Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2017, 18:45

Главная » Статьи » Архив по годам » 1973

Авианосная авиация ВМС стран НАТО

Авианосная авиация ВМС стран НАТО

Инженер-полковник И. Алексеев

Политические и военные деятели стран НАТО, и прежде всего США, выражая интересы наиболее реакционных империалистических кругов этого блока, постоянно наращивают военный потенциал, готовят свои вооруженные силы к ведению всеобщей ядерной и ограниченных войн. Наряду с совершенствованием стратегических сил и средств нападения военные ведомства стран НАТО заботятся об усилении мощи так называемых сил общего назначения, в состав которых, в частности, входят авианосцы с базирующимися на них самолетами и вертолетами. Хотя корабли этого класса исключены из состава стратегических сил, считается, что они обладают возможностями для нанесения ударов по объектам противника с применением обычного и ядерного оружия. По сообщениям иностранной печати, на авианосные ударные соединения возлагаются следующие основные задачи:
- завоевание и удержание господства в воздухе в районе боевых действий;
- нанесение ядерных ударов по целям, которые не были уничтожены после основных ядерных ударов, нанесенных силами стратегического назначения;
- блокада морских районов и проливов с целью предотвращения выхода кораблей противника в открытое море;
- оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и морским десантам в прибрежных районах.
В составе флотов некоторых стран НАТО сохраняются и противолодочные авианосцы, самолеты и вертолеты которых предназначаются для борьбы с подводными лодками противника.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ ВМС США

Как известно, ведущая роль среди ВМС стран НАТО в будущей войне отводится военно-морским силам США.
В настоящее время в составе регулярного флота США имеется 15 ударных авианосцев (из них один атомный) и три противолодочных, один из которых используется в качестве ударного. ВМС Великобритании располагают тремя ударными авианосцами, а Франции - двумя многоцелевыми и одним противолодочным. В США в 70-х годах должны быть построены и вступить в строй еще два-три атомных ударных авианосца типа <Честер Нимитц> водоизмещением около 95 000 т. В Великобритании и Франции постройка авианосцев не планируется.
На каждый ударный авианосец обычно базируется авиакрыло. Состав самолетов авиакрыла может изменяться и зависит от конкретных задач, поставленных командованием перед авианосцем.
В типовом авиакрыле имеется около 85 самолетов. В состав седьмого авиакрыла, базирующегося на авианосец <Индепенденс>, например, входят шесть боевых эскадрилий самолетов, в том числе две эскадрильи многоцелевых истребителей F-4B <Фантом>, две эскадрильи легких штурмовиков А-4 <Скайхок>, эскадрилья средних штурмовиков А-6 <Интрудер> и эскадрилья тяжелых штурмовиков-разведчиков RA-5C <Виджилент>. Кроме того, на авианосец базируется пять отрядов самолетов специального назначения (обычно по четыре самолета), в том числе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В <Трейсер>, самолеты радиоэлектронного противодействия ЕА-6 <Интрудер>, разведывательные самолеты RA-3 <Скайуорриор> и самолеты-заправщики КА-3 <Скайуорриор>. На ударном авианосце могут находиться и несколько вспомогательных вертолетов.
На противолодочные авианосцы базируется по одной авиационной группе самолетов. Так, на авианосец <Уосп> базируются две эскадрильи противолодочных самолетов S-2 <Треккер> (по 10 самолетов и 15 летных экипажей), отряд легких штурмовиков А-4 <Скайхок>, отряд самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В <Трейсер> и эскадрилья противолодочных вертолетов SH-3A <Си Кинг> (16 машин).
За последнее десятилетие наряду с модернизацией и строительством в США авианосцев совершенствовались также самолеты авианосной авиации. Однако следует отметить, что улучшение их боевых возможностей проводилось в основном путем доводки и модернизации машин, созданных и построенных в конце 50-х годов.
В настоящее время в авианосной авиации США имеются следующие основные типы самолетов:
- штурмовики RA-5C <Виджилент>, А-6 <Интрудер>, А-7 <Корсар>, А-4 <Скайхок>, А-3 <Скайуорриор> и А-1 <Скайрейдер>;
- многоцелевые истребители F-4 <Фантом> и F-8 <Крусейдер>;
- противолодочные самолеты S-2 <Треккер> и противолодочные вертолеты.
Из класса штурмовиков наиболее современными являются самолеты RA-5C <Виджилент>, А-6 <Интрудер>, А-7 <Корсар> и А-4 <Скайхок>.

RA-5C

Самолет RA-5C <Виджилент> (рис.1) принят на вооружение авиации ВМС в 1962 году и является единственным типом сверхзвукового штурмовика-разведчика США. Он может базироваться только на ударные авианосцы типа <Форрестол> и на атомный ударный авиносец <Энтерпрайз>. Его навигационно-бомбардировочное оборудование позволяет вести боевые действия в сложных метеорологических условиях на больших и малых высотах с применением ядерных и обычных боеприпасов, размещаемых в бомбовом отсеке. Для разведки объектов самолет снабжен фотоаппаратами, позволяющими вести панорамную и перспективную съемки с малых и больших высот, а также радиолокационной станцией бокового обзора. На борту самолета имеется аппаратура для создания пассивных помех.

A-7A

Штурмовик А-7 <Корсар> (рис. 2) создан на базе истребителя <Крусейдер> для замены самолетов А-4 <Скайхок>. При его создании учитывались специфические условия ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии. Штурмовик обладает хорошей маневренностью на околозвуковой скорости полета и имеет разнообразное оружие с современной системой управления им. Для проверки боевых возможностей эскадрилья самолетов А-7А в 1967 году в течение шести месяцев активно использовалась в войне во Вьетнаме с авианосца <Рэнджер>. После этого командование ВМС США, оценив боевые качества самолетов А-7А в целом как положительные, решило внести в конструкцию самолета и его оборудование ряд изменений. В частности, на последних модификациях самолета (А-7В иА-7Е) установлены новые системы управления оружием и навигации, позволяющие производить полеты на малых и предельно малых высотах. Было также увеличено количество точек подвески оружия до девяти, что позволило довести бомбовую нагрузку до 6800 кг. Для защиты экипажа и основных систем и узлов самолета от наземного огня были установлены бронеплиты толщиной 12,5 мм. После некоторых усовершенствований самолет под обозначением A-7D был в 1963цоду принят на вооружение также ВВС США. Всего построено около 1000 самолетов <Корсар> вcex модификаций.

A-6AEA-6A

Средний штурмовик А-6 <Интрудер> (рис.3) разработан в конце 50-х годов. Он предназначен для нанесения ударов обычным и ядерным оружием с малых высот по малоразмерным целям в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Разработано семь модификаций самолета: А-6А, В, С, Е - штурмовики, ЕА-6А и ЕА-6В - самолеты для ведения радиотехнической разведки и радиопротиводействия и KA-6D - самолеты-заправщики.
Самолеты штурмового варианта несут вооружение общим весом до 8000 кг. Оно размещается на пяти подкрыльных пилонах и подвешивается на многозамковые держатели. Штурмовики оснащены цифровой интегральной навигационно-бомбардировочной системой DIANE, которая осуществляет необходимые расчеты для производства бомбометания, давая возможность летчику основное внимание сосредоточить на оценке тактической обстановки в районе цели. На самолете ЕА-6А (рис. 4) уменьшен вес бомбовой нагрузки, что позволило разместить на нем в контейнерах аппаратуру радиотехнической разведки и создания помех. Этот самолет путем подавления выявленных радиоэлектронных систем управления ракетами противника обеспечивает действия ударных самолетов и войск на поле боя. Для дополнительного размещения на самолете двух операторов, обслуживающих аппаратуру, находящуюся на постах управления средствами ведения радиотехнической разведки и создания помех, а также системы вооружения пришлось увеличить длину его фюзеляжа.
Самолет KA-6D совершил первый полет в 1966 году. Для заправки других самолетов в воздухе он располагает топливом весом 9500 кг (при дозаправке сразу после взлета с авианосца) или 7300 кг (при дозаправке на удалении 500 км от авианосца).

A-4

Легкие штурмовики А-4 <Скайхок> (рис.5) начали поступать в части ВМС в 1956 году. До 1967 года было разработано пять модификаций самолета с целью улучшить его летные и боевые характеристики. Всего построено 168 самолетов модификации А-4А, 542 -А-4В,.638 -А-4С и 500 -А-4Е. Последняя модификация самолета -- A-4F поступает в части с 1967 года. Самолеты <Скайхок> под обозначением A-4G, А-4Н и А-4К поставлялись соответственно ВМС Австралии, Израиля и Новой Зеландии. Штурмовики <Скайхок> могут действовать с авианосцев всех типов и с небольших по размерам береговых аэродромов. Они снабжены системой дозаправки топливом в воздухе, а при установке на них специального оборудования сами могут использоваться в качестве легких самолетов заправщиков. Пять наружных пилонов самолета с помощью трех- и многозамковых держателей позволяют нести боезапасы в многочисленных вариантах, включая ядерное оружие и обычные бомбы, УР <Сайдвиндер> и <Буллпап>, НУР, пушки в контейнерах, торпеды и другие. Расчетная нагрузка пилонов: центропланный-1600 кг, внутренние-по 1000 кг и внешние-по 450 кг.

EA-3B

Штурмовик А-3 <Скайуорриор> является самым тяжелым палубным самолетом, предназначенным для нанесения ударов по удаленным объектам с больших и малых высот. По своим характеристикам он устарел. Построенные машины в процессе эксплуатации переоборудовались в фоторазведывательные самолеты RA-3B и самолеты радиотехнической разведки и создания помех ЕА-ЗВ (рис. 6).

F-4B

Истребители F-4 <Фантом> (рис. 7) являются основными самолетами ПВО авианосных соединений, сопровождения штурмовиков и изоляции района боевых действий на ТВД. На вооружении авиации ВМС состоят истребители двух модификаций - F-4B и F-4J. Серийное производство самолетов первой модификации было прекращено в 1968 году. Всего построено около 550 таких машин. С 1967 года началась поставка в части самолетов F-4J сболее мощнымй и экономичными двигателями, обеспечивающими лучшие боевые возможности при действии по воздушным целям.
Истребители <Фантом> по своим характеристикам, составу вооружения и оборудования являются современными самолетами, действующими в любых метеоусловиях в любое время суток, на разных высотах, в больших диапазонах скоростей. Многоцелевое назначение самолета определило и состав его вооружения, включающего в чистом варианте перехватчика до восьми ракет (четыре <Спарроу> и четыре <Сайдвиндер>), а в варианте бомбардировщика - до 7250 кг бомб различного назначения, включая ядерные. Типичным вариантом подвески являются: 18 бомб калибра 750 фунтов или 15 мин калибра 680 фунтов, или 11 бомб калибра 1000 фунтов, или 11 напалмовых баков емкостью по 550 л, или четыре ракеты <Буллпап> и 15 кассет с НУР. Вооружение размещается на девяти наружных точках подвески - на трех- и многозамковых бомбодержателях. В американской печати сообщалось, что с самолетов <Фантом> используются управляемые бомбы <Уоллай> и прошли на них испытания бомбы с лазерным устройством управления. Самолеты оснащены современным оборудованием. В частности, на истребителях F-4B установлена доплеровская система управления оружием AWG-10 и навигационно-бомбардировочная система AJB-7.

F-8

Истребитель <Крусейдер> (рис. 8) до поступления в части авиации ВМС самолетов F-4B <Фантом> являлся основным истребителем ПВО авианосной авиации США. Имеется девять модификаций самолета <Крусейдер>. За счет увеличения тяговооруженности его максимальная скорость была доведена до 2200 км/час. Всего построено 318 самолетов F-8A, 130 - F-8B, 187 - F-8C, 152 - F-8D, 250 - F-8E и 144 - RF-8A (разведывательный вариант). Если самолеты первых четырех модификаций вооружены лишь ракетами класса <воздух - воздух> и использовались только для ПВО, то самолеты F-8E оснащены дополнительными подкрыльными пилонами для подвески бомб различного назначения общим весом до 1800 кг и восьми НУР калибра 127 мм. В настоящее время самолеты под обозначением F-8J и F-8H проходят дальнейшее усовершенствование. На них устанавливаются более современные системы обнаружения воздушных целей и управления оружием.

S-2E

Противолодочный самолет S-2 <Треккер> (рис. 9) является основным типом самолетов, используемых с противолодочных авианосцев. Имеется пять модификаций этого самолета, отличающихся друг от друга составом аппаратуры поиска подводных лодок и противолодочным вооружением. Наиболее совершенными считаются самолеты модификации S-2E, производство которых было прекращено в 1967 году. Самолет оснащен радиолокационной станцией AN/APN-122, системами пассивных радио-гидроакустических буев AQA-3 <Джезебелл> и <Сниффер>, системой активных буев <Джулли>, магнитным обнаружителем ASQ-10, убирающейся РЛС поиска, размещенной под фюзеляжем, и прожектором мощностью 85 млн. свечей. Вооружение самолета включает торпеды, глубинные бомбы, НУР калибра 127 мм и обычные 250-фунтовые бомбы.

RF-8P

Разведывательные самолеты. Для аэрофоторазведки и радиотехнической разведки используются палубные самолеты RF-4B и RF-8P (рис. 10), являющиеся соответственно вариантами истребителей <Фантом> и <Крусейдер>. Они снаряжаются аппаратами для фотосъемки в любое время суток с малых и больших высот. Самолеты <Фантом>, помимо современных фотоаппаратов, оснащены РЛС бокового обзора и инфракрасной разведывательной станцией. Фотопленка обрабатывается в полете и сбрасывается с помощью парашюта.
Самолет Е-1В <Трейсер> предназначен для дальнего обнаружения воздушных целей в сложных метеорологических условиях. На нем имеется аппаратура для наведения самолетов ПВО на обнаруженные воздушные цели. Он поступил в части в 1960 году, всего построено 64 машины. Оснащен РЛС дальнего обнаружения AN/APS-82.

E-2A

Самолет Е-2А <Хаки> (рис. 11) предназначен для дальнего обнаружения воздушных целей и управления средствами ПВО. Он оснащен современной бортовой аппаратурой, которая состоит из РЛС обнаружения воздушных целей AN/APS-96, счетно-решающего и запоминающего устройств, а также линии передачи данных.

C-2A

Транспортный самолет С-2А <Грейхаунд> (рис. 12) предназначен для перевозки оружия, боевой техники и различного снаряжения на авианосцы. Поставка его в части авиации ВМС началась в 1966 году. Он оснащен современными радионавигационными средствами и автоматической системой посадки на палубу авианосца.
Командование ВМС США большое внимание уделяет как созданию палубных самолетов новых типов, так и дальнейшему совершенствованию серийных машин. Однако в связи с все возрастающей сложностью конструкции самолетов и их стоимостью резко снизилось, по сравнению с прошлым десятилетием, количество разрабатываемых типов летательных аппаратов. Для обновления в 70-х годах самолетного парка авианосной авиации в США в настоящее время в стадии разработки находятся только два типа самолетов - истребитель F-14 и противолодочный самолет S-3A.
Истребитель F-14 разрабатывается ускоренными темпами с тем, чтобы в какой-то степени восполнить просчеты, имевшиеся в проекте палубного тактического истребителя F-111B (вес его намного превысил расчетные данные, и самолет оказался неприемлемым для ВМС). Командование авиацией ВМС поставило перед разработчиками самолета F-14 довольно жесткие требования в выдерживании его максимального взлетного веса не в ущерб основным боевым характеристикам. Истребитель должен обладать достаточной дальностью полета для сопровождения штурмовиков и иметь сравнительно мощное вооружение для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Для обеспечения ПВО авианосных ударных соединений он должен иметь высокую маневренность, которая позволяла бы вести воздушный бой на ближних дистанциях. Принято решение строить самолет трех модификаций: F-14A, F-.14B и F-14C.
В конструкции самолета F-14A будет использовано большое количество узлов и агрегатов самолета F-111B, а также уже прошедшая испытания радиоэлектронная аппаратура. По аэродинамической схеме самолет имеет крыло изменяемой геометрии и двухкилевое оперение. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей TF-30-P412 фирмы <Пратт-Уитни> максимальной тягой на форсаже по 10 000 кг. Максимальная проектная скорость самолета соответствует числу М = 2,3-2,4 (у земли - М =1,2), практический потолок около 19000-20000 м. Вооружение самолета при действии по воздушным целям должно состоять из ракет <Спарроу>, <Сайдвиндер>, <Феникс> и 20-мм шестиствольной пушки М-61А-1 <Вулкан>. Управление оружием будет осуществляться с помощью системы AN/AWG-9, радиолокационная станция которой обеспечивает обнаружение цели и слежение за ней на высотах до 30000 м и расстоянии - около 160 км.
По сообщениям иностранной печати, самолет F-14A был готов летом 1970 года к первому полету на 75 проц. Выделены средства на производство, доводку, испытания и оценку 12 опытных самолетов. После постройки 67 самолетов F-14A будет начато производство самолетов F-14B. Принятие самолетов F-14A на вооружение ВМС запланировано на начало 1973 года.
Самолет F-14B в отличие от F-14A должен иметь более мощные двигатели. Предполагается, что на нем будут установлены двигатели Пратт-Уитни F-401-400 тягой по 13600 кг. Тяговооруженность самолета F-14B будет равна 1 или более, что должно обеспечить машине высокие характеристики разгона и маневренности.
Самолет F-14C по конструкции и характеристикам аналогичен самолету F-14B, но на нем намечено установить более совершенные виды вооружения и радиоэлектронного оборудования. Поступление самолетов F-14C на вооружение ожидается во второй половине 70-х годов.
Фирма <Грумман> изыскивает возможности создания на базе самолета F-14 разведывательного варианта - RF-14 для замены в 70-х годах разведывательного самолета RF-4B.
Противолодочный самолет S-3A разрабатывается для замены в середине 70-х годов устаревших противолодочных самолетов S-2 <Треккер>. Основное внимание при разработке уделяется вопросам оснащения его совершенными системами поиска подводных лодок, средствами их уничтожения, системами навигации и управления оружием. В частности, на нем планируется разместить новый вариант командно-поисковой системы A-NEW, усовершенствованные активные и пассивные радиогидроакустические буи, телевизионную установку и другую аппаратуру. Обработка сигналов датчиков и выработка данных для использования оружия должны осуществляться с помощью электронной вычислительной машины. Экипаж самолета четыре человека (два летчика и два оператора), максимальная скорость около 800 км/час, дальность полета 3500 км, продолжительность полета 6-8 часов. Поступление самолета на вооружение авиации ВМС намечено на середину 70-х годов.
Наряду с разработкой упомянутых самолетов, ВМС США намерены совершенствовать серийные машины, особенно штурмовики А-7 <Корсар> и А-6 <Интрудер>, так как в ближайшие годы строительство новых типов самолетов этого класса не намечается.
Большое внимание в США уделяется оснащению самолетов средствами ведения радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия. С этой целью продолжают строиться варианты специализированных самолетов, обеспечивающих боевые действия ударной авиации; на боевых самолетах внедряются индивидуальные средства защиты и создания активных и пассивных помех.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В авианосной авиации ВМС Великобритании имеется четыре основных типа палубных самолетов: истребители <Фантом> и <Си Виксон>, штурмовики <Буканир> и самолеты ПЛО и ДРЛО <Ганнет>.
Истребитель <Фантом> F.G.1 закуплен в США и используется с ударных авианосцев в качестве многоцелевого. На нем установлены более мощные, чем на американских самолетах, двигатели <Уосп> и радиоэлектронное оборудование английского производства. Планировалось для ВМС Великобритании закупить 50 таких самолетов.
Истребитель <Си Никсон> до принятия на вооружение самолетов <Фантом> являлся основным многоцелевым истребителем авианосной авиации ВМС Великобритании. В настоящее время он считается устаревшим и подлежит замене.
Штурмовик <Буканир> S.2 является модификацией самолета <Буканир> S.1. Начал поступать в ВМС в 1966 году. Вооружение самолета размещается в бомбовом отсеке (бомбы, в том числе ядерные) и на четырех пилонах под крылом. Рассматривается вопрос о передаче штурмовиков <Буканир> в распоряжение командования ВВС, которое намерено использовать их в качестве бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. В связи с этим они должны быть модифицированы.
Самолет <Ганнет> выпускался до 1962 года в двух вариантах: противолодочного <Ганнет> A.S.1, A.S.4 и самолета дальнего радиолокационного обнаружения - <Ганнет> A.E.W.3. В настоящее время он считается устаревшим и заменяется противолодочными вертолетами. Для борьбы с подводными лодками используются вертолеты <Уэссекс> и <Уосп>.
Дальнейшее развитие авианосной авиации ВМС Великобритании весьма неопределенно, поскольку, как сообщалось в иностранной печати, английское правительство якобы намерено в ближайшие годы вывести из состава флота имеющиеся авианосцы, а строительство новых не планируется.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ ФРАНЦИИ

На вооружении авианосной авиации ВМС Франции состоят самолеты трех основных типов: многоцелевые - <Этандар> IV, истребители-перехватчики F-8E (FN) <Крусейдер> и противолодочные самолеты Бреге 1050 <Ализе>.
Самолет <Этандар> выпускался для ВМС в двух вариантах: <Этандар> IVM - многоцелевой для действий по воздушным целям и в качестве штурмовика и <Этандар> IVP - разведывательный самолет. До закупки американских истребителей <Крусейдер> самолет <Этан-дар> IVM являлся основным в системе ПВО флота. Вооружение (УР, НУР и бомбы) размещается на четырех подкрыльных пилонах. Самолет <Этандар> IVP оснащен аэрофотоаппаратами для производства съемки с больших и малых высот.
Самолет F - 8Е (FN) <Крусейдер> является модификацией американского истребителя F-8E, изготовлен и поставлен США по заказу ВМС Франции. От американских истребителей этого типа он отличается некоторыми конструктивными изменениями.
Противолодочный самолет Бреге 1050 <Ализе> находится на вооружении ВМС с 1959 года. Он оснащен аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием, включающим торпеды, глубинные бомбы, УР класса <воздух - земля> и НУР. Боеприпасы размещаются в бомбовом отсеке и на четырех подкрыльных пилонах.
Для борьбы с подводными лодками в ВМС Франции предназначены вертолеты HSS-1 (американского производства) и SA.3210.
Для обновления самолетного парка авианосной авиации командование ВМС Франции намерено в середине 70-х годов заменить самолеты <Этандар> и <Крусейдер> соответственно истребителями <Ягуар> и высокоскоростным истребителем с изменяемой стреловидностью крыла.

Таковы некоторые сведения зарубежной печати о назначении, состоянии и развитии авианосной авиации ВМС стран НАТО.

Зарубежное военное обозрение - XX'1973

Категория: 1973 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 2220 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz