Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 22:41

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Состояние и перспективы развития вертолётов Армейской авиации США часть 2

Состояние и перспективы развития вертолётов Армейской авиации США часть 2 (часть 1)

Полковник В. Нелин

В первой части статьи были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния вертолетного парка армейской авиации США. Ниже дается краткий обзор основных программ по качественному совершенствованию и созданию новых типов вертолетов, приводятся тактико-технические характеристики вертолетов сухопутных войск США.

Рис. 1. Боевой вертолет AH-1G "Хью Кобра"
Рис. 2 Испытательный полет вертолета АН-64А "Апач", оборудованного РЛС "Лонгбоу"
Рис. 3. Разведывательный вертолет OH-58D "Кайова"
Рис. 4. Вертолет МН-60К для сил специальных операций
Рис. 6. Сравнительный боевой состав основных подразделений армейской авиации США существующей и перспективной организаций: 1 - противотанковый вертолетный батальон "тяжелой" дивизии; 2 - противотанковый вертолетный батальон легкой пехотной дивизии; 3 - разведывательная вертолетная рота; 4 - вертолетная рота общего назначения
Рис. 5. Графическое изображение перспектив совершенствования парка боевых и разведывательных вертолетов согласно плану модернизации армейской авиации США
Рис. 7. Вариант вертолета LHX фирм "Макдоннелл Дуглас" и "Белл"

Вертолет AH-1S "Хью Кобра" создан фирмой "Белл" на базе первого специализированного боевого вертолета AH-1G (рис. 1), поступившего на оснащение армейской авиации США в 1967 году и предназначавшегося главным образом для огневой поддержки сухопутных войск. В ходе эксплуатации вертолеты

AH-1G неоднократно модернизировались с целью повышения их боевых возможностей. В результате появились четыре варианта, имеющих одинаковое обозначение AH-1S. Они отличаются главным образом комплектом стрелково-пушечного вооружения, бортовым прицельно-навигационным оборудованием и системой управления оружием.

Собственно АН-1S (мод. AH-1S) - это первые вертолеты, переоборудованные из AH-1G; АН-1P (Production AH-1S) - первые (порядка 100 единиц) вновь построенные машины; АН-1E (Up-gun АН-IS) - следующая партия (также около 100) вновь построенных вертолетов с 20-мм пушкой и усовершенствованной системой управления оружием; AH-1F (Modernisied AH-1S) - последний полностью усовершенствованный вариант вертолета "Хью Кобра". Всего в боевом составе армейской авиации США около половины общего количества вертолетов приходится на АН-IS "Хью Кобра". В настоящее время развертывается работа по их перевооружению на ПТУР "Тоу-2" и "Тоу-2А" (с большей бронепробиваемостью) и оснащению ИК станцией переднего обзора. Станция, монтируемая на одной платформе со штатным гиростабилизаторным оптическим прицелом М-65 (для применения ПТУР "Toy"), обеспечит возможность ведения боевых действий ночью. Одновременно пилоты вертолетов оснащаются очками ночного видения AN/AVS-6.

Вертолет АН-64А "Апач" (см. цветную вклейку) является первым зарубежным специализированным боевым вертолетом, предназначенным для действия в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. В настоящее время параллельно с серийным производством данного вертолета продолжаются НИОКР по его дальнейшему совершенствованию. Результаты этих работ в той или иной степени должны войти в программу поэтапного усовершенствования MSIP (Multi-Staged Improvement Programme) и создания на этой базе нового варианта вертолета АН-64В. Серийный выпуск последнего, как полагают американские военные эксперты, начнется сразу же после завершения производства вертолетов "Апач" первой модификации, а поставки в войска намечены на 1994 год.

Основной целью программы MSIP является увеличение боевой эффективности вертолета "Апач" и расширение круга решаемых им задач при одновременном повышении надежности и выживаемости, а также некоторое улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Первоочередной задачей считается обеспечение эффективной борьбы с воздушными целями (исследуются варианты оснащения вертолета УР "Стингер", "Сайдвиндер" AIM-9L и другими типами ракет класса "воздух-воздух"). Второе важное направление программы - повышение выживаемости и возможностей вертолета при ведении борьбы с наземными целями. Прорабатываются вопросы применения перспективные ПТУР, в том числе "Хеллфайр" с новыми головками самонаведения, обеспечивающими реализацию принципа "выстрелил и забыл", противорадиолокационных УР "Садарм" AGM-122. Кроме того, предстоит выполнить большой комплекс работ по совершенствованию бортового радиоэлектронного и приборного оборудования**.

Несколько обособленно от программы MSIP, однако с перспективой включения в число мероприятий ее первого этапа ведутся НИОКР по созданию для вертолета АН-64А "Апач" новой всепогодной системы оружия AAWWS (Airborne Adverse Weather Weapon System). Основными составными частями данной системы являются РЛС управления оружием миллиметрового диапазона волн, получившая название "Лонгбоу", с вращающейся антенной над втулкой несущего винта и усовершенствованные ПТУР "Хеллфайр" AGM-114A с новой радиолокационной ГСН (вместо лазерной). По расчетам американских специалистов, применение системы  AAWWS существенно повысит эффективность вертолета "Апач" прежде всего за счет обеспечения возможностей вести боевые действия в сложных метеоусловиях (дождь, туман и т. д.).

Разработка РЛС "Лонгбоу" возложена на фирмы "Мартин Мариэтта" и "Вестингауз", а в создании системы в целом дополнительно принимают участие "Макдоннелл Дуглас" и "Рокуэлл". Первые испытания РЛС на вертолете АН-64А "Апач" начались весной 1989 года (рис. 2). Они проходили на заводском аэродроме фирмы "Мартин Мариэтта". К летным испытаниям системы оружия в комплексе (полигон Юма, штат Аризона) предполагалось приступить в августе-сентябре 1989 года, а к последующему этапу испытаний с пусками ПТУР "Хеллфайр" (семь пусков) - в конце 1989-го (полигон Юма и авиабаза ВВС США Эглин).

К предсерийному производству РЛС "Лонгбоу" для 12 вертолетов АН-64А "Апач" планируется приступить в конце 1992 года, а к их поставкам в войска - в начале 1994-го. Поступление в боевой состав соответствующим образом оборудованных машин (намечается закупить 227 РЛС), ожидается в 1996 году.

Что касается ПТУР "Хеллфайр", то наряду с применением новой ГСН предполагается использовать новую боевую часть, состоящую из двух тандемно расположенных кумулятивных зарядов, и бездымный маршевый двигатель, а также заменить аналоговое математическое обеспечение цифровым. В иностранной печати подчеркивается, что данный вариант ПТУР "Хеллфайр" будет применяться для борьбы с танками новых типов. В настоящее время министерство армии предусматривает закупить 10500 ГСН миллиметрового диапазона для ПТУР "Хеллфайр", которые производятся по отдельному контракту.

Согласно расчетам американских специалистов, выполнение работ по усовершенствованию вертолета АН-64А "Апач" обеспечит также увеличение перегоночной дальности его полета с использованием подвесных топливных баков. В настоящее время она превышает 1500 км, что дает возможность осуществлять самостоятельные перелеты с континентальной части США (с посадками) через Гренландию, Исландию, Великобританию в ФРГ. Для вертолета АН-64А "Апач" этот параметр должен быть не менее 2000 км, что позволит ему самостоятельно перелетать из США в Европу по южному маршруту с посадкой на Азорских о-вах.

Вертолет OH-58D "Кайова". Считается, что значительного повышения эффективности боевых вертолетов можно достичь при обеспечении их действий разведывательными вертолетами. Эта посылка послужила основным обоснованием для развертывания в начале 80-х годов программы усовершенствования вертолетов сухопутных войск AHIP (Army Helicopter Improvement Program). В ее рамках в 1986 году началось переоборудование вертолетов ОН-58А, в результате появилась модификация OH-58D (рис. 3). Данная машина является первым зарубежным вертолетом, оснащенным специальной разведывательной аппаратурой, датчики которой размещаются над втулкой несущего винта***, и предназначенным для решения задач ближней разведки, обнаружения целей и целеуказания, в первую очередь для оружия с лазерными системами наведения.

Однако в связи с сокращением закупок OH-58D "Кайова" практически не используются для обеспечения боевых действий вертолетов АН-64А "Апач". Для этих целей применяются вертолеты ОН-58С, из которых 200-250 единиц вооружены УР "Стингер" класса "воздух-воздух". В настоящее время вертолеты OH-58D используются главным образом для ведения воздушной разведки в интересах общевойсковых формирований и обеспечения боевых действий полевой артиллерии.

Стремясь более полно выполнить требования концепции "воздушно-наземная операция (сражение)", в частности касающиеся глубокого огневого поражения противника, командование сухопутных войск США пытается возложить на OH-58D задачу ведения так называемой вооруженной разведки (armed reconnaissance), то есть разведки, при которой основная задача вертолета состоит в том, чтобы обнаружить и нанести удар по целям в районах их сосредоточения (размещения) или на маршрутах следования. Для этого была проведена серия испытаний вертолета с несколькими вариантами вооружения: четыре ПТУР "Хеллфайр"; восемь УР "Стингер"; две ПУ (по семь направляющих) 70-мм НАР; две пулеметные установки калибра 12,7 или 7,62 мм; смешанные варианты. Вертолет в таком оснащении получил обозначение АН-58D "Уорриор". Уже закуплено 15 таких машин, которые используются для разработки тактики действий и отработки практических навыков применения разведывательно-ударных вертолетов.

Вертолет UH 60А "Блэк Хок" за десять лет эксплуатации подвергался последовательно (по сериям) различным усовершенствованиям и модернизациям, направленным на поддержание его возможностей на требуемом уровне. Наиболее значительным мероприятием явилась разработка универсальной съемной системы крепления наружных подвесок по бортам фюзеляжа (в верхней части за кабиной экипажа). Использование данной системы позволяет, во-первых, осуществлять автономное стратегическое развертывание вертолетов "Блэк Хок" (при установке четырех подвесных топливных баков - 2х1700 л и 2х870 л) с континентальной части США в Европу с одной посадкой на Азорских о-вах, а во-вторых, применять их в качестве боевых. В последнем случае рассматриваются различные варианты вооружения: 16 ПТУР "Хеллфайр" или "Toy"; четыре кассетные установки системы минирования М56 (постановка путем отстрела вниз 320 мин за 1 ч); УР класса "воздух-воздух" и другие. В результате последних разработок появилась возможность применять с него новую систему минирования M139 "Вулкан". Противотанковые или противопехотные мины в цилиндрических контейнерах снаряжаются по 40 штук в четыре специальные установки, которые крепятся по бортам фюзеляжа (в районе дверей в грузовую кабину) и отстреливаются в стороны с предельно малой высоты.

В настоящее время фирмой "Сикорский" разработана новая поэтапная программа усовершенствований вертолета UH-60A. Модифицированный вариант получил обозначение UH-60М. Одна из основных целей программы - восстановление и в некоторой степени улучшение расчетных тактико-технических характеристик вертолета****.

На базе "Блэк Хок" разработан также вертолет ЕН-60А, входящий в состав вертолетного комплекса радиоразведки и радиоэлектронного подавления средств связи "Квик фикс-2". В 1988 году завершены поставки 66 таких машин, а в начале 1989-го они получили обозначение ЕН-60С.

Имеются и другие варианты вертолета "Блэк Хок". Одним из них является разрабатываемый в настоящее время МН-60К (рис. 4) для сил специальных операций. Опытный образец машины (летные испытания запланированы на весну текущего года) предусматривается оборудовать системой дозаправки топливом в воздухе, оснастить двигателями T700-GE-701C, новой трансмиссией, ИК станцией переднего обзора AN/ AAQ-16 и РЛС следования рельефу местности AN/ APQ-168, новым приборным оборудованием кабины, двумя 7,62-мм пулеметами. В качестве варианта рассматривается использование УР "Стингер". Ожидается, что первоначально министерство армии закупит 11 МН-60К с последующим увеличением этого количества до 38 единиц.

Вертолет CH-47D "Чинук" создан путем модернизации вертолетов "Чинук" модификаций А, В и С, более 70 проц. которых были произведены до 1976 года. Основным отличием последнего варианте от предыдущих является применение более совершенной силовой установки, новой трансмиссии, лопастей несущих винтов из композиционных материалов и трехточечной системы подвески наружных грузов.

В настоящее время ведется разработка очередной модификации вертолета "Чинук" - МН-47Е для сил специальных операций. Основное внимание при его создании уделяется увеличению дальности полета и обеспечению возможности применения в сложных метеоусловиях и ночью. Для выполнения первого требования планируется, прежде всего, увеличить общий запас топлива во внутренних баках до 7570 л (почти в 2 раза больше, чем у СН-47D) и оборудовать вертолет системой дозаправки топливом в воздухе (с неубирающейся топливоприемной штангой в носовой части). К другим сравнительно крупным изменениям относят: оснащение вертолета МН-47Е более мощными и экономичными двигателями T55-L-714 (мощность каждого на взлетном режиме в условиях температуры наружного воздуха 35°С составляет 4000 л. с.) и усовершенствованной трансмиссией; размещение над правой передней дверью грузовой кабины лебедки для обеспечения высадки десанта при зависании вертолета на небольшой высоте; установка по бортам фюзеляжа (в дверях) двух 12,7-мм пулеметов.

Существенные изменения претерпит и бортовое радиоэлектронное оборудование. В частности, в западной прессе сообщается, что вертолет МН-47Е планируется оснастить ИК станцией переднего обзора, разведывательным приемником и передатчиком радиопомех, устройством выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек, системой закрытой связи, аппаратурой спутниковой навигационной системы НАВСТАР и радионавигационной системы "Омега". В кабине экипажа предполагается установить многофункциональный индикатор на электронно-лучевой трубке.

Согласно предварительным расчетам разработчиков, максимальная взлетная масса вертолета МН-47Е составит 24 495 кг, грузоподъемность центрального подфюзеляжного узла подвески грузов - 11800 кг, радиус действия в условиях Европейского театра войны с 36 десантниками на борту - 550 км. Такой же радиус действия вертолет будет иметь и в условиях Ближнего Востока, но с 30 десантниками. Его перегоночная дальность с двумя дополнительными топливными баками (по 3970 л) в кабине достигнет 2300 км.

Согласно существующим планам предусматривается первоначально закупить 17 вертолетов МН-47Е (включая один опытный) с возможным началом поставки в 1991 году. В середине 90-х годов количество вертолетов этого типа намечается увеличить еще на 34 единицы.

Перспективный легкий вертолет LHX. Работы в США по программе создания перспективного легкого вертолета LHX (Light Helicopter Experimental) ведутся с начала 80-х годов. Конечной целью данной программы является обеспечение существенного повышения боевых возможностей армейской авиации путем замены начиная со второй половины 90-х годов состоящих в настоящее время на вооружении устаревших легких боевых и разведывательных вертолетов новой машиной. При этом считается обязательным выполнение следующих требований министерства армии США к легким вертолетам: боевое использование в сложных метеоусловиях, ночью, в условиях высотной местности и жаркого климата, возможность применять оружие вне зоны действия ПВО противника, борьба с воздушными целями и средствами войсковой ПВО, одновременное поражение нескольких целей и т. д.

Первоначально прорабатывались два варианта нового вертолета - разведывательно-ударный LHX-SCAT и многоцелевой LHX-U с перспективой закупки в общей сложности более 4000 машин. Предполагалось, что оба варианта будут иметь общую конструктивную схему, высокую степень унификации и около 70 проц. общих узлов, агрегатов и систем. LHX-SCAT будет, кроме того, одноместным, что в совокупности должно существенно удешевить эксплуатацию парка данных вертолетов. Однако после детального изучения результатов НИОКР первого этапа командование сухопутных войск США от этой идеи отказалось и в 1988 году приняло решение продолжить разработку только разведывательно-ударного варианта. Объем последующих закупок намечен в количестве 2096 единиц.

Одновременно были уточнены основные задачи вертолета (нанесение ударов по наземным целям, ведение вооруженной разведки, борьба с воздушным противником) и требования к нему: масса пустого 3400 кг, максимальная взлетная 5200 кг, диаметр несущего винта 12,5 м, длина фюзеляжа 12,2 м, масса комплекта бортового оборудования для выполнения боевых задач 540 кг, максимальная крейсерская скорость полета 315 км/ч, вертикальная скороподъемность 2,54 м/с, перегоночная дальность полета 2300 км, силовая установка из двух двигателей мощностью по 1200 л. с, вооружение (вариант) - пушка на турельной установке, четыре ПТУР "Хеллфайр" и две УР "Стингер" внутрифюзеляжного размещения и четыре ПТУР "Хеллфайр" на наружных узлах подвески, ориентировочная стоимость одного вертолета (в ценах 1988 года) - 7,5 млн. долларов.

Недавно принятым планом модернизации армейской авиации США (рис. 5) предусматривается, что вертолеты LHX поступят на вооружение в противотанковые вертолетные батальоны "тяжелых" дивизий на замену ОН-58А/С (10 вместо 13 при одновременном уменьшении с 18 до 15 количества АН-64) и легкой пехотной дивизии на замену АН-IS и ОН-58А/С (21 и 13 соответственно будут заменены 25 LHX), а также разведывательных вертолетных рот (восемь заменят четыре АН-1S и шесть ОН-58А/С, рис. 6). При этом, по расчетам американских военных специалистов, боевые возможности указанных подразделений, несмотря на уменьшение общей численности вертолетов, должны возрасти.

В конкурсной разработке вертолета LUX участвуют две группы. Первая (First Team) во главе с "Боинг" и "Сикорский" была создана летом 1985 года (до этого фирмы проводили самостоятельные НИОКР). В работе этой группы принимают также участие компании "Вестингауз", "Гамильтон стандарт", "Дженерал электрик", IBM, "Кайзер", "Коллинз", "Мартин Мариэтта", "Нортроп", TRW, "Харрис" и другие. Вторая группа (Super Team) во главе с "Макдониелл Дуглас" и "Белл" образовалась весной 1986 года. В нее вошли также "Дженерал электрик", "Итон", "Литтон", "Нортроп", "Тексас инструментс", "Ханиуэлл" и "Хьюз".

Несколько ранее были сформированы рабочие группы из специалистов фирм "Гэррит" и "Аллисон" а также "Авко лайкоминг" и "Пратт энд Уинти" дл" конкурсной разработки газотурбинного двигателя, Двигатель первой группы получил обозначение Т800-LHT-800, второй - Т800-APW-800. После рассмотрения обоих проектов осенью 1988 года для продолжения полномасштабной разработки был выбран первый.

В иностранной прессе приводятся некоторые требования к характеристикам этого двигателя: масса сухого 136 кг (при максимальной мощности 895 л. с). длина 85,5 см, ширина 54,7 см, высота 65,6 см; удельный расход топлива при работе с мощностью 50 проц. от максимальной 339 г/кВт-ч (фактически достигнутый 328 г/кВт-ч); высокие надежность и живучесть; использование комплексной цифровой системы управления и регулирования; простота технического обслуживания с затратами не более 6 мин на замену любого агрегата двигателя и не более 1 ч на замену модульного узла.

В ноябре 1988 года группы фирм-разработчиц вертолета LHX получили два 23-месячных контракта стоимостью по 167 млн. долларов на проведение этапа демонстрации и оценки проектов. В течение указанного периода времени они должны окончательно определить технический облик своего варианта вертолета, изготовить макеты кабины и некоторых важнейших компонентов, а также доказать демонстрационными испытаниями, что их машины могут успешно и в полном объеме выполнять указанные выше задачи. После завершения данного этапа в декабре 1990 года намечается выбрать одну из двух групп фирм для продолжения полномасштабной разработки вертолета.

Американские эксперты отмечают, что наибольшую трудность на нынешнем этапе работ представляет соответствие массы пустого вертолета и его оборудования требованиям заказчика по выполнению боевых задач. В настоящее время масса радиоэлектронного оборудования примерно на 15 проц. превышает расчетную. В то же время считается, что дальнейшее снижение массы аппаратуры приведет к значительному повышению ее стоимости. В частности, возникает сложность с разработкой центральной бортовой ЭВМ (для обеспечения надежности их должно быть две), перспективной оптико-электронной системы обнаружения и захвата целей, нашлемной системы индикации с широким полем зрения и приборов ночного видения для членов экипажа. Требуется также уменьшение массы РЛС миллиметрового диапазона "Лонгбоу".

Фирмы "Боинг" и "Сикорский" предлагают вариант вертолета LHX с пятилопастным несущим винтом, рулевым винтом в кольцевом обтекателе и дистанционной волоконно-оптической системой управления полетом. Планер полностью изготовлен из композиционных материалов. Вариант фирм "Макдоннелл Дуглас" и "Белл" (рис. 7) оснащается четырехлопастным несущим винтом из композиционного материала и системой уравновешивания реактивного крутящего момента NOTAR (вместо рулевого винта). Оба варианта будут двухместными, с тандемным расположением членов экипажа.

По данным западной прессы, расходы на НИОКР по программе LHX к середине 1989 года превысили 700 млн. долларов, а полная стоимость всех исследований, разработок, испытаний и оценок составит не менее 4 млрд. долларов. К летным испытаниям новой машины (предусматривается построить шесть опытных образцов) планируется приступить в середине 1993 года, а поставки в войска начать в 1997-м.

Наряду с работами по программе LHX в США проводятся также отдельные исследования по созданию транспортных вертолетов средней (в классе 15 т) и большой (22,5-35 т) грузоподъемности. Судя по публикациям зарубежной печати, предварительные планы разработки таких машин уже имеются, однако относятся они к дальнесрочным, носят в основном рекомендательный характер и выполняются, главным образом, в инициативном порядке.

Отмечается также значительное увеличение в последние годы объема исследований военного и технического характера по проблеме борьбы с вертолетами противника в воздухе. Так, в 1983 году в США началось осуществление программы AACT (Air-to-Air Combat Test). В ее рамках проводятся испытания вертолетов различных типов и их оснащения на предмет отработки вопросов технического характера, а также определения некоторых требований к маневренно-скоростным характеристикам, которые должны быть учтены при разработке новых вертолетов, в частности по программе LHX.

В 1985 году началась отработка тактики воздушных боев (как одиночных, так и в составе вертолетных подразделений) в рамках программы АТАС (Air-to-Air Combat). В конце 1986 года управление авиационных систем вооружения сухопутных войск США объявило запрос на предложения по программе ACAF (Advanced Counter-Air Fighter), предусматривающей проведение исследований и оценку потенциальных концепций винтокрылых летательных аппаратов, оптимизированных для борьбы с воздушными целями в ходе боевых действий. Одной из основных задач данной программы является определение технических решений и характеристик, которые могут быть реализованы намечаемой долгосрочными планами разработкой во второй половине 90-х годов боевых вертолетов, специализированных для борьбы с воздушными целями*****. Считается, что при реализации программы ACAF должны максимально учитываться требования программы разработки новых средств ПВО сухопутных войск FAAD (Forward Area Air Defence).

Зарубежное военное обозрение №3 1990 С.

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (12.10.2008)
Просмотров: 4882 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 ЕкатеринаNouff  
0
http://loveawake.ru - сайт знакомств орен-24

Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz