Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 26.06.2017, 03:12

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Кораблестроительная и судоремонтная база ВМС Греции

Кораблестроительная и судоремонтная база ВМС Греции

Капитан 1 ранга Ю. Введенский, кандидат военных наук

Кораблестроение в Греции имеет многовековую историю. С древнейших времен греки были искусными строителями кораблей и умелыми мореходами. Они совершали длительные плавания по Средиземному и Черному морям. Достаточно вспомнить древние мифы о морских походах аргонавтов за золотым руном, колонизацию древними греками побережья Крыма и Кавказа.

На развитие кораблестроения серьезное влияние оказывали особенности исторического пути страны и островное положение значительной части ее территории. Быстрое развитие торговли и необходимость поддержания связей между островами и материковой частью требовали строительства кораблей и плавсредств.

Существует немало примеров, когда греки в борьбе за национальную независимость пользовались поддержкой и защитой флота России. Навсегда вошли в историй славные победы русского флота - Наваринское сражение, Корфу и другие.

В период между двумя мировыми войнами кораблестроение в Греции развивалось медленно в связи с ее экономической отсталостью.

Возможности кораблестроения стали расширяться на базе отечественного судостроения, получившего интенсивное развитие в 60-70-е годы, когда в стране было построено несколько крупных и хорошо оснащенных судостроительных предприятий. Все это способствовало росту национального торгового флота, который на начало 1990 года насчитывал более 2000 различных судов суммарной валовой вместимостью 21,5 млн. per. т* и вышел на одно из первых мест в мире.

Специализированных военных кораблестроительных заводов в Греции нет. По сообщениям иностранной печати, в стране имеется более 40 судостроительных и два судоремонтных предприятия, выполняющих заказы ВМС. Они располагают 80 построечными местами, в том числе 25 стапелями длиной от 70 до 95 м, 20 длиной от 100 до 120 м, одним 132-м и двумя 190-м, а также одним сухим ремонтно-строительным доком длиной 327 м для судов и кораблей дедвейтом до 250 тыс. т. Основная часть судостроительных и судоремонтных предприятий расположена в районе Афин или на удалении не более 30 км от столицы. Число занятых на них превышает 14 тыс. человек.

Производственные мощности греческой судостроительной промышленности на начало 1990 года оцениваются иностранными специалистами в 500 тыс. т дедвейта в год. Считается, что судоверфи страны способны ежегодно перерабатывать 80-90 тыс. т стали. На них может быть отремонтировано до 1000 различных кораблей и судов в год суммарной валовой вместимостью до 20 млн. peг. т.

Несмотря на отсутствие верфей, специализирующихся на строительстве только военных кораблей, греческое правительство в 1986 году приняло кораблестроительную программу на 1987-1992 годы, которая предусматривает постройку четырех фрегатов УРО проекта МЕКО 200, тяти танкодесантных кораблей, десяти ракетных катеров, восьми танкеров и вспомогательных судов и одного плавдока. На реализацию этой программы планировалось ассигновать 1,3 млрд. долларов, из них на строительство фрегатов УРО более 1 млрд., а танкодесантных кораблей - 200 млн. Кроме того, на ремонт и модернизацию кораблей ВМС, находящихся в боевом составе, было выделено 62 млн. долларов. Предусматривалось также провести капитальный ремонт и модернизацию пяти эскадренных миноносцев, пяти фрегатов и четырех подводных лодок.

Ниже дается краткая характеристика основных кораблестроительных и судоремонтных предприятий Греции.

Судостроительный и судоремонтный завод «Хелленин шипъярд» (рис. 1) является крупнейшим в стране и Восточном Средиземноморье и десятым в Греции по величине оборотного капитала. Он расположен в районе населенного пункта Скара-манга (13 км северо-западнее Афин) и занимает 1164 тыс. м2, из которых 65 тыс. м2 - площадь цехов. На нем работает около 3800 инженеров и рабочих.

До 1982 года завод принадлежал крупному греческому судовладельцу С. Ниар-хосу, в настоящее время - государству. Его строительство было начато в 1956 году, пуск в эксплуатацию состоялся в 1959-м. Он несколько раз расширялся и модернизировался.

В текущем году там планируется начать строительство трех фрегатов УРО проекта МЕКО 200 по лицензии ФРГ для греческих ВМС. Последний из них предполагается спустить на воду в.конце 1996 года. Головной корабль данного проекта строится в ФРГ на заводе «Блом унд Фосс» (Гамбург). Его передача намечена на 1992 год.

В 1979-1981 годах на заводе было построено шесть ракетных катеров типа «Антиплиархос Ласкос» (проект «Комбаттант-3», рис. 2) по французской лицензии. В настоящее время выполняется заказ на модернизацию и переоборудование нескольких эскадренных миноносцев типов «Гиринг» и «Флетчер».

В начале текущего года спущен на воду головной ракетный катер «Арматолос» (проект «Оспрей 55»). Скорость его хода свыше 24 уз, вооружение - четыре ПУ ПКР «Гарпун», 76-мм одноорудийная и 40-мм спаренная артустановки. Всего намечено построить десять таких катеров.

Рис. 1. Судостроительный и судоремонтный завод «Хелленик шипъярд»
Рис. 2. Ракетный катер типа «Антиплиар-хос Ласкос» (проект «Комбаттант-3»), построенный на заводе «Хелленик шипъярд»
Рис. 3. Портальный кран грузоподъемностью 400 т (на заднем плане) судостроительного завода «Элефсис шипъярд»
Рис. 4. Судостроительный и судоремонтный завод «Неорион шипъярд Сирое»
Рис. 5. Плавучий док судостроительного и судоремонтного завода «Халкис шипъярд»

Оборудование завода позволяет строить корабли до эскадренного миноносца включительно (при условии поставок из США и других стран НАТО корабельного вооружения, двигательных установок и механизмов), а также ремонтировать одновременно до десяти крупных боевых кораблей, в том числе их артиллерийское, торпедное и противолодочное вооружение. В течение одного года, по оценкам иностранных экспертов, таи может быть отремонтировано до 200 вспомогательных судов и транспортов ВМС. Всего на нем было отремонтировано 111 кораблей ВМС США, включая ударные авианосцы и крейсера. Ведутся переговоры о возобновлении ремонта кораблей 6-го флота США на греческих верфях.

Основную продукцию завода составляют сухогрузы, танкеры и балкеры дедвейтом 20-30 тыс. т. На начало 1990 года всего там было построено 145 судов. Самое крупное из них - балкер дедвейтом 37 тыс. т. В 1987-1989 годах на верфях предприятия было создано несколько танкеров и рефрижераторных судов для Советского Союза.

На «Хелленик шипъярд» есть три стапеля размером 190х30, 95х10 и 70х10 м, позволяющие строить корабли и суда водоизмещением до 40 тыс. т. Имеются два сухих дока - ремонтный для судов дедвейтом 500 тыс. т (крупнейший в Восточном Средиземноморье) и ремонтно-строительный (250 тыс. т), а также три плавучих дока (для судов 72, 60 и 40 тыс. т) грузоподъемностью соответственно 30, 25 и 14 тыс. т. Годовая производственная мощность завода оценивается в 100 тыс. т дедвейта. Он способен переработать до 30 тыс. т стали в год.

На территории предприятия находятся следующие цехи: корпусный, механический, литейный, трубопроводный, котельный, деревообделочный и электротехнический. В корпусном цехе есть автоматическая установка по очистке и окраске стальных листов, гидравлические прессы мощностью до 800 т включительно и другое оборудование. Механический цех оборудован четырьмя мостовыми кранами грузоподъемностью 2, 5, 15, 30 и 40 т, станками для обработки валов весом до 40 т и диаметром до 1,5 м, различными видами металлообрабатывающих станков и механизмов. В трубопроводном цехе установлены три 5-т крана и трубосгибочные станки. Котельный цех обеспечивает ремонт всех видов корабельных и судовых котлов. Электротехнический оснащен оборудованием, позволяющим производить ремонт корабельных и судовых генераторов, а также электродвигателей и различных механизмов.

На заводе три причала общей длиной 3000 м, 32 крана (грузоподъемностью 20, 30, 50, 100 и 120 т) и два плавучих крана (36 и 100 т).

Судостроительный и судоремонтный завод «Элефсис шипъярд» - второй по величине в стране (рис. 3). Занимаемая им площадь составляет 800 тыс. м2. Общая длина причальной линии 1400 м, глубина у причалов 8,5 м. На предприятии занято около 2 тыс. человек.

Завод вступил в строй в августе 1969 года, с мая 1977-го находился в ведении Ионического банка, контролируемого государством, с 1982-го принадлежит консорциуму греческих коммерческих банков. Он расположен в районе г. Элефсин, 27 км северо-западнее Афин. Выбор места для него был обусловлен защищенностью бухты от ветров, возможностью получения металла от ближайших металлургических заводов, наличием в регионе квалифицированной рабочей силы, развитых путей сообщения, источников электроэнергии и средств связи. В строительстве (стоимость его составила 10 млн. долларов) принимали участие итальянская фирма «Фортунато Федеричи» (осуществляла планирование сооружений и установку главного оборудования) и западногерманские «Блом унд Фосс» и «Фридрих Ерупп» (поставляли станки и машинное оборудование).

В настоящее время на этом заводе ведется строительство серии из пяти танко-десантных кораблей для греческих ВМС стандартным водоизмещением 4400 т, длиной 116 м. Первый из них был заложен 18 апреля 1987 года, второй - в сентябре 1987-го, третий -в мае 1988-го. Уже в декабре 1988 года первый корабль был спущен на воду. По плану к концу текущего года намечалось завершить строительство всех пяти кораблей.

Производственные мощности предприятия позволяют строить корабли до эскадренного миноносца включительно при условии поставок из других стран НАТО двигательных установок, корабельного вооружения и оборудования. Завод имеет опыт капитального ремонта эскадренных миноносцев, фрегатов и подводных лодок. До 1980 года он являлся основной базой ремонта кораблей 6-го флота США.

Имеется один стапель размером 190X55 м, рассчитанный на корабли и суда дедвейтом до 100 тыс. т. На нем можно одновременно закладывать два корабля дедвейтом по 15 тыс. т.

Самое большое судно,- построенное на заводе,- балкер дедвейтом 43,8 тыс. т (1982). Есть четыре плавучих дока (252X41, 228x35, 162x24, 105X21 м) для судов дедвейтом 115, 60, 20 и 12 тыс. т соответственно.

Оборудование завода позволяет перерабатывать до 15 тыс. т стали в год. Машиностроительный цех (площадь 7125 м2) оснащен станками для обработки крупногабаритных деталей весом до 20 т. Заготовительный цех (4850 м2) имеет оборудование для подготовки и сборки стальных секций весом до 30 т. В литейном цехе изготовляются бронзовые отливки весом до 100 кг и восстанавливаются подшипники различных типов. Завод располагает радиографическим и ультразвуковым оборудованием для контроля состояния очистки и покраски корпусов кораблей и судов, для локализации трещин в них. Имеется девять кранов общей грузоподъемностью 532 т (рис. 3).

На заводе можно производить ремонт одновременно шести крейсеров. Ежегодно может быть отремонтировано около 160 различных судов, в последние годы ремонтируется 135-150 судов общим дедвейтом до 4 млн. т. Для повышения загрузки завод занимается строительством железнодорожных вагонов, платформ, опор для линий электропередач и различных металлоконструкций для промышленных предприятий.

«Неорион шипъярд Сирос» - старейшая судостроительная и судоремонтная верфь в Греции (заложена в 1861 году, рис. 4), третья по величине в стране. Расположена в порту Эрмуполис на о. Сирос, ее площадь 440 тыс. м2. Общая длина причальной линии 1800 м. На верфи занято 1250 человек.

До марта 1978 года она принадлежала греческому судовладельцу Гуландрису, затем было объявлено о банкротстве компании и закрытии верфи. С февраля 1979 года главным держателем акций верфи стал греческий банк промышленного развития, и она возобновила свою работу.
Верфь имеет два плавучих дока для судов дедвейтом 75 и 40 тыс. т. Оборудование позволяет перерабатывать до 6 тыс. т стали в год. На верфи одновременно могут проходить ремонт три-четыре корабля (до фрегата включительно) или 12-15 транспортных судов, а в год - до 100 судов. На шести слипах размером 15х5 м строятся буксиры, земснаряды, понтоны, лихтеры, самоходные баржи.

На верфи строились патрульные катера для ВМС (1976-1977), боевые катера и десантно-высадочные средства. В настоящее время она специализируется на ремонте турбин, котлов, генераторов, винтов и валов. Есть два плавучих крана грузоподъемностью 220 и 70 т.

Верфь «Халкис шипъярд» вступила в строй в 1973 году. Расположена в 70 км к северу от Афин на о. Эвбея. Занимает площадь 264 тыс. м2, число работающих на ней около 540 человек. На верфи два плавучих дока для судов дедвейтом 48 и 20 тыс. т (рис. 5). Ее оборудование дает возможность перерабатывать до 2 тыс. т стали в год. Опыт эксплуатации показывает, что ежегодно на ней может быть отремонтировано до 80 судов. В настоящее время верфь специализируется на ремонте транспортных судов. На ней строятся траулеры, буксиры, баржи, лихтеры, паромы дедвейтом до 1 тыс. т.

Верфь «Хандрис шипъярд» - одна из старейших в стране (основана в 1880 году). Находится на о. Саламин, располагает двумя слипами размером 110х22 м. На верфи работает 300 человек. Имеет опыт строительства десантных кораблей. В 1979 году на ней был построен учебный корабль для греческих ВМС стандартным водоизмещением 3200 т, кроме того, там проводится ремонт вспомогательных судов ВМС.

Верфь «Арго» построена в 1968 году. Расположена на о. Саламин. Имеет четыре стапеля (один размером 132х22 м и три - 110X20 м) и семь слипов от 25 до 75 м. Число занятых 150 человек. Специализируется на строительстве транспортных судов дедвейтом до 10 тыс. т. Обладает опытом капитального ремонта катеров, десантно-высадочных средств.

Верфь «Киномура шипбилдинг» построена в 1971 году в населенном пункте Киноссура. Имеет два слипа размером 45х5 м. Число занятых 210 человек. Строит десантные корабли, высадочные средства и грузовые суда дедвейтом до 1 тыс. т.

«Олимпик марине» - небольшая кораблестроительная верфь в Лаврионе (37 км юго-восточнее Афин). Число занятых 95 человек. Выпускает торпедные, сторожевые и ракетные катера. Располагает готовыми проектами боевых катеров. При отсутствии заказов изготовляет катера для таможенной охраны и полиции, яхты, прогулочные катера. Имеет слип размером 40х6 м.

Ремонтная база в Пераме (6 км западнее порта Пирей) объединяет более 40 средних и мелких предприятий. Специализируется на строительстве средних и малых пассажирских, грузовых и промысловых судов, танкеров, паромов, землечерпалок. Здесь насчитывается 50 стапелей и слипов длиной от 35 до 120 м. База располагает плавучими доками для судов дедвейтом 50 тыс. т и двумя сухими доками для судов дедвейтом 18 и 6 тыс. т. Число занятых на всех предприятиях 3050 человек.

На территории ремонтной базы находится судоремонтная верфь «Навси марине айрон индастри» с хорошо оборудованным механическим цехом, оснащенным всеми видами новейших станков, кузнечным цехом с прессами мощностью 450 и 100 т, электротермическим цехом, диагностическим центром. Она специализируется на ремонте валов, винтов и главных двигателей. В год там проходят ремонт 200-220 судов. Число занятых 500 человек.

Кроме этого, ремонтом судовых двигателей занимаются предприятия «Каррас Деметре», «Лиастос Маринакис» и «Феоникс шипъярд» (в районе порта Пирей).

Военно-морской арсенал Нафстатмос расположен на территории главной ВМБ Саламис. Имеет четыре плавучих дока для эскадренных миноносцев и судоподъемник типа «Синхролифт» грузоподъемностью 3 тыс. т с десятью ремонтно-построечными местами, а также два плавучих крана грузоподъемностью 30 и 50 т. На территории арсенала находятся следующие цехи: корпусный, механический, электротехнический, по ремонту артиллерийского, торпедного, противолодочного вооружения, радиоэлектронного оборудования. На арсенале производится чаще текущий и реже средний ремонт эскадренных миноносцев, фрегатов и подводных лодок греческих ВМС, ремонт радиоэлектронного и радионавигационного оборудования, артиллерийских систем, торпедного и противолодочного вооружения кораблей. Капитальный ремонт и модернизация кораблей греческих ВМС, как уже отмечалось, ведутся на других верфях и заводах, и прежде всего на «Хелленик шипъярд», «Элефсис шипъярд», где производственные возможности значительно выше.

Ремонтный завод военно-морской базы Суда, расположенный на о. Крит, предназначен для текущего ремонта и докования кораблей греческих ВМС и корабельного состава стран НАТО до эскадренных миноносцев включительно. Имеет несколько слипов длиной до 40 м, сухой док размером 140X20 м и плавучий док длиной 100 м, а также цехи: корпусно-механический, электротехнический, корабельного вооружения, радионавигационный и радиоэлектронного оборудования. Число занятых до 500 человек.

Производственная и технологическая база судостроения в Греции не позволяет полностью удовлетворять потребности своих ВМС в кораблях различных классов. Основные судостроительные и ремонтные. предприятия страны находятся в процессе развития и модернизации. Греческое правительство в дальнейшем намерено полнее использовать возможности судоверфей при выполнении своих программ кораблестроения с учетом зарубежного опыта и технологий.

* Объем помещений судна (в регистровых тоннах, l peг. т - 2,83 м3), находящихся под верхней палубой, в крытых надстройках на ней и выше. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.63-68

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (05.10.2008) | Автор: Капитан 1 ранга Ю. Введенский к.в.н
Просмотров: 4289 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2017 | Используются технологии uCoz