Информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
* * * * *
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
1970 [0]
1971 [0]
1972 [5]
1973 [3]
1974 [1]
1975 [12]
1976 [1]
1977 [1]
1978 [1]
1979 [0]
1980 [1]
1981 [2]
1982 [1]
1983 [43]
1984 [29]
1985 [4]
1986 [25]
1987 [86]
1988 [0]
1989 [12]
1990 [246]
1991 [4]
1992 [0]
1993 [0]
1994 [0]
1995 [0]
1996 [0]
1997 [0]
1998 [0]
1999 [0]
2000 [0]
2001 [0]
2002 [0]
2003 [0]
2004 [0]
2005 [0]
2006 [0]
2007 [0]
2008 [0]
Общий каталог [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 11:02

Главная » Статьи » Архив по годам » 1990

Полёты на предельно малых высотах

Полёты на предельно малых высотах

Полковник Ю. Никин

В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем развития средств ПВО и степенью насыщенности ими войск, полеты самолетов тактической авиации при действиях по наземным целям осуществляются, как правило, на предельно малых высотах (с маскировкой за складками местности и использованием для пролета появляющихся на этих высотах затенений и зазоров в зонах обнаружения РЛС противника) и на максимальных скоростях с резким оборонительным маневрированием.

Рис. 1. Приборная доска самолета F-15E
Рис. 2. Защитный шлем летчика со смонтированным на нею дисплеем производства фирмы САБ
Рис. 3. Дисплей (смонтированный на защитном шлеме летчика). входящий в состав тренажерного комплекса самолета «Торнадо»
Рис. 4. Изображение, передаваемое летчику через окуляры дисплея, смонтированного на его защитном шлеме, системой отображения целей на местности и воздушной обстановки, которая входит в состав тренажерного комплекса самолета «Торнадо»

По оценке западных экспертов, реальное снижение вероятности поражения средствами ПВО достигается с уменьшением высоты до 60 м и менее. Но, как известно, при этом резко возрастает опасность катастрофы самолета, которая может произойти даже из-за незначительной ошибки летчика в технике пилотирования. Предельно малые высоты требуют от летчика особого умения, концентрации внимания, быстрой реакции и поддержания постоянной натренированности. При пилотировании самолета в непосредственной близости от земли, особенно на больших скоростях с резким маневрированием, недопустимы даже малейшие ошибки. То есть, уменьшая опасность поражения от средств ПВО противника путем снижения на предельно малые высоты, летчик одновременно резко увеличивает вероятность гибели в результате катастрофы ввиду близости земли. Эта вероятность может быть снижена до приемлемой величины только путем постоянных тренировок летного состава.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что выживание не может быть самоцелью для тактической авиации. Необходимо также эффективно поражать заданные цели, в том числе малоразмерные, маневренные, хорошо замаскированные или укрытые на местности. Это еще раз подтверждает острую необходимость тренировки летного состава в действиях на предельно малых высотах. Именно на этих высотах наиболее затруднены самолетовождение, поиск и обнаружение цели, точный выход на нее с направления, наименее прикрытого средствами ПВО. Для успешного выполнения атаки летчик должен уметь выполнять сложные маневры в районе цели. Безусловно, появившиеся на самолетах современные автоматизированные системы, позволяющие выполнять полет с огибанием рельефа местности, облетом препятствий, а также новые средства индикации значительно разгружают летчика.

Так, на американском тактическом истребителе F-15E практически вся необходимая летчику информация отображается на крупноформатных экранах четырех дисплеев, установленных на приборной доске (рис. 1). Это дисплеи прицельно-навигационной системы ЛАНТИРН, движущейся карты местности или тактической обстановки, бортовой многофункциональной радиолокационной станции, а также дисплей с данными о параметрах полёта и режимах работы систем самолета, которые выдаются по запросу летчика, а в случае необходимости (например, при возникновении аварийной ситуации) по команде бортовой ЭВМ.

Западные эксперты считают также перспективным создание таких систем, которые позволили бы летчику пилотировать самолет «с поднятой головой», то есть не переводя взгляд на приборную доску для контроля за режимом полета, самолетовождения и прицеливания. Примером такой системы является дисплей, смонтированный на защитном шлеме летчика, на который выдаются данные от всех бортовых систем (рис. 2). Необходимая летчику в данный момент информация находится перед его глазами, куда бы он ни смотрел, не мешая при этом визуальному наблюдению за окружающей обстановкой.

Комплексные бортовые автоматизированные системы обусловили возможность выполнять боевые полеты на предельно малых высотах не только днем, но и ночью.

В то же время, как показала практика, использование всех этих систем также требует хорошей натренированности летчика в пилотировании самолета при нормальной их работе и в случае отказов. Поэтому в ВВС стран НАТО большое внимание уделяется тренировкам экипажей самолетов тактической авиации в полетах на предельно малых высотах. При этом задачи, отрабатываемые экипажами самолетов подразделений ВВС различных стран блока, и годовой налет несколько отличаются друг рт друга. Так, ежегодный налет экипажей американских тактических истребителей, базирующихся в Европе, на предельно малых высотах составляет 50 ч, штурмовиков - 125, западногерманских истребителей-бомбардировщиков - около 70, английских - почти 90 ч. Летчики французских истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков налетывают не менее 76 ч.

Командования ВВС натовских стран считают, что указанный налет, выполняемый в составе подразделений и самостоятельно на различных учениях и тренировках, а также в ходе повседневной летной учебы, является минимальным с точки зрения поддержания на должном уровне натренированности экипажей и их высокой боевой готовности. Необходимо изыскивать новые возможности для его увеличения.

Максимальная ценность тренировок, по мнению иностранных военных специалистов, достигается в том случае, если тренировочные полеты выполняются над местностью, аналогичной той, над которой летчики будут в соответствии с планами решать боевые задачи в случае возникновения вооруженного конфликта. Основным препятствием здесь являются резкие и активные протесты населения стран Западной Европы, испытывающего неудобства от шума низколетящих самолетов и страх после имевших место в последние годы авиационных катастроф. Организовать полеты за пределами населенных пунктов при высокой плотности населения в европейских странах довольно трудно. В ФРГ, Франции и Великобритании имеются полигоны для выполнения полетов и отработки атак наземных целей на предельно малых высотах. Но их возможности невысоки из-за ограниченности воздушного пространства.

Для того чтобы успокоить население, власти принимают различные меры. В ФРГ введены строгие ограничения на полеты военных самолетов по времени - запрещается выполнять их в часы обеда и церковных служб. В Великобритании командование ВВС стремится равномерно распределить маршруты полетов военных самолетов по территории всей страны. Достигнута договоренность и о равномерном распределении всех полетов над территориями европейских стран - союзниц по НАТО, в первую очередь об уменьшении их количества над ФРГ, где дислоцируется наиболее многочисленная авиационная группировка блока.

Экипажи западногерманских ВВС 50 проц. полетов на малых высотах и 30 проц. всех полетов выполняют за пределами своей страны, а американских авиационных подразделений, базирующихся в ФРГ, только 30 проц. полетов на малой высоте выполняют над территорией этой страны.

Созданная в конце 1989 года совместная комиссия из представителей местных властей ФРГ и правительства страны разработала рекомендации по реорганизации существующей системы полетов на предельно малых высотах над западногерманской территорией. Наряду с введением новых ограничений предусматривается строительство РЛС типа «Скайгард» для наблюдения за выполнением летчиками правил маловысотных полетов и принятия обоснованных заключений относительно справедливости претензий, поступающих со стороны гражданского населения.

Рассматривается вопрос об увеличении количества маловысотных полетов, выполняемых на авиабазе Гус-Бей (Канада), на основной базе НАТО по обучению боевому применению авиационного оружия в Дечимоманну на о. Сардиния (Италия), а также о возобновлении соглашения по использованию авиабазы Бежа в Португалии.

В то же время в иностранной печати отмечается, что руководство НАТО в качестве наиболее приемлемого решения проблемы тренировки летного состава по выполнению полетов на малых высотах считает создание единого центра тактической подготовки летчиков-истребителей НАТО, где экипажи могли бы выполнять полеты на предельно малых высотах над большой территорией без многих существующих в настоящее время ограничений и отрабатывать учебно-боевые задачи в полном объеме. Оно исходит из того, что такой центр снизит напряженность вокруг шума и опасности для населения, исходящих от низко-летящих самолетов, и значительно улучшит качество подготовки летчиков. В числе возможных мест расположения такого центра называются авиабазы в районе Конья (Турция) и Гус-Бей. По оценке западногерманских экономистов, оборудование центра подготовки будет стоить не менее 600 млн. марок ФРГ в виде капитальных вложений и 64 млн. марок ежегодных расходов на поддержание функционирования центра.

Важным направлением тренировки летчиков в пилотировании самолетов на предельно малых высотах, по мнению натовских экспертов, является использование специально созданных или модернизированных для этой цели тренажеров авиационных комплексов, полностью имитирующих условия полета.

В частности, канадская фирма «САЕ электроник» разрабатывает для министерства обороны ФРГ оборудование с целью расширения возможностей по тренировке летчиков самолетов «Торнадо» в пилотировании самолета на предельно малых высотах. После испытаний это оборудование будет установлено на семи уже имеющихся в ВВС ФРГ тренажерных комплексах, расположенных на авиабазах, где базируются самолеты этого типа. Стоимость работ составляет оценочно 340 млн. марок ФРГ. На первом этапе работы произведена оценка всех летных упражнений, выполняемых на предельно малых высотах на самолете «Торнадо». В результате упражнения разделены на две группы: в первую вошли те, которые могут выполняться только на самолете, во вторую - те, которые могут быть выполнены и на самолете, и на тренажере. Затем предстоит разработать перечень упражнений для тренажера и порядок их выполнения.

Оборудование, которое дополнит существующие тренажерные комплексы, будет включать систему отображения целей, местности и воздушной обстановки, дисплей, смонтированный на шлеме летчика (рис. 3), а в дополнение к противоперегрузочному костюму и гравитационному креслу платформу с шестью степенями свободы, где разместится сам тренажер.

Для создания системы отображения целей, местности и воздушной обстановки произведено воздушное и космическое фотографирование пяти участков местности на юге ФРГ площадью по 100 км2. Система будет передавать на дисплей летчика цветное изображение местности, имитируя пролет над ней на предельно малой высоте со скоростью до 1100 км/ч. Она же будет создавать и необходимую воздушную обстановку для тренировок экипажей в отражении нападения воздушного противника, а также позволит тренировать летчиков в выполнении полета строем в сомкнутом боевом порядке, имитируя изображение ведущего пары или звена (рис. 4).

Дисплей на шлеме летчика бинокулярный, с изображением, передающимся раздельно на каждый окуляр, что позволит увеличить поле одновременного обзора до 127°, а при повороте головы сделать его круговым и добиться в конечном счете эффекта реального полета. Этот эффект при маневрировании усиливается и дополняется шестью степенями свободы самого тренажера с противоперегрузочным костюмом и гравитационным креслом, имитирующим перегрузки.

По мнению командования ВВС стран НАТО, предпринимаемые меры обеспечат поддержание на необходимом уровне натренированности летного состава в такой важнейшей области боевой подготовки, какой являются полеты на малых и предельно малых высотах.

Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.35-38

Категория: 1990 | Добавил: pentagonus (29.09.2008) | Автор: Полковник Ю. Никин
Просмотров: 2633 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 1998-2024 | Используются технологии uCoz