиацию.

С другой стороны, в районе боевых действий Великобритания не имела авиационных баз, вот почему, подчеркивается в журнале, первоначально превосходство в воздухе было на стороне ВВС Аргентины. Английское командование понимало, что без завоевания превосходства в воздухе захват Фолклендов был бы затруднен, и поэтому приняло срочные меры по усилению своей авиации в данном регионе.

Соотношение сил авиационных группировок противоборствующих сторон. Согласно сообщениям иностранной печати, небольшие по численности, но достаточно подготовленные ВВС Аргентины были вынуждены применить практически весь парк своих боевых самолетов для нейтрализации подавляющего военного превосходства противника, особенно на море. По данным журнала "Дефенс", для решения указанной задачи аргентинская авиация мела около 200 боевых самолетов, в том числе: около пяти тактических истребителей "Мираж-3" и "Даггер" (вторые - это "Мираж-3", выпускаемые в Израиле без лицензии), 11 бомбардировщиков "Канберра-В.62", более 70 штурмовиков А-4 "Скайхок" (рис. 1), свыше 50 турбовинтовых легких штурмовиков IA-58 "Пукара". Кроме того, использовались три морских разведывательных самолета SP-2H "Нептун", семь транспортных С-130 "Геркулес" (два из них в качестве заправщиков), два самолета-заправщика КС-130, 15 легких учебно-боевых Т-34С "Турбоментор" и несколько легких транспортных "Скайвэн". До начала боевых действий ВМС Аргентины успели получить из Франции пять современных палубных самолетов "Супер Этандар" и шесть противокорабельных ракет (ПЕР) АМ-39 "Экзосет".

Аргентинская авиация была оснащена в основном устаревшими бомбами Мк82 и Мк84, УР R. 550 "Мажик", R. 530 "Матра" и АГМ-9В "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух", малым количеством современных американских бомб Мк 83 и шестью упомянутыми выше ПКР АМ-39 "Экзосет". Большинство самолетов имело устаревшую бортовую радиоэлектронную аппаратуру, что сильно ограничивало или не позволяло выполнять полеты и наносить удары в сложных метеорологических условиях и ночью. Эмбарго на поставку в Аргентину различных систем оружия и других средств, введенное странами НАТО в знак солидарности с английскими колонизаторами, значительно снижало готовность самолетов к полетам. Например, до 30 проц. штурмовиков "Скайхок" не могли использоваться из-за нехватки запчастей, двигателей, подвесных топливных баков и т. д.

К началу боев основные силы аргентинской авиации (около 170 самолетов) были переброшены на южные континентальные авиабазы. В частности, бомбардировщики "Канберра" и разведывательные самолеты действовали с авиабазы Комодоро-Ривадавиа, тактические истребители "Мираж-3", "Даггер" и часть штурмовиков А-4 "Скайхок" из состава ВВС страны - с Рио-Гальегос, а самолеты ВМС "Супер Этандар" и А-4 - с Рио-Гранде.

Английские экспедиционные силы, прибывшие в район Фолклендских (Мальвинских) о-вов, насчитывали около 80 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе два противолодочных авианосца "Гермес" и "Инвинсибл", на борту которых находилось 20 самолетов "Си Харриер" с вертикальным взлетом и посадкой и 20 вертолетов "Си Кинг" и "Линкс". Еще десять вертолетов базировалось на других кораблях. Однако затем в Южную Атлантику на контейнеровозе "Атлантик конвейер" и по воздуху было переброшено дополнительно восемь самолетов "Си Харриер" и 15 "Харриep-GR. 3", а также 11 вертолетов. Располагая промежуточной американской военной базой на о. Вознесения (в 6300 км от Фолкдендов), английское командование перебросило туда несколько бомбардировщиков "Вулкан" и базовых патрульных самолетов "Нимрод-MR. 2", а также 15 самолетов-заправщиков "Виктор". Для увеличения дальности и продолжительности полета (до 19 ч) на 13 самолетах "Нймрод" были срочно установлены системы дозаправки топливом в воздухе. Такими же системами оснастили семь военно-транспортных самолетов С-130 и бомбардировщики "Вулкан", шесть из которых были переоборудованы в заправщики.

Как подчеркивает западная пресса, английские самолеты имели современное вооружение, в том числе новейшие американские ракеты AIM-9L "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух" с высокочувствительной всеракурсной инфракрасной головкой самонаведения и активным неконтактным лазерным взрывателем DSU-15B, которые предполагалось использовать для перехвата низколетящих целей в нижней полусфере. При атаке противника на встречных курсах УР могли запускаться в переднюю полусферу и наводиться на нагреваемые передние кромки крыла и киля.

К моменту переброски в Южную Атлантику тактические истребители "Харриep-GR. 3" были оснащены специальными ответчиками, Чтобы их могли опознавать свои корабли. Кроме того, они модифицированы для установки контейнеров CHAP калибра 68 мм, состоящих на вооружении самолетов авиации ВМС, и УР "Сайдвиндер". Это позволило, как считают натовские эксперты, повысить их боевые возможности при нанесении ударов по наземным целям и Ведении воздушных боев.

Для борьбы с надводными кораблями базовые патрульные самолеты "Нимрод" были вооружены ПКР "Гарпун", противорадиолокационными ракетами "Мартель" и торпедами "Стингрей". Их также приспособили для подвески УР "Сайдвиндер" с целью обороны от атак аргентинских истребителей и поражения разведывательных самолетов противника. Все самолеты "Харриер" оснастили бортовыми приемниками предупреждения об облучении РЛС противника со стороны передней полусферы, автоматами сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек. На бомбардировщиках "Вулкан" была установлена аппаратура РЭБ AN/ALQ-101 (в отдельных случаях AN/ALQ-131). Наряду с обычными авиабомбами калибра 1000 фунтов использовались бомбовые кассеты BL.755, а также бомбы с лазерными системами наведения, противорадиолокационные ракеты "Шрайк" и другое современное оружие.

По материалам зарубежной печати, существенная разница в техническом оснащении авиации обеих сторон и значительное удаление аргентинских авиабаз от района боевых действий сыграли немалую роль в дальнейших событиях.

Боевые действия аргентинской авиации против кораблей. Как отмечает журнал "Милитэри текнолоджи", построение боевых и походных порядков, организация всех видов обороны соединения кораблей ВМС Великобритании соответствовали принятым в США и НАТО нормам и, по мнению английского командования, должны были обеспечить его защиту от атак аргентинской авиации, а также прикрытие десантных операций. Однако отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и истребителей с необходимым радиусом действия, по свидетельству иностранной прессы, не позволяло своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника.

В качестве средств ДРЛО англичане были вынуждены использовать эскадренные миноносцы УРО типа "Шеффилд", располагая их на значительном удалении от основных сил. До высадки десанта в районе порта Сан-Карлос эти корабли поочередно патрулировали в 220 км от центра ордера и с помощью своих РЛС могли обнаруживать высоколетящие самолеты на дальности более 300 км от соединения. Перехват воздушных целей осуществляли самолеты "Харриер" из положений дежурства в зоне и на палубе (в трехминутной готовности к взлету) *.

Используя ЗУР "Си Дарт", эсминцы могли вести огонь по самолетам противника, летящим на больших и средних высотах на расстоянии до 80 км, однако дистанция обнаружения воздушных целей на малых высотах корабельными РЛС была весьма ограниченна (около 30 км), а дальность их устойчивого сопровождения ввиду сильного влияния помех от поверхности моря уменьшалась до 20 км. По мнению западных специалистов, эти факторы наряду с большим удалением от основных сил соединения сделали корабли ДРЛО уязвимыми от атак с воздуха. Так, группа самолетов "Супер Этандар" 4 мая 1982 года осуществила налет на английские корабли ДРЛО, в результате которого был потоплен эскадренный миноносец УРО "Шеффилд". Группа состояла из пяти самолетов: два ударных, под правой консолью каждого была подвешена ПКР "Экзосет", а под левой - сбрасываемый топливный бак емкостью 1100 л; один резервный с таким же вооружением; два только с подфюзеляжными топливными баками (они выполняли функции заправщиков). Оба ударных самолета 2 раза заправлялись топливом в воздухе. Каждый принял по 1000 кг топлива после взлета с авиабазы Рио-Гранде и столько же при уходе от цели.

Как подчеркивалось в зарубежной прессе, выход самолетов в зону пуска ПКР осуществлялся с менее угрожаемого для англичан южного направления. Видимость в районе цели была 400 м,. а высота нижней кромки облачности - 150 м.

Подход к району расположения английских кораблей пара ударных самолетов выполняла со скоростью до 900 км/ч сначала на малых высотах, а затем на предельно малых (40-50 м). Предварительное их наведение осуществлялось с базового патрульного самолета Р-2Н "Нептун", находившегося к юго-западу от Фолклендских (Мальвинских) о-вов. На расстоянии 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150 м, произвели кратковременное включение бортовой РЛС, и на экранах индикаторов высветились отметки крупной (эсминец УРО "Шеффилд") и средней (фрегат "Плимут") целей, разность курсовых углов между которыми составляла 40°. После ввода данных целеуказания в систему управления оружием с дистанции 37 км (в некоторых иностранных журналах - около 30 км) по каждой из них был произведен пуск ПКР "Экзосет". Одна ракета попала в "Шеффилд", а другая была обнаружена расчетом РЛС фрегата "Плимут" и с помощью постановки завесы из дипольных отражателей была дезориентирована и не попала в цель. В момент пуска бортовые системы предупреждения сигнализировали летчикам об облучении их самолетов РЛС фрегата "Плимут" (поисковая РЛС "Шеффилда" была выключена для устранения помех спутниковой системе связи "Скайнет", через которую велись переговоры с Лондоном). Однако они успели выполнить резкий разворот со снижением до 30 м и вышли из зоны действия ЗРК "Си Дарт". Примерная схема атаки эскадренного миноносца УРО "Шеффилд" самолетом "Супер Этандар" с ИКР "Экзосет" показана на рис. 2. В результате попадания ракеты на эсминце возник пожар (рис. 3). Ликвидировать его не удалось, и корабль затонул.

После высадки на острова английского десанта 21 мая 1982 года корабли ДРЛО были оттянуты к основным силам соединения и вместе с кораблями прикрытия патрулировали в Фолклендском проливе. ВВС Аргентины не стали использовать против них ракеты "Экзосет", так как узость пролива и высокие скалистые берега сильно затрудняли пуск УР из-за пределов зоны корабельной ПВО, а радиолокационные активные головки самонаведения не могли обеспечить четкой селекции целей на фоне сильно пересеченной местности. Поэтому оставшиеся четыре ракеты намечалось применить для атаки авианосцев.

Тем не менее экипажи аргентинских боевых самолетов выполняли полеты на предельно малых высотах и, используя для маскировки складки местности, довольно успешно действовали против английских кораблей, находящихся в проливе. Такой прием уменьшил дальность их радиолокационного обнаружения до 10-16 км, а соответственно и время на подготовку расчетов ЗРЕ и ЗА к открытию огня. Кроме того, налеты производились, как правило,, с западного и юго-западного направлений в конце дня со стороны заходящего солнца, когда, его лучи ослепляли корабельные боевые расчеты, осуществлявшие наведение зенитных средств с помощью оптических прицелов.

Так, в конце мая в северо-западной части Фолклендского пролива три аргентинских самолета "Скайхок" с высоты 15 м атаковали и потопили однотипный с "Шеффилдом" эсминец УРО "Ковентри", применив НАР и обычные авиационные бомбы. Два самолета англичане сбили, но бомбометание третьего, выполнившего противоракетный маневр, было точным. Таким же образом были потоплены фрегаты УРО "Ардент" и "Антилопа" и повреждены еще четыре корабля.

Несмотря на потерю "Шеффилда" и "Ковентри", англичане, используя корабли ДРЛО, вынуждали аргентинских летчиков при подходе к рубежу обнаружения снижаться на малые и предельно малые высоты, что существенно увеличивало удельный расход топлива и уменьшало радиус действия самолетов.

Для основных боевых машин ВВС Аргентины "Мираж-3", "Даггер" и А-4 "Скайхок" расстояние до объектов удара соизмерялось с их предельным радиусом действия даже при полете по наивыгоднейшему профилю, вот почему возникла необходимость подвески дополнительных топливных баков и применения дозаправки топливом в воздухе. Поэтому на тактические истребители "Мираж-3" подвешивались два сбрасываемых топливных бака емкостью по 1700 л, а на самолеты "Даггер" - два таких же или три по 1300 л, что привело к уменьшению боевой нагрузки. В частности, на самолеты подвешивалось, как правило, только по две бомбы калибра 500 фунтов. Для обеспечения дозаправки топливом ударных самолетов в воздухе применялись боевые машины с подвесными топливными баками без вооружения, которые после отдачи топлива возвращались- на авиабазы. Вместе с тем использование боевых самолетов в качестве заправщиков приводило к уменьшению наряда сил, препятствовало быстрому восполнению потерь ударной авиации. Для увеличения времени нахождения своих тактических истребителей в районе боевых действий командование ВВС Аргентины пыталось организовать дежурство заправщиков ЕС-130 и С-130 в районах, расположенных между континентом и Фолклендскими о-вами, но затем в связи с определенными трудностями отказалось от этого.

Транспортные самолеты С-130 и Боинг 707 широко использовались для выполнения разведывательных полетов. С 1 мая по 19 июня они выполнили 466 полетов на воздушную разведку, налетав при этом более 2200 ч. Для уменьшения вероятности обнаружения экипажи самолетов С-130 совершали полеты, как правило, с выключенной бортовой РЛС на предельно малых высотах (до 15 м), затем делали резкий набор высоты до 150 м, включали станции, производили засечку целей и снова снижались. В одном из таких полетов С-130 был обнаружен кораблем ДРЛО, по командам которого английский палубный истребитель "Си Харриер" перехватил аргентинский самолет, выпустил по нему две ракеты "Сайдвиндер" и обстрелял из бортовой пушки "Аден". Первая УР прошла мимо цели, а вторая попала в крыло, после чего летчик истребителя открыл огонь из пушки (в центральную часть фюзеляжа С-130 попало 240 снарядов).

Западная печать отмечала, что эффективность действий аргентинской авиации снижалась вследствие отлаженной работы разведки противника. Каждый раз, когда ее самолеты взлетали с континента и направлялись в зону боевых действий, английское командование немедленно оповещалось об этом разведывательными группами, действовавшими в районах местонахождения основных аргентинских авиабаз. Поскольку с момента получения предупреждения о вылете ударных самолетов и до достижения ими целей проходило более 1 ч, английские корабли успевали выйти за пределы рубежа досягаемости аргентинских самолетов (такую тактику они стали применять после потопления эсминца "Шеффилд"). Ночью корабли снова подходили к островам, вели обстрел позиций аргентинских войск, обеспечивали огневую поддержку десанта, а перед рассветом или в случае возникновения угрозы воздушного нападения снова отходили на безопасное расстояние.

Боевые действия в Южной Атлантике велись 44 сут, причем примерно 50 проц. времени метеорологические условия были очень сложными, что отрицательно сказалось на действиях авиации, особенно аргентинской. Так, по этой причине из 85 вылетов ударных групп с континентальных авиабаз, запланированных на период с 1 по 20 мая, было совершено только 16.

Особенно испортилась погода после 21 мая, когда нужно было выполнять массированные воздушные налеты для борьбы с английским десантом: скорость ветра временами достигала 50 м/с, высота нижней кромки облаков - 30 м, волнение моря - 5-7 баллов, а температура воздуха колебалась от -5° до +5°С. Такие условия ограничивали выбор направлений и видов маневров для нанесения ударов, сократили и без того малое время нахождения самолетов в районе целей до 2-3 миа. По этой и некоторым другим причинам только 57 аргентинских самолетов смогли достигнуть района Фолклендских (Мальвинских) о-вов.
Из-за нехватки УР и другого современного управляемого оружия аргентинские летчики применяли обычные авиационные бомбы и НАР устаревших типов, что вынуждало их наносить удары с близкого расстояния при визуальном контакте с атакуемыми кораблями, находясь в зоне действия активных средств ПВО. Чтобы повысить вероятность поражения целей, приходилось выделять большой наряд самолетов. Кроме того, как сообщал журнал "Аэроспейс дейли", командование ВВС Аргентины при действиях по отражению английского десанта допустило серьезную тактическую ошибку, направляя свои экипажи из-за отсутствия необходимых бортовых средств РЭБ и видов авиационного оружия не на транспортные, а на боевые корабли противника. Все это привело к значительным потерям. Так, в течение первых пяти дней после высадки десанта было выполнено 167 боевых вылетов, но только 106 самолетов достигли района боевых действий, из них, по заявлению аргентинских экспертов, потеряно 16 (английские же специалисты утверждают, что около 50).

Как свидетельствует журнал "Дефенс", аргентинские летчики в первые дни после высадки десанта довольно успешно производили бомбометание по надводным целям. Однако нанесение бомбовых ударов по фрегатам УРО типа "Бродсуорд" оказалось неэффективным, поскольку эти корабли были вооружены ЗРК "Си Вулф", обладающими малым временем реакции (5-6 с, в то время как у ЗРК "Си Дарт" оно составляет 20 с) и полной автономностью действий с момента обнаружения цели до ее поражения. При атаках таких фрегатов УРО четверками штурмовиков "Скайхок" сразу же сбивалось до двух самолетов, а остальные, пытаясь поразить корабли с применением противоракетного маневра, бомбили неточно. Это привело к тому, что до окончания конфликта аргентинские летчики избегали соприкосновения с фрегатами УРО типа "Бродсуорд", выбирая для атаки другие цели. В свою очередь, английское командование, убедившись в эффективности ЗРК "Си Вулф", стало использовать данные корабли для защиты авианосцев от ударов аргентинской авиации.

Зарубежная печать отмечала, что экипажи самолетов аргентинской авиации атаковали английские корабли только с предельно малых (10-15 м) высот (единственный имеющийся в их распоряжении прием, обеспечивающий более или менее успешное преодоление системы ПВО противника). В результате взрыватели значительного количества сбрасываемых бомб не успевали взводиться и боевые части не подрывались. Например, в журнале "Эр интернэшнл" сообщалось, что из всех попавших в надводные цели авиабомб взорвалось только 30-40 проц. (по данным журнала "Интернэшнл дефенс ревыо" - 20 проц.). В противном случае англичане потеряли бы 14 кораблей.

По мнению западных военных экспертов, в ВВС Аргентины остро ощущалось отсутствие самолетов-торпедоносцев. В соответствии с военными концепциями до англо-аргентинского конфликта считалось, что в условиях современного морского боя самолеты не смогут осуществить; эффективной торпедной атаки кораблей с небольшой дальности, так как будут сбиты. Однако опыт боевых действий в Южной Атлантике показал, что штурмовики и истребители-бомбардировщики могут успешно поражать надводные цели обычными авиабомбами и НАР с горизонтального полета на предельно малой высоте. Если бы их вооружили торпедами, то эффективность ударов авиации по кораблям резко бы возросла. Рассматривая возможности различных самолетов, аргентинские специалисты пришли к выводу, что даже легкие турбовинтовые штурмовики "Пукара", обладающие хорошими маневренными свойствами, при полете на предельно малых высотах можно было бы успешно применять в качестве торпедоносцев, а это значительно увеличило бы потери английского флота.

Для обеспечения более успешного преодоления ПВО соединения ВМС Великобритании командование аргентинских ВВС довольно широко использовало в качестве ложных целей различные гражданские самолеты (123 самолето-вылета). Некоторые из них, оснащенные современными навигационными системами, привлекались для наведения на цели боевых машин с устаревшим навигационным оборудованием (девять полетов). Кроме того, такие самолеты применялись (в 27 случаях) в качестве воздушных ретрансляторов для организации связи ударных групп с командными пунктами и слежения за английскими кораблями (один из них был сбит ракетой "Си Дарт").

Предпринимая усилия с целью изменения хода боевых действий, командование ВВС Аргентины попыталось в конце мая уничтожить английские авианосцы, находившиеся после высадки десанта к северу и северо-востоку от о. Восточный Фолкленд. По сообщению иностранной печати, при этом использовались данные целеука-запия от береговой РЛС AN/TPS-43F. Так, 25 мая 1982 года пара самолетов "Супер Этандар" после выполнения дозаправки топливом от самолета С-130 скрытно (на высоте 30 м) вышла в район расположения основных сил оперативного флота ВМС Великобритании. На удалении 80 км от расчетного места аргентинские летчики обнаружили авианосец "Гермес" в сопровождении кораблей охранения. На дальности 48 км от цели они произвели пуск ПКР и сразу же развернулись в сторону континента. Англичане успели вовремя поставить пассивные помехи (облака дипольных отражателей) с кораблей и поднятых в воздух вертолетов. Обе ракеты были дезориентированы и после выхода из облака помех "захватили" находившийся в 5-6 км от авианосца контейнеровоз "Атлантик конвейер". На его борту в это время находились три вертолета "Чинук" и 12 "Уэссекс", а самолеты "Харриер" были уже переброшены на другие корабли. В результате нанесенного удара контейнеровоз затонул.

Аргентинские специалисты утверждают, что их ВВС специально готовились к уничтожению контейнеровоза и эта операция была успешно проведена. Как сообщает журнал "Аэроспейс дейли", выход самолетов в район цели происходил следующим образом. После взлета с авиабазы Рио-Гранде пара взяла курс сначала на север, затем на восток (на этом участке маршрута она произвела дозаправку топливом от самолета С-130), после чего развернулась на юг, а через некоторое время - на запад и подошла к кораблям с неожиданного для англичан восточного направления. Вывод пары в район цели обеспечивал второй самолет - С-130.

По сведениям иностранной печати, в конце мая ВВС Аргентины предприняли последнюю попытку уничтожить авианосец "Инвинсибл". На цель были выведены восьмерка штурмовиков "Скайхок", летевшая в сомкнутом боевом порядке, и идущий следом самолет "Супер Этандар" с ПКР "Экзосет". При подходе к ней штурмовики разомкнулись, образовав две демонстративные группы, якобы для нанесения ударов по авианосцу с разных направлений. Во время атаки ими летчик самолета "Супер Этандар" произвел пуск ПКР "Экзосет" и, выполнив энергичный разворот, ушел от цели. Журнал "Интернэшнл дефенс ревью" писал, что ракета попала в левый борт авианосца, но его экипаж ликвидировал повреждение и корабль остался в строю, а по сообщению "Эр интернэшнл", УР была сбита огнем 114-мм орудия одного из кораблей охранения.

Освещая опыт боевых действий аргентинской авиации против кораблей ВМС Великобритании, зарубежная печать отмечает следующее. В процессе конфликта командование ВВС Аргентины планировало выполнить 505 боевых вылетов ударных самолетов с южных континентальных авиабаз, в том числе: 255 - штурмовиков А-4 "Скайхок", 145 - тактических истребителей "Даггер", 45 - "Мираж-3", 54 - бомбардировщиков "Канберра" и шесть - легких штурмовиков "Пукара". В действительности было выполнено 445 боевых вылетов, а общий налет самолетов всех типов составил почти 12 500 ч. Однако, как сообщалось в западной прессе, выйти на цели и нанести по ним удары удалось лишь в 302 случаях. По заявлению аргентинских военных экспертов, во время конфликта лишь 35 самолетов, действовавших с указанных авиабаз, были сбиты противником, а английские специалисты называют гораздо большую цифру (около 100 машин).

Несмотря на различный подход к оценке потерь во время этой войны, специалисты обеих сторон и другие "нейтральные" военные обозреватели отмечают высокий уровень профессиональной подготовки и мужество летных экипажей аргентинской авиации. Действуя в неблагоприятной оперативно-тактической обстановке, сложных метеорологических условиях и будучи недостаточно оснащенной современными видами техники и оружия, аргентинская авиация нанесла существенный урон соединению ВМС Великобритании. В результате ее ударов англичане потеряли эскадренные миноносцы УРО "Шеффилд" и "Ковентри", фрегаты УРО "Ардент" и "Антилопа", десантный корабль "Сэр Галахэд" и контейнеровоз "Атлантик конвейер".

По заявлению одного из английских офицеров, участвовавшего в этих событиях, результаты действий аргентинской авиации могли быть более эффективными, если район боевых действий располагался хотя бы на 150 км ближе к Аргентине.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение №8 1984


Другие материалы по теме
Категория: 1984 | Добавил: target (06.06.2008) | Автор: Н. Новик
Просмотров: 3392 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz