Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2017, 09:28

Главная » Статьи » Архив по годам » 1973

Авиация ВМС США

Авиация ВМС США

В.ХОГЛЕНД, aмериканский журнал "Орднанс", сентябрь-октябрь 1970 года
"Navy Air Power" by Vern Haugland, "Ordnance", September-October 1970, pp. 143-146

Американское командование уделяет большое внимание развитию авиации ВМС, отводя ей важную роль в осуществлении своих агрессивных планов. На непрерывное обновление авианосного флота расходуются огромные средства. Устаревшие корабли типа <Орискани> заменяются новыми, более крупными, оснащенными атомными энергетическими установками. Наряду с модернизацией и строительством авианосцев совершенствуются также самолеты авианосной и базовой патрульной авиации.
Наличие на борту ударных авианосцев большого количества самолетов (до 70-100 машин), значительная автономность и возможность быстрого перехода на большие расстояния послужили определяющими факторами при выборе их в качестве одного из основных средств колониального разбоя. Американская авиация ВМС используется в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии.
Командование американских военно-морских сил, исходя из взглядов на боевое использование ВМС в будущей войне, возлагает на морскую авиацию много задач. Основными из них являются: нанесение ракетных и бомбовых ударов (в том числе ядерных) по кораблям, военно-морским базам и другим объектам, находящимся не только на побережье, но и в глубине территории противника; завоевание и удержание господства в воздухе в районе боевых действий; борьба с подводными лодками противника; авиационное прикрытие десантных сил и средств, а также развертывания сухопутных войск в прибрежных районах; блокада морских районов и проливов с целью недопущения выхода в открытое море (океан) кораблей противника; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и войскам десанта. Исходя из такого предназначения, в авиации ВМС находятся самолеты многих классов и типов.
В публикуемой ниже статье приводятся краткие сведения о численном составе и строительстве ударных авианосцев, а также тактико-технические данные и конструктивные особенности самолетов авианосной и базовой патрульной авиации ВМС США.
ВМС США непрерывно приобретают новые самолеты и плавучие аэродромы для них - авианосцы. Однако добиться соответствующих бюджетных ассигнований на эти цели - дело нелегкое. Строительство атомного ударного авианосца <Нимитц> выполнено на 60 проц. Ожидается, что он войдет в состав флота в 1972 году. Начато строительство и второго такого корабля - <Эйзенхауэр>. Что касается постройки третьего атомного ударного авианосца этого типа - CVAN70, то она отложена пока на неопределенный срок. В связи с этим командование ВМС заявило, что задержка в строительстве его только на год может повлечь за собой увеличение расходов на 50 млн.долларов. В лучшем случае, вступление авианосца CVAN70 в состав флота можно ожидать в 1977 или 1978 году.
В военно-морских силах США имеется девять ударных авианосцев послевоенной постройки (включая первый атомный авианосец <Энтерпрайз>) и шесть ударных авианосцев, построенных в годы второй мировой войны.
Новейшим палубным реактивным истребителем, которым планируется вооружить ударные авианосцы, является F-14. Это очень дорогой самолет. Он имеет крыло изменяемой геометрии, оснащен двумя двигателями, позволяющими развивать большую скорость полета. Самолет планируется вооружить управляемыми ракетами <Феникс> класса <воздух - воздух>.
Первый полет истребителя F-14 запланирован на конец 1970-начало 1971 года. (по более поздним сообщениям иностранной печати, первый полет опытного самолета F-14A состоялся 21 декабря, а второй - 30 декабря 1970 года. При заходе на посадку во время второго испытательного полета самолет потерял управление и разбился. - Ред.) Этот самолет разрабатывается по заданию командования ВМС.
В октябре 1967 года фирма <Грумман> по своей инициативе предложила построить для военно-морских сил легкий и маневренный самолет. По предложению командования ВМС в разработке нового самолета в конкурсном порядке приняли участие фирмы <Макдоннел-Дуглас>, <Норт Америкэн-Рокуэлл> и <Линг-Темко-Воут>. Фирма <Дженерал дайнэмикс> выдвинула свое предложение создать новый экспериментальный истребитель (VFX-1). В январе 1969 года предпочтение было отдано фирме <Грумман>, с которой и был заключен контракт на разработку самолета F-14.
Командование ВМС США намерено к середине 1979 года закупить 722 таких самолета. Ориентировочная стоимость одного самолета 11,4 млн. долларов.
Длина истребителя F-14 около 19 м, высота 4,9 м, размах крыла 19,5 м (при минимальной стреловидности), вес пустого самолета около 16 000 кг, максимальный взлетный вес 27 000 кг.
Фирма <Грумман> должна построить 67 самолетов первой серии F-14A, оснастив их двумя турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни TF30-P-412. Самолеты второй серии (начиная с 68-й машины) F-14B намечено оснастить новыми турбовентиляторными двигателями F-401-PW-400 (тягой около 13 000 кг каждый). Позднее на всех самолетах F-14A также будут установлены более мощные двигатели.
Разрабатывается, кроме того, самолет модификации F-14C, который будет оснащен усовершенствованным электронным оборудованием, позволяющим эффективно использовать систему управления оружием и применять ракеты класса <воздух - земля> в сложных метеорологических условиях. Поступление на вооружение авиации ВМС самолетов F-14C ожидается в 1976 году или позднее; разведывательный вариант самолета RF-14 предполагается создать в конце 70-х годов.
Практический потолок истребителя F-14 должен быть примерно 26000 м (по другим данным иностранной печати, 19000 -20000 м. - Ред.); боевой радиус действия - 900 - 1480 км, время пребывания в районе цели - 3 часа. Самолет F-14 предполагается вооружить также управляемыми ракетами <Спарроу> и <Сайдвин-дер> класса <воздух-воздух>.

Палубный истребитель F-4B Фантом-2

До тех пор пока в 1973 году на вооружение не поступит самолет F-14, основным истребителем авиации ВМС останется самолет <Фантом> (рис. 1), совершивший свой первый полет в 1958 году. Другим истребителем, остающимся пока на вооружении авиации ВМС, является самолет F-8 <Крусейдер>. К палубным штурмовикам, используемым с ударных авианосцев, относятся самолеты А-4 <Скайхок>, А-7 <Корсар>2 и А-6 <Интрудер>.
К концу 1969 года фирма <Макдоннел-Дуглас> построила около 3900 самолетов F-4 <Фантом> стоимостью 2,2-4,8 млн. долларов каждый. Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик F-4 "Фантом-2" развивает сверхзвуковую скорость на малых высотах. На больших высотах его скорость соответствует числу М=2, а посадочная - 278 км/час. Этот самолет является основным всепогодным истребителем действующих во Вьетнаме частей авиации морской пехоты США. Самолеты F-4 <Фантом> состоят также на вооружении ВВС США, ВВС и ВМС Великобритании. До поступления в части и на авианосцы самолета F-14 американские ВМС будут использовать главным образом усовершенствованный вариант истребителя - F4J <Фантом>, оснащенный двумя реактивными двигателями J79-QE-10, радиолокационной системой управления оружием, которая обеспечивает эффективный перехват самолетов в воздухе и поражение наземных целей.

Палубный истребитель F-8U Крусейдер

Сверхзвуковой истребитель F-8 <Крусейдер> (рис. 2) используется в авиации флота и морской пехоты более десяти лет. Свой первый полет этот самолет совершил в марте 1955 года. Производство его прекращено в 1964 году, после того как флоту было поставлено более 1200 машин этого типа. Истребитель F-8 вооружен четырьмя 20-мм пушками <Кольт> (в носовой части), в зависимости от решаемых задач на внешней подвеске он может иметь четыре управляемые ракеты <Сайдвиндер> класса <воздух - воздух>, или две ракеты <Буллпап> класса <воздух - земля>, или двадцать четыре неуправляемые ракеты <Зуни> класса <воздух-земля>, или бомбы (двенадцать 113-кг, или две 907-кг).

Палубный штурмовик A-4C Скайхок

Почти столь же длительное время в ВМС США применяется штурмовик той же фирмы А-4 <Скайхок> (рис. 3). С 1952 по 1969 год фирма <Макдоннел-Дуглас> построила 2400 самолетов А-4 различных модификаций. Предполагается, что производство этих самолетов продлится до 1973 года.
Предусматривалось, что после того как командование ВМС закажет промышленности штурмовик <Корсар-2> с целью замены им самолетов А-4 <Скайхок>, строительство последних прекратится. Однако эффективное применение этого самолета в боевых действиях в Юго-Восточной Азии сыграло важную роль в принятии решения о продолжении его производства.
Самолет А-4 - это легкий, одноместный штурмовик, развивающий скорость, близкую к скорости звука. Продолжительность полета штурмовика 5,5 час. В зависимости от модификации длина самолета 12,5-13,3 м, высота 4,6 м, максимальный взлетный вес 12440 кг.
Заместитель начальника штаба ВМС по авиации вице-адмирал Т.Конноли заявил в конгрессе, что военно-морские силы закупят 81 самолет А-4М для морской пехоты, 65 из них за счет бюджета на 1970/71 финансовый год (120,7 млн. долларов). Общая стоимость закупленных согласно программе самолетов до 1975 года включительно достигнет, по его словам, 174,7 млн.долларов; средняя стоимость каждого самолета составит 2,2 млн. долларов.
Мощный двигатель, установленный на самолете А-4М, обеспечивает ему по крайней мере 30-процентное увеличение боевой эффективности по сравнению с самолетом модификации A-4F. Поскольку штурмовик А-4М способен взлетать с полной нагрузкой с полосы длиною менее 460 м, морская пехота предпочитает его самолету А-7, несмотря на то, что последний имеет более мощное вооружение и больший радиус действия.
Командование морской пехоты США намерено до 1974 года закупить также 114 многоцелевых тактических истребителей с вертикальным взлетом и посадкой AV-8A <Харриер> на сумму 613,6 млн.долларов при средней стоимости одного самолета 5,4 млн.долларов. В общую стоимость закупок входит сумма, которую выплачивает фирма <Макдонел-Дуглас> английской фирме <Хаукер-Сиддли> (в соответствии с договором о приобретении лицензии на производство самолетов AV-8A в США) из расчета 157 тыс.долларов за каждый самолет.

Палубный штурмовик A-7E Корсар-2

ВМС получают сейчас значительное количество дневных штурмовиков А-7 <Корсар-2> фирмы <Линг-Темко-Воут>. Этот самолет оснащен улучшенной системой бомбометания, но может действовать лишь в сравнительно благоприятных метеорологических условиях. Такой самолет стоит 3,7 млн. долларов, его максимальная скорость над уровнем моря 1100 км/час, практический потолок 9600 м (по другим данным иностранной печати, 12 000 м, - Ред.), радиус действия с часовым пребыванием в районе цели и бомбовой нагрузкой 4000 кг достигает 730 км. Длина самолета 14 м, высота 4,9 м, размах крыла 11,7 м, максимальный взлетный вес около 19 000 кг.
В мае 1967 года два самолета А-7А совершили перелет через Атлантику без дозаправки топливом.
Фирма <Линг-Темко-Воут> построила около 200 самолетов модификации А-7А, по конструкции во многом сходных с истребителем той же фирмы F-8 <Крусейдер>. Приблизительно такое же количество самолетов модификации А-7В поставлено ВМС. Строительство самолетов этих двух модификаций прекращено.
В настоящее время самолет <Корсар> производится для ВМС в варианте А-7Е (рис. 4). Он имеет более современное электронное оборудование для комплексного управления оружием. Радиолокационная станция, находящаяся в носовой части самолета, позволяет измерять дистанцию до цели перед применением оружия, наблюдать за районом боевых действий и наземными ориентирами, а также совершать полет в сложных метеорологических условиях. Расположенный перед пилотом радиолокационный индикатор обеспечивает визуальное наблюдение за целью, дает возможность следить за расстоянием, до нее, а также получать другие необходимые данные, не теряя из виду землю. Самолет оборудован целым рядом устройств для связи в метровом и дециметровом диапазонах радиочастот, в том числе шифратором радиотелефонной голосовой связи. Электронное оборудование включает также средства радиопротиводействия, системы радиолокационного наведения и обнаружения, радиовысотомер, радиолокационный маяк, приборы для обеспечения работы лазерного дальномера.
Топливные баки на самолете А-7Е облицованы полиуретановым пенопластом, вся система подачи топлива самогерметизирующаяся, кабина летчика изготовлена из бор-карбида, двигатель и приводы к нему защищены броней. Самолет оснащен тремя взаимозаменяемыми системами управления полетом и запасной системой подачи топлива. Турбореактивный двигатель выполнен без форсажной камеры с целью экономии веса и снижения уязвимости самолета от ракет, наводящихся по тепловому излучению.
Самолет <Корсар> может нести оружие различного назначения. Имея два пилона для подвески оружия под фюзеляжем и шесть пилонов под консолями крыла, он способен принять до 6800 кг бомб, управляемых и неуправляемых ракет, включая такие, как <Шрайк>, <Уоллай>, <Роккай>, <Сэйдай>, <Уэ-тай>, <Снейкай> и <Сайдвиндер>. Штурмовик А-7Е вооружен также 20-мм пушкой М61 <Вулкан>, обладающей скорострельностью 4000-6000 выстр/мин.
На закупку самолетов А-7Е уже израсходовано 1,3 млрд. долларов из запланированных 1,57 млдр. долларов. Предполагается, что до 1975 года включительно парк таких самолетов будет состоять из 385 машин.

Палубный самолет EA-6A Интрудер

Штурмовик А-6 <Интрудер> фирмы <Грумман> способен точно атаковать цель в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Он может быть использован для перехвата воздушных целей, для изоляции района боевых действий, а также для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Самолет оснащен комплексной автоматической навигационно-бомбардировочной системой <Диане>. Некоторые компоненты системы управления полетом автоматизированы с тем, чтобы пилот мог сосредоточить основное внимание на решении тактических задач.
Фирма <Грумман>, начиная с 1957 года, поставила военно-морским силам 440 машин А-6. В настоящее время она производит также всепогодный самолет <Интрудер> модификации ЕА-6А, предназначенный для радиопротиводействия. Самолет ЕА-6А (рис.5) обеспечивает действия штурмовиков и бомбардировщиков, оказывает авиационную поддержку сухопутным войскам, ведет тактическую радиотехническую разведку и осуществляет радиопротиводействие. Для избежания обнаружения радиолокационными станциями противника он может действовать на малых высотах.
Прочный корпус самолета А-6А позволяет размещать больше оружия, чем на других штурмовиках. На пяти внешних пилонах самолет может нести сбрасываемые 1700-литровые топливные баки, более 7000 кг фугасных бомб (по другим данным иностранной печати, до 8000 кг. - Ред.) или разнообразное ядерное и обычное оружие и ракеты.
Имея два турбореактивных двигателя Пратт-Уитни J52 тягой по 7710 кг, самолет А-6А способен совершить беспосадочный перелет почти в любой стратегически важный пункт. Во время одного из показательных полетов самолет <Интрудер> перелетел с Лонг-Айленд (США) в Париж (Франция), покрыв без дозаправки топливом расстояние в 6670 км. Экипаж самолета А-6 состоит из двух человек. Стоимость самолета в зависимости от его модификации составляет 4,3-6,2 млн. долларов.
Основным базовым патрульным самолетом авиации ВМС является самолет Р-3 <Орион>, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями. Стоимость его постройки обходится в 4 млн. долларов. Он разработан фирмой <Локхид> на базе пассажирского турбовинтового воздушного лайнера <Электра>.
Самолет Р-3 способен беспрерывно находиться в воздухе в течение 13 часов. Он оснащен самой современной командно-поисковой системой A-New, состоящей из более чем 300 электронных узлов (включая бортовую ЭВМ), магнитным обнаружителем (регистрирующим изменения магнитного поля Земли, вызываемые присутствием подводной лодки), радиолокационной и гидроакустической станциями, а также радиогидроакустическими буями. Для опознания надводных целей ночью вместо поисковых прожекторов самолет может применять телевизионную аппаратуру, действующую в условиях слабой освещенности объектов. В бомбовом отсеке самолета размещаются 907-кг мина Мк25, или три 454-кг мины МкЗб, или три глубинные бомбы Мк57, или четыре торпеды Мк46, или две ядерные глубинные бомбы Мк101. Под крылом самолета имеется десять пилонов для подвески оружия и ракеты <Буллпап> класса <воздух-земля>.
План закупок самолетов Р-ЗС выполнен приблизительно на 50 проц.; программа дальнейшего их приобретения будет осуществляться на средства из бюджета ВМС до 1977/78 финансового года включительно.
К 1971/72 финансовому году командование ВМС намерено иметь 30 эскадрилий базовой патрульной авиации по девять самолетов в эскадрилье. По меньшей мере девять эскадрилий будут состоять из самолетов модификации Р-ЗС.

Палубный самолет S-3A

В 1963 году командование ВМС США решило провести необходимые исследования с целью определения требований к следующему поколению палубных противолодочных самолетов, которые должны были заменить самолеты S-2 <Треккер>, состоявшие на вооружении авианосцев с середины 50-х годов. В августе; 1969 года фирмы <Локхид>, <Линг-Темко-Воут> и <Сперри Рэнд> заключили с ВМС контракт на исследования и разработку шести прототипов палубного самолета S-3A (рис.6), оснащенного двумя реактивными двигателями и способного обнаруживать, преследовать и уничтожать подводные лодки.
До 1975 года включительно командование ВМС намерено закупить 193 таких самолета при условии, что стоимость строительства каждого из них не превысит 11,4 млн.долларов. Из 2,93 млрд. долларов, запланированных на расходы по осуществлению программы создания и закупки самолетов, пока израсходовано или запрошено только 530,7 млн. долларов.
Ожидается, что самолет S-3A начнет поступать на флот в конце 1973 года. Он будет вооружен торпедами Мк46, минами, ракетами <Буллпап> и, возможно, некоторыми системами оружия, ведущими стрельбу вперед по курсу. В середине 70-х годов ракета <Буллпап>, вероятно, будет заменена более совершенной.
Заканчивается этап исследований и разработок палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С <Хокай>. В 1970/71 финансовом году пока приобретено только три таких самолета. Самолет модификации Е-2А совершил свой первый полет в 1960 году. В 1967 году, после того как фирма <Грумман> поставила ВМС 59 таких самолетов и 17 самолетов С-2А (вспомогательных и грузовых), их производство было прекращено. Стоимость самолетов следующая: С-2А - 2,5 млн.долларов, Е-2А - 6,5 млн.долларов и Е-2С - 7,5 млн. долларов.
Адмирал Конноли заявил, что ВМС намерены до конца 1979 года закупить 671 учебный самолет Т-2С <Бакай> на сумму 604,5 млн. долларов и 855 учебных самолетов TA-4J на сумму 1,34 млрд. долларов.

Зарубежное военное обозрение - XX'1973

Категория: 1973 | Добавил: commi (01.06.2008)
Просмотров: 2493 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz