Конструктивные особенности атомного
авианосца "Честер У. Нимитц"
Капитан 1 ранга запаса А.Иваницкий
Американский атомный авианосец - "Честер У. Нимитц" (вступил в строй в 1975
году) является самым крупным кораблем ВМС капиталистических стран . Его полное
водоизмещение 91 500 т, длина 332 м, ширина корпуса 40,8 м, ширина полетной
палубы 76,8 м, осадка 11,3 м, полная скорость хода около 30 уз. В ВМС США
находятся еще два авианосца этого типа - "Дуайт Д. Эйзенхауэр" (вступил в строй
в 1977 году) и "Карл Вин-сон" (в 1982-м). Четвертый - "Теодор Рузвельт"- был
заложен в конце 1980 года. До начала 90-х годов планируется построить еще два
таких корабля.
Атомный авианосец "Честер У. Нимитц" имеет ряд особенностей: корпус сварен из
стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу,
выполнены из броневой стали. На его строительство пошло около 62 тыс. т стали и
1800 т легких алюминиевых сплавов, из которых изготавливались обходные мостики,
второстепенные выгородки и переборки, вентиляционные каналы и другие устройства.
Характерной особенностью обводов корпуса корабля является широкая кормовая
оконечность с плоским закругленным транцем, а также носовая - бульбообразной
формы с острыми обводами в районе конструктивной ватерлинии, которые
способствуют улучшению ходовых качеств авианосца. Транцевая корма, как сообщает
зарубежная печать, хотя и ухудшает ходовые характеристики, выбрана из расчета
более рационального размещения движительно-рулевого комплекса и обеспечения
заданной остойчивости. На авианосце "Честер У. Нимитц" установлена угловая
полетная палуба, боковые свисающие участки которой поддерживаются сильно
развитыми спонсонами. Палубы и платформы авианосца показаны на рис. 1.
Полетная палуба является одним из основных элементов корабля, определяющим как
его архитектурный тип, так и возможности размещенных на нем
авиационно-технических средств. Полетная палуба делится на взлетный, посадочный
и парковый участки, оборудованные соответствующими системами и средствами для
подготовки, обслуживания и использования самолетов. В некоторых случаях они
совмещаются ввиду ограниченных размеров полетной палубы.
Взлетный участок оснащен четырьмя паровыми катапультами (вес около 180 т, длина
до 100 м), которые обеспечивают взлет самолетов весом до 43 т со скоростью около
300 км/ч. Для защиты людей и машин, готовящихся к вылету, от действий газовых
струй реактивных двигателей используются отражатели. Между катапультой и
отражателем располагаются палубные панели, охлаждаемые забортной водой, что
поддерживает нормальную температуру поверхности палубы при работе личного
состава по креплению и обслуживанию очередного самолета на старте.
Посадочная полоса состоит, в свою очередь, тоже из трех участков: кормового
(длина 55 м) - от кормового среза полетной палубы до тормозных тросов
аэрофинишера; тормозных тросов (здесь они расположены на расстоянии 12 м друг от
друга и имеется аварийный барьер), а также торможения (от последнего тормозного
троса до носового среза посадочной палубы).
Посадочная полоса обозначена с боков двумя непрерывными белыми линиями, a ее
диаметральная плоскость - желто-белой пунктирной.
Парковый участок - это та часть полетной палубы, на которой самолеты
располагаются во время проведения взлетно-посадочных операций. Он обозначается
бело-красными пунктирными линиями. Здесь находятся самолетоподъемники, лифты для
подачи боеприпасов, колонки для заправки авиационным топливом и два эскалатора
для подъема летного состава на полетную палубу, а также посты, обеспечивающие
самолеты электроэнергией, сжатым воздухом, кислородом, азотом и т. д.
Галерейная палуба служит для подкрепления полетной палубы и ее боковых свисающих
участков. Помимо того, рациональное использование объемов под ней позволяет
оборудовать здесь беспиллерсный ангар с двухслойной защитой. На этой палубе
размещаются: БИП, комплекс командных и флагманских помещений, посты управления
авиационно-техническими средствами, каюты и кубрики личного состава. Галерейная
палуба через обходные мостики сообщается с верхней палубой, и, кроме того, она
обеспечивает сквозной проход с носа до кормы.
Промежуточные палубы. В связи с тем что ангар занимает по высоте три межпалубных
пространства, в носовой части (вне него) между галерейной и ангарной палубами
имеются две промежуточные, на которых находятся механизмы катапульт, площадка
для разъездных катеров и спасательных плотов, мастерские, кладовые, каюты и
кубрики.
Главная (ангарная) палуба. Большая ее часть отведена под ангар высотой 8 м,
предназначенный для размещения, обслуживания и ремонта самолетов. Он занимает
более 60 проц. площади главной палубы. В целях локализации возможных очагов
пожара ангар может быть герметизирован и разделен на три автономных отсека
огнестойкими занавесами, которые в нормальных условиях подняты и находятся под
подволоком. Кроме того, он оборудован сплинклерной и пеногонной пожарными
системами.
Вторая и третья палубы. На них размещены механизмы самолетоподъемников,
медицинские и зубоврачебные помещения, кубрики рядового и унтер-офицерского
состава, а также столовые личного состава, которые в боевых условиях могут
использоваться для сборки авиационных боеприпасов.
Четвертая и трюмная палубы, первая и вторая платформы. На четвертой палубе
сосредоточены в основном вспомогательные механизмы, пост энергетики и живучести,
кладовые авиационного имущества, ЗИП, сухой провизии.
На
трюмной палубе находятся вспомогательные механизмы, кладовые различного
назначения, погреба для хранения боезапаса, вкладные цистерны с авиационным
топливом. На платформах располагаются кладовые авиационного имущества,
морозильные и холодильные камеры и т. д.
В
автономных эшелонах (носовом и кормовом) размещена главная энергетическая
установка суммарной мощностью 260000 л. с. В каждом из них имеются отсек с
водо-водяным реактором, паропроизводительной установкой, вспомогательными
механизмами и постами управления, а также машинное отделение с двумя
турбозубчатыми агрегатами.
Считается, что эшелонное расположение главной энергетической установки
обеспечивает достаточно высокую ее живучесть. Надстройка авианосца (остров)
представляет собой семиэтажную малоразмерную конструкцию, расположенную по
правому борту. В связи с тем что необходимые антенны РЛС и радиостанций не
удалось разместить на надстройке, дополнительную мачту установили сзади нее.
На
острове находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская
рубки, посты управления полетами, РЛС и радиосвязи, центр технического
обслуживания самолетов и вертолетов, системы опознавания, а также походные каюты
командира и флагмана.
Погреба авиационного боеприпаса, располагающиеся ниже ватерлинии в носовой и
кормовой группах, оснащены оборудованием, которое позволяет принимать различные
по величине и конструкции бомбы, ракеты и другие авиационные боеприпасы. Все
боевые посты, жилые и служебные помещения обслуживаются системой
кондиционирования, поддерживающей температуру 23°С и влажность 50 проц.
Конструктивная защита авианосца "Честер У. Нимитц" включает надводную и бортовую
подводную. Первая состоит из броневых палуб (полетной, ангарной и третьей), а
также из броневых продольных переборок ангара, вторая- из продольных и
поперечных переборок. Отсеки, которые они образуют, поочередно заполняются
водой, топливом или пористым заполнителем.
Бортовая подводная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов
боезапаса и хранилищ авиационного топлива. Она достигает третьей палубы и
предохраняет корабль со стороны борта от контактных взрывов торпед,
противокорабельных ракет и артиллерийских снарядов. Со стороны днища авианосец
защищен бронированным настилом непотопляемости и броневыми поперечными
переборками.
Зарубежное военное обозрение №12 1983 |