КОКОМ - рецидив «холодной войны»
И.
Коваленко
Происходящее в последнее время утверждение принципов нового политического
мышления, улучшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами
Америки способствуют снижению международной напряженности и благоприятно
сказываются на всей международной обстановке.
Однако уровень торгово-экономических и научно-технических связей между
социалистическими и развитыми капиталистическими странами пока не отвечает
требованиям времени. Одним из факторов, сдерживающих их расширение, является
деятельность Координационного комитета по контролю над экспортом (КОКОМ),
созданного еще в период «холодной войны» с целью не допустить СССР и другие
социалистические страны к новейшим материалам, технике и технологии США и иных
капиталистических стран.
Контроль над экспортом в Советский Союз и другие социалистические страны был
введен Соединенными Штатами еще в 1949 году с принятием соответствующего закона.
Согласно последнему федеральное правительство США определяет перечень
американской промышленной продукции и характер технической информации, которые
должны проходить экспортный контроль, а также осуществляет контроль за выдачей
разрешений (лицензий) и наказывает «виновных» в случае нарушения установленного
порядка в области экспорта. С момента принятия закона в него вносились
многочисленные изменения и дополнения, а упомянутые выше права правительства до
настоящего времени остаются неизменными.
Руководство США считало, что действенный контроль за выполнением упомянутого
закона возможен лишь при условии введения аналогичных ограничений также другими
союзными и дружественными странами. Для реализации этой идеи Соединенные Штаты
выступили инициатором создания системы многостороннего контроля над экспортом
новейшего оборудования и современных технологий в социалистические государства.
В результате в конце 1949 года между западными странами было достигнуто
соглашение на условиях добровольного членства сформировать консультативную
группу, основной функцией которой должно быть периодическое проведение встреч и
переговоров высокопоставленных должностных лиц стран-участниц с целью выработки
политики экспортного контроля. Было также решено создать постоянно действующий
рабочий орган - КОКОМ. Так возникла и с января 1950 года начала функционировать
новая, не имеющая официального статуса международная организация.
В
КОКОМ входят члены НАТО (кроме Исландии), а также Австралия и Япония. США играют
в нем главную роль. В число же стран, в которые запрещается экспорт новейшей
западной промышленной продукции, наукоемкой технологии и технической информации,
включены: Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Кампучия, КНДР, Монголия,
Румыния, Польша, СССР и Чехословакия.
Все страны - участницы соглашения имеют своих представителей в КОКОМ,
штаб-квартира которого находится на территории американского посольства в
Париже. Организация имеет свой секретариат. В его составе от каждой из стран
работает определенное число представителей, наблюдающих за выполнением
инструкций комитета, а также принимающих участие в составлении «черных списков».
Решения комитета с юридической точки зрения не являются обязательными, однако
они становятся законом для каждого участника, поскольку существуют разнообразные
и эффективные рычаги давления на правительства, которые затем -принимают меры к
«провинившимся» фирмам. До сих пор Соединенным Штатам удавалось заставлять
партнеров следовать своим рекомендациям.
Деятельность КОКОМ заметно активизировалась, а система экспортного контроля
значительно ужесточилась после введения ограниченного контингента советских
войск в Афганистан в 1979 году и событий в Польше в начале 80-х годов.
Анализ зарубежных публикаций показывает, что для достижения упомянутых выше
целей КОКОМ выполняет следующие функции:
- Составляет списки товаров и технологий, запрещенных к вывозу в
социалистические государства. По мере модернизации устаревших изделий и
появления новых вносит в существующие списки соответствующие изменения.
- Осуществляет контроль за промышленной продукцией, которая экспортируется в
«запрещенные» страны, и выдает разрешения на ее отгрузку в тех случаях, когда
возможность ее использования в военных целях незначительна.
- Координирует деятельность, осуществляемую в странах - участницах КОКОМ по
выдаче экспортных лицензий, и проводит на их территории экспортный контроль.
Товарные списки КОКОМ, о которых так много говорится в наши дни, охватывают три
группы контролируемой продукции: промышленные товары военного назначения;
продукцию, связанную с использованием атомной энергии, включая источники
расщепляющихся материалов, ядерные реакторы и их компоненты; товары «двойного»
назначения.
Экспорт современных изделий из первых двух списков в перечисленные выше страны
строго запрещен. Третий список охватывает промышленную продукцию «двойного»
назначения, то есть оборудование и материалы, которые могут быть использованы
как в мирных, так и военных целях. Он имеет первостепенное значение для
стран-экспортеров, так как включает пользующиеся большим спросом товары: ЭВМ,
реактивные двигатели, аппаратуру связи, навигационные приборы и т. д. Этот
список состоит из трех разделов.
Первый из них включает товары, которые не должны продаваться, если не будет
принято решение об экспорте в «порядке исключения» на основании заявки
экспортера. Эти товары разбиты на десять категорий: металлообрабатывающие станки
и оборудование; химическое и нефтехимическое оборудование; электрохимическое и
энергетическое оборудование; промышленное оборудование общего назначения;
транспортное оборудование; электронное оборудование и точные приборы; металлы,
минералы и изделия из них; продукция химической промышленности, металлоиды,
нефтепродукты и сопутствующие материалы; резина и резиновые изделия; смешанные
товары.
Во
втором разделе перечислены товары, которые могут экспортироваться в ограниченных
количествах. Поставки их сверх установленных КОКОМ лимитов могут быть разрешены
также в «виде исключения».
Третий раздел включает товары, которые требуют контроля КОКОМ за их конечным
использованием в странах-импортерах.
Товарные списки КОКОМ не публикуются, но они практически соответствуют
национальным спискам стран-участниц, которые обязаны в своих законах и
инструкциях по экспортному контролю на них и ориентироваться. Например,
поскольку Япония является членом КОКОМ, ее национальные инструкции и правила по
экспортному контролю должны исходить из положений и процедур, действующих в этой
организации. Так, если какую-либо важную продукцию, включенную в список КОКОМ,
планируется экспортировать в «запрещенную» страну, то Япония обязана
предварительно получить одобрение остальных членов комитета. Причем для выдачи
экспортной лицензии требуется согласие всех членов.
Имеются определенные виды контролируемых товаров и технологий, для экспорта
которых государство-экспортер в соответствии с правилами КОКОМ может само
принимать решение на выдачу лицензии. Такие товары снабжены в списке продукции
«двойного» назначения специальным примечанием-. Этот же список включает также
промышленную продукцию, экспортные лицензии на которую могут выдаваться по
усмотрению страны - участницы КОКОМ, причем в комитет требуется направить только
уведомление.
Упомянутые процедуры выдачи разрешения на экспорт при заключении торговых сделок
с Советским Союзом касаются только такой продукции, которая по своим техническим
характеристикам стоит ниже уровня тех товаров, выдача экспортной лицензии на
которые в соответствии с правилами КОКОМ осуществляется по усмотрению
страны-экспортера. Другими словами, указанные процедуры позволяют экспортировать
в Советский Союз только устаревшие виды техники, оборудования и технологий.
В
отношении технологий, которые по своим научно-техническим характеристикам
находятся выше уровня тех товаров, экспорт которых осуществляется по усмотрению
страны-экспортера, существует твердое правило: заявки на их продажу
перечисленным странам должны представляться в КОКОМ. Однако согласно действующим
правилам такие заявки он не удовлетворяет и разрешения на экспорт не выдает.
Следует подчеркнуть, что наравне с современной техникой и новейшей технологией в
списки КОКОМ также включаются техническая информация и помощь, которые нужны при
проектировании, промышленном производстве и использовании определенных видов
продукции. Более того, Соединенные Штаты пытаются распространить контроль КОКОМ
и на сотрудничество фирм западных стран с советскими организациями в области
создания совместных предприятий в том случае, когда встают вопросы новейшей
технологии.
Происходящие в нашей стране перестроечные процессы, перемены в других
восточноевропейских государствах, ослабление международной напряженности
создают, казалось бы, условия для развития торгово-экономического сотрудничества
между Востоком и Западом. И это сотрудничество действительно имеет место, но его
активность могла бы быть неизмеримо выше без дискриминационного подхода. В
области торговли и научно-технического сотрудничества КОКОМ продолжает
оставаться барьером на пути развития торгово-экономических связей.
Начиная с 1985 года четвертая часть списков товаров «двойного назначения»
ежегодно пересматривается, а результаты публикуются. Таким образом, весь
перечень товаров КОКОМ, запрещенных к экспорту, пересматривается полностью раз в
четыре года. При каждом пересмотре списков США оказывают давление на своих
союзников с целью введения дополнительных ограничений на торговые и
научно-технические связи с социалистическими странами.
Особенностью пересмотренных в 1985 году товарных списков КОКОМ было то, что
раздел микроэлектроники подвергся значительным изменениям. В частности, в него
были включены все типы ЭВМ, которые могли бы быть использованы и при проведении
научных исследований. Запрещен также экспорт всех типов ЭВМ, предназначенных для
автоматизированного проектирования и управления производственными процессами.
Кроме того, установлен контроль за продажей в социалистические страны средств
математического обеспечения ЭВМ и отдельных видов компьютеров. Кроме крупных и
средних ЭВМ, экспорт которых запрещался и ранее, в "черные списки" были включены
высокопроизводительные мини- и персональные ЭВМ, компьютеры домашнего
использования и телекоммуникационное оборудование, включая автоматические
телефонные станции.
В
то же время страны - участницы КОКОМ приняли так называемую стратегию
контролируемого технологического отставания социалистических стран. Ее цель -
управлять процессом их отставания в использовании современной техники и
технологии, экспортируя им лишь морально и технически устаревшее оборудование.
Не
случайно, видимо, с началом процесса перестройки в СССР и преобразований в
Восточной Европе, когда на повестку дня стал вопрос смягчения регламентации
КОКОМ, Соединенные Штаты выступили с инициативой (июль 1985 года)
распространения экспортного контроля на страны, не являющиеся членами этой
организации. По сообщению журнала «Джейн'с дефенс уикли», так называемый статус
«третьей страны» предоставлен Сингапуру. На очереди Южная Корея, а Индонезия уже
ведет переговоры с США по этому вопросу. Ожидается, что в текущем году
Соединенные Штаты подпишут меморандум о взаимопонимании с Тайванем, который
также согласился на установление режима контроля за своим экспортом.
На
совещании КОКОМ, проходившем в январе 1988 года в Париже, основным оставался
вопрос ужесточения режима экспортного контроля. Подчеркивалось, что в
регулировании экспорта стран - участниц КОКОМ должен господствовать принцип
«строить более высокие заборы вокруг меньшего двора», то есть переходить от
экстенсивного характера экспортного контроля к интенсивному, качественному.
Другими словами, создавать еще большие трудности на путях торговли и
научно-технического обмена современными технологиями.
До
последнего времени Соединенным Штатам Америки удавалось оказывать давление и
диктовать свои условия участникам КОКОМ. Однако в настоящее время такая позиция
США в ряде случаев вызывает их недовольство. Они считают, что США используют
КОКОМ в протекционистских целях, мешая расширению деловых связей с Советским
Союзом и другими странами Восточной Европы. Как отмечала иностранная пресса, на
состоявшейся в декабре прошлого года в Париже сессии ассамблеи
Западноевропейского союза на эти проблемы было обращено особое внимание. Из
доклада комиссии ассамблеи по вопросам науки, техники и космоса следует, что
из-за ограничений, создаваемых КОКОМ, Франция с 1981 по 1986 год потеряла
возможности заключить контракты на сумму 23 млрд. франков, а США - на 9,3 млрд.
долларов.
Между странами КОКОМ наиболее острые дискуссии развертываются вокруг торговли
компьютерной техникой, из общей суммы экспорта которой за последние шесть лет,
достигающей 8,7 млрд. долларов, на долю США пришлось 7 млрд., а Японии - 950
млн. В этой области Вашингтон пошел на «уступки», сознавая высокую
конкурентоспособность американской продукции. Что касается экспорта средств
связи, в чем американцы не так сильны, то Франции и ФРГ было разрешено за тот же
период продать оборудование лишь на сумму около 360 млн. долларов. По-прежнему
остается «замороженным» перспективный контракт между французской фирмой «Алькатель»
и Советским Союзом на сумму около 1 млрд. долларов, предусматривающий поставки
оборудования для автоматических телефонных станций.
Крупные убытки несут западноевропейские фирмы из-за препятствий, чинимых КОКОМ
на пути сотрудничества с СССР в области, далекой от понятий «стратегические
товары и технология», а также товары «двойного назначения». Это касается
полиграфии, биотехнологии, информатики, борьбы с загрязнением окружающей среды.
На
февральском (1990) заседании исполкома КОКОМ в Париже стало очевидным различие в
вопросе подхода к реформе процедуры и пересмотру «черных списков» между
позициями США и их союзников. Уступая требованиям последних, Вашингтон
согласился на сокращение до восьми недель сроков рассмотрения КОКОМ заявок на
экспорт продукции. Созданы группы экспертов для пересмотра списков компьютерной
техники и программ, продукции машиностроения и авиационной промышленности.
Однако планы «либерализации» касаются лишь отдельных государств Восточной
Европы, которые, по-видимому, могут оказаться в положении «третьих стран». Об
этом свидетельствует заявление министра торговли США Роберта Мосбакера,
считающего возможным поставки высокотехнологичной продукции в такие страны, как
Венгрия и Польша, которые дали согласие на проверки характера использования
оборудования на местах.
Некоторое ослабление ограничений КОКОМ, намеченное к осуществлению в июне 1990
года, будет, несомненно, способствовать развитию торгово-экономических отношений
между Востоком и Западом. Но, видимо, не следует строить иллюзий в отношении
масштабов либерализации торговли со стороны Соединенных Штатов. В отличие от
КОКОМ национальная система контроля над экспортом США, упомянутая в начале
статьи, охватывает практически все государства, имеющие с ними торговые
отношения. Сокращение контроля со стороны КОКОМ не приведет автоматически к
отмене регламентации, применяющейся во всем мире к американской технологии и
изделиям, включая те, которые используются при изготовлении продукции в Западной
Европе. Соединенные Штаты имеют свой список «запрещенных» стран и систему
дискриминации, позволяющую делить их на несколько групп и подходить к ним
выборочно.
Хотя преобразования, происходящие в Советском Союзе, размывают в его лице образ
врага, США под предлогом исходящей от СССР «военной угрозы» проявляют намерение
сдерживать развитие торгово-экономических связей, дозировать доступ Советского
Союза и восточноевропейских стран к западной технологии и технике, пытаясь
задержать этим рост их экономического потенциала.
Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.61-64 |