Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 27.05.2017, 18:41

Главная » Статьи » Архив по годам » 1972

Военная политика и вооруженные силы Турции

Военная политика и вооруженные силы Турции

Генерал-майор танковых войск С.Крахмалов,
Подполковник И.Иванов


После окончания второй мировой войны американский империализм, стремясь играть роль своеобразного гаранта и охранителя международной системы эксплуатации и гнета, пытался навязать свою волю как отдельным государствам, так и целым районам мира. Большое внимание американцы уделили проникновению в Турцию. 12 июля 1947 года между США и Турцией был подписан договор о предоставлении ей американской военной и экономической помощи на основе "доктрины Трумэна". После этого Турцию наводнили многочисленные американские военные миссии, эксперты, различные военные и гражданские специалисты. В 1952 году Турция вступила в агрессивный блок НАТО, а в 1955 году - в СЕНТО. Особое значение, которое США придавали этой стране, объяснялось тем, что Турция, непосредственно граничащая с Советским Союзом (сухопутная граница протяженностью 602 км) и Болгарией (235 км), занимает важное стратегическое положение в районе Средиземноморья и Ближнего Востока. Бывший главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО на Южно-Европейском ТВД американский адмирал Браун в свое время писал, что район Черноморских проливов, которым владеет Турция, имеет решающее значение для всей стратегии НАТО на Южно-Европейском ТВД.
В американских военно-стратегических планах учитывалось также, что Турция в состоянии предоставить значительные контингенты вооруженных сил в распоряжение Североатлантического блока. После вступления в НАТО Турция передала в состав объединенных вооруженных сил этого блока почти все боевые соединения и части сухопутных войск, а также обе воздушные армии. По количеству соединений и частей, переданных в НАТО, Турция занимает одно из первых (мест среди стран - участниц блока.
В 1959 году между США и Турцией был заключен ряд двусторонних соглашений, которые предусматривали оснащение турецкой армии американским оружием и боевой техникой, усиление ее мобильности, а также обучение и переподготовку офицерского состава и строительство важных военных объектов на территории этой страны.
К началу 1963 года на территории Турции было построено более 60 различных военных объектов, в том числе аэродромы, военно-морские базы, стартовые позиции ракет, склады специального назначения, радиотехнические объекты и т. д. Партнерство Турции и Соединенных Штатов по Североатлантическому блоку привело к тому, что строительство вооруженных сил, боевая подготовка личного состава, оперативное оборудование территории осуществляются на основе рекомендаций командований США и НАТО. Американская военная миссия в Турции имеет свои отделы и группы советников не только при генеральном штабе, но также в штабах видов вооруженных сил, в полевых и воздушных армиях.
В течение последних 10-12 лет наблюдается тенденция к самостоятельности внешней политики Турции и ослаблению ее зависимости от США. Турция стала проводить политику добрососедских отношений с Советским Союзом. В ноябре 1969 года Советский Союз посетил бывший президент Турции Джевдет Сунай. Это был первый в истории визит турецкого президента в СССР. В апреле 1972 года, во время посещения Турции Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорным, в Анкаре была подписана "Декларация о принципах добрососедских отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой". Обе стороны подтвердили, что одним из принципов их политики будет "развитие отношений между обеими странами в соответствии с традициями мира, дружбы и добрососедства, которые были заложены В. И. Лениным и К. Ататюрком". В декларации говорится, что стороны выступают за сближение СССР и Турции, поскольку это "отвечает интересам укрепления мира и развития сотрудничества между ними, в Европе и во всем мире".
В последние годы на новую ступень поднялось советско-турецкое экономическое сотрудничество. По экономическому соглашению от 25 марта 1967 года Советский Союз содействует Турции в строительстве ряда крупных промышленных предприятий. Среди них металлургический комбинат в Искендерун мощностью 1 млн. т стали в год; нефтеперерабатывающий завод на берегу Эгейского моря (60 км севернее Измир), который перерабатывает 3 млн. т сырой нефти в год; алюминиевый завод в Сейдишехир производительностью 200 тыс. т глинозема, 60 тыс. т алюминия и 25 тыс. т проката; завод по производству древесноволокнистых плит в Артвин мощностью 28 тыс. т в год. В 1972 году в Бандырма, на берегу Мраморного моря, завершено строительство завода по производству серной кислоты мощностью 120 тыс. т в год.
Несмотря на общую разрядку напряженности в мире, улучшение отношений с Советским Союзом и Болгарией, Турция продолжает оставаться активным членом блоков НАТО и СЕНТО, деятельность которых направлена против стран социалистического содружества.
На территории Турции находятся важные авиационные и морские базы и другие военные объекты США и НАТО. Здесь расположены: штаб объединенных сухопутных войск НАТО в юго-восточной части Южно-Европейского ТВД и штаб 6-го объединенного тактического авиационного командования НАТО (оба в Измир); крупнейшая на Ближнем Востоке американская военно-воздушная база в Инджирлик (Адана), на которой постоянно базируются американские боевые самолеты, в том числе самолеты-носители ядерного оружия; ряд американских радио- и радиотехнических объектов различного назначения, важнейшие из которых находятся в Синоп, Карамюрсель и Диярбакыр; штаб объединенной американской военной миссии (в Джусмат); группа материально-технического обеспечения ВВС США и другие. По данным зарубежной прессы, на территории Турции постоянно находятся 7 тыс. американских военнослужащих.
В различных комитетах НАТО в Брюсселе (Бельгия), а также в штабах объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и на Южно-Европейском ТВД работают постоянные представители Турции.
В Анкаре находятся руководящие органы блока СЕНТО, в том числе отдел военного планирования, который разрабатывает планы и рекомендации, выносимые на рассмотрение военного комитета этого союза.
В Турции периодически проводятся заседания различных органов НАТО и СЕНТО, а на территории страны и в ее прибрежных водах - многочисленные учения и маневры стран - участниц этих блоков. Вооруженные силы Турции принимают самое активное участие во всех этих мероприятиях. В ходе некоторых учений на территорию Турции высаживаются американские воздушные и морские десанты и перебрасываются войска из состава мобильных сил НАТО.
Опутав своих союзников паутиной двусторонних военно-политических договоров и соглашений, американский империализм продолжает политику, направленную на переоснащение вооруженных сил стран - участниц блоков более современными образцами оружия и боевой техники и на подготовку их территории в качестве театров военных действий. Следуя этой блоковой стратегии, правительство Турции в 1972 году приняло десятилетнюю программу модернизации вооруженных сил и развития национальной военной промышленности. На реализацию этой программы, предусматривающей производство необходимого вооружения и боевой техники, выделено 16 млрд. турецких лир (американский доллар составляет 13,51 турецких лир).
По сообщениям иностранной печати, общая численность вооруженных сил Турции 455 000 человек, из них в сухопутных войсках - 365 000 человек, в ВВС - 50 000 и в ВМС - 40 000 человек. Кроме того, в составе жандармских войск насчитывается до 75 тыс. человек.
Согласно конституции Турецкой Республики, верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент. Вопросы военной политики, обороны страны, строительства и использования вооруженных сил, проведения всеобщей мобилизации он решает через совет национальной безопасности, совет министров и генеральный штаб.
Совет национальной безопасности - это высший военно-политический орган, который координирует деятельность центральных гражданских и военных учреждений по вопросам военной политики и национальной обороны. В него входят: президент республики (председатель совета), премьер-министр, заместители премьер-министра, государственные министры, министры национальной обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммуникаций, общественных работ и труда, начальник генерального штаба, командующие видами вооруженных сил и генеральный секретарь совета национальной безопасности. Исполнительный орган совета национальной безопасности - генеральный секретариат совета.
Фактическим главнокомандующим вооруженными силами является начальник генерального штаба, назначаемый президентом по рекомендации совета министров. Начальник генерального штаба несет ответственность перед президентом и советом министров за состояние вооруженных сил, их строительство и боевую готовность. Ему подчинены командующие сухопутными войсками, ВВС и ВМС.
Генеральный штаб руководит боевой подготовкой войск, дает правительству рекомендации по военным вопросам, разрабатывает планы на случай войны. В генеральном штабе имеются четыре главных управления: личного состава, разведывательное, оперативное и боевой подготовки, тыла. Кроме того, в него входят следующие управления: центральное, специального оружия, стратегического планирования, мобилизационное, инженерное, военной промышленности, транспортное, интендантское, артиллерийско-технического снабжения и ремонта, медицинское, санитарно-эпидемиологическое (ветеринарное), научно-исследовательское, связи и электроники, военно-историческое, инспекционная комиссия. В генштабе имеется также ряд отделов, в том числе отделы по связи с НАТО и СЕНТО.
Министром национальной обороны является гражданское лицо. В задачу министерства национальной обороны входит финансирование, материально-техническое обеспечение и снабжение вооруженных сил. Оно также планирует и осуществляет строительство военных объектов, заключает соглашения по закупке военной техники и оружия, выполняет административно-хозяйственные функции.
При министре национальной обороны есть аппарат советников (советник министра, советники по сухопутным войскам, ВВС и ВМС) и высший военный совет.
Министерство национальной обороны имеет в своем составе генеральный секретариат и управления - личного состава, снабжения, инспекционное, координации планов и программ, печати и связи с населением, контрольно-финансовое, военно-юридическое, картографическое, медицинское, военно-строительное, инфраструктуры и другие.


Сухопутные войска - это основной и самый многочисленный вид вооруженных сил. Организационно они сведены в три полевые армии. По данным зарубежной печати, соединения и части 1-й. полевой армии (штаб в Стамбул) дислоцируются в Восточной Фракии и на п-ове Коджаэли, 2-й полевой армии (штаб в Конья) - в центральной и южной частях страны и 3-й полевой армии (штаб в Эрзинджан) - в приграничных с СССР восточных районах Анатолии. Полевые армии по своему составу не однородны. В 1-ю полевую армию входят четыре армейских корпуса, в состяве которых десять дивизий и две отдельные бригады. Во 2-й полевой армии - три армейских корпуса, в которых две дивизии_и пять отдельных бригад. В 3-й полевой армии - три армейских корпуса, насчитываюших пять дивизий и пять отдельных бригад. Таким образом, всего в составе сухопутных войск имеется 17 дивизий (14 пехотных, 2 механизированные и 1 бронетанковая), 12 отдельных бригад (7 пехотных, 4 бронетанковые и 1 воздушнодесантная) и ряд частей армейского и корпусного подчинения. Кроме того в состав сухопутных войск входят 4 учебные дивизии (3 пехотные и 1 бронетанковая).
Основным тактическим соединением сухопутных войск является пехотная дивизия. Организационно она состоит из трех пехотных и одного артиллерийского полка, танкового батальона (54 танка) и подразделений боевого и материально-технического обеспечения. В дивизии около 13 тыс. человек, более 60 танков, около 250 артиллерийских орудий, минометов и установок ПТУРС.
Механизированная дивизия, как и пехотная, имеет три механизированных и один артиллерийский полк, а также подразделения боевого и материально-технического обеспечения. В дивизии свыше 14 тыс. человек личного состава, более 180 танков, около 400 бронетранспортеров, свыше 280 артиллерийских орудий, минометов и ПТУРС. В отличие от пехотной дивизии, которая оснащена артиллерией и минометами на мех-тяге, механизированная дивизия вооружена самоходными артиллерийскими и минометными установками.
Бронетанковая дивизия состоит из четырех танковых и четырех мотопехотных батальонов, артиллерии дивизии (четыре артиллерийских .дивизиона) и подразделений боевого и материально-технического обеспечения. Общая численность личного состава дивизии свыше 12,5 тыс. человек. На вооружении дивизии более 250 танков, около 400 бронетранспортеров и до 160 самоходных артиллерийских орудий и минометов.
На вооружении соединений и частей сухопутных войск Турции находится боевая техника и оружие главным образом американского производства, в том числе танки M47 и М48, НУР "Онест Джон", 203.2-мм гаубицы М2, 203.2-мм самоходные гаубицы М55, 155-мм пушки М1А1, 155-мм гаубицы М1А2, 155-мм самоходные гаубицы M44A1, 105-мм гаубицы М2А1, 105-мм самоходные гаубицы M52Al, l06-мм безоткатные орудия М40, 106.7-мм и 81-мм минометы, плавающие гусеничные бронетранспортеры M113. Кроме того, имеются ПТУРС 810В "Кобра" (ФРГ) и SS-10 и SS-11 (Франция) и другое вооружение.


Военно-воздушные силы Турции полностью включены в 6-е объединенное тактическое авиационное командование НАТО. Иностранная печать сообщает, что в составе ВВС две тактические воздушные армии, штабы которых находятся в Эскишехир (1 ТВА) и Диярбакыр (2 ТВА), ракетная база ЗУР "Найк", учебное авиационное командование в Измир и транспортная группа в Этимесут.
1 ТВА объединяет четыре авиационные базы: Эскишехир, Мюртед, Бандырма и Балыкесир. На авиабазе Эскишехир дислоцируются две авиаэскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-100D и одна эскадрилья самолетов-разведчиков RF-84F, на авиабазе Мюртед - одна эскадрилья истребителей-бомбардировшиков F-104 и одна эскадрилья ист-ребителей F-102A, на авиабазе Бандырма - две эскадрильи истребителей F-5A, на авиабазе Балыкесир - одна эскадрилья истребителей-бомбардировщиков F-100D и одна эскадрилья самолетов-разведчиков RF-5А.
В состав 2 ТВА входят: одна авиаэскадрилья самолетов F-102А и одна - F-5A (базируются на авиабазу Мерзифон), две авиаэскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-100D и одна эскадрилья самолетов-разведчиков RF-84F (на авиабазу Диярбакыр), две авиаэскадрильи истребителей-бомбардировшиков F-100D (на авиабазу Эрхач).
На вооружении каждой авиаэскадрильи имеется 18-25 боевых самолетов (в том числе резервные).
На ракетной базе ЗУР "Найк" находится восемь эскадрилий, на вооружении которых состоят 72 пусковые установки ЗУР "Найк-Аякс" и "Найк-Геркулес". Все эти эскадрильи размещены в районе пролива Босфор.
Непосредственно командующему ВВС подчинена транспортная группа, в составе которой имеются три транспортные авиаэскадрильи.
Базы Газиэмир, Чигли и Конья входят в состав учебного авиационного командования, причем авиабаза Газиэмир предназначена для начальной подготовки летного состава. Обучение летчиков осуществляется на самолетах Т-34, Т-6 "Харвард" Мк4 (канадского производства), а также С-47 и Т-42А. Подготовка летчиков-истребителей ведется на авиабазах Чигли и Конья, для чего используются самолеты Т-33, Т-37В, F-84F, F-100F, TF-102A, TF-104 и F-5B.
Всего в составе военно-воздушных сил Турции, по данным зарубежной печати, имеется шестнадцать эскадрилий боевой авиации (360 самолетов), три эскадрильи транспортной авиации (80 самолетов и 15 вертолетов), три учебные авиабазы (170 учебно-тренировочных самолетов).
В ближайшее время ожидается поступление из США в Турцию около 40 самолетов F-4 "Фантом" и до 100 реактивных истребителей-бомбардировщиков F-100, которые будут использованы для замены устаревших самолетов. Иностранная печать в марте 1973 года сообщала о переговорах между Турцией и американскими компаниями "Нортроп" и "Локхид" по вопросу строительства предприятия по сборке на территории Турции реактивных истребителей F-104 и F-105.


Военно-морские силы в организационном отношении подразделяются на военно-морской флот, командования Северной и Южной военно-морских зон, морскую авиацию, учебное командование и командование главной военно-морской базы Гёльджюк.
Основа военно-морских сил-военно-морской флот, который состоит из трех флотилий: боевых надводных кораблей, подводных лодок и минной. По опубликованным за рубежом данным, в военно-морском флоте Турции имеется 184 боевых корабля и катера различного назначения, в том числе: эскадренных миноносцев - 14, подводных лодок - 15, малых противолодочных кораблей - 8, малых десантных кораблей и катеров - 56, сторожевых и противолодочных катеров - 46, торпедных катеров - 11, тральщиков - 20, минных и сетевых заградителей - 14. Кроме того, в состав военно-морского флота входит 88 вспомогательных судов.
Морская авиация ВМС Турции имеет одну эскадрилью (12 патрульных самолетов S-2E) и несколько вертолетов АВ 205, которые базируются на авиабазу Карамюрсель (в районе главной военно-морской базы Гёльджюк).
Основными базами военно-морского флота являются Гёльджюк (главная), Мерсин, Измир, Стамбул и Эрегли (на Черном море).
Подготовка личного состава для флота осуществляется учебным командованием, которое находится в Гёльджюк.
На вооружении военно-морского флота Турции состоят в основном корабли, построенные в США и Великобритании и поставленные по программе военной помощи НАТО. Национальная судостроительная промышленность Турции способна производить ремонт кораблей всех классов, имеющихся в составе турецкого флота, и строить небольшое количество кораблей, в том числе эскадренные миноносцы и дизельные подводные лодки.
Система комплектования и порядок прохождения службы в вооруженных силах Турции определяются законами о всеобщей воинской повинности 1927, 1939 и 1944 годов, а также дополняющим их законом 1967 года о прохождении службы офицерским и унтер-офицерским составом. В основу комплектования вооруженных сил рядовым составом положен принцип экстерриториальности, предусматривающий прохождение военнослужащими действительной военной службы в районах, значительно удаленных от их постоянного места жительства. Учет резервистов и призыв их в армию осуществляются по территориальному принципу.
По закону о всеобщей воинской повинности военнообязанными считаются мужчины в возрасте от 20 до 46 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе. Набор новобранцев проводится три раза в год. Срок действительной военной службы во всех родах войск - 18 месяцев. Для неграмотных солдат и матросов этот срок увеличивается на два месяца. Военнообязанные запаса периодически призываются на переподготовку на 30-45 суток. Начальная военная подготовка рядового состава всех родов войск и видов вооруженных сил осуществляется в учебных соединениях, частях и центрах подготовки рядового состава. Унтер-офицерский (сержантский) состав подразделяется на две категории: унтер-офицеров срочной службы и унтер-офицеров сверхсрочной службы. Первая категория комплектуется из числа наиболее грамотных солдат, прошедших краткосрочную подготовку на унтер-офицерских курсах при соединениях и частях. По истечении срока службы они увольняются в запас или же по их желанию могут быть оставлены на сверхсрочную службу.
Унтер-офицерский состав сверхсрочной службы является основной опорой офицеров в частях и подразделениях. На него возлагается основная часть задач по обучению и воспитанию солдат, их идеологической обработке и поддержанию в войсках дисциплины. Унтер-офицерский состав сверхсрочой службы комплектуется, обучается и проходит службу на основании закона "О личнсм составе вооруженных сил Турции" № 926, принятого меджлисом 27 июля 1967 года. Кандидаты в унтер-офицеры отбираются на добровольных началах из числа солдат и матросов, имеющих среднее образование, а также выпускников подготовительных унтер-офицерских школ.
Подготовка офицерских кадров осуществляется через систему военно-учебных заведений Турции, которые подразделяются на три типа: лицеи, училища, академии. Кроме того, имеются школы по подготовке офицеров запаса.
Военные лицеи с трехлетним сроком обучения готовят кандидатов для поступления в военные училища. В лицеях наряду с первоначальной военной подготовкой курсанты получают законченное среднее образование.
Военные училища имеются для всех родов войск. Срок обучения в них два-три года. Окончившие военные училища назначаются на офицерские должности в войска и штабы. Для переподготовки офицеров существует сеть курсов усовершенствования при военных училищах и академиях, а также организуемых в соединениях и частях.
Подготовка старшего и высшего командного и начальствующего состава осуществляется в военных академиях видов вооруженных сил в Стамбуле.
Идеологическая работа в армии строится в соответствии с общей политикой военно-политического руководства Турции, в которой уже длительное время большое место занимает борьба с прогрессивным демократическим движением в стране и антикоммунизм. В печати регулярно помещаются статьи, по радио и телевидению передаются лекции, доклады и беседы, в которых любые антиправительственные действия или выступления трудящихся за свои права приписываются, как правило, коммунистам и выдаются за происки "международного коммунизма". В последние годы проведен ряд мероприятий, направленных на усиление контрразведывательных и пропагандистских органов в вооруженных силах. Среди личного состава распространяются брошюры антикоммунистического содержания, издаваемые министерством национальной обороны и генеральным штабом. Военнослужащим запрещается вступать в какие-либо политические организации и присутствовать на митингах и собраниях. Турецкие солдаты воспитываются в духе преданности существующему режиму и верности союзникам по блокам НАТО и СЕНТО.
Вооруженные силы Турции, особенно в течение последнего десятилетия, играют фактически решающую роль в политической жизни страны. Несмотря на неоднократные официальные заявления военного руководства о том, что турецкая армия предназначена для "защиты страны от давнишних внешних врагов", вооруженные силы тем не менее в не меньшей степени выполняют внутренние функции, защищая интересы господствующего класса. В мае 1960 года, когда в стране начались массовые выступления трудящихся против политического курса реакционного правительства Баяра-Мендереса и создалась угроза существующему режиму, высшее военное руководство решительно вмешалось во внутренние дела и, используя вооруженные силы, установило в стране режим военной диктатуры. В последующие годы для подавления выступлений трудящихся, требовавших улучшения материального положения и условий труда, не раз привлекались регулярные пехотные и бронетанковые части. В марте 1971 года Турцию охватила новая волна антиамериканских и антиправительственных выступлений студентов и молодежи, которые требовали выхода Турции из НАТО и проведения социальных и экономических реформ. Начальник генерального штаба и командующие видами вооруженных сил, опираясь на армию, устранили от власти правительство Демиреля и разгромили фактически все демократические партии и организации в стране. Под видом войскового учения, в котором участвовало более 50 тыс. военнослужащих, в январе 1972 года в Стамбуле были проведены массовые обыски и облавы среди местного населения. В результате этих действий армии было арестовано более 200 человек, входивших в различные прогрессивные организации.
В целом военная политика правящих кругов Турции в настоящее время направлена на активное сотрудничество в империалистических военно-политических блоках.

Зарубежное военное обозрение - XХ'1972

Категория: 1972 | Добавил: commi (26.05.2008)
Просмотров: 4406 | Рейтинг: 2.3/3 |
Всего комментариев: 0
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz