Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2017, 00:45

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Состояние и перспективы развития авиационных кассет стран НАТО

Состояние и перспективы развития авиационных кассет стран НАТО

Полковник В. Томин

В последние годы в странах НАТО большое внимание уделяется развитию авиационного кассетного оружия. По мнению западных специалистов, это оружие значительно увеличивает возможности тактической авиации по поражению площадных целей, включая личный состав и бронетанковую технику на марше, в боевых порядках и в местах сосредоточения, а также аэродромы, промышленные и энергетические объекты, склады и т. п.

Кассетное оружие подразделяется на несколько категорий в зависимости от конструкции и способа его применения: сбрасываемые и несбрасываемые, управляемые и неуправляемые, с двигательными установками или без них. В качестве снаряжения кассет используются кумулятивные, осколочные, зажигательные или комбинированные бомбы, бетонобойные боеприпасы, противотанковые, противотранспортные и противопехотные мины. В перспективе планируется также использовать боеприпасы с индивидуальным наведением на конечном участке траектории их полета.

На вооружении самолетов тактической авиации стран НАТО состоит большое количество типов авиационных кассет (в основном бомбовых). В данной статье в связи с обширностью вопроса рассматриваются только основные, главным образом перспективные, авиационные кассеты

Сбрасываемые авиационные кассеты. Американская фирма "Ферранти" разработала и производит для ВВС США унифицированную кассетную установку SUU-65 (рис. 1), которая является основой для целого класса авиационных сбрасываемых кассет калибра 1000 фунтов.
Рис. 1. Авиационные кассеты на основе установки SUU-65 (TDM)
Рис. 2. Американская сбрасываемая авиационная кассета SFW: 1 - общий вид; 2 - БТП "Скит"; 3 - малогабаритная кассета BLU-108/B
Рис. 3. Франко-западногерманская кассета "Апаш"/CWS
Рис 4. Многоцелевой самолет "Торнадо" с кассетой MW-1
Рис. 5. Тактический истребитель F-4F с кассетами VBW

Кассеты, созданные на базе этой установки, рассчитаны на применение с высот 60-12000 м, при скоростях полета самолета 350-1300 км/ч, углах пикирования до 60° и кабрирования - до 30°. Универсальность применения кассеты обеспечивается возможностью варьирования в широких пределах высотой раскрытия кассеты (или временем после сброса с самолета) и изменением скорости воащения вдоль ее продольной оси за счет установки соответствующих углов лопастей стабилизатора. В качестве снаряжения кассетной установки могут использоваться кумулятивные, осколочные, зажигательные и другие боеприпасы.

В настоящее время фирма "Текстрон" ведет разработку на основе этой кассетной установки двух новых авиационных кассет: DAACM (Direct Airfield Attack Combined Munition) - для поражения аэродромов противника и SFW (Sensor Fused Weapon, рис. 2) - для борьбы с бронетанковой техникой. Первая снаряжается восемью бетонобойными бомбами BLU-106/B, предназначенными для разрушения бетонных покрытий рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос, аэродромов, а также 24 противотранспортными минами НВ876 для предотвращения ремонтных работ на аэродроме, вторая - десятью малогабаритными кассетами BLU-108/B, каждая из которых имеет по четыре боеприпаса точного прицеливания (БТП) "Скит". Этот боеприпас снабжен инфракрасным чувствительным элементом, позволяющим после отстрела БТП из малогабаритной кассеты вести поиск бронетанковой цели. Поражение такой цели осуществляется боевой частью боеприпаса, формирующей ударное ядро.

Французская фирма "Томсон Брандт" разработала бомбовую кассету ВМ400, которая уже производится. Эта кассета (масса 390 кг) снаряжается тремя осколочными боеприпасами (массой по 100 кг), которые разбрасываются на площади 100х600 м. Каждый из них имеет стабилизирующий парашют для обеспечения вертикальной ориентации при встрече боеприпаса с землей. При подрыве его боевой части за счет такой ориентации калиброванные осколки разлетаются с высокой скоростью в горизонтальной плоскости. Разработаны два типа БЧ: с 800 осколками, способными пробивать стальной лист толщиной 17 мм на дальности 100 м, и с 1200 осколками - соответственно 7 мм на той же дальности. Разработан вариант кассеты ВМ400 с ракетным ускорителем, обеспечивающим увеличение дальности бомбометания до 10 км (с кабрирования на малой высоте). Планируется также создание для этой кассеты бетонобойных и противотанковых (кумулятивных) боеприпасов.

Французская фирма "Матра" совместно со швейцарской "Федерал эркрафт фэктори" производит кассету СН-ТАВО, снаряжаемую пятью-семью сферическими осколочными бомбами, имеющими по 8000 убойных элементов в виде стальных шариков, впрессованных в алюминиевый корпус, жесткий стабилизатор, обеспечивающий раскрутку бомбы при полете к земле, и контактный взрыватель с телескопической штангой. При применении двух кассет поражаемая площадь составляет 50х100 м с плотностью четыре убойных элемента на 1 м2 (пробивается броня толщиной до 5 мм).

Английская фирма "Хантинг" ведет разработку сбрасываемой кассеты HADES с использованием кассетной установки, применяемой в состоящей на вооружении кассете BL755 (калибр 300 кг). В качестве снаряжения ее предлагается оснастить 49 противотранспортными минами НВ876.

К сбрасываемым авиационным кассетам относятся также те, которые применяются без захода самолета-носителя в зону действия ПВО противника, то есть с увеличенной дальностью полета. Такие кассеты имеют, как правило, самолетную аэродинамическую форму и способны планировать. На них могут быть использованы двигательные установки и системы управления полетом.

В 1986 году в соответствии с межправительственным соглашением США, ФРГ, Великобритания, Франция, Канада, Италия и Испания начали совместные работы по созданию управляемых авиационных кассет (УАК) по программе MSOW (Modular Stand - off Weapon). В процессе предварительной проработки вопроса Франция и Канада отказались от участия в программе, и к 1989 году были созданы два консорциума во главе с американскими фирмами. В первый входят "Дженерал дайнэмикс" (США), "Хантинг" (Великобритания), "Дорнье" (ФРГ), "Агуста" (Италия) и SENER (Испания), во второй, получивший наименование ADC (Alliance Defence Corporation), - "Рокуэлл" (США), "Бритиш аэроспейс" (Великобритания), CASMU (Италия) и CASA (Испания).

Однако к осени 1989 года разногласия среди стран-участниц программы (в основном по требованиям к этому оружию) привели к отказу США и Великобритании от участия в совместной разработке УАК, что поставило работы под угрозу срыва.

По программе предлагалась разработка УАК в трех основных вариантах: А - малая дальность (менее 30 км), вывод из строя аэродромов и борьба с самолетами на земле с применением комбинированного снаряжения (бетонобойные бомбы, противотранспортные и противопехотные мины, комбинированные боеприпасы кумулятивно-осколочно-зажигательного действия); В (требования конкретно не определялись) - большая дальность, для действий по важным стационарным площадным целям, включая аэродромы, узлы связи, склады и т. д.; С - малая дальность, для поражения бронетанковой техники в боевых порядках и на марше.

Общим требованием к УАК является максимально возможная унификация конструкции. С учетом обеспечения возможности использования УАК на тактических истребителях НАТО различных типов максимальная масса кассет малой дальности (варианты А и С) составит 1000 кг и большой дальности (В) - 1600 кг. В кассетах всех трех вариантов предполагается использовать турбореактивную двигательную установку.

В случае преодоления разногласий между странами-участницами программы MS0W относительно требований к УАК и распределению сфер ответственности полномасштабная разработка кассет может быть начата в 1992 году из расчета поступления на вооружение первого варианта во второй половине 90-х годов.

Итальянский консорциум CASMU ведет разработку УАК "Скайшарк", предназначенной для вооружения тактических истребителей "Торнадо" и АМХ. Новая кассета имеет эллиптическое поперечное сечение, дельтообразное крыло заднего расположения с трапециевидными килями на концах консолей крыла. УАК создается в двух вариантах - без двигателя и с ним. Общая масса кассеты составляет 1100 кг при массе снаряжения 745 кг (осколочные, бетонобойные и кумулятивные бомбы, противопехотные и противотанковые мины). Дальность полета кассеты увеличена с 6-12 до 20-25 км за счет использования ракетного двигателя. В перспективе дальность УАК будет значительно большей при использовании малогабаритного турбовентиляторного двигателя. Принятие на вооружение УАК "Скайшарк" ожидается к середине 90-х годов.

Французская фирма "Матра" в сотрудничестве с западногерманской МВВ в инициативном порядке ведет разработку УАК "Апаш"/ CWS (рис. 3) для вооружения самолетов "Ягуар", "Мираж-F.1", "Мираж-2000" и "Торнадо". Кассета массой 1200 кг, создаваемая в вариантах с двигателем и без него, будет снаряжаться боеприпасами комбинированного действия (кумулятивно-осколочно-зажигательными), противотанковыми минами, бетонобойными бомбами. Во Франции завершены летние испытания прототипа УАК "Апаш" и принято решение о начале ее полномасштабной разработки в 1990 году.

В США в конце 70-х годов фирмой "Брунсвик" по контракту с ВВС была разработана и испытана УАК LAD. Общая масса кассеты составила 1065 кг (635 кг - снаряжение). Кассета не имела двигателя, в качестве снаряжения использовались боеприпасы западногерманской несбрасываемой кассеты MW-1. По сообщениям американской прессы, пока она не принята на вооружение.

Несбрасывеемые авиационные кассеты. Основной особенностью их боевого применения является необходимость пролета самолета-носителя над целью.

На вооружении английских ВВС состоит несбрасываемая авиационная кассета JP233, созданная фирмой "Хантинг энджиниринг". Она разработана специально для самолета "Торнадо" и предназначена для вывода из строя аэродромов противника. Кассета состоит из двух отсеков контейнерного типа, снаряжается бетонобойными бомбами SG357 (30 штук) и противотранспортными минами НВ876 (215). Каждый самолет "Торнадо" может нести две кассеты JP233 под фюзеляжем.

Французские фирмы "Алкай" и "Томсон Брандт" разработали и выпускают серийно (в основном в экспортных целях) семейство несбрасываемых авиационных кассет с боеприпасами патронного типа. Они отличаются простотой конструкции и эксплуатации, так как в контейнере кассеты отсутствуют вышибные устройства боеприпасов, что обеспечивает их многократное использование при возможности снаряжения боеприпасами непосредственно в частях. Кассеты могут иметь внешнюю или внутрифюзеляжную подвеску и изготавливаются с вариантами снаряжения: 20, 40 59, 152 и 192 боеприпаса патронного типа. Это позволяет использовать их различными классами самолетов - как современными тактическими истребителями, так и учебно-боевыми и учебными легкими самолетами. Боеприпасы выпускаются в противотранспортном, противотанковом, противопехотном, зажигательном и других вариантах снаряжения калибра 74 мм и массой 2-3 кг. Боевое применение кассет с боеприпасами патронного типа осуществляется при горизонтальном полете на высотах 25-150 м при скорости полета 180-1100 км/ч. В ФРГ на вооружении самолетов "Торнадо" состоит несбрасываемая кассета MW-1 (рис. 4), разработанная фирмами МВВ и "Диль". Кассета представляет собой контейнер, подвешиваемый под фюзеляж самолета. Она снаряжается кумулятивными бомбами Kb44 (масса 0,58 кг), противотанковыми минами MIFF (месса 3,4 кг), осколочными бомбами MUSA (4,5 кг), противотранспортными минами MUSPA (4,5 кг) и бетонобойными бомбами STABO (16 кг) в пяти вариантах: КЬ44; STABO; MIFF, MUSA и MUSPA; КЬ44 и MIFF; MUSA. Максимальная масса MW-1 составляет 4700 кг. Площадь поражения боеприпасами определяется порядком и скоростью их отстрела, выбираемых летчиком в зависимости от условий применения самой кассеты.

На основе MW-1 создается облегченная кассета MDS для использования другими самолетами (кроме "Торнадо"). По заказу Швеции для самолетов "Грипен" JAS39 фирма МВВ работает над созданием сбрасываемого варианта кассеты на основе MW-1 и MDS, получившего наименование DWS-39. Как сообщается, эта кассета может быть массой до 2000 кг, причем 70-80 проц. приходится на боеприпасы.

Западногерманская фирма МВВ ведет разработку несбрасываемой кассеты VBW (рис. 5) для борьбы с бронетанковой техникой. В отличие от других в ней предполагается использовать прицельный принцип отстрела противотанковых боеприпасов при обнаружении цели бортовыми датчиками, Боеприпасы отстреливаются автоматически вертикально вниз при пролете самолета на малой высоте над целью. Масса кассеты 320 кг, что позволяет использовать ее на самолетах "Альфа Джет" или "Хок". Всего кассету предполагается снаряжать 18 боеприпасами.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что основными перспективными направлениями развития авиационного кассетного оружия до 2000 года будут создание и дальнейшее совершенствование кассетных боеприпасов, в том числе с индивидуальным наведением, а также управляемых авиационных кассет.

Зарубежное военное обозрение №3 1990 С.

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (19.10.2008) | Автор: Полковник В. Томин
Просмотров: 3751 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz