Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 11:05

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Исторический консенсус (По итогам венских переговоров)

Исторический консенсус

(По итогам венских переговоров)

Полковник В. Алексеев

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 года в Париже перед самым началом конференции лидеров 34 стран - участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это нацеленный на будущее весомый документ, в основе которого лежит сбалансированность интересов всех участвующих в соглашении 22 стран Варшавского Договора и НАТО, Его масштабы и уникальность очевидны. Если, например, советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности касался уничтожения менее 4000 ракет и пусковых установок двух стран, то нынешний договор предусматривает сокращение около 120 000 единиц разных вооружений на 5 млн. км2 европейской территории СССР и 3 млн. км2 территории стран НАТО.

Установление юридически закрепленных количественных и качественных лимитов вооружений 22 стран, представленных на континенте, позволит обеспечить высокую стабильность и надежность политической и военной безопасности в Европе. Многостороннее соглашение имеет важное значение еще и потому, что оно наконец-то устранит ту обеспокоенность, которая существовала долгие годы в отношениях между Востоком и Западом. Теперь и политики, и народы стран Европы и Северной Америки смогут вести диалог на качественно более высоком уровне, уделяя больше внимания вопросам сотрудничества. договор закладывает фундамент для разработки дальнейших соглашений, которые будут предусматривать еще более радикальное сокращение обычных сил государств-участников.

Главное в нынешнем соглашении "22-х" - это реальное сокращение вооружений и техники двух военно-политических союзов до равных предельных уровней в зоне от Атлантики до Урала. Блоковые потолки, или коллективные уровни для основных категорий вооружений, составляют: по танкам - 20 000 единиц, боевым бронированным машинам (ББМ) - 30 000. артиллерии - 20 000, ударным вертолетам - 2000, боевым самолетам - 6800. Но это касается только группы государств. А каков максимальный предел вооружений, которым может располагать одна страна, в частности Советский Союз?

Согласно договору для СССР установлены самые высокие по сравнению с другими странами национальные потолки, или уровни достаточности, которые исчисляются в процентах от совокупного количества вооружений, остающихся после сокращений у Варшавского Договора и НАТО. Советский Союз получил право иметь 13 300 танков (33,3 проц.), 20 000 ББМ (33,3 проц.), 13 700 артиллерийских систем (34,3 проц.), 1500 ударных вертолетов (37,5 проц.), 5150 боевых самолетов (37,8 проц.). На практике это не обязательно будет означать, что он полностью исчерпает свои лимиты, скажем, до последнего танка или артиллерийского орудия.

Остальные страны Варшавского Договора получили право иметь в составе своих вооруженных сил 835-1730 танков, 1700-2150 ББМ, 840-1750 артиллерийских систем, 67-130 ударных вертолетов, 180-460 боевых самолетов. Нижний предел указанных категорий относится к вооруженным силам Венгерской Республики, верхний - в основном к Республике Польша (за исключением артиллерийских систем, количество которых ограничено пределом в 1610 единиц). Между этими уровнями распределены вооружения для Республики Болгария, Чешской и Словацкой Федеративной Республики и Румынии. В распределении квот вооружений между восточноевропейскими странами - участницами Варшавского Договора доминировал принцип обеспечения для каждой из них достаточного уровня основных систем оружия для обороны.

Одним из наиболее крепких орешков на венских переговорах по сокращению обычных вооружений в Европе оказался, как известно, вопрос о морской авиации. Его сложность заключалась в том, что, с одной стороны., самолеты и вертолеты морской авиации не являются предметом рассмотрения, поскольку мандат переговоров не охватывает военно-морские силы, а с другой - отсутствие каких-либо ограничений на морскую авиацию наземного базирования.

Найденное решение позволило примирить эти два, казалось бы, несовместимых тезиса. Коль скоро ВМС не являются предметом венских переговоров, проблема морской авиации наземного базирования вынесена за рамки Договора об обычных вооруженных силах в Европе, а обязательства, которые взяли на себя договаривающиеся стороны, носят не юридический, а политически обязывающий характер. В ходе интенсивного обсуждения этой проблемы Советский Союз выразил готовность включить в текст заявления обязательство ограничить количество своих самолетов ВМС наземного базирования уровнем 400 единиц.

Что касается палубной авиации США и НАТО, то она упомянута в этом документе, впрочем, как и палубная авиация СССР. С формальной точки зрения, здесь четко выдержан принцип равноправия. Фактическая же сторона дела такова, что по палубной авиации Запад в районе Европы алеет численное превосходство. Естественно, возникает вопрос: не пострадают ли интересы безопасности Советского Союза в результате согласия ограничить количество советских морских самолетов наземного базирования? Отвечая на него, следует млеть в виду, что в Европе морская авиация, постоянно базирующаяся на суше, есть в основном только у СССР. Она не входит в уровни по авиации ВВС и, таким образом, является своего рода бонусом для СССР, позволяющим в определенной степени компенсировать превосходство НАТО в палубной авиации. Кроме того, не следует забывать, что у Советского Союза за Уралом имеется обширная территория, на которой количество самолетов вообще не ограничивается. Таким образом, политическое заявление по вопросу морской авиации не ослабляет обороноспособности Советского Союза. Правда, оно не снимает озабоченности той ненормальной ситуацией, когда военно-морские силы продолжают оставаться за рамками разоруженческого процесса. Без специальных переговоров по ним трудно представить возможность дальнейшего серьезного понижения уровня военного противостояния в Европе.

Теперь необходимо сказать о договоренности относительно так называемого регионального деления, суть которого состоит в том, что баланс сил устанавливается не только в масштабе всего континента Европы, но и в отдельных его регионах - центральном и фланговых. Решение этой непростой проблемы было усложнено недавно возникшей необходимостью размещения войск, выводимых из стран Восточной Европы. В 1991 году Советский Союз закончит вывод своих частей из Венгрии и ЧСФР, продолжит выводить их из Германии, сократив тем самым более чем на 200 тыс. группировку в центре Европы. В последующие два-три года завершится вывод войск из Германии и Польши - это еще 350 000 человек.

Формула согласия по региональному делению зоны сокращений состоит в следующем.

В регионе Центральной Европы, куда от НАТО входят ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, а от ОВД - Польша, Венгрия и ЧСФР, установлены равные коллективные уровни для каждой из двух групп этих государств. По танкам, например, они составят 7500 единиц. Проблема, однако, состоит в том. что после вывода из этого региона советских войск у трех стран Варшавского Договора не останется достаточного количества средств, чтобы заполнить этот уровень, и не только по танкам, но и по другим категориям вооружений.

Чтобы фактически складывающийся здесь дисбаланс не оказывал дестабилизирующего воздействия на обстановку в Европе, было условлено. что строгое равенство сил будет обеспечиваться в рамках несколько более широкого региона, чем названный. Он определен как регион "расширенной" Центральной Европы, куда от НАТО входят Бельгия, Великобритания, ФРГ, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, а от ОВД - Польша, Венгрия, ЧСФР и часть территории СССР. По этому региону согласованы следующие подуровни для каждого союза: танки - 10 300, ББМ - 19 260 и артиллерия - 9100. Таким образом, не выбранная Венгрией, Польшей и ЧСФР часть квоты ОВД по вооружениям не пропадает. Они могут быть размещены в западных военных округах СССР.

На флангах устанавливаются равные предельные коллективные уровни для расположенных там государств, относящихся к разным военно-политическим союзам. Этим снимается асимметричность в расстановке сил. Кроме того, государства-участники договорились о том, что каждый из союзов ограничивает переброски своих сил на фланги уровнем не более 3 проц. общего количества вооружений, которые у него имеются на остальной части Европейского континента. При этом в одну отдельно взятую страну не может быть доставлено более одной трети общего объема перебросок. Если брать, к примеру, танки, то это составит приблизительно 150 единиц. Таким образом, снимается угроза опасной концентрации вооружений на севере и юге Европы.

На взаимоприемлемой основе достигнуто соглашение по вопросам контроля за соблюдением договора: что является объектом проверки и какое количество инспекций будет приходиться на то или иное государство? Объектом контроля станут воинские формирования на уровне "полк - отдельный батальон" (где имеются ограничиваемые договором оружие и техника), места их складирования, ликвидации и переоборудования. Общее количество объектов контроля у каждого государства позволяет определить и конкретное количество инспекций, которое оно обязуется принимать и проводить в период действия договора. Если, скажем, по договору РСМД инспекции на территории СССР подлежало лишь несколько десятков объектов, то теперь их будет намного больше.

Контрольная деятельность пройдет в четыре этапа. На первом, рассчитанном на четыре месяца, будет осуществляться проверка исходных данных с охватом 20 проц. от общего количества объектов контроля. Второй этап - трехгодичный срок выполнения соглашения с охватом 10 проц. объектов контроля. Затем последует четырехмесячный этап проверки конечных уровней с охватом 20 проц. объектов контроля. И, наконец, четвертый этап - это наблюдения за выполнением соглашения с охватом 15 проц. объектов контроля ежегодно. Помимо этого, предусмотрен специальный режим проведения инспекций по запросу в случае возникновения подозрений о превышении установленных для оружия и техники уровней. В общем же суть механизма контроля сводится к тому, чтобы государства-участники имели возможность получить надежную информацию о ходе выполнения договора и были уверены, что он не нарушается.

После вступления в силу договора начнется ликвидация дисбалансов по обычным вооружениям и общее снижение их численности в зоне от Атлантики до Урала. Судя по заявлениям некоторых государственных деятелей Запада, Советский Союз будет связан значительно большими обязательствами по уничтожению военной техники, чем НАТО. Так ли это?

Действительно, за годы "холодной войны" Советский Союз, включившись в гонку вооружений с Западом, накопил и разместил на Европейском континенте непропорционально большое количество танков, бронетранспортеров, артиллерии. Однако наращивание военной мощи объективно шло вразрез с его военно-политическими интересами, что истощало экономику страны и в конечном итоге не способствовало снижению военной угрозы.

Теперь же, когда современная модель безопасности стала базироваться на идеях нового политического мышления, на первый план выдвинулись методы решения международных проблем не силой оружия, не гонкой вооружений, а преимущественно политическими средствами. Это значит, что появилась возможность освободиться от непосильного бремени вооружений с ощутимым реальным выигрышем для национальных интересов и европейской безопасности в целом.

Фактически же процесс разоружения в области обычных вооружений начат СССР еще два года назад. Так, если к середине 1988 года Советский Союз имел в Европе 41 580 танков, 57 800 боевых бронированных машин и 42 400 артиллерийских систем, то к этому же периоду 1990 года уже оставалось соответственно 24 900, 32 320 и 18 300 единиц названных категорий вооружений. Столь резкие количественные изменения произошли прежде всего за счет известного одностороннего сокращения Вооруженных Сил СССР на 500 000 человек, 10 000 танков, 8500 орудий и 820 боевых самолетов. Определенное уменьшение количества бронетанковой техники произошло также г"а счет ее изъятия из соединении сухопутных войск и расформирования некоторых частей. Короче говоря, к началу ноября 1990 года в Европе сокращено свыше 20 000 танков, 20 000 артсистем и более 860 боевых самолетов. Это, конечно, не значит, что указанные десятки тысяч единиц вооружений полностью ликвидированы. Например, из 20 000 сокращенных танков списано с утилизацией на металлолом и переделано на вспомогательную технику около 4000 единиц. Примерно 8000 танков (в основном современные образцы) направлено на перевооружение и дообеспечение войск в азиатской части СССР. Высвободившаяся при этом бронетанковая техника устаревших типов должна постепенно уничтожаться. Остальные танки, переброшенные за Урал, будут частично конверсироваться в мирных целях, частично уничтожаться. В европейской части Советского Союза разрешена конверсия 750 танков и 3000 бронемашин.

Таким образом, к концу 1990 года Советский Союз будет иметь в Европе около 21 000 танков. Это тот рубеж, с которого пойдет отсчет бронетанковой техники, сокращаемой по договору об обычных вооруженных силах. У НАТО в Европе сейчас насчитывается 24 500 танков, так что сокращены затронут Восток и Запад.

Наиболее высокие квоты разоружения придутся на крупнейшее в Западной Европе государство - объединенную Германию. Потенциал ее вооруженных сил будет значительно ниже того уровня, который был накануне объединения у ФРГ и ГДР вместе взятых. Квоты разоружения в различных категориях вооружений составят от 44 до 54 проц. Предусмотренное для Германии количество танков составит около 4000 единиц (сейчас 7300), бронемашин - 3000 (сейчас 8800), артсистем - 2100 (сейчас 5000).

Важно то, что устранение дисбалансов по обычным вооружениям в Европе и общее снижение их численности в целом, будет сбалансированным. Именно это и дало толчок началу процесса пересмотра странами НАТО концепции военной конфронтации, принятию решений о сокращении численности иностранных войск, размещенных в Западной Европе, отказу от ряда программ модернизации вооружений, изменению направленности военных доктрин в сторону оборонительной достаточности. На венских переговорах, как известно, обсуждались, но остались нерешенными вопросы сокращения численности личного состава вооруженных сил всех стран-участниц. Их рассмотрение перенесено на второй этап, который уже начался. Отдельно в предмет этих переговоров включены проблемы, связанные с более полной реализацией задачи предотвращения угрозы внезапного нападения и исключения возможности ведения широкомасштабных наступал действий.

Речь идет о дальнейшем ограничении и сокращении наступательных компонентов военных потенциалов, а также об изменении состава, структуры и дислокации вооруженных сил таким образом, чтобы не возникло сомнений в их сугубо оборонительном предназначении.
С учетом того что очерченный круг важных для европейской безопасности проблем покрывается венским мандатом, дальнейшие переговоры предполагается провести с прежним мандатом и составом участников. Вместе с тем необходимо уже в самое ближайшее время начать подготовку к последующему этапу переговоров по разоружению, который начнется после намеченной на 1992 год встречи в верхах стран - участниц СБСЕ в Хельсинки (Вена-2). Советский Союз, как и многие другие государства, исходит из того, что з отличие от нынешних эти переговоры по своему составу должны носить общеевропейский характер и охватывать более широкий спектр проблем обеспечения военной безопасности на континенте. Среди них особое место займет проблема военно-морских сил. Все это потребует видоизменения ныне действующего мандата переговоров или разработки нового. Чем скорее такая работа начнется, тем лучше. Общеевропейский разоруженческий процесс не должен терять темпа.

Зарубежное военное обозрение №12 1990 С.3-6

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (10.10.2008) | Автор: Полковник В. Алексеев
Просмотров: 2662 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz