Военно-воздушные силы Израиля
В.
Худолеев
ВВС Израиля - самостоятельный и важнейший вид вооруженных сил страны. Судя по
материалам иностранной печати, они призваны решать следующие основные задачи:
проведение самостоятельных воздушных операций, противовоздушная оборона страны и
группировок войск, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС,
десантирование воздушных десантов, доставка и перевозка грузов, спасение
экипажей терпящих бедствие самолетов, вертолетов и кораблей, защита прилегающих
морских акваторий.
Возглавляет ВВС командующий (в настоящее время генерал-майор Авиху Бен-Нун),
который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба и отвечает за
состояние их боевой готовности и развитие, организацию боевой подготовки и
материально-техническое обеспечение. Повседневное руководство командующий
осуществляет через штаб в Тель-Авиве. В ВВС существуют следующие рода авиации:
истребительно-бомбардировочная, истребительная ПВО, разведывательная,
военяо-транспортная. Имеются также вертолеты различного предназначения.
Особенностью израильских ВВС является то, что им подчинены силы и средства,
которые в вооруженных силах других стран составляют армейскую авиацию.
Военно-воздушные силы включают авиационные эскадрильи и крылья, дивизионы ЗУР
«Хок», подразделения радиотехнических войск, органы тылового обеспечения и
военно-учебные заведения.
Основу организационной структуры ВВС Израиля составляют авиационные базы, на
каждой из которых дислоцируется авиационное крыло с соответствующими
подразделениями обеспечения. Командир авиабазы отвечает за боевую подготовку и
использование всех находящихся на ней частей и подразделений.
Руководство средствами ПВО - истребительными эскадрильями, дивизионами ЗУР «Хок»
и подразделениями радиотехнического обеспечения - осуществляет заместитель
командующего ВВС по противовоздушной обороне (в настоящее время бригадный
генерал Ури Рам).
По сообщениям зарубежной прессы, ВВС Израиля располагают достаточным количеством
авиационных баз и аэродромов для базирования и полетов самолетов (рис. 1).
Основными из них являются: Рамат-Давид, Тель-Ноф (или Акир), Лод, Сде-Дов, Хацор
(или Кастина), Хацерим. В связи с возвращением Египту авиационных баз на
Синайском п-ове Соединенные Штаты в 1979- 1983 годах построили и передали
Израилю безвозмездно авиационные базы Мицпе-Рамон и Увда в пустыне Негев. В эти
же годы израильтяне построили восточнее Беэр-Шева авиабазу Мальхата. Все они
оснащены радио- и светотехническим оборудованием для обеспечения полетов в
сложных метеорологических условиях днем и ночью.
Общая численность личного состава ВВС Израиля, по последним данным западной
печати, составляет 30 тыс. человек, из которых около 7 тыс. военнослужащих
срочной службы (в основном в войсках противовоздушной обороны), а остальные -
офицеры и сверхсрочники. После отмобилизования численность личного состава может
достигнуть 80 тыс. человек.
|
Рис. 1, Основные авиационные базы и
аэродромы Израиля |
По
количеству боевых самолетов Израиль лишь незначительно уступает таким странам,
как Великобритания, ФРГ и Франция. Общая численность боевых самолетов в ВВС -
613 единиц (23 эскадрильи), в том числе: тактических истребителей F-16 «Файтинг
Фалкон» - 145 (шесть эскадрилий), F-4E «Фантом» - 113 (четыре эскадрильи), «Кфир»
(см. цветную вклейку) различных модификаций - 170 (шесть); истребителей ПВО F-15
«Игл» (рис. 2) - 50 (две); штурмовиков А-4 «Скайхок» (см. цветную вклейку) -121
(четыре), разведывательных самолетов RF-4E «Фантом» - 14 (одна).
Парк военно-транспортных самолетов насчитывает около 60 машин, сведенных в три
эскадрильи (Боинг 707 -семь, С-130Е и Н «Геркулес» - 21, С-47 -19, Ш-201 и -202
«Арава» - десять). Используется также некоторое количество легких транспортных
самолетов IAI-1123 н -1124. Резервом военно-транспортной авиации могут служить
самолеты государственной авиационной компании «Эл Ал», обеспечивающей
пассажирские перевозки на международных линиях (18 самолетов Боинг 767, 747, 737
и 704).
По
сообщениям иностранной прессы, в ВВС Израиля имеется три (по другим источникам -
четыре) самолета Боинг 707 и такое же количество самолетов IAI «Арава»,
оборудованных для ведения РЭБ, четыре самолета дальнего радиолокационного
обнаружения и управления Е-2С «Хокай», три (по другим источникам - четыре)
самолета береговой охраны «Си Скзн», четыре тактических разведывательных
самолета «Мохаук» OV-1D.
Парк самолетов-заправщиков включает два самолета КС-130Н и два Боинг 707 (рис.
3).
Для летной подготовки личного состава имеется около 80 учебно-боевых самолетов
СМ. 170 «Мажистер», а в качестве самолетов связи и для начальной летной
подготовки используются легкие винтомоторные самолеты Do-27, Do-28, «Цессна» и «Пайпер»
нескольких модификаций.
Вертолетный парк насчитывает около 80 боевых вертолетов (36 MD500 «Дефендер», по
некоторым данным - 24, и 44 Белл 209), а также около 150 вертолетов других типов
(восемь А321 «Супер Фрелон», 33 Н-53, 25 Белл 212, 38 Белл 206, 32 Белл 205,
десять «Алуэтт» 2).
Тактический истребитель F-16 «Файтинг Фалкон» является перспективным самолетом в
ВВС Израиля. Предназначается он для нанесения ударов по наземным целям и решения
задач противовоздушной обороны. Первая партия самолетов F-16 поступила на
вооружение израильских ВВС в 1980 году. Очередная партия в количестве 75 единиц
будет поставляться Соединенными Штатами с 1991 года. Судя по материалам
зарубежной прессы, на вооружении состоят: одноместный F-16A, двухместный
учебно-боевой F-16B, а также более усовершенствованные
истребители-бомбардировщики F-16C и F-16D. Израильские истребители F-16 являются
первыми самолетами данного типа, которые практически участвовали в боевых
операциях. Так, 7 июня 1981 года группа в количестве девяти самолетов F-16 под
прикрытием истребителей F-15 «Игл» нанесла ракетно-бомбовый удар по иракскому
центру ядерных исследований Озирак в 17 км юго-восточнее Багдада. 1 октября 1985
года израильские самолеты F-16 совершили пиратский налет на штаб-квартиру
Организации освобождения Палестины в Тунисе.
Тактический истребитель F-15A, В, С и D «Игл» решает в основном задачи ПВО, он
может также применяться для нанесения ударов и по наземным целям. Поставка F-15
в Израиль началась в 1976 году. Продажа очередной партии самолетов этого типа в
количестве 10-15 единиц намечена на ближайшие годы.
|
Рис. 3. Самолет-заправщик ВВС
Израиля дозаправляет в воздухе три
штурмовика А-4 «Скайхок» |
|
Рис. 2. Тактический истребитель F-15
«Игл» израильских ВВС |
|
Рис. 4. Вертолет огневой поддержки
АН-1 «Кобра Toy» израильских ВВС |
|
Рис. 5. Израильский вертолет MD500 «Дефендер» |
|
Рис . 6. Израильский беспилотный
летательный аппарат «Скаут» |
Планом модернизации ВВС предусматривается установка на самолетах F-15 и F-16
ряда бортовых радиоэлектронных систем, ранее предназначавшихся для самолета «Лави».
Тактический истребитель F-4 «Фантом», поступивший на вооружение в период
1969-1977 годов, предназначается для нанесения ударов по наземным и морским
целям, непосредственной поддержки сухопутных войск и противовоздушной обороны.
После ликвидации проекта производства собственного тактического истребителя
«Дави» израильское командование объявило о намерении провести модернизацию
самолета F-4, имеющую целью продлить срок его службы еще на 10-15 лет.
Модернизация включает установку более мощных двигателей, оснащение современным
электронным оборудованием и вооружением, что позволит ему соперничать с
самолетами новых типов. Аэродинамические характеристики останутся прежними.
Модернизированный самолет, получивший название «Фантом-2000», начал поступать на
вооружение израильских ВВС с апреля 1989 года.
Тактический истребитель «Кфир» предназначается для нанесения ударов по наземным
целям и выполнения задач ПВО. Разработан израильской авиационной промышленностью
на базе французского самолета «Мираж-3», оснащается американским двигателем
J-79. Его выпуск начался в Израиле в 1975 году. На базе этого самолета были
разработаны и приняты на вооружение более современные модификации - «Кфир» С-2
(в 1976 году) и «Кфир» С-7 (в 1983-м).
Основное предназначение штурмовика А-4 «Скайхок» - оказание непосредственной
поддержки сухопутным войскам. Он также широко используется для подготовки
летного состава. Первая эскадрилья самолетов этого типа была сформирована в ВВС
Израиля в 1968 году. Всего из США было получено 270 боевых и
учебно-тренировочных машин модификаций Е, Н, N и М. Часть их находится в
резерве, а на вооружении состоят модификации Н и N. Путем проведения
модернизации планируется продлить срок службы самолетов до конца 90-х годов.
Для выполнения поставленных задач израильские боевые самолеты применяют
следующие боеприпасы собственного и иностранного производства: УР «Шафрир» Мк2 и
МкЗ, «Сайдвиндер» и «Спарроу» (класса «воздух - воздух»), а также «Буллпап» и «Мейверик»
(«воздух - земля»), управляемые противорадиолокационные ракеты «Шрайк» и
«Стандарт» ARM; управляемые авиационные бомбы серий «Уоллай» и GBU;
неуправляемые сбрасываемые бомбовые кассеты.
Военно-транспортные самолеты С-130Е «Геркулес» американского производства начали
поступать на вооружение ВВС Израиля в конце 1971 года. Всего было поставлено 22
самолета, из них два КС-130Н. В 1976 году три самолета С-130Е выполнили задачу
по десантированию посадочным способом десанта в составе 70 человек в аэропорту
Энтеббе (Уганда, 3700 км от Израиля), который провел успешную операцию по
освобождению пассажиров французского аэробуса, угнанного туда террористами с
международной авиалинии Тель-Авив - Париж.
Самолеты Боинг 707 предназначаются для переброски грузов и личного состава на
большие расстояния. Первый самолет этого типа поступил на вооружение израильских
ВВС в 1973 году. По сообщениям западной печати, при проведении операции в
Энтеббе самолет Боинг 707 по согласованию с кенийским правительством
использовался в качестве передового командного пункта и госпиталя с
местопребыванием в аэропорту Найроби в Кении (450 км от Энтеббе). Два самолета
Боинг 707 переоборудованы в заправщики.. Самолеты-заправщики позволили боевым
самолетам израильских ВВС совершить налеты на объекты в Ираке и Тунисе
соответственно в 1000 и 2460 км от Израиля.
Легкие военно-транспортные самолеты IAI-101 и IAI-201 «Арава» с укороченным
взлетом и посадкой выпускаются израильской авиационной промышленностью с 1969 и
1982 годов. Самолет «Арава» является многоцелевым, потому что может применяться
не только в качестве транспортного, но и санитарного (размещается 12 раненых на
носилках), противолодочного, воздушного ретрансляционного пункта, для ведения
радио- и радиотехнической разведки и выполнения задач РЭБ (после установки
соответствующей аппаратуры).
Учебно-боевой самолет СМ.170 «Мажистер» фирмы «Потез» (Франция) состоит на
вооружении с 1960 года. В период с 1981 по 1986 год проведена модернизация всех
самолетов этого типа, включавшая установку усовершенствованного двигателя и
современного оборудования, в результате чего срок их использования продлен до
конца 90-х годов. Модернизированные машины получили наименования «Цукит» и «Амит».
Легкий транспортный самолет модификаций IAI-1123 и -1124 производится в Израиле
по лицензии США. Используется в израильских ВВС с 1973 года для связи, перевозки
личного состава, грузов и эвакуации раненых.
Самолет береговой охраны «Си Скэн» (создан на базе самолета IAI-1123)
предназначается для ведения наблюдения над морем.
Боевой вертолет Белл АН-1 модификаций AH-1G и АН-IS «Кобра Toy» (рис. 4)
производства США предназначается для непосредственной огневой поддержки
сухопутных войск, в первую очередь для борьбы с бронированными целями,
обеспечения высадки и боевой деятельности тактических десантов. Первые шесть
вертолетов АН-1С были поставлены ВВС Израиля в 1974 году.
Боевой вертолет MD500 «Дефендер» (рис. 5) американского производства применяется
для борьбы с танками и другими бронированными целями, а также для разведки,
связи, перевозки легких грузов и личного состава. Состоит на вооружении с 1977
года.
Транспортный вертолет СН-53 предназначается для перевозки грузов и личного
состава, эвакуации раненых и выполнения поисково-спасательных работ. Состоит на
вооружении с 1969 года.
По
сообщениям иностранной прессы, Израиль закупил в США современные
разведывательные вертолеты ОН-58, поставка которых будет осуществляться по плану
военной помощи на 1990 год. Достигнута договоренность о поставках Израилю после
1990 года боевых вертолетов «Апач».
На
вооружении израильских ВВС состоят беспилотные летательные аппараты (БЛА)
национального производства. БЛА «Мастиф» МкЗ, разработанный фирмой «Тадиран»,
выпускается с 1980 года для ведения воздушной разведки с использовавшем АФА и
телевизионной аппаратуры с передачей разведывательных данных на землю в реальном
масштабе времени. Он может запускаться как с земли, так и со специальной
платформы при помощи гидроприводного ускорителя (катапульты), устанавливаемого
на грузовом автомобиле. Для посадки на землю применяется тормозное устройство,
обеспечивающее пробег 15 м.
БЛА «Скаут» (рис. 6), разработанный фирмой «Израэль эркрафт индастриз»
(производится с 1980 года), предназначен для выполнения тех же задач, что и «Мастиф».
В состав бортового разведывательного оборудования могут входить телевизионная
камера или аэрофотоаппараты. Взлет БЛА осуществляется с пневматической
катапульты, смонтированной на грузовом автомобиле.
Противовоздушная оборона Израиля, помимо самолетов, обеспечивается 12 батареями
ЗУР «Хок» и шестью «Усовершенствованный Хок» (по шесть ПУ в батарее - всего
108), мобильными ЗРК «Чапарэл» (52 ПУ), 20-мм шестиствольными зенитными
установками М163 «Вулкан», 40-мм зенитными автоматическими пушками L70 шведского
производства и 20-мм спаренными зенитными установками ТСМ-20 израильского
производства. Этими средствами в первую очередь прикрываются авиационные и
военно-морские базы, центр ядерных исследований в Димона и наиболее крупные
города страны.
Боевая подготовка авиационных частей и подразделений организуется и проводится с
учетом их предназначения и решаемых задач. В частности, летный состав
истребительной авиации ПВО отрабатывает главным образом навыки в перехвате
воздушных целей, истребительно-бомбардировочной - в нанесении ударов по наземным
объектам. По оценке командующего ВВС Израиля, летный состав израильских
военно-воздушных сил имеет достаточно высокий уровень профессиональной
подготовки. Кадровые летчики выполняют по два вылета ежедневно в течение пяти
дней недели, летчики резерва - по два вылета в неделю. Резервисты эскадрилий,
вооруженных тактическими истребителями «Кфир», ежегодно совершают около 100
вылетов, а эскадрилий F-16 - до 120. Резервисты составляют 70 проц. личного
состава подразделений, вооруженных самолетами F-4 «Фантом», «Кфир» и А-4 «Скайхок»
и 50 проц. в эскадрильях, имеющих самолеты F-15 и F-16. Они приписаны к
конкретным подразделениям и призываются в случае мобилизации на ежегодные сборы
и учения, а также могут быть вызваны для выполнения отдельных заданий. Командиры
подразделений следят за поддержанием постоянной натренированности
летчиков-резервистов.
В
процессе учебно-боевой подготовки основное внимание обращается на выполнение
задач в условиях, максимально приближенных к боевым. Ежегодно самолеты ВВС
Израиля наносят 20-25 ракетно-бомбовых ударов по лагерям палестинских беженцев и
другим объектам палестинцев и национально-патриотических сил в Ливане, привлекая
для этого и летчиков резерва.
В
боевой подготовке истребительно-бомбардировочной авиации, по сообщениям
иностранной печати, большое внимание уделяется отработке преодоления
противодействия средств ПВО противника при нанесении ударов по наземным объектам
и непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Считается, что
состоящие на вооружении израильских ВВС средства воздушной разведки и РЭБ должны
своевременно обеспечить выявление и подавление радиоэлектронных средств
противника.
Для успешного выполнения этих задач планируется установить на боевых самолетах
автоматизированную систему, которая позволит летчикам получать непрерывную
информацию о режиме полета и обстановке на маршруте, обеспечивать автоматический
вывод самолета на цель и нанесение удара.
Летчики всех истребительно-бомбардировочных эскадрилий ВВС Израиля тренируются в
нанесении ударов по наземным целям в интересах сухопутных войск, а часть
авиаэскадрилий специализируется на выполнении только этих задач. По опыту
учений, для организации более тесного взаимодействия военно-воздушных сил с
сухопутными войсками в районе расположения дивизий, действующих на главном
направлении, создаются передовые командные пункты (МП) ВВС для сбора и обобщения
разведывательной информации и обеспечения выполнения заявок сухопутных войск на
применение авиации. Как подчеркивает западная пресса, к каждой дивизии
израильской армии прикреплена определенная эскадрилья
истребителей-бомбардировщиков, которая в ходе повседневной боевой подготовки
отрабатывает конкретные задачи по непосредственной поддержке ее подразделений и
частей. В дивизии и бригады, а иногда и в батальоны поддерживаемых сухопутных
войск направляются офицеры связи или авианаводчики со средствами связи.
Учебный год в боевых частях ВВС Израиля делится на три периода по четыре месяца.
В конце каждого периода проводятся учения в масштабе авиационной базы. На них
отрабатываются задачи, которые могут быть поставлены этой базе: уничтожение ЗРК,
нанесение ракетно-бомбовых ударов по аэродромам вероятного противника, базам
палестинцев и национально-патриотических сил в Ливане и другие. В конце учебного
года обычно проводятся двухдневные учения ВВС с привлечением сил нескольких
авиабаз, в ходе которых выполняется до 40 самолето-вылетов.
Как сообщает иностранная печать, командующий ВВС считает, что для поддержания
необходимого уровня боеготовности военно-воздушных сил необходимо сосредоточить
усилия на трех основных направлениях: повышение качества отбора и уровня
подготовки летчиков и специалистов наземных служб, совершенствование тактики
ведения боевых действий и поддержание технического превосходства над своими
вероятными противниками.
Летный состав израильских ВВС пополняется за счет выпускников средних школ,
прошедших двухгодичную подготовку в летном училище. При наборе в него
предпочтение отдается лицам, прослужившим в вооруженных силах на сержантских
должностях не менее трех месяцев. Учитывается также неизбежный отсев,
составляющий до 15-20 проц. курсантов, особенно в первый год обучения, из-за
неуспеваемости и несоответствия требованиям, предъявляемым к летчикам
современных боевых самолетов.
Обучение в летном училище проходит в шесть этапов по четыре месяца. Первые
полеты с инструктором на учебно-тренировочном самолете «Пайпер» выполняются уже
на первом этапе обучения, а на учебно-боевых самолетах «Цукит» начинаются на
третьем. К самостоятельным полетам курсанты допускаются после налета с
инструктором на самолетах «Пайпер», «Цукит» и «Куин-Эр» не менее 30 ч. На
четвертом этапе каждый курсант выполняет по 60 самостоятельных полетов. Затем
курсанты практически не летают, а проходят в основном теоретическую подготовку:
изучают организационную структуру и систему управления ВВС, общую тактику и
тактику воздушного боя, вооруженные силы иностранных государств и т. д. На
заключительном этапе каждый курсант совершает до 60 полетов на самолете А-4 «Скайхок»,
из них 15-20 с инструктором. В конце курса обучения курсанту присваивается
воинское звание лейтенант, и он направляется для дальнейшего прохождения службы
в боевые эскадрильи, вооруженные А-4 «Скайхок», где продолжает совершенствовать
летное искусство.
Молодые летчики, показавшие хорошие результаты в боевой подготовке, направляются
затем в. эскадрильи, вооруженные самолетами F-16, F-15, F-4.
Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.31-37 |